Почему я выбрала профессию воспитатель? Плюсы профессии воспитателя. Кто такой педагог учреждения дошкольного образования История профессии педагога дошкольного учреждения

24.07.2020

История возникновения профессии История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.


Значение профессии в настоящие время Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.


Профессионально-важные качества специалиста Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Доминантными качествами являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, эрудиция, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.


Медицинские ограничения нервные и психические заболевания. нервные и психические заболевания. нарушение функций опорно-двигательного аппарата. нарушение функций опорно-двигательного аппарата. заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем. заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем. устойчивые нарушения зрения и слуха. устойчивые нарушения зрения и слуха. хронические инфекционные кожно-венерические заболевания хронические инфекционные кожно-венерические заболевания вредные привычки. вредные привычки.




Длительность обучения Длительность обучения в училище: на базе 9-ти классов - 3г.10мес. на базе 9-ти классов - 3г.10мес. на базе 11-ти классов - 2г.10мес. на базе 11-ти классов - 2г.10мес. на очно-заочном (вечернем) отделении – 1г.10мес на очно-заочном (вечернем) отделении – 1г.10мес Длительность обучения в институте. 4 года 4 года



Воспитатель

Профессия педагога относится к одной из самых гуманных и важных. Но в то же время мировые исследования показывают, что работа, связанная с воспитанием детей - это сложнейшее и ответственное занятие. Ведь детская психика, забота о формировании которой отчасти лежит на воспитателе, чрезвычайно хрупка и ранима.

История появления профессии ВоспитательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

История появления профессии воспитателя относится к эпохе Древней Греции. Воспитание ребенка там было возложено на раба, который должен был сопровождать ребенка в школу, нести все его учебные принадлежности. Вне школы этот раб следил за поведением ребенка, его развитием, защищал в случае опасности. Таким образом, он невольно формировал поступки и поведение ребенка в целом. В другие эпохи раба сменил домашний воспитатель. Когда же популярность общественного воспитания возросла, появилась профессия воспитателя.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для общества особенно важными являются высокая образованность, безупречная компетентность и развитая всесторонне личность воспитателя, который сопровождает ребенка в его самом раннем возрасте. Ведь именно в детстве в человеке закладываются его характер, взгляды и моральные принципы, жизненная позиция. Отношение ребенка к обществу, к труду, к самому себе формируется в условиях дошкольного и младшего школьного воспитания. Работая с ребенком, воспитатель создает не только новую личность, но и гражданина государства.

Особенности профессии ВоспитательУникальность и перспективность профессии

Воспитатель работает непосредственно с детьми в каком-либо определенном учебном заведении, организуя их жизнь, выполняя предусмотренные мероприятия. Чтобы работа была успешной, воспитатель должен отлично знать возрастную психологию детей, педагогику, основные принципы организации воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Личностными качествами воспитателя должны быть терпеливость, внимательность, находчивость, наблюдательность и, обязательно, любовь к детям.

"Подводные камни" профессии ВоспитательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Положительной стороной профессии является общение с детьми, поэтому именно женщины чаще всего становятся воспитателями. Недостаток мужского воспитания у детей младшего школьного и дошкольного возраста кроется в том, что эта профессия невысоко оплачиваемая.

Где и как получить профессию ВоспитательГде обучают профессии?

Готовят воспитателей педагогические училища, а продолжить свое образование можно в гуманитарных или педагогических институтах.

Петрова Яна Витальевна

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р.У. Эмерсон

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления невозможно. Материалы археологических раскопок позволили ученым сделать предположение, что воспитание начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности. В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь и в обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли поведение детей, приучая их соблюдать правила, требования и запреты, сложившиеся в общине. Это и было началом первых форм воспитания.
Слово педагог возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раба, следившего за ребенком и его поведением называли педагогом (дословно детоводителем). Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя.
Слово педагог, конечно же, утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть воспитателей, а затем и учителей.
Согласно словарю С.И.Ожегова - "воспитатель - человек, который воспитывает или воспитал кого-то".
Воспитатель - одна из современных педагогических профессий, возникшая в XVII-XVIII вв., при появлении первых дошкльных учреждений. В Европе, включая Россию, такие учреждения изначально предназначались для детей-сирот. Позднее были созданы благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества ("Убежища" во Франции, "Школы защиты детей" в Германии, "Ясли-приюты" в России. Позднее появляются платные детские учреждения для детей состоятельных родителей. Хотелось бы отметить, что среди первых воспитателей мужчин было больше, чем женщин.
В 1840 г. выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель дал своему заведению название детский сад. И задачей его детского сада была обучить матерей правильному воспитанию своих детей.
Идеи Ф.Фребеля распространились на дошкольные учреждения сногих стран мира. В России были организованы детские сады по системе Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Таких педагогов стали называть "садовницами".
Педагог является одной из самых социально значимых профессий, его деятельность направлена на развитие, формирование, духовное сотворение личности.
Функци современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы образования, обусловили усиление социальной функции педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.
Цель педагогической деятельности также определяется обществом. В данный момент наше современное общетсво сформировало новый стандарт работы педагогов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт четко регламентирует текущие цели педагогической деятельности:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования.
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
  • Обеспечение государственных гаранитий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации отностиельно уровня дошкольного образования.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Объект педагогического воздействия - материал уникальный по своей ценности. Это постоянно изменяющаяся, и развивающаяся личность. Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности воспитеумого, его потребности, эмоции, возможности, стимулировать его активность, любознательность, интерес, не подавляя своим авторитетом. Основная цель педагога воспитать личность.
В процессе воспитания мы отталкиваемся от важных постулатов:
  • Защитить детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в себе и своих возможностях.
  • Поддерживать инициативы и самостоятельность детей в различных видах деятельности.
  • Построить образовательный процесс ориентированным на возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
  • Предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности.
  • Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Педагог, трудясь в настоящем, "растит будущее"

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе. Его задача – не только присмотреть за ребенком, пока родители на работе, но и в игровой форме научить малышей воспринимать серьезные знания.

Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Работа воспитателя детсада требует особого склада характера, бесконечной выдержки и желания полностью посвятить себя детям, поэтому обычно ее выбирают женщины.

Воспитатель детского сада - это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3-4 года - младший;
  • 4-5 лет - средний;
  • 5-7 лет - старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием - это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах - «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов - за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4-5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.

Нестоличные вузы:

  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

В которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке - с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки - относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35-40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант - это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.

Кто такой педагог учреждения дошкольного образования.

Дошкольное образование - специальность, предметной областью которой является наука о воспитании, обучении и развитии детей раннего и дошкольного возраста, совокупность дисциплин, обеспечивающих педагогическое образование специалиста системы дошкольного образования.

Доминирующие виды деятельности:

- Планирование, организация и осуществление процесса обучения и воспитания дошкольников.
- Управление познавательной деятельностью дошкольников.
- Выявление интересов и склонностей дошкольников для осуществления индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.
- Создание в группе предметно-развивающей среды.
- Содействие развитию у дошкольников познавательного интереса к окружающей действительности.
- Диагностика и развитие креативного потенциала дошкольников.
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.
- Приобщение детей к национальной культуре и традициям.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
- Участие в научно-исследовательской деятельности.
- Осуществление культурно-просветительской деятельности.
- Документационное обеспечение образовательного процесса.
- Разработка методических материалов с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- Организация и осуществление процесса профессионального самообразования.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональных обязанностей:

Способности:

Коммуникативные и организаторские способности;
- способность к использованию информационных технологий;
- высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти, распределения и переключения внимания.

Личностные качества, интересы и склонности:

Способность к межличностным коммуникациям;
- высокая степень личной ответственности;
- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, зарождении потребностей и интересов);
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- стрессоустойчивость, психическая и эмоциональная уравновешенность;
- способность к сопереживанию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность, артистизм;
- тактичность, требовательность и справедливость;
- владение навыками ведения здорового образа жизни;
- любовь и уважение к детям, доброжелательность;
- понимание запросов и интересов детей дошкольного возраста;
- умение строить общение с детьми дошкольного возраста;
- стремление к самопознанию, саморазвитию, профессиональному росту и высокому качеству результатов труда.

Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности:

Отсутствие любви к детям;
- эгоистичность, неспособность к сопереживанию;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность, агрессивность;
- неорганизованность, безответственность.

История профессии.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель. Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Ее развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста, противостоявшего частному, домашнему обучению под надзором гувернера.

В России в 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи. Детские сады были платные, частные.

В Белоруссии первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - для незаконнорожденных воспитательный дом в Витебске. С этого времени в Белоруссии и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Одним из первых в белорусских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений стал открытый на частные пожертвования в 1895 г. госпожой Н.И. Оржевской близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города, переданный вскоре в ведение «Доброхотной копейки».

Однако детские приюты и дома, как тип дошкольного учреждения, получили более широкую известность только в 30-х - 40-х годах XIX в.

В настоящее время в РБ утверждено «Положение о ДУ в РБ», в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения.