Интерактивная форма работы с родителями доу. «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ. «Развитие творчества у детей»

18.02.2019

Сосипаторова М.Л., социальный педагог МБДОУ "Детский сад №117" Интерактивные формы взаимодействия с семьёй Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении" (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе "Об образовании" (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, в законе "Об образовании" в ст.18, п.1. записано, что "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". П. 3. "Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений". Наше дошкольное образовательное учреждение в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями с целью: "Создание единого образовательного пространства "детский сад - семья". В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Взаимодействие с семьёй идёт в трёх направлениях: * Анкетирование, мониторинг; * Педагогическое просвещение родителей, информирование; * Вовлечение в образовательный процесс. Если рассмотреть этапность взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее. 1. В основе - изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность коллектива. 2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействие с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. 3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребёнок. 4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах. Для изучения семей и их потребностей мы используем следующие методы: беседы с ребёнком, наблюдение за ребёнком, анкетирование, беседа с родителями. При этом учитывается дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи; возрастной характер; обследование семьи с помощью проективных методик. Принципы: целенаправленность, систематичность, плановость, доброжелательность, открытость. Ежегодно мы проводим анкетирование, опросы для получения данных о семьях воспитанников, составляем социальные карты каждой семьи, социальный паспорт группы и детского сада. Соответственно, работа с семьями, как на уровне отдельной группы, так и на уровне детского сада в целом носит индивидуально - дифференцированный характер. Изучение семьи предполагает, прежде всего, выяснение ее воспитательных и организационных возможностей. Мы провели исследования стилей семейного воспитания. Считаем необходимым привести некоторые результаты исследования стилей семейного воспитания родителей воспитанников старшей группы детского сада, проведённого в октябре 2012 года. Исследование проводилось по методике АСВ (анализ семейных взаимоотношений) Эйдемиллера, охватило 20 семей дошкольников (85% семей воспитанников). Результаты исследования показали, что только в 30% присутствует гармоничный стиль воспитания, который основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. В 70% семей присутствуют те или иные нарушения в семейном воспитании детей, которые могут неблагоприятно сказываться на коммуникативных способностях и качествах личности дошкольника. Среди них в 29% диагностируется воспитательная неуверенность родителя. Результаты исследования семей поставили нас перед необходимостью подбора эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников в зависимости от стилей семейного воспитания. Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам, воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же - недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др. Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи родители отдают предпочтение открытым показам деятельности с детьми, личным беседам с воспитателями, наглядной информации, семейным праздникам и досугам. Родительские собрания как одна из основных традиционных форм педагогического просвещения родителей не пользуется достаточной популярностью (32% опрошенных). Родители затруднялись назвать темы родительских собраний, вспомнить вопросы, затрагивающиеся на них. Посещаемость собраний стала низкой, а эффективность их проведения сомнительной. Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.. Слово "интерактив" пришло к нам из английского языка от слова "interact", где "inter"- это взаимный, "act"- действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. "Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю", говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными: - обмен опытом; - выработка общего мнения; - формирование умений, навыков; - создание условия для диалога; - группового сплочения; - изменения психологической атмосферы. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога "высказать свое мнение", "предложить свои варианты", как правило, остаются безрезультатными. . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Мы используем следующие интерактивные формы работы детского сада с семьями воспитанников, такие как: социально-педагогический проект, тематические акции, дистанционный родительский клуб, интерактивные игры (деловые и ролевые) и др... Интерактивной формой мы называем такую форму взаимодействия с семьями воспитанников, которая предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия. Наиболее подробно отражено на слайде атмосфера доверия и сотрудничества. Назовём некоторые общие признаки, характерные для всех форм интерактивного сотрудничества детского сада и семьи. Главным условием реализации подобных форм взаимодействия детского сада и семьи является диалоговое общение участников. Все они направлены на повышение родительской активности и родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, создание в детском саду микроклимата, способствующего повышению диалогичности, партнёрских, субъект - субъектных отношений. Интерактивные формы взаимодействия детского сада и семьи успешны в решении задачи формирования ключевых компетентностей дошкольников. Проведя самоанализ своей педагогической деятельности педагоги пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний. На методических семинарах и консультациях изучили методику Н. М. Метеновой по организации собраний, оформлении наглядной информации для родителей, выделили наиболее эффективные методы и приёмы активизации родителей. Педагогами детского сада были разработаны сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками. Формы проведения родительских собраний: -"Круглый стол", "педагогическая игра", "ярмарка педагогических идей", тематическая встреча, социально-педагогические тренинги. Методы и приёмы интерактивного взаимодействия: -Игровой тренинг, анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций, ролевое обыгрывание, дискуссия, обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов, обмен опытом родителей, работа в мини группах. На собрания мы готовимся вместе с детьми, делаем специальные открытки - приглашения, готовим показ какой-либо детской деятельности, особо следует отметить ценность обратной связи, полученной от родителей: "Очень важно, что вы об этом сказали". Необходимо благодарить родителей за участие, за внимание к детям, за помощь в совместной работе. В настоящее время, когда в обществе существует дефицит общения, эти встречи являются актуальными. Повысилась посещаемость родительских собраний. Многие родители сблизились и дружат семьями. Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и образования дошкольников. Дошкольное образовательное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трёхстороннего взаимодействия: ДОУ - ребёнок, ребёнок - родитель, родитель - ДОУ. Задачами социально-педагогического проекта помимо вышеназванных общих для всех интерактивных форм сотрудничества с семьёй могут выступать формирование познавательного интереса у дошкольников, экспресс-диагностика уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, а также создание условий для получения родителем опыта иного, конструктивного, положительного стиля взаимодействия с ребёнком. Социально - педагогический проект проводится в 3 этапа. Первый этап - подготовительный - включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, занятия с детьми на конкретную тему в детском саду, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям (создать альбом, коллаж, газету, фоторепортаж и др.). На втором, основном, этапе участники проекта самостоятельно выполняют задания в домашних условиях. Третий, завершающий, этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера с целью экспресс-диагностики уровня развития дошкольников, стиля семейного воспитания, презентацию результатов совместной деятельности, а также интерактивная форма награждения участников проекта. Проекты: " О правах ребёнка", "Моя родословная", "Герб семьи", "Мой папа самый лучший", "Развитие мира социальных взаимоотношений", "Безопасность и дети". Также мы приняли участие в городских проектах по противопожарной безопасности, " Музей и дети", "Путь к олимпу", награждены за участие благодарственными письмами. Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовыми, так и групповыми. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие. Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания. В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми: "Я знаю правила дорожного движения!" Книги стихов и рисунков, посвящённые различным знаменательным датам, юбилеям поэтов Сергея Михалкова и Корнея Чуковского. А также "Зимушка - хрустальная", "Наш город Владимир", Ко дню семьи дети по семейным фотографиям рассказывали о своих родных и мы оформили книгу "Устами младенца". Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Одна из форм работы с родителями - это участие родителей в непосредственной образовательной деятельности. Целью является привлечение родителей к воспитанию детей трудолюбия и уважение к профессиям. Начиная с младшей группы детям говорим, о том, что всё, что нас окружает, сделано руками умелого человека. Родителей убедили в том, что они должны показать детям процесс труда. Встречи происходят регулярно, дети очень гордятся своими родителями. Мама показывала работу портнихи; как шьют платья, брюки для куклы. Папа показывал работу плотника: делал кормушку для птиц, ящик для выращивания лука. Бабушка показывала работу кулинара, пекла печенье. Мама показывала, как работает художник, рисовала картину. Родители частые гости у нас, они учат играть детей в шашки, учат вырезать снежинки, лепят снеговика и крепость, приводят своих домашних питомцев, показывают, как с ними надо обращаться. Мама-учитель вместе со своими учениками рассказала детям о нашем городе Владимире. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники и развлечения проходят совместно с родителями. В "Осеннем капустнике" родители делали салат, играли в хороводные и народные игры, показывали кукольный театр, приносили вкусные пироги. В празднике, посвящённом дню матери семьи показывали свои умения быть дружной и сплочённой семьёй. А дети, готовясь к этому дню писали открытые письма своим самым любимым мамам. На празднике, посвящённом Дню защитников Отечества, дети играли со своими папами в "Весёлые старты". В празднике, посвящённом Дню семьи, родители готовили совместные выступления и активно участвовали в разнообразной деятельности вместе с детьми, готовили атрибуты и пособия. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Тесный контакт со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. С целью повышения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям детей, в нашем детском саду функционирует клуб для родителей "Молодая семья". На заседаниях клуба выступают и дают рекомендации специалисты нашего детского сада, рассматриваются следующие темы: Мы организовали практические занятия по лепке из солёного теста, оформление ваз, изготовление рамок для картин, плетение салфеток, изготовление кукол для театра. Мы с детьми часто ходим на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать своим примером. Из этих походов дети возвращаются обогащённые новыми впечатлениями о природе, о мире искусства, об историческом прошлом России, о космонавтике. Организация неформального сотрудничества педагогов и родителей способствует установлению более тесного контакта между педагогами детского сада и семьи. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Различают следующие формы дискуссии: круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого; симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы; дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды. Термин "интерактивные игры", подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Преимущества интерактивных игр: Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми. Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала. Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм. Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей. Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте. Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников. Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним. Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста. Дистанционный родительский клуб - инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий. Задачи клуба: оказание профессиональной помощи родителям дошкольников по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе, создание в детском саду микроклимата, способствующего повышению партнерских отношений, диалогичности, взаимопомощи. Основная форма работы дистанционного родительского клуба - компьютерные презентации тематического характера и интернет - общение. Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в детском саду, каких успехов достиг педагогический коллектив. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривается каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. Вместе с тем отмечаем проблемы использования интерактивных форм работы, которые заключаются в том, что не каждый воспитатель сможет в полной мере реализовать интерактивные формы работы с родителями на практике в силу отсутствия или недостаточного развития коммуникативных качеств, толерантности. Другими словами, интерактивные формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников предполагают наличие обученных кадров Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Интерактивные методы: Ставят родителей в активную позицию; Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом; Проясняют родительские ожидания, представления; Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

Это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

Диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

Формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

Участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

Обмен опытом;

Выработка общего мнения;

Формирование умений, навыков;

Создание условия для диалога;

Группового сплочения;

Изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

Круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[,Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

В зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

От количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие - работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

Еще одно основание для классификации игр - средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения - рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

Уверенное поведение педагога.

Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

Активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

Обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

Открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

Учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

Соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания,.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

Определение целей и задач,

Составление плана акции,

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),

Различные формы работы с детьми;

Совместные мероприятия с родителями и детьми;

Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.

Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Литература:

1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

10 Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР д/с№75

Уланова В.В

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

Единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

Индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ С СЕМЬЕЙ

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

Это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

Диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

Обмен опытом;

Выработка общего мнения;

Формирование умений, навыков;

Создание условия для диалога;

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. поощрения, Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Различают следующие формы дискуссии:

круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

Уверенное поведение педагога.

Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Преимущества интерактивных игр:

Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.


Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.

Из опыта работы заведующего ДОУ №4 г. Шахтерска

Мельниковой Ольги Федоровны

Если мы у родителей всегда встречаем больше любви к своим детям, нежели у детей к родителям, то это грустно, вместе с тем и естественно. Кто же не любит больше свои надежды, нежели свои воспоминания.

Иосиф Этвеш

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

Словарь терминов и понятий

Интер… (приставка) – образует существительные и прилагательные с тем же значением, что "между", "меж" (например, интервидение – Международная телевизионная организация).

Активный – деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий.

Интерактивный – содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; совокупность приемов и средств произведения (действия и т.д.).

Ин… (приставка) – образует понятие со значением "противоположный".

Интро – (в отличии от "ин" и "интер") – (от лат. Intro) – движение внутрь.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) – термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия; организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация (объединение усилий участников) и конкуренция (столкновение целей, интересов, позиций, мнений).

Наиболее часто используемые интерактивные формы работы:

    Ролевые игры. Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.

    Деловые игры. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений.

    Дискуссия. Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.

    Аукцион. Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
    Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д.
    Аукцион направлен:
    - на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
    - на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
    - на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).

    Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Семейного клуба».Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствует формированию активной жизненной позиции, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. В работе этого клуба принимают участие педагоги, различные специалисты ДОУ (медработники, логопед, хореограф, педагоги дополнительного образования), а также родители воспитанников.

На базе нашего детского сада мы организовали Семейный клуб «Жемчужины здоровья». Наших родителей интересуют многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. При подготовке к заседаниям клуба обязательно ориентируемся на запросы родителей. Стержнем работы клуба является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом.

Целью нашей работы стало: п овышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Задачи:

    обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

    оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

    учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;

    привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

    расширить спектр средств и способов работы с родителями.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Формы заседания клуба различны:

Семинары-практикумы;

Круглые столы;

Тренинги;

Конференции;

Педагогические гостиные;

Игры с педагогическим содержанием и др.

При подготовке к заседанию клуба проводим анкетирование, с целью выявления знаний родителей по данному вопросу, запроса участников и получения дополнительной информации от них. В конце раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая фора проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Родители делятся опытом, обсуждают и решали проблемные ситуации. В конце заседаний каждому из присутствующих вручаем памятки с рекомендациями. Родителям предлагаем видеоролики, мультемедийные презентации, а также фото альбомы групп. С большой выдумкой относятся родители к оформлению коллажей и составление своего генеалогического древа. Одной из интерактивных форм работы с родителями являются разнообразные тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование экологической культуры: «Добра», «Счастливой семьи», «Георгиевская ленточка», «Если с другом вышел в путь!», «Цветы для зимнего сада», «Украсим елку», «Птичья столовая». Также нами были проведены родительские конференции: «Семейные праздники и традиции», «Советы родителям будущих первоклассников».

Отличной и интересной формой взаимодействия с семьями является организация разнообразных фотовыставок, которые направлены на ознакомление родителей с жизнью группы, деятельностью их детей. По нашей рекомендации родители оформили индивидуальные портфолио достижений своих детей «Наши звездочки», «Путь к успеху», которые получились очень интересными и эстетически оформленными. Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая - концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Ирина Самойленко
Интерактивные методы работы с родителями. Родительское собрание в форме КВН с элементами деловой игры

Интерактивные методы работы с родителями

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога с современными родителями является приоритет активных методов и форм взаимодействия .

В современном мире формы работы с родителями постоянно меняются . Традиционные формы работы , в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями , позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения , развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т. е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит , остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» , говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию . В обычной ситуации сделать это достаточно сложно : призывы учителя или психолога «высказать свое мнение» , «предложить свои варианты» , как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания , где ведущую играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес .

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания , представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна , то можно получить информацию , на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей . Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

На родительских собраниях мы применяем различные интерактивные методы : это всем известные работы в мини-группах , дискуссии, деловые , ролевые, имитационные игры , анкетирование. Так же используется такая форма работы как «Большой круг» . Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа. Первый этап - участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему . Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап - по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики) ; по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. «Аквариум» - форма диалога , когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» . Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название - «аквариум» . Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

«Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения , позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения . В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме . Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

В апреле проводится неделя психологии в ДОУ, в ходе которой проводятся конкурсы рисунков, различные совместные игры детей и родителей , направленные на развитие позитивного самовосприятия, развитие коммуникативных навыков, снижение негативных переживаний, накопление эмоционально-положительного опыта, развитие способности разбираться в своих чувствах; ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния

Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса КВН с элементами деловой игры для родителей детей подготовительных к школе групп на тему : «Мамы, в школу собирайтесь!»

Ведущий (педагог-психолог) : Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать и изобретать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования . Сегодня в такую игру поиграем и мы с вами.

Наш КВН на тему : «Мамы, в школу собирайтесь!» .

Родители делятся на 3 команды, придумывают название и девиз.

Жюри в составе воспитателей, методиста и логопеда .

Итак, мы начинаем КВН и первое задание – традиционная разминка.

1. «Разминка» .

Ведущий :

Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды.

Представитель каждой команды получает свой набор вопросов. На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.

Задание для 1 команды :

1. Ребенок готов к школе когда :

а) ему исполнилось 7 лет;

в) его уровень соответствует возрастной норме и он хочет идти в школу.

2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу :

а) так как будет учеником и получать «пятерки» ;

б) получать новые знания;

в) купят новый портфель, форму , школьные принадлежности.

Задание для 2 команды :

1. Общая цель воспитания в современной школеэто :

а) трудовое и политехническое образование;

б) умственное воспитание;

в) разностороннее и гармоническое развитие личности.

2. Дисциплинированный ребенок :

а) всегда и везде выполняет правила поведения;

б) не дерется и не опаздывает;

в) соблюдает правила поведения в школе.

Задание для 3 команды :

1. При выборе школьной Программы обучения в первую очередь следует руководствоваться :

а) осознанием будущих высоких перспектив ребенка в жизни;

б) уровнем реальной подготовленности и возможностей ребенка;

в) уровень профессионализма учителя в данном классе.

2. Самый важный компонент умственной готовности к школе :

а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы ;

в) достаточный уровень развития познавательных способностей :

внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Жюри оценивает ответы команд.

2. Задание «Размышляй-ка»

Ведущий :

Переходим к следующему заданию, которое условно мы назвали «Размышляйка» . Представители ваших команд получают карточки с заданием. На карточке – высказывания родителей . Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.

Примерные задания лежат веером в перевернутом виде. Представители команд выбирают одну из карточек c утверждением, обсуждают и записывают свои предположения. Затем представляют их для других команд. Ведущий поддерживает возможные дискуссии, обобщает сказанное участниками, подводит итог. Жюри оценивает ответы команд.

Высказывания и комментарии ведущего к заданию № 2.

Вот пойдешь в школу, там тебе…

Ты, наверное, будешь двоечником?

(Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)

Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

(Родителям кажется , что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением» , делает ответственным за свою самооценку ребенка : «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки : «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо» . Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)

Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!

(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям , может развиться комплекс неполноценности и др.)

Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

(Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви , а значит, уверенности в себе.)

Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

4. Задание «Сосчитай-ка» (презентация)

В этом задании мы проверим, сможете ли вы помогать своему ребенку выполнять домашнее задание. Вам нужно сосчитать контуры и поднять табличку с правильным ответом, а жюри внимательно смотрит какая из команд лучше справиться с этим заданием.

5. Задание. «Угадай-ка»

Ведущий :

Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям , очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию .

Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Если вам удалось угадать большинство состояний, значит, вам будет легко понять своего ребенка с первого взгляда.

Командам представляются изображенные на ватмане схематические изображения различных эмоций (тест см. в кн. Панфиловой М. А. «Игротерапия общения» ). Время на обсуждение внутри своей команды 5 мин. Жюри оценивает правильность предложенных названий эмоций.

6. Задание «Разминай-ка» (физкультминутка под музыку)

Подведение итогов, обсуждение возникших вопросов.