Как написать про актуальность патриотического воспитания. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. Формы организации патриотического воспитания

02.03.2019

Конспект НОД

Ознакомление с природой

Старшая группа

«Природный материал-песок, глина, камни».

Конспект НОД

Ознакомление с природой

Старшая группа

Тема: «Природный материал-песок, глина, камни».

Воспитатель Гуляева Надежда Сергеевна

Образовательные:

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Формировать умение исследовать свойства природных материалов.

Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Развивающие: развивать интерес к природным материалам; развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважительное, бережное отношение к растительному и животному миру.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Иллюстрации, чашка с сухим песком, чашка с мокрым песком, бутылочки с водой,2 трехлитровые банки, фен, набор игрушек для игр с песком.

Раздаточный материал. Лупа на каждый стол;фартуки,2 стаканчика с сухим песком,1 стаканчик с глиной, палочка,2 камешка на каждого ребенка, кружки желтого и коричневого цвета (10 шт. каждого цвета).

Ход занятия.

1.Организационный, мотивационный

Организация

Дети сидят за столом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите необычное?

Дети. На столах стаканчики, палочки, чашки, камни, песок.

Воспитатель. На что похожи наши столы?

Дети. На лабораторию.

Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лабораторию можно входить только в фартуках, поэтому наденем фартуки и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?

Дети. Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно.

Воспитатель. Правильно.

2.Основная часть.

Организация

Исследование песка

«Эксперименты»

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

Исследование глины

«Эксперименты»

Гимнастика для глаз «Листик»

Подвижная игра

« Песок и глина»

Исследование камней.

«Эксперименты»

Воспитатель. Ребята, у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

Дети. Из зернышек-песчинок.

Воспитатель. Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

Дети. Разные.

Воспитатель. Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Легко ли он сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель. Песок-это сыпучий природный материал.

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.

Дети выполняют.

Воспитатель. Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети. Песок намок.

Воспитатель. Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду.

Воспитатель. Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

Дети. Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Воспитатель. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель. Подойдите к чашке с песком.

Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Воспитатель. Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети. Потому что песок сыплется.

Воспитатель. Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.

Воспитатель. Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Дети. Шарик рассыплется.

Воспитатель. Нужен ли песок людям?

Воспитатель. Правильно. Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.

Показ иллюстраций.

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети. Глина.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети. Белая, красная, черная.

Воспитатель. Глина бывает разного цвета.

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети. В стаканчик с песком.

Воспитатель. Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети. Глина стала липкой.

Воспитатель. Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Дети выполняют задание.

Что произойдет с шариками когда они высохнут?

Дети. Станет твердым.

Воспитатель. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется.

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дети. Нет

Воспитатель. На что похожа глина?

Дети. На пластилин.

Воспитатель. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Воспитатель. А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» - вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» - наверх, на «четыре» - вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель. Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

Воспитатель. Что происходит с песчинками?

Дети. Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель. А что мы видим в банке с глиной?

Дети. Глина не двигается.

Воспитатель. Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра» Песок и глина»

Воспитатель. Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» - «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

Воспитатель. Ребята, нужна ли глина людям?

Воспитатель. Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Показ иллюстраций.

Воспитатель. Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Камень.

Воспитатель. Что вы знаете о камнях?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Дети. Трещины.

Воспитатель. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Дети. Гладкая, шершавая.

Воспитатель. Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами.

Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Каковы издаваемые звуки?

Дети. Звонкие и нет.

Воспитатель. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами.

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Дети. Нет.

Воспитатель. Камень- твердый материал.

Где используют камень?

Дети. В строительстве.

Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Показ иллюстраций.

3.Рефлексия (2 мин)

Организация

Дети сидят за столом.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сейчас проводили опыты?

Дети. В лаборатории.

Воспитатель. С какими природными материалами мы работали?

Дети. С песком, глиной, камнями.

Воспитатель. Песок, глина и камень-это живая или неживая природа?

Дети. Неживая.

Воспитатель. Правильно, живая природа- рождается, живет, питается, старится и умирает, а неживая- нет.

Воспитатель. Как использует человек в своей жизни песок, глину, камень?

Дети. В строительстве, при изготовлении посуды, игрушек.

Воспитатель. У меня для вас есть подарки для проведения экспериментов на прогулке. Готовы ли вы продолжать экспериментировать?

Воспитатель предлагает детям наборы для игр с песком.

Дети выходят на прогулку, в песочнице проводятся игры с песком.

Из всех строительных материалов древнейшим и наиболее распространенным, видимо, следует считать камень. Большинство дошедших до нас из древности архитектурных сооружений - из камня. Он и сейчас широко используется во многих местах, особенно в горных селениях. Сельскому застройщику тоже не обойтись без камня.

Во-первых, ему понадобится бутовый камень для устройства фундаментов. Прочными и надежными получаются из бутобетона стелы подвалов и полуподвальных этажей. Идет для этих целей практически любой имеющийся в данной местности камень, галька из русла реки, хорошо промытая гравийно-песчаная смесь. И галька и гравий - все это камни, только что разных размеров: первая примерно от 2 до 10 см, вторая - мельче 20 и крупнее 5 мм. Мельче 5 мм - песок, без которого тоже не обходится ни одно строительство.

В результате искусственного дробления из камня получают щебень различной фракции - мелкий, крупный и так называемый отсев.

Заготавливая каменные материалы для строительства, их желательно хотя бы грубо, но классифицировать, разделить по размерам. Если же будете покупать материалы в магазине, то вам выпишут щебень тот, какой нужен для приготовления тех или иных бетонов, отсыпки дорожек. Точно так же можно купить промытый и уже готовый для употребления песок. Он будет нужен для приготовления строительного раствора, штукатурки, отделочных работ.

Не обойтись при строительстве и без хорошей глины. Хорошей в том смысле, что в природе глина часто встречается с различными примесями - песка, гравия, которые заметным образом снижают ее качество, и, прежде всего вязкость. Глина может понадобиться для гидроизоляции подвала, устройства водонепроницаемого слоя под отмосткой. Ее кладут первым слоем, если потолок засыпается землей, глинобитными бывают стены у хозяйственных построек, кровля сарайчика, из глины приготавливаются разного рода кирпичи, выжигается такой превосходный строительный материал, как керамзитовый гравий.

Велико значение в строительной практике и таких природных материалов, какими служат известняки, гипс, мел…

Все большее распространение в практике строительства получает камень искусственный - различные бетоны. По составу и применению они столь же разнообразны, как и природные, а сильны, прежде всего, тем, что из них можно изготавливать практически любые конструкции - от прочнейших монолитных до легких теплоизоляционных.

По универсальности и распространенности с бетонами конкурирует разве что только кирпич - материал, в сущности, универсальный. Кирпич выпускается обыкновенный строительный и лицевой - для облицовки зданий, а также специальный - огнеупорный.

Обыкновенный глиняный обожженный кирпич имеет размеры 25x12x6,5 см. Нелишне знать, что у строителей каждая сторона кирпича, материала достаточно прочного, имеет свое название. Самая широкая - постель, продолговатая - ложок и торцовая - тычок, поскольку она при кладке притыкается к соседнему кирпичу. По прочности он имеет марку от 50 до 150.

Конструктивно достаточна толщина стены в один кирпич, то есть 25 см. Но зимой такая стена будет промерзать, и ее приходится выкладывать в два, а то и в три ряда. Чтобы облегчить стены, выпускают различные пустотелые кирпичи, используют специальные способы кладки с колодцами, заполняемыми битым кирпичом, а то и землей.

Кроме глиняного в больших количествах выпускается кирпич силикатный. Он приготавливается из смеси песка с известью, цвет у него белый, поэтому используется чаще как облицовочный, а основная масса стены выкладывается из обожженного красного.

Для облицовки зданий широко применяются также специальные облицовочные плитки. Но сельский застройщик обычно использует керамические плитки, которыми отделываются внутренние помещения - ванные, уборные, настилаются в этих помещениях полы.

В процессе строительства требуются различные растворы. Они делятся на кладочные, штукатурные, формовочные, а в зависимости от вяжущего вещества, используемого в них, - на растворы воздушного твердения и гидравлические. Раствор на одном вяжущем называется простым, на основе нескольких или с добавками - сложным. Состав простого раствора характеризуется двумя цифрами, первая из которых единица, а вторая обозначает, сколько частей заполнителя берется на единицу вяжущего. Соотношение 1:3 свидетельствует, что в данном растворе на единицу вяжущего, если он цементный, на килограмм цемента берется три килограмма песка. В сложном растворе количество заполнителя определяется третьей цифрой, а второй идет показатель количества добавки.

В больших количествах потребуется для строительства цемент. Теоретически в розничную продажу он должен поступать в мешках, но при перевозке, перетаскивании бумажные мешки разрываются в хлопья. Вот почему каждый покупатель чаще всего набирает цемент в собственную тару. В практике редко удается тут же пустить его в дело полностью. А чтобы остаток хорошо сохранился, цемент надо прежде всего оберегать от влаги, превращающей этот материал в монолит, практически уже не пригодный для строительства.

Небольшое количество оставшегося цемента можно пересыпать в полиэтиленовый мешок и хорошо, плотно завязать, а при переносе - вставить такой мешок в обыкновенный джутовый. Для большого же количества цемента надо изготовить деревянный или металлический ларь.


Наши архивы! · · · · · · : · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Гульнара Шавалиева
Конспект занятия по экспериментированию «Особенности неживой природы - песок, глина, камень»

«, глина , камень »

Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста - проведение опытов.

Возраст : средняя группа

Тема : Особенности не живой природы – песок , глина , камень .

Цели :

1) знакомить детей с особенностями не живой природы ;

2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;

3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Оборудование : песок , глина , вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии .

Камни, песок , глину , землю.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой ?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.

Черепаха.

А черепахи где живут?

В воде, в песке.

Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы . Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.

Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?

В одной – песок , во второй – глина , в третьей – земля.

Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)

В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.

- Глина не пропускает воду .

Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.

Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли .

Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

- Песок не лепится .

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё .

Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Если мы камень опустим в воду , что произойдёт?

- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду . Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно .

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

Черепаха :

Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень , что произойдёт?

(опускает в воду пенопласт и камень )

- Камень упал на дно , а пенопласт остался над водой.

А чём это говорит?

Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали ?

Не живую природу – песок , глину , землю, камни, пенопласт.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны . Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны .

Используемая литература :

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно ! – М :Линка – ПРЕСС,2004.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

3. Хакимова Г. Экологическое и нравственное воспитание детей. Набережные Челны, 2004.

Подготовила : воспитатель МБДОУ №86 Шавалиева Г. Р.

Презентация «Использование и применение природных материалов в быту»

Это наша планета. Мы называем ее Земля. Посмотрите, как она красива! А как она богата! Она дала жизнь целому миру людей, животных, растений. Все, что нам нужно для жизни, мы находим на ее поверхности и даже внутри!

По берегам рек и в оврагах можно найти слои песка и глины. А, что же можно найти возле гор? (камни). Внутри горы шахтеры добывают каменный уголь, руды металлов, драгоценные камни.

Песок – продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, ветра, воды. Он состоит из мелких каменистых зерен – песчинок.

Песок бывает строительным. Если к нему добавить цемент и воду получится раствор. Его прокладывают между кирпичами в кирпичной кладке. Из него можно получить прочные бетонные изделия: плиты, блоки, столбы.

6 слайд. Песок применяется в строительстве дорог. Им выравнивают дороги. Он входит в состав асфальтной смеси.

Чтобы измерять небольшие промежутки времени, изготавливают песочные часы. В них используют очень мелкий просеянный через сито песок.

Из песка делают стекло. Если песок сильно нагреть, то он начнет плавиться, превращаться в стекло. Стеклу над огнем можно придать любую форму. Стеклодувы делают посуду, вазы из стекла, и даже стеклянные сувениры.

Песком решают проблему гололеда. В зимнее время им посыпают крылечки и тротуары, чтобы не было скользко. В больших городах песок рассыпают специальные машины.

Чистый песок на пляже вместе с солнцем и морем позволяет нам отдыхать, загорать, песок любят дети. Его специально завозят на детские площадки и в детские сады.

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, она как пыль в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина идет на производство кирпича. Будущим кирпичам придают одинаковую форму, просушивают их, а затем обжигают на огне. После обжига они становятся очень прочными. Ими можно выкладывать стены домов, печи, глиняную черепицу для кровли крыш.

Глина очищает и питает клетки кожи. Поэтому так популярны маски из глины.

Из глины лепят игрушки, посуду. Глиняные изделия называются «керамика». Говорят, что в крупе, если ее хранить в керамической посуде, никогда не заведутся мучные жучки, а вода в ней надолго сохранит прохладу даже в самый жаркий день.

Камень. Его сила, величие, строгая простота и благородство - именно эти качества привлекают нас, вызывая восторг и преклонение перед удивительной, волнующей красотой.

Природный камень - это натуральный строительный материал. Из него строят самые крепкие дома. Помните сказку про трех поросят? Как волк не дул, не грыз камни, каменный дом оставался прочной защитой для трех поросят! А еще камнями украшают дворы, цветники, дачные участки.

Камень применяется при строительстве дорог и площадей.

Прочный камень гранит используется при строительстве мостов и туннелей.

Камень мрамор не только прочный, но и красивый. Он используется при строительстве подземных станций метро, при изготовлении памятников.

Камень известняк сложился из ракушек, разрушенных морских кораллов. Из него делают строительные блоки. А, так как это мягкий и пористый камень, то легко поддается обработке. Им украшают, декорируют здания. Из него же

делают школьный мел и зубной порошок.

Драгоценные и поделочные камни используются для украшений и сувениров. Их красота – это цвет, блеск, прозрачность, рисунок. Самый твердый из них это алмаз. Из него делают инструмент стеклорез. Им режут стекло. В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз.

За землю и ее сокровища ответственны мы – люди. Мы должны разумно пользоваться ее дарами. Не допустить истощения Земли.

Наше богатство – в наших руках!