Как наши дети воспринимают окружающий мир и роль родителей в этой участи? Тест: как ваш ребенок воспринимает окружающий мир и людей вокруг себя

23.05.2019

Все мы с вами когда-то были маленькими и начинали изучать этот мир. Каждый делал это по-разному. Сначала, при первой встрече ребёнка с незнакомым предметом у малыша возникает к нему интерес и огромное желание его изучить. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наших маленьких граждан интересует абсолютно все. Чтобы ребёнок познавал этот мир, эму крайне важно постоянно узнавать что-то новое для себя и сопоставлять эту информацию с уже освоенным. Ведь детское восприятие мира постоянно меняется и сравнивается с тем, как воспринимают его самого.

Познание мира через игру

В раннем возрасте малыш познаёт мир через игру, поэтому очень важно научить его играть. Играя с новой игрушкой, ребёнок прежде всего проверит её вкус и прочность. Таким образом, он будет воспринимать и запоминать что можно делать с этой игрушкой, а отчего она сломается. Наблюдая за поведением и привычками взрослого, ребёнок начинает копировать его действия. Со временем, когда дитя подрастает и начнёт говорить, родители должны правильно ответить на все детские вопросы. Очень важно научиться разговаривать с ребёнком на одном языке, чтобы рассказать ему обо всём в доступной для его понимания форме. С детьми нужно много общаться, используя эмоции и жесты, ведь малыш будет учиться воспринимать мир именно через вас. Дети начинают относиться к вещам так, как вы относитесь к ним вы сами. Пугая ребёнка чем-то, вы формируете его подсознательно негативное восприятие к этому. Со временем дети смогут оценивать самостоятельно, поэтому не стоит навязывать своё мнение, а лучше интересуясь мнением ребёнка, стимулировать его восприятие и мышление. Этот способ максимального общения значительно укрепит его собственную самооценку как личности.

Как дети мыслят?

Дети мыслят по-другому, ведь научно доказано, ведь они воспринимаю то, что услышали с замедлением в 7 секунд. Для ребёнка время идёт очень медленно, так как у него намного больше энергии. Бытует мнение, что дети младше 8 лет учатся воспринимать окружающий их мир с помощью только одного из органов чувств. Эти чувства поочерёдно сменяют друг друга долей секунды, но вместе одновременно не работают. В результате ребёнок, принимает решение, полагаясь на тот орган чувства, который дал ему больше информации.

Часто дети одухотворяют не живые предметы. Это связано с тем, что у них богатое воображение. Чтобы разобраться во всём происходящем вокруг, ребёнок может наделять неживое всеми качествами живого. Так «дождь идёт», а в сказках животные умеют говорить. Да и сами родители часто внушают ребёнку, что игрушки разговаривают и чувствуют.

Памятка родителям

Не торопитесь изменить детское восприятие мира, ведь для ребёнка - это возможность хоть как-то понять непонятные для него вещи. Когда он подрастёт, разберётся что к чему, а может быть, и вам придётся эму помочь. Главная задача родителей – это воспитать достойного, умного и полноценного члена общества. Все мы социальные изначально и наши дети станут воспринимать окружающий мир под влиянием социума. Уделяйте больше времени общению со своими малышами и со временем вы удивитесь, насколько они восприимчивы и открыты.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Доказано , что к 11 годам мировоззрение ребенка формируется и он становится способен оценивать окружающее как взрослый, решать проблемы и даже строить планы на будущее. Но до этого возраста дети воспринимают мир совершенно иначе, чем взрослые. У малышей еще недостаточно опыта и знаний, чтобы понять, как этот мир работает, а потому они видят вещи в абсолютно ином свете. Ученые выяснили, в чем заключаются главные различия в мировоззрении детей и взрослых.

сайт поможет взглянуть на мир глазами ребенка.

1. Детские фантазии

До определенного возраста малыши не могут увидеть разницу между фантазией и реальностью. Именно поэтому они часто убеждены в реальности тех событий, которые выдумали сами. Однако стоит отметить, что если ребенок выдумал что-либо самостоятельно, то сомневаться он в своей фантазии не станет, но если малыш услышит нечто маловероятное от другого человека, то он, подобно взрослому, откажется в это верить. После ряда проведенных тестов ученые пришли к выводу, что тонкая грань между выдумкой и реальностью, которая ярко развита у детей, существует, потому что в столь юном возрасте малыши не понимают, какие знания являются верными, а какие нет.

2. Отсутствие абстрактного мышления

Также доказано, что до 11 лет дети способны размышлять только о конкретной реальности, но мыслить абстрактно они еще не умеют.

Психологом Рудольфом Шаффером был проведен эксперимент , в котором он предложил двум группам детей найти место на теле, где можно было бы разместить третий глаз. В первой группе, состоявшей из 9-летних детей, все экспериментируемые указали на лоб, то есть ту область, где уже находятся два глаза. Вторая группа состояла из 11-летних, уже способных размышлять над абстрактным. Они начали предлагать абсолютно разные варианты, например ладони, которые помогут видеть сбоку либо сзади.

3. Изучение языков

Изучение языков дается детям с легкостью, тогда как взрослые тратят на это намного больше усилий. Лингвист Ноам Хомский объясняет данный факт тем, что в мозг человека встроен так называемый общий инструмент, который связывает синтаксические правила всех существующих языков. Более того, за восприятие и воспроизводство речи ребенка отвечают миллионы клеток, которые содержатся в мозге, поэтому при изучении языка ребенок устанавливает ассоциативные связи на нейронном уровне, которые образуют сложные проводящие системы. Такие системы окончательно формируются к 10 годам. Поэтому овладеть иностранным языком с возрастом становится намного сложнее и затратнее по времени.

4. Постоянство объектов

Каждый родитель, который играл со своим малышом в известную всем игру «ку-ку», мог наблюдать, как расстраивается ребенок, когда мама или папа исчезают из виду. Это происходит потому, что до годовалого возраста дети глубоко убеждены, что объект, который они не видят, исчезает навсегда . Психолог Жан Пиаже развил теорию о постоянстве объектов, в которой доказал, что знания о существовании предметов вне поле нашего зрения приходят с возрастом. А маленький ребенок еще слишком неопытен, чтобы понять, что объект, который он сейчас не видит, продолжает существовать.

5. Идентификация

Ученые утверждают, что из-за отсутствия соответствующего опыта новорожденный не различает лица, которые видит. Более того, он видит не четкие объекты, а размытые контуры.

В ходе одного из экспериментов было доказано, что малыши до 6 месяцев не способны различать лица разных людей, а к 9 месяцам ребенок адаптируется и начинает идентифицировать лица своих и чужих. И уже к году его взгляд становится сфокусированным и он начинает видеть объекты четкими и цветными.

6. Обратимость

У детей отсутствует понятие обратимости . Поэтому, если поставить перед ребенком два разных по размеру и объему стакана и перелить одинаковое количество воды из высокого в широкий, ребенок будет уверен, что воды стало больше. До 7 лет малыши будут убеждены, что если стакан изменил форму, то и содержимое в нем изменилось. Помимо этого, считается, что до определенного возраста дети не способны совмещать понятия высоты и ширины, фокусируя свое внимание только на одной из величин.

7. Рисование

Общеизвестен тот факт, что в силу не до конца развитой моторики дети рисуют хуже взрослых, так как пока не могут твердо держать в руках карандаш.

Помимо этого, существует любопытный факт, который был открыт в ходе эксперимента . Детям в возрасте от 5 до 9 лет поставили задание нарисовать кружку, которая была размещена так, что ручки видно не было. Несмотря на то что ручка не попадала в поле зрения детей, каждый ребенок в возрасте до 7 лет изобразил ручку на своем рисунке. Дети старше 7 лет рисовали кружку без ручки.

Психологи пришли к выводу, что именно в этом и заключается основная разница между ребенком и взрослым. Если взрослому поставят задание нарисовать объект, который они видят, то они так его и нарисуют. Дети же могут добавлять элементы, которых не наблюдают в поле зрения, но знают, что они должны быть.

8. Понятие морали

У детей свое, отличное от взрослых понятие морали. Взрослые знают, что такое хороший поступок и что - плохой, также они осведомлены об общепринятых правилах (которые тем не менее иногда нарушают).

Для детей в этом плане все намного проще. Изначально поведение малышей основывается на избежании наказаний за тот или иной проступок. Более взрослые дети под моралью понимают поведение, которое потом может быть вознаграждено. Каждый этап взросления ребенка формирует окончательные моральные аргументы, которых придерживается большинство взрослых.

Подтверждением данного факта являются результаты исследования , в рамках которого детям задавали ворос: «Что хуже - сломать одну пару очков, но специально или сломать несколько пар, но случайно?» И большинство малышей ответили, что тот, кто сломал большее количество очков, совершил худший поступок, так как нанес больше вреда, чем тот, кто сломал всего одну пару очков.

9. Теория ума

Теория ума заключается в понимании того, что не все обладают той информацией и опытом, которыми обладаете вы. К детям, в отличие от взрослых, данная закономерность приходит лишь с возрастом.

Это выяснили, проведя эксперимент под названием «Салли-Энн». В комнате находятся двое взрослых и ребенок. В то время как один из взрослых покидает комнату, другой прячет игрушку. Когда первый взрослый возвращается в комнату, у ребенка спрашивают, где этот взрослый станет искать игрушку. Эксперимент показал, что дети в возрасте до 3 лет указывают на реальное местоположение игрушки, не принимая во внимание тот факт, что вернувшийся взрослый не знает, где она была спрятана.

Американские ученые разработали уникальный метод изучения процесса визуального восприятия окружающего мира малышами. Исследования открывают новую страницу понимания младенцев и ломают устоявшиеся взгляды на поведение ребенка.

Итак, как выглядит мир в глазах малышей? Что прежде всего привлекает их внимание и почему? Ученые Нью-Йоркского университета под руководством профессора психологии и неврологии Керен Ейдолф, кажется, нашли способ это узнать. Она говорит: «...Как это ни странно, но после долгих лет исследований ученые почти ничего не знают о том, почему и куда смотрят люди в повседневной жизни», — cообщает сайт для детей и родителей KidForum.ru.

Чтобы узнать, куда именно смотрят малыши, ученые надели маленькой участницы эксперимента специальный аппарат, оснащенный двумя видеокамерами. Первая — снимает картинку, открывается перед ребенком, другая — отслеживает движение зрачка глаза. Поэтому компьютер анализирует информацию и определяет, куда именно смотрит ребенок.

Джейсон Бэбкок - основатель компании «Позитивная наука», которая разработала устройство. Инженеры специально сделали эту модель компактной и легкой — лишь немногим более 45 граммов. Бэбкок говорит: «... Как вы видите с мобильными телефонами и другой техникой, мы научились совмещать технологии, как никогда раньше».

Частью эксперимента было проследить за глазами ребенка, когда его движения не ограничивали и не направляли в определенном направлении. Полученная информация стала для ученых полной неожиданностью, говорит докторант-исследователь Джон Франчак: «Мы ожидали, что исследование подтвердит, что дети постоянно смотрят на своих матерей, поскольку это является частью их социального познания».

Однако в комнате, где было полно игрушек и других развлечений, малыши смотрели на своих мам лишь 50 процентов времени. Даже когда мать попадала в их поле зрения, непосредственно на лицо дети смотрели только 15 процентов времени, — подчеркивает Франчак: «Если малыши не смотрят на своих мам так часто как мы думали, то это может изменить наше понимание восприятия детьми мира через других людей».

Интересно, что малыши смотрели прямо на предмет, к которому тянулись.

Ученые надеются, что новая технология может быть использована и в других исследованиях. В будущем дальнейшие исследования могут помочь малышам, у которых имеются отклонения в развитии, медицинских исследованиях или практических экспериментах.

Ученые говорят, что это только начало изучения того, как дети ориентируются в мире. Не исключено, что будущие исследования помогут врачам в работе с детьми, больными аутизмом и другие болезни.

Об этих событиях рассказала в журнале Fate (№4, 2005) Сэйра Эстеп - автор книги «Голоса вечности». Сэйра уже много лет исследует «феномен электронных голосов», т.е. контакты с некими потусторонними сущностями, осуществляемые посредством технических средств - радио, магнитофона, телевизора и т.д. Но ее интерес к аномальным явлениям возник в раннем детстве, когда девочке было три или четыре года.

В то время Сэйра ничего не знала о других реальностях. Тем не менее, с ней нередко случались довольно странные вещи. Например, она просыпается, открывает глаза и замечает, что все вокруг выглядит как-то непривычно. Вся мебель, комната, коридор кажутся более четкими, реальными, как бы «умытыми». Через минуту-другую все опять принимает свой обычный вид.

Поскольку девочка не сомневалась, что и все другие в ее семье ощущают то же самое, она никогда об этом даже не упоминала. И лишь много позже, через сорок лет, наткнулась однажды на описание подобных ощущений - автор называл это «бинокулярным зрением» и пояснял: это как если бы человек смотрел в бинокль с обратной стороны.

Однажды ночью, когда Сэйре было около пяти лет, она пережила ужасающие минуты. Открыв глаза, увидела справа от себя двух мужчин, стоящих напротив туалетного столика в ее спальне - спиной к ней. Мать обычно оставляла дверь в детскую открытой, а в прихожей всю ночь горел свет, так что все было четко видно. Мужчины были очень странно одеты. На обоих - бриджи до колен, рубахи с длинным рукавом и жилетки, и у одного вокруг головы повязана бандана в горошек.

Впечатление было такое, будто «гости» даже не догадываются о присутствии девочки. Они были всецело поглощены разглядыванием того, что лежало на столике: брали в руки одну вещь за другой и внимательно рассматривали.

Сэйра завопила. Родители тотчас вбежали в комнату, и дочь, всхлипывая, рассказала им, что она только что здесь видела. Понятно, что мама с папой стали успокаивать ребенка. Это, мол, игра воображения, просто дурной сон. При ярком свете лампы Сэйре пришлось согласиться, что никаких посторонних в спальне действительно нет.

Поцеловав дочку, родители удалились в свою спальню. Почти в то же мгновение те двое вернулись. Теперь, похоже, они уже сознавали, что кроме них в комнате есть кто-то еще. Подошли, молча постояли у кровати Сэйры. Она притворилась, что спит, но продолжала следить за ними украдкой. Минуту спустя они снова вернулись к туалетному столику, едва слышно что-то бормоча друг другу. Взяли маленькую коробочку с монетками и встряхнули.

От неожиданности Сэйра снова вскрикнула. Родители тотчас явились, и опять девочка сквозь слезы рассказывала им, что те двое приходили в ее комнату снова. Она умоляла маму с папой заглянуть в кладовку и под кровать, поискать везде, где только можно. Искали. Но никого не нашли. Всхлипывая, Сэйра твердила: «Я знаю, они где-то здесь!» Словом, кончилось тем, что мама легла спать вместе с Сэйрой.

Едва она уснула, те двое явились снова. И опять они стояли у кровати, глядя на девочку и ее мать. И хотя Сайра была напугана до смерти, она снова притворилась, что спит.

Почему я не разбудила тогда свою мать? - мучительно размышляла впоследствии Сэйра. - Ведь они были тогда в полуметре от нас!..

Но почему-то она знала, что мама все равно их не увидит...

Через несколько минут эти двое ушли. Девочка слышала, как они спускаются по лестнице, как ходят по дому. Один из них взял несколько аккордов на пианино. Другой нашел любимую игрушку Сэйры - это была птичка на палочке, и если ее вращать, птичка издавала свистящий звук.

Почему, почему я не разбудила тогда маму, чтобы и она услышала эти звуки? - спрашивала себя Сэйра. - Да потому, что знала: она всего этого не услышит!

Пришло утро. Сэйра и ее родители стали одеваться. Как раз в это время зазвучал звонок у входной двери. Подойдя к окну в своей спальне, она увидела тех самых двоих мужчин: они спустились по ступеням, повернули налево по дорожке и шли по ней до тех пор, пока не скрылись из виду.

На сей раз родители слышали входной звонок и пошли к ступеням лестницы.

Как раз в тот момент появилась Мэри - 20-летняя девушка, которая жила тогда в их доме и училась на секретаршу. Она спала в другой части дома и была не в курсе, что произошло тут ночью. Мама Сэйры сверху спросила, кто там пришел. Мэри - она явно была обескуражена - ответила: «Услышав звонок, я открыла дверь, но там стояли двое мужчин, выглядевших настолько странно, что я растерялась и тут же захлопнула дверь перед их носом!»

И мать, и отец посмотрели на Сэйру так, будто видят ее впервые.

Никогда после этого никто не обмолвился и словом о событиях той ночи и того утра. Но Сэйра понимала, почему. Это было что-то настолько выходящее за пределы нормальной реальности, что взрослые просто не желали вникать в детали. И хотя никакие незнакомцы больше не появлялись, в доме все равно все воспринималось теперь по-иному, как если бы к окружающему пространству добавилось еще одно дополнительное измерение. А бинокулярное зрение стало проявляться у Сэйры все реже и к концу года исчезло вовсе.

Но, спрашивается, откуда же приходили те незнакомцы?

Я считаю, что они являлись из другого измерения, из параллельного мира, - говорит Сэйра Эстеп. - По тому, как они были одеты и как их зачаровывали предметы на туалетном столике, можно предположить, что их время сильно отличалось от нашего. Может, лет на 200. Каким-то образом они скользнули в мою реальность и соприкоснулись с ней. Я много думала об этом и пришла к мысли, что, может, всякий раз, когда у меня появлялось бинокулярное зрение, я как бы заглядывала в другое измерение. А в ночь, когда появились те двое, я, может, шагнула в ту реальность чуть-чуть дальше.

Но вот еще что удивительно. Сэйра выросла, вышла замуж, родила сына, которого назвали Бобом. И когда ему было лет пять (сейчас ему 40), он стал испытывать очень похожие ощущения!

Однажды вечером мальчик вдруг проснулся с плачем и криками. Сэйра и ее муж Чарльз кинулись к сыну. Тот сидел на своей кроватке и плакал так горько и отчаянно, как умеет плакать лишь пятилетний ребенок.

Здесь полно зверей, - причитал он, тыча пальчиком во все стороны. - И на моей кровати, и везде на полу!

Конечно же, папа сказал сыну, что все это просто сон.

Нет, папа, я их вижу! Посмотри, вот он - зверь! Он взбирается на мою кровать! - возражал Боб.

Он был в ужасе. Достаточно было заглянуть в его глаза, чтобы сомнений уже не осталось - малыш действительно все это видит. Притом видит четко, ясно, как и его мать видела лет тридцать назад тех двоих мужчин. Боб жутко волновался, пытался сталкивать зверье со своей постели, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Ну конечно же. Для него это была такая же реальность, как для его матери в детстве - появление тех незнакомцев в бриджах. Значит, животные и в самом деле на какое-то время прорвались в наш мир из другой реальности? И Боб их видел?

Так или иначе, а успокоился он и уснул лишь после того, как папа с мамой забрали его к себе в спальню и уложили в свою постель.

Но кто бы объяснил, почему дети и взрослые видят один и тот же мир по-разному? Почему бывает, что ребенок видит НЛО, а стоящий рядом взрослый - нет? Почему дети легко и естественно (без всякого гипноза) входят в мир своих прежних реинкарнаций, а взрослые все забывают? Почему для ребенка это такая же реальность, как и сегодняшняя жизнь, а для взрослых - что-то запредельное?

Задавая эти и многие другие вопросы, мы невольно превращаемся в тех самых «почемучек», какими все без исключения были в детстве...

   К моменту рождения зрение у ребёнка ещё недостаточно развито. Это обусловлено тем, что нервные центры головного мозга, где замыкаются концы всех анализаторов, не закончили своё формирование. Они совершенствуются по мере роста ребёнка (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

   1 месяц

   Новорожденный ребёнок видит окружающий его мир не так, как видят взрослые. Однако утверждение, будто бы ребёнок воспринимает всё вверх ногами, учёные давно опровергли. В первые 3 - 5 дней после рождения глаза малыша ещё не способны полноценно работать: только лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

   К концу 1 - ой недели жизни малыш начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он ещё не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз из-за слабости глазных мышц.

   Уже через 10 - 14 дней после рождения малыш способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20 - 40 см от его лица. Зрачки ребёнка при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

   К 4 - ой неделе жизни кроха уже может 5 - 10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет. Чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

   2 месяца

   У малыша начинает развиваться так называемое предметное зрение. Ребёнок уже способен длительное время сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40 - 50 см над его грудью, в течение 20 - 25 с. К концу 2 - го месяца жизни движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребёнок длительное время следит за движущимся предметом, поворачивая при этом голову.

   Зрительная система малыша к этому времени позволяет ему воспринимать объёмность, трёхмерность предметов.

   3 месяца

   В 3 месяца младенец может фиксировать свое внимание на объекте лёжа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Ребёнок внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

   В возрасте 3 - 4 месяца малыш начинает различать основные цвета: сначала жёлтый, потом красный, а после зелёный и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, которые расположены в сетчатке глаза и отвечают за восприятие цветов. У новорожденного ребёнка цветовое зрение есть, но оно пока плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

   В первые месяцы после рождения ребёнок лучше всего воспринимает чёрно-белое изображение предметов.

   4 - 5 месяцев

   Зрительное восприятие ребёнка постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев малыш начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется при виде лица члена семьи - и, наоборот, настораживается или даже плачет, глядя на незнакомого человека.

   К концу 4-го месяца жизни ребёнок способен различать плоские и объёмные предметы. Кроха уже почти точно оценивает расстояние до предмета, когда тянется за ним. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Малыш учится рассматривать объекты и классифицировать их как знаковые или незнаковые.

   6 месяцев

   К 6-ти месяцам у ребёнка развивается острое детальное зрение. Поэтому особенное внимание в этот период кроха начинает уделять именно маленьким предметам.

   Начиная с 6-ти месяцев ребёнок уверенно различает близких и чужих людей. Он теперь осознаёт, что отражение в зеркале - его собственное, и улыбается, узнавая себя.

   7 месяцев и старше

   В возрасте 7-ми месяцев ребёнок может связать предмет с его названием. После 7-ми месяцев зрительный анализатор практически завершает своё формирование. В дальнейшем у ребёнка меняется только острота зрения: так к концу первого года жизни острота зрения составляет 1/3 - 1/2 от взрослой нормы и достигает 100% к 3 - 4 годам.

   1. В помещении, где находится ребёнок, должно быть хорошее освещение. Это способствует нормальному развитию цветового восприятия у малыша.

   2. Игрушки, которые рассматривает ребёнок, должны быть больших размеров и ярких цветов.

   4. Нельзя держать игрушки всё время перед лицом ребёнка. Постоянная фиксация взгляда на них способствует бустрому утомлению глаз малыша. Рекомендуется вывешивать их на 20 - 25 мин, с перерывом в 20 - 30 мин.

Слух. Формирование слуха у ребёнка

   1 месяц

   Слух ребёнка формируется полностью к концу первого месяца жизни. Но понимать и воспринимать всё то, что он слышит, ребёнок начинает чуточку позже.

   С первых недель жизни новорожденный ребёнок реагирует на громкий резкий звук. Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Такая реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что родившегося на свет ребёнка. На 3-ей неделе жизни кроха начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает прекращение движения у ребёнка - он замирает и замолкает) длится короткое время, всего 5 - 10 с.

   2 - 3 месяца

   Если в течение первого месяца жизни малыш просто прислушивается к различным звукам и замирает, то со второго месяца ребёнок начинает постепенно ориентироваться в пространстве звуков. Он пытается определить, где располагается источник звука, поворачивает в его сторону голову, стремясь найти его взглядом.

   4 месяца

   Ребёнок в 4 месяца жизни вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, чётко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии (тихо слушает колыбельную песенку и оживляется, когда слышит танцевальную).

   5 месяцев

   В 5 месяцев малыш начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному на них отзывается. На ласковую речь - улыбается, оживляется, а на строгую - напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких ему людей от голосов незнакомцев.

   6 - 7 месяцев

   В возрасте 6 - 7-ми месяцев ребёнок уже знает своё имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него - поворачивает голову, улыбается, тянется к папе или маме.

   8 - 9 месяцев

   В 9 месяцев малыш начинает подражать услышанным звукам. Он уже понимает обращённую к нему простую речь и откликается на неё. Например, при просьбе "дай" находит и даёт знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово "нельзя".

   10 - 12 месяцев

   В этом возрасте ребёнок способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Рекомендации для нормального развития слухового восприятия у ребёнка

   1. Надо как можно чаще разговаривать с ребёнком, петь ему песенки, рассказывать стишки, сказки.

   2. Нужно использовать в речи различные интонации

   3. Во время бодрствования ребёнка включать на 5 - 10 мин спокойную тихую музыку.

   4. Вешать над кроваткой крохи звучащие игрушки: погремушки, колокольчики и т.д. Эти игрушки не должны издавать слишком громких звуков, чтобы малыш не пугался и не раздражался.

Осязание. Формирование осязания у ребёнка.

   Осязание дополняет информацию, которую малыш получает от органов зрения и слуха.

   У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Почти всю информацию о внешнем мире ребёнок после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период ещё недостаточно развиты.

   Именно телесный контакт с окружающим миром позволяет ребёнку испытывать новые ощущения, чувствовать своё тело. Руки мамы способны передать младенцу спокойствие. Ребёнку очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному ребёнку, что его мама рядом и всё хорошо.

   Если прикоснуться к ресничкам, щёчкам или ушкам 2-х-3-х-месячного ребёнка, он не просто зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет их тереть. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев её можно вызвать, прикасаясь к животику и ладоням малыша.

   Приблизительно в 5 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к лицу матери, изучая его с помощью касаний. Во время кормления грудью ребёнок не только с интересом разглядывает маму, но и трогает её ручками.

   С 5-ти месяцев ребёнок может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом познаёт их уже не только ручками, но и ртом. Приблизительно в это время малыш начинает исследовать своё тело, ощупывая его и прикасаясь к самому себе ручками.

Обоняние. Формирование обоняния у ребёнка

   Уже в возрасте 2-х месяцев у детишек прекрасно развито обоняние. Малыш использует его как средство общения с мамой (её запах словно сигнал для ребёнка - "мама здесь"). Ребёнок быстро успокаивается и засыпает, когда чувствует рядом родной запах.

   В возрасте 2 - 3 месяца младенец уже способен выражать своё отношение к приятным и неприятным запахам. На приятные запахи он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, а на неприятные запахи - гримасой недовольствия и чиханием.

   После полугода с введением прикорма ребёнок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Рекомендации для нормального развития тактильного восприятия у ребёнка

   1. Не надо надевать на ребёнка распашонки с зашитыми рукавами во время его бодрствования.

   2. Не надо пеленать малыша с ручками, если он не спит.

   3. Предлагать малышу игрушки с различными структурами поверхности (пушистые, шершавые, жёсткие, шуршащие и т.д.).

   4. Не ограничивать телесный контакт мамы с малышом. Как можно чаще дотрагиваться до ребёнка, поглаживать его.

Эмоции. Формирование эмоций у ребёнка

   1 месяц

   Эмоции маленького ребёнка непроизвольны: ведь он ещё не руководит своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими. Эмоциональное развитие ребёнка зависит непосредственно от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям надо стараться как можно больше уделять внимания ребёнку, поощряя его выражать свои эмоции.

   Первыми эмоциональными реакциями ребёнка являются: хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают ребёнку приспособиться к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы. Иногда на личике малыша можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная - так называемая физиологическая улыбка. В 1,5 - 2 месяца у ребёнка появляется первая осознанная улыбка: малыш радуется, глядя на взрослого.

   2 - 3 месяца

   С 3-х месяцев движения и эмоции малыша собираются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая получила название "комплекс оживления". Когда взрослый наклоняется к маленькому ребёнку, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

   Комплекс оживления выполняет две функции:

   - сопровождает радость ребёнка по поводу полученных впечатлений;

   - служит средством общения (причём функция общения в этот период развития становится для ребёнка главной).

   4 - 6 месяцев

   В 4 месяца малыш начинает громко и заразительно смеяться, а также реагирует на щекотания.

   На 5-ом месяце малыш открывает для себя, что окружающие люди могут быть разными: есть близкие, родные, а есть и чужие, незнакомые. В присутствии незнакомого человека ребёнок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, может заплакать. Однако если чужой человек показывает своё доброе отношение к ребёнку, разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется на улыбку. p>   Кроме того, в таком возрасте ребёнок неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности малыш нуждается в присутствии мамы.

   7 месяцев и старше

   Уже к 7 - 9-ти месяцам эмоции ребёнка становятся ещё более сложными. С их помощью ребёнок выражает гнев, печаль, радость.

   В это же время начинает формироваться "социальная ссылка": при столкновении с незнакомой ситуацией ребёнок внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы или других близких людей - именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения.

   Во втором полугодии малыш пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Таким образом у ребёнка формируется образ самого себя.

   В промежутке между 7-м и 11-м месяцами появляется так называемый "страх расставания" - грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

   Для того чтобы ребёнок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств ребёнка (слух, зрение, осязание, обоняние) были тоже достаточно развитыми. А развиваются эти органы чувств в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и плотнее взаимодействие ребёнка с близкими людьми, тем больше информации ребёнок получает. А это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Рекомендации для нормального эмоционального развития у ребёнка

   2. Обязательно реагировать на плач ребёнка - подойти к нему, взять на руки, поговорить, пожалеть и т.д.

   3. В период бодрствования ребёнка стараться как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться ему.

   4. Реагировать надо не только на отрицательные, но и на положительные эмоции крохи.
    вперёд>>>