Проблема способностей самым тесным и непосредственным образом связана с всесторонним развитием личности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспитания.
Труды классиков марксизма дают основание для того, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способностей. Выявление этой связи важно для данного исследования потому, что, как уже говорилось, проблему способностей нельзя отрывать от общественно-исторического развития.
К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марксизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие представляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает общественную необходимость ее совершенствования.
Всестороннее развитие личности - большая и сложная социальная проблема, актуальность которой особенно возрастает в условиях социализма и перехода к коммунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличиваются «возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .
" Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.
Проблеме всестороннего развития личности в последние годы посвящено значительное число работ философов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была проведена дискуссия на тему: «Разделение труда и всестороннее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюзная научная конференция на тему: «Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности».
Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах последних лет проблема всестороннего развития личности закономерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенностей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы разработаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсутствуют более или менее четкое определение самого понятия всестороннего развития личности и его критерия.
Хотя целью данного исследования не является специальный анализ проблемы всестороннего развития личности, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.
3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;
Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";
Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-
mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль
воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;
Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.
4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.
7 Т. И. Артемьева
ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет первостепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонности развития личности.
При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскрытии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных социальных "сдвигов, которые способствуют развитию личности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по нашему мнению, играет положение К- Маркса об индивидуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанализирована в работах советских исследователей.
Так, например, некоторые авторы связывают всестороннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозором и знанием основ науки в целом, с развитием умственных и физических способностей в производственной сфере 5 .
5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле слова, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравственной, физической. Оно должно осуществляться в тесном единстве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о перемене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специальности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).
Кроме того, считается, что основным условием, снимающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных областей деятельности.
Э. Струков, например, наряду с социальными условиями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь раскрыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое развитие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способностей, причем не одной, а многих или нескольких... всестороннее развитие личности немыслимо без систематического накопления знаний» 6 .
Как видно из сказанного, автор всестороннее развитие личности связывает с развитием «многих или нескольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способностей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.
К взглядам, связывающим всестороннее развитие личности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основное условие, которое обеспечит всесторонность развития.
Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и
8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155
создают возможность для освоения новых видов деятельности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.
Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие личности с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для всестороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой деятельности и отношения к ней человека...» 8
Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама постановка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может развить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого развиваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном специальном виде деятельности.
У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реализации всех потенциальных возможностей каждого человека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более детальное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недостаточное внимание.
По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-
7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека, с. 107.
8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.
9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.
да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.
А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с развитием и применением способностей человека.По его мнению, «всесторонность развития личности предполагает такое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся общественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общественной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.
К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее развитие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изобилия духовных и культурных благ ".
Эти попытки дать определение всестороннего развития личности путем детального перечисления его признаков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по линии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.
Само собой разумеется, что для всестороннего развития личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.
Однако далеко не всегда о человеке, который участвует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это естественно, так как перемена труда-это необходимая
" 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.
1 *7 I 1, t_. / , О.
См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.
предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не только сами по себе внешние условия, но прежде всего активная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственного развития.
Из положения К. Маркса о функциональном потреблении следует, что человек, владеющий несколькими видами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне развитым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности» 12 .
Из всего этого следует, что всестороннее развитие личности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью перемены деятельности, с количеством ее видов и др. Практика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего развития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторонности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем человек, всю жизнь занимающийся одним видом деятельности, может быть всесторонне развитым.
Некоторые авторы одним из главных условий всестороннего развития личности считают правильное сочетание умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важнейшем показателе всестороннего развития личности. Конечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.
12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158
Следует отметить, что указанные отличительные признаки всесторонности не могут служить достаточным основанием для получения критерия всестороннего развития личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня знаний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего развития личности, однако исчерпывающий его критерий нельзя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.
Критический анализ понимания всестороннего развития личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Давыдовым. Он справедливо предостерегает от такого понимания всестороннего развития, согласно которому якобы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для человека, да к тому же в этом нет и общественной необходимости. Поэтому можно лишь присоединиться к положению автора, что «нет ничего ошибочнее такого представления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» представляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, умений и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".
Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.
В самом деле, в суждениях такого рода слишком безгранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность
13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.
для отдельного человека совладать с потоком информации даже в рамках сравнительно узкой профессиональной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у человека есть какой-то максимум в развитии его возможностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.
Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений будет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производством самой формы общения», он пишет: «Суть проблемы - в такой социальной организации усвоения всеобщих продуктов человеческой культуры, при которой знания каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития коммунистического человека» ".
Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности лежит в сфере создания общественных отношений, организация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не границей, а продолжением моих способностей, умений.
Как мы видели, всестороннее развитие личности связывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотрение достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой применительно к конкретной личности. Такая связь этих различ-
14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.
15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.
16 Там же, с. Г21-122.
ных форм (деятельности, общения и познания) по отношению к конкретной личности осуществляется в ее жизнедеятельности.
Проблема жизнедеятельности индивида имеет объективную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индивида дает возможность выявить всю совокупность социальных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социальные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жизнедеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.
Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятельности индивида показывает, как он использует эти объективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможностей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможностей в действительность находит свое выражение в выборе индивидом той или иной профессиональной деятельности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнаруженными способностями.
Соотношение объективной стороны жизнедеятельности индивида с его субъективными возможностями раскрывает вопрос: какие из своих способностей он развивает, носит ли его развитие случайный или закономерный, сознательный или интуитивный, целостный или односторонний характер?
В качестве примера одностороннего соотношения личности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способности и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо
одной способности. Материалы наблюдений (опубликованные в США) показывают, что, как правило, основная;
масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не может соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной активности, ответственности и т. д.
Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных способностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способностей, развитие которых происходит во всей жизнедеятельности личности.
В процессе своей жизнедеятельности личность выступает как существо активное, причем эта активность выражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», проблема общения ее с другим человеком. В общении с другим человеком многие потенциальные свойства и особенности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрывающий то, что получает данная личность в результате общения и в каком направлении это общение происходит.
В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оценивающее, действующее и общительное» ".
М. С. Каган критикует такую трактовку всестороннего развития личности, которая ограничивает его возможностью овладения многими профессиями, свободного перехода от одного занятия к другому и т. д. По его мнению, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру
17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.
личности,-деятельности преобразовательной, коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при которой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .
Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому развитию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым типом отношения к миру, к обществу, «к своему собственному бытию, к своему собственному сознанию»; в-третьих, с возникновением новых качественных изменений, которые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне развитая личность есть не простое увеличение (или уменьшение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социально-экономические условия жизни человечества и человека. Всесторонне развитая личность суть нечто качественно новое, возникающее на базе научно-технической и социальной революции» 1Э.
Мы остановились лишь на наиболее характерных точках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные положительные моменты в них, в целом разработке этой проблемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в нашей печати.
Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо описательным и перечислительным представлением: физическое совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-
18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.
19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и развитие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.
нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, заключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:
«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «немного обо всем» грозит оказаться обычным дилетантизмом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материале, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема создания всесторонне развитой и свободной личности сводится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .
Иными словами, главный путь формирования всесторонне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социальных ограничений общества. Коренные изменения социальных условий должны, в свою очередь, привести к коренным изменениям личности.
Итак, создание раскрепощающих человека социальных условий имеет первостепенное значение для всестороннего развития личности.
В существующих интерпретациях всесторонности развития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответственных постах привлекаются ведь не только способные люди, но люди с правильным коммунистическим мировоззрением, с правильным отношением к труду, к другим людям). Думается, что в критерий всесторонности личности должна входить составной частью общественная позиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-
20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.
меняются его знания, способности, навыки, осуществляется перемена труда и т. д.
Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, связанные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психологический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.
В-третьих, не учитывается социальный запрос на конкретную «форму» всестороннего развития личности, соответствующую данным конкретно-историческим условиям.
В исследованиях, посвященных всестороннему развитию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих всесторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне развитые индивиды не будут походить друг на друга.
По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не значит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и особенностями каждого человека» 22 . О различиях в способностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.
О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .
22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение труда не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы философии», 1963, № 9, с. 37.
23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и личность. Л, 1966.
Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий выступает сам индивид, общественное развитие его психологической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с деятельной сущностью человека.
Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способностей, которые составляют как бы его ядро.
закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. - одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта - социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни - производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле - утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей - один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. - проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.
Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.
Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.
Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?
Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.
Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.
Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.
Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.
Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
чт, 4 Апреля, 2019 - 17:15
Одесса |
Обучение чтению Орфей, Центр интеллектуального развития |
1000 грн |
1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.
В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.
В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.
В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.
Неполное определение ↓
По моему мнению, она включает в себя развитие трёх основных видов интеллекта:
1) IQ (логического интеллекта) который, выражается в совокупности энциклопедических знаний, умении решать задачи по шаблону, способности анализировать и синтезировать, строить последовательные логические цепочки выводов, доказывать;
2) EQ (эмоционального интеллекта) – умение строить отношения, способность к целостному виденью, способность к образному, стратегическому, пространственному, масштабному, творческому, дивергентному и латеральному мышлению, музыкальность, художественность, метафоричность, чувствительность, чуткость, эмоциональность, умение мечтать, планировать, воображать;
3) PhQ (физического интеллекта), развитость мышц тела, гибкость тела, ловкость тела, умение владеть своим телом и умение управлять своим здоровьем.
Здесь мы видим зоны влияния нашей ЦНС: IQ – левое полушарие, EQ – правое полушарие, PhQ – спиной мозг. Так вот, у гармоничной личности эти зоны работают слажено, согласовано, целостно, целенаправленно и сонаправленно. То есть они в человеке не только существуют и высоко развиты, они ещё и хорошо взаимодействуют друг с другом. Поэтому у такого человека личная эффективность выше в разы. Это о том, что целое – это не совокупность его частей, это гораздо больше.
Итак, всесторонне развитие – это для меня развитие трёх основных видов интеллекта через их проявления в человеке, а гармоничное развитие – это взаимодействие, как внутреннее, так внешнее. О гармонично развитом человеке говорят, что он красивый, а отношения, которые он выстраивает, называют красотой человеческих отношений (по этимологии слова к-ра-сота – структура устремляющая к свету, к истине или дхарме, к РА). Личная эффективность в моём контексте означает – следование своему предназначению, раскрытие и использование во благо себя и окружающих своих задатков и выстраивание отношений, которые помогали бы осуществиться замыслам родившейся на Земле души.
Есть ещё один аспект гармоничности – это соответствие законам природы, частью которой мы, люди, являемся. Есть много разных интерпретаций законов природы. Мне наиболее близка та, что дана в универсологии как 5 универсальных закономерностей:
1) Закон дуализма, двойственности, полярных взаимодействий, единства и борьбы противоположностей;
2) Закон преемственности и подобия; как в вверху, так и в низу; по образу и подобию моему; как внутри, так и снаружи; закон зеркала жизни;
3) Закон причинной обусловленности; закон кармы; закон причины и следствия; закон сохранения энергии; закон перевоплощения, трансформации, реинкарнации;
4) Закон цикличности, закон поступательных циклов, закон развития и деградации;
5) Закон альтернативности; закон свободы выбора; закон пространства вариантов.
Как мне видится, по этим закономерностям живёт сама Природа, должны жить и мы!
По каждому из этих закономерностей можно прочитать отдельную лекцию, но лучше для начала осмыслить их и понять самому. Найти примеры из жизни, попробовать опровергнуть либо подтвердить, побеседовать с разными людьми о них. Такой опыт возвращает к природе вещей, к гармонии. Эти закономерности было бы полезно знать каждому человеку, их полезно было бы преподавать в школах. Почему? Да хотя бы потому, что цель системы должна соответствовать целям надсистемы, она не должна противоречить целям надсистемы, а самые жизнеспособные цели будут те, которые способствуют развитию надсистемы. Если же происходит обратное, то надсистема начинает воспринимать эту систему как чужеродную и старается её локализовать и, в конечном счёте, от неё избавиться. Либо погибает сама вместе с чужеродной системой.
Было бы здорово, если бы люди в основной своей массе понимали это и стремились жить в гармонии со своей ближайшей надсистемой – Природой планеты Земля. Я очень надеюсь, и даже уже вижу, как осознанность человечества растёт с каждым днём, как всё больше и больше людей начинают жить и уже живут, вернув себе эту гармонию!