Собираемся на прогулку
Цель : развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование : куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры :
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель : научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети
берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к
врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят
зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает
больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Воспитатель оценивает, как дети
общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали
благодарить врача за оказанную помощь.
День рождения куклы Кати
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется...? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Дед Мазай и зайцы
Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.
Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.
Ход игры:
Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.
В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.
В игре можно использовать следующий материал:
Зайка (М. Сорокина)
По тропинке зайчик скачет,
Отчего-то горько плачет.
Что у зайки за беда,
Кто обидел и когда?
«Рыжехвостая лисица
Утащила рукавицы.
Лапки мерзнут у зайчишки,
Помогите мне, детишки!»
Мы возьмем клубок и спицы,
Зайке свяжем рукавицы.
Как теплее лапкам станет,
Зайка плакать перестанет.
Зайка (А. Барто)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Русская народная песенка
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит, лес поет!
– Убегайте без оглядки:
Волк идет! Волк идет!
Ожившие игрушки
Цель: научить детей вживаться в образ.
Оборудование: мешочек с игрушками.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.
Не прозевай!
Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.
Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:
Русская народная потешка
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приходи, котя, спать,
Нашу Машеньку качать.
Про кошку (Е. Стеквашова)
Мою pучки, мою ножки,
Мою спинку нашей кошке.
Кошка очень pассеpдилась:
«Я сама уже умылась».
Рыбалка (Е. Стеквашова)
Ловим pыбу вместе с кошкой,
Мы с утpа pыбачим с ней.
Кошке – мелкую pыбешку,
Мне, конечно, покpупней.
Hемудpеная наука —
Наблюдать за поплавком.
Может быть, поймаю щуку,
Может, попадется сом.
Hо везет пока лишь кошке:
Щука не клюет на крошки.
Клубок (В. Степанов)
За клубком котенок
Прыгнул, как тигренок,
Лапками катает,
Зубками кусает.
Шляпа (В. Степанов)
Не спеша, на мягких лапах
По квартире ходит шляпа —
В шляпе папиной идет.
Мурочка (В. Степанов)
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
– Я теперь – снегурочка.
Обновки (П. Воронько)
Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
Театральное представление
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Ход игры:
Воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Ромашки на лугу
Цель: развитие внимательности, воображения у детей.
Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».
Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.
Поливаем огород
Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Ход игры :
Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет,
Поливаем огород.
Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.
Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.
В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».
Уложим кукол спать
Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование : 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры :
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
В статье можно найти сценарии игр для детей 2-3 лет, а также узнать о влиянии игры на развитие ребенка.
Игра служит для детей не просто развлечением, но также является ключом к познанию окружающего мира, развитию фантазии, логического мышления, развитию усидчивости и прочих важных качеств.
Любую информацию, передающуюся через игру, дети лучше запоминают и усваивают. Важно, чтобы игра соответствовала возрасту ребенка.
Дидактические игры условно можно разделить на три типа:
Игры с игрушками и различными предметами способствуют развитию тактильных ощущений, фантазии, мышления. Дети учатся узнавать предметы по внешнему виду.
Игра «Что растет на огороде и в саду?»
В ведерке или корзинке находятся игрушечные овощи и фрукты. Родитель говорит: «К нам приходил ежик, он принес фрукты и овощи. Давай узнаем, что растет на огороде, а что в саду». Затем родитель просит малыша достать ему какой-либо овощи из корзинки. Овощи кладутся в одну сторону, а фрукты в другую. При этом нужно сказать ребенку, как называется данный фрукт либо овощ, какого он цвета, где растет.
Набор овощей и фруктов для детей
Игра «Что за предмет?»
В мешочек складываются различные предметы. Например:
Предметы могут быть самые разнообразные. Ребенок или родитель достают из мешочка предмет. Ребенок должен назвать его.
Игра «Построй замок»
Для этой игры понадобятся кубики разной формы:
Помогите ребенку построить большой замок.
Словесные игры развивают речь, пополняют словарный запас, развивают умение вести диалог и выражать свои мысли, закрепляют правильное произношение.
Игра «Поющие буквы»
Игра «Как говорят животные?»
Разглядывая карточки с изображениями животных, родитель просит ребенка сказать, как говорит корова или котик. Если ребенок еще не знает, следует самому сказать ему: «Мяу-мяу» или «Му-му». Дети быстро запоминают звуки животных.
Настольно-печатные игры направлены на улучшение визуального восприятия, зрительной памяти, а также внимания.
Игра «Найди пару»
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением геометрических форм. Малыш должен найти пару к карточке. Например, две карточки с красными квадратами, затем две карточки с желтыми треугольниками.
Игра «Пазлы»
Пазлы для детей двух-трех лет должны состоять из 3-4 частей. Начиная с простых частей, малыш будет учиться составлять общий предмет из деталей.
Польза подвижных игр очевидна. Активные физические забавы развивают координацию движений, быструю реакцию, внимание. Подвижная игра может длиться 10-15 минут.
Игра «Солнечные зайчики»
Возьмите фонарик, покажите малышу пятно от него. Это — солнечный зайчик, малыш должен будет поймать его. Когда солнечный зайчик находится на полу, можно ловить его ножками.
Игра «Веселая пчелка»
Сначала спросите у малыша, как жужжит пчелка. Затем со звуком «З-з-з-з» догоняйте малыша, будто вы — пчелка. После того, как пчелка догнала малыша, он становится пчелкой. Дети визжат от восторга от такой веселой игры.
Игра «Перебрось игрушки»
Комнату разделите на две части веревкой или невысокой ширмой. На одной и на второй стороне должны находиться мягкие игрушки. Задача в том, чтобы перебросить как можно быстрее игрушки на сторону противника.
Среди других подвижных игр можно отметить:
Настольные игры развивают в детях усидчивость, логическое мышление. Для детей 2-3 лет не нужно покупать сложные настольные игры. Игра должна быть понятна и интересна малышу.
Какие настольные игры подходят для такого возраста? Это могут быть:
В этом возрасте дети будут заинтересованно лепить из пластилина, рисовать карандашами или красками.
Также можно соорудить интересную игру своими руками. Для этого вам понадобится:
В лотке с крупой спрячьте бусинки. Пусть ребенок попробует их все найти. Эта игра рассчитана на улучшение мелкой моторики пальцев.
Важно : Если в игре используются мелкие элементы или детали, родители обязательно должны присматривать за ребенком.
С раннего возраста дети пытаются подражать взрослым. Они повторяют бытовые ситуации, интонацию, поведение взрослых. Роль родителя в сюжетно-ролевой игре велика. В 2-3 года ребенок еще не может самостоятельно смоделировать ситуацию. Родитель должен помочь, натолкнуть, подсказать.
Предложите ребенку поиграть в такие игры:
Пусть ребенок исполняет роли продавца, больного или врача, заботливой мамочки или папочки. Союзником в сюжетно-ролевых играх могут быть родители или игрушки.
Режиссерская игра очень похожа на сюжетно-ролевую. Отличие состоит в том, что ребенок не принимает на себя роль, а наделяет ролями другие неодушевленные предметы (игрушки).
Игра — основной способ познания мира ребенком. Уделяйте побольше внимания игре со своими детьми, но помните, что в возрасте 2-3 лет дети не могут еще сосредоточиться надолго. С помощью игры можно помочь ребенку расти счастливой, гармоничной и развитой личностью.
Взросление детей проходит многочисленные этапы, и на каждом из них деток сопровождает сюжетно-ролевая игра. Кроха занимается с игрушками неосознанно, сначала сам, а затем со своими сверстниками. Так как все восприятие окружающего мира у него происходит в игровом процессе, этот вид деятельности очень важен для гармоничного развития.
То, как детки воспринимают окружающую действительность, составляет основу любой сюжетно-ролевой игры. Они примеряют на себя роль взрослых, опираясь на собственный опыт, то есть на то, как они это видят. Еще в возрасте 2-3 лет дети начинают увлекаться игрушками, и это является самым первым проявлением потребности в таком виде деятельности. Чем старше он становится, тем более серьезными становятся действия.
Нельзя недооценивать значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Она необходима каждому, ведь через нее происходит психическое, личностное и интеллектуальное развитие маленькой личности. При помощи игр дети могут самостоятельно справляться с различными фобиями (боязнь темноты, собак, врачей, общения со сверстниками) без вмешательства психолога.
Подобные игровые формы прекрасно адаптируют маленького человечка к новым для него условиям – переезду на другое место жительства, поступлению в школу. Цель сюжетно-ролевой игры – помочь карапузу освоиться в мире взрослых. До этого возраста ему еще далеко, но это является преимуществом – за годы таких занятий дети успевают узнать, как должны вести себя взрослые люди в той или иной ситуации, и это поможет им в будущем. Структура сюжетно-ролевой игры состоит из роли, содержания и сюжета. Каждому из компонентов отведена определенная роль, и все они являются значимыми:
Взрослые, в основном, являются лишь наблюдателями и не вмешиваются в ход действия. Какие сюжетно-ролевые игры для детей выбрать, решают сами участники. Они делятся на пять основных разновидностей, но могут быть и смешанными:
Когда-то наступит время, когда дитя впервые пойдет за хлебом в ближайший магазинчик. Подготовка к этому ответственному делу начинается заранее. Для этого используются подобные сюжетно-ролевые игры для дошкольников:
Многие дошколята боятся ходить к доктору. Помочь в преодолении страха поможет имитация различных ситуаций, происходящих на приеме у доктора, в манипуляционном кабинете, у стоматолога:
Девочки и мальчики любят копировать отношения мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра «Семья», цель которой умение правильного распределения ролей, помогает понять свою роль в социуме:
Маленькие девочки хотят быть похожими на своих мам, заботящихся о красоте. Это желание нужно развивать. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», цель которой развить знания о профессии, заинтересует и мальчишек:
Подготовка к школьной жизни должна начинаться задолго до первого класса. В этом поможет проигрывание процесса урока, когда будущий школьник имеет возможность почувствовать себя как учеником, так и учителем:
Девчонки с удовольствием практикуются в крое и шитье при помощи маленькой детской швейной машинки. Мальчики же могут выступать в роли моделей. Эта нестандартная игровая деятельность, как и остальные, способствует социализации ребенка:
Умение вести себя в общественных местах пригодится будущему взрослому. В этом ему поможет сюжетно-ролевая игра «Кафе», атрибуты которой найдутся в каждой группе детского сада:
Учиться грамотному поведению на дороге нужно с раннего возраста. Для этого проводятся разные мероприятия, в числе которых сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»:
Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является ее последовательное действие, которое регулируется самими детьми. То есть процесс начинается, потом идет его основная часть и, затем, он логически завершается. В нем у детей могут возникнуть некоторые трудности и задача воспитателя – устранить недопонимание. Наблюдая за детками со стороны и вмешиваясь в случае необходимости, воспитатель анализирует поведение участников.
Диагностика сюжетно-ролевой игры выявляет трудности в отношениях между детьми – дружны ли они между собой, умеют ли действовать сообща и помогать друг другу. Наблюдение за детками помогает понять, есть ли у них проблемы в отношениях со взрослыми. На основании полученных знаний педагоги должны корректировать поведенческие несоответствия в раннем возрасте.
Не только педагоги, но и родители с успехом могут применять такой способ общения со своим чадом, как метод разнообразить досуг. Так, можно будет неожиданно для себя узнать много нового и даже увидеть себя со стороны в действиях, поступках и совах игрушечных котиков или кукол. Особенно полезно проводить время, подобным образом, тем, кто по каким-то причинам не посещает детский сад и редко общается со сверстниками.
Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.
Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.
Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.
Дети — дошкольники до поступления в школу достигают высокий уровень во всех направлениях личностного становления. Это касается уровня сформированности физической, интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности дошколенка.
Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.
У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.
Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.
Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.
Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.
В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.
Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.
Сюжет может раскрываться играми бытовой, профессиональной и социальной тематики.
В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.
На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.
Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.
Замечено, что в старших группах, после того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием игры, ставят прививки игрушечным шприцем.
Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.
Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.
На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.
В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.
В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.
Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.
Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.
Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».
После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».
Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».
При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.
Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.
Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.
Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.
Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.
Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.
У некоторых психологов до сих пор возникают вопросы, испытывают ли дети старшего дошкольного возраста подобные эмоции во время игры, или только изображают чувства?
Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.
Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.
Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения.
Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.
Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.
Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.
При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.
При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.
Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.
Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.
Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.
Сюжета осуществляется посредством речи.
Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.
Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.
Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.
У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.
Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей . Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.
Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.
Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
Дети играют в «Магазин игрушек». На столике расставляются товары (игрушки), к ним прикрепляются ценники (при условии, что дети уже знакомы с цифрами и числами; это могут быть готовые таблички-наклейки или самостоятельно подписанные листочки). На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
Первоначальная сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действия взрослых, увиденного малышом в повседневной жизни
Когда автор этой статьи стала мамой во второй раз, первому сыну едва исполнилось полтора года. Естественно, старший ребёнок наблюдал за младенцем и за тем, как за ним заботятся родители: купают, пеленают, кормят из бутылочки, укладывают спать. И в возрасте двух лет сын повторял с игрушками сценки обыденной жизни. Он качал медвежонка на руках и напевал мелодию колыбельной, давал ему соску и погремушку, катал в коляске. То есть ребёнок примерил на себя роль родителя.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками - разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.
Ян Амос Коменский
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/11/aforizmy-ob-igre-i-obuchenii
Возрастная категория детей | Задачи |
3–4 года |
|
4–5 лет |
|
5–6 лет |
|
6–7 лет |
|
В сюжетно-ролевой игре дети закрепляют знания о профессии (продавец-кассир) и учатся культуре посещения магазина
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.
Творческая игра «Путешествие в космос» начинается с того, что один из воспитанников объявляет себя капитаном и предлагает полететь на луну. Ребята соглашаются: мальчики строят космический корабль (из стульев или мягких модулей), девочки собирают в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребята рассказывают о том, что видят в воображаемых иллюминаторах, показывают действие в невесомости. Внезапно случается поломка, корабль совершает посадку на ближайшей планете, космонавты исследуют неизвестную территорию.
Воспитанники самостоятельно разработали замысел, подготовили предметы для игры и распределили роли
Дети автора статьи любят играть в «Супермаркет». Старший сын готовится к поступлению в школу, умеет складывать и вычитать в пределах 100 - он выполняет роль кассира, раскладывает по ячейкам игрушечные купюры. Дочка учится писать, она оформляет ценники для товаров, её роль в игре - покупатель. Сценарий игры классический: покупатель набирает товары в тележку, кассир пробивает, совершается покупка. Дидактическое содержание игры заключается в тренировке дочкой умений писать цифры и совершенствовании сыном вычислительных операций (сложение и вычитание).
В игре происходит практическое применение математических знаний: получить сумму (сложение номинала банкнот или стоимости товаров), посчитать сдачу
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.
На доску проецируются космические пейзажи с целью максимального погружения детей в игровую среду и для закрепления знаний в небольших дидактических заданиях
По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».
Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».
Дети действуют в рамках ролей - автомеханики, водитель
Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор - клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств и др. Некоторые атрибуты для игры педагог делает совместно с ребятами: терминал и банкомат (наклеивают на коробки распечатки-экраны с кнопками), бейджики для операторов, банкноты и монетки.
Для игры используются старые банковские карточки, клавиатура и телефон, бутафорские банкноты и терминал
Пишущая эти строки наблюдает каждый вечер несколько компаний в старшей группе, которую посещает сын. Девочки играют в «Дом моды», «Маникюрный салон», «Дочки-матери» в уголке игровой деятельности. Тогда как сюжетно-ролевые игры мальчиков имеют больший размах и выходят за пределы игровой зоны: их игры подвижны и часто шумны. Любимые игры сына и одногруппников - «Полицейские и воришки», «Строители», «Автомобилисты и инспектор».
Мальчикам интересно играть в строителей с привлечением специальной техники, спецодежды и инструментов
Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.
В играх военно-патриотической направленности участвуют и девочки, и мальчики, ведь помочь родине может каждый
Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме «Поликлиника» в средней группе. Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Воспитатель даёт задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия (названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).
В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по медицинской тематике
Для активизации фантазии и развития талантов сюжетно-ролевые игры проводятся на творческих занятиях: музыкальных, по хореографии и театральной деятельности. После ознакомления детей с определённой группой музыкальных инструментов им предлагается провести игру «Духовой/струнный/народный ансамбль», в подготовительной группе сюжетно-ролевая на музыкальном занятии усложняется.
Игра в подготовительной группе «Симфонический оркестр» предполагает знание воспитанниками профессиональных обязанностей дирижёра и взаимодействия его со всем участниками оркестра. Для исполнения ролей музыкантов (скрипачи, флейтисты, барабанщик и др.) дети должны быть знакомы со всеми группами инструментов и способами игры на них.
Музыкальные занятия и особенно занятия хореографического кружка включают сюжетно-ролевые игры-танцы. Дети выполняют под музыку движения в соответствии с тематикой композиции: «На лесной опушке» - дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Танец с саблями» - импровизация на военный сюжет, «Лесорубы», «Косари» - моделирование в танце трудовой деятельности.
Под музыку дети движут в соответствии с сюжетом танцы: волк ловит зайчат
Также сюжетно-ролевая игра является первой ступенью театрализованной деятельности дошкольников. С детьми проводятся игры-инсценировки по литературным произведениям (в театральном уголке или кружке дополнительного образования): «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц», «Мойдодыр» и др.
Игра-инсценировка проводится по мотивам известной детям сказки
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
Игровая деятельность младших дошкольников активируется при помощи готового набора для сюжетно-ролевой игры
Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE Video can’t be loaded: Сюжетно ролевая игра в современном детском саду (https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE)
Возрастная группа | Методические приёмы | Примерная тематика |
Первая младшая (ясельная) | Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль. |
|
Вторая младшая | Ролевой диалог:
|
|
Средняя | Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
|
|
Старшая | Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников - введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.). |
|
Подготовительная | Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
|
|
Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.
Тема, группа | Начало игры | Основная часть игры | Завершение игры | Общая длительность |
«На приёме в поликлинике», первая младшая группа | Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги. 2–3 минуты |
Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам. 9–10 минут |
Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места. 2–3 минуты |
15 минут |
«Поездка в метро», средняя группа | Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты. 3–4 минуты |
Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы. 12–14 минут |
Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета 2–5 минут |
20 минут |
«На границе», подготовительная группа | Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения. 4–7 минут |
Выстраивание сюжета по задумке воспитанников. 18–23 |
Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах. 3–5 минут |
30 минут |
Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.
Цель |
|
Оборудование | Предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер», полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики. |
Предварительная работа | Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре. |
Руководство к игре | - Дети,сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю), встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «Шум улицы»). - Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка». И мы будем его первыми посетителями. - Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей) - Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица). Давайте же зайдём в «Золушку». Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка). - Посмотрите, какой красивый и уютный салон! Это - удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску. Это - зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры? Что нужно им для работы? (ответы детей) - Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю). А вторым мастером будет Костик. Я заметила,что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю). Запомнили? Давайте пройдём дальше. Это - маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра? - Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находиться в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу. Кто из вас, ребята, мог бы справиться с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка». Буду наблюдать за вашей работой и помогать. - Итак, парикмахеры у нас - Лиза и Костик, мастер маникюра - Катя, уборщица - Арина, а остальные - посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите всё необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка). Выполняют игровые действия. - Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Завтра он обязательно откроет перед вами свои двери. - Какие роли вам понравилось выполнять? - Что интересного было в игре? - Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми? |
В сюжетно-ролевой игре дети учатся осваивать элементы новых профессий, например, мастера ногтевого сервиса
Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.
https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw Video can’t be loaded: Атрибуты для сюжетно - ролевых игр в детском саду (https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw)
Спецодежда и инструменты для игры в стройку
Фонендоскоп, другие инструменты и пузырьки для разыгрывания роли доктора
Кассовый аппарат, корзинка и товары для игры в супермаркет/магазин
Меню и набор продуктов для игры в кафе
Набор посудки для игр в семью, кухню, ресторан
Инструменты для стрижек, укладок и причёсок
Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.
Атрибуты для игры в космическое путешествие Атрибуты для игры в продуктовый магазин или кафе Атрибут для игры в стройку или ремонт квартиры Атрибуты для игры в корресподентов Атрибут для игры в офис, агентство Атрибуты для игры в кухню, кафе, ферму Атрибут для игры в поликлинику Атрибут для игры в салон красоты/маникюрный салон
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки - для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками - для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей - для салона красоты.
Готовые костюмы для ролевых игр можно разместить в уголке ряжения или игровой зоне Простой вариант ролевых костюмов своими руками: украсить фартуки специальными обозначениями профессий Атрибуты и элементы костюмов для игры в морское путешествие Костюм космонавта своими руками Шапочки к игре по мотивам народной сказки
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.
Дети - невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно
Витрина аптеки с окошком сделана своими руками с использованием печатных изображений лекарств (листовки можно взять в любой аптеке) Наполнение реальными предметами (образцами тканей, швейными принадлежностями, журналами с выкройками) побуждает детей ближе познакомиться с устройством ателье Оригинальное оформление игровой среды при помощи бросового материала Банкомат для современной игры можно сделать из обычной коробки Самое главное в игровой среде на морскую тему - наличие корабля Игровая среда состоит из самодельных предметов с символикой Почты России Для современной сюжетно-ролевой игры использованы предметы техники, а для оформления игрового офиса - рисунки детей Игровая среда наполняется реальными предметами (инструменты и приборы) и важным самодельным атрибутом - таблицей для оценки зрения
Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх и корректировки плана дальнейшей деятельности педагог проводит анализ игры.
Протокол составляется по следующим критериям:
Игровая среда, выбор атрибутов и план сюжета продуманы воспитателем - для младшего возраста. Дети самостоятельно подбирали атрибуты из предложенных и намечали план игры - средний возраст. В соответствии с темой игры воспитанники сами подготовили предметные условия, сделали материал и атрибуты, распределили роли и развернули сюжет - старшие дошкольники.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Поделитесь с друзьями!