Возрастные и гендерные особенности коммуникаций. Возрастные особенности общения. Систематизация и накопление жизненного опыта

15.10.2019

ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК

Научные концепции власти многообразны и отличаются друг от друга. Т.Гоббс утверждает, что власть - это средство достичь блага в будущем, а сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. А.Гамильтон сказал, что власть - это способность или дар что-либо совершить. М. Вебер определял власть, как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Е. Лассуэлл и А.Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-то или предопределяющие другие действия. Р.Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.

В то же время Х. Арендт полагала, что власть вовсе не принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, по отношению к власти, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление, что некий А тем или иным образом воздействует на В. Взгляды П. Моррисса и А. Гидденса совпадают, власть - действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то), обладание властью означает способность менять порядок вещей. Х. Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко и А. Гидденс, делают упор на "коммуникативном" аспекте власти. Теоретики данного направления считают людей "субъектами, активно вовлеченными в процесс создания и функционирования всех форм общественной жизни, включая отношение к власти".

Таким образом, как замечает Гидденс, "власть по своей природе не является угнетением", она просто есть "способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов", как таковая она не представляет собой препятствие на пути к свободе. Свобода может выступать как субъективно-побудительное начало, то есть свобода личности с точки зрения самой личности, и как внешне-правовое поле, то есть допустимая степень свободы личности с точки зрения общества. Однако познание, осознание, признание свободы личности - как собственной, так и других людей - встречаются, с огромными трудностями.

Когда мы наблюдаем за другим человеком, осмысливаем его жизнедеятельность, то уникальный субъект неминуемо превращается для нас в объект среди объектов. А это существенно осложняет коммуникацию. Т.С. Яценко уверенна, что гармонизация целостного мира субъекта путем решения его внутренних проблем способствует установлению адекватных взаимоотношений в служебных и личностных аспектах жизни. Дифференциация индивидуально-личностных свойств у представителей психической нормы должна проводиться в контексте сравнительного анализа данных психодиагностического исследования с учетом конкретной ситуации, социального окружения и ценностной ориентации, а также полученного образования, уровня профессионализма и усвоенного жизненного опыта.

Для выявления взаимосвязи между степенью выраженности социально-психологических установок «власть-свобода» и силой нервной системы нами была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и теппинг-тест. В исследовании приняли участие 35 студентов - 15 юношей и 20 девушек 1-3х курсов (от 17 до 20лет), а так же 15 преподавателей - 7 мужчин и 8 женщин (от 30 до 50 лет).

В результате исследования были получены следующие данные: - 100% студентов-юношей и 100% преподавателей-мужчин показали высокую степень выраженности социально-психологической установки «свобода» по сравнению с установкой «власть». У студентов средний показатель составил 7,4 балла, а у преподавателей 6,5 балла. У девушек - студенток средний показатель 6,8 балла у 100% опрошенных, у женщин -преподавателей - 5 баллов. Социально-психологическая установка «власть» у 100% испытуемых была отнесена на последнее место по отношению ко всем выявленным установкам в методике О.Ф. Потемкиной.

У студентов-юношей средний показатель составил 4,2 балла, у преподавателей-мужчин 2 балла, у студенток-девушек - 3,2 балла и у преподавателей-женщин 1 балл. Результаты корреляционного анализа позволили выявить положительную корреляцию между показателями силы нервной системы и степенью выраженности социально-психологических установок «власть-свобода». Представители с сильной нервной системой отличаются большей устойчивостью и выносливостью к сильным и продолжительным раздражителям. Показатели установки «власть» и «свобода» у данной категории не превышали 3 балов, а у исследуемых со слабой нервной системой не опускались ниже 9 баллов. Представители слабой нервной системы имеют низкую защищенность от длительных нервно-психических нагрузок, стрессов и иных сильных воздействий на психику. Испытуемых с высокими и низкими показателями силы нервной системы среди преподавателей обнаружены не были.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Социально-психологическая установка «свобода» как у мужчин, так и у женщин занимает первую позицию по отношению к установке «власть»;

У представителей мужского пола (как молодого, так и старшего поколения) - ориентация на свободу выходит на первый план, по отношению ко всем 7 установкам в методике О.Ф. Потемкиной;

У представительниц женского пола, лишь студентки отдали предпочтение «свободе», а у женщин старшего поколения, установка ориентации на свободу занимает лишь 4 место по отношению ко всем установкам (процесс, результат, альтруизм, эгоизм, труд, деньги, власть);

Социально-психологические установки «власть-свобода» имеют высокую выраженность у молодых юношей и девушек; у представителей мужского пола средние показатели установок «власть-свобода» выше на 2,1 балл по сравнению с женским полом.

Биологический подход как один из подходов воспитания личности

Личность - категория общественно - историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характере. Личность - объект исследования только общественных наук - истории, философии, этики...

Влияние мышления на восприятие

Физиологи связывают преобладание наглядного или словесно-логического типа мышления с асимметрией мозга, большим развитием его правого или левого полушария. Идею функциональной неоднородности различных участков мозга первым высказал Франц И...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин «гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо...

Влияние семейного положения на детскую агрессивность

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Исследования показывают, что наиболее частыми причинами человеческой агрессии независимо от возраста являются стремления к совершению возмездия...

Гендерные аспекты коммуникации

Проблемы, связанные с «непониманием», возникающие в процессе межличностной коммуникации мужчин и женщин, волнуют как самих субъектов общения, так и исследователей разных специальностей...

Гендерные различия в психологии моды

Поиск психологического содержания моды основан преимущественно на анализе разрозненных, несистематических, стихийно возникающих представлений о моде, формировавшихся в руслах специальных теорий, на фоне анализа других феноменов...

Диагностирование как психологический феномен

Индивидуально-типологические особенности личности

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде...

Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей...

Мышление и интеллект: сущность и развитие

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том...

Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением

Особенности психологической культуры студентов пользователей Интернет

Интернет в России появился сравнительно недавно - лишь несколько лет назад, но развивается стремительно быстро и российская аудитория сети растет с каждым днем. Это, в свою очередь...

Современное состояние проблемы памяти и ее исследования

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания, готовность к правильному воспроизведению. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия...

Сущность и особенности мышления

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том...

Эффективность работы педагога–психолога по профилактике наркомании среди подростков

Слово «наркомания» происходит от древнегреческого «наркс». Это означает «беспамятство», «оцепенение» и «мания» - сумасшествие, безумие. Наркотические вещества применяются в медицине в крайних случаях, как болеутоляющие средства...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. «Женщина» и «Мужчина»

Всем известно, что значит физиологический пол. Мы с вами рождаемся и у нас есть физиологически заданный пол, рождаешься либо мальчиком, либо девочкой. Никто не задумывался, что существует ещё и социокультурный пол, что и называется - гендер [от англ. gender - род, пол]. С социокультурным полом мы не рождаемся, в материальном виде его нет, он существует в наших представлениях, идеалах. Не физиологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. Таким образом, мужчины и все «мужское» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Такие представления о власти в руках мужчины и подчинение женщин сложились еще со времён «патриархата». В скрытом виде так и есть, но даже в Конституции прописано «невозможна дискриминация по признаку пола». Если мужчина живет от события к событию, то женщина, напротив, живет в самом событии. Мужчина ищет удовлетворения потребности и освобождения для новых начинаний. Женщина получает удовольствие (или неудовольствие) и продолжает то, что продолжается. Мужчину интересует только результат, свершенное событие, а женщина принадлежит тому, что происходит, тому, что находится в движении. Это различие кажется несущественным, но лишь до тех пор, пока мы не задаемся вопросом: «Почему решения всегда принимает мужчина?» Прежние представления о распределении половых ролей отводили эту роль мужчине. Потом, когда эмансипация начала свое победное шествие, возникло новое веяние: «Решение должна принимать женщина, потому что ей сложнее живется». Так что она принимает решение, а он исполняет. Но, тем не менее, мужчины до сих пор считают, что женщины должны подчиняться им.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

«Женщина»

Рассмотрим гендерные различия женщин. Возьмём, Ближний Восток, где в жизни женщины очень много ограничений, очень мало свободы, за несоблюдение их культуры, даются жёсткие санкции и т.д. И вообще с ней можно обращаться как с вещью. А если та же самая женщина родилась в Швеции, то с ней так обращаться нельзя. Если мы посмотрим на генетические параметры, то пол задан один, что шведской женщине, что иранской женщине. Это женский пол. Отсюда хочется задать вопрос: «Почему мы имеем двух таких разных женщин?» Оказывается потому что у них очень разный гендер, гендерная надстройка над полом. Эта гендерная надстройка имеет смысл в рамках конкретной культуры, её не может быть вообще. Опять же вспомним 1980-е г. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни, казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Ведь, гендер - это всё то, что мы надстраиваем над физиологическим полом. Физиологический пол это только фундамент, и мы уже поняли с вами, что будет с ним, если человек родился в конкретной стране, в конкретном обществе.

«Мужчина»

В 2006 г. Население России составляло 148 млн. чел.

По данным статистики видно, что женщины составляют 53% - 78,44 млн. чел. И их продолжительность жизни составляет 72 года. Мужчины составляют 47% - 69,56 млн. чел., но их продолжительность жизни составляет всего 59 лет. В данном случае нам нужно обратиться к факторам, которые увеличивают мужскую смертность и снижают возраст мужчин. К таким относят:

Мужская жизнь насыщена стрессами (они постоянно несут ответственность на работе, дома, в семье);

МужскаяY-хромосома (учёные доказали, что их Y-хромосома мутирует, разрушается);

Мужской травматизм (подвергаются чаще так, как у них опасная работа);

Склонность мужчин к алкоголизму и наркотикам;

Криминальные разборки;

Участие мужчин в войнах.

Мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются.

Пол - это не набор человеческих качеств. Пол - это не только «социальное воспитание» и «социальное деление». Пол - мужской и женский - это некая неизвестная нам пока сущность, которая укоренена в биологии представителей каждого из полов, но произрастает в культуре, которая и видоизменяет эту сущность зачастую до неузнаваемости. Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. И это впоследствии разного воспитания мужчины и женщины в конкретной культуре. Естественно, исходя из этого «мужчины» и «женщины» не понимают друг друга. Та самая гендерная надстройка в итоге мешает понимать друг друга, они становятся действительно слишком разными.

2 . Гендер -взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не предп олагают биологического контакта

Эмоциональность.

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).

Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию - качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

Мифы, не нашедшие экспериментального подтверждения:

Девочки более «социальны» чем мальчики (различия скорее относятся к типам, чем к степеням).

Девочки имеют самооценку, ниже чем у мальчиков (девочки ранжируют себя выше в области социальных навыков, в то время как мальчики чаще видят сильными и обладающими властью).

Мальчики более способны к анализу, чем девочки (мальчики более способны лишь при выполнении задач, требующих зрительного различения или манипулирования с объектами, заданными в большем контексте).

У девочек наблюдается недостаток мотивации для достижений.

Мальчики менее подвержены социальному влиянию, чем девочки.

У девочек более развита слуховая сенсорная система, чем у мальчиков - зрительная.

Подтвердившиеся взгляды:

§ Мужчины более агрессивны (как физически, так и вербально)

§ У девочек гораздо лучше развиты вербальные способности

§ Мальчики превосходят в пространственно-зрительной способности

Различия для обоснования, которых доказательств либо недостаточно, либо являются неоднозначными:

ь в тактильной чувствительности

ь в переживании страха, застенчивости, тревожности

ь в уровне активности

ь в склонности доминировать

ь в большей пассивности или активности

3 . Различия в общении «мужчины» и «женщины»

Потребность в общении

Уже маленькие девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется.

Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин.

Общение на работе

Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. На некоторых «женских» предприятиях были введены перерывы на 5-10 минут для коммуникаций. На других - столы работниц переставили так, чтобы они могли разговаривать, не отвлекаясь от работы. Эти меры оказались экономически целесообразными.

Конфликты

Различная потребность мужчины и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев муж в течение рабочего дня вполне удовлетворяет свою потребность в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома. Но не тут-то было. Муж молчит, на вопросы - буркнет что-то в ответ. Рассказывать ему - не слушает, а то и уходит к телевизору. Жена, конечно, - в обиду: «Ты со мной и поговорить не хочешь, и внимания на меня не обращаешь» и т.п. и т.п.

А дело здесь просто в незнании психологии друг друга. Отсюда и пожелание мужьям и женам: идти навстречу друг другу в вопросе о «норме» общения.

ь Для женщин важен процесс общения, для мужчин - результат.

ь Мужчины лучше общаются, когда знают цель разговора. Начало «Давай поговорим» подходит для разговора подруг, но не для разговора с мужчиной.

ь Говорить с мужчиной нужно не намеками, а прямо о том, что вы хотите.

ь Там, где мужчина предпочитает заставить и купить, женщина стремится очаровать или расположить к себе собеседника.

О чем говорят:

Слабость многих женщин - посудачить о доме, обновах, а то и пересуды.

Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте.

Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины - о своих неудачах.

Размышления.

Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат.

Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она думает, если все время говорит?»

Свои чувства мужчины выражают сложнее, чем женщины.

Перебивание собеседника

Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства.

Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался.

Мужчина перебивает женщину в 2 раза чаще, чем та его.

Слушание

Женщина слушает внимательно намного дольше, чем мужчина.

Мужчина в среднем слушает женщину внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.

При разговоре женщины чаще мужчин улыбаются и смотрят в глаза.

Мужчины, разговаривая, часто смотрят в сторону.

Заикаются женщины очень и очень редко.

Из сравнения результатов, полученных при оценке выражения мужских и женских лиц, следует, что по мимике большинство эмоций (страх, отвращение, радость, гнев, удивление) более точно распознается у женщин.

Например, удивление - у 9 6 % , страх - у 8 5 % женщин. Только горе распознается лучше на лицах мужчин (5 8 % против 5 0 % у женщин).

Кто кого обманет?

Женщина всегда может обмануть мужчину. Но лишь немногим мужчинам удается обманывать женщину. Те, кто самонадеянно думает иначе, могут не обольщаться: из того, что женщина не ловит на вранье, еще не следует, что ее удалось провести: просто она не хочет загонять в угол мужчину, боясь разрыва с ним.

А. Моруа принадлежит следующее наблюдение: «Мужчины лгут ненатурально. Женщины, которые делают это с поразительным мастерством, мгновенно обнаруживают у них малейший оттенок лжи. В тоне, которым говорит виноватый муж, есть нарочитая непринужденность, и нотки чрезмерной естественности предательски выдают…»

Невербальные сигналы

Причина высокой чувствительности женщины к скрываемому подтексту - во врожденном умении замечать и расшифровывать (так называемые) невербальные сигналы: позы, жесты, телодвижения, совершаемые в момент речи. Они производятся подсознательно и выдают состояние говорящего.

Благодаря всему вышесказанному, женщины в переговорах более удачливы, нежели мужчины.

Комплименты

Принято говорить женщинам комплименты, потому что они в этом крайне нуждаются («женщины любят ушами»). Но мужчины реагируют на комплименты в их адрес не менее благожелательно, чем женщины, только внешние проявления у них скупее. Не избалованные комплиментами люди (и мужчины и женщины) принимают благосклонно и лесть, хотя женщины в целом более придирчивы к качеству комплимента.

Знатоки женщин утверждают, что такое банальное утверждение мужчины в споре с женщиной, как «ты - мое самое дорогое сокровище», является самым неотразимым аргументом, умиротворяющим женщину.

Критичность

Женщины значительно более самокритичны относительно своей роли в обществе, нежели мужчины. Но они же более склонны к образованию стереотипов поведения и с большим трудом признают, что его можно усовершенствовать.

Женщины критичнее относятся к своей внешности, чем мужчины к своим способностям.

Мужчины более критично относятся к собеседникам, нежели женщины.

Краткость

Мужская речь более кратка, чем женская, поскольку мужчина более категоричен в суждениях. В женской речи много неопределенности, в ней одновременно незримо присутствуют и «да», и «нет», и «может быть». А это требует большего времени для изложения.

Неопределенность создается за счет условных наклонений, которых женщина употребляет в 2 раза больше, нежели мужчина. В 5 раз больше у нее ограничительных выражений (типа «в случае необходимости»).

Женщины в 3 раза чаще задают вопросы и говорят «не так ли?», «да?», «нет?», «правда?». И извиняются гораздо чаще мужчин.

Тональность

Женщины придают большое значение тональности разговора, болезненно реагируя на ужесточение тона. Мужчины же категорический тон, если он уместен, воспринимают, как правило, без каких-либо отрицательных эмоций.

Стереотипы пола

С понятием «социальной престижности» тесно связано понятие «стереотипа пола». Это система обусловленных предписаний того, что должна делать и какой быть в обществе женщина, а каким - мужчина: в поведении, навыках, помыслах, устремлениях, характере, внешнем виде и пр. Отклонения от нормативных образцов поведения (в том числе и речевого) для женщины в гораздо большей степени грозят опасностью общественного отторжения, чем для мужчины. Отсюда и более вежливый, «предупредительный» характер разговора у женщины.

4 . Ж енщины, берегите мужчин -товар это не тольк о ненадежный, но еще и бьющийся

Дружба между мужчиной и женщиной - вещь невозможная; между ними может быть страсть, вражда, обожание, любовь, но только не дружба.

Она - женщина - обладает тем, что неведомо мужчине: внутренним спокойствием, знанием внутреннего смысла вещей, устойчивостью к жизненным трудностям, она несет в себе знание жизни. Это знание, может быть, и не осознано ею, но оно, что более важно, проявляет себя в деятельности. Мужчины выманивают это внутреннее знание женщины «наружу» и разочаровываются, поскольку для «внешнего использования» оно не приспособлено. Вместо того чтобы погрузиться в мягкое лоно женского существа, мужчины обрекают себя на борьбу с невидимым врагом, с той, которую сами же себе и выбрали.

Женская душа - это «внутреннее пространство», нечто упругое, плотное, насыщенное, зачастую, правда, заброшенное и позабытое женщиной. Не всякая женщина ощущает свое «внутреннее пространство», и это большая беда - ведь оно может стать опорой, оно гарантирует силы и продуцирует колоссальную волю, но лишь при достойном, подобающем к нему отношении. К сожалению, «бесхозяйственность» в отношении к собственной душе у женщин зачастую просто преступная. Женщины же, ощутившие и ощущающие свою внутреннюю душевную полноту, на глазах преображаются.

Женщина внутренне не противоречива, в ней нет даже плацдарма для возникновения противоречия, напротив, - она основа соединения и сосуществования. Женщина, например, может быть искренне уверена в том, что «врать нельзя» и что сама она «никогда не врет», при том, что врет постоянно. Она обещает ребенку отдать его «дяденьке милиционеру», если он будет плохо себя вести. Чтобы заставить его учиться, она будет угрожать ему армией, утверждая: «Я тебя от армии отмазывать не буду! Не выучишься, не поступишь в вуз - твои проблемы!» А потом в военкомате, чтобы спасти свое дитя от призыва, она наврет с три короба - расскажет о его несуществующих болезнях, да и сама временно превратится в «агонизирующую больную». Она скажет мужу, что он «был великолепен в постели», если захочет развеять его сомнения на этот счет или удержать в «лоне семьи». Она будет имитировать оргазм, разыгрывать беззащитность и неуверенность, если потребуется; она согласится с тем, с чем не согласна и, напротив, будет до победного конца спорить, даже когда она согласна, правда, в том случае, если подобное поведение ей покажется необходимым.

Мужчины, опираясь на все эти факты, с пеной у рта будут доказывать, что все женщины насквозь лживы и аморальны. Но это большое заблуждение, а подобные обвинения будут женщине непонятны. Ведь она все делала «правильно»: она воспитывала ребенка, защищала его от армии, сохраняла гармонию семейных отношений, помогала мужу почувствовать себя хозяином и защитником. Она солгала? Ни в коем разе, она воспитывала ребенка, сохраняла мир в семье и т.д., и т.п. Ни о какой лжи и речи не идет, она была занята совершенно другим делом!

А вот с мужчинами все иначе. Они ведь как архитектурные конструкции, выстроенные по единому проекту: сломается одна несущая стенка - и всё! Мужчина - это система; не сумма, не совокупность, не набор правил и установок, а именно система, где каждый элемент, каждая точка, каждый штрих неслучаен. Женщине непонятно, почему из-за какой-то, на ее взгляд, «мелочи» мужчина готов пойти на огромные жертвы, почему такая вот «мелочь» может стать для него самым главным, самым важным, целью всей жизни. И если эта «мелочь» дает сбой, то вопрос со смыслом жизни выходит на поверхность и решается в два счета: «Нет смысла в жизни! Нет!»

«Смысл жизни» - это сугубо мужская проблема. И женщина не способна прочувствовать, ощутить глубину той трагедии, которая снедает мужскую душу. Временами трагедия собственного одиночества, своей противопоставленности миру открывается обезумевшему от страха взору мужчины, подобно зловещей пропасти; она гложет его душу с тем же отменным аппетитом и равнодушием, с каким орел выклевывает печень прикованного к скале Прометея.

Мужчина стремится обрести внутреннюю гармонию, потому что он ее не имеет. Но что бы они ни делали - их мир все равно разделен, и потому в душе каждого мужчины живет желание разорвать эти путы, и потому каждый мужчина - это воин в сражении, заранее обреченном на поражение, так как цель его - «обретение смысла жизни» - недостижима. Если мужчина убивается, то повод уже не имеет никакого значения. Да, переживания мужчин большей частью занятие бессмысленное и неоправданное, но мужчины - переживают, и это для них душевная травма и истинная трагедия, а потому - правы они или не правы - нуждаются в помощи и поддержке. В конечном счете, все мы люди, и нам надлежит думать друг о друге. Женщины, берегите мужчин - товар это не только ненадежный, но еще и бьющийся.

гендер мужчина женщина социокультурный

5 . Правила общения. Положение «эгоизм а»

Для мужчин:

Не считайте женщину эгоистичной: весь ее эгоизм - биологического свойства, а потому к личности женщины он не имеет ровным счетом никакого отношения и личность женщины ответственность за такое поведение этой женщины не несет.

Трудно понять, что за «внутреннее пространство» находится в женщине, но оно есть, и о нем она «думает» куда больше, чем о любом из своих мужчин. С этим нужно смириться и, наверное, даже научиться восхищаться этим.

Особенно остро эгоистичность женщины ощущается вами в те моменты, когда душа ваша требует чуткости со стороны партнерши. Чуткость - товар редкий и дефицитный, а при росте потребления дефицит ощущается особенно остро. Так что обвинения в эгоизме кажутся в эти "минуты нашему брату вполне естественными: «Когда ей надо, то вынь да положь! А когда мне надо - она занята!»

Проблема здесь не в эгоизме женщины, а в росте вашего потребления и в силе ваших ожиданий. Ну что в такой ситуации делать? Неприятно, конечно, но остается только сокращать потребление и снижать остроту ожиданий. Это приводит к потрясающим эффектам, ибо, отказываясь от внимания, мы моментально вынуждены будем страдать от его избытка.

Женщины бывают, расточительны, это правда. Но здесь мы имеем дело с «шуткой природы». Когда корма становится больше, наблюдается естественный пик рождаемости, природа в этот момент расточительствует. Потом это обернется резким падением уровня достатка, что будет связано с тем же ростом поголовья, но эволюции необходимы такие демографические волны. Женщина же - инструмент природы в этом вопросе, поэтому следом за ростом вашего достатка ждите от нее расточительности - это нормально.

Для женщин:

Было бы очень правильно раз и навсегда позабыть тезис о мужском эгоизме. Кроме обвинительного пафоса, в нем нет вообще ничего. «Мужским эгоизмом» на самом-то деле называется та сила, которая делает мужчину привлекательным в глазах женщины. Потому если вынудить мужчин избавиться от эгоизма, то мы получим целое полчище субъектов, которые даром никому будут не нужны.

Да и сами мужчины страдают от этого своего дела. Это только другим кажется, что они для себя стараются, в действительности же они постоянно кому-то или чему-то служат, постоянно в какой-то работе, перед ними всегда какие-то цели. Может статься, что вся эта работа и все эти цели - полная ерунда, но, право, если кто-то думает, что нечто важно, для него оно важно.

И мужчина никогда не поймет, не примет заверений в том, что, мол, он думает только о себе. Мужчина в нашем обществе вынужден постоянно подавлять свои сексуальные желания, а потому все мужчины свято уверены в том, что как раз о себе-то они не думают вовсе.

Вы, в свою очередь, привыкли думать, что вы все делаете для других (ну или почти все), однако поверьте, об этом, кроме вас самих, никто не догадывается, так что просто не ставьте себя в дурацкое положение.

Лучшее качество мужчины - это способность превозмогать собственное страдание, свою душевную боль. На самом деле мужчины находятся в состоянии хронического страдания, которое, впрочем, не умеют и не привыкли показывать. Бравада - вот маска, под которой прячутся их тревоги и печали.

Но, если мужчина способен терпеть и ждать, не пытаясь найти в этот момент «виноватых», это исключительный мужской экземпляр! Но не заставлять ждать себя - подобная тактика крайне опрометчива!

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т.п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в

этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении обще групповых задач.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Различия в психологии женщины и мужчины и факторы, определяющие взаимоотношения между полами. Непонимание особенности поведения противоположного пола как причина семейных проблем и сложностей. Построение гармоничных отношений и поиск компромисса.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Прослеживание в нескольких планах различия между мужчинами и женщинами. Женщины - своего рода "золотые кладовые" наследственности, обеспечивающие неизменность потомства. Особая генетическая миссия у представителей мужского пола. Взаимотношения полов.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Карьера в жизни женщины. Психологический портрет деловой женщины. Самоуважение как фактор построения успешной карьеры. Типология "карьеристов" и "карьеристок". Женщины и мужчины: гендерные различия в принятии решений. Этапы профессиональной деятельности.

    магистерская работа , добавлен 23.10.2010

    Исследование генетического механизма наследования пространственных способностей. Различия между мужчинами и женщинами в познавательной сфере. Гендерные несоответствия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта. Методы выявления одаренности.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2012

    Гендер как первичный социальный статус. Роль пола в психоанализе Фрейда. Три образа женщины и мужчины. Гомогенизация и гетерогенизация в структуре гендер. Трансформации семьи и гендерных стратегий в исторической синтагме. Феминизм как форма патриархата.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Анализ гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Изучение понятия "гендер" - совокупности социальных и культурных норм, которую общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Проблема психофизиологии пола и различий между мужчиной и женщиной. Анатомо-физиологические основы дифференциации лиц мужского и женского пола, особенности их полового созревания. Психофизиологические аспекты половой дифференциации когнитивных процессов.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2012

    Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.

    реферат , добавлен 08.03.2011

    Значение общения в жизни человека. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Особенности общения подростка со взрослыми, со сверстниками. Гендерные различия противоположных полов при общении.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Конспект учебного пособия/ Чернова, Слотина «Психология общения». Глава I. Специфика межличностного общения

Понятие общения. Общие характеристики общения

Сегодня общение стало едва ли не самым важнейшим понятием психологической науки . Проблематика общения занимает значительное место во всех разделах психологии : общая психология, психология личности, дифференциальная психология . Что же касается прикладных областей то, допустим, педагогическая психология может вообще рассматриваться сквозь призму общения. Понятие общения является ядром социальной психологии и конфликтологии , где ни одна тема не может рассматриваться без данной категории. Более того, успешность любой профессии, связанной с работой с «живыми людьми» зависит, в первую очередь от умения установить контакт, наладить взаимоотношения , грамотно выслушать, «услышать» человека , это именно те вопросы, которые являются предметом исследования психологии общения . Психология общения как наука сложилась относительно недавно. Знания по данной проблеме ранее включались в курс риторики, филологии, лингвистики, литературы и т.д.

Выделяют 3 основных этапа в становлении психологии общения .

    Конец XIX - начало XX исследования В.М. Бехтерева, который впервые поднимает вопрос о роли общения, как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включённого в неё индивида . Но сам процесс общения ещё не стал предметом психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

    Начало XX века до 70-ых годов XX века теоретико-философский подход . Понятие общения использовалась для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека . Общение становится основой такого процесса, как социализация личности. В этот период общение занимает одно из ведущих мест в концепциях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна . Но оставались неразработанными проблемы, касающиеся психологической сущности и структуры общения, специфики её процессуальных характеристик. Общение ещё не было включено в психологический эксперимент , являющийся основным методом психологического исследования. Именно на основании экспериментов делались важнейшие выводы относительно различных явлений и процессов, происходящих в психике человека.

    70–е годы - общение рассматривается как самостоятельная область . Это период подлинного рождения проблемы общения в психологической науке. Разработка её заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращение проблемы общения в объект психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования . Именно к 70–м годам получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения . Предметом исследования общения в психологии становится изучение его функций, механизмов, сторон . По мнению Б.Ф. Ломова , по - своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов проблема общения не уступает ни деятельности, ни личности, ни сознанию.

Важным вопросом, является связь общения и деятельности . В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности . Дюркгейм Э. полагал, что процесс общения - это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому общество находится в статике форм общения.

В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности . Однако связь между этими категориями понимается по-разному. Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности Б.Г. Ананьев пишет о том, что «человек является субъектом труда, общения, познания . Таким образом, общение является одним из видов деятельности, наравне с трудом и познанием.

А.Н. Леонтьев считает, что любые формы общения – есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчинённой структурой, процессом, порождаемым потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась ещё в марксистской психологии. Причём, интересно, что в данном ключе, общение в любом случае рассматривается как «подчинённая» область или производная от деятельности.

Б.Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По мнению этого психолога, нельзя рассматривать человеческую жизнь – как «поток сменяющих друг друга деятельностей». Общение является самоценной категорией, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми («аффилиативная» потребность). Общение может быть не только «средством», но и «целью». Этой точки зрения придерживается и А.А. Реан , который отмечает: «общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса».

Адекватно представлениям о самомотивированности процесса общения понятие фатического общения , под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения . Инициировано такое общение будет совсем не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесённость к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «Субъект – Объект», в то время как общение, есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «Субъект – Субъект». Дело в том, что в общении никто из партнёров не может рассматриваться как объект, каждый из них является активным субъектом этого процесса (Реан А.А.).

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования, вместе с тем есть области, где общение и деятельность пересекаются, но есть и такие, где они далеки друг от друга .

Существование принципа о единстве общения и деятельности раскрывает третью проблематичную область психологии общения – разноплановость и многозначность определений общения .

С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Большой психологический словарь предлагает определение, предполагающее несводимость общения к деятельности. Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характер .

Ярко представлена идея о самостоятельности категории «общение» в концепции В.В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» .

В русле концепции отношений объективным выглядит следующее определение. Общение – это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности .

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция. Общение – это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности .

Наиболее часто в психологической литературе можно встретить следующее определение: Общение - это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем . В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М., 1998) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Возрастные особенности общения

Одной из первых социальных потребностей развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Выготского Л.С., Лисиной М.И.), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека .

Выделяют 3 основных группы мотивов , связанных с потребностью в общении : Познавательные мотивы (потребность во впечатлениях); Деловые мотивы (потребность в активной деятельности); Личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Гиппенрейтер Ю.Б. отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорождённого, что доказывается серией экспериментов).

Как известно, развитие общения ребёнка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие носит особенно высокий темп.

Первый - второй месяцы жизни: у ребёнка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением . На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребёнка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления» . Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребёнка, в частности, уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпатические реакции .

С четырёх месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения . Под эмоциональным общением понимают общение посредством выразительных движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д. До 6 месяцев общение ребёнка со взрослыми носит сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться « псевдословами » , которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общении вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период – к концу первого полугодия наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение – это общение, основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения усваивается общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребёнка формируется новый также такой тип общения со взрослыми, как ситуативно-деловой , под которым понимается такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребёнок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого – плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека. Таким образом, ребёнок показывает своё сочувствие и сопереживание – продолжает развиваться эмпатия , которая характерна почти всем детям довольно длительный период в так называемом «чистом» виде.

В этот же период, у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя ещё не играют с ними. Также к концу года ребёнок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребёнка.

К концу второго года жизни, словарь ребёнка активно пополняется, и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращенийВ результате, общение ребёнка 2-3 летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции :

    Осознания своего опыта;

    Определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;

    Систематизация и накопление жизненного опыта.

Также в процессе общения со взрослыми в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Из возрастной психологии нам известно, что трёхлетний возраст характеризуется кризисным периодом, в процессе которого ребёнок, по мнению Выготского Л.С., начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг общения с которыми к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребёнок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду чётко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трём годам у ребёнка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Он складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребёнка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет появляется социально-психологический феномен дружбы , под которым понимается глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций , среди которых особенно выделяются: развитие самопознания, формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

4 основные формы общения, которые проявляются в первые 7 лет жизни ребёнка: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

    Ситуативно-личностная форма (0 - 6м.) общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

    Ситуативно-деловая форма (0,6 – 3м ) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.

    Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

    Внеситуативно-личностная форма (4-6,7 лет) общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребёнок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию – школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребёнок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

Необходимо рассматривать первый и второй круг общения в школьном возрасте. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребёнок иногда общается и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации : способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека .

В возрасте 9-10 лет ребенок теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. Важно, что ребенок в этот период предполагает общество детей своего же пола.

Вместе с тем, общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба .

В начале подросткового возраста общение сохраняет гомосоциальный характер (со сверстниками своего пола), позднее становится гетеросоциальным (со сверстниками обоих полов). Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принятие социальных норм и ценностей.

Однако, как показывают современные исследования, авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает, по сравнению с исследованиями прошлых лет, также повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно в подростковом возрасте.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции близости, как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им.

В период взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением, и общением с ближайшим окружением. Нередко, в этом возрасте люди теряют своих близких и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматривается как одна из форм дефицитного общения.

На всём протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет и определяется ею .

Одной из первых социальных потребностей, развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Л. С. Выготского, М. И. Лисиной), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.

Выделяют три основные группы мотивов, связанных с потребностью в общении:

  • познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);
  • деловые мотивы (потребность в активной деятельности);
  • личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорожденного, что доказывается серией экспериментов.

Как известно, развитие общения ребенка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие идет высокими темпами.

К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь - особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребенка. Специалисты (в частности, В. Н. Белкина, А. Н. Модина) считают, что уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпа-тические реакции.

Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д. До шести месяцев общение ребенка со взрослыми имеет сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общения вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период - к концу первого полугодия - наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение - это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми - ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребенок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого - плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека.

Таким образом ребенок показывает свое сочувствие и сопереживание. Продолжает развиваться эмпатия, присущая довольно длительный период почти всем детям в так называемом чистом виде. Такое эмоциональное состояние прекрасно описывает удивительный знаток детской психологии шведская писательница А. Линдгрен в повести «Эмиль из Ленненберги»: «Ой, мы совсем забыли про Эмиля! Бедняжка, засиделся он в этой столярке! - сказала мама... Маленькая Ида разревелась» (Линдгрен А., 2004. С. 38).

В этот же период у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Кроме того, к концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года жизни ребенка начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребенка.

К концу второго года жизни словарь ребенка активно пополняется и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращений. А. А. Реан приводит результаты наблюдений С. С. Харина за детьми 2-3-летнего возраста. «Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию следующее: доля предметных обращений - 50 %, деловых - 30, эмоционального плана - 20 %. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют целых 80 % всех обращений ребенка ко взрослому» (Реан, 2003. С. 147).

Общение ребенка 2-3-летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:

  • осознание своего опыта;
  • определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;
  • систематизация и накопление жизненного опыта.

В этот период жизни в процессе общения со взрослыми у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

Потребность ребенка в общении существенно изменяется на третьем году его жизни. Как известно, это кризисный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, поступки ребенка начинают мотивироваться не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг которых к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребенок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду четко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трем годам у ребенка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Образ складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет наблюдается социально-психологический феномен дружбы, под которым понимаются глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются:

  • развитие самопознания;
  • формирование чувства причастности;
  • связи с обществом себе подобных.

М. И. Лисина (1986) в результате исследований выделила четыре основные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

  • Ситуативно-личностная форма (0-6 месяцев) - общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
  • Ситуативно-деловая форма (6 месяцев - 3 года) - общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.
  • Неситуативно-познавательная форма (3-4 года) - общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром.
  • Внеситуативно-личностная форма (4 года - 6-7 лет) - общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребенок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию - школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребенок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) выделяют в школьном возрасте первый и второй круги общения. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребенок иногда общается, и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией в данном случае понимается способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В период, когда ребенок заканчивает начальную школу, т. е. в возрасте 9-10 лет, он теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. По данным Г. Р. Пертенава (1988), в 9 лет интерес ко взрослым типичен для 46,5 % детей, а к 10 годам он падает на 14,1 %, при этом активно снижается интерес к родителям (Реан А. А., 2004). Важно, что общение со сверстниками имеет го-мосоциальный характер, предполагающий общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего же пола.

Вместе с тем общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В начале подросткового возраста общение имеет гомосоциальный характер, позже оно становится гетеросоциальным. Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принять социальные нормы и ценности.

Однако, как показывают современные исследования (Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, Т. В. Слотина), авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает по сравнению с данными исследований прошлых лет, повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно подросткового возраста.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции близости как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребенка, чувство интереса к нему и восхищение им (Реан А. А., 2004).

В период ранней взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. В этом возрасте люди нередко теряют своих близких, и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматриваться как одна из форм дефицитного общения. По данным Ю. А. Потаниной, в одиночестве живут около 17 % мужчин и 31,3 % женщин, при этом почти все страдают от чувства одиночества (Реан А. А., 2004).

Таким образом, развитие общения в первые семь лет жизни идет очень высокими темпами, затем совершенствуется, углубляется в подростковом и зрелом возрасте. В пожилом возрасте общение также имеет огромное значение для человека, но приобретает новые оттенки и особенности. На всем протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет ее и определяется ею.

Введение

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Как известно, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми является одной из основных человеческих потребностей. От того, насколько успешен человек в общении, в значительной степени зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.

В жизни каждого человека бывают периоды, когда вопросы общения ставятся особенно остро. Впервые это часто происходит в подростковом возрасте. Группа сверстников становится для подростка той средой, в которой он пытается реализовать свои потребности и способности. Один ищет подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому нужна эмоциональная сопричастность с группой. Третий получает недостающую информацию и развивает коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет лидерские потребности. В школе такой группой для многих подростков является класс.

С целью формирования и развития навыков общения у подростков на протяжении нескольких лет в нашей школе проводятся занятия по курсу «Психология человека и общества». Они позволяют не только осмысливать свои представления о человеке, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Выйти на понимание социальных явлений и ситуаций..

Но общение в классе - это не просто общение ровесников, но и общение мальчиков и девочек. Поэтому изучение общения в группе должно предполагать такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на социальные и психические явления.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В работах, посвященных данному вопросу, достаточно часто используется понятие «гендер».

Гендер в психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Иными словами, быть женщиной или мужчиной - значит следовать определенным социокультурным образцам, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола.

В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной степени претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным. В то же время в повседневной жизни мы постоянно в той или иной форме сталкиваемся с представлениями о различиях между полами. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Традиционно в общественном сознании мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью.

Гендерные роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и личностных особенностей и даже всего образа жизни.

Исключительно важным условием гендерной социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Проанализировав материалы, публикуемых в специальной литературе и СМИ, мы обратили внимание, что особенно остро стоит эта проблема у мальчиков, у которых полоролевые ожидания исключительно жестки и завышены. Уже дошкольники выбирают партнера для различных видов деятельности с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки - девочек. Наблюдая за процессом общения в школьных классах, мы также выделили две структуры личных отношений -«мальчики» и «девочки». Мальчики редко выбирают девочек, как, впрочем, и девочки мальчиков. Следовательно, тот или иной статус в системе личных взаимоотношений ученик получает на основании симпатий со стороны представителей его пола.. Иными словами, мальчик занимает благоприятное положение, потому что пользуется прежде всего симпатиями мальчиков, а девочка, - потому что пользуется расположением девочек. При этом практически нет исследований о том, как представления мальчиков и девочек друг о друге влияют на ситуацию общения в классе.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения и улучшения условий гендерной социализации подростков, подготовкой подростков к жизни в обществе, к выполнению социальных ролей мужчины и женщины.

Цель нашего исследования состоит в изучении социально-психологических особенностей общения в группах мальчиков и девочек.

Цель реализуется через ряд задач:

Сравнить социометрические структуры в подгруппах мальчиков и девочек;

Изучить гендерные стереотипы в выделенных подгруппах;

Определить предпочитаемые качества в друзьях различного пола в зависимости от социометрического статуса;

Выявить влияние гендерных представлений на статус в группе.

Для достижения цели были выбраны такие методы как «Личностный семантический дифференциал» (Приложение №1) и социометрическая процедура, которая проводилась в режиме группового взаимодействия (Приложение № 2).

Результаты исследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников, улучшить отношения в группах подростков.


Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект

В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.

После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обработки использовалась программа Statistika 6.0. Была посчитана первичная статистика (средние, стандартные отклонения), а также проведен корреляционный анализ данных. Для определения достоверности различий использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона, при вероятности ошибки – 5%.

На первом этапе анализа были получены следующие «портреты»:

· Девочки с точки зрения девочек

· Мальчики с точки зрения девочек

· Мальчики с точки зрения мальчиков

· Девочки с точки зрения мальчиков

Проведен сравнительный анализ полученных данных.

В Диаграмме № 1 (см. Приложение № 3)отражен портрет «Девочки-подруги» как с точки зрения самих девочек, так и с точки зрения мальчиков.

В целом группа описывает девочек в общении как обаятельных, открытых, отзывчивых, дружелюбных и общительных (самые высокие оценки);

Группа девочек по сравнению с группой мальчиков чаще описывают себя как сильных, зависимых, отзывчивых, общительных и раздражительных. В то время как мальчики выше оценивают такие качества как слабость, независимость и невозмутимость. В корреляционном анализе получены достоверные связи между такими параметрами как пол и характеристики: социальный статус (выбор девочек), невозмутимость и слабость в оценке девочек, общительность, обаятельность, спокойствие, уверенность в оценке мальчиков, интегративные характеристики активности как по группе мальчиков, так и по группе девочек. Т.е., девочки активнее в общении (больше количество выборов), мальчики чаще оценивают девочек как слабых и невозмутимых, а девочки оценивают мальчиков как общительных, обаятельных, суетливых и уверенных, в целом мальчики ниже оценивают как свою собственную активность, так и активность девочек.

Наибольший разброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый», «независимый – зависимый», «уверенный – неуверенный». Именно эти качества традиционно низко оцениваются у женщин, чем и может быть вызван разброс мнений.

Интегративные показатели силы, активности и оценки по группе девочек положительные, при этом самые высокие показатели - оценки, девочки оценивают себя выше мальчиков.

Девочки глазами девочек Девочки глазами мальчиков

Диаграмма №1

В Диаграмме № 2 (см. Приложение № 4,5) отражен портрет «Мальчика-друга» как с точки зрения девочек, так и с точки зрения самих мальчиков.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.

Группа в целом оценивает мальчиков практически по всем характеристикам (кроме такого показателя как «сильный») ниже девочек.

Следует отметить, что мальчики оценивают себя ниже (негативней), чем их оценивают девочки. Можно предположить, что со стороны девочек есть определенные ожидания от поведения мальчиков, девочки оценивают мальчиков как более добросовестных, открытых, энергичных, уверенных и общительных, тогда как сами мальчики перечисленные характеристики оценивают ниже.

Наибольший разброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый», «решительный – нерешительный», «самостоятельный – несамостоятельный» и « раздражительный – невозмутимый». В отличие от группы девочек, данные качества традиционно выше оцениваются у мужчин.

Диаграмма №2


На втором этапе анализа определялось влияние представлений о мальчиках и девочках на успешность общения. Все значимые коэффициенты корреляции приведены в Приложении №6.

С помощью корреляционного анализа были также установлены связи между параметрами социального статуса и оценкой различных качеств как мальчиков, так и девочек. В корреляционной плеяде №1 отражены связи социального статуса и такими характеристиками как «Добросовестность – безответственность у мальчиков». Таким образом, подростки с высоким социальным статусом выше оценивают дружелюбие у девочек и добросовестность у мальчиков. Также социальный статус у подростков зависит от возраста и с возрастом увеличивается.