Конспект по логике подготовительной группе. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Занятие с воспитанниками подготовительной группы Развиваем логическое мышление. Игра «Я беру с собой в дорогу»

22.03.2019

Тема: «Логические игры и план»

Задачи:

1. Закрепить:

Знания о многоугольнике;

Умение определять зависимость при делении целого на части;

Умение рисовать прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии при изображении больших и маленьких треугольников в тетрадях.

2. Продолжать знакомство с планами.

3. Развивать мышление с помощью логических игр.

Демонстрационный материал: кукла Буратино; набор многоугольников; обруч; план группы; призы детям.

Раздаточный материал : логические карточки; бумажные круги и ножницы; тетради в клетку; карандаши.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Появляется Буратино.

Буратино . Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я — Буратино, сын папы Карло. Папа Карло купил мне азбуку и коробку с играми.

Буратино достает коробку с геометрическими фигурами (многоугольниками). На пол кладется обруч. Дети встают вокруг обруча.

— Давайте с вами поиграем. Возьмите каждый по одной фигуре и слушайте мое задание:

Встаньте в обруч те, у кого четырехугольники;

Встаньте в обруч те, у кого пятиугольники;

Встаньте в обруч те, у кого шестиугольники;

Встаньте в обруч те, у кого восьмиугольники;

Поднимите карточки те, у кого многоугольники.

— Молодцы! Как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Ребята, Пьеро прислал мне какие-то письма с заданиями. Я ничего не могу понять. Помогите мне.

Буратино предлагает детям разбиться на пары и дает каждой паре по 2 карточки с логическими задачами.

— Определите, что лишнее в каждом ряду? Почему вы так считаете?

— Спасибо вам, ребята, за выполненные задания! Сегодня утром мы сели пить чай. Мальвина поставила на стол торт и попросила поделить его на 4 равные части. Нас ведь было четверо: я, Мальвина, Пьеро и Артемон. Я не знаю, как это делается. Пришлось Мальвине самой делить торт.

Воспитатель . Буратино, ты не переживай, наши дети умеют это делать и тебя научат.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на которых лежат круги из бумаги и ножницы. Дети делят круг на 4 части.

— На сколько равных частей вы разделили торт? Всем ли достанется? Какая часть торта достанется Мальвине? (Одна четвертая.)

Какая часть торта достанется Пьеро? (Одна четвертая.) Какая — Буратино? Какая — Артемону?

Буратино . Спасибо, ребята! В следующий раз я сам смогу правильно разделить торт.

Ой, совсем забыл. Ведь я зашел к вам вот с этим планом. В нем указано место, где лежит мой золотой ключик. Помогите мне его отыскать. Предлагаю разбиться на 2 команды. Какая команда первой найдет золотой ключик, та и получит приз!

План вешается на доску. Обе команды смотрят на план и пытаются отыскать место, где спрятан ключик. После того как дети находят ключик, Буратино благодарит их и вручает призы — маленькие брелочки в виде ключиков.

— А вчера эта противная Мальвина открыла мою тетрадь по математике и строго сказала: «Буратино, вы меня огорчили тем, что не выполнили домашнее задание». Как будто я знаю, как его выполнять.

Воспитатель . Да это мы с ребятами быстро сделаем. Мы и в тетрадях умеем работать. Правда, дети?

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют разные треугольники.

Тема: Свойства: форма

Цели : сформировать умение выявлять свойства предметов (форму и цвет), анализировать, строить умозаключения; развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Нашему Мышонку нравится бывать в саду. А вы знаете, что растет в саду? Что вы любите? (Ответы детей.)

2. Игра «Угадай форму»

Прежде чем идти в сад работать, Мышонок решил подкрепиться. Помогите ему накрыть на стол. В одну тарелку (воспитатель показывает планшет) вы будете складывать только квадратные печенья, в другую - круглые, в эту тарелку - треугольные, а в ту - прямоугольные. Я буду каждому давать по фигуре, а вы кладите ее в нужную тарелку - прикрепляйте к планшету.

3. Работа в тетради

Задание 1. Что это за деревья? В середине слива, справа от нее яблоня, слева груша. Раскрасьте их. Нарисуйте сливы, яблоки, груши: наверху маленькие, внизу большие.

Задание 2. Из частей мозаики Мышонок складывает фрукты и овощи. Помогите ему. Соедините линией каждую картинку с недостающей частью. Раскрасьте картинки.

4. Физкультминутка

Мы достанем яблоко,

Мы достанем грушу.

И до слив дотянемся,

Чтоб потом их скушать.

Мы срываем апельсины

И кладем их все в корзины.

Мы срываем виноград -

Винограду всякий рад.

Собирай клубнику,

Вишню собирай.

До чего богатый

Нынче урожай!

5. Работа в тетради

Задание 3. На фруктовом домино - яблоки и апельсины. Сделайте так, чтобы зеленых кружочков было больше, чем красных, а красных - больше, чем оранжевых.

Задание 4. Отгадайте загадку Мышонка.

На березе три большие ветки. На каждой большой ветке по одной маленькой, на каждой маленькой - по одному яблоку. Сколько всего яблок? (На березе яблоки не растут.)

Как вы думаете, это серьезная загадка или шутливая? (Шутливая.) Обоснуйте свой ответ.

Конспект НОД в подготовительной группе "Логический поезд"


Описание материала : Предлагаю вам конспект по логическому мышлению для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Логический поезд»
Конспект занятия по логическому мышлению в подготовительной группе на тему: "Логический поезд."
Интеграция образовательных областей: "Познание"»,"Социализация"
Цели : продолжать учить детей построению моделей соотношения между понятиями(диктант « снизу вверх»), классификации по одному или нескольким признакам.
Упражнять в подборе качественных прилагательных в простой степени сравнения.
Развивать образное мышление, слуховое восприятие.
Активизировать в речи слова: транспорт, трамвай, дирижабль, маршрутное такси, катер, пассажирский транспорт.
Оборудование : Посылка, д/и"Транспорт"

Дети сидят за круглым столом.
В группу приходит почтальон Печкин и приносит посылку от кота Матроскина.
-Это я, Почтальон Печкин. Принес вам посылку от кота Матроскина. Только я вам ее не отдам, пока вы не ответите на все мои вопросы. Я буду говорить вам предложения, а вы должны закончить их. Да не просто так, а логически! Вот, например: если стол выше стула, то стул… ниже стола. Понятно? Ну тогда отгадывайте: Если 2 больше 1, то 1- меньше двух. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа вышел позже Саши. Если река глубже ручейка, то ручеек(мельче речки.) Если сестра старше брата, то брат(младше сестры). Если правая рука справа, то левая рука(слева).

Рассматривание игры. Дети посмотрите: в этой игре множество карточек. Что же на них изображено? (Разные виды спорта)
Беседа с детьми: Дети, посмотрите, какую чудесную игру прислал нам кот Матроскин из Простоквашино: Какое название может иметь эта игра? Правильно. Точнее всего подходит название ТРАНСПОРТ. Давайте перечислим все те машины, которые изображены на карточках. (Перечисление в произвольном порядке, размещение на столе) Вот как много разных машин мы знаем. Как вы считаете на сколько основных групп можно разделить все эти машины? Воспитатель распределяет с помощью детей все карточки на 3 группы, обозначенные на доске соответствующими символами. Как вы думаете, ребята, можно ли этими группы разделить на какие-нибудь более мелкие подгруппы?
Физминутка.
А над морем- мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
(Дети машут руками словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).

Дети, обратите внимание, что карточки имеют форму пазлов. У каждой группы карточек своеобразная форма. Это и поможет нам узнать, правильно ли мы рассортировали машины по группам. Сейчас мы все вместе это проверим. Настя будет составлять логический поезд из карточек, которые мы отнесли к воздушному транспорту, Кирилл- к водному, Дима – к пассажирскому (и т.д.) В конце рассказа воспитатель помогает каждому ребенку сделать вывод: Например: все эти транспортные средства предназначены для воздушных полетов. Поэтому и дирижабль, и самолет, и ракета, и вертолет относятся к воздушному транспорту.
В игру, которую нам подарил кот Матроскин, можно играть по – разному. Я придумала такую игру: из 4-х картинок выбрать одну лишнюю. Например: скорая помощь, милиция, трактор, пожарная машина. Что здесь лишнее?
Варианты: такси, трамвай, троллейбус, автобус
Подъемный кран, каток, молоковоз, трактор.
Лодка, катер, пароход, подводная лодка.

Итог занятия.
Дети, сегодня на занятии мы хорошо потрудились, выполнили много заданий. А в свободное время я предлагаю вам придумать, как еще можно играть в эту чудесную игру.

Маргарита Козырева
Конспект занятия по развитию логического мышления у детей подготовительной группы «Бывает - не бывает»

Конспект развивающего занятия «Бывает – не бывает » .

Интеграция образовательных областей «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Цель : Развитие логического мышления , речи

Задачи :

Образовательные : обучать способам познания предметов : абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивающие : развивать логическое мышление , познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам); расширить речевой диапозон.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.

Демонстрационный материал : макет телевизора, а в нем изображения Бабы-Яги, Лешего, Змея Горыныча, большие конверты, карточку с изображением тарелки, стакана, пирамидки, шкафа, елки, ежа, картина с небылицами, изображения елки, новогодних елочных игрушек, на которых написаны слова : фрукты, овощи, цветы, деревья, мебель, изображение несуществующего животного.

Оборудование : мяч.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей , подведение итогов.

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия .

Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним случится? (педагог показывает лист бумаги)

А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел в огне? (ответы детей )

Да, верно, бумага горит в огне.

Этот вывод мы сделали с помощью нашего мышления . Мыслим мы обо всем : о деревьях, друг о друге и многом другом. Вот, сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление . Мышление нужно нам для того , чтобы учиться, получать знания об окружающих нас предметах, вещах

2. Основная часть.

Скажите, ребята, какой праздник приближается? (Новый год) А, что происходит под Новый год? (ответы детей ) . Правильно, под Новый год свершаются различные чудеса, оживают сказочные герои. За тем, как мы будем сегодня заниматься, будут наблюдать сказочные герои (на доске расположен макет телевизора, а в нем Баба-Яга, Змей Горыныч, Леший). Смотреть они на нас будут через этот волшебный телевизор. К тому же они прислали нам задания (педагог показывает большие письма в конвертах, которые мы должны выполнить, иначе они заколдуют все елки в лесу и не будет у нас праздника.

Как, ребята, справимся? Тогда вперед!

Первое задание нам прислал Леший :

Игра «Что на что похожее» . Цель : научить детей искать общие признаки у предметов, развивать способность сравнивать. Педагог показывает карточку с изображением какого-либо предмета, а дети должны назвать предметы, на которые он похож (т. е. назвать признак) . Для начала разобрать с ребятами стихотворение :

Ель на ежика похожа.

Еж в иголках,

Елка тоже.

Чем похожа елка на ежа? На что еще похожа елка?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Второе задание от Бабы-Яги :

Игра «Кто летает?» . Цель : развивать мышление ребенка , умение выделять главные, существенные признаки предметов.

Все дети встают в круг.

Сейчас, мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову, например, стрекозу, отвечайте : «Летает» , - показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны , как крылья. Если я вас спрошу : «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимайте рук.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Собака летает? Самолет летает? И т. д.

Ребята, Баба-Яга в школе не училась и не знает значения слов книга, зонтик, тетрадь. Объясните ей, что это за предметы (дети объясняют значение слов) .

Вот, опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что-то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (три)

Каждая голова нам задала по заданию :

Первая голова Змея дает нам такое задание игра «Бывает-не бывает » . Цель : развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.

Я буду называть предложения, тому, кому я брошу мяч, должен ответить бывает это в жизни или нет .

Ночью светит солнце;

Волк бродит в лесу;

Зайчик пошел в школу;

Домик рисует девочку;

Летом цветут цветы :

Зимой созревают ягоды.

А теперь я покажу вам картину, а вы расскажите мне, что художник перепутал и нарисовал не так (на доске вывешивается картина с небылицами) .

Вторая голова придумала для нас такое задание :

Я буду задавать вопрос «Кем (чем) был раньше?», а тот до кого я дотронусь должен ответить. Кем раньше был цыпленок (яйцом, кем раньше была лошадь, яблоня рыба, корова, рубашка и т. д.

Ребята, смотрите, что это за Чудо-Юдо? (на доску вывешивается животное, составленное из нескольких разных животных. Например, хвост павлина, туловище тигра, шея жирафа, лапы курицы).

Третья голова предлагает нам поиграть в игру «Говори хором» . Цель : знакомство с противоположными понятиями.

Я буду говорить вам стихотворения, а вы будете хором заканчивать его.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь - …. (низко) .

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - …. (близко) .

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты - …. (храбрец) .

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай….(конец) .

Днем на улице светло, а ночью….? (темно)

Небо голубое, а трава….? (зеленая)

Лимоны кислые, а сахар….? (сладкий) .

Собака лает, а кошка ….? (мяукает) .

Ну, вот ребята, все задания мы выполнили. Теперь осталось нарядить к празднику елку (вывешивается на доске изображение елки) . У меня на столе лежат игрушки (наглядные пособия) . Я буду говорить вам слова, а вы называть их одним словом. По очереди вы будете выходить к моему столу и выбирать новогоднюю игрушку с этим словом и будете вешать ее на елку .

Груша, яблоко, апельсин – это…. (фрукты) .

Капуста, картофель, морковь – это…. (овощи) .

Роза, василек, ландыш – это ….(цветы) .

Ель, дуб, береза – это …. (деревья) .

Шкаф, кровать, стул – это ….(мебель) .

Красивая елка у нас получилась!

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! Что мы сегодня на занятии делали ? Для чего нужно нам мышление ? О чем мы можем мыслить?

Тема : Сравнение предметов по двум признакам

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал : планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Осенью ребята идут в школу. Мышонок помогает им, чтобы они учились хорошо. Как вы думаете, чему дети учатся в школе? Для чего нужно учиться? (Ответы детей.)

2. Игра «Угадай форму и цвет»

Мышонок показал детям, какого цвета и формы бывают фигуры. И я буду показывать вам разные фигуры. Кто быстро и правильно назовет цвет и форму, тот получит фигуру, например красный квадрат. Из полученных фигур вы вместе должны будете составить картинку. (Это можно сделать на планшете.) Посмотрим, что получится.

3. Работа в тетради

Задание 1. Назовите предметы и скажите, для чего они нужны. Раскрасьте их.

Задание 2. Положите в рюкзачок только то, что нужно в школе: соедините линией эти предметы с рюкзачком. Раскрасьте рюкзачок.

4. Физкультминутка

Петя радостный, веселый.

Он идет сегодня в школу.

Будет в школе он писать,

Прыгать, бегать, танцевать.

Нарисует треугольник,

А потом овал.

Он от счастья так и скачет -

В школу он попал!

5. Работа в тетради

Задание 3. Мышонок придумал для ребят игру. Он разрезал кружочки на части. Поиграйте в эту игру. Помогите отыскать части каждого кружочка. Соедините их линиями и раскрасьте в любой цвет.

Задание 4. Ребята загадали Мышонку загадку. Отгадайте ее.

Петушок спешит в школу. А навстречу ему - мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик и лисичка-сестричка. Сколько героев идут в школу? (Один петушок.)