Семейный клуб «Азбука вежливости» (старший дошкольный возраст) Тема Путешествие в город Доброты и Вежливости

21.09.2019

Конспект занятия «Добрые слова»

Старшая группа

Михайлова О.А.

Воспитатель МАДОУ №193

Подготовка

1. Изготовить красочный конверт с письмом от Буратино.

2. Сшить костюмы Незнайки, доброй феи, почтальона и Бармалея.

3. Оформить альбом «Учите с детьми стихи о вежливости».

4. Оформить красочные приглашения:

«Уважаемые (имена, отчества всех членов семьи)

Будем очень рады видеть вашу семью на первом уроке вежливости «Учимся здороваться и прощаться». За время, проведенное вместе со своим ребенком в сказке - игре, надеемся, что вы откроете для себя новые секреты в воспитании у детей культурного поведения и хороших манер».

5. Изготовить и оформить слова приветствия и прощания на веерах.

Приветствия ПРОЩАНИЯ

Здравствуй /те! до свидания!

доброе утро! до встречи!

Добрый день! Спокойной ночи!

Добрый вечер! Всего хорошего!

6. Приготовить декорации для сюжета: сказочный город и его обитатели, оформить группу плакатами и шарами со словами приветствий и прощаний.

7. Выучить с детьми стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -

Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

8. Сделать бинокли из цветной бумаги, спичечных коробков.

9. На музыкальном занятии выучить с детьми песню «Что такое здравствуй?»

10. Подготовить инсценировку стихотворения «Вежливая лошадь»

Ход занятия

Дети, вчера мы получили письмо от Буратино. Хотите узнать, о чем он пишет? Сейчас откроем конверт. А что-то он и не открывается.

Входит почтальон. Ребята, я забыл вчера вас предупредить, что этот конверт не обычный, он волшебный, вы же знаете, что у Буратино есть волшебный ключик. Откроется конверт, и вы сможете прочитать письмо только тогда, когда ответите на три вопроса. У кого будет самый правильный, четкий, полный ответ, тот и сможет открыть его.

Итак, первый вопрос: «Кого называют вежливым человеком?»

Второй вопрос: «Что значит «вести себя культурно»?

Третий вопрос: «Приходилось ли вам видеть вежливых людей:

взрослых, детей? Когда? Хотите ли вы, дети, быть всегда вежливыми?»

Кто же сможет открыть этот конверт? Чей ответ был самым интересным? (дети отвечают.)

Зачитывается текст письма.

«Дорогие ребята! Я, Буратино, приглашаю вас в путешествие в город Вежливых. В этом городе вы узнаете много вежливых слов, научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. В городе Вежливых вас ждут чудеса и сюрприз, тайну которых я раскрывать не могу. Желаю вам счастливого пути, интересного Путешествия. До свидания. Ваш друг Буратино»

Дети! Вы согласны отправиться в путь? На чем поедем? На автобусе. Едем с песней «Мы едем, едем, едем». (Выключается свет, создается полумрак с помощью настольной лампы, покрытой тканью.)

Педагог: «Ребята, мы уже подъезжаем к первой остановке. Она называется «Учимся здороваться и прощаться». Скорее возьмите свои бинокли, но в них вы сможете увидеть все, что есть в этом сказочном городе, когда бинокли у вас станут волшебными. Для этого надо подойти к почтальону и коснуться биноклем конверта.

Садитесь на места. Посмотрите в бинокли. Как интересно ведут себя звери, живущие на сахарной горе: они знают все правила приветствия. (Сюжеты картинок в ответы детей на вопрос: «Что вы видите?).

В этом городе все ведут себя вежливо: собаки раскланиваются друг перед другом при встрече, здороваясь, снимают перчатки, даже маленькие воробьишки здороваются с тетями воробьихами, а петух с утра до вечера приветствует всех прохожих на своем петушином языке:

«Ку-ка-ре-ку», что означает «здравствуйте». Здесь никто не забывает говорить «до свиданию». Может потому, что попугай целый день кричит на весь город вежливые слова прощания: «до свидания, до встречи, всего хорошего».

Что больше всего удивило вас в этом городе?

Под музыку входит волшебная фея: « Здрасте» приветливо здоровается со всеми присутствующими детьми и взрослыми.

Вы знаете, кто я? Я волшебная фея Здрасте. Закончила школу вежливых наук. Я рада видеть вас и готова выполнить все ваши желания. Сейчас я узнаю, о чем вы мечтаете (крутит зонтиком). Ясно.

Вы хотите стать вежливыми, научиться правильно здороваться и прощаться. Я вам всем обещаю помочь. Но сначала хочу задать вопросы. Детям, которые будут давать на них точные и полные ответы, я подарю вот такие веера, а у кого окажется больше всех фишек - тот получит приз мой веер (показывает).

Какие слова можно сказать при встрече, приветствуя знакомых, взрослых или товарищей? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

Что означает слово здравствуйте? (я желаю тебе здоровья).

Как нужно приветствовать, здороваться? (Можно дать образцы [ угрюмо, весело, бодро, тихо, грустно и т.д., а дети должны назвать, какое из приветствий будет правильным.)

Практикум.

Алеша, поздоровайся со мной. Теперь Таня, Лия.

Запомните, при встрече со знакомыми людьми нужно чуть замедлить шаг и, назван их по имени, сказать «здравствуйте». Если встретились утром, каким словом можно заменить? (доброе утро.)

Какие слова нужно сказать, прощаясь? (до свидания.)

Какими словами можно заменить? (до встречи, всего хорошего, спокойной ночи.)

А сейчас, когда я скажу: раз, два, три, «здравствуй» говори, - вы должны повернуться к товарищу, с которым сидите за одним столом, и вежливо, назвав его по имени, поздороваться.

Вспомните при этом все правила: говорить, глядя в глаза, приветливо. Если вы поздороваетесь правильно, то ваш товарищ должен ответить вам улыбкой.

Встаньте! Раз, два, три, «здравствуй» говори!

Кому понравилось приветствие товарища, улыбнитесь.

Раз, два, три, любое приветствие говори!

Кому понравилось приветствие?

Почему, Лена, тебе понравилось приветствие Коли? (спрашивает 2-З человек).

Учимся прощаться. «Раз, два, три, «до свидания» говори! Молодцы! Вижу по вашим лицам, что слова «до свидания», сказанные вами вежливо, подарили хорошее настроение.

Раз, два, три, слова прощания говори!

Какое из слов прощания сказал Саша своей соседке по столу? Как ты его сказал? Понравилось ли оно Юле? Почему?

Дети! В этом сказочном городе все жители любят слушать песни. Вы знаете песню про вежливое слово «Здравствуй». Исполните ее, пожалуйста. (Дети поют песню «Что такое здравствуй».)

А стихи вы знаете? (Дети читают стихи.)

ДОБРЫЕ СЛОВА

добрые слова не лень

Повторять мне целый день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» я кричу. «Добрый день!» кричу я вслед Всем идущим на обед. «добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.

Стихотворение «Вежливая лошадь» один ребенок читает, второй - инсценирует.

ВЕЖЛИВАЯ ЛОШАДЬ

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем,

Постояли мы чуть-чуть,

И вздохнула грустно лошадь -

На прощание кивнула -

И понятно все без слов.

Эта лошадь мне сказала:

«до свидания, Будь здоров!»

Стихотворение Красильникова «Доброе утро» читают хором.

Физкультминутка (музыкальная).

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (Пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите «Здравствуйте Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте)

А сейчас я вам расскажу про одного мальчика, а вы скажете, почему его не считают культурным. (Инсценировка).

При встрече со мной он жаловался: «С этими здоровканьями одни неприятности. Я, говорит, скоро нервным стану от них. Я на улице постоянно верчу головой, чтобы знакомых не пропустить. Как увижу, здрасте, кричу, а мне еще выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный, просто ужас!»

А однажды я увидела его: бежит Кеша, руки в карманах, шапка на носу, ноги консервную банку подталкивают. Увидев знакомых. Кеша завопил не то «Здрасте», не то «Брысьте» и помчался вперед.

Почему приветствие Кеши не радовало знакомых, а огорчало?

Стук в дверь. Входит Незнайка.

Фея обращается к Незнайке: Незнайка, а ты как сюда попал?

Я хочу объяснить детям, как, где и с кем надо здороваться. Я ведь все знаю, правда, ребята? Задавайте мне любой вопрос.

Как ты думаешь, Незнайка, нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по группе, по двору?

Незнайка: Встретил я товарища на улице, и что ж?

Прохожу я мимо молча.

На плохого не похож?

Фея: А как вы считаете, дети, прав ли Незнайка?

Обобщение: В этом случае молчать,

Друзьям здоровья не желать?

При встрече со знакомыми не следует молчать,

А весело и бодро «Здравствуй, друга, - сказать.

Как ты считаешь, Незнайка, кто при встрече должен первым здороваться, мальчик иди девочка?

Незнайка: Здороваться с девочками не следует совсем.

Воспитан я очень. Известно это всем.

Фея: Согласны ли вы с ответом Незнайки?

Обобщение: Должен быть вежливым мальчик всегда.

Девочке первым он скажет тогда

Слово волшебное, доброе слово

«Здравствуй» - что значит «Всегда будь здорова.

Физкультминутка: игра «Ее собьюсь».

Если показывается красный кружок - говорите «Здравствуйте», синий - «До свидания».

Фея: да, Незнайка, согласись, неважно отвечал. Хорошо, дети тебе помогли. Послушай, как ребята будут отвечать. У меня для них в волшебном кармане фартука есть трудные вопросы.

Слышны звуки трубы. Входит Бармалей.

Ах, на трудные вопросы, говоришь, смогут ответить эти дети. Не правда, я, злой Бармалей. сделаю так, что вы не сможете ответить ни на один вопрос. Как дуну три раза в свою трубу, и вы все забудете.

Фея задает вопросы (инсценировка ситуации):

1. Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?

2. На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разговаривала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, вежливо сказал: «Здравствуйте, Ольга Ивановна». Была ли допущена ошибка?

3. Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые ребята. Как должно прозвучать приветствие?

4. Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?

Бармалей: Что-то не помогла мне труба, может, сломалась или дети ей понравились, а, хоть вы ответили верно на все вопросы. Все равно сделаю так, что вы будете забывать вежливо здороваться и прощаться. Знайте, что если вы забыли сказать «до свидания» или поздороваться, значит, это я так подшутил над вами. (Бросает окрашенные комочки ваты в детей.) В кого попал, тот точно уже ни за что никому не скажет «Здравствуйте», а «До свидания» - тем более.

Фея (таинственно): Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода, посмотрите, она необычного цвета. Кто опустит палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и приветствия.

(Фея предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.) А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспомнить и всегда быть вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос.

1. 0 каких вежливых словах вы узнали на этой остановке? Какие бывают слова приветствия, прощания?

2. В чем секрет волшебства этих слов?

3. Какое сегодня вежливое слово вы скажете, уходя из группы, как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми, если я одна буду в группе из взрослых, а если с родителями и воспитателями, то как?

А сейчас я хочу вам на прощание вручить вот такие веера. Они не обычны, так как напомнят вам все слова приветствия и прощания. Покажите их друзьям, родителям, а можете подарить их тем из ваших знакомых, кто забывает здороваться или говорить «до свидания».

Всего вам доброго! Хорошего и спокойного вам вечера!

Список литературы

1.Азбука общения: – «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.

2.Волина В.В., Откуда пришли слова. М., 1996

3.Л. Поддубская «Этикет от А до Я»,

Москва: Народное образование 2003 г.

4. Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2005 г.,

редактор В Поляков.

Конкурсанты:

Шаламова Татьяна Евгеньевна

Воспитатель,

Долгушина Ольга Алексеевна

Воспитатель,

МАДОУ центр развития ребенка

детский сад №158 города Тюмени

Цель: Формировать гармоничные детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности:

1) Привлечь родителей к активному участию в развитии и воспитании детей

2) Закреплять знания детей о правилах культурного поведения и хороших манер.

3) Объединить детей и взрослых в совместном общении и деятельности

Индивидуальная работа с детьми

Чтение стихов: А. Барто «Вовка – добрая душа» и т.п.,

рассказов: В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья»

сказок: С.Маршак «12 месяцев», р.н. сказка «Ховрошечка»

Слушание и пение песен.

Инсценирование сказок, стихотворений

Игры (дидактические, словесные и игры малой подвижности, пальчиковые игры)

Обсуждение игровых ситуаций: «Ты пришёл утром в д/с», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания»

Беседы: «Правила вежливого общения», «Ласковое слово и кошке приятно», «Что такое доброта», «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей», «Как и за что мы благодарим окружающих»

Интервью на тему: «Секрет волшебных слов»

Заучивание стихов наизусть о вежливости и доброте.

Индивидуальная работа с родителями

1) Оформить альбом «Учите с детьми стихи о вежливости»

2) Подготовка родителя к чтению стихотворения З.Бядули «Невежливая вежливость»

3) Оформить «плавающую» информацию на тему «Секреты любви и взаимопонимания» (Приложение №1)

4) Подготовить памятки для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка (Приложение №2)

5) Оформить папки-передвижки с информацией на темы «Вечер в семье», «Как надо любить ребенка», «Упражнения на релаксацию»

Наглядная информация к собранию

Оформить группу в стиле «Сказочный город»

Сшить костюм Феи, приобрести волшебную палочку

Изготовить красочный конверт со звуковым письмом от Феи

Оформить приглашения на родительское собрание в форме сердец (Приложение №3).

Фонограммы песен «Доброта» И. Лученок, «Добрая сказка», «Если добрый ты…»; фоновая музыка; танец «Если нравится».

Изготовить маску лошади.

Красочно оформить веера, на каждом из которых написать вежливые слова (Приложение №4)

Оформить плакаты в родительский уголок:

«Будьте добры» и «Будьте любезны»

Эти слова в разговоре полезны,

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому».

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

Библиографический список

1. Метенова Н.М. «Уроки вежливости»

2. Метенова Н.М. «Взрослым о детях»

3. Епифанова О.В. «Развитие речи. Окружающий мир (дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками)

4. Матвеичева Л.А. «Игры, праздники, развивающие занятия в д/с» сотрудничество детей и родителей

5. Конспекты занятий из Интернета

Ход собрания

(звучит музыка песни «Доброта» И.Лученка.

Взрослые и дети проходят в зал и садятся на места. Ведущая приветствует собравшихся в семейном клубе)

Ведущая : Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красильников

Я желаю, чтобы сегодняшний вечер прошёл в теплой и дружеской атмосфере. А сейчас предлагаю Вам отправиться в путешествие по городу Доброты и Вежливости (стук в дверь – приносят письмо).

Ведущая : Хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Сейчас открою конверт…

Что-то не открывается. Наверно, это необычное, а волшебное письмо, и конверт откроется, если мы назовём волшебные слова (Дети называют.)

Ведущая : Дорогие ребята и уважаемые родители! Письмо не только «волшебное», а еще и звуковое (включается запись).

«Дорогие дети и уважаемые взрослые. Я приглашаю вас в путешествие в город Доброты и Вежливости. В этом городе вы научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. В этом городе вас ждут чудеса и много интересного. Желаю вам счастливого пути, веселого путешествия. До встречи.

Фея Здрасьте».

Ведущая : Вы согласны отправиться в путь? На чем поедем? Хорошо, на автобусе!

Звучит фоновая музыка.

Ведущая : Мы подъезжаем к первой остановке. Я вижу её название – «Вежливая»

И вы возьмете свои бинокли, в них вы сможете увидеть всё, что есть в этом сказочном городе. Все ведут себя вежливо: собаки при встрече раскланиваются друг перед другом, даже маленькие воробьишки приветливо здороваются с тётями воробьихами. Здесь никто не забывает говорить «до свидания». Просто замечательный город! Давайте сделаем здесь остановку.

Входит Фея.

Фея : Здравствуйте! Давайте знакомиться. Друзья, я Фея Здрасьте. А вот мои слова: «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», «Простите!», «Здоровья вам с утра!». В общении друг с другом слова нам всем нужны: «Простите, вам удобно?», «Ах, будьте так добры!». И в жизни очень важно их часто повторять, чтоб было так приятно их слышать, называть, а грубыми словами людей не обижать. Я рада приветствовать вас в своем волшебном городе. Вы уже смогли убедиться, что здесь

Воробьи не ссорятся

Галки не галдят

Кошки, улыбаясь

На собак глядят.

«Здравствуйте, спасибо» –

Слышно там и тут

Весело и дружно

Все у нас живут!

В. Столярова

Ведущая : Дети! В этом сказочном городе все жители любят слушать песни. Предлагаю спеть весёлую песню.

Дети поют знакомую песню, взрослые подпевают (включить фонограмму «Если добрый ты…»).

А стихи вы знаете? (дети читают стихи)

Добрые слова не лень

Повторять мне целый день.

Только выйду за ворота –

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуйте, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет

Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Доброй ночи! – молвит тишина

Каждому сейчас она слышна

Говорит бесшумными словами:

Спите, я всю ночь останусь с вами.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Нам желают. – Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь

Тоже к доброму. Чему-нибудь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Ведущая : Доброта живет на свете

Только в добром сердце, дети.

Фея : Сейчас предлагаю игру на внимание: если я скажу волшебное слово «пожалуйста», выполняйте задание, не скажу – выполнять не надо.

Игра «Пожалуйста»

Пожалуйста, встаньте

Пожалуйста, сядьте.

Снова встаньте.

Пожалуйста, поднимите руку

Попрыгайте… и т.д.

Выйдите, пожалуйста, в круг и продолжим играть

Игра-разминка

«Потерялось словечко»

(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

(Фея хвалит детей и предлагает всем вернуться на свои места).

Фея : Быть воспитанным человеком не так-то просто. Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Вот послушайте, как это было

Родитель читает стихотворение З.Бядули «Невежливая вежливость»

Родитель : Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость берусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке,

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок! –

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты, - вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

Фея : Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь? А как бы вы поступили (суждения детей).

А вот «Вежливая» лошадь поступила по другому

Инсценирование стихотворения «Вежливая лошадь»

(один ребенок читает, второй – инсценирует).

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной,

Угостил ее печеньем,

Постояли мы чуть-чуть,

И вздохнула грустно лошадь –

На прощание кивнула –

И понятно все без слов.

Эта лошадь мне сказала:

«До свидания! Будь здоров!

Ведущая : Предлагаю отправиться в путешествие дальше. Следующая остановка «Добрая»

Вы умеете делать добрые поступки? (Ответы детей, взрослых)

Детям предлагаются ситуации:

Как бы вы поступили, если увидели плачущего малыша, который потерял свою маму?

Чтобы вы сделали, если увидели, что взрослый что-то уронил?

Чтобы вы сделали, когда к вам в гости зашел взрослый человек (мамина знакомая, соседка)? (Ответы детей)

Ведущая : На земле добрых слов и людей не мало. Но есть также зло и обман. От нас зависит, какими нам быть и какой быть нашей жизни!

Старайся людям дать тепло

Участье и заботу

Ведь в жизни важно, ты какой

Совсем не важно кто ты.

«Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало».

Предлагаю нам всем сделать небольшое, но нужное дело – повеселить друг друга, чтобы появилась улыбка на лице, а для этого – потанцуем!

Танец «Если нравится тебе» (Танцуют вместе с родителями)

Фея : Наша жизнь скучна без сказки

Долог день, как целый год.

Взгляд добрей и ярче краски

Если сказка к нам придет.

Звучит фрагмент песни «Добрая сказка»

Фея : Всем известно, что в сказках существует добро и зло. Давайте вспомним добрых и злых персонажей сказок. Даю вас задание, которое будете выполнять в паре: согните листок бумаги пополам. Дети будут диктовать, а родители записывать на одной стороне листа имена добрых персонажей, на другой – злодеев. А потом мы зачитаем, что у нас получилось.

(Звучит фоновая музыка. Дети и родители выполняют задание).

Фея : «Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день»

Значит, если мы хотим, чтобы добрые и вежливые слова надолго сохранились, мы должны их чаще произносить. Давайте их назовем. (Ответы детей и взрослых)

Слово – могучее оружие. Оно может и ранить и лечить. Давайте спросим у взрослых, что значит «лечить словом» (Высказывания родителей)

Добрый человек всегда придет на помощь, найдет слова ободрения, утешения в трудную минуту. Как это сделать, и что сказать?

Ведущая : Предлагаю вам поиграть в игру «Сердечные слова»

Дети по очереди вспоминают разные ситуации из жизни в группе и дома:

Например:

Вова уступил дорогу Лене, пропустив её вперед.

Даниил нечаянно толкнул Никиту, но извинился и помог ему подняться.

Ваня принес из дома интересную игру и предложил ребятам поиграть.

Лена съела конфету, а фантик бросила под стол.

Соня отлично дежурила в столовой.

Ведущая после каждой ситуации задает вопрос:

Скажите, ребята

Из детского сада

Каким надо быть,

А каким быть не надо.

Фея : Вот и закончилось наше замечательное путешествие в городе Доброты и Вежливости:

О каких вежливых, добрых словах вы узнали в этом волшебном городе?

Какие бывают слова приветствия-прощания?

В чем секрет волшебства этих слов?

А сейчас я хочу вам на прощание вручить вот такие веера. Они необычны, т.к. напомнят вам слова приветствия и прощания. Покажите их друзьям, бабушкам и дедушкам, а можете подарить их тем из ваших знакомых, кто забывает говорить вежливые, добрые слова. Всего вам доброго. Хорошего вам вечера! (прощается и уходит)

Ведущая : Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты,

Слова любви и нежности

Дарите людям, как цветы.

В конце собрания предлагаются памятки родителям «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Приложение

Приложение №1

«Плавающая» информация на тему «Секреты любви и взаимопонимания»

(Тайные мечты каждого ребенка)

Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.

Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.

Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.

Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.

Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.

Не давайте мне того, что вы сами не имеете.

Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.

Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.

Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.

Обещаю, что я научусь говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо».

Я знаю еще некоторые замечательные слова. «Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа».

Приложение №2

Памятка для родителей

(Секреты воспитания вежливого ребенка)

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;

Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

Уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.;

Не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т.д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

Часто используете похвалу;

Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

Приложение №3

Приглашение на родительское собрание

Уважаемые (имена и отчества членов семьи), приглашаем Вас отправиться с нами в путешествие в город «Доброты и Вежливости». За время, проведенное вместе со своим ребенком в сказке-игре надеемся, что Вы откроете для себя новые секреты воспитания у детей культурного поведения и хороших манер.

Приложение №4

Слова приветствия и прощания на веерах

Приветствия Прощания

Здравствуй/те! До свидания!

Доброе утро! До встречи!

Добрый день! Спокойной ночи!

Добрый вечер! Всего хорошего!

Был сынок у маменьки -
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою -
В медведицу бурую.

Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.

Он упадёт. - Ах, бедненький! -
Его жалеет мать. -
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!

Сыночек дисциплины
Совсем не признаёт!
Нашёл он мёд пчелиный -
И грязной лапой в мёд!

Мать твердит:
- Имей в виду -
Так нельзя
Хватать еду! -
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.

Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый
Пришёл домой сынок
И заявляет маме:
- А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревёт, не спит он!

Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошёл сыночек в гости -
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
- Ах, какая дура я -
Сынка избаловала!

Советоваться к мужу
Медведица пошла:
- Сынок-то наш всё хуже,
Не ладятся дела!

Не знает он приличий -
Он дом разрушил птичий,
Дерётся он в кустах,
В общественных местах!

Заревел в ответ медведь:
- Я при чём тут, жёнка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,
На то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)

А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
- Бить детей недопустимо!
У меня душа болит...

Нелады в семье
Медвежьей -
А сынок
Растёт невежей!

Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.

О. Дриз

«Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Кузнецу, врачу, ткачу-

«С Добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

В. Юсупов

«Простите»

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»,

Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

В. Липанович

Вежливая лошадь

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем.

Постояли мы чуть-чуть.

И вздохнула грустно лошадь:

На прощание кивнула

И понятно все без слов -

Это лошадь мне сказала:

“До свиданья! Будь здоров!

С. Я. Маршак.

“Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без потеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

М. Дружининой

«Что такое «Здравствуй»

Что такое «Здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй» - Значит - будь здоров,

Правило запомни,

Знаешь -повтори:

Старшим это слово

Первым говори.

И. Кульская

“Невежливая вежливость”

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

С.Брандт.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Владимир Солоухин .

Здравствуйте, Здравствуйте

Валентина Осеева

Волшебное слово

Пословицы, поговорки и загадки про вежливость

ах.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

Не дорого ничто - дорого вежество.
В просьбе поклон не в потерю.
Клади крест по писанному, поклон веди по учёному.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Не спеши хватать: оботри руки.
Поклоном поясницы не переломишь.
Посади свинью за стол, она и ноги за стол.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковое слово - что весенний день.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Поклониться - вперёд пригодится.
Смола - не вода, брань - не привет.

Вежливость нужна каждому.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Рад не рад, а говори: милости просим.

Где тепло, тут и добро.

Поклониться - вперед пригодится.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.

Не кичись, лучше в ножки поклонись!

По привету ответ, по заслуге почет.

Спесь не ум.

Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.

Не будет добра, коли меж своими вражда.


Игровой практикум-размышление для младших школьников 1-2 класса «Будьте здоровы!»

Цели и задачи занятия:

Закрепление знаний школьников о правилах приветствия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

Воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника;

Развитие коммуникативных навыков ребят.

Описание занятия (нетрадиционного урока, классного часа)

Учитель : Помните наше путешествие с маркизом Этикетом по Стране вежливых слов? Кто расскажет, что мы с вами делали в этой Стране? (Краткие рассказы ребят.)

Молодцы, а теперь я вновь предлагаю вам поиграть со мной и отправиться в загадочную Страну вежливых слов.

В детстве мы играли в одну незатейливую игру: делились на три команды, каждая кричала определенное слово, причем одновременно, и получалось дружное: «Ап-чхи!» Вспомнив эту игру, я придумала новую — «Будьте здоровы!»

Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот я и предлагаю всем вместе чихнуть...

Учитель делит учеников на три группы: первая кричит слово «Ящик», вторая — «Хрящик», третья — «Спички»; по сигналу учителя все три группы выкрикивают каждая свое слово одновременно, и получается дружное: «Апчхи!»

Учитель : Будьте здоровы! Или, как говорят в народе: «Будь здоров на все сто годов!» Я вижу, что здесь собрались счастливые и веселые ребята.

А еще в народе бытует другая примета: если чихнешь натощак:

В понедельник — к гостям;

Во вторник — к вестям;

В среду — к вкусному угощению;

В четверг — к желанному поздравлению;

В пятницу — к свиданию любовному;

В субботу — к другу новому;

В воскресенье — к разудалому веселью.

Так что, люди добрые, чихайте на здоровье и живите богато!

Игровая кричалка «Привет»

Учитель : А сейчас мы немного пошумим. Я буду читать четверостишье, а вы его заканчивать дружно словом «Привет!»

Учитель : Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему... Привет!

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой...

При встрече через много лет вы крикнете друзьям...

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго...

И вы запомните совет: дарите всем друзьям...

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы...

Учитель: А теперь я приглашаю группу ребят прочитать стихотворение Агнии Барто «Вежливость».

Выходят трое учеников.

1-й ученик:

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу —

Кузнецу, ткачу, врачу —

«С добрым утром!» — я кричу.

2-й ученик:

«Добрый день!» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

3-й ученик (ученица):

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена —

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

«С добрым утром! С добрым утром!»

Маленьким и взрослым людям

Паренек махал рукой.

С ним теперь знакомы будем —

Это Вовка! Есть такой!

Учитель: А вот еще одно стихотворение Агнии Барто. Называется оно «Вежливый вальс». Послушайте его внимательно, а затем ответьте на несколько вопросов.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал.

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует свежий ветер,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Учитель : О каких вредных привычках идет рассказ в этом стихотворении? (Рассуждения ребят: грубость, вертеться на стуле, чрезмерно шуметь, приставать к другим ребятам, грызть ногти.) Могут ли воспитанные ребята совершать такие проступки? (Рассуждения ребят.)

Игра-забава «Понарошковая каша»

Учитель называет компоненты, из которых можно приготовить кашу. Если ребята согласны — хлопают в ладоши и говорят: «Да!», если не согласны — топают и говорят: «Нет!»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем готовить кашу, но не настоящую, а понарошковую. Если из того, что я буду называть, готовится каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите: «Да!» Давайте порепетируем. Но если же продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно топните и скажите: «Нет!» А теперь играем!

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Кашу варить, чтобы деток накормить.

На рынок собралась, да призадумалась...

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?..

Давайте ей поможем!

Парное молоко? — Да!

Куриное яйцо? — Нет!

Крупа манная? — Да!

Капуста кочанная? — Нет!

Соленый огурец? — Нет!

Мясной холодец? — Нет!

Сахар да соль? — Да!

Белая фасоль? — Нет!

Масло топленое? — Да!

Рыбка соленая? — Нет!

Лавровый лист? — Нет!

Китайский рис? — Да!

Чернослив да изюм? — Да!

Молодцы, ребята! Помогли сороке,

Будут очень рады детки белобоки! Приятного им аппетита!

Подведение итогов. Учитель обобщает рассуждения учеников и делает вывод, что воспитанный человек всегда будет желать другим людям доброго здоровья и удачи. «Будьте здоровы!» — это не только прощальное пожелание, но и искреннее пожелание своему собеседнику, другу, однокласснику, знакомым или близким людям крепкого здоровья. Завершить разговор с ребятами можно стихотворением В. Липановича «Вежливая лошадь»:

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем.

Постояли мы чуть-чуть.

И вздохнула грустно лошадь:

На прощание кивнула

И понятно все без слов —

Это лошадь мне сказала:

«До свиданья! Будь здоров!»