Долги по ЖКХ, как и любые другие типы задолженностей рассматриваются гражданским законодательством в качестве удержания денежных средств, за которое предусматривается начисление процентов (так называемые «пени»).
Так как стороной в поставке услуг ЖКХ выступает юридическое лицо, то и порядок начисления указанных процентов нужно установить непосредственно в соглашении о поставке услуг. Так что необходимо внимательно ознакомиться с данным соглашением.
Понятие пени устанавливается гражданским законодательством. Да и общие положения, основания и порядок взимания, расчет пени за услуги ЖКХ также определяется Гражданским Кодексом.
Отличие между пеней и неустойкой только в том, что первая может быть определена лишь в порядке договорных отношений, то есть должна быть указана непосредственно в соглашении. А неустойка в свою очередь напрямую определяется законом, так что наличие особого соглашения о начислении пени не требуется.
Большинство даже профессиональных юристов полагают, что при задолженности по ЖКХ начисляется именно неустойка, так как такое положение предусмотрено непосредственно в законе. Так, п.1. и п.14. ст.155 Жилищного кодекса РФ определяют обязательность начисления пени за предоставление жильцам услуг по ЖКХ.
Однако не стоит забывать, что данное правило действует лишь при отсутствии указания в договоре. Так как закон отдает приоритет договорному регулированию хозяйственных отношений, законная неустойка оставляется на усмотрение самого кредитора, а в данном случае на поставщика услуг ЖКХ.
Кроме того допускается требование лишь одного из указанных процентных начислений на долги. То есть кредитор, в данном случае коммунальщики, не вправе требовать определенную Жилищным кодексом законную неустойку, когда начисляется пеня согласно условиям договора.
Пеня за неуплату начисляется за просрочку исполнения денежного обязательства и представляется из-себя процент за несвоевременную оплату, начисляемый за каждый день просрочки. Закон, как уже было сказано, допускает самостоятельное определение размера пени за день просрочки.
Однако она не может быть выше определенных законом максимальных пределов.
Так, на сегодняшний день действуют правила, согласно которым размер пени зависит от срока просрочки:
Также в законодательстве действует правило, согласно которому общий размер начисленных в качестве пени процентов не может быть выше 50 % общего размера задолженности.
Так, например, если долг по ЖКХ составляет 15 тысяч рублей, то общая сумма начислений на указанный долг не может составлять больше 7,5 тысяч. Но проблема в том, что даже при обнаружении просрочки жильцы продолжают пользоваться услугами ЖКХ, что вызывает новые долги, увеличение их размера, а соответственно и увеличение размера пени. Поэтому, если не следовать правилам оплаты, счета за ЖКХ в некоторых случаях получаются огромными.
По общему правилу пеня за ЖКХ начинает начисляться со следующего дня за днем, определенным в качестве момента осуществления взаиморасчета. Такая дата устанавливается в договоре или регламентом коммунальной службы на определенной местности. Так, например, если таким моментом определен 1 день месяца, то со второго числа указанного месяца начинает начисляться пеня.
В некоторых регионах предусмотрен уведомительный порядок оплаты услуг ЖКХ. Так, пеня в таком порядок начинает начисляться со следующего дня, после получения должником специального счета за ЖКХ. В любом случае уведомительный порядок должен соответствовать требованиям закона.
Кроме того, многое зависит от наличия какой-либо посреднической организации типа Управляющей компании или ТСЖ. В таком случае порядок начисления пеней определяется либо соглашением, либо уставом организации.
Разумеется, пени необходимо заплатить. Законодательство не устанавливает обязанность кредитора каким-либо образом доказывать обоснованность пени, если его размер не превышает установленные законом максимальные значения. Так что даже обращение в суд вряд ли облегчит бремя оплаты.
Неуплата пени приводит к образованию еще большей задолженности. За такие долги поставщики ЖКУ могут запросто отключить абонента от линий подачи электроэнергии, газа и т.д. Кроме того, когда в уведомительном порядке, абонент добровольно не оплачивает долги, то поставщик вправе обратиться в суд и добиться принудительного взыскания долгов.
Сам поставщик никаких санкций применять не может. Однако служба приставов может привлекать лиц, не исполняющих судебные решения в добровольном порядке к административной ответственности, которая выражается в штрафах, административных арестах и т.д. В редких случаях привлекают даже к уголовной ответственности.
Пеня за ЖКУ оплачивается также, как и производиться взаиморасчет с поставщиком. Так, каждому абоненту присваивается индивидуальный счет согласно адресу жилого помещения.
Оплатить долги и пеню на сегодняшний день можно следующими способами осуществления платежей:
Суммы пени и долгов за потребленные продукты ЖКХ не начисляются отдельно. К примеру, если абонент должен 1,5 тысячи рублей за потребление и пеню в размере 300 рублей, то ему необходимо заплатить 1800 рублей по одному и тому же абонентскому счету.
Пеня является прерогативой кредитора и назначается или отменяется по его усмотрению. Обычно поставщики не отменяют пени, но с учетом материального состояния должника они могут принят подобное решение, а также предоставлять рассрочку в оплате.
Списывается пеня в случаях, когда она была начислена неправильно или же начислена на абонента, который уже не проживает по указанному адресу.
В обоих случаях необходимо действовать быстро и обратиться в местное управление поставщика с заявлением, договором об оказании ЖКУ, паспортом. Обычно решение принимается в течение недели. Ответ можно оспорить в судебный орган.
Калькулятор для вычисления размена пени за ЖКХ представляет собой удобный инструмент, который исчисляет ее размер в рублях. Таких калькуляторов в интернете очень много. Вот один из них:
Остались вопросы? Напишите их в комментариях!
В редакцию нашего блога поступил вопрос о том, как правильно начислять пени за жилое помещение и КУ. 1 января 2016 расчёт поменялся, в связи с чем возникает недопонимание, как поступать с начислением пеней на задолженность, возникшую до этого срока.
С 1 января 2016 года Центробанк РФ не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования, теперь она соответствует значению ключевой ставки Банка России на нужную дату. Так, с 14 июня 2016 года действует ключевая ставка в размере 10,5 %.
Быть должником с 1 января 2016 года стало невыгодно. Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ внёс изменения в ст. 155 ЖК РФ в части начисления пеней за просрочку платежей за жилое помещение и КУ.
Граждане, не внесшие или внесшие не в полном размере плату за ЖКУ, должны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (которая, как мы помним, теперь равна ключевой ставке Банка России), действующей на день фактической оплаты.
Также заметим, что дни просрочки платежа начинают отсчитываться со следующего дня, следующего за установленным сроком платежа.
Нами только что был описан самый простой и удобный случай начисления пеней. А что делать, если у собственника остался неоплаченный долг за 2015 год?
Так как N 307-ФЗ обратной силы не имеет , то есть не применяется к событиям, которые имели место быть до его принятия, то пени, накопленные до 1 января 2016 года, будут начисляться по старым наценкам.
Давайте разберём, как будет рассчитываться размер пеней за долг, появившийся с 11 октября 2015 года и не оплаченный ни до, ни после 1 января 2016 года.
С 11 октября и до конца 2015 года размер пени составит 1/300 ставки по старой редакции ч.14 ст. 155 ЖК РФ. Ставку рефинансирования для указанного срока можно узнать на сайте Центробанка РФ.
Этот размер пени сохранится с 1 января по 8 января 2016 года, так как согласно N 307-ФЗ просрочка уже превышает 30 дней, но всё ещё меньше 90 дней с момента наступления срока оплаты.
91-й день с момента наступления срока оплаты долга - 9 января 2016 года, следовательно, размер пеней увеличится до 1/130 ставки рефинансирования Банка России . Такая ставка сохранится по день фактической оплаты, изменить её нельзя.
Если долг тянется с августа 2015 года, то с 1 января 2016 года по день фактической оплаты пени будут начисляться в размере 1/130 ставки, так как к этому дню срок задолженности превысит 90 дней.
Мы разобрали вопрос о начислении пеней за долг, образовавшийся в 2015 году и не оплаченный до 2016 года. Следующую проблему - взыскание долгов за КУ - мы обсудим в нашей следующей статье.
По коммунальным услугам, а также увеличены штрафы за самовольное подключение к подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам.
Начиная с 2016 года для всех граждан и юридических лиц (предпринимателей, организаций и др.) будут начислять пени за просрочку оплаты за ЖКХ . Закон опубликован 4 ноября. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Итак, подписан и опубликован закон, направленный на повышение платежной дисциплины потребителей энергоресурсов (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов"(скачать)). Каков размер пеней и каковы штрафы?
Документ устанавливает твердый размер пени по неуплате коммунальных услуг , за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, горячей, питьевой или технической воды), а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов.
Поправки затронут только тех потребителей, жилищные организации и граждан, которые не оплачивают поставленные энергоресурсы в течение длительного срока .
Из-за этих изменений пени за просрочку по налогам и взносам увеличатся. Их рассчитывают исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ, ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Но ставка рефинансирования в декабре была 8,25 процента. А ключевая - 11 процентов. Если в январе ключевая ставка не изменится, то пени нужно считать исходя из 1/300 от 11 процентов, а не 8,25 процента.
Зато проценты за несвоевременный возврат налогов и незаконную блокировку счета инспекторы тоже будут начислять в увеличенном размере - исходя из ключевой ставки, то есть 11 процентов (п. 9.2 ст. 76, п. 10 ст. 78 НК РФ).
Например, для управляющих компаний , а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пеня составит
Кроме того, Правительство РФ уполномочено на установление критериев определения имеющих задолженность по оплате энергетических ресурсов потребителей. Последние будут обязаны предоставить поставщикам энергетических ресурсов обеспечение исполнения обязательств по оплате в виде независимой гарантии.
1. Усиление административной ответственности за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам.
Увеличен штраф
3. Введение штрафов за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
По данным статистики, по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы составила 850 млрд руб. Предполагается, что принятые поправки позволят повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов. Изменения вступят в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования закона, за исключением ряда норм, для которых установлены иные сроки.