ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Кто любит животных, тот долго живет,
И молодость в нем никогда не умрет,
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт:
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают .
Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.
Сроки : краткосрочный (2 недели).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Место проведения : групповая комната.
Актуальность проекта:
Участие детей в проекте «Мир животных» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания.Ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Ребёнок усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Цель:
Расширить и систематизировать знания детей потеме проекта.
Задачи:
· Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных;
· Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
· Постановка проблемы
· Подбор наглядных пособий (в том числе звукозаписи).
· Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
· Подбор материалов для проведения задания – исследования.
· Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
· Подбор материалов для творческой деятельности.
· Беседы с родителями по теме проекта.
II этап. Деятельностный (включающий все направления развития ребёнка, образовательные области).
Образовательная область «Речевое развитие»
· Беседы: «Домашние животные»; «Животные наших лесов»;Домашние -дикие животные-различия»; «На ферме»; «В зоопарке»,«Животные холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга); «Животные жарких стран»; «Как животные холодных стран приспособились к условиям Севера»; «Как животные жарких стран приспосабливаются к жарким климатическим условиям» «Травоядныеживотные»; «Хищные животные».
Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. «Познавательная энциклопедия». «Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки., Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза»; Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен: ,«Хроменькая уточка» , «Кукушечка» М.Горький «Воробьишко» , Сутеев «Петушок и краски», «Петушок и бобовое зернышко»,«Кот-ворюга»
Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
· Чтение В. Сутеев «Кот- рыболов» , «Лисичкин хлеб» Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» Пальчиковые гимнастики по теме: животные, птицы
· , Е. Чарушин «Медвежонок».
· Словесные игры: «Что лишнее?» , «Угадай по признаку», « Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
· Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая).
«Социально-коммуникативное развитие»
· Дидактические игры: «Кто едет в зоопарк», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные и хищные».
· Проблемно-игровые ситуации : «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», «Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?»
· Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»
· Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Образовательные ситуации: «Путешествие в жаркие страны»; «Путешествие в страну льдов»; «В гостях у леса»; «Может ли лев жить в Арктике»; «Чей голос?»
· Задание - подбери картинку: «Кто летает, прыгает, плавает, ползает…»
Художественно –эстетическое развитие.
· «Мишка косолапый» (рисование краскамив нетрадиционной технике);
· « Подбери детёныша» (рисование);
· «Зайцы на поляне» (оригами)
· «Белый медведь
· «Обезьяна с бананом»(сюжетное рисование)
· « Зоопарк»(лепка)
III этап. Завершающий.
· Оформление коллекции творческих работ «В мире животных».
· Выставка поделок.
· Презентация продуктов деятельности родителям.
· Викторина «Животные такие разные».
· Оформление макета «На Севере».
· Оформление макета «Животные жарких стран»(при участии родителей)
· Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).
1-ая неделя:
Понедельник
Познание
«Домашние и дикие животные»
Цель: Систематизировать представления о домашних и диких животных, о местах обитания диких животных. Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.
Художественное творчество «Мишка косолапый» (рисование краскамив нетрадиционной технике)
Цель: Учить работать губкой,разукрашивать печатающими движениями по намеченному силуэту.
Вторник
«Дикие животные и их детёныши»
Цель: Систематизировать представления о местах обитания диких животных, о их детёнышах. Воспитывать интерес к обитателям леса.
Художественное творчество « Подбери детёныша» .
Цель: Закрепить знания о диких животных и их детёнышах. Учить рисовать диких животных, их характерные особенности. Воспитывать любовь к животным.
Среда
Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие) «Домашние и дикие животные»
Цель: Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных; учить составлять описательный рассказ, продолжать учить работать в тетради по заданию(подготовка руки к письму).
Четверг
Интегрированное занятие (речевое развитие + познавательное развитие ФЭМП) «В лесу».
Цель: Закреплять представления детей об обитателях леса,учить использовать прилагательные в описании животных, учить двигаться в заданном направлении, закреплять счёт в пределах 10,учить сравнивать 2 группы предметов,продолжать учить работать в тетради по заданию.
Пятница
Художественное творчество «Зайцы на поляне» (оригами)
Цель: Учить детей складывать бумагу (техника-оригами). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
2-ая неделя:
Понедельник
Познание (формирование целостной картины мира)
«Животные Крайнего Севера»
Цель: Познакомить с животными соседних континентов -Арктикой,упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
Художественное творчество
«Белый медведь »(рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).
Цель: Учить, следуя силуэтному изображениюи используя смятую бумагу, зубной пастой рисовать белого медведя.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность «Чем питаются домашние и дикие животные?»
Цель: Расширять представления о пище,которую употребляют животные, учить отличать особенности в питании(хищники, травоядные),поощрять любопытство.
Художественное творчество «Зайцы на полянке » (оригами)
Цель: Учить работать с бумагой, складывать по образцу.
Среда
Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие) «Животные жарких стран»
Цель: Обобщить и расширить представления детей о животных жарких стран; учить составлятьрассказ по сюжетной картине.
Четверг
Викторина: «Как ребята зверей из беды выручали»
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных.
Задачи:
Учить различать животных по внешним признакам,
Поощрять активность,
Учить работать слаженно,
Развивать творческие способности,
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Пятница
Художественное творчество « Зоопарк» (лепка)
Цель: Закреплять умения лепить из пластилина, правильно передавать пропорции тела. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей.
Деятельность в различных центрах по интересам детей:
С/ игра «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница»
Д/игры: «Где, чья мама? », «Подбери зверям шубку», «Собери картинку», «Кто, как устроен? », «Кто, чем питается? », «Лото», «Кто, где живёт? », -Игры с фигурками диких животных и птиц
Игровые упражнения с мячом
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме
СХД – лепка, рисование
Индивидуальная работа (форма работы: дидактическая игра, игровое упражнение и др.)
Совершенствовать конструкторские умения «Построй, что скажу»
Упр. «Придумай конец сказки» - упражнять в придумывании другого окончания сказке.
Совершенствовать умение обводить шаблон карандашом и вырезать по контур;
- Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание, теневой и силуэтный театр (на стене).
Достигнутые результаты:
Дети классифицируют животных,знают места обитания животных. Дети закрепили представления о разнообразии животного мира, их связью со средой обитания; сформировано осознанно-правильное отношение к представителям животного мира..Дети научились решать проблемные ситуации.
Выход –создание макетов климатических зон.
Макет «Флора и фауна жарких стран»
Макет «Животные Северных районов»
Анастасия Оскорбина
Проект в подготовительной группе «В мире животных»
Проблема : Формирование у дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты .
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы , воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область : ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи.
Актуальность :
На Земле живут тысячи различных животных . Некоторые из них - гиганты, такие, как голубые киты, слоны, а другие - совсем крошечные : насекомые, мыши, хомячки. В зависимости от образа жизни мир животных делится на насекомых, пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих. Вся планета от сурового севера до жаркого юга - заселена различными видами животных : звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, мной обнаружено, что чаще всего дети рассказывают о животных , насекомых, птицах. У ребят появляется много вопросов о жизни животных , ответы на которые мы вместе ищем в книгах писателей - натуралистов, в художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта.
Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «В мире животных » дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе ; получат научно - достоверные знания о животном мире ; обогатится их речь, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных , с научным понятием «Красная книга» .
Цели проекта : Познакомить детей с многообразием животного мира нашей планеты .
Задачи проекта :
Дать представление о многообразии животного мира ;
Углубить знания детей о животном мире Севера через чтение произведений о животных ;
Посредством личного общения с животными способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным ;
Учить проявлять сочувствие к детенышам, попавшим в беду;
Учить детей ухаживать за животными ;
Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Создать «Красную книгу» в группе ;
Развивать творческую активность, внимание, воображение, память;
Создать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат :
Дети должны получить первичные представления о многообразии животного мира планеты , их местах обитания, значении и знать их условия обитания.
Различать понятия «домашние животные » и «дикие животные » .
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных .
Предварительная работа :
Рассматривание рисунков и фотографий.
Знакомство с литературными произведениями о животных .
Использование дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
Разучивание точечного массажа, пальчиковой гимнастики.
Оборудование и материалы :
Книги о животных .
Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе .
Наборы игрушек «Животные » , «Птицы» , «Насекомые» .
Настольно – печатные игры.
Экологические коврики.
Видео- и аудиозаписи.
«Красная книга» .
Магнитофон, видеомагнитофон.
Материалы для изобразительной деятельности.
Компьютер.
Роль родителей в реализации проекта :
Предоставление фотоматериала.
Помощь в организации приобретения энциклопедической литературы
Оформление альбома «Мои домашние питомцы» .
Участие в презентации проекта «Животные севера »
Работа с воспитателями :
Консультации.
Презентации книг о животных .
Познавательное занятие «Красная книга» .
Продукт проектной деятельности .
Предполагаемый результат :
Создание в группе животного мира Севера
животных ;
Активизировать работу в живом уголке ;
Оформление «Красной книги» ;
Выпуск газеты «В мире животных » ;
животных ;
Бережное отношение детей к живому миру природы ;
Картотека игр на тему «В мире животных » ;
1 этап – Подготовительный .
Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми , создание условий, необходимых для реализации проекта .
2 этап – Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта . Презентация.
3 этап – Итоговый.
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта ; сбор и обработка методических и практических материалов.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты :
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с многообразием животного мира .
Создание библиотеки произведений о животных ;
Активизировать работу в живом уголке ;
Оформление «Красной книги» ;
Выпуск газеты «В мире животных » ;
Оформление альбома рисунков о животных ;
Бережное отношение детей к живому миру природы ;
Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;
Умение детьми высказывать идеи и предположения;
Подбор игр на тему «В мире животных » ;
Театрализованное представление.
Реализация проекта :
п/п Мероприятие Цель
1 этап - Подготовительный
1 Анкетирование Выявить уровень знания детей о многообразия животного мира ; беседа о домашних питомцах
2 «Круглый стол» Обсудить цели и задачи проекта , создание условий для реализации проекта ; сформировать интерес у детей.
3 Акция «Подари книгу детскому саду» Пополнить библиотеку группы книгами о животных .
4 Подбор библиотеки Развивать у детей интерес к произведениям писателей о животных
5 Оформление родительского уголка Просвещать родителей : размещать статьи, рекомендации по реализации проекта
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек животных Создать условия для реализации проекта
2 этап - Основной
7 Рассматривание книг, иллюстраций, домашних альбомов о животных Развить у детей интерес к изучению животного мира
8 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к произведениям о животных
9 Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки о животных ) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
10 Чтение произведений о птицах «Чей нос лучше?» , «Птичьи разговоры» , «Лесные домишки» Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных . Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
11 Оформление «Красной Книги» Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный и документальный материал.
12 Лепка «Эти загадочные животные » Учить детей передавать характерные особенности животных в лепке .
13 Вечер загадок «Угадай, кто это?» Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес
14 Беседа «Мои домашние питомцы» Выяснить из личного опыта детей, что они знают о повадках своих питомцев, с чем связано то или другое поведение их.
15 Занятие о тех, кто летает, плавает, ползает. Расширить представление о способах передвижения различных животных . Учить находить признаки сходства и различия.
16 Подвижные игры «Совушка» , «Галки и вороны» , «У медведя во бору» и т. д. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество.
17 Игра - драматизация «Теремок» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных
18 Чтение произведений В. В. Бианки «Голубой зверек» , «Курица за белкой» Знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Воспитывать заботливое отношение к животным . Обогащать и активизировать словарный запас детей.
19 Проведение цикла наблюдений за птицами, насекомыми Развивать у детей исследовательские навыки.
20 Делаем книгу «Животные – герои мультфильмов» Побудить детей к созданию книги о животных , дав представление о строении книги.
21 Проведение игр : настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих Развивать мышление, воображение, память, внимание, сообразительность, речь, словарный запас.
22 Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.
23 Музыкальная деятельность (разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов животных ) Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.
24 Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои. Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.
25 Придумывание продолжения сказок и рассказов о животных , птицах. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки.
26 Конкурс рисунков «Эти забавные животные » Передавать в рисунках характерные особенности животного . Развивать воображение, творческую активность.
27 Книга «кроссвордов» о животных Подобрать и составить кроссворд. Умение отгадывать кроссворды.
28 Оформление альбома «Мои домашние питомцы» Оформить фото-материалы, сопроводив их стихами, мини-рассказиками.
29 Презентация проекта в форме литературно-музыкальной композиции «Концерт» Представить творческий отчет. Развитие актерских способностей, театрального мастерства.
3 этап - Заключительный
30 Обработка и оформление материалов проекта
Предметбиология
Проект «Животные в нашей жизни» направлен на расширение знаний детей об особенностях животных, их роли в жизни человека. Он помогает установить взаимосвязь между людьми и животными. Помогает ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают животные? Что мы можем дать домашним животным? Какова связь животных и человека? Какие приметы есть о животных? И на многие другие вопросы.
Данный проект позволяет развить у учащихся логическое мышления, а именно: умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Поэтому я считаю важным уделить внимание вопросу воспитания бережного и заботливого отношения к животным у учащихся.
Ученые считают, что « Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».
Цель проекта: Создать условия для реализации проектной деятельности познавательно-информационного типа о животных.
Задачи:
Расширять представления о домашних животных.
Раскрыть ценность животных для человека.
Оказывать содействие формированию у учеников потребности к познанию мира, усвоение эмпирических и обобщенных представлений и понятий, которые отображают основные свойства и закономерности реального мира.
Подвести учащихся к пониманию тесной взаимосвязи человека и животного.
Воспитывать гуманное отношение к животным, и желание ухаживать за ними.
Вступление.
Животный мир всегда имел огромную и важную роль для человека. Наши далекие предки, которые жили тысячи лет назад, и во многом их жизнь зависела от охоты и рыболовства. Мясо которое было добыто являлось одним из основных источников питания, из шкур делали себе одежу, кости шли на обработку, следующем служило оружием которым и охотились и добывали рыбу. Из сухожилия готовили тетиву для лука, использовали её как нитки в качестве бытовой жизни. Результат охоты зависел не от ловкости и силы которой обладали охотники, но и умения выследить зверя, но и выбрать нужный момент что бы напасть. Они использовали много способов и методов ловли дикого зверя, всячески делая ловушки, ставив сет, и даже племенем загоняли в ловушку, которой могла послужить замаскированная яма. Человеку приходилось спасаться от хищного зверя. Изучив некую психологию диких зверей, древний человек сумел приручить некоторых из них. Самым первым животным домашним стала собака, которую потом использовали при охоте, она была главным помощником. Чуть позже появился домашний скот.
Со временем образ животных в повседневной жизни человека резко изменился. Снизился источник дикой пищи, ведь уже появились домашние животные. Млекопитающие используются для получения мяса и молока, ценного меха (нутрия, песец), как рабочий скот, средство передвижения. Собака может охранять дом, быть помощником на охоте, верным другом, на севере собачьи упряжки незаменимы как транспортное средство. Птицеводство служит источником яйца, мяса, пуха. Пчеловодство дает ряд ценных продуктов: мед, воск, прополис, пыльцу, – и способствует опылению сельхозкультур (экономический эффект от опыления превышает стоимость продуктов пчеловодства!).
Мир состоящий из животных – это одна составляющая всей природной среды. Позаботившись о нем, он послужит основой его использования.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Выделение подтем в теме проекта
Формирование творческих групп.
Планирование. С_________по_______________
Предлагаются источники и способы сбора информации.
Работа над проектом. (Поиск, накопление и обработка информации.) с_________по_______________
Оформление результатов (подготовка докладов и презентаций, выставок.)
Отчет о работе (открытое мероприятие)___________
Подведение итогов и награждение .
Участники проекта
Ф.И.
класс
Тема
Животные синоптики.
Овцы в жизни человека.
Комфортно ли жить кошке среди людей?
Собака –друг или враг человека?
Кошки- целители.
Домашняя птица.
Домашние насекомые- пчелы
Заключение
Вся наша проектная работа, так или иначе, была направлена на поиск ответов на интересующие нас вопросы и являющиеся в настоящее время актуальными для многих людей «Какова роль животных в жизни человека?» В ходе работы мы выяснили, что животные являются неотъемлемой частью жизни человека.
Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Малыш усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Одним из залогов экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
Необходимость заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни, сформировать элементарные умения и навыки правильного взаимодействия с растениями и животными.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)
Экологический проект " В мире животных" предназначен для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, а также проведения работы с родителями. Сроки реализации 1 год. Автором проекта является воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 264 Хайрисламова А. Ф.
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, где начало становления личности.
Достижением первых семи лет, является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанное ориентирование в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Впервые годы советской власти Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.М. Горький выступали за расширение духовного мира детей, познания их окружающего мира. с. 3, 14
Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение.
Наблюдение животных является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У детей формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.
Знакомство детей с особенностями животных с взаимосвязями, существующими в природе, имеют большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес к природе, мышление, развивает связную речь и обогащает словарь.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, муравейники, обижать животных, птиц, насекомых.
Наблюдение за содержанием педагогического процесса в детском саду привели к выводу о том, что дети пятого года жизни не знают особенностей ухода за животными.
Многообразие форм живой природы, имеющиеся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.
С.Н. Николаева отмечает, что знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направления на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становление осознано-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями.). [ 17 ] с. 3, 14
Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, считают, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств. с. 3-4
Е.И. Золотова пишет, что педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопление чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.
Известно каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают - "ласкают" - котенка и др.). Живая природа действует на малыша, вызывая эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно - эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам. с. 4
Н.Ф. Виноградова утверждает, что процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ним. Важным условием возникновения у детей сложных эмоций и чувств является взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов двух наиболее важных сфер психологического развития дошкольников. с. 27
Цель проекта: разработать систему работы с детьми по воспитанию эмоционально-положительного отношения к животным в процессе наблюдения, расширение знаний о животных.
Задачи работы с детьми:
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Чтобы воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными. Проект знакомит детей с миром животных, дает представления о среде их обитания, отличительных особенностях диких и домашних животных. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважение к природе Башкортостана.
Проект включает три этапа - подготовительный, исследовательский, заключительный.
Подготовительный этап:
поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания.
Воспитатели: подготовили цикл бесед, занятий, консультаций для родителей и воспитателей.
Родители: принимали участие в организации выставки поделок животных из природного
материала, фотовыставке "Наши меньшие друзья", выпуске экологической стенгазеты, проведении мероприятия "Экологический семейный КВН", сбор экспонатов, помощь в оформлении мини - музея "Чудо-дерево"(взаимосвязь флоры и фауны)
Работа с детьми: перед началом работы по проекту проводятся с детьми беседы, занятия о животных. Выясняются их представления о животных, их отношение к ним. (приложение 1)
В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов. Например:
Исследовательский этап.
Цель: сформировать познавательный интерес к жизни животных, познакомить расширить представления о животных родного края, о жизни диких и домашних животных, экзотических животных.
Работа в рамках нашего проекта строилась на основе интегрированного подхода, с применением метода моделирования, игровых обучающихся ситуаций, игры, исследовательской деятельности, наблюдений.
При составлении детьми рассказов о жизни животных мы применяли мнемотаблицы.
Игровая деятельность:
Художественно-продуктивная деятельность: аппликация "Мое любимое животное", рисование "Кто живет в деревне", изготовление атрибутов для мини-музея "Чудо-дерево" (взаимосвязь флоры и фауны), организация выставки поделок из природного материала "Любимые животные".
Работа с родителями: поделки животных из природного материала "Любимые животные", анкетирование на тему: "Воспитание любви к родной природе в семье", сбор фото- материала "Наши меньшие друзья", ширма для родителей "Правила поведения на природе", "Экологический семейный КВН".
Заключительный, обобщающий этап.
Итогом проекта стало обобщение результатов работы. (Приложение 3)
Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому, расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие их вопросы. Совместно с педагогом, дети составили рекомендации, как надо относиться к животным:
Главным итогом проведения проекта "В мире животных" стало понимание детей необходимости существования на Земле животных, независимо от наших симпатий, вызвать положительное эмоциональное отношение, бережное отношение к животным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мир домашних животных»
«Мир домашних животных»
Слайд 1 фото детей с домашними животными
Ведущий:
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ведущий:
А где же солнышко?
Оно еще не проснулось. Давайте позовем.
Дети:
Солнышко, покажись!
Красное снарядись.
Поскорей, не робей.
Нас ребят обогрей.
Ведущий:
Вот и солнышко проснулось
Слайд 2 Звучит песня «Светит солнышко», появляется солнышко
Ребёнок:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
На ребяток погляди.
Ты ребяткам посвети.
Ведущий:
Ребята, нам пришло письмо! Бабушка Маланья и дедушка Федор приглашают нас всех в гости.
Вы хотите навестить бабушку с дедушкой?
Дети:
Хотим.
Ведущий:
А где же они живут?
Логоритмическа игра
«Чудо – деревушка»:
На пригорке есть избушка (ладони сложены «биноклем», смотреть)
Что за чудо – деревушка? (развести руки в стороны, пожать плечами)
Зреют яблочки в саду, (встать на носки, потянуться вверх)
Утки плавают в пруду, (покружиться вразвалочку, руки прижаты к корпусу, ладони подняты вверх и в стороны)
Коровы травку жуют, (приставить ко лбу указательные пальцы- «рожки»)
Петушки вовсю поют…(встать на одну ногу, хлопать по корпусу руками-«крыльями»)
Бабушка с дедушкой там живут, (поочередно подпирают кулачками щёки)
Внуков в гости очень ждут…(подпирает кулачками щёки)
Через речку брошен мостик,(сложить руки «полочкой» перед собой).
Мы идём с тобою в гости! (шагать на месте).
Ведущий:
Оказывается дедушка с бабушкой живут в деревне, а на чем мы можем отправиться в путешествие?
Мы поедем на паровозике, вставайте друг за другом, отправляемся в путь.
Слайд 3 Дети становятся в круг, под песенку «Паровозик едет на ферму», выполняют движения, изображают домашних животных.
Из домика выходят дедушка и бабушка: