Конспект занятия по валеологии в старшей группе. Занятие по валеологии в старшей группе на тему: "Страна волшебная - Здоровье" Конспекты занятий валеологии детском саду

30.06.2020

Конспект НОД по валеологии в старшей группе.

Тема: «Мое сердце».
Цель: Формировать представление детей о внешнем виде человеческого сердца и его значении, о правилах, при которых сердце остается здоровым.
Задачи:
1. Закрепить представление детей о строении организма человека.
2. Развивать интерес и осознанное отношение к выполнению физических упражнений.
3. Воспитывать в детях потребность к здоровому образу жизни.
4. Продолжать формирование морально-этических норм.
Материалы:
Презентация «Мое сердце», иллюстрации «Герои сказок», красное и синее сердечки, бумага и картинки для коллажа.

Ход занятия.

1. Дети заходят в зал, встают в круг. Приветствие друг друга. (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята мы пришли в Школу здоровья, на урок Здоровья. Улыбнитесь друг другу. Все люди не похожи друг на друга, но у всех людей одинаковое строение организма. Давайте поиграем в игру «Покажи что назову» и вспомним, из каких частей состоит тело человека. Покажи что назову.
Быть у каждого должна - очень умной голова.
Я верчу ей, как умею, голова сидит на шее. Животик, спинка, грудь, как их вместе всех зовут? - туловище.
Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.
На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.
Руки - чтоб ласкать, трудиться, воды из чашечки напиться.
На руке сидят мальчики, очень дружные пальчики.
Бегут по дорожке очень резвые ножки. Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку.
2. Молодцы! (сели на стульчики) а сейчас мы поговорим с вами об очень важном органе нашего организма. А называется он…
Я кажется, забыла, как он называется. Вы должны мне помочь. Отгадайте загадку.

У меня в груди, вот тут, Слышишь, часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их? (Сердце) (Слайд №2)
Молодцы! Это сердце. Это символ сердца, а на самом деле оно вот такое. (Слайд №3) Размером ваше сердце с ваш кулачок. Сожмите ладошку в кулачок. А мое сердце размером с мой кулачок. Несмотря на свой небольшой размер, сердце делает каждый день очень много ударов. И когда вы двигаетесь, и когда спите, сердце работает не прерываясь – тук-тук-тук. (Сжать и разжать кулачок.) Находится сердце в грудной клетке слевой стороны, спрятано оно за ребра. (Слайд №4) Послушайте, как оно бьется. Иногда люди называют сердце мотором вечным двигателем, а иногда насосом.
Что выталкивает и втягивает в себя сердце через трубочки? (Слайд №5)
По всему организму человека проходят кровеносные сосуды, по которым течет кровь. Посмотрите на свои руки: под кожей вы можете разглядеть синие линии – вены. По ним течет кровь темно-красного цвета – от пальцев к сердцу. Она принесла пальчикам питательные вещества и кислород. Чтобы сердце хорошо работало – нужно ему помогать, выполнять правила здорового сердца. (Слайд №6)
Для сердца самая полезная и вкусная еда – растительная пища, овощи, фрукты, семечки, пшенная и овсяная каши, репка тоже полезна. Вставайте, немного поиграем.
«Репка».
Вот мы репку посадили и водой ее полили.
А теперь ее потянем, и из репы кашу сварим.
И будем мы от репки здоровые и крепкие.
А как вы, ребята, думаете, какому сердцу будет легче толкать кровь–сильному или слабому? Давайте покажем кулачком слабое сердце; сильное сердце. Сильному сердцу легче толкать кровь. Значит, сердце нужно тренировать – зарядкой, физкультурой, играми на свежем воздухе. Сейчас мы потренируем наше сердце и сделаем «Зарядку в океане».
«Зарядка в океане»
Взволновался океан, возмутился капитан. Что за странный дикий случай, нет ни облачка, ни тучи.
Не понятно, что такое – мой барометр спокоен.
Тут на дно спустились сразу озорные водолазы.
И увидели такое!
Кит-силач. Поднял гирю кит-силач, вот так, вот так, Поднял гирю кит-силач. Рыба-меч.
Рыба-меч кидает мяч, вот так, вот так,
Рыба меч кидает мяч. Рыбки.
Видим кильку и тунца – приседают без конца,
Да, да, приседают без конца. Дельфины.
Вот дельфины, выгнув спины,
Мостик делают дельфины, вот так, вот так,
Мостик делают дельфины. Морской котик.
В быстром махе кот морской Соревнуется с треской. Морские коньки.
Рядом вот коньки морские Прыгают как заводные. Шум океана. Удивился капитан, взволновался океан.
Эти кильки и тунцы, прямо скажем, молодцы!
И добавил капитан «Ежедневная гимнастика,
Из любого головастика – быстро сделает «кита».
Молодцы! Послушайте, как стало биться ваше сердце. Ребята, а отдыхать сердцу нужно? Когда сердце устанет, мы можем предложить ему - расслабиться, поиграть в спокойные игры, сделать дыхательную гимнастику, просто погулять на свежем воздухе.
Сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику и отправимся на море.
Давайте покажем «Какое большое море», «Как шипят волны».
А теперь закройте глазки и представьте, что вы спите на берегу моря. Вам дышится легко, вы лежите и загораете, солнышко и вода ласкают ваше тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. Бабочка улетела и нам пора просыпаться. Ребята, как вы думаете, сердцу, нравится, когда вы боитесь, плачете, обижаете кого-то?
Да, это грустно, конечно же, не нравится нашему сердцу. А мы и не будем этого делать, а чем будем радовать сердечко?
Ребята, о ком говорят: у него доброе сердце? А про кого говорят: у него злое сердце? Давайте поиграем в игру «Добрые и злые».
(Расставить сказочных героев к красному-доброму сердечку и к синему-злому).
В народе говорят «Ласковое слово смягчает сердце». Как вы можете объяснить эту пословицу?
3. А сейчас мы вспомним, о чем мы сегодня узнали в нашей школе Здоровья. И вспомним, какие правила надо выполнять, чтобы иметь здоровое сердце. (Слайды №6 и до последнего.) Ребята, сейчас мы вместе сделаем коллаж-аппликацию «Наше сердце». Выберите картинки, иллюстрации, которые помогут вам не забыть, как надо беречь сердце и заботиться о нем.
Итог : Ребята, что нового сегодня вы узнали о сердце?

Презентация на тему: Школа здоровья

В отличие от медицины, в центре внимания которой находится, прежде всего, больной человек и способы его лечения, в сфере интересов валеологии – человек здоровый, желающий своё бодрое и жизнерадостное состояние сохранить. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к питанию и двигательной активности – в этом состоит главный смысл всех занятий, конспекты которых изложены в данном тематическом разделе.

Посмотрите, как Ваши коллеги постарались заинтересовать своих подопечных ценностями здорового образа жизни и привить им основы здоровьесбережения.

Энциклопедия занятий по основам валеологической культуры

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1116 .
Все разделы | Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки

Использование современных технологий по валеологии в работе с дошкольниками Существует, к сожалению, сегодня очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за своё здоровье. Действительно, всемирная...

Разработала воспитатель : Симоненко Елена Викторовна Участники : дети подготовительной группы Количество детей : 10 Образовательная область : физическое развитие, познавательное развитие Цель : формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект НОД по валеологии «Очищение души» для старшего дошкольного возраста в техники сказкотерапии

Публикация «Конспект НОД по валеологии «Очищение души» для старшего дошкольного...» " Очищение души" Цель: Формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми. Задачи: Обучать приемлемым способам выражения снятия негативных чувств и эмоций. Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по валеологии Конспект занятия по валеологии Программное содержание: -Сообщить детям элементарные сведения о внутренних органах (сердце. -Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья детей. -Учить детей охранять свое здоровье, усвоить правила ухода за...

Конспект игровой ситуации по валеологии в первой младшей группе «Кукла Катя в гостях у ребят» Цель: Формирование представления у детей о чистоте рук. Задачи: - Учить детей заботиться о своем здоровье, содержать свои руки в чистоте, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова: вода, мыло, полотенце, слова обозначающие действие. - Развивать внимание,...

Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе «Наши органы чувств» Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе Тема. НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, как наших помощниках в познании окружающего мира. Задачи: Образовательные: закрепить знания об...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Валеологические музыкальные приветствия для дошкольников

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила: музыкальный руководитель Медведева Марина Борисовна МКДОУ детский сад села Лохово, Черемховского района, Иркутской области Валеологические песенки – приветствия с них начинаются все...


Конспект ООД в подготовительной группе по валеологии. Тема: «Прямая спина – на все времена.» Подготовила и провела – воспитатель высшей категории Попова Лариса Александровна. Цель: знакомство детей с понятием «правильная осанка», с мерами по профилактике её нарушения. Задачи:...

Конспект НОД по валеологии с использованием ИКТ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Чудо – нос»

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с группой детей старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена опытно-экспериментальная деятельность детей, а также средства ИКТ, что делает занятие для детей более увлекательным и интересным.
Цель: расширить представления детей о строении и функциях носа
Программные задачи:
- формировать представления детей о значении носа для здоровья;
- закрепить правила ухода за носом;
- развивать обонятельное восприятие;
- развивать навыки дыхательной гимнастики;
- воспитывать у детей культуру здоровья.
Оборудование:
- зеркала (по количеству детей);
- круги зелёного, жёлтого цвета (по количеству детей по 2 круга на каждого);
- салфетки и клеёнки для аппликации, клей;
- квадратный лист белой бумаги (40*40см.);
- пульверизатор, носовой платок;
- ёмкости с пахучими безопасными веществами, накрытые марлей (по количеству
детей);
- плакат со строением носа, дыхательной системой человека;
- картинка Микки Мауса;
- белые медицинские халат и колпак;
- видеофильм «Почему наш нос чихает?».
Предварительная работа:
-чтение энциклопедий: « Человек», «Тело человека»;
-разучивание пальчиковой гимнастики « Замок»;
-беседа о правилах гигиены и безопасности ухода за носом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу, их встречает доктор Айболит (переодетый воспитатель).
Воспитатель: - Здравствуйте друзья, надеюсь вы узнали меня?
Дети: - Да, вы доктор Айболит.
Воспитатель: - Ребята, а что означает слово «здравствуйте»? Ведь мы говорим его
каждый день и не один раз.
(Ответы детей: слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья», это значит желать здоровья тому, с кем здороваешься)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Совершенно верно, слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья». И сейчас мы с вами пожелали всем здоровья, все здоровы и бодры. Значит, вы сможете мне помочь. Ребята, присаживайтесь на ковер, расскажу вам одну историю. Ко мне за помощью обратился Микки-Маус (демонстрация иллюстрации Микки-Мауса). С ним произошла вот такая неприятная ситуация. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил драться и часто получал по носу. И он у него был всегда распухший и красный. Обиделся нос Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же Микки-Маус? Он решил обойтись без носа.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли обойтись без носа?
(Ответы детей: без носа прожить нельзя, если у нас не будет носа, мы не сможем дышать)
Воспитатель: - Да, ребята, наш организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу же отражается на работе других. Давайте поговорим о носе, расскажем, и докажем Микки-Маусу как он важен для нас. Вы поможете мне в этом? Тогда, я приглашаю вас в свою научную лабораторию, где изучают человеческий организм и здоровье человека.

(Дети встают, проводится физминутка)
Воспитатель: - Но сначала, я вас осмотрю.
Попрошу красиво встать
И команды выполнять!
Все дышите, не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимаем,
Превосходно, опускаем.
Наклонитесь, разогнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
И не надо докторов.
Тогда в путь, за мной! (Идут за Доктором Айболитом в лабораторию)

Доктор Айболит (воспитатель): - Вот мы и пришли. Чтобы зайти в лабораторию нужно
открыть дверь.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Начинаем колдовать,
Двери открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его сперва покрутим,
А потом три раза дунем.
Покачаем - раз, два, три.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются,
Эксперименты начинаются!

(Дети проходят, садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, в лаборатории должна быть тишина, здесь работают учёные.
Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужен нос?
(Ответы детей: нос нам нужен, чтобы дышать)
Воспитатель: - Да, вы совершенно правы, нос нам нужен, чтобы дышать.
Давайте в этом убедимся. Зажмите нос и не дышите (воспитатель делает вместе с детьми).
Ох! Я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда?
Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга.
Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.
(Рассматривание плаката со строением носа)
- А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом?
(Ответы детей: потому что, может заболеть горло, ртом дышать тяжело, ртом мы вдыхаем грязный воздух и т.п.)
Воспитатель: - Ребята, а я слышал, что нос называют «печкой», почему?
(Предположения детей: нос греет воздух, согревает воздух)
- Да, ребята, воздух, проходя через нос (носовые ходы), согревается и в наши лёгкие попадает тёплым. Давайте в этом убедимся, проделая небольшой опыт: вдохните носом воздух и выдохните его через рот на ладонь. Что вы чувствуете, какой воздух выходит?
(Ответы детей: я почувствовал тепло, теплый воздух)
Воспитатель: - Ребята, а еще нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?
(Предположения детей: от грязи, от пыли)
Воспитатель: - Нос защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало.
(На столах лежат зеркала, дети берут их и рассматривают свой нос.)
- Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. А еще нос охраняет нас от болезнетворных микробов.
-А ещё наш нос умеет чихать. Почему наш нос чихает?
(Ответы детей: потому что в нем накапливается много микробов; потому что мы простываем; потому что он заболел и т.п.)
Воспитатель: - Да, совершенно верно, когда в носу накапливается много микробов, мы
начинаем чихать. Что происходит, когда человек чихает?
(Ответы детей: разлетаются микробы в разные стороны, они могут заразить других людей)
Воспитатель: - Что нужно делать, чтобы микробы не разлетались в разные стороны?
(Ответы детей: прикрываться платком)
Воспитатель: - Я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого нам понадобится обыкновенный пульверизатор, который конечно же есть в -моей лаборатории. Он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать. И что же будет, если мы не будем прикрываться платочком во время чихания?
(Воспитатель проводит опыт с пульверизатором)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, без платочка микробы разлетаются на большие расстояния и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно иметь носовой платок.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть научный фильм «Почему наш нос чихает?» из серии « Невероятные приключения в теле человека».
(просмотр фильма)
Воспитатель: - Ребята, чтобы нос хорошо дышал, какие правила гигиены и безопасности ухода за носом нужно выполнять?
Ответы детей:
Промывать нос утром и вечером во время умывания.
Нельзя ковырять в носу пальцем.
Нельзя ковырять в носу острыми предметами.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.)
Стараться уберечь себя от простуды.
Очищать нос с помощью носового платка.
Делать дыхательную гимнастику.
Воспитатель: - Правильно, друзья, если вы будете выполнять все эти правила, ваши
………………носики будут здоровы.
……………. -А ваши носики здоровы? Давайте проверим. Ведь если нос здоров, он хорошо дышит и хорошо улавливает запахи. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху». Но сначала подготовим наши носики и сделаем дыхательную гимнастику.
(Дети встают из-за столов, проводится дыхательная гимнастика)
1) Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе, подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание, медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз.
2) Попеременно нажимая указательным пальцем, то на одну ноздрю, то на другую, произносить звук «М».
Воспитатель: - Молодцы, друзья. Хорошо подышали. А теперь сможете ли вы определить по запаху, что находится в стаканчике? Возьмите стаканчик, сделайте несколько глубоких вдохов подряд и попробуйте отгадать, что находится в вашем стаканчике.
(Ответы детей: «Я почувствовал запах чеснока». «Я почувствовал запах ёлочки» и т.п.)
Воспитатель: - Молодцы друзья! Вижу, что ваши носики здоровы. Вы все справились с заданием. Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Мы хорошо поработали сегодня в лаборатории. Ребята, давайте подарим Микки-Маусу на память носовой платок. Посмотрите, вот он уже готов. Но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.
- Горошину зелёного цвета приклеит тот, кто вспомнит и назовёт для чего нужен нос.
(Ответы детей: чтобы дышать; чтобы защищать лёгкие от пыли; чтобы согревать воздух; чтобы различать запахи).
- Жёлтую горошину приклеит тот, кто вспомнит и назовёт правила гигиены и безопасности ухода за носом.
(Дети приклеивают)
Воспитатель: - Вот какой яркий получился платок. Я думаю, что он очень понравится Микки-Маусу и теперь он будет беречь свой нос, пользоваться носовым платком. А теперь пора возвращаться в группу.
(Воспитатель снимает медицинскую форму)

Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

2) расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

3) закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

5) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия

Приветствие детей и педагога стоя в кружке..

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим. (Дети хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.)

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать).

Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Молодцы, ошибок нет.

А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Что вы чувствуете?

Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?

Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

Может? (Ответы детей).

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.

Что вы там видите?

В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).

Какого цвета стенка носа внутри?(Розовые).

Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

Что вы ещё заметили?(Волоски).

Как думаете, зачем они нужны?(Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).

Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Влад знает хорошее стихотворение про нос, ивам его прочтёт.

"Мой замечательный нос".

Я ничего не знаю.
и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем! Я очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь, пахнет уже листвой!" Э. Мошковская

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

Когда воздух заходит?

Когда выходит?

Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

"Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Ребята, как вы думаете,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

Назовите органы дыхания заполняя картину. (Дети называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

Пожелания детей:

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, зверей и птиц.

Дышите чистым воздухом.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

(На память о занятии детям дарятся воздушные шары).

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.

Список литературы:

  1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
  3. Ричард Уокер Анатомия человека - иллюстрированный атлас для детей, Москва, "ОНИКС 21 век", 2001.
  4. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия по валеологии в старшей группе детского сада, тема: «Какие мы внутри»

Цели:

Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.
Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов.
Зеркальца, надутые ранее и сдутые воздушные шары.
Картинки с изображением продуктов питания.
Небольшие перья.
Стаканы с водой, соломинки.

Ход занятия:

Каждый человек должен знать строение своего своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.
Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху - голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности - руки и нижние конечности - ноги.

Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.
Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

Мозг

Один из самых главных органов - мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Дидактическое упражнение «Выполни приказ»

Дети выполняют действия по командам.

Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце

Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови - накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган - сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак - так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?
Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Легкие

У человека два легких. Легкие нужны человеку чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Эксперимент

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится.
Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.
Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Эксперимент

Возьмите в руки соломинки, опустите и подуйте в них. Что вы увидели. Это воздух в виде пузырьков.

Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем - дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим - дыхание у нас ровное и спокойное.
Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Дети по команде воспитателя выполняют упражнение.

Желудок

Желудок, как кастрюля внутри нас - туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры - набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища»

Дети делят на две группы «Полезные» и «Вредные» картинки с изображением продуктов питания.

Самомассаж «Помоги себе сам»

На теле человека есть много-много точек. Которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Гномик в пальчиках живет,
(сгибают разгибают пальцы рук)

Он здоровье нам несет.
Раз, два, три, четыре, пять,
(фалангами напыли трут точки у крыльев носа)

Начал гномик наш играть,
Кулачком у носа кружочки рисовать,
А потом поднялся выше
(легкое поглаживание гайморовых пазух носа)

И скатился сверху вниз.
Гном в окошко посмотрел,
(массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг)

Засмеялся, улетел.
Гном нашел у глаза точку,
(массаж точек у переносицы)

Вправо, влево покрутил,
На другую надавил,
(массаж точек у крыльев носа)

А потом спустился ниже -
(массаж точек над верхней губой)

Прямо к ротику поближе,
За ушами прятался,
(массаж точек ушной раковины)

Смеялся надо мной
И хотел играть со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
(массаж лобного отдела и надбровных дуг)

Я решил его поймать.
Гнома я в бровях ловил,
А он по кругу все ходил,
Вот гномик наш и умолк
(массаж кончика носа)

И пустился наутек.
Мы возьмем его в ладошки,
(расслабление кистей рук)

Помашем ручками немножко.