Непосредственно образовательная деятельность на тему:«Как одевались люди в разные времена. I. Организационный момент. Как найти одежду древних людей

22.09.2019

Это может случиться с каждым. Вы покупаете рубашку и джинсы, платье или куртку, одеваетесь и думаете, что ваш наряд уникален. А потом идете на работу, в гости или за покупками, и там встречаете человека, который одет точно также, в итоге вы чувствуете себя несколько неловко. Оказывается, в эпоху глобализации люди становятся все больше похожи друг на друга, по крайней мере, вкусами. Смотрите как одеваются люди XXI века.

24 ФОТО

Материал подготовлен при поддержке интернет-магазина come365.com, занимающегося продажей женской одежды из китая с доставкой . Огромный ассортимент и низкие цены самых модных моделей женской одежды удовлетворят самый изысканный вкус.

1. Голландсикй фотограф Hans Eijkelboom вот уже более 20-ти лет фотографирует одинаково одетых людей в разных странах и городах. (Фото: Hans Eijkelboom).
2. Первые фотографии людей, одетых как близнецы в детстве, он сделал в 1992 году в городе Арнем, в Голландии. Следующие — в Париже, Нью-Йорке и Амстердаме. Подумать только, всего лишь в нескольких городах фотографу удалось сделать более 6000 фотографий одинаково одетых людей. (Фото: Hans Eijkelboom).
3. Хотя на снимках Hansa Eijkelbooma, люди выглядят как стадо овец, по словам автора, его полные юмора работы созданы не для того, чтобы кого-либо обидеть. Фотограф лишь пытается показать, насколько в современном мире стали похожи наши вкусы и стили. (Фото: Hans Eijkelboom).
4. «Меня не интересует мода, а наша идентичность. Эти фотографии показывают, что иногда просто невозможно не плыть по течению», — говорит Hans Eijkelboom. (Фото: Hans Eijkelboom).
5. Фотограф делает свои забавные снимки в оживлённых торговых центрах или на шумных улицах — везде, где многолюдно. По прибытии на место, первые 10-15 минут он наблюдает во что одеты люди и подмечает одежду, которая бросается в глаза чаще всего. Это может быть все что угодно: клетчатые рубашки, джинсовые юбки или шляпы. Потом этот наряд становится главной темой фотосессии голландского фотографа. (Фото: Hans Eijkelboom).
6. Фотосъемка в одном месте длится не более двух часов, это позволяет фотографу не терять свежести взгляда. (Фото: Hans Eijkelboom).
7. Съемки Hans Eijkelboom ведет с помощью пульта дистанционного управления, а фотоаппарат свободно висит на шее, чтобы не обращать на себя внимание прохожих. (Фото: Hans Eijkelboom).
8. Путешествуя по миру, Hans Eijkelboom заметил, что место Нью-Йорка — самого оживленного города мира, занял теперь Токио — его любимый город. По мнению фотографа, именно там взаимосвязь между личностью человека и его одеждой наиболее сильна. (Фото: Hans Eijkelboom).
9. В будущем фотограф хотел бы снимать в таких местах, как Стамбул, и не только потому, что это один из самых космополитических городов мира, но и потому, что это довольно специфичное место, которое можно изучить с точки зрения религии и истории, имеющих огромное влияние на самобытность его жителей. (Фото: Hans Eijkelboom).
10. Hans Eijkelboom в настоящее время живет в Амстердаме, ему 65 лет, и он до сих пор работает над своим проектом одинаково одетых людей. (Фото: Hans Eijkelboom).
11. Фотограф выпустил фотокнигу с сотней снимков одинаково одетых людей, которую назвал «Люди двадцать первого века». (Фото: Hans Eijkelboom).
12. Работая над своим проектом более 20-ти лет, фотограф пришел к выводу, что в век цифровой фотографии и социальных сетей, люди чувствуют все меньшую потребность выражать себя через одежду. (Фото: Hans Eijkelboom).
13. (Фото: Hans Eijkelboom).
14. (Фото: Hans Eijkelboom).
15. (Фото: Hans Eijkelboom).
16. (Фото: Hans Eijkelboom).
17. (Фото: Hans Eijkelboom).
18. (Фото: Hans Eijkelboom).
19. (Фото: Hans Eijkelboom).

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

Задачи:

Образовательные – познакомить детей со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей; учить сравнивать, как одевались люди в разные эпохи; узнать функциональное назначение одежды. Понять, чем объясняются отличия в одежде мужчин и женщин, профессиональная и форменная одежды. Познакомить с элементами русского народного костюма (женского и мужского), предметами домашнего обихода для изготовления ткани. Вспомнить пословицы, поговорки о труде, хороводные песни;

Развивающие – развивать память, сообразительность, мышление;

Воспитательные – создать обстановку для свободного общения с детьми.

Интеграция образовательных областей :

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

Материал: полосы меха любого животного, несколько булавок, куклы в русских национальных костюмах, макеты – девочка и мальчик (картон), одежда для них из бумаги – зимний и летний сезоны; куклы в красивых старинных и современных платьях, костюмах; репродукции картин, отражающих портреты людей разных эпох; предметы домашнего обихода для изготовления шерстяных ниток – веретено и прялка; картины или фотографии людей в форменной и профессиональной одеждах.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель встречает детей в национальной русской одежде

(в кофте, сарафане, кичке или в кокошнике, или в красивом платке, на ногах лапти) и приглашает детей в мини – музей.

Воспитатель:

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Приготовила для вас.

Щедростью, радушием

Знаменит наш русский край

Для гостей пироги русские

И медовый каравай.

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, дети мои милые!

Воспитатель: Вы, наверное, удивились, увидев меня сегодня так одетой? А как я одета?

Ответы детей: Необычно, интересно, празднично, красиво и т.д...

Воспитатель: Мне хотелось, чтобы вы удивились, заметили необычное, потому что мы сегодня поговорим о нашей одежде. Да, да, не удивляйтесь! О нашей одежде, к которой мы привыкли, без которой мы не можем обходиться.

Посмотрите на себя и других детей, на взрослых.

Дети рассматривают одежду взрослых и свою одежду…

Воспитатель: Во что одеты дети: девочки и мальчики? (ответы) .

А взрослые? (ответы)

Для чего вообще нужна одежда?

(Для тепла, чтобы прикрыть тело, для красоты, от жары и т.д.)

Одинаково ли одевались люди во все времена? (ответы)

А что такое мода? (ответы)

Да это одежда, которая помогает нам хорошо выглядеть, и позволяет всем нравиться.

Мода – это стильный костюм, в нем удобно, приятно, хорошее настроение всегда.

А во что одевались самые древние, первобытные люди?

Одинаково ли была тогда одежда у мужчин и женщин?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей. В начале показывает иллюстрации предков, тела которых покрыты волосами, обращает внимание детей, что одежды на них нет.

Воспитатель помогает детям сделать вывод, что предкам человека одежда не нужна, так как их согревает шерсть.

Воспитатель: Прошло время и первобытные люди стали одевать

шкуры. Почему? Люди страдали от холода (ледниковый период) , у них исчез шерстяной покров.

А есть ли различие в одежде первобытных мужчин и женщин? (ответы).

Мужчины добывали пищу для всей семьи, они охотились на мамонтов и других крупных животных;

для этого им приходилось быстро бегать, прыгать.

Одежда не должна была стеснять движения и поэтому у мужчин она стала похожей на брюки.

Женщины же занимались приготовлением пищи, растили детей, много времени проводили в пещерах около огня. Чтобы согреться, им достаточно было прикрыть тело шкурой. Вот почему женская одежда похожа на юбку. Таким образом, разделение на мужскую и женскую одежды началось с древних времён.

Воспитатель показывает репродукции картин с изображением богатых людей средневековья. Дети самостоятельно находят различия от одежды первобытных людей.

Воспитатель: Чем отличается эта одежда?

Из чего она сшита?

Ответы детей: из ткани, а не из шкур, к этому времени уже изобрели ткань.

Воспитатель: Куда можно пойти в такой одежде?

Ответы детей: в театр, в гости, на бал.

Воспитатель: Удобно ли в такой одежде жить в пещере, охотиться на мамонтов, готовить пищу на костре?

Как вы думаете, богатые или бедные носили эту одежду? (ответы)

Одежда расшита дорогими нитками, богата украшениями.

Воспитатель показывает кукол в красивой одежде и продолжает рассказ.

Воспитатель: Женщины носили в те времена платья со шлейфом, который скользил по полу, это придавало женщине изящество. Слуги несли шлейф.

Костюм мужчины состоял из панталон, фрака, жилета, рубашки, которые тоже шились из дорогих тканей и богато украшались.

А крестьяне, простые рабочие люди, тоже так одевались? (ответы)

Чем их одежда отличалась от предыдущей? (ответы)

Можно ли в такой одежде пойти на бал? (ответы)

У крестьян – одежда простая, свободная. Она нужна была для работы, которая зачастую была тяжелой и грязной (в поле, в кузнице, в мастерской). Однако одежда определялась не только благосостоянием человека, но и его занятием. Крестьяне, ремесленники, красильщики, виноградари, пекари и т. д. носили особенные одежды, по которым их и узнавали. Одежда стала меняться: люди строили тёплые дома, дворцы; появились новые материалы, началась торговля, привозили одежду и красивые ткани из других стран. А сейчас мы поговорим о нашем, русском костюме. Ведь по костюму, по одежде можно было раньше узнать, в какой стране живёт человек, какой он национальности.

Воспитатель: Перед беседой предлагаю вам, ребята, отдохнуть, подвигаться: русский народный хоровод «Во поле берёза стояла».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и макеты : каждый макет отдельно.

Воспитатель: Посмотрите на мальчика в повседневной одежде - рубаха да порты-штаны. Рубаха не имела воротника, разрез сбоку - косоворотка, украшалась вышивкой. Холщёвые штаны-порты заправлялись в обувь. Штаны держались на шнурке-гашнике, за него затыкали деревянные ложки или кошелёк, карманов не было. На ногах – куски кожи – поршни или лапти из липы, реже ивы, березы, дуба. Сапоги появились позже. На голове шапка в виде колпака из войлока.

Девочка – одежда сложная, многообразная.

Рубаха-сорочка, поверх сарафан, украшенный лентами, вышивкой. Обувь такая же, как у мальчиков, позднее свои волосы куском ткани – повой. Девочки и девушки ходили с непокрытой головой. Позже замужние женщины носили кички – мягкие шапочки, потом кокошники. Зимняя одежда – тулупы, валенки, шапки.

Шили одежду сами, умели не только ткать грубое сукно, прясть шерсть, но сами и кроили, и шили.

Воспитатель показывает детям прялку и веретено, принцип их работы.

Воспитатель : Прошло много-много лет, менялись обычаи, нравы, одежда. Какая сейчас одежда? Чем она отличается от первобытной одежды и средних веков?

Есть одежда форменная: её носят военные, моряки, полицейские, пожарные, лётчики и т.д.

Есть одежда профессиональная: её одевают врач и медсестра, художник, парикмахер, маляр, птичница, строитель, космонавт и т.д.

Есть одежда, которую одевают и мужчины, и женщины – это брюки!

Воспитатель показывает детям иллюстрации из книг, картины , буклеты, демонстрационный материал.

Воспитатель : Чтобы сшить одежду, надо приложить много труда.

Вспомним пословицы и поговорки о труде:

  • Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу время – потехе час.
  • Дом вести – не бородой трясти и т.д.

Спасибо, ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, как одевались и одеваются люди в разные времена.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем - и общенациональные.

В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru

Оценить материал:

Инструкция

Крой одежды 17 века был таков, что практически не отличался у бедных и знатных людей. Однако отделка и качество ткани были различны. Тип ткани играл большую роль для . Он подчеркивал их достоинство и превозносил в глазах других людей: как бедных, так и знатных.

В Москве было немало модниц, предпочитающих наряжаться в богатые одеяния. Их одежду шили из кармазина, аксамита, тафты, атласа и парчи. Достать такие ткани было нелегко, поэтому они завозились купцами из заморских стран. Материю завозили из Англии, Персии, Италии, Китая. Такую ткань могли позволить себе только богатые женщины и мужчины. Зимой модницы носили шубы, сделанные из соболя. В качестве обуви для людей высокого сословия выступали сапоги.

Одежда несостоятельных горожан отличалась своей простотой. Они носили холщовые порты и рубахи, сотканные в . Эти люди не могли позволить себе шить одежду на заказ, поэтому трудились над ней сами. Обычно этим занимались женщины. Они вышивали рубаху вручную, делая косой вырез ворота. Такой наряд назывался косовороткой. Зипун, представляющий собой одежду до колен узкого покроя, носили поверх рубахи. Это была повседневная одежда, которую носили дома.

Праздничная одежда отличалась своей яркостью и богатством ткани. Она одевалась только в особые дни. Материалом для праздничного кафтана служил бархат или шелк. Таков был летний вариант наряда. Зимой носили кафтан, сделанный на ватной основе и отороченный мехом.

Интересным фактом является то, что и одежда по крою практически не отличалась. Представительницы прекрасного пола носили две сорочки: одна из них одевалась снизу, другая сверху. Сверху они носили расширенный книзу сарафан. Душегрея служила верхней одеждой. Она представляла собой своего рода жилет, и стеганый.

Праздничной одеждой служил летник, который отличался широкими и длинными рукавами. Опашень представлял собой верхнюю парадную одежду. Он был украшен множеством пуговиц, которые положено было застегивать сверху донизу. В холодное время года женщины носили широкие длинные шубы с большими воротниками. Это был тот же опашень, только сшитый на меху – овечьем, беличьем или собачьем. На пояс вешалась калита – специальная сумка, и в нее складывались все необходимые вещи, так как карманы еще не придумали. Обувью для городских жителей служили лапти и валенки.

Источники:

  • Об одежде горожан 17 века

Основа моды XVI-XVII веков – это сложность нарядов и аксессуаров, а также тщательная продуманность прически и других элементов образа. Однако это лишь общие черты, в то время как трендовые детали очень быстро менялись в эту эпоху.

Инструкция

Взгляните на костюмы аристократов XVI века, и вы непременно оцените их роскошь. Мужчины и женщины украшали свои наряды жемчугом, золотыми нитями, сложной вышивкой. Вещи шили из бархата, шелка, парчи и других дорогостоящих тканей. Богатство наряда вообще было в моде в то время, а чтобы еще сильнее подчеркнуть свое высокое положение, люди шили сразу несколько десятков костюмов, чтобы чаще появляться в обновках.

Обратите внимание на вещи XVI века. Некоторое время трендом были широкие штаны, стянутые шнурами в нижней части, расшитые белоснежные рубашки, длинные чулки, короткие плащи с отложным или стоячим воротником. Позднее модно стало носить плащи, подбитые мехом, широкие гофрированные воротники, полумаски.

Проследите историю изменения женского модного костюма XVI века: сначала дамы носили конусообразные платья, тугие лифы, жесткие юбки с кольцами. Затем трендом стали роскошные панталоны из дорогой ткани и гофрированные воротники – «фрезы». Последние, впрочем, продержались в моде недолго, и их вскоре сменили очень высокие стоячие воротники. Также четко прослеживаются две любопытных тенденции: лифы становились все более узкими, а декольте – все более округлым и глубоким.