Коллективное художественное творчество в детском саду. Коллективное творчество дошкольников. Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе

01.04.2019

Аннотация

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми – в первую очередь с родителями. Совместная деятельность педагога, родителей и детей не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников, возникает потребность объединения людей для достижения общей цели. Устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, закрепляются положительные эмоции совместной работы. Развиваются отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе творческого взаимодействия, которое отражается в рисунках, поделках, рассказах, книгах собственного сочинения, проектах.

«Дети должны стать людьми с ясным разумом,
благородным сердцем, золотыми руками и
возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало
семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца…»

(В.А. Сухомлинский).

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личности культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в системе «взрослый-ребенок» принадлежит семье. В законе РФ «Об образовании» (cт. 44) говорится о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте. В семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст.67) закрепляется право других родственников, а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, о здоровом образе жизни. Многие исследователи считают: семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей и наиболее ценной воспитательной средой.

Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства — период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным является, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей все это должен уметь делать педагог. «… Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком…» (К.Д. Ушинский)

В настоящее время в результате экономических и социальных перемен в обществе появилась тенденция увеличения числа нуклеарных семей, возникающих из-за разделения многопоколенной семьи на молодую семью (родители с ребенком или детьми) и семью прародителей (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Молодое поколение стремится к автономности и независимости, что приводит к «территориальному» расслоению поколений и вытеснению старших из воспитательного процесса. Это снижает воспитательные возможности семьи.

Как наладить духовное общение детей не только с родителями, но и с бабушками и дедушками?

Педагогический коллектив МКДОУ детский сад №1 «Сказка» уже давно ведет работу, направленную на вовлечение мам, пап, бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду; стараются воспитать у детей уважительное отношение к старшему поколению, пробуждают интерес к их знаниям и жизненному опыту. В ДОУ накоплен богатый опыт планирования и проведения мероприятий, адресованных воспитанникам ДОУ, семье (родителям, дедушкам и бабушкам воспитанников).

Для родителей, детей, дедушек и бабушек проводятся различные мероприятия: совместные праздники «День пожилых людей», «День матери», открытое занятия с участием родителей «Витаминный калейдоскоп» (для старших групп), совместные физкультурно-речевые занятия из цикла «Вместе весело шагать», смотры-конкурсы: «Давайте познакомимся», «Новогоднее окно», «Веселая ярмарка», досуги: «А ну-ка мамы», «Папа, мама, я — дружная семья», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», выставки: «Руками моей семьи», «Усы и царапки», «Куклы своими руками», составление генеалогического древа семьи, рассказ о своей семье «Моя родословная», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Такие мероприятия помогают установить партнерские отношения с семьей. С них начинается приобщение детей к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки и игрушки из детства бабушек и дедушек – источник исторических знаний. Вся проводимая работа с семьями воспитанников способствует не только обогащению воспитательного потенциала семьи, но и формирует у детей представление о семье. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее думает и выглядит иначе. Приходит понимание того, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Так формируются представления о связи между поколениями.

«Семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют».

Так ли важно начинать разговор о семье с вопросов: Кто я? Какой я? Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей. Ребенок старшего возраста уже имеет представление о своем физическом «Я» (Я — член семьи). Знакомить дошкольников с семьей лучше начинать уже со среднего возраста. Работа начинается со знакомства с семьями воспитанников. Заполнение анкеты родителями не дают полного представления о семье, а главное, они не доступны детям. В работе с родителями удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как «Презентация ребенка».

Презентация может быть представлена в форме:

Альбома (родители делают его дома совместно с ребенком, альбом используется как педагогами, так и детьми на занятиях). В альбом помещают фотографии ребенка, членов его семьи, любимых животных. Каждую из них необходимо подписать;
Коллажа (оформляется на листе ватмана с указанием имени ребенка). Можно рекомендовать родителям использовать разделы: моя семья (с размещением фотографий её членов); дом, в котором я живу; мой лучший друг; любимое домашнее животное; любимая игрушка; мультфильмы и сказочные герои; я люблю делать это; я люблю кушать это; мои любимые музыканты, певцы; мои первые стихи, рисунки, творческие работы и т.д. При создании коллажа лучше использовать вырезанные из журнала иллюстрации. Это облегчает работу родителям и позволяет ребенку активно участвовать в его создании;
Газеты. Она отличается от коллажа большим количеством текста и наличием рубрик: «Лето на море», «В деревне у бабушки», «Вот что я люблю делать», «Мой рассказ о себе», «Мой рассказ о семье», «Чем я занимаюсь в свободное время»;
Сочинения родителей. Оно пишется в произвольной форме и используется только при индивидуальных беседах и тренингах психолога. Также полученная информация учитывается в работе с ребенком.

Следует отметить, что презентация – прекрасная возможность познакомится не только с самим ребенком, но и с его семьёй.

Использование «Презентации ребенка» в работе с родителями связано в первую очередь с тем, что при работе над презентацией дети используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические. Презентация позволяет родителям активно включаться в работу группы, закрепить дома приобретенные на занятиях навыки, проявить свои творческие способности.

Созданные альбомы дети принесли в группу. Альбомы получились разные, необычные, а у детей появились первые представления о семье. Используя альбом, дети научились составлять рассказы о своей семье, используя наглядный материал альбома.

Проектная деятельность в настоящее время очень популярна в работе нашего детского сада. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. «Семья для ребенка — дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой» .

В МКДОУ детский сад №1 «Сказка» были реализованы проекты совместно с детьми и родителями: «Вместе весело шагать», «Имею право», «Здравствуй, родная березка!», «Давайте дружить с Пушистиком», «Наши друзья подземные жители-дождевые червяки», «Я познаю мир», «Рукотворная книга — детское словесное фантазирование» (Приложение)

Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, было создание книги «Витаминный калейдоскоп», в которую записывали познавательную информацию по данной теме. Содержание книги пополняли педагоги и члены семей. А затем рассматривали ее с детьми, рассматривали картинки, фотографии, обсуждали смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждали использовать их в речи. В поисках картинок, пословиц, поговорок люди старшего поколения объединились в творческую группу, что позволило вовлечь большую часть родителей в образовательный процесс по данному направлению.

Продолжая работу по ознакомлению ребенка с семьей мы создали проект «Я познаю мир». Цель этого проекта: обучение родителей и представителей старшего поколения (бабушек и дедушек) различным формам общения со своим ребенком. Исходя из вопросов, интересующих родителей, дедушек и бабушек, совместно наметили темы для обсуждения: «Делай, как я!», «Приучаем к порядку», «Трудности возраста», «Бабушка, я сам!» и др. В ходе работы родители, дедушки и бабушки получили много полезных советов: как приучать детей к дисциплине, самостоятельности, труду, как прививать любовь к чтению.

Привлекая мудрых бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, мы видели, как крепла связь поколений в семье.

Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. Меня зовут Саша Грибанова. Мне 6 лет. Я вместе с мамой и папой придумала герб нашей семьи. Гербами занимается наука- геральдика. Мы создали наш семейный герб по правилам этой науки. Основой нашего герба является щит. Желтый цвет –это справедливость, синий цвет – это чистое небо, которое означает мир в нашем доме. В середине нарисованы два грибочка: большой – это родители, а маленький- это дети: я и мой брат Кирилл. Грибочки –означают нашу фамилию-Грибановы. Внизу нас связывает красная ленточка –красный цвет означает любовь в нашем доме. На ленточке девиз нашей семьи- Мы вместе, и в этом наша сила. С детьми проводились занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове «семья»?», «На кого я похож?», «Кто я, какой я?») дошкольники знакомились с биографией близких, историей семьи, родословной. Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение к родителям, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций (игры: «Комплименты», «Письмо бабушке», «Вот какая мама!» и др.).

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается в нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, независимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннее развитие личности. Семейный досуг включает в себя: чтение, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями, совместный отдых, прогулки на природу, занятия спортом и т.д. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового, полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать еще что-то, таким образом, расширяется кругозор ребенка, повышается мотивация рассказывать о своей семье, о семейных традициях.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуть настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

«Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них».

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно в проблемной ситуации по оказанию помощи бабушкам и дедушкам. Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживаниях людей, об их стремлениях. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь воспитателя, ее чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.

Выпуск поздравительных плакатов (стенгазет), адресованных родителям и людям старшего поколения, концерт для мам, пап, бабушек и дедушек, выставка детских, рисунков «Вот какая мама!», «Бабушка глазами детей», «Папа может, папа может все что угодно!» способствовали формированию уважения к членам семьи и представителям старшего поколения.

Встречи с родителями, бабушками и дедушками, досуги, праздники стали традиционными в работе ДОУ. Их ждут представители всех поколений семьи и охотно принимают активное участие. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей, мам и бабушек, совместных песен, танцев, игр проводятся разнообразные конкурсы. Наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «А ну-ка, мамы!», «Бабушки и внуки»: «Узнай себя» — на стене развешены портреты, нарисованные детьми, взрослые узнают себя; «Узнай внука» — бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука; «Угадай мелодию» — родители, бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения; «Старая сказка на новый лад» — дети вместе с взрослыми переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

Основное внимание детей необходимо направлять на расширение представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными, дети должны знать, как зовут маму и папу по имени и отчеству, знать имя и отчество бабушки и дедушки. Эту работу мы проводим комплексно, не только игры, беседы, художественные произведения о семье, но и включение в воспитательный процесс семейной фотографии. «Язык фотографий» дает представление ребенку о семье. Стенд «Галерея почета наших семей» представлен фотографиями семей, совместными детско-родительскими рисунками, а также ответами детей на вопросы «Что такое семья?», «Кто в семье главный?», «Какая семья у тебя будет, когда ты вырастешь?»

Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто — проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени » ему уделяется – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.

Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Способы организации коллективной деятельности на занятиях.

Коллективная изобразительная деятельностьэффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:

· Изготовление художественных панно и макетов;

· Выполнение подарочных плакатов;

· Изготовление атрибутов к совместным играм;

· Иллюстрирование сказок и рассказов;

· Художественное оформление выставок;

· Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.




Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Коллективное творчество дошкольников .

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем , особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты , готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе ; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование , ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении . Основной причиной является : недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества , педагог должен основываться на следующих принципах :

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества ;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии ;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности ;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников .

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста ) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами . Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В . Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения , кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми :

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом : планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке , аппликации, конструировании , сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда ).

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг» , «Лес» , «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы , каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия , педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело . Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества .

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города» : на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества ? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества , является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка , навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества , следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества , неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески , если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация) . В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование) . Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек) . Карусель конструирует воспитатель .

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация : дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны : небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами

3. Наш уголок природы (аппликация)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. На катке

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование