Учим ребенка логическому мышлению. Как развивать логическое мышление ребёнка

02.05.2019

Юлия Дерябина
Учим ребенка логическому мышлению

Учим ребенка логическому мышлению .

По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается , учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления . Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находиться не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.

О заданиях

1. Задание органично связаны друг с другом. Решив одну задачку, освоив необходимые для этого знания, ребенок тем самым готовится для решения следующих, более сложных заданий, где эти знания нужны будут применить в других, новых для него условиях.

2. Начать нужно с задач «Что изменилось?» , «Что изменилось, что не изменилось?» . Они позволяют ребенку закрепить и систематизировать имеющиеся знания и осознать, что любой предмет (объект0 можно рассмотреть с разных точек зрения.

Ребенок научится выделять существительные и абстрагироваться от несущественных признаков. Эта важная стадия мышления , этап подготовки решения на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Кроме того, для решения заданий, при поиске неочевидных для него закономерностей, ребенку необходимо активно использовать полученные знания о свойствах предметов, применить эти знания для построения нужных умозаключений. Эти навыки позволят ему в дальнейшем находить логические обоснованные пути решения более сложных задач.

3. Задания «Какой предмет лишний» , «Найди правильно и продолжи ряд» , можно выполнять верно, если провести анализ нескольких признаков исследуемых групп предметов, сделать нужные рассуждения и обосновать свой вывод. Это уже полновесное умозаключение, основанное на самостоятельных суждениях.

4. Все задачки в этом материале доступны для дошкольников. Для их решения необходимы знания только самых простых понятий, таких как цвет, форма, размер, количество, а также логическое рассуждения , интуиция и догадки. Решая, ребенок учится понимать требование задачи, выделять условие и вопрос, взаимосвязь между ними, осознано использовать полученные знания для решения проблемных заданий. Все это называется готовностью ребенка к обучению , которая ему будет нужна с первых дней учебы в школе.

5. Восприятие предметов, их свойств (цвета, формы, величины) и пространственного расположения всегда включает в себя обследование и сравнение. Именно таким путем и идет развитие

восприятие детей в дошкольном возрасте. Поэтому все задания сформулированы таким образом, чтобы ребенок вовлекался в активное обследование заданных предметов.

6. Обратите внимание, что задания в данном материале являются базовыми. На их основе легко создать новые варианты задачи упражнений. Для этого нужно, сохранив суть задания, сформулировать его с помощью предметов, отличных по форме, цвету и т. д. Это касается всех приведенных заданий.

7. Во многих заданиях не предлагается обязательного, единственно правильного ответа, что позволяет детям с различным уровнем подготовки успешно участвовать в заданиях, выдвигать оригинальные версии.

Несколько практических советов

1. Этот материал не на один день – прочитал, уяснил, решил и будет результат. Задач много, они разной сложности, решать их нужно последовательно, по порядку. Не стоит разбивать задачки из середины книжки, не выполнив начальные задания. Учится думать системно полезно в любом возрасте.

2. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок , совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.

3. Нельзя давать ребенку задачку для решения , не разобрав предварительно учебные примеры. Даже если он сообразит и найдет правильное решение, этого недостаточно. В заданиях важен не только верный результат, но и сам процесс решения. При этом нужно следовать правилам, которые показаны при разборе задач. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.

Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в убёче.

4. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.

5. Предложите ребенку создать свои авторские задачи. Пусть над ними «поломает голову» друзья или кто-то из взрослых. Этим можно повысить его интерес у интеллектуальным занятиям и развлечениям, что для дошкольников даже важнее, чем какое-то конкретное занятие. Эти задачки лучше не рисовать или формировать словами, а составить из материальных предметов – деталей конструктора, кубиков. Очень хорошо для этих целей подойдет игротека «ТРИНТ» (тренируем интеллект) .

6. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям . Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся. Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку , как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение !

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому ! Так как самостоятельно , при этом не теряя родительского контроля над ним?!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность . Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок , не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает ! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому !..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся .

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность .

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления !

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания ? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей , до которых он самостоятельно не додумается! Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать ), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Копирование этой статьи запрещено!

Мышление является высшей формой активной деятельности человека. Это психологический процесс, который неразрывно, довольно плотно связан с речью.

В результате мыслительной деятельности у человека начинают формироваться определенные навыки логического мышления: анализирование происходящего, сравнение или обобщение явлений, синтез, конкретизация.

Многие родители хотели бы узнать информацию, как научить ребенка думать правильно, поэтому рассмотрение особенностей мышления у детей довольно актуально на сегодняшний день.

Освоение навыков и познание нового

Еще в древние времена считалось, что полноценно думать малыш начинает лишь тогда, когда у него начинается развиваться интеллект и появляется разговорная речь. Современные исследования степени активности мозга доказали, что ребёнок думает, ещё находясь в животе матери. Рождаясь, он не сразу проявляет осознанность лишь потому, что поначалу учится навыкам управления собой и своими инстинктами.

Познание малышом окружающей действительности, как правило, начинается с элементарного ощущения, осознанного восприятия различных отдельных явлений, а также предметов, их образы хорошо фиксируются памятью. При этом мышление складывается в результате знакомства ребенка с действительностью, познания окружающего мира.

Общаясь с окружающими, ребенок учится как обобщать сходные между собой явления, определяя существующее между ними сходство, так и рассуждать об их особенностях. Постепенно он учится сравнивать, обобщать, конкретизировать и анализировать. С двух лет у малыша возникают первые ассоциации, которые используются в дальнейшем развитии. С этого и начинается ранее развитие процесса детского мышления.

Виды мышления, их особенности

Выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление (вид познания, основанный на использовании предметов);
  • наглядно-образное, то есть с помощью представленных мысленно явлений;
  • словесно-логическое, то есть с помощью различных понятий и слов, используя логические рассуждения.

Этот вид мышления наблюдается периодически до 3 лет, а особо интенсивно развивается от 3 и до 4 лет. Малыш начинает понимать свойства окружающих его предметов, учится манипулировать ими по назначению, выполняет различные практические задачи.

Как научить ребёнка думать

Видеоуроки: Оскар Бренифье, Как научить ребенка мыслить?

После освоения предыдущей формы мышления в полной мере на его основе у ребенка начинает формироваться более развернутый тип мышления — наглядно-образный. С 4-5 лет малыши начинают постепенно переходить от различных прямых действий с предметами к мыслительным действиям с представлением образа этого предмета. На основе этих представлений ребенок может успешно решать задачи. При этом совсем необязательно контактировать с предметом, брать его в руки, можно просто представить его. Этот вид мышления позволяет считать цифры в уме, использовать разные схематические изображения.

У ребенка с шести лет непременно начинает развиваться следующий этап мышления, так называемый словесно-логический. Из всех видов мышления этот самый сложный, ведь в нем задействованы довольно сложные и отвлеченные понятия, которые при помощи логического мышления необходимо выразить словами.

Влияние развития мышления на обучение

В основном потребность человека в мыслительном действии начинает в полной мере проявляться в школьном возрасте, потому что на уроках ребенку приходится справляться с разными довольно сложными задачками, появляется острая необходимость логически мыслить.

Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит как от степени развития мышления у ребенка, его умения обобщать, а также систематизировать полученные знания, так и от способности творчески решать разные проблемы. Достаточно развитое мышление однозначно помогает ему правильно ориентироваться в обществе и чувствовать себя довольно уверенно в окружающем его современном мире, к тому же способствует и общему развитию.

Роль родителей в развитии мышления

Каждый родитель обязан знать, как именно научить своего ребенка думать, и должным образом обеспечивать его полноценное развитие. В период, когда мыслительные способности малыша пассивны, он лишь получает внешнюю информацию, но сознательно не старается обрабатывать её. Маленькие дети постоянно общаются, но способности думать долго о чем-нибудь конкретно у них ещё не развиты, поэтому в основном многие малыши не могут надолго себя занять даже интересным для них занятием.

Развитие полноценного мышления у детей не происходит само собой, им должны руководить взрослые. Учитывая приобретенный ребенком опыт, родители должны объяснить ему понятия, которые он не познает самостоятельно. Перед ними и педагогами стоит очень важная и ответственная задача научить ребенка самостоятельно размышлять и сравнивать, рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы и устанавливать закономерности.

Упражнения для развития мышления

Научиться всему этому ребенок способен при помощи специальных упражнений, а также разнообразных игр. При этом от педагога не требуется особой подготовки, игры используются в рамках запланированной образовательной программы или в игровой форме на прогулке.

Есть большое количество игр, которые направлены на ускорение развития мышления. Степень сложности игр, соответственно, изменяется в зависимости от степени развития и возраста ребенка. В одну и ту же развивающую игру можно играть по-разному.

Например, довольно эффективная игра «Семейка», согласно правилам которой взрослый произносит вслух определенный ряд слов, например, картофель, капуста, огурец, предлагая детям назвать эти слова одним общим словом «овощи». С более старшими детьми необходимо слегка изменить условия предыдущей игры. Назвать, наоборот, обобщающее слово, например, овощи, при этом предложить детям назвать примеры овощей, это игра «Назови одного из большой семейки». Варианты игр разнообразны и напрямую зависят целиком от фантазии родителей, а также педагогов.

Понять их логику

Развитие мышления у детей условно можно разделить на три этапа: наглядно-действенный (потрогать, пощупать, попробовать «на зубок»), образно-действенный (соотнести, придумать) и словесно-логический (сравнить, проанализировать). Поэтому, приступая к освоению логики, не торопитесь запасаться всевозможными развивающими тетрадками и пособиями. Сначала используйте те возможности, которые не требуют никаких вложений, кроме вашего личного времени. Вскоре вы убедитесь, что большую часть логических понятий кроха усвоит очень быстро, между делом и как бы «на ходу».

Взрослея, малыш все время наблюдает за тем, что происходит, появляется и изменяется в его жизни: явления природы, предметы быта, настроение людей, поведение животных и т. п. В маленькой голове закономерно возникают вопросы: «Как?» и «Почему?». Терпеливо отвечайте на них и сами обращайте внимание ребенка на происходящие события. Спросите его: «Что будет, если?..» («…я уроню мячик», «…ты наступишь в лужу, «…снег принести домой» и т. п.). Пусть кроха даст свой вариант ответа, прежде чем вы озвучите правильный. Объясняйте самые простые явления, используя элементы логических рассуждений. Например: «Мы сейчас будем ложиться спать, потому что уже вечер и нам нужно отдыхать». Постепенно малыш начнет понимать, что у всего вокруг есть причина и следствие.

Всему свое время

В возрасте 1,5–2 лет ребенок может запомнить последовательность счета до 5 (а иногда и до 10), но цифры пока остаются неинформативными для него. Не стоит требовать от крохи решения даже самых простейших арифметических задач! А вот начинать знакомить его с логикой можно и нужно.

В раннем возрасте малыши познают мир через тактильное восприятие – с помощью ощущений. В этот период родители, играя с детьми, помогают им знакомиться с разными формами, цветами, материалами, звуками. Именно они должны объяснять, что мячик круглый и синий, колеса у машинки круглые и черные, игрушечный мишка мягкий, деревянный кубик твердый, а котенок живой и говорит «мяу». Годовалый малыш уже может различать некоторые геометрические фигуры (например, круг) и 3–4 цвета, а также сравнивать размеры (большой или маленький). С каждым годом он постигает все новые математические азы. В 2–2,5 года ребенок усваивает элементарные с взрослой точки зрения понятия (один – несколько), учится сравнивать (много – мало, далеко – близко, больше – меньше или одинаково), а в 3–4-летнем возрасте может выделять противоположные признаки (большой – маленький, высокий – низкий, узкий – широкий, холодный – горячий), находить сходный признак или лишний объект в одном логическом ряду, обобщать. И вот теперь он уже готов учиться количественному счету, знакомиться с цифрами и числами, а также с действиями с ними.

На прогулке предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается, значит, дерево толстое. Сравнивайте высоту деревьев, кустов и травы, пятиэтажных и высотных домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика, длину разных скамеек и т. п. Постепенно через игру малыш усвоит многие логические понятия.

Что под руку попало

Необязательно открывать книжку, чтобы попрактиковаться с крохой в логике! Делать это можно практически везде: на улице, в транспорте, на кухне, в ванной. Как? Очень просто. На прогулке обращайте внимание и считайте, загибая детские пальчики, красные машины, больших и маленьких собак, детей в колясках и бабушек с палочками. Дома, вынимая белье из стиральной машины, просите кроху подать столько прищепок, сколько футболок (носков, платков) вам нужно развесить. Накрывая на стол, поручите малышу разложить на нем необходимое количество ложек (вилок, салфеток).

Для занятий с детками раннего возраста «логической математикой» вам пригодятся и самые обыкновенные игрушки: мягкие книжки со страницами разной текстуры и развивающие книжки с наклейками, различные пирамидки и кубики, краски для рисования пальчиками, пластилин, геометрические конструкторы с крупными деталями (типа LEGO DUPLO), пазлы, разрезные картинки. А вот развивающие пособия по подготовке к школе, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и математических представлений, а также счетный материал (палочки, карточки, счеты и т. п.) лучше всего использовать после 4 лет.

В возрасте от года до трех ребенок «мыслит руками», поэтому старайтесь всегда использовать принцип наглядности: «Смотри, папин ботинок большой, а твой ботиночек маленький. Хочешь проверить? Примерь!» Такие игры расширяют кругозор, развивают образное и пространственное мышление, умение сравнивать и обобщать.

Учимся мыслить

Главный принцип преподнесения малышу логического материала должен быть следующим: сначала – контрастные понятия (один – много, большой – маленький), затем – то, что «посередине» (несколько, средний).

Даже полуторагодовалый кроха имеет какое-то представление о понятиях «один – много» просто потому, что часто слышит от родителей («Как много народу сегодня в метро», «Ты один можешь этим заняться», «У тебя слишком много игрушек» и т. п.). Это знание осталось только закрепить: поставьте на стол одну машинку, а под стол («в гараж») еще четыре. Пусть малыш покажет вам, где находится одна машина, а где – много. Сначала старайтесь «работать» с реальными предметами (игрушки, яблоки, конфеты, прищепки, ложки и т. п.) и только затем переходите к картинкам (карточкам и книгам). Дело в том, что для маленького ребенка они – всего лишь символ. Разобраться с изображениями для него пока сложнее, чем с тем, что можно взять в руки и потрогать. Но ближе к трем годам малыш уже уверенно сможет показать вам, на каком рисунке изображена одна земляничка, а на какой – несколько.

Следующие логические понятия, с которыми нужно познакомить малыша, это «больше», «меньше» и «равно». Оптимальный возраст для этого – 2–2,5 года. Выложите перед ним одну машинку, два мячика и пять кубиков. Каких игрушек больше? Затем посадите за стол несколько кукол или мягких игрушек и дайте крохе в руки мешочек с конфетами. Предложите ему взять из пакета столько конфет, чтобы каждой игрушке досталось по конфете. Объясните ему, что для выполнения этого задания нужно брать по одной конфете и класть по очереди перед каждой игрушкой. В конце проверьте, все ли получили по конфете. Что еще можно делать? Во время купания, когда кроха играет с формочками, спросите его, в какую из них помещается большой объем воды, а в какую – маленький. Выбирая продукты в магазине, попросите ребенка сортировать в корзине пачки и пакетики: большие – справа, маленькие – слева.

Основные логические действия

Сравнение

Прежде всего кроха должен научиться распознавать и определять размер и форму предметов, сравнивать их между собой, а также устанавливать между ними соответствие по какому-либо признаку.

Практические упражнения

* Возьмите игрушечные фигурки кошки и собаки, попросите малыша посмотреть на них и сравнить их: что у них общего, а чем они отличаются?

* В свободное время (в транспорте, по пути в детский сад, в очереди к врачу) играйте в «Съедобное-несъедобное»: вы называете какой-то предмет, а ребенок должен ответить, можно ли его съесть или нельзя.

* Насыпьте в миску макароны разного размера и формы. Попросите кроху по кучкам разложить: а) большие и маленькие макароны, б) длинные и короткие, в) толстые и тонкие.

Классификация

Классифицировать – это значит уметь разделять или объединять предметы в группы в зависимости от определенных характеристик. От вас потребуется дать малышу максимальную информацию, объяснив категории (цвет, форма, размер, происхождение, назначение и прочие признаки), по которым можно классифицировать предметы. Есть множество игр, развивающих у крохи навыки классификации, например «Найди лишнее» или «Подбери пару».

Практические упражнения

* Почаще называйте названия групп предметов. Например, собираясь на прогулку, раз за разом повторяйте: «Мы надеваем колготки, майку, футболку, свитер, джинсы и курточку. Это – наша одежда». Накрывая на стол, приговаривайте: «Мы ставим тарелки и чашки, кладем ложки и вилки – это посуда».

* Практикуйте игры, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и скажите, что войти в него смогут только игрушечные зверушки (как вариант – куклы, машинки). Когда кроха освоит это задание, усложните его: пусть из всех игрушечных зверей он отберет, например, тех, кто белого цвета или маленького размера.

* Предлагайте малышу помочь вам разобраться с одеждой «для стирки»: в одну кучку сложить носки, в другую – майки, в третью – футболки и кофты. Пусть он попробует разложить по ячейкам в ящике для столовых приборов вилки и ложки.

* Сделайте принцип классификации по признаку главным во время уборки детской: скажите, что машинки нужно сложить в красную коробку, кубики – в синюю, а мягкие игрушки – в круглую корзину.

Возьмите три листа цветной бумаги трех цветов (красного, синего, желтого), нарисуйте на них и вырежьте три основных фигуры – круг, квадрат и треугольник – в трех размерах (большие, средние, маленькие). У вас должно получиться 27 фигур, каждая из которых имеет три признака: форму, цвет и размер. Играйте с этими карточками, каждый раз придумывая новые задания: разложить фигуры по одному признаку, найти все маленькие фигуры, собрать все треугольники и т. п.

Придать форму

Самое раннее знакомство с геометрией у крохи практически бессознательное, и он еще не может понять, что связано это с соображениями безопасности. Все его игрушки-погремушки (и даже книжки-малышки), прорезыватели для зубов, бутылочки и поильники имеют округлую форму, чтобы кроха не поранился. Кстати, по наблюдению психологов любимой геометрической фигурой у маленьких детей является как раз круг. Возможно, потому, что он рисуется проще остальных фигур, а может, потому, что для детского подсознания ассоциируется с целостностью и защищенностью.

В более позднем возрасте изучение геометрических фигур ребенком продолжается посредством познания окружающей среды: он замечает, что у коляски круглые колеса, стол на кухне квадратный, ковер овальный, а дверь прямоугольная. Хотите, чтобы кроха быстрее запомнил названия геометрических фигур? Заинтересуйте его! Например, сделайте небольшую «горку», прислонив книгу к стене. Маленький шарик скатится с нее, а кубик – нет. Почему? Объясните: потому что шарик круглый, а у кубика есть углы. Обращайте внимания на форму всех предметов, которые видит ребенок, и к 3–4 годам маленький математик будет уверенно отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника. Следующий этап – знакомство с объемными фигурами (шар, кубик, цилиндр, конус). К пяти годам, как правило, дошкольник уже довольно хорошо ориентируется в геометрическом материале: не только называет форму предмета правильно, но и отличает куб от квадрата, шар от круга.

«Геометрические» игры

Игра «Найди фигуру»

Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько «окошек» таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырежьте, а четвертую отогните). Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте «окошки» и нарисуйте в каждом из них геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду). Попросите малыша по очереди открывать «окошки» и называть, какая фигура там спряталась.

Игра «Строим дом»

Для нее вам потребуется геометрическая мозаика или конструктор. Ваша задача – построить дом для любимой игрушки. Спросите у малыша, из каких фигур можно построить дом. Начинайте строить, попутно объясняя, что дом квадратный, крыша треугольная, а окошко можно сделать как прямоугольное, так и круглое. Какого цвета будет дом, крыша, окошко? Какая фигура будет вверху, а какая – внизу? Предложите рядом с домом посадить дерево (цветок). Пусть кроха ответит, с какой стороны оно вырастет (справа или слева). Это упражнение позволяет удачно комбинировать работу с геометрическими фигурами, с цветом и пространством.

Игра «Я – волшебник»

Для игры потребуется альбом или бумага для рисования, цветные карандаши. Рисуем круг, приговаривая: «Если только захочу, круг я в солнце превращу!» Скажите малышу, что он – волшебник и должен превратить круг в солнышко с помощью волшебного карандаша (дорисовывать лучи). Таким же способом «работаем» с квадратом: «Если только захочу, квадрат в машину превращу!»). По порядку можно обыгрывать все геометрические фигуры, закрепляя представления о них и одновременно развивая воображение.

«Включить» логику

Современный мир насыщен электронными интерактивными информационными носителями: папы и мамы часто даже дома не расстаются с планшетами и смартфонами. Малыши, во всем подражая взрослым, рано проявляют интерес к электронным гаджетам. Сейчас есть много ярких и интересных детских электронных приложений для развития математических и логических способностей едва ли не с возраста 0+.

Самые популярные из них:

  • «Чья тень» – дается картинка (животного или любого другого предмета), необходимо определить какая именно тень ему принадлежит.
  • «Найди отличие» – требуется найти определенное количество отличий между двумя картинками (усложненный вариант – игра на время).
  • «Лишние предметы» – нужно найти предмет, отличающийся по своим свойствам от остальных.
  • «Собери картинку» – электронный вариант пазла.

Пользоваться ими не возбраняется: хорошие приложения действительно заставляют «работать» детскую логику. Только не оставляйте ребенка с игрой один на один: комментарии, обсуждение процесса с взрослым – необходимый элемент всех детских «развивалок». Только не забывайте о том, что речевое развитие ребенка тесно взаимосвязано с развитием мелкой моторики, поэтому в дошкольный период очень важную роль играет и рисование (предпочтение лучше всего отдать карандашам и краскам), и лепка, и конструирование. Воображение ребенка только развивается, и для эффективных занятий ему необходим не только сенсорный экран, но и красочные книжки, яркие карточки, мозаика, лото.