Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей детей на оздоровительной основе. Методика "Вырежи фигуры". В дошкольном периоде активно совершенствуются анализаторно-синтетические функции головного мозга, продолжается дифференцировка н

16.06.2019

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредовано.

Непосредственная связь заключается в прямом воздействии физического воспитания на уровень развития умственных способностей занимающихся за счет возникновения в ходе занятий познавательных ситуаций, связанных с изучением и совершенствованием техники движений, повышением их экономизации и точности, а также проблемных ситуаций различной сложности, требующих принятия самостоятельных решений, активных действий и творческого подхода к решению поставленных задач.

Опосредованная связь состоит в том, укрепление здоровья и повышение общей жизнедеятельности организма ведет к большей продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического развития и умственной работоспособности детей явилась вопросом изучения многих экспериментальных исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом.

В исследованиях, проведенных в течении трех лет в г.Варны (Болгария), изучалось влияние занятий плаванием на состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств и изменение активности внимания детей, как показатель их умственной работоспособности. Общая умственная работоспособность школьников определялась с помощью психологического теста, посредством учета количества обработанных знаков за единицу времени до и после занятий плаванием. Дети в экспериментальных группах, программа физического воспитания которых отличалась повышенным содержанием занятий в бассейне, упражнений и игр, нашли в фигурном тексте в среднем на 3 буквы больше, чем дети контрольной группы, и в дальнейшем они превосходили сверстников в 1 и 2 классе. Заболеваемость в экспериментальных группах с повышенным режимом двигательной активности была в среднем в 4 раза ниже, чем в контрольных. Обнаружилось существенное положительное влияние и на уровень развития двигательных качеств.

Исследования О.Л. Бондарчук показали, что занятия плаванием способствуют формированию произвольной мнемической деятельности и ведет к значительному повышению объема кратковременной памяти у детей. При обследовано более 300 школьников было выявлено, что их кратковременная память способна удержать не более 8-10 слов. После использования специальной программы в плавательном бассейне объем произвольной кратковременной памяти детей экспериментальной группы увеличился на 4-6 единиц, что было значительно выше, чем при работе с детьми не посещавших бассейн.



Установлена взаимосвязь между познавательной и двигательной активностью детей 7-9 лет. Согласно исследованиям Г.А. Каданцевой (1993) наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение психических функций: памяти, внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность), а, с другой - с развитием механизмов центральной нервной системы, среди которых играют главную роль созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

Исследования, проведенные в течении двух лет среди учащихся 2-х - 4-х классов, показали, что школьники- пловцы отличаются более гармоничным физическим развитием. Гармонично развиты 72,4 % мальчиков и 67, 8 % девочек спортивных классов и соответственно 57,2 % и 52,4 % в неспортивных. Учащиеся спортивных классов имеют более высокие абсолютные величины длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, МПК, выше показатели становой и ручной динамометрии. У них зарегистрирован более редкий пульс в состоянии покоя, короче время восстановления после функциональной пробы, лучше показатели скорости зрительно-моторной реакции при различении цветов. У школьников спортивных классов выше сопротивляемость к простудным и вирусным заболеваниям. В обычных классах часто болеющие составляют 5,8 % , в спортивных таких нет. Комплексная оценка состояния здоровья установила, что учащиеся спортивных классов относятся к I и II гр. здоровья (учащихся III гр. не было). В обычных классах к I гр. относились 18,7 % школьников, а к III - 9,3 % .

Занятия плаванием положительно влияют не только на развитие специальных физико-функциональных способностей, но и общее развитие подростков. Это выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического, психомоторного и интеллектуального развития, а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. По сравнению со школьниками того же возраста, не занимающимися спортом, юные пловцы отличаются более высоким уровнем развития сложных психомоторных функций (быстроты и точности сложнокоординационных действий) и мыслительных процессов.



Таким образом, при обучении плаванию детей речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств, а о формировании в их процессе психической, чувственной и эмоциональной сферы ребенка, о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект школьников.

Давайте поговорим не просто об умственном развитии малыша, когда посредством игровой деятельности у него развиваются такие качества, как умение писать, читать, и считать, но и о том физическом развитии ребенка, которое непосредственно влияет на умственное развитие. Его так и принято называть – физическое и умственное развитие детей.

Каждый из родителей может воочию понаблюдать, насколько сильна в каждом ребенке тяга к познанию окружающего мира. С первых месяцев жизни он начинает поворачивать голову, следя за движущимися объектами, у него развиваются хватательные движения ручек, ведь малыш хочет попробовать каждый предмет на ощупь и на «зуб», поэтому и тянет каждую вещь в рот. Именно тяга к познанию стимулирует желание ребенка двигаться, переворачиваться, ползать, сидеть и, конечно же, ходить. И уже к году жизни малыш способен самостоятельно передвигаться и дойти или доползти к интересующему его предмету. Изучая что-то новое, малыш развивает свое мышление, а значит, на первом году жизни нужно, в первую очередь, стимулировать физическое развитие ребенка, свободу его движения и ловкость. В этом и проявляется физическое и умственное развитие детей.

Процесс физического и умственного развития детей это процесс последовательный и прогрессирующий. Ведь каждый малыш изначально учится поднимать голову, поэтому, помогая малышу, родители должны выбрать идеальную позу для этого, то есть лежа на животе. Помогая малышу учиться переворачиваться на живот, взрослые, положив ребенка на спину, должны привлекать его внимание, чтобы он повернул голову в вашу сторону. Затем нужно помочь ему расположить ручки и ножки так, чтобы, ребенку было удобно перевернуться. Не менее важно не торопить ребенка ходить. Если родители торопятся поставить ребенка на ножки, наносится вред развитию общей моторики, развитию плечевого пояса, нарушаются ортопедические функции организма. Для нас более важно, чтобы ребенок активно ползал. Это необходимо для развития симметрии мозга. Длительное ползание способствует активному физиологическому и психологическому развитию ребенка, которое в дальнейшем непременно благотворно сказывается на всех функциях организма малыша. И только когда малыш окрепнет – сначала вставать на коленки, а потом – начинать ходить.

Физическое и умственное развитие невозможно без развития мелкой моторики. Начинается оно тогда, когда ребенок научится согласовывать движения рук и глаз. Малыш учится двигать пальцами руки, учится удерживать в руке игрушку и другие предметы, сжимать их и бросать. Развиваясь малыш научится переворачивать страницы книги, держать ложку и кушать ей самостоятельно, видя как это делают взрослые и пытаясь им подражать, а также научится держать трубку телефона, поднося ее к уху, приглаживать волосы рукой. Но сильнее всего мелкая моторика развивается, когда малыш учится рисовать, как пальчиками, так и кисточкой, лепить из пластилина или глины, а также писать. Для и развития моторики очень хорошо играть с малышом в игры, где необходимо хлопать в ладошки, предлагать ребенку ткани с различной фактурой, игры с использованием пальчиков – песенки, сказки, самые простые считалочки. Замечательно для развития моторики рук музыкальные инструменты, палочки, мячики и т.д.

В раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего развития малыша. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы мелкая моторика малыша развивалась полноценно, ведь именно от нее во многом зависит физическое и умственное развитие детей.

На современном этапе развития нашего общества возрастает общесоциальная значимость физической культуры и спорта, их роль в формировании всесторонне развитой личности, сочетающей в себе физическое и интеллектуальное совершенство, духовное богатство и моральную чистоту. Сегодня, необходимо использование физической культуры не только как средства физического развития, но и как фактора, способствующего повышению умственной работоспособности и сохранению нервно-психического здоровья.

Протекание психических процессов представляет собой результат совместной деятельности различных систем организма . Так как нормальное отправление всех физиологических функций возможно лишь при хорошем состоянии здоровья и физической тренированности, то они, естественно, в значительной мере определяют успех и в умственной деятельности.

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации . Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус . Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность. В тех случаях, когда интенсивность и объем умственной работы не превышает определенного уровня (свойственного данному человеку) и когда периоды напряженной умственной деятельности чередуются с отдыхом, системы мозга отвечают на эту деятельность положительными сдвигами, характеризующимися улучшением циркуляторных условий, повышением лабильности зрительного анализатора, большой четкостью компенсаторных реакций и др. .

При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение .

Великие умы человечества умело использовали в своей жизни различные формы двигательной активности. Древнегреческий законодатель Солон говорил, что каждый человек должен воспитывать в себе ум мудреца в теле атлета, а французский врач Тиссо считал, что "ученым" людям необходимо ежедневно заниматься физическими упражнениями. К.Д. Ушинский подчеркивал, что отдых после умственного труда - это не "ничегонеделание", а труд физический. Известный педагог отмечал необходимость чередования умственной деятельности и физической .

Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела развитию умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: "Такое нарушение в гармонии и отправлениях организма не остаются безнаказанным, оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике" .

Можно привести еще ряд высказываний о пользе движений, сказывающихся на умственном развитии человека.

Так, знаменитый философ и писатель Р.Декарт писал: "Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно" . И.В.Гете замечал: "Все наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мысли приходят мне в голову, когда я хожу", а К.Э. Циолковский писал: "Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг" .

Таким образом, можно сказать, что лучшие умы человечества, философы, писатели, педагоги и врачи прошлого на "интуитивном" уровне подчеркивали значимость физического развития для умственной работоспособности человека.

Проблема взаимовлияния мышечной и умственной работы постоянно привлекала к себе большое число исследователей. Уже в начале XX века русским психиатром В.М. Бехтеревым было экспериментально доказано, что легкая мышечная работа оказывает благоприятное воздействие на умственную деятельность, а тяжелая, наоборот, угнетает ее. К подобному же выводу пришел и французский ученый Фере. Он проделал ряд опытов, в которых физическая работа на эргографе сочеталась с умственной. Решение легких арифметических задач повышало мышечную работоспособность, а решение трудных - понижало ее. С другой стороны, подымание легкого груза улучшало умственную работоспособность, а тяжелого - ухудшало ее .

Развитие физической культуры и спорта открыло новый этап в исследовании этого вопроса. Возможность дозировать нагрузку и моделировать разнообразный характер мышечной работы повысила объективность получаемых данных, внесла определенную систему в проводимые исследования. В 20-х и 30-х г.г. в нашей стране ряд исследователей изучали непосредственное влияние различных физических упражнений на процессы памяти, внимания, восприятия, время реакции, тремор и т.д. Полученные данные свидетельствуют о несомненном и значительном воздействии физической культуры и спорта на психические процессы и о том, что возникающие при этом изменения сохраняются на протяжении довольно длительного промежутка времени (18-20 часов после нагрузки).

В дальнейших многочисленных исследованиях влияния физических нагрузок и занятий спортом на умственную работоспособность и успеваемость учащихся, а также влияния активного отдыха (в виде физических упражнений) на последующую работоспособность и производительность труда, имеются данные о том, что правильно дозированные физические упражнения оказывают существенное положительное воздействие на различные психические процессы .

Так, в ряде работ Г.Д. Горбунова изучалось изменение психических процессов (внимания, памяти, оперативного мышления и скорости переработки информации) после занятий плаванием. Полученные результаты свидетельствуют о том, что под влиянием кратковременных физических нагрузок максимальной интенсивности наступает статистически значимое улучшение психических процессов по всем показателям, достигающее наивысшего уровня через 2-2,5 часа после нагрузки. Затем отмечалась тенденция возвращения к исходному уровню. Наиболее существенное положительное влияние кратковременные физические нагрузки максимальной интенсивности оказывали на качественные показатели памяти и внимания. Оказалось, что пассивного отдыха недостаточно для восстановления работоспособности корковых клеток. После физических же нагрузок умственное утомление снижалось .

Исследования вопроса об оптимальных физических нагрузках, положительно или отрицательно влияющих на психические процессы человека, дают различную информацию. Так, А.Ц. Пуни исследовал влияние физических нагрузок на "чувство времени", внимание, память. Результаты свидетельствуют об изменении психических процессов в зависимости от характера и величины нагрузки.

В большинстве случаев (у спортсменов) после интенсивных физических напряжений объем памяти и внимания уменьшались. Непривычные же физические нагрузки оказывают разнородное влияние: положительное, хотя и кратковременное, на оперативное мышление и информационный поиск, неизменными остаются время реакции и сосредоточенность внимания, а память ухудшается . Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние только на мнемические процессы, особенно на объем памяти. Кратковременные же нагрузки оказывают положительное влияние на перцептивные процессы .

Как показано в ряде исследований систематически высокая двигательная активность в режиме учебного дня студентов непосредственно повышая функциональную деятельность мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической сфере, что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные функции. Вместе с тем, оптимальное использование двигательной активности студентов содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году; увеличению продолжительности периода высокой работоспособности; сокращению периодов ее снижения и врабатывания; повышению устойчивости к учебным нагрузкам; ускоренному восстановлению работоспособности; обеспечению достаточно высокой эмоциональной и волевой устойчивости студентов к стресс-факторам экзаменационных периодов; повышению успеваемости, успешному выполнению учебных требований и др.

Вопросами влияния двигательной активности с целью осуществления благоприятной психической деятельности школьников занимались многие исследователи. Так, Н.Б. Стамбулова изучала взаимосвязь развития двигательных качеств (ловкости-быстроты и точности) и психических процессов у младших школьников. Ее исследования показали, что в экспериментальной группе, где на каждом уроке дополнительно включались специальные упражнения на ловкость, обнаружились позитивные изменения не только в динамике ловкости, но и в динамике психических показателей.

Исследования Н.В. Дорониной, Л.К. Федякина, О.А. Доронина , свидетельствуют о единстве двигательного и умственного развития детей, о возможностях целенаправленно воздействовать на развитие психических процессов путем применения на уроках физического воспитания специальных физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей и наоборот.

Другие исследования доказательно показывают, что активизация двигательной активности прогрессивно изменяет не только их состояние физической подготовленности, но и продуктивность мыслительной деятельности.

В работе Е.Д. Холмской, И.В. Ефимова, Г.С. Микиенко, Е.Б. Сироткиной показано, что существует связь между способностью к произвольной регуляции, уровнем двигательной активности и способностью к произвольному контролю за интеллектуальной деятельностью.

Также выявлено, что существует тесная взаимосвязь интеллектуального и психомоторного развития . Психомоторное развитие тесно связано с развитием познавательных процессов учащихся и, в первую очередь, с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует, прежде всего, четкого, дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможным необходимая степень расчлененности восприятия. Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы, в установлении взаимосвязей и переходов между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного .

В свете данных исследований нами обнаружена информация Г.. Ивановой и А. Беленко о разработке биотехнических систем для исследования и саморазвития двигательной активности и мышления детей от 4 до 7 лет. В их работах доказательно показано, что наибольшего эффекта в воспитании и образовании достигают при интеграции двигательной и познавательной деятельности, так как они взаимно дополняют друг друга.

Авторским коллективом под руководством проф. Ю.Т. Черкесова создана новая "искусственная мотивоуправляемая воздействующая среда" для сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека на мотивационной и оздоровительной основах .

Суть нового подхода к решению проблемы гармоничного развития человека заключается в том, чтобы, используя его мотивационный интерес к какому-либо роду деятельности, организовать педагогический процесс в условиях применения компьютеризованных систем управления физическим и интеллектуальным воздействием и взаимодействием .

В связи с этим физическая культура не в меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий.

Таким образом, в отечественной литературе можно выделить три группы данных, касающихся влияния физических упражнений на психические [интеллектуальные] процессы человека .

В первую группу входят физиологические и психофизиологические данные. Они свидетельствуют о том, что после физической нагрузки значительно улучшается мозговая гемодинамика . Кроме того, установлено, что систематические физические нагрузки положительно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы . Эта группа данных показывает, что занятия физическими упражнениями создают в центральной нервной системе благоприятный физиологический фон, способствующий повышению эффективности психической деятельности.

Группа исследователей выявила, что в результате занятий физическими упражнениями активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации, повышение умственной работоспособности - увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряются мыслительные и психомоторные процессы . К этой же группе данных можно отнести и результаты изучения динамических характеристик интеллектуальной деятельности в связи с уровнем двигательной активности. Испытуемые с высокой двигательной активностью обнаружили более высокоразвитую способность к произвольному ускорению темпа выполнения интеллектуальных операций и равномерность интеллектуальной деятельности по сравнению с испытуемыми с низкой двигательной активностью.

Наконец, третья группа данных связана с повышением успешности учебной деятельности учащихся под влиянием постоянных занятий физической культурой. Исследования этой группы свидетельствуют о том, что постоянно занимающиеся физической культурой школьники и студенты имеют более высокую общую успеваемость, чем их сверстники, характеризующиеся меньшим объемом двигательной активности .

Таким образом, все три группы исследований непротиворечиво свидетельствуют о том, что организованная и целенаправленная двигательная активность создает благоприятные условия для протекания психических процессов и тем самым способствует успешной учебной деятельности.

Однако, если физиологический аспект воздействия физических упражнений достаточно ясен, то представление о психологическом механизме такого влияния еще требует своей разработки.

Н.П. Локалова рассматривает структуру психологического механизма влияния физических упражнений на познавательную деятельность человека и выделяет в ней два иерархических уровня: более поверхностный и более глубокий. Выполнение физических упражнений имеет своим побочным результатом активизацию поверхностного уровня в структуре психологического механизма, связанного с повышением активности различных познавательных (памяти, внимания, мышления) и психомоторных процессов. Влияние физических упражнений на этот уровень может быть достаточно легко выявлено путем изучения параметров психических процессов до и после физической нагрузки. Второй, более глубокий, уровень в структуре психологического механизма непосредственно связан с высшими корковыми процессами, направленными на анализ и синтез воспринимаемых раздражителей. Именно этому анализирующему уровню и принадлежит решающая роль в осуществлении влияния физических упражнений на развитие познавательных процессов.

В подтверждение вышесказанного можно привести слова основоположника научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафта, который считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий. Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Из этого следует, что двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития анализа и сравнения .

Все вышеперечисленное дает основание заключить, что двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека как фактор стимуляции интеллектуальной сферы личности.

Однако нас интересует вопрос следующего содержания: как же на самом деле в рамках учебно-воспитательных заведений реализуется на практике весь передовой опыт накопленных экспериментальных исследований?

В настоящее время в отечественной психологии, педагогике, теории физической культуры сложились три основных подхода к управлению интеллектуальным развитием детей в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

Естественная интеллектуализация уроков физкультуры и тренировочных занятий, основанная на реализации принципа сознательности и активности при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.

Этот подход, в частности, предполагает использование в определенной системе таких методических приемов, как правильная формулировка задач, "акцент внимания", выполнение упражнений по описанию, установка на мысленное проговаривание, прочувствование движений, анализ выполнения упражнений по схеме, установка на самоконтроль и самооценку выполнения двигательных действий и др.

"Насильственная" интеллектуализация, заключающаяся в насыщении уроков и занятий материалом общеобразовательных школьных дисциплин, а также в активном установлении межпредметных связей.

Специфическая интеллектуализация, основанная на учете возрастных особенностей взаимосвязей физических качеств и интеллектуальных процессов детей. Целенаправленное развитие в каждом возрасте так называемых ведущих физических качеств (например, ловкости, быстроты, прыгучести у младших школьников, силы и скоростно-силовых качеств у подростков) позволяет добиваться положительных сдвигов в развитии интеллектуальных процессов учащихся и юных спортсменов с помощью специфических средств физической культуры и спорта.

В последние годы складывается еще один подход, основанный на использовании психотехнических упражнений и игр для развития интеллекта учащихся и формирования спортивно важных интеллектуальных свойств детей .

Наиболее интересным для нас является второй подход, поскольку он менее реализован в практике современной школы, чем два других.

Интегрированному уроку присущ значительный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, который реализуется при определенных дидактических условиях. И этим, несомненно, надо пользоваться при реализации задач учебно-воспитательного процесса. Однако, если интегрировать общетеоретические курсы, чем в принципе и занимается развивающее обучение, то это ни у кого не вызывает лишних вопросов. А как же интегрировать двигательную и познавательную деятельность человека?

Как отмечает Г.М. Зюзин , физической культуре как общеобразовательному предмету сама жизнь предоставила место в одном ряду с физикой, математикой, русским языком. Но, к сожалению, в отечественной литературе мало освещен вопрос о межпредметных связях физической культуры с другими предметами школьного обучения.

Достаточно глубокий анализ литературы об отечественной и зарубежной системах образования, использующих интегральные связи двигательной и познавательной деятельности человека, дан в работе С.В. Меньковой .

Так, есть сведения о взаимной связи в преподавании физической культуры с анатомией и физиологией человека , с физикой ; предполагаются некоторые формы связи физической культуры с иностранным языком .

В литературе есть данные об активизации умственной деятельности на занятиях по физической культуре в детском саду , о взаимосвязи умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе .

Попытки применить к преподаванию физической культуры образовательные мотивы широкого плана, характерные для нескольких предметов, не должны приводить к тому, чтобы физическое воспитание превратилось во вспомогательную, подчиненную по отношению к другим школьным предметам, дисциплину. Напротив, урок физической культуры должен получить образовательную направленность, позволяющую учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый программный материал по различным учебным дисциплинам. А учитель физической культуры должен действовать не в одиночку, решая комплекс учебных задач, а в содружестве со своими коллегами.

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что интерес к изучению проблемы взаимовлияния мышечной и умственной работы вызывал и вызывает интерес многих ученых разных специальностей. Смысл всех этих исследований можно свести к следующему: двигательная активность, занятия физической культурой и спортом, активный отдых благотворно влияют на психофизиологическую и психическую сферу человека, на повышение умственной и физической работоспособности. Другими словами можно сказать, что "движение это путь не только к здоровью, но и к интеллекту" .

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. .

Так почему же люди достигают различного уровня умственного развития,

и от каких условий зависит этот процесс? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития умственных возможностей человека от биологических факторов и зависимость от внутренних и внешних условий.Биологические факторы, которые в первую очередь сказываются на умственном развитии ребенка это: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. А внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно важна, сложна и многогранна.Актуальность выбранной темы вытекает из фактора необходимости умственного развития ребенка в зависимости от окружающей среды и среды воспитания. И в данный момент она очень актуальна.

Цель работы – раскрыть значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.

1.Рассмотреть сущность понятий «физическое развитие» и «внешняя среда».

2.Определить значение физического развития и внешней среды для развития умственного развития ребенка.

3. Определить влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие детей.

4. Познакомиться с литературой, раскрывающей значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.


Глава I. Влияние физического развития на умственное развитие детей.

Общие сведения.


О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19 века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. «Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов «умственнойслабости». (А. Бине). Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Шведские ученые установили прямую зависимость между физическим состоянием человека и его умственными способностями. Коэффициент умственного развития людей, которые занимаются спортом или физкультурой, заметно выше, чем у тех, кто ведет пассивный образ жизни . Вместе с тем, многочисленные исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцовой и др. свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Изысканиями Г.А.Каданцевой -1993г., И.К.Спириной – 2000г., А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко – 1997г., В. А.Баландина - 2000; 2001гг. и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников . В работах Н.И.Дворкиной -2002г., В.А.Пегова -2000г. выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой в1989 году, А.В.Запорожцем в 1980 году, А.П.Ерастовой в1989году. В то же время исследования Н. Сладковой -1998г., О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой -2002г. показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.

Таким образом, учеными установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у детей и научно доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственную работоспособности

1.2. Физическое развитие и физическое воспитание детей.

Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов. В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме: длина и масса тела; емкость легких; окружность грудной клетки; выносливость и гибкость; ловкость и сила. Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития .

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают: набрать недостающую мышечную массу; снизить вес; бороться с искривлением позвоночника; скорректировать осанку; повысить выносливость и силу; развить гибкость .

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь. Аспекты физического воспитания: посильные нагрузки; подвижные игры; грамотный режим дня, рациональное питание; личная гигиена и закаливание. Для чего необходимо физическое воспитание ребенку? Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки: развиваются личностные качества, закаливается характер; формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее; формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: «о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

Физические упражнения и их влияние на умственное развитие детей.

Влияние физкультуры на развитие ума ребёнка колоссально. Без него развитие ребёнка не является гармоничным.Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .Королева Т.А. отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. .

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Когда дети играют в подвижные игры или занимаются физическими упражнениями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на умственную деятельность ребенка. Стародубцева И.В. описывает серию упражнений, которые оказывают прямое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников на занятиях физической культурой. Данные упражнения сочетают в себе два компонента: двигательное действие и упражнение, направленное на развитие интеллекта, которое реализуется в форме дидактической игры .
Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.

Положительное влияние физических упражнений на мозг ребенка:

· Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.

· Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.

· Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.

· Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.

· Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.

· Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.

· Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.

· Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.

· Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.

· Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.

· Шведские ученые доказали, что кардио тренировки неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.

Таким образом, следует подчеркнуть, что развитиеумственной активности детей возможно только при регулярной физической активности. Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному и умственному развитию ребенка.

За первые три года своей жизни ребенок успевает пройти огромный путь в своем развитии, и в конце третьего года он уже готов подняться на новую ступень детского развития.

Наиболее важное достижение развития ребенка 4 лет заключается в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Занимаясь различными видами деятельности - игрой, рисованием, конструированием, а также в повседневном поведении дети начинают действовать согласно поставленной цели, хотя из-за неустойчивости внимания они могут и забыть о ней, поскольку отвлекаются, оставляют одно дело ради другого. Но с постепенным овладением техникой действий ребенок становится смелее и самостоятельнее; этому способствует повседневная практика. В четыре года ребенок уже может многое сделать сам, не ожидая и не требуя помощи со стороны взрослых (например, видит, что вода пролита на столе, сам берет тряпку и вытирает).

Общую картину физического развития четырехлетнего ребенка можно изобразить так: по сравнению с первыми тремя годами жизни темпы роста замедляются, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост на 5-7 см; в четыре года масса тела ребенка составляет около 16,5 кг, рост – около 102 см.

Именно с этого возраста начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, возрастает подвижность. Важно обратить внимание на то, что костная система сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, кости голени, некоторые части позвоночника). Это свидетельствует о том, как важно постоянно следить за правильным положением тела ребенка во время сна и т.п.

Нервная система малыша также наиболее уязвима и требует бережного отношения к ней со стороны взрослых.

В четыре года происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с людьми.

Большое значение приобретают в развитии ребенка творческие игры, когда ребенок берет на себя определенную роль и подчиняет ей свое поведение. В этих играх проявляется интерес ребенка к миру взрослых, являющемуся для него образцом поведения. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками еще нет, и продолжительность игры невелика. Игры в этом возрасте сохраняют долгое время один и тот же сюжет. Он легко и быстро меняется. Стоит ребенку увидеть, как кто-то из ровесников играет с какой-то игрушкой или вспомнить, как в прошлый раз, например, украшали елку или занимались «нагрузкой дров» на машину, или какое-то другое событие, после того как начатая игра прекращается, то ребенок быстро забывает, во что он совсем недавно играл. Игра идет скачкообразно, один сюжет быстро сменяется другим. Окружающая жизнь воспроизводится в играх детей очень слитно и нераздельно. (Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках кубик из строительного материала и «гудит». Здесь слились вместе и образ самолета, и образ пилота, его действия и звук мотора (так и не понятно, что же ребенок показывал в своей игре?).

Эта слитность образов в игре является очень характерной для малышей. Ее находим и в других видах деятельности ребенка, например, при воспроизведении сложных сюжетов рисунка или рассказывания чего-то.

В играх малышей ярко проявляется неустойчивость их внимания, повышенная эмоциональная возбудимость. Способность к волевым усилиям еще очень слабо развита у четырехлетнего дошкольника. Но играя в пилота или милиционера, врача или продавца, ребенок вынужденно ограничивает, сдерживает себя той ролью, которой требует игра и именно так упражняется в волевой выдержке. Перечисленные особенности свидетельствуют о своеобразной психике ребенка. Знание этих особенностей подсказывают и воспитателю и родителям, что надо делать, как руководить детскими играми, чтобы обеспечить наилучшие условия для развития маленьких детей. Ребенок часто еще не умеет играть, он не рождается с этой способностью, поэтому взрослому нужно научить его этой деятельности. Роль воспитателя и родителей здесь должна быть более активной (нужно стимулировать, подсказывать тему игры, организовывать деятельность ребенка и включать ее в общую игру с кем-то из детей и т.д.).

В изобразительной деятельности и в конструировании дети переходят к обдуманному изображению предметов, хотя средства реализации замысла еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами, представлениями о том, каким изображаемый предмет должен быть на бумаге.

Постепенно количество графических образов растет, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов. В процессе игры, рисования или конструирования ребенок знакомится со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение и тому подобное.