Раз, два, три, четыре, пять Дети загибают пальчики на левой
Будем пальчики считать. руке.
Крепкие и дружные Сжимают и разгибают кулачки.
Все такие нужные.
На другой руке опять Дети загибают пальчики на правой
Пальчики быстрые руке.
Хотя не очень чистые. Сжимают и разгибают кулачки.
Сентябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальчики,
Этот пальчик лег в кровать, начиная с мизинца.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.
Пальчиковая игра «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, Дети поочередно загибают
Этот пальчик – прыг в кровать, пальчики руки.
Сентябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Сорока»
Сорока – белобока, Указательный палец правой руки делает
Кашу варила Круговые движения на левой ладони.
Деток кормила.
Этому дала, Поочередно, загибаем пальцы левой руки.
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала. Большой палец поднять вверх.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был? На первую строку показать
С этим братцем в лес ходил, большие пальцы обеих рук
С этим братцем щи варил, и соединить их.
С этим братцем песни пел. Затем поочередно загибать
пальцы рук.
Октябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка. По ходу чтения, загибается на ручке
Этот пальчик – бабушка. ребенка пальчик, начиная с большого
Этот пальчик – папочка. пальчика.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Пальчиковая игра «Пальчик ест кашу»
Этот пальчик воду носит. Поочередно загибаем пальчики,
Этот пальчик сыплет просо. начиная с мизинчика.
Этот пальчик кашу варит.
Этот пальчик кашу ставит.
А этот пальчик ест да хвалит.
Он ел, оттого и потолстел.
Октябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висел замок Ритмичные быстрые соединения
Кто открыть его бы мог? пальцев двух рук в замок.
Покрутили. Пальцы в замке, руки тянутся в стороны.
Постучали Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.
И открыли. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.
Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
Пальчиковая игра «Очки»
Бабушка очки надела Колечки подносят к глазам
И детишек разглядела. Дети повторяют действия за
И детишки очки надели, воспитателем
Бабушку разглядели.
Октябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Рыбки»
Рыбки весело резвятся. Имитировать движения в
В чистой тепленькой воде. соответствии с текстом,
То сожмутся,
Разожмутся, повторяя за взрослым слова текста.
То зароются в песке.
Пальчиковая игра «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, Движения ладонями вверх, вниз.
Мы капустку солим, солим поглаживание подушечек пальцев.
Мы капустку трем, трем потираем кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем, жмем. сжимаем и разжимаем кулачки
Октябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Человечки»
Побежали вдоль реки, Пальцы сначала одной руки бегут
Дети на перегонки. по поверхности стола,
Побежали, побежали потом пальцы другой руки бегут по столу
Никого мы не догнали.
Пальчиковая игра «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук. Дети постукивают по столу Затем Это дятел долбит сук. подушечкой указательного
Он деревья не калечит, пальца правой руки.
Он деревья клювом лечит. то же самое проделывают
левой рукой
Ноябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Дети трут тыльные стороны
Как согреться нам, ребята? ладоней друг о друга.
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.
Пальчиковая игра «Мышки»
Две мышки залезли в подвал сложенными в щепоть
Тайком, чтоб никто не видал. пальцами обеих рук
Спустились следом подружки - изображаем ползающих по Три сереньких мышки-норушки. столу мышек.
Первая мышка увидела сыр, сжимаем одну руку в кулак,
Другая сгрызла его до дыр, а с помощью другой руки согласно
Третья собрала все крошки, освобождаем пальцы по одному
Четвертой осталось немножко, тексту считалочки.
А пятая гордо сказала: расслабляем кисти обеих рук
«Не вылезу я из подвала, и отряхиваем их одна о другую.
Пока хозяин квартиры
В подвал не доставит мне сыра!»
Ноябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Котик»
Котик маленький сидит раскрытые ладони прикладываем к.
И ушами шевелит. ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые Вот как, вот как, пальцы, показывая, как котик шевелит
Как ушами шевелит. ушами
Котик маленький замерз, потираем нос поочередно то одной,
Прикрывает лапкой нос. то другой ладонью.
Котик-котик, Котофей! прыгаем или сидя шевелим ногами, Быстро мы тебя согреем! переставляя стопы с пятки на носок.
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгай с пятки на носок!
Пальчиковая игра «Карась»
В парке есть глубокий пруд. Дети вытягивают ладони и качают
Караси в пруду живут. запястьями вправо – влево
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
Ноябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Пес»
Возле будки дремлет пес, соединяем ладони с сомкнутыми Спит, закрывши лапой нос. пальцами крест-накрест и качаем
Накормить его забыли, кистями рук вправо-влево, вперед-
С поводка не отцепили, назад.
И голодный наш Трезор ладонной стороной кисти одной руки
Грустно охраняет двор. поглаживаем тыльную сторону другой
Я налью побольше щей, затем руки меняем.
Накормлю его скорей! поднимаем кисти рук ладонями наружу,
сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы.
Пальчиковая игра «Дождь»
Капельки-дождинки раскрываем одну ладонь,
Упали на травинки. имитируя дождевые капли.
Кап-кап капельки, подушечками пальцев другой руки
Кап-кап маленьки. постукиваем по ней,
На ладошки дети
Ловят капли эти. делаем то же самое с другой ладонью.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
Ноябрь.
Я неделя.
Пальчиковая игра «Цветочек»
Как у Насти маленькой раскрываем ладонь одной руки
Есть цветочек аленький, и указательным пальцем другой руки
А его лепестки - поглаживаем ее круговыми движениями.
Это пальцы у руки. тем же указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять - слегка нажимаем на подушечки
поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.
Повторяем все для другой руки.
«Вышел дождик на прогулку».
Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним
пальцами обеих рук «шагают» по столу.
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку, руках на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
Н. Нищева .
«Осенние листья ».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих
руках, начиная с больших. Будем листья собирать. Ритмично сжимают и
разжимают кулачки.
Листья березы, Вновь загибают пальчики,
начиная с , больших.
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, Приседают, «шагают» по ковру
средним , и указательным пальцами
Маме осенний букет отнесем обеих рук.
Н. Нищева .
«Компот ».
Будем мы варить компот, Левую ладошку держим «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: правой «мешаем».
Будем яблоки крошить, Загибаем пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить, начиная с большого .
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем».
Угостим честной народ.
Н. Нищева
«Апельсин ».
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька - Останавливаются лицом в круг.
Для ежа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька - руках, начиная с больших, на каждое
Для стрижа. н азвание животного.
Эта долька -
Для утят.
Эта долька -
Для котят.
Эта долька -
Для бобра.
А для волка - Изображают пасть волка двумя руками.
Он сердит на нас - Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, Разбегаются.
Кто куда.
«Слива» .
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Р аскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
Н. Нищева
«В магазине ».
У метро – стеклянный дом. Дети идут по кругу, взявшись за
руки.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту, Останавливаются лицом в
круг, загибают по одному
пальцу сначала , на левой
Лук и перец очень вкусный руке, потом – на правой на
Сок, бананы, апельсины, каждое название овощей и
Киви, свеклу, мандарины фруктов.
Это место – просто склад В новь идут по кругу, взявшись за
руки.
Витаминов для ребят.
Н. Нищева .
« Корзина с овощами ».
С большою корзиной иду в огород. Дети идут по кругу, держась
На грядках растет разноцветный народ. з а руки.
Тут красный, пузатый сеньор помидор. На каждое название
А там кабачок, оседлавший забор . о воща загибают по одному
Румяный редис принакрылся листком, пальцу сначала на правой ,
а потом на левой руке.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат. Вновь идут по кругу,
Держась за руки.
Н. Нищева .
«Грибы ».
Топ-топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали
туесочек , большие пальцы - ручка.
Мухомор красный – гриб опасный. Загибают по одному
пальцу на обеих руках на
каждое название гриба,
начиная с мизинца.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело!
« Гномики-прачки ».
Всем водички принесла. Жили-были в домике С жимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с
больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с
больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи - рубашки, Загибают пальчики, начиная с
больших.
Пики - платочки,
Лики - штанишки.
Чики носочки.
Микки умница была,
Всем водичку носил.
« Машина каша ».
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки Маша кашей всех кормила. « м ешают» в левой ладошке.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку, Загибают по одному пальчику на обеих
Жучке - в плошку, руках на каждое название посуды.
А коту - в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают пальцы.
Все до крошки раздала. Сдувают воображаемые
крошки с ладони.
Н. Нищева .
«За ягодами ».
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших.
В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками
по столу.
За черникой, Загибают пальчики, начиная с больших .
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Н. Нищева .
« Есть у каждого свой дом ».
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих
руках по
Есть нора - надежный дом . о дному пальцу на каждое
двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и
ударяют
Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.
« Снежок ».
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с
большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение
ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий П оказывают круг,
сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз - подбросим. Подбрасывают воображаемый
снежок, смотрят вверх.
Два - поймаем. Приседают, ловят воображаемый
снежок.
Три - уроним. Встают, роняют воображаемый
снежок.
И… сломаем. Топают.
Н. Нищева .
« Мы во двор пошли гулять ».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным
и средним пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Капельки»
Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям:
пальцами обеих рук,
большими пальцами,
указательными,
средними,
безымянными,
мизинцами.
Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.
Пять весёлых капелек по земле стучат,
Пять весёлых капелек земле говорят:
Том – том – том – том!
Тим – тим – тим – тим!
Тик – тик – тик – тик!
Тип – тип – тип – тип!
Пальчиковая гимнастика «Дары осени»
Солнце, солнце, веселей,
Посвети, ещё погрей!
Сжать пальцы в кулак, разжать
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
Хлопки
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой
Чтоб когда придет зима,
Были полны закрома.
Сжать пальцы в кулак
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Плавные волнообразные движения ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно укладывают ладони на стол
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук.
Шёл неспешно, по привычке,
«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
Часто и ритмично бьют в ладоши.
Один хлопок.
Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
Игра «Подбери слова»
Предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.
моросит… (дождь);
созревают… (овощи, фрукты);
вянет… (трава);
улетают… (птицы);
желтеют… (листья);
выкапывают… (луковицы);
опадают… (листья);
квасят… (капусту);
льет… (дождь);
солят… (огурцы);
мокнет… (земля);
собирают… (семена; овощи).
Игра «Слова-антонимы»
Объяснить ребенку, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший – плохой; большой – маленький; быстро – медленно; идти – бежать.
Куст старый – … (молодой);
орех большой – … (маленький);
звери сытые – … (голодные);
камешки чистые – … (грязные);
ветка длинная – … (короткая);
корзина тяжелая – корзинка … (легкая),
гриб слева – гриб … (справа);
летом теплее, осенью – … (холоднее).
Игра «Измени слово»
П редложить ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное:
«Я вижу белку – я вижу… (белок).
Я чищу гриб – я чищу… (грибы).
Я иду за яблоком – я иду за… (яблоками ).
Я мою грушу – я мою… (груши).
Я сорвал кленовый лист – я сорвал кленовые… (листья).
Я кормлю зайца – я кормлю… (зайцев)».
Игра «Слова»
Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний».
«Куртка какая?» (Осенняя.)
«Дождь какой?» (Осенний .)
«Погода какая?» (Осенняя. )
«Настроение какое?» (Осеннее .)
Массаж кисти рук «Здравствуй, осень»
В такт чтению стихотворения перекатить по столу карандаш (вперёд – назад).
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим -
Что в подарок принесла?
Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения с помощью слога «та»:
Та – та, та – та, та -та, та – та,
Та – та – та, та – та, та – та,
Та – та – та – та, та – та, та – та -
Та – та – та – та, та – та – та
Пальчиковая игра «Дождик»
В такт чтению стихотворения постукивайте указательным пальчиком правой руки по ладони левой, а затем сделайте зонтик из переплетённых пальцев рук, поднимите руки над головой.
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Физкультминутка «Осень»
Наступила – чудо-осень
Поднять руки вверх и через стороны опустить.
Листья жёлтые висят.
Поднять руки вверх и опустить кисти рук.
Ну, а если кто-то спросит,
Скажем – праздник у ребят.
Вытянуть правую руку вперёд и, согнув в локте, прикоснуться к груди.
Ветерок легко подует,
Руки вытянуть вверх и размахивать вправо – влево.
Лист сорвётся, улетит,
Руки поднять вверх и размахивать вперёд – назад.
Землю золотом укроет
И немножко пошуршит.
Скользящие движения ногами по полу.
Чистоговорки
ца-ца-ца – осень у крыльца
цо-цо-цо – ветер дул в лицо
ца-ца-ца – закачались деревца
ошка-ошка-ошка – собирается картошка
жу-жу-жу – я про осень расскажу
ши-ши-ши-ши-месяцы мне повтори
Щи-щи-щи-из капусты варим щи
чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.
чо-чо-чо-чо – дождик капал на плечо
чи-чи-чи-чи – зонтик лучше поищи
Да-да-да, да-да-да – не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду – Все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да-Ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды – Только слышно из воды.
Массаж (или самомассаж)
Дети выполняют массажные движения на спине друг друга, не затрагивая область позвоночника
Кап-кап дождик, кап-кап дождик-
Капает с утра.
(Похлопывание по спине ладошками)
Всюду лужи, всюду лужи-
Рада детвора.
(Растирание спины круговыми движениями )
Разбегайтесь, разбегайтесь,
Сыплет с неба град.
(Пальчиковый «душ» по спине)
Вы на лужи поглядите-
Льдинки там лежат!
(Поглаживание спины ладошками круговыми движениями)
Массаж (или самомассаж)
Зонт из сумки достаем,
Поглаживание кисти руки от кончиков пальцев к запястью.
Чтоб не мокнуть под дождем.
«Пальчиковый душ» по ладошке, затем сжать кулачок.
Только он раскрылся – вдруг
Разжимать пальчики из кулачка по одному, начиная с мизинца.
Ветер вырвал зонт из рук
Нажимать на подушечки пальцев левой руки, начиная с мизинца, затем совершать легкие колебательные движения пальцами, поднимая руку вверх, – «полет».
Самомассаж лица
Туча в небе появилась,
Поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам.
Тень на землю опустилась.
Поглаживание вокруг глаз указательными пальцами – «очки».
Разбегаться надо нам
Поглаживание от носа по щекам по направлению к ушам.
Очень быстро по домам.
Поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам к углам губ.
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
Весёлый человечек.Тема: Игрушки
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!
Тема: Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший - это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)Тема: Осень. Грибы.
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
Осень.
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
Осень.
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Осень.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Посуда. Продукты питания.
В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы
«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
Посуда (2)
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .
Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
Тема: Домашние животные и птицы.
Поросята.Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
***
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.
Тема: Овощи. Фрукты. Сад. Огород.
Овощи.Тема: Зимующие птицы.
Покормите птицТема: Животные наших лесов.
Сидит белка.Тема: Транспорт. ПДД.
ТранспортВ морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Машины
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
Машины-2.
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Лодочка
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.
Постовой
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Дорожных правил очень много.
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
Велосипед
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
Гонки
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
Тема: Жилище. Бытовые приборы.
Магнитофон.Тема: Лето. Цветы.
Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Подсолнух.
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)
Тема: Насекомые.
Божьи коровки.Тема: Мебель.
Домик.Тема: Одежда. Головные уборы.
СтиркаТема: Обувь
Обувь.Тема: Животные Севера и Юга.
Белые медведи.Тема: День Победы.
На параде.Тема: Профессии.
За работуТема: Зимние забавы. Зимние виды спорта.
Зимние забавы.Тема: Зима.
МорозТема: Лес, деревья, кустарники.
КлёнТема: Праздник ёлки, Новый год, Рождество.
Новогодний праздникТема: Защитники Отечества.
БойцыТема: Каникулы. Сказки.
Любимые сказкиТема: Весна. Перелётные птицы.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».
Десять птичек - стайка.
Десять птичек - стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка - соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка - воробей, левой руки
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это - стриж, правой руки
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
Птицы прилетают.
С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
Грачи.
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
Весна
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
Подснежник
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Биева Елена
Цели:
Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к занятиям, видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях;
Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредотачиваться во время звучания, дослушивать до конца;
Учить начинать движение одновременно с началом музыки, ориентироваться на вступление, в соответствии с изменением характера и сменой частей пьесы изменять характер движения;
Совершенствовать пространственную ориентировку;
Развивать логическое мышление; фонематический слух;
Развивать речевое дыхание и мелкую моторику.
Предварительная работа:
1. Разучивание пальчиковой игры «Дождик»; игры «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой); двигательного упражнения «Прогулка», игры с палочками «Лягушата».
2. Разучивание песни – оркестра «Дождик» («Летний дождь», музыка Г. Вихпревой; песни – упражнения «Звонкие капельки», Л. Гусевой.
3. Беседа о времени года Весна, её приметах.
Материал: аудиокассеты – фонограмма «шум дождя», «Подснежник», П. И. Чайковского, «Аэробика для малышей», Е. Железновой – «Лягушата»; палочки для логоритмики;2 тучки (голубого цвета – мажор, серого – минор); карточки - тучки с изображением «мажора» и «минора» (на каждого ребенка 2 тучки); музыкально дидактическая игра «Весело – грустно»; фланелеграф; маска сома; альбомный лист с изображением тучки (для каждого ребёнка, капельки из голубой бумаги, клей карандаш; ведёрко с наклеенными капельками для угощения.
Литература:
1. «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Пожиленко М. : «Владос», 1999 г.
2. Журнал «Колокольчик», №9, 1998 г.
3. Журнал «Колокольчик» № 36, 2006 г.
4. Журнал «Музыкальная палитра №3, 2008 г.
5. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова С-Пб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 г.
6. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М. Ю. Картушина, М. : «ТЦ Сфера», 2006 г.
7. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М. Ю. Катрушина, М. : «ТЦ Сфера», 2008 г.
8. «Логоритмика» (игры и упражнения для дошкольников, О. А. Новиковская С-Пб, КОРОНА принт, 2005 г.
9. «Пальчиковая гимнастика», Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова С-Пб, КОРОНА Принт, 2006 г.
Музыкальный руководитель (далее М. р.). У нас сегодня необычное занятие – мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду? Вы знаете, где вода бывает, где путешествует (Ответы детей.) Правильно, ребята, вода может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинами или горячим паром. Вот какая она разная, волшебница вода.
Звучит фонограмма «Шум дождя».
М. р. Слышите? Что это, ребята? (Ответы детей.) Правильно, это к нам в гости торопится весенний дождик. Давайте, позовём его, чтобы он не заблудился, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дождик».
Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой
руки стучат по левой ладошке
Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой
руки стучат по правой ладошке
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза
по левому, затем меняем руки
Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»
Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены
Воспитатель вносит в зал тучку – дождик (мягкую игрушку).
М. р. А вот и дождик к нам пожаловал. Посмотрите, у него для нас письмо от Волшебницы Воды.
(читает) «Вы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
В озере меня найдёте,
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Ваша спутница – вода!
Ребята, предлагаю вам попутешествовать вместе с моим Дождиком и его капельками». Ну что, ребята, отправимся путешествовать вместе с Дождиком?
Двигательное упражнение «Прогулка».
Мы отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между «кочками»
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали Бегут на носочках
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая
через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
Топ, топ, топ, топ, Маршируют.
А теперь все вместе: «Стоп!» Остановиться на слово «стоп»
М. р. Вот мы с вами и оказались на весенней лесной полянке. Становитесь в хоровод, споём песенку.
Хоровод «Веснянка», музыка М. Картушиной («Колокольчик» № 36, стр17).
М. р. Присаживайтесь на стульчики-пенёчки, немножко отдохнём. (Дети садятся на стульчики.) Среди детских музыкальных инструментов есть инструменты, звук которых похож на звук дождика. Назовите, что это за инструменты? (Металлофон,треугольник, колокольчики.) Предлагаю вам сейчас сыграть в оркестре песенку про «Дождик».
Ребёнок. По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла.
Опиралась на пригорке –
Опрокинулись ведёрки.
Оркестр «Дождик», музыка Г. Вихаревой (Музыкальная палитра 3/08, стр. 24).
(М. р. показывает 2 тучки: голубого цвета – мажор, серого – минор.)
М. р. Какие странные тучки приготовил для нас дождик. Что же дождик хочет нам сказать? (ответ детей.) Да ребята, это мажор и минор – два музыкальных лада. В каждом музыкальном произведении звуки связаны между собой, сплетены, т. е. живут в ладу друг с другом. Отсюда и происходит слово «лад». Бодрые, жизнерадостные, светлые, весёлые мелодии – это мажорный лад. Печальным и грустным мелодиям соответствует минорный лад. А дождик хочет проверить, сможете ли вы различить мажорный и минорный лад?
Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»
М. р. играет несколько музыкальных фрагментов, дети должны определить, какой лад у каждого фрагмента и показать соответствующую карточку – тучку.
М. р. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Ребята, а мы ведь дождя не боимся! Давайте поможем дождику весело играть.
Песня – упражнение «Звонкие капельки», музыка Л. Гусевой («Колокольчик» №9, стр. 5) :
М. р. Разыгрался весёлый дождик, застучал дождевым молоточком по деревьям, по траве, цветочкам и по нашим спинкам!
Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой):
(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)
Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями
по спинкам друг друга.
Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите, - Поколачивают кулачками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - Растирают рёбрами ладоней.
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте, - Кладут ладони на плечи и большими
пальцами растирают плечи круговыми движениями.
Бом! Бом! Бом!
Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.
Бом! Бом! Бом!
Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.
Упражнение «Ручеёк, река, озеро»
М. р. Ребята, посмотрите, после дождика капельки собрались вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Давайте и мы с вами превратимся в ручеёк. Возьмитесь за руки. Побежали!
(Дети, взявшись за руки, «бегут» как ручеёк «змейкой» через весь зал.)
Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Идут под музыку через центр зала.)
Текла – текла река, и попала в большое озеро. (Образуют круг, останавливаются.)
После дождика лягушки
Веселились на опушке.
Что за прелесть, ква-ква-ква!
Всюду мокрая трава!
Игра с палочками «Лягушки»:
(дети садятся на ковер на коленки)
Сели дружно на лугу стучать палочками одновременно 2 раза
справа и 2 раза слева по полу
Зелёные лягушки.
Купались весело в пруду перекладывать палочки на полу –
«плывут»
Забавные квакушки
о пол 4 раза
Ква-ква-ква,
Ква-ква-ква,
Зелёные лягушки. стучать основаниями палочек друг о друга
Ква-ква-ква, стучать палочками друг о друга накрест П I
Ква-ква-ква,
Забавные квакушки. стучат двумя палочками одновременно
о пол 4 раза
М. р. А четверо маленьких лягушат очень любят веселиться, прыгать и нырять.
Логоритмическое упражнение «Четверо лягушат», музыка Е. Железновой
М. р. Вам понравилось нырять вместе с лягушатами? А вы знаете, что лягушки – маленькие помощницы, они очищают воду. Вот и в нашем озере водичка чистая, прозрачная и живет здесь очень много рыбок. А на самом дне лежит хитрый сом! (М. р. одевает одному из детей маску сома)
Все ребята покружитесь
И в рыбёшек превратитесь!
Игра «Усатый сом»:
Посмотрите взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе на дне
Самостоятельный вполне!
Рыбки, рыбки, не зевайте!
Поскорее уплывайте!
Сом усами шевелит,
Прячьтесь быстро, он не спит!
Дети "плавают" под музыку,как рыбки, по всему залу,поют. С окончанием слов выплывает «сом», ловит рыбок, рыбки убегают на места.
М. р. Много интересного мы увидели вместе с дождиком. Ребята, не забывайте, что надо бережно относиться к природе, воде. Посмотрите, какую странную картинку приготовил для нас дождик. На ней есть тучка, лужицы, а чего не хватает? (Капелек)
Под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» дети выполняют коллективную работу
(Дети наклеивают капельки дождя. Затем рассматривают работы, обсуждают результаты.)
М. р. Дождику очень понравилось с вами путешествовать, понравилась ваши работы. Для вас он приготовил сюрприз – это небольшое ведёрко, наверное, с дождевой водой? Давайте посмотрим.
(В ведёрке конфеты). Дети прощаются, уходят в группу.