Применение сказкотерапии в коррекционной работе. Сказкатерапия в коррекционной работе с детьми. Сказки в давние времена

11.10.2019

Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения со­знания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотера­пии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ре­бенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе куль­туру, мировоззрение своего народа.

Сказки Тихого Дона близки нам, так как многие годы мы используем в работе региональный компонент, но мера использования этих сказок была разной. На ка­ком-то отрезке времени это было, в основном, чтение, рассказывание, и далеко не в полной мере они использовались нами для развития у детей воображения, рече­вого творчества и воспитания добрых чувств.

Ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицит­ным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «... добрый че­ловек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, забот­ливым, храбрым, самоотверженным...»

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близ­кими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Судьба героини донской сказки «Доброе сердце до­роже красоты» Груня трогает души детей своей добро­той. Еще маленькой упала Грунюшка с крыльца, удари­лась спиной о ступеньку, и с тех пор появился у нее горбик. Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Каждого путника на­кормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку лепешек положит: пригодятся в дороге!



Когда мы заметили, что дети в свободной деятельности неоднократно пытаются «играть» эту сказку, мы пред­ложили им свою помощь и родился сценарий, куда вош­ло содержание не только этой сказки, но и все, что к этому времени они узнали о жизни и быте донских ка­заков. Гостеприимство, умение приветить, напоить и накормить путника, свойственное казачке, они пытались изобразить, исполняя роль полюбившейся им Грунюшки. А «путник» непременно приезжал на коне, как в сказке «Игнатка», привязывал, гладил коня, приговари­вая; «Казаку конь - себя дороже», «Без коня казак - кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит». Демонстрируя перед всеми свою любовь к коню, кор­мил его, а затем сам принимал угощение и дарил Грунюшке тряпишную куклу.

По предложению ребят включили в сказку и такую сцену, когда всем миром провожали казака на войну со словами: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе - от сердца девицы перешла, от доброты ее». Грунюшка подавала казаку сумку с продуктами, и все желали воину вер­нуться домой живым и здоровым.

Не было в нашем сценарии только Улиты - краса­вицы из этой сказки. Хоть и написано в ней: «...ищи такую красоту по всему свету - не сыщешь!», сыграть ее никто из девочек не хотел, так как было, по сказке, одно лихо у нее - сердце злое, лютое.

А вот добрых героев вспоминали и включали в по­становку и из других сказок. Например, из сказки «Кудла», которая рассказывает об уважении к старшим: «Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит, поможет. Несет старичок связку дров - шагу лишнего не даст ступить: возьмет дрова и сама отнесет, куда надо».

Дети, как профессиональные режиссеры, находили, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок Тихого Дока. Так, провожая казака на войну, в последний момент казачка вдела в его ухо серь­гу. Тем самым вспомнили сказку «Петрусь», где описан казачий обычай носить такую серьгу единственному или самому младшему сыну в семье, это был знак для коман­дира Донского войска. И он, как мог, берёг единственно­го сына для родителей, для продолжения рода.

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возмож­ность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея - все можно улучшить, изменить во благо - должна стать творческим деви­зом для ребенка. Такова наша главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищен­ность. Во время работы над сказкой, дети обогатили свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоцио­нальной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драмати­зация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интона­ции, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложе­ний станет намного интересней для детей, если исполь­зовать для этого словесный материал из сказок и об­лечь занятие в игру «От каждого по словечку».

Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Г. Г. Чебанян, А. Р. Красикова

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности (из опыта работы). «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приѐмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование предложения; слоговой структуры совершенствование слова; связных уточнение высказываний структуры (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приѐмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. Следует отметить особенности выбора сказки: * используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере открытыми к сказки восприятию дети раскрепощаются, действительности, становятся проявляют более большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, еѐ сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счѐт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: -наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары); -практические педагогического материалы, процесса при разработанные использовании для обеспечения метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ; -консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: -диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки; -взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; -насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тѐплую задушевную атмосферу в доме. - Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. - Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов: - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица - Групповое рассказывание сказок - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения - Групповое придумывание сказки При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказки имеют запахи. Это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую ―палитру‖ запахов. Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов (душистый горох, гвоздика, цедра лимона и т.д.). На основе сказки можно играть. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником. Узнавание почувствовать детьми стиль иллюстраций. автора, развивает Это дает возможность эстетическую память. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Сказкотерапия тесно связана с игротерапией. Применяя сказкотерапию, можно одновременно использовать игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Это может способствовать активизации познавательных способностей детей. Например, игра: «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок»). Для детей озвучивается цель: нужно построить новые домики для зверюшек, кто жил в теремке; с помощью конструирования, развивается сенсомоторная координация и логическое мышление (для медведя – большой домик, для мышки – меньше). По сказке «Заюшкина избушка» с целью развития общих речевых навыков, а именно силы голоса, можно провести игру: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Ребята, таким образом, учатся повышать и понижать силу голоса. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно- ласкательных суффиксов) можно провести игру: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок можно использовать картинки с изображением героев сказок. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на: - сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки), - снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики); - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику). Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учѐта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; -формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; -развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

При страхе самовыражения дети замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми и сверстниками о своих проблемах. Внешне это выглядит как стеснительность. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. У ребенка может появиться круговое облизывание языком губ и, как следствие, розовое их окаймление. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске. Он кажется малоэмоциональным, хотя внутри у него «кипит буря». К 3–4 классу становятся возможными резкие необоснованные вспышки агрессии или плача.

Если истоки проблем ребенка лежат в младшем школьном возрасте, то он имеет выраженное чувство собственной неполноценности. Как правило, причина здесь в том, что ребенок начинает считать себя хорошим только при наличии абсолютного и постоянного учебного успеха. В этом случае у ребенка может сформироваться суждение либо «Я есть то, что я делаю. И если не получается делать так хорошо, как хочется, значит я ничто», либо «Я есть то, какова моя внешность. Если она не соответствует моему эталону, значит я ничто».

В активном варианте он стремится скомпенсировать чувство неполноценности через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Внешне ребенок кажется уверенным в себе, стремящимся к лидерству, желанию командовать другими. Чаще всего агрессия проявляется здесь в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики в отношении тех, кто слабее. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной силы. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха неуспеха. В учебной деятельности ребенок настолько боится ошибок, так волнуется, что допускает их чаще обычного. Иногда работает медленнее, чем умеет. В любом случае качество его учебной работы бывает хуже возможного. В общении чувство неполноценности проявляется как стеснительность, робость. Ребенок может подстраиваться под того, кого он считает сильным. Переживать из-за отторжения значимыми сверстниками.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающие в процессе жизни ребенка. И перед завершением обсуждения нужно ответить еще на два вопроса. Может ли один и тот же ребенок в разных ситуациях проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования? И может ли он иметь несколько нарушений? На оба вопроса нужно ответить утвердительно. Действительно, ребенок может, к примеру, быть суперпослушным дома и проявлять деструктивную агрессивность в школе, или наоборот. И, конечно, может иметь набор нарушений, хотя какое-либо может преобладать.

Для нас важно определить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей. Рассматривать их как глубокую патологию, как некий «крест» на ребенке или как-то по-иному? Нам представляется, что метафорой восприятия проблемы ребенка может стать сказка, используемая нами в работе с детьми, но которая могла бы быть интересной и для взрослых.

«Я иду к своей звезде»

Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем, Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним пошучу, – подумал Ветерок. – Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть… Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее – но человек все шел и шел. «Это уж слишком», – подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле – давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять… Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

«Да что же это такое? – воскликнул Ветерок. – Как такое может быть?» Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

– Э-эй, человек, почему ты меня не слушаешься?

– Я иду по дороге, – ответил тихо человек.

– Ну и что! Я тоже иду по дороге, Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.

– Я иду к своей звезде, – сказал в ответ человек.

– Интересно… – Ветерок некоторое время помолчал – Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нету, только солнце светит.

– Да, я знаю, но я иду к своей звезде.

– Что это за звезда такая? – подумал Ветерок. – Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу.

– Спасибо тебе, – неожиданно сказал человек.

– За что? – удивился Ветерок.

– За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче и она освещает мой путь.

– Ну ничего себе, – подумал Ветерок, – за бурю еще и спасибо!

– Послушай, человек, а где, где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.

Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.

– Я понял!!! – закричал радостно Ветерок. – Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.

Таким образом, психологическая проблема ребенка – это не дефект, а зона ближайшего его развития. Преодолев ее, ребенок становится сильнее и мудрее. Задача взрослого – помочь ребенку сделать это.

Сказки для детей с защитной агрессивностью и страхами

Защитная агрессивность «Мир небезопасен, я буду нападать первым»

Отчего у ежика выросли иголки

Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.

Но однажды в одной дружной семье родился необычный ежик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактус его переименовали ежики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то – толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так жаловался он взрослым, которые постоянно разнимали потасовки с его участием.

И он уже так привык к этому, что, подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет…

Понятно, что ребята его не любили.

– Как хорошо, что Кактус сегодня не вышел во двор, – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ежика все дальше зарываться в колючие ветки.

Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него столько проблем! Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.

И только мама ежика всегда защищала его.

– Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете.

Но и она не могла помочь сыну.

Так и получилось, что ежик подружился только с кустом барбариса. Только так он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его колючками надежно защищал ежа.

И вот как-то раз ежик подумал:

– А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне.

Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ежика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришел к ребятам.

– Ну-ка принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным.

Но ребята, увидев ежа в новом облике, сильно испугались и разбежались по своим домам.

А на следующий день все тоже приобрели себе иголочки и уже щеголяли в новом наряде. А ежику его иголки пользы никакой не принесли. Все ребята умели отлично пользоваться колючками, но не делали этого – зачем делать другому больно?

– Нет, будет мне все-таки от иголок польза, – решил ежик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать.

Пошел он в лес, на все свои колючки нанизывал припасы и пришел к ребятам. Повернулся он к ним вкусной спинкой и весесо сказал:

– Угощайтесь!

Удивились ребята, но уж очень хороши были ежиные припасы.

– А ведь и мы сможем с колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ежик, что надоумил нас колючими стать. Пойдем вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать.

С тех пор понял ежик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.

Аварийный автомобиль

– Опять авария. Опять кого-то стукнул. Разбил стекло, зеркало. Поцарапал краску, помял кузов, – так выговаривал автомобилю механик в автосервисе. – Сколько можно чинить тебя и машины, которые ты разбил?

– Я нечаянно. Я не хотел. Это они виноваты, – оправдывался автомобиль.

Действительно, он почему-то не мог спокойно ездить по улицам, а все время бил – чужие машины, фонари, заборы. И никакие наказания милиционеров на него не действовали, потому что происходило это не по его воле. Когда он ездил, внутри него появлялся непонятный страх, в котором он сам себе не мог признаться. Ведь в жизни его нельзя было назвать трусом. А в душе его было как-то неспокойно, словно он ожидал нападения на себя неизвестно откуда. И чего он ожидал, то с ним и происходило. Неизвестно откуда выныривали машины, которые он бил и сам об них больно бился.

– Что у тебя в голове, то и в жизни с тобой происходит, – сказал ему случайный пассажир, которого он подвозил домой после закрытия метро.

После очередной сильной аварии он вдруг вспомнил слова ночного попутчика.

– Не хочу я больше никого бить, – решил он. – Буду представлять себе свою жизнь без аварий.

Но, видимо, слишком уж часто ему в них побывать пришлось. Никак он от аварий в мыслях избавиться не мог.

Что делать? Стал он тогда караулить ночного пассажира, чтобы он дал ему совет. А пока караулил, сам придумал.

– Если я не могу жить без аварий, стану тогда помогать тем, кто в них попадает, – решил он.

Так он стал аварийным автомобилем. Если с кем что-то случится, он тут как тут. Инструменты предложит. Шины запасные. А на помощь он всегда так спешил, что о себе забывал. Поэтому даже не заметил, как страх пропал. А сам он в аварию не попадал с тех пор ни одного раза.

Я первый

Как-то мне пришлось бывать в одной школе. Там я познакомилась с Сергеем – высоким красивым мальчиком с грустными глазами. Я решила, что он плохо учится, и попросила у него дневник. Но там были одни пятерки. И тогда я обратила внимание на то, что Сережа почему-то держится в стороне от сверстников. Была перемена. Кто-то из ребят водил ногами пинг-понговый шарик, кто-то рисовал на доске за спиной у учительницы. Девочки обменивались наклейками и оживленно болтали. И только Сережа топтался около своей парты.

– Почему ты с ними не играешь? – спросила я.

– Мне папа не разрешает. Стоит мне подойти к кому-то, так у нас начинается драка.

– Но почему?

– Я всегда хочу только победы. Если меня толкнут, я толкну посильнее. Если обзовут, тоже толкну. Ну а если меня стукнут, то даже директор школы меня не остановит. Вы не думайте, что я драться люблю, просто не могут проигрывать. Я и в футбол не люблю проигрывать. И в уроках хочу быть первым. Вы же видели мой дневник.

После этого разговора я не видела Сережу около года. Не приходилось бывать в этой школе. А когда пришла, то не сразу узнала его. Он не вырос, но глаза его горели каким-то особым огнем. Может быть, потому что он был занят: они с ребятами рисовали стенгазету.

Пока я удивленно рассматривала Сережу, ко мне подошла невысокая девочка.

– Меня зовут Катя, – представилась она. – Я вижу, вы на Сережу смотрите. А он у нас изменился. Хотите, расскажу, что произошло? В конце прошлого года в мае мы поехали на турслет. Там мы соревновались, кто быстрее пройдет по трассе с препятствиями. Страшновато, конечно, но все справились. И уже собрались обедать, как заметили, что нет Сережи и Наташки. Объявили общую тревогу, пошли их искать. Нашли уже в сумерках. Оказывается, Наташа повредила ногу, а Сергей решил тащить ее в лагерь на себе. Они заблудились. Хорошо, что у них были спички. Вечером мы увидели их костер.

Мы тогда спросили у Сережи:

– Как же ты сошел с трассы? Ведь ты же всегда хочешь быть первым.

– Она плакала, – ответил он.

И всем все стало ясно.

Потом он ездил к Наташе в больницу, затем домой. В общем, они подружились. А в сентябре сели за одну парту. А теперь вот газету делают.

Тут Сережа поднял глаза, заметил меня и слегка покраснел. Он подошел ко мне, поздоровался и сказал:

– Я понял, что в жизни важнее всего.

А вы, ребята, поняли?

детский страх сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

Научиться тому, как учить;

Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сказкотерапия -- это целенаправленное использование сказок в психологической, пси-хокоррекционной, психотерапевтической работе.

Существует несколько направлений сказкотерапии:

1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений

3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.