Городская и сельская семья. Характеристика семьи. Образец характеристики на семью Работу в сельской общине можно квалифицировать как одну из сложных сфер социальной работы, требующих строгого профессионального отбора специалистов прежде всего по личностны

12.04.2024

Одним из направлений социальной политики в нашей стране считается улучшение демографической ситуации. Поэтому семьи с большим числом детей всячески (федеральном, региональном).

Система награждений формируется в соответствии с указами Президента РФ.

Основные награды для многодетных семей:

  1. Орден «Родительская слава», утвержденный Правительством РФ. Особенности вручения его определены президентским указом. Получить его может как мать, так и отец, в отличие от врученного ранее «Ордена материнской славы». Количество наград ограничено и определяется конкурсным отбором. Дополнительно награжденный становится ветераном труда, получает единовременную денежную выплату и . Такой орден выдается при числе детей не менее 7 (учитываются дети, как родные, так и приемные) при условии полной семьи.
  2. Орден «Материнская слава» для жителей Москвы, воспитывающих не менее 5 детей.
  3. Медаль «Родительская слава» при воспитании не менее 4 детей.
  4. Дополнительные медали, разработанные отдельными регионами.

Вручение наград регулируется УСЗН (органами социальной защиты). Кроме заявления и ряда документов следует .

Кроме орденов и медалей, предусмотрены различные награды за участие в конкурсах (экскурсии, грамоты, поездки). При этом характеристики предоставляют учебные заведения.

Правила составления характеристики

В характеристиках предоставляется правдивая содержательная информация о каждом члене ячейки общества. Важным критерием является объективность. Для достоверности данных практикуются мероприятия:

  • посещение семьи с участием представителей родительского комитета, социально-психологических служб
  • проведение бесед с членами семей
  • изучение психологического семейного климата, его влияния на развитие детей
  • исследование бытовых условий с учетом материального компонента

Точного шаблона характеристики не представлено, но принципы составления общие.

Примерная схема характеристики:

  1. Социальный статус: полная, многодетная, социально-устойчивая.
  2. Состав (структура) характеризуемой семьи – тезисно.
  3. Место проживания, регистрации.
  4. Характеристика жилищных условий: уровень санитарного состояния, наличие личного пространства и рабочего места для каждого ребенка.
  5. Характеристика материального обеспечения: обеспеченность детей всем необходимым.
  6. Уровень воспитательной и образовательной работы родителей: характер взаимоотношений, согласованность распределения функций, степень внимания к сохранению здоровья и дополнительному образованию.
  7. Оценка психологического климата, стабильность осуществляемого контроля.
  8. Обеспечение связи с общественными организациями, детскими образовательными учреждениями.
  9. Участие в конкурсах, выставках разных уровней, наличие поощрений, наград.

При характеристике каждого отдельного члена семьи указываются: степень родства, дата рождения, образование, рабочее место и .

Методы исследования семей

Исследовательские методы позволяют получить более полную и достоверную информацию:

  • наблюдение
  • беседа
  • диагностические процедуры (анкетирование и др.)
  • визиты в лоно семьи, а также в места учебы, работы
  • опрос коллег, учителей, знакомых

Важно охарактеризовать семью как социально ответственную, отметив такие факты:

  • обеспечение здорового образа жизни
  • воспитание детей родителями на собственном положительном примере
  • забота о здоровье каждого члена семьи
  • организация всестороннего гармоничного развития детей: духовного, физического, нравственного

Характеристика должна быть конкретной, объективной, подтвержденной фактами.

Пример характеристики многодетной семьи

Характеристика многодетной семьи Соломиных для награждения медалью «Родительская слава»

Социальный статус: полная многодетная семья, социально-устойчивая.

Состав семьи:

  1. Отец: Соломин Иван Георгиевич, 1982 г.р., образование высшее педагогическое, учитель математики средней школы № 7 города Н.
  2. Мать: Соломина Зинаида Васильевна,1987 г.р., образование высшее педагогическое, учитель начальных классов средней школы № 7 города Н.
  3. Дочь: Соломина Людмила Ивановна, 2006 г.р., ученица 5 класса школы № 7 города Н. Увлечение: детский театр.
  4. Сын: Соломин Владимир Иванович, 2008 г.р., ученик 3 класса школы № 7 города Н. Увлечение: хоккей.
  5. Дочь: Соломина Александра Ивановна, 2011 г.р., воспитанница подготовительной группы детского сада № 26. Увлечение: танцы.
  6. Сын: Соломин Юрий Иванович, 2012 г.р., воспитанник средней группы детского сада № 26. Увлечение: хоккей.

Место регистрации семьи: город Н., улица Советская, дом 4.

Место фактического проживания: по месту регистрации.

Характеристика жилищных условий

Семья проживает в собственном доме площадью 112 м2. Количество комнат достаточное. У детей разнополых отдельные комнаты. 2 сестры располагаются в одной из комнат, 2 брата – в другой. У родителей отдельная комната. В помещениях есть вся необходимая мебель, техника, предметы обихода. Для детей оборудованы рабочие места с необходимыми принадлежностями, игровой уголок, спальные места. Санитарное состояние жилища соответствует нормам.

Материальное обеспечение

Члены семьи обеспечены всем необходимым: одеждой, учебными и развивающими принадлежностями, игрушками, книгами. В гостиной оборудован спортивный уголок с тренажером. В наличии достаточный запас продуктов.

Воспитание и образование в семье

Семья морально устойчива, взаимоотношения между ее членами теплые, дружеские. Стиль воспитания отличается демократичностью. Соблюдается единство требований, требовательность сочетается с заботой и лаской.

Дети ухожены и опрятны, чувствуют свою защищенность и любовь. Каждый знает и рассказывает о своих функциях. и установленные правила поведения дома. Дети, особенно школьники, включены в активную трудовую деятельность. Все получают дополнительное образование по интересам.

Психологический климат

Во всем чувствуется стабильность. Результаты тестирования подтверждают, что в семье царит любовь и взаимопонимание, практически отсутствуют обиды и конфликтные ситуации. При их возникновении родители умеют быстро стабилизировать ситуацию.

Старшие дети умеют уступать младшим. Дети любят и уважают родителей, стараются быть похожими на них. Все члены семьи отличаются гостеприимством, добротой и вежливостью.

Связь с социумом

Родители принимают живое участие в делах школы и детского сада, которые посещают дети. Тем более что родители работают сами в школе, посещаемой детьми. Педагоги, они хорошо разбираются в детской психологии. Семья состоит в общественной организации города «Друзья библиотеки», участвует в работе местных средств массовой информации.

Участие в конкурсах

Семья является неоднократным участником конкурсов разных уровней. Победителями и лауреатами она стала в конкурсах:

  • «Живая Земля» (региональный конкурс) в номинации: «Семейное поэтическое творчество» — 1 место
  • «Истоки» — районный фестиваль семейных театров — 1 место
  • «Минута славы» — городской конкурс, выступление с юмористическим акробатическим семейным этюдом
  • «Семья года» — победители муниципального конкурса в 2015 году
  • Семья награждена почетной грамотой Администрации Н-ского муниципального района за творческий подход к воспитанию, неустанный поиск, большой вклад в дело семейного воспитания

Вывод: Семья Соломиных достойна награждения медалью «Родительская слава». В ней воспитываются четверо прекрасных детей, для которых родители являются замечательным примером. Все дружно работают вместе, воплощают собственные идеи, фантазии. Участвуют в проведении городских мероприятий.

Родители окружают детей любовью и заботой, способствуют их становлению как личности, формируют в них лидерские качества, раскрывают творческие способности. Семью Соломиных по праву можно назвать образцом для подражания, примером трудолюбия, любви и взаимоподдержки.

Воспитывать большое количество детей – труд огромный. Тепла и заботы должно хватить на всех. Повышению роли многодетных семей способствуют мероприятия по их награждению. Не только количество детей является определяющим фактором для награждения, но и определение качества воспитания и ухода за ними. Поэтому играют важную роль в этом процессе. Ведь они, как официальные документы, помогают выделить наиболее достойных кандидатов на награждение.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Исследований сельской семьи, в особенности конкретных эмпирических работ, крайне мало. К тому же существующие исследования проводились в разное время - их отделяют промежутки в 20-30 лет, характеризующиеся серьезными изменениями.

Сельская жизнь, быт и семья обычно рассматривались с точки зрения этнографа, реже - социолога, чаще - журналиста. Этнографы изучали сельские обычаи, обряды, иногда взаимоотношения жителей деревни с помощью полевых исследований, своих наблюдений или посредством изучения богатой документальной архивной литературы прошлого (собранной по крупицам местными корреспондентами по запросам, например, Императорского Геогра- фического общества) (Громыко М. М., 1991; Абрамсон С. М., Антипина К. И., 1958; Быт колхозников киргизских селений, 1958; Семья и семейный быт колхохников Прибалтики, 1962; Культура и быт колхозников Калининской области, 1964 и др.). Социологами проводились отдельные исследования в 1960- 1970-е годы, при этом происходящие в сельском обществе изменения рассматривались в мажорном ключе - как прогрессивные, а негативные явления сельской жизни - как остаточные в историческом смысле явления - «пережитки прошлого» (Арутюнян Ю. В., 1968; Рязанское село Кораблино, 1957; Копанка 25 лет спустя, 1962; Опыт историко-социологического исследования села Молдино, 1968 и др.).

Приступая к изложению результатов исследования сельских семей, следует объяснить использование самого термина «сельская семья». Возможно, применение термина «крестьянские семьи» было бы в некотором роде удобнее и логичнее - в этом случае их можно поставить в ряд с семьями военнослужащих или семьями учителей - и в тех и в других случаях использовался бы единый критерий - профессиональная деятельность. Однако, по нашему мнению, правильнее остановиться именно на обобщенном названии «сельская семья». Этому есть несколько причин. Во-первых, исторически название семей и собственно жителей деревни и села на протяжении одного XX века менялось: вначале это были крестьяне, затем колхозники (не считая таких специфических разновидностей, как члены сельхозкоммун, бедняки, середняки, кулаки), работники совхозов, затем (в 1990-х) были попытки ввести в нашу жизнь названия фермеров и фермерских хозяйств, в настоящее время чаще употребляется слово «крестьяне».

Во-вторых, само население деревни по составу в XX веке и на настоящий момент неоднородно: есть прослойка местных интеллигентов - учителей, врачей, библиотекарей; значительная часть жителей деревни - пенсионеры, причем пенсию им выплачивает государство за прежнюю трудовую деятельность далеко не всегда крестьянского свойства. Это в прошлом и почтальоны, и агрономы, зоотехники, заведующие клубами, домами культуры, воспитатели детских учреждений. Все эти категории людей можно назвать сельскими жителями, а их семьи - сельскими семьями, тогда как в строгом смысле не все они крестьяне.

Таким образом, под термином «сельские семьи» подразумеваются семьи из лиц различного образования и профессиональной принадлежности, постоянно проживающие в селах и деревнях и имеющие приусадебное хозяйство (сад, огород, реже домашних животных).

Из заслуживающих интерес этнографо-психологических и исторических работ о деревне (затрагивающих и семейный аспект), следует назвать фундаментальный труд «Мир русской древни» М. М. Громыко. Автором собрано и обобщено огромное количество материала (документального характера) по различным сторонам сельской жизни. Наряду с главами, посвященными хозяйственной жизни, культуре, морали, совести, рассмотрению конфликтов на сходке, автор рассматривает и особенности молодежной жизни - по сути, вопросы, связанные со вступлением в брак, и, разумеется, свадебные обряды. Так, автор пишет о досуге молодежи деревни в разных губерниях, по архивным материалам, основанным на письмах-корреспонденциях с разных мест в

XIX веке. М. М. Громыко касается нравов и норм поведения молодежи в период ухаживаний, описывает досуг сельской молодежи, праздники, приемы гостей из других населенных пунктов.

Весьма интересен аспект, касающийся порядка рождения в семьях и норм поведения. Так, в то время, пока старшая дочь в семье не была выдана замуж, младшая не имела права даже участвовать в молодежных мероприятиях - хороводах, посиделках и выходила на круг только в повседневной (ненарядной) одежде. В этом заключалась определенная житейская мудрость - исключение соперничества между сиблингами.

Один из разделов книги М. М. Громыко посвящен семье. В нем затронуты темы, касающиеся распределения ролей и лидерства в семье, возможностей выделения из большой расширенной семьи новых семей, проведения семейного досуга. Автор подчеркивает, что семья - основа крестьянской жизни. Во многом это положение остается верным и для современной сельской семьи.

Очень подробно, многогранно и реалистично рассматривается сельская жизнь в книге Василия Белова «Лад» (очерки народной эстетики). Автор отмечает, что изложенные им данные о северной деревне записаны со слов его матери Анфисы Беловой и собственных многолетних наблюдений. Его труд, включающий в себя описание быта, эстетики деревни, формирования личности, поэзии народных промыслов, касается северных мест за период в основном конца XIX - середины XX века. В. Белов красочно и детально описывает жизненный цикл крестьянской семьи, нормы поведения супругов на разных стадиях брака.

Всесторонне освещен период жизни села и сельских семей 1960-х годов на примере рязанских деревень. В коллективных трудах рязанского пединститута под руководством В. В. Селиванова подробно исследованы пригородное село Кораблино и совхоз «Восход» (деревня Полтевы Пеньки) в 200 км от Рязани. В них рассматриваются, в частности, вопросы главенства в семьях, представления о распределении ролей, реальное выполнение членами семьи обязанностей (Быт и развитие личности, 1969).

Авторы особенно подчеркивали изменения, произошедшие в сельских семьях: если в дореволюционном деревенском быту хозяином был отец, свекор, так как он владел землей, домом, то в 1960-е годы фактически главой семьи стал тот, кто своими трудовыми достоинствами и личностными качествами завоевал уважение взрослых членов семьи. Этим человеком уже могли оказаться и отец, и мать, и свекор, свекровь, сын, сноха. Соответственно, традиционное распределение влияния среди членов семьи изменилось и перестроилось. Как уже отмечалось, возможно, подобная позитивная характеристика изменений в колхозных семьях при советской власти связана с желанием авторов связать ее с принципом «Жить стало лучше, жить стало веселее».

По прошествии сорока лет можно заметить, что описанная авторами закономерность при кажущемся различии осталась сходной - главенствует в семье тот, кто является в большей степени ее кормильцем, создателем семейного статуса. Просто сместились акценты - власть и престиж в семье перешли от старшего поколения (ставшего более бесправным) к среднему (работающему на государство в совхозе и получающему зарплату). Изменилось и статусное положение членов семьи: главенство перешло от пожилых людей к наиболее работоспособной части населения села - 30-40-летним колхозникам.

Авторы особенно подчеркивают изменение положения в семье женщины, отмену вековых традиций ее подчинения мужу и свекрови, помощь мужчин в «женских» делах, замену ими женщин, занятых работой в колхозе, в домашнем хозяйстве. «Раньше, - рассказывают пожилые женщины, - мать родная будет умирать - мужик женскую работу делать не будет» (Жбанкова Т. С., 1969, с. 141).) В настоящее время, по отзывам авторов, если женщина на работе, муж выполняет женские дела сам. Он и за детьми присмотрит, и печь истопит, и скотине «корму задаст». «А некоторые мужики даже корову стали доить» (Там же). Совместное выполнение домашних работ стало нормой взаимоотношений во многих семьях, не только молодых (то есть родившихся в 1940-е), но и людей среднего возраста (рождения 1920-30-х годов). Только в 11 семьях из 160 изученных коллективом авторов мужчины не хотели и не считали нужным выполнять явно «женские» дела, не избегая «мужских» домашних работ. Вместе с тем старые обычаи, элементы традиционного семейного уклада в годы, когда проводилось исследование, еще оставались.

Таким образом, в цитируемой работе смешение половых ролей подавалось авторами однозначно как позитивное веяние, а закрепленность ролей - как негативное безотносительно к реальной нагрузке (числу и характеру выполняемых женщиной обязанностей). В связи с этим нужно вспомнить, что женщины начиная с периода индустриализации 1930-х годов были задействованы именно на традиционно «мужских» видах общественных работ - строительстве каналов, лесоповале и т. д. Эти изменения касались и села.

В то же время авторы исследования колхозных семей сделали интересные замечания об изменении семейно-властных полномочий и обязанностей в семье: «Мать мужа, когда сын и сноха работают в колхозе, выполняет большую часть работ в домашнем хозяйстве: смотрит за детьми, ухаживает за скотиной, готовит пищу и т. д. Работающая в общественном производстве сноха только частично участвует в домашнем хозяйстве...» Как указывают авторы, «принимая во внимание создавшееся положение, пожилые матери и свекрови иногда жалуются на непосильную нагрузку, на усталость от многочисленных, целиком положенных на их плечи забот, а главное - на недостаток уважения, внимания со стороны сына и снохи. Иными словами, отказ от старой покорности, от старой зависимости от свекрови, а иногда от ее самодурства, не во всех семьях заменен достойным одобрения перераспределением трудовых нагрузок и выполнением норм взаимного уважения» (Там же, с. 142).

Это написано о 1960-х годах. Оглядываясь назад, на довоенное и дореволюционное время, нужно отметить, что старшее поколение всегда занималось воспитанием внуков, домом. «Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье. Если по каким-то причинам в семье не было ни бабушки, ни деда, приглашали жить чужую одинокую или убогую старушку, и она нянчила ребятишек», - пишет Василий Белов о деревенских семьях начала XX века (Белов В., 1982, с. 132). Таким образом, достаточно ощутимая переадресован- ность материнских функций прасемье наблюдалась и раньше, а не только в советских семьях, которым приписывается подобная трансформация.

Авторы исследования о деревне 1960-х годов подчеркивают в качестве позитивных изменений в семьях возможность разрыва отношений с мужем женщиной, если они ее не устраивают. «Сейчас, - пишут авторы, - в „Восходе" (совхозе) известны случаи разрыва семейных отношений по инициативе женщин. Если муж пьет, скандалит, плохо относится к детям, не бережет семьи, женщина решается на развод. Этот шаг позволяют сделать женщине и ее материальная независимость, ее самостоятельный заработок и уверенность в поддержке общества, государства. Женщина вполне способна сама воспитать, вырастить детей» (Жбанкова Т. С., с. 142).

Заслуживает интерес изучение разных сторон внутрисемейной жизни с помощью своеобразного теста, в котором были представлены различные возможные ситуации вступления в брак и развода (отвечающему необходимо было высказать свое суждение о каждой из них: брак (развод) оправдан или не оправдан. Выяснилось, в частности, что большинство колхозников осуждало брак при большой возрастной разнице. В основном объяснения были такими: чаще всего это брак не по любви, а по расчету, а если и по любви, то все равно возникают дополнительные сложности, появляются болезненные дети, с годами между супругами все чаще бывают скандалы, «ведь через 10-15 лет муж уже старик, а жена только в пору входит». Однако если брак 40-летней вдовы и 20- летнего юноши оправдывают только 2-3% ответивших, то женитьбу 45-летне- го вдовца (с двумя детьми) на 25-летней девушке оправдывают уже 42% мужчин и 52% женщин. Однозначно осуждаются разводы лиц обоего пола при наличии детей ради вступления в брак с новым партнером.

Большинство ответивших одобряют брачные союзы одиноких стариков, вступление в брак молодых людей при возражениях матери жениха, женитьбу брата погибшего мужчины на его вдове с детьми. Интересно, что кратковременное знакомство перед браком (1 месяц) одобряет около половины опрошенных. По мнению многих, необходимость в продолжительном и каком-то специальном добрачном знакомстве в условиях деревни отпадает. Опасение у них вызывает как раз длительное ухаживание молодого человека за девушкой: «Из таких сразу образуются „шатуны“, а потом и развратники». Другая половина опрошенных, напротив, считает такой брак легкомысленным: «Нельзя решать так быстро, по порыву Ведь это союз на всю жизнь. Надо получше узнать друг друга» (Селиванов В. И., 1969, с. 170).

Разводы (по условиям придуманных авторами ситуаций) большинство колхозников 1960-х годов оправдывали по следующим причинам: жена подает на развод, потому что муж не желает иметь детей; из-за того, что муж ворует государственное имущество; по причине резких противоречий в характерах супругов; по инициативе жены - из-за того, что «здоровые родители мужа взваливают на сноху всю работу по дому»; из-за того, что «свекровь-скопидомка, во всем ограничивает невестку и прививает внукам религиозные предрассудки»; по причине пьянства мужа (при этом жена остается с двумя детьми).

Однозначно осуждались большинством колхозников разводы по инициативе мужчин в следующих тестовых ситуациях: если «муж подает на развод, оставляя не работающую нигде жену с тремя детьми, мотивируя это тем, что жена отстала от него в развитии и он нашел ровню», если «в семье ребенок, муж не желает делить с женой обязанности по дому, находит подругу и подает на развод». Развод по инициативе жены не одобряется большинством, если «она оставляет мужа-инвалида по причине ее половой неудовлетворенности, причем в семье есть дети».

Интересно, что авторами разработано большее число ситуаций развода по инициативе жен, и они в большей степени оправдываются колхозниками. Вероятно, такое положение дел (развод по инициативе женщин) соответствовало реальной картине жизни на селе в 1960-е годы.

Результаты изучения сельских семей д. Ивановка на юге Ленинградской области (ранее - Новгородской губернии) на протяжении периода с 1991 по 2002 год позволили дополнить представления о сельской семье новыми сведениями. Важно отметить, что исследование сельских семей и вообще сельских жителей имеет ряд сложностей методического характера - в первую очередь из-за неприменимости ряда стандартизированных опросников, так как они, как правило, разработаны для городских жителей с высоким уровнем образования.

Авторы систематического исследования колхозных семей писали: «Для статистической обработки, конечно, выгоднее было бы воспользоваться каким- нибудь одним детально разработанным вопросником, по возможности исключающим неопределенность или большой разброс в ответах. Однако в этом есть и большая опасность отступления от истины, особенно в характеристике психических явлений. Высоко оценивая всю важность применения количественных методов в социально-психологических исследованиях, мы все же не должны в них видеть „всеспасительного“ средства и допускать перепрыгивание через стадию эмпирического описания фактов. Этнографические исследования тем и хороши, что путем детального описания бытовых фактов они дают нам возможность почувствовать своеобразие того или иного явления во всей его жизненной сложности и конкретности. Место описания в целом исследовании нельзя установить абстрактно. Все зависит от степени разработки той или иной проблемы. Что касается психологии семьи, изучение которой у нас еще только начинается, то без описания здесь пока еще делать нечего» (Быт и развитие личности, 1969, с. 4.).

Во многом такое понимание методов, применяемых в исследовании семьи и села, остается правомерным до сих пор, так как, во-первых, за последние десятилетия изучение крестьянских (сельских) семей почти не обогатилось новыми данными, а во-вторых, увлечение стандартизированными методиками и матстатистической обработкой, пик развития которых наблюдался в 1970- 1980-е годы, в настоящее время пошел на спад, в связи с чем вновь актуальным и оправданным представляется интерес к описательным, человечным методам, таким как методы опроса, наблюдения, биографический метод. «Парадокс в том, что закономерности мы формулируем для среднегруппового индивида, а а прогноз необходим индивидуальный. Между тем выявленные среднегрупповые тенденции не воспроизводятся в индивидуальных тенденциях иногда более чем у половины всей выборки... Личность - это стиль, это мир, а не механическое соединение частей и не корреляционное соотношение. Общие психологические закономерности могут быть построены на обобщении инди видуальных закономерностей, а не на обсчете отрывочных и эскизных индивидуальных данных» (Сидоренко Е. В., 1996, с. 40).

В нашем исследовании применялись метод включенного наблюдения (семья автора приобрела дом в Ивановке в 1991 году) и многолетние опросы жителей (с 1991 по 1998 год), изучение документов, фотографий, построение ге- нограмм семей в пяти-шести поколениях.

В исследовании анализировались: 1.

Состав (структура) и динамика (изменения, перегруппировки) сельской семьи. 2.

Структура семейного рода, происхождение семей (коренные для данной деревни, род происходит из соседних населенных пунктов, приезжие из других областей, горожане-дачники). 3.

Жизненный путь сельского человека на основе биографических данных (опрос самих респондентов, а также беседы со старожилами). Фиксировались такие данные, как: состав родительской и прародительских семей, порядок рождения (семейная констелляция), годы учебы, личная жизнь до брака (партнеры, с которыми планировалось заключать брак), обстоятельства вступления в брак, возраст создания семьи, успешность брака, рождение детей, сохранность или распад брака, новое супружество, производственная деятельность, ее успешность, изменения в производственной деятельности, выход на пенсию и хозяйственная деятельность после трудовой стадии. Рассматривалось также влияние социальных катаклизмов: раскулачивание, коллективизация, войны, послевоенные события (например, принудительные работы), перестройка, изменение социально-экономической формации на события семейной жизни. 4.

Распределение ролей и обязанностей в семье, бюджет времени семьи. 5.

Особенности социализации детей, состав молодого поколения, досуг молодежи, предбрачные представления молодежи, возраст вступления в брак. 6.

Семейно-брачные потребности членов семьи и удовлетворенность браком. 7.

Влияние родительской семьи на становление личности и жизненный путь (состав родительской семьи и занятия родителей, положение в семье по порядку рождения, воспитание в семье и собственно величина периода жизни у родителей).

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

Институту современной сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

Особенно сильно концентрация населения и поляризация деревень сказались на результатах сельского хозяйства в Нечерноземье с его мелкоселенностью и мозаичными угодьями. Предыдущая перепись 2002 года не изменила картину кардинально, хотя число умирающих деревень с населением менее 10 человек увеличилось с 30 до 35 тысяч (22% всех поселений). Кроме того, в 2002 году по всей России было выявлено 13 тысяч деревень (8% поселений), в которых совсем не осталось населения.

По сравнению с большинством регионов Центра и Северо-Запада, Вологодская область менее урбанизирована (доля городского населения 69%) и имеет слаборазвитую сеть городов - местных центров. В половине районов центрами являются либо села (8 из 26 районов) либо поселки городского типа (5 районов). По данным статистики, в 2006 г. сельское население Вологодской области составляло 320, 9 тыс. человек (20,1% в общей численности населения).

Сельская семья в регионе как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных, культурных и иных проблем, обусловленных нынешним состоянием страны, Вологодской области. От молодых сельских семей во многом зависят позитивное изменение демографической ситуации, физическое и нравственное здоровье детей - будущих тружеников села и защитников Отечества. Зрелая сельская семья существенно влияет на жизненные ценности своих членов, условия жизнедеятельности экономически активной части населения. Супружество - важнейшее условие как продолжительности, так и качества жизни сельских жителей области.

В целях помощи сельской семье областными программами предусмотрено:

· органам законодательной и исполнительной власти Вологодской области - при создании современной правовой базы развития семьи в регионе как социального института и формировании государственной семейной политики чётко выделять их сельскую составляющую;

· органам местного самоуправления - поставить заботу о сельской семье, прежде всего о семьях, находящихся в особо сложных условиях, в число своих приоритетных задач; не допускать в принимаемых решениях позиций, приводящих к ухудшению материального положения сельских семей;

· политическим партиям - определить в предвыборных платформах и политических программах активную позицию по отношению к семье, в том числе сельской, учитывая, что без подобного внимания нет и не может быть серьёзной политики;

· cредствам массовой информации - систематически объективно освещать процесс адаптации тульских сельских семей к новым социально-экономическим условиям, активную позицию региона, муниципальных образований, негосударственных субъектов семейной политики:

· учёным региона - активизировать научные исследования вологодской сельской семьи, её истории, национальных традиций, настоящего состояния и тенденций развития.

Базовый (наиболее распространённый) тип современной сельской семьи, представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.

Среди тенденций, характеризующих направленность процессов модернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладания семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства и фиксации трёхдетности как желаемой и идеальной нормы деторождения при превалирующей малодетности.

1.Особенности сельской семьи

2.Городская семья: особенности и проблемы

Список литературы

1. Особенности сельской семьи

Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость, разорение российской деревни. Факты общеизвестны и говорят сами за себя. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах - сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.

Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.

Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».

Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию - к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить - у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.

Резкое расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена - человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.

Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.

В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.

Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей - все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.

Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Это подтверждают диагностические обследования, проведенные в Олонецком районе Карелии, где преобладают полные семьи с одним, двумя детьми. Немало здесь и многодетных семей. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни. Молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны. К примеру, по данным Центра социальной помощи семье и детям Таврического района Омской области, из четырех молодых семей распадаются три. Причины - материальные трудности, отсутствие жилья.

Положение сельской семьи не везде однозначное. В некоторых деревнях практически нет невест. Встречаются сорокалетние пьющие мужчины, которые живут со старенькими матерями, не думая жениться. Есть неполные, одинокие семьи, повторные браки. Есть и юные девушки, ставшие матерями вне брака, но не готовыми к материнству. В деревне Анеево Тюменской области М. П. Гурьяновой случилось встретиться с шестнадцатилетней девочкой, родившей ребенка от сорокалетнего мужчины, вернувшегося из мест лишения свободы. На вопрос о том, что побудило к этому поступку, последовал ответ: «Скучно было, делать нечего».

Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень. Их обездоленность подтверждается и центром социологических исследований департамента социальной защиты Московской области за 1994 г. По данным ученых, значительно снизились расходы родителей на покупку одежды и обуви для детей (на 17%), организацию отдыха, каникул (на 20%), питание (на 7%), приобретение книг (на 40%). Об ухудшении материального положения семей свидетельствует и то, что лишь 0,5% опрошенных оценили это положение как очень хорошее (неполные и одиночные семьи в этой категории отсутствуют), как хорошее - 3,1% (тоже нет этой категории). Считают свое положение средним - 32,6% и плохим - 44% опрошенных, а очень плохим - 11,9% родителей. В результате около 60% представителей семей вынуждены признать свое материальное обеспечение плохим или очень плохим.

Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей - одежды и обуви, еды на столе, - то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.

Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.

Все чаще говорят сегодня о помолодевшей преступности, ранних сексуальных связях, росте числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурении, наркомании, которыми заражен и сельский контингент. Доступность всевозможных товаров для одних при их недоступности для других побуждает многих к изнурительному труду на собственном участке, а некоторых - к участию в сомнительных операциях, третьи же пребывают в состоянии подавленности, безысходности, социальной апатии.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.

В этом плане полезно сравнить российскую сельскую семью с зарубежной (сельской).

Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами - членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось. "Вблизи Р. владелец небольшой фермы не обрабатывал свой огород; свекор был вынужден посылать картофель незадачливому зятю; в конце концов однажды ночью разгневанные родственники жены избили его в его собственном доме".

Отечественные же социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села - семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.

Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.

К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.

Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».

Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды - скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.

Уверена: именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе - поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи - поддержите деревню и сельское хозяйство».

Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла - домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание - еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения.

Сельская семья по-прежнему сильна родственными связями. По данным обследования семей Олонецкого района Карелии (сентябрь 1994 г.), 58% респондентов назвали в числе тех, с кем чаще всего общаются, своих родственников. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.

2. Городская семья: особенности и проблемы

Городская семья, как это и вытекает из ее социального статуа, была и остается первой жертвой прогресса. Среди городских семей в России преобладают нуклеарные (бездетные и одно-двухдетные семьи). Растет доля семей, состоящих только из матери (отца) и детей. Совместное проживание трех поколений становится все более редким явлением, как в городах, так и на селе.

Снижение рождаемости и нуклеаризация семей ведут к сокращению среднего размера семьи, изменению структуры семей по числу членов, увеличению числа семей, состоящих из 2 - 4 человек (особенно из 2-х) и снижению числа и доли больших семей в 5 - 6 и более человек. Особенно быстрый рост малых семей отмечался в 70-е годы. В 80-е годы наблюдался рост числа семей из 2 (за счет роста неполных и иных «осколочных семей») и 4 - 5 человек (за счет некоторого роста числа семей с двумя детьми вследствие роста вторых рождений в 1983 - 1987 годах) при некотором сокращении семей из 3 человек.

Анализ распределения семей по их размеру свидетельствует об устойчивой тенденции к росту доли семей из 2 человек и снижению доли семей из 6 и более человек в общей численности семей как в городе, так и на селе. Доля семей из 3 - 5 человек за 80-е годы изменилась незначительно. Сохраняются устойчивые различия в структуре городских и сельских семей. Для городов характерна повышенная доля семей из 3 - 4 человек, главным образом за счет нуклеарных и молодых супружеских нар, живущих с одним или двумя родителями. В 1989 году семьи такого размера составляли в городском населении 55,7%, в то время как в селе - лишь 46,7%. В сельском же населении повышенная доля семей из 2 человек объясняется ростом числа пожилых пар без детей - «пустых гнезд» - в связи с большой миграцией молодежи в города. Повышенная доля в селе семей из 5 и более человек обусловлена в основном большей рождаемостью.

Для России характерно сохранение значительной дифференциации в размерах семьи и семейной структуре населения между национально-территориальными образованиями и районами преимущественного проживания русских. Она связана, прежде всего, с большими различиями в уровне рождаемости, а также с этнокультурными факторами формирования и развития семьи. При среднем размере семьи в 3,23 человека медиана распределения регионов по размеру семьи равна 3,19 человека, что свидетельствует об асимметрии распределения и преобладании регионов с размером семьи ниже среднего по РФ.

Анализ показателя среднего размера семьи в территориальном аспекте свидетельствует о том, что высокий размер семьи (3,5 и выше) характерен для автономных республик, областей и округов Северного Кавказа и Сибири. Наибольший размер семьи - в республиках с наиболее высокой рождаемостью: в Дагестане, Калмыкии, Туве, Бурятии и Якутии. Средний размер семьи (3,3 - 3,4) имеют остальные, не вошедшие в первую группу автономии и ряд областей Сибири и Дальнего Востока. Единственная автономия, попавшая в число регионов с низким размером семьи, - Карелия (3,2). Наименьший размер семьи отмечается в европейской части России, особенно в областях Северо-Запада и Центрального района (3,0 - 3,1). Колебания среднего размера семьи в сельской местности больше: от 5,15 в бывшей Чечено-Ингушетии до 2,82 в Псковской области. Доля больших семей (7 и более человек) варьируется от 17,6% в бывшей Чечено-Ингушетии до 0,6% в Ивановской области.

Многодетная семья давно уже перестала быть типичной для России. Сокращается их число и доля в семейной структуре. По данным переписи 1989 года, среди городских семей лишь 4,1% имели 3 и более детей, в селе - 10,6%, а в среднем по России - 5,7%. На долю многодетных семей приходится 20,5% от общего числа детей до 18 лет. Среди городских детей в многодетной семье растет каждый седьмой (14,4%), среди сельских - более трети (36%). В Москве доля многодетных семей - 1,9%, а проживает в них 7,9% детей.

Доля одиночек в российском населении колеблется от 11,2% в Тверской области до 2% на Чукотке. Доля членов семей, проживающих отдельно, - от 10,6% в Магаданской области до 3% в бывшей Чечено-Ингушетии.

Изменение экономического положения семей. Определяющее значение для развития семьи имеют ее экономическое положение, социальная защита.

По мнению специалистов, универсальным инструментом в оценке уровня жизни различных типов семей является минимальный потребительский бюджет (в % от бюджета). Этот бюджет состоит из трех основных частей: минимальный набор необходимых продуктов питания - около 35%; обувь, одежда и другие непродовольственные товары - около 32%; оплата коммунальных и культурно-бытовых услуг, налоги, платежи - около 33%.

Основным показателем благосостояния семьи является соотношение среднедушевого дохода ее членов и прожиточного минимума. По оценкам экспертов, в 1991 году среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума у 40% населения России, а к концу 1998 года в эту группу можно было отнести уже около 86% населения. По официальным данным, 32% семей имели в ноябре 1992 года доходы ниже уровня бедности, при этом бедных среди семей с двумя детьми было 47%, среди трехдетных - 72%.

В результате глубокого снижения уровня жизни резко возросли расходы на питание в общих потребительских расходах семей. В городских многодетных семьях, семьях матерей-одиночек этот показатель доходит до 80%. По принятым в мире стандартам, если расходы на питание составляют 50% и более, то это свидетельствует о чрезвычайно низком уровне жизни.

Эксперты полагают, что руководители всех звеньев государственного аппарата, ученые, занимающиеся исследованиями проблем уровня жизни, недооценивают отрицательные последствия ухудшения питания населения (8, С. 43). Неполноценное питание людей влечет за собой ухудшение здоровья беременных женщин и рост численности рожденных детей с весом ниже принятых медицинских норм; увеличение удельного веса новорожденных с ослабленной иммунной системой; ухудшение всех показателей физического и психического развития и здоровья детей и, как следствие, увеличение заболеваемости и смертности детей всех возрастов. Плохое питание сказывается на трудоспособности работающего населения, на состоянии здоровья пожилых людей, сокращая продолжительность их жизни, создает серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения и чревато серьезными социальными издержками и экономическими потерями.

Негативные моменты в демографическом развитии России объясняют переживаемыми ныне трудностями в социально-экономической сфере. В то же время среди ученых продолжаются дискуссии о том, в какой мере нынешняя демографическая динамика объясняется глобальными изменениями характера воспроизводства населения, в какой - особенностями нынешней ситуации в России, в какой - структурными сдвигами.

Список использованной литературы

1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999. - №3. – С. 87 – 103.

2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979. - №6. – С. 176 – 177.

3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.

4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.

5. Гуд У. Социология семьи // Социология семьи. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965.

6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.- №3.-14-19.

7. Дармодехин С. В., Елизаров В. В. Проблемы семьи и семейной политики (по данным социологических исследований) // Социально-политический журнал. – 1993. - № 9 – 10. – С. 43 – 53.

8. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.

9. Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Педагогика, 1992.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии