Занятия по программе детство в старшей группе. Конспект комплексного занятия по программе «Детство» Тема: Рассматривание картины «Белочка. Вопросы о прочитанном

10.04.2019

Введение

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной и др. (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС») предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничного образования, программа предусматривает взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей детей, удовлетворения их индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире * .

Ориентируясь на программные требования, авторы разработали систему комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), рассчитанную на весь учебный год, который разделен на темы. Каждая неделя учебного года раскрывает одну общую тему, например «Друзья спорта», а каждый день недели – подтемы: «Велоспорт», «Зимний спорт» и т. д. Конспекты непосредственно образовательной деятельности представляют собой таблицы, подобные технологическим картам, и включают в себя поэтапное описание совместной деятельности детей и педагогов. Каждый конспект содержит подробный игровой, дидактический, информационный материал и может быть использован для работы с детьми в течение всего дня, что соответствует комплексному подходу к организации образовательной деятельности в ДОО, а тематическое планирование позволит четко структурировать образовательный процесс.

Непосредственно образовательная деятельность основана на интеграции образовательных областей, что четко прослеживается в сетке-расписании на неделю. На комплексных занятиях дети приобретают опыт разносторонней деятельности, социализации, коммуникативных умений во взаимодействии с педагогами и сверстниками при выполнении того или иного совместного упражнения, во время подвижных, дидактических, музыкальных, познавательных игр, самостоятельного выполнения заданий разной сложности, что способствует развитию социально-личностных качеств, выполнению требований к результатам освоения дошкольниками образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров ДО и определенных как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» ** .

Используя комплексные занятия по программе «Детство» в старшей группе, педагоги смогут решить следующие основные задачи воспитания и развития детей шестого года жизни:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, кругозора, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками.

6. Воспитание у каждого ребенка любви к своей семье, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

7. Развитие интереса к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащение социальных и гендерных представлений, социально-ценностных ориентаций, гуманных и патриотических чувств детей.

Пособие будет полезно воспитателям групп детей старшего дошкольного возраста, а также специалистам дошкольных образовательных организаций, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, педагогам дополнительного образования, так как комплексные занятия включают в себя элементы физического, музыкального, художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности.

Пояснительная записка к сетке-расписанию непосредственно образовательной деятельности

Пояснительная записка
к сетке-расписанию непосредственно
образовательной деятельности

В сетке-расписании подробно выделены направления работы по освоению детьми образовательных областей в соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО * .

Более конкретное содержание образовательных областей представлено ниже:

Понедельник:

3. «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда).

Вторник:

2. «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие – 1 раз в неделю; развитие познавательных интересов и мотивации).

Среда:

1. «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности + формирование знаний о здоровом образе жизни).

2. «Художественно-эстетическое развитие» (через неделю чередуются следующие виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

3. «Речевое развитие» (развитие речи + развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (1 раз в 2 недели) ).

Четверг:

1. «Художественно-эстетическое развитие» (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, реализация творческой музыкальной деятельности).

2. «Речевое развитие» (развитие речи + знакомство с художественной литературой (1 раз в 2 недели)).

Пятница:

1. «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности; овладение подвижными играми).

2. «Познавательное развитие» (знания о предметном мире; формирование представлений о мире природы, экологическое воспитание).

3. «Социально-коммуникативное развитие» (формирование знаний и навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе).

Помимо указанных в сетке-расписании основных (приоритетных) образовательных областей в каждом занятии предусмотрена взаимодополняемость образовательных областей, которая варьируется в зависимости от содержания и темы занятия.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, О. В. Социализация. Игра / О. В. Акулова, О. В. Солнцева . – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

2. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т . М. Бондаренко. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

3. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В . Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2008.

5. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

6. Времена года. Стихи и рассказы о природе. – М. : Оникс, 2009.

7. Грищук, Л. А. Школа дошкольников / Л. А. Крищук. – Волгоград: Панорама, 2006.

8. Давайте вместе поиграем. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : ООО «КОРВЕТ», 2011.

9. Давыдова Г. Н. Пластилинография / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2008.

10. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 231 с.

11. Дождик . Книжка для малюток / сост. А. Анненская. – Рига: КОРРА, 1992.

12. Зайцев, Г. Уроки Айболита / Г. Зайцев. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

13. Золотой клубочек. Русские народные загадки. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994.

14. Игровой раздаточный материал для образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты. – Волгоград: Учитель, 2015.

15. Иллюстративно -демонстрационный материал для образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты . – Волгоград: Учитель, 2015.

16. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников / В . И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005.

17. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина [и др.]. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.

18. Комплексные занятия с детьми 4–7 лет / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Изд. 2-е. доп. – Волгоград: Учитель, 2013.

19. Коростелев, Н. 50 уроков здоровья / Н. Коростелев. – М. : Детская литература, 1991.

20. Крупа-Шушарина, С. В. Необычные песенки для детей дошкольного возраста на стихи Ольги Крупенчук-Вознесенской / С. В. Крупа-Шушарина. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

21. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4–7 лет / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

22. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М. : Белый город, 2011.

23. Математика – это интересно. Рабочая тетрадь. 5–6 лет / авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2013.

24. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой / авт.-сост. Г. А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2007.

25. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева. – М. : Просвещение, 1988.

26. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет / Л. И. Пензулаева. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

27. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь–февраль / С . Ф. Виноградова, В. Ю. Бабчинская. – Волгоград: Учитель, 2014.

28. Поторочина, Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс / Е. А. Поторочина. – М. : ВАКО, 2008.

29. 500 замечательных детских игр. – М. : АСТ, 1999.

30. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

31. Развитие речи детей 5–6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф. 2010.

32. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н . А. Рыжова. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.

33. Сомкова, О. Н. Коммуникация / О. Н. Сомкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

34. Суворова, Т. И.

Программное содержание: Развивать интерес к окружающей природе, животным и растениям.

Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни белочки. Уметь составлять небольшой описательный рассказ, отражать в речи результаты наблюдений. Развивать связную речь детей. Учить самостоятельно, находить и придумывать слова со звуком «ж». Упражнять в счёте, в ориентировке, в пространстве, на листе бумаги.

Воспитывать любовь к природе. Активизация словаря: «шерстка», «линька», «дупло», «припасы», «запасливая».

Подготовка к занятию: макет леса: деревья, цветы, грибы, пенёчки; картина «Белочка»; корзина с орехом; кассета с пением птиц, с музыкальным отрывком из серии «В мире животных»; конверты с геометрическими фигурами.

Литература: «Беседы по картинке «Времена года»» Гусаров Н. Н.

«Загадки» Нилов Т.Т.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.

Отгадайте загадку: «Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

Правильно, белочка. Ну-ка, найдите в лесу белочку. (все подходят к картине «Белочка»)

Воспитатель: - Как называется этот зверёк?

Белка - это домашнее животное или дикое животное?

Вы видели живую белку? Где? Когда?

Расскажите (рассказы детей 2-3).

Воспитатель: - Какого цвета была шерсть у той белочки, которую ты видел? (рассказ Воспитателя о том, как меняется цвет шерстки белок зимой и летом).

А, ещё какой зверёк меняет цвет шерстки? Какая есть про него загадка? (зимой белый, летом серый)

А у этой белочки, какая шубка: зимняя или летняя?

Какое время года изобразил художник на этой картине? -

Почему ты так думаешь?

Где строит свой домик белка?

Как он называется? (дупло)

Откуда здесь взялись рябина и грибы?

Зачем белка сушит грибы?

Зачем белке шишка? Играть?

Что есть внутри шишки?

Чем ещё питаются белки?

Как ты думаешь, это взрослая белка или нет?

Как называются детёныши белки?

А как называются детёныши зайца, лисы, медведицы?

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Изобрази животное».(играет мелодия из серии «В мире животных». Дети изображают разных животных.)

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на брёвнышко, отдохнём и продолжим разговор.

Посчитайте, сколько грибов заготовила белочка?

Какой гриб самый маленький? Справа или слева?

Какой гриб самый большой?

Что ещё запасла белочка? Где она прячет припасы?

Придумайте слова про белочку(игра «Добрые слова»).

Какая белочка?

(попрыгунья, заботливая, хлопотливая, хозяйственная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, рыженькая, весёлая...)

Какой одинаковый звук слышится в словах: «рыжая», «желтая», «жёлудь», «жук»?

(Игра «Придумай слово со звуком «ж»)

Придумайте другие слова с этим звуком («железо», «жаба», «жаворонок», «жеребёнок»...)

Воспитатель: - Ребята, а кто там прячется за деревом? (появляется белка (девочка) с корзинкой).

Белочка: - Дети отгадайте загадку:

«Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток-

Хрустнул раз, и треснул бок» (орех)

(Белка раскрывает орех, а в нём конверты с геометрическими фигурами. Предлагает выложить из геометрических фигур белочку. На цветных листочках дети выкладывают белочку.(под сопровождение Т.С.О.)

Белочка благодарит детей, прощается и уходит. Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «Весенние деньки»

Цель:

Задачи:

    Дать детям представления о весенних явлениях природы: стало тепло, солнце светит ярко, на деревьях набухают почки, появляются листочки, трава, первые цветы;

    Учить детей различать основные цвета и отвечать на вопросы воспитателя, активизировать прилагательные: красный, синий, зелёный, жёлтый;

    Воспитывать звуковую культуру речи: правильно произносить гласный звук [у], правильно произносить звукоподражание -кап - кап;

    Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество.

Материал и оборудование : изображение паровоза и «пуговицы» четырёх основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый); макет «тучка»; музыкальный инструмент – треугольник; схема «Кому солнце даёт тепло»; макет «Весенняя полянка»; птичка – свистулька; зонтик раскрытый; корзина с конфетами.

Ход занятия :

В: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Поздороваемся с гостями. Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками (в группе на солнышко дополнить прикрепить «золотые» лучики). Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна.

Весело солнышко резвится

Возле нашего окна

Вот к нам в двери постучалась

Настоящая весна!

В: Давайте мы с вами поздороваемся с солнышком, улыбнёмся ему:

Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Доброе, лучистое и такое чистое.

В: Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет нас своими лучиками. Греет деревья, кусты, птиц, животных. Всё живое на земле оно согревает (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло»).

В: Ребята (воспитатель подходит к макету «тучка»), весной бывает дождик, когда солнышко прячется за тучку (помощник воспитателя берёт треугольник, начинает играть).

Ой, дождик закапал, бегите ко мне под зонтик и расскажем вместе стихотворение:

Дождик, дождик веселей

Капай капли не жалей

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

В: Поиграем с дождём? (Звучит треугольник) Приготовьте ладошки.

Апрельский вдруг закапал дождь кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

И по лужам ты идёшь – так-так-так (притоптывают)

Ветер шелестит листвой – ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь)

Дождик сильнее застучал – кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

Скоро ливнем дождик стал – кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке)

Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» и перестал.

Снова солнышко засияло и зовёт нас в лес. В лесу выросли подснежники. Поедем, полюбуемся ими?

На чём же мы поедем?

Можем мы поехать на паровозе?

Посмотрите, он у нас есть (Показывает макет паровоза). Вот наш паровоз, но у него нет колёс. Может ли паровоз ехать без колёс? Надо нам с вами приделать колёса к нему.

Посмотрите, какой у нас паровоз? (Красный)

Давайте, найдём красные колёса и прикрепим к паровозику.

Колёса теперь есть у паровозика, а у вагончиков нет.

Посмотрите, какого цвета этот вагончик (Жёлтого). Найдите жёлтые колёса и прикрепите к вагончику (и так далее с остальными колёсами).

Ребята, когда паровоз едет, у него из трубы идёт дым колечками. Пусть и у нашего паровозика идёт дым из трубы. Какая у нас труба? (синяя) Найдите синие круги и сделаем из них дым.

Паровоз наш готов! Можно отправляться в путь?

Я буду паровоз, а вы мои вагончики, выстраивайтесь друг за другом.

Вы готовы?

Как гудит паровоз? (у-у-у)

Давайте все вместе погудим как паровоз: у-у-у.

Вот поезд наш едет

Колёса стучит,

А в поезде нашем

Ребята сидят,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Гудит паровоз

Ребят он повёз

Далеко, далеко.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

В: (Паровоз подъезжает к поляне с цветами) Ребята, полюбуйтесь первыми весенними цветочками – это подснежники. Какие они красивые. Вот уже появилась зелёная травка. На деревьях появились первые листочки. Звонко поют птицы. Вот она какая – весна красавица!

Ой, посмотрите, под деревцем стоит корзинка.

Посмотрим, что там? Конфеты. Это ребята, вам сладкий привет посылает весна!

Спасибо за внимание!

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «Солнышко и дождик»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.

Задачи:

    Дать детям представления о весенних явлениях, изменений в природе: идёт дождь или солнце светит.

    Расширить словарный запас: солнце, дождь.

    Развивать у детей речь и художественное мышление.

    Учить детей запоминать и повторять за воспитателем потешки.

Материал и оборудование : макет тучки с капельками, детские стулья-домики.

Ход занятия :

В: Ребята, посмотрите, получился домик, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко, предлагает детям помахать в своё окошко.

Какая хорошая весенняя погода! Сейчас выйду и позову детишек поиграть (Выходит на середину комнаты и зовёт всех погулять).

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

В: Подзывая детишек к себя, громко произносит:

Слова Движение

Топ-топ-топ-топ, Все топают ножками,

Топ-топ-топ, стоя на месте.

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ (пауза)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Все хлопают в ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп, подражая воспитателю.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

В: А теперь побегаем! – убегает и дети разбегаются в разные стороны.

Посмотрите, дождик идёт! Скорей домой – дети убегают в свои домики (стульчики).

Послушайте, как барабанит дождик по крышам – изображая шум дождя (барабанит пальчиками).

Стало очень скучно, давайте попросим дождик перестать капать.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей

Зря в окошко не стучи!

Наших деток не мочи!

В: Сейчас выйду и посмотрю, закончился дождик или нет.

Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

В: Давайте поиграем; на слова «Дождик идёт!» спрятаться в свой домик, а на слова «Солнышко светит!» выйти на полянку.

В: Дождик, дождик, надо нам расходится по домам.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе

по разделу «Мир природы»

программа «Детство»

Тема: «К нам пришла весна»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.

Задачи:

    Связная речь: учить детей связно отвечать детей на вопросы воспитателей.

    Подбирать к словам определения.

    Понимать смысл загадок и находить отгадку.

    Звуковая культура речи: закрепить звукопроизношение звуков «ч’», «к».

Материал и оборудование : игрушки заяц белый и серый.

Ход занятия :

В: Ребята, я вчера ходила в лес, я его не узнала, как же изменился лес! Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? Снег растаял, потому что ярко светит солнце, стало тепло.

А с деревьями что произошло? На деревьях раскрываются почки, распускаются листочки. А какие появились в лесу цветы? В лесу появились первые цветы – подснежники. Ребята отгадайте загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

В: Правильно, хвалит детей и загадывает ещё загадку:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня… (Весна)

В: Правильно, ребята, наступила весна.

Весной и звери изменились. Что с ними произошло? Поменяли зимние шубки на летние.

Зайчик зимой был белым

А весной стал серым.

Ребята давайте позовём к нам зайчат. Посмотрите как они изменились.

В: А ещё весной из тёплых краёв прилетаю птички – грачи.

Вот и птички прилетели,

Как красиво всё кругом!

Дети!!! Все во двор бегом!

В: Назовите, каких птичек вы знаете: воробышки, ласточки, соловьи.

В: Ребята, снег на крышах тает и превращается в сосульки, солнышко греет и сосульки тают.

Выходи скорее в сад,

Слушай звон, слушай звон.

Это капельки звенят –

Дон-дон, дон-дон.

В: Настроение у людей тоже меняется. У всех людей радостное настроение, особенно когда ярко светит солнышко.

Приходит весна,

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду

Конспект комплексного занятия по программе «Детство» Тема: Рассматривание картины «Белочка» (младший возраст)

Программное содержание: Развивать интерес к окружающей природе, животным и растениям.

Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни белочки. Уметь составлять небольшой описательный рассказ, отражать в речи результаты наблюдений. Развивать связную речь детей. Учить самостоятельно, находить и придумывать слова со звуком «ж». Упражнять в счёте, в ориентировке, в пространстве, на листе бумаги.

Воспитывать любовь к природе. Активизация словаря: «шерстка», «линька», «дупло», «припасы», «запасливая».

Подготовка к занятию: макет леса: деревья, цветы, грибы, пенёчки; картина «Белочка»; корзина с орехом; кассета с пением птиц, с музыкальным отрывком из серии «В мире животных»; конверты с геометрическими фигурами.

Литература: «Беседы по картинке «Времена года»» Гусаров Н. Н.

«Загадки» Нилов Т. Т.

Ход занятия.

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.

— Отгадайте загадку: «Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

— Правильно, белочка. Ну-ка, найдите в лесу белочку. (все подходят к картине «Белочка»)

Воспитатель: — Как называется этот зверёк?

— Белка — это домашнее животное или дикое животное?

— Вы видели живую белку? Где? Когда?

— Расскажите (рассказы детей 2-3).

Воспитатель: — Какого цвета была шерсть у той белочки, которую ты видел? (рассказ Воспитателя о том, как меняется цвет шерстки белок зимой и летом).

— А, ещё какой зверёк меняет цвет шерстки? Какая есть про него загадка? (зимой белый, летом серый)

— А у этой белочки, какая шубка: зимняя или летняя?

— Какое время года изобразил художник на этой картине? —

— Почему ты так думаешь?

— Где строит свой домик белка?

— Как он называется? (дупло)

— Откуда здесь взялись рябина и грибы?

— Зачем белка сушит грибы?

— Зачем белке шишка? Играть?

— Что есть внутри шишки?

— Чем ещё питаются белки?

— Как ты думаешь, это взрослая белка или нет?

— Как называются детёныши белки?

— А как называются детёныши зайца, лисы, медведицы?

— А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Изобрази животное».(играет мелодия из серии «В мире животных». Дети изображают разных животных.)

Воспитатель: — Ребята, давайте присядем на брёвнышко, отдохнём и продолжим разговор.

— Посчитайте, сколько грибов заготовила белочка?

— Какой гриб самый маленький? Справа или слева?

— Какой гриб самый большой?

— Что ещё запасла белочка? Где она прячет припасы?

— Придумайте слова про белочку(игра «Добрые слова»).

— Какая белочка?

(попрыгунья, заботливая, хлопотливая, хозяйственная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, рыженькая, весёлая…)

— Какой одинаковый звук слышится в словах: «рыжая», «желтая», «жёлудь», «жук»?

(Игра «Придумай слово со звуком «ж»)

— Придумайте другие слова с этим звуком («железо», «жаба», «жаворонок», «жеребёнок»…)

Воспитатель: — Ребята, а кто там прячется за деревом? (появляется белка (девочка) с корзинкой).

Белочка: — Дети отгадайте загадку:

«Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток-

Хрустнул раз, и треснул бок» (орех)

(Белка раскрывает орех, а в нём конверты с геометрическими фигурами. Предлагает выложить из геометрических фигур белочку. На цветных листочках дети выкладывают белочку.(под сопровождение Т. С.О.)

Белочка благодарит детей, прощается и уходит. Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 6th Декабрь, 2014
Вы находитесь:

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ДЕТСТВО» / Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.(80%), образовательной программы ДОУ (20%) - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Обязательная часть по программе «Детство» обеспечивает достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития ребенка.

Вторая часть отражает специфику детского сада, приоритетные направления его образовательной деятельности.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :

1. Укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности детей, освоение средств и способов познания, обогащение опыта деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитание самостоятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.

4. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащение социальных представлений о людях, о родном городе, стране.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе учебных занятий для детей 4-5 лет, игр-занятий (занятий-путешествий, занятий-загадок, сюжетно-игровых занятий и др.), образовательных и социально-игровых ситуаций для детей 4-5 лет;

2. Совместную деятельность педагогов с детьми через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной, музыкальной, литературной), режимных моментов;

3. Самостоятельную деятельность детей;

4. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей программы дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет

Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью . Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).

Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя - создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет - это не индивидуальность,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

1.2.Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности с учетом социального заказа родителей, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

Режим предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу с детьми), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПинам, 2010 года). Режим дня составлен с учетом реализации содержания образовательной программы по всем 10 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально-личностное (ориентировочно по 2 часа в день по каждому направлению).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Режим дня средней группы № 7(возраст детей4-5лет)

Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Режим дня детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание воспитанников в детском саду.

Режим дня на холодный период года средней группы

Длительность

1 час 20 минут

Приём детей. Минута вхождения в день (взаимодействие с детьми, родителями, коммуникация ); утренняя гимнастика: (образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация); беседы с детьми : (коммуникация, социализация, познание); наблюдения в центре природы: (труд, познание); свободные игры (коммуникация, социализация); индивидуальные и групповые дидактические игры : (познание, коммуникация, социализация); самостоятельная деятельность в центре творчества: (художественное творчество, познание, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (здоровье, социализация, безопасность, коммуникация)

Завтрак Индивидуальная работа с детьми. Дежурство по столовой. ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков (труд, здоровье, безопасность, познание)

Самостоятельная игровая деятельность (коммуникация, социализация, познание)

По 15-20 минут одно занятие

НОД с интеграцией образовательных областей

Чтение художественной литературы

Подготовка ко 2 завтраку, 2-ой завтрак (здоровье, социализация, познание)

1 час 30 минут

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация). Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание, коммуникация), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация)., индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация, безопасность ), экспериментирование (познание, здоровье, коммуникация), общение по интересам (коммуникация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте , на мольбертах (художественное творчество).

Возвращение с прогулки, водные процедуры (здоровье, социализация, коммуникация, труд). Самостоятельная деятельность детей.

12.00-12.50

Подготовка к обеду: Совместная ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков, пальчиковые игры, чтение художественной литературы ., обед , дежурство по столовой, индивидуальные беседы (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье - воздушные ванны)

Музыкатерапия (музыка, здоровье)

Дневной сон (здоровье)

Гимнастика пробуждения (воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия (здоровье, физическая культура коммуникация, социализация, чтение художественной литературы)

Игры по желанию детей (коммуникация, социализация, труд). Сюжетно-ролевые игры (познание, коммуникация, социализация). Минутки красоты (наблюдение, рассматривание предметов, любование красотой в природе) (познание, художественное творчество, социализация). Самостоятельная игровая и деятельность детей (Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество). Час физической нагрузки (здоровье, физическая культура, коммуникация, труд, познание).

Подготовка к ужину, ужин (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание) (здоровье, коммуникация, познание)

Организация совместной деятельности с детьми (на усмотрение воспитателя)

НОД с интеграцией образовательных областей + платные кружки

1час 30 минут

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Работа с родителями.

Игры с любимыми игрушками (самостоятельная деятельность детей)

Самостоятельная деятельность в центре творчества (художественное творчество) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество) Игры-хороводы, музыкальные игры, игры на шумовых инструментах (музыка, познание, художественное творчество, коммуникация, социализация). Самостоятельные игры детей в различных центрах (познание, коммуникация, социализация) Самостоятельная деятельность в центре двигательной активности, совместная деятельность по развитию движений (здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация).

II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей 4-5 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут

(СанПиН 2.4.12660-10).

III. Содержание психолого-педагогической работы

Циклограмма педагогической деятельности (по 4 линиям развития)

Понедельник - физкультурно-оздоровительное направление

(ОО «Физическая культура» и «Здоровье»)

Вторник - познавательно-речевое развитие

(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

Среда - социально-личностное развитие

(ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Четверг - 2 вариативная часть ООП

(Хореография, Конструирование)

Пятница - художественно-эстетическое развитие

(ОО «Музыка», «Художественное творчество»)

Циклограмма деятельности в средней группе

I половина дня

I и II прогулки

II половина дня

понедельник

1. Дидактическая игра (экология)

2. Развивающая игра (общение)

3. Строительно-конструктивная

4. Развивающая игра (внимание, память)

5. Хороводная игра (1)

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно-ролевая игра

3. Дидактическая игра (экология)

4. Игра - экспериментирование

2. Дидактическая игра

3. Пальчиковая игра

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Игра - драматизация (флан.)

1. Дидактическая игра (звуковая культура речи)

2. Пальчиковая игра

3. Словесные игры

4. Беседы о семье, игрушках

5. Сюжетно-ролевая игра

1. Подвижная игра - 3

2. Игра - экспериментирование

3. Сюжетно- ролевая игра

4. Дидактическая игра

5. Хороводная игра

1. Дидактическая игра

2. Пальчиковая игра

3. Коммуникативная игра

4. Игра - драматизация

(театр игрушек)

5. Строительно-конструктивная игра

1. Дидактическая игра (сенсорика)

2. Пальчиковая игра

3. Строительно-конструктивная игра

4. Подвижная игра

5. Коммуникативная игра

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно- ролевая игра

3. Игра - экспериментирование

4. Дидактическая игра

5. Развивающая игра (внимание, память)

1. Строительно-конструктивная игра

2. Дидактическая игра

(свойства и качества)

3. Игра - драматизация (театр тенев.)

4. Сюжетно - ролевая игра

5. Пальчиковая игра

1. Пальчиковая игра

2. Хороводная игра

3. Настольные игры, разр. карт

4. Дидактическая игра (изо)

5. Развивающие игры

1. Подвижная игра - 3

2. Сюжетно - ролевая игра (1)