Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности. На птичьем дворе

24.02.2019

Елена Рощупкина

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества ».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творчески активным , способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Дошкольное детство – самое уникальное время для развития творческой личности ребёнка , раскрытия его индивидуальности. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Развивать творчество у детей можно разными путями, активно задействуя такой вид художественного творчества , как экопластика , которая предоставляет возможность дошкольникам создавать произведения в сотворчестве с великим художником - Природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть : в каждом листочке или корешке таится волшебство, надо лишь суметь это увидеть и творчески преломить в себе . Именно такой вид художественного творчества , как экопластика позволяет создавать образы из разных природных материалов, дает простор для фантазии и игры воображения ребенка, обеспечивает положительные эмоции, предоставляет возможность максимально реализовать игровые интересы и желания, проявить креативность взглядов на обычные вещи, помогает ребенку самостоятельно решать творческие задачи . Поэтому выбранная тема актуальна и послужила основанием для создания педагогического опыта .

Новизна представляемого опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно-эстетического развития дошкольников посредством : использования нетрадиционных методов художественно-конструктивной деятельности и педагогических технологий; создание системы взаимосвязи между непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей; партнерских отношений с родителями, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.

Данная система работы основана на экспериментальных исследованиях, методических разработках и программе И . А. Лыковой «Цветные ладошки » , а также работах Пантелеева Г . Н. известных отечественных ученых. Целостность системы состоит из четырех взаимосвязанных блоков :

Первый - целевой блок, включает единство цели и задач.

Целью моей работы стало развитие творческого потенциала дошкольника с использованием экопластики .

Для осуществления постановленной цели были определены следующие задачи : создать творческую среду , позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности ребенка ; учить способам конструктивно-модельной и художественной деятельности из различного природного материала; развивать фантазию , воображение, умение вглядываться в окружающий мир, занимать позицию художника-творца ; поощрять желание проявлять инициативу, самостоятельность, любознательность; воспитывать бережное, созидательное отношение к окружающему миру; повысить уровень педагогических знаний родителей в области художественно-эстетического развития детей , вызвать желание принимать участие в совместной творческой деятельности с ДОУ .

Второй блок – организационно-педагогический

В своей работе опираюсь на следующие принципы : культуросообразности сезонности, системности и последовательности, деятельности, сотрудничества, творчества и инициативности , гуманистичности, эстетизации развивающей среды .

Основной целью данного блока является создание педагогических условий для . На данном этапе в группе была пересмотрена развивающая среда по художественно – эстетическому и познавательному развитию , объединяющая следующие центры : «Кладовая природы» , в центре размещены разнообразные коллекции природного материала; «Чудеса природы» , для проведения экспериментально-исследовательской деятельности; «Страна Мастерилка» дает возможность для игры воображения, ведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств- радость созидания творчества .

Третий блок – процессуально- деятельностный, который включает реализацию намеченных мероприятий с детьми в соответствии с перспективным планом совместной деятельности по художественно – творческому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством экопластики , с определением форм организации, методов и средств, направленных на конечный результат.

Формы организации : НОД, экспериментирование, коллекционирование, мастерская по изготовлению продукции детского творчества , макетирование, оформление композиций- инсталляций. Методы и приемы, используемые в работе : словесные, наглядные, игровые, практические. Средства : аудио- и видео - материалы, альбомы и фотографии работ художников- дизайнеров, художественная литература.

Знакомство с природным материалом началось уже с малышами во время прогулок, когда дети любовались природой родного края, отмечая ее флору и фауну – это самые первые потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребенка. Собирая веточки, камушки, шишки, плоды и семена растений дети учились любить и беречь природу родного края, старались не наносить ей ущерб, знакомились с важнейшим жизненным принципом : «Не навреди!» Знакомство с природным материалом удовлетворяло исследовательскую потребность детей. С большим интересом в ходе исследовательской деятельности дети изучали свойства природных материалов их особенности «Легкий- тяжелый» , «Чудесный мешочек» , «Плавает-тонет» , «Ветер по морю гуляет» и т. д. Проводились наблюдения в мире растений : проращивание семян, луковиц, наблюдение за распускающимися веточками березы, смородины. Большое место в младшем дошкольном возрасте отводилось разнообразным упражнениям и играм с природным материалом для развития мелкой моторики рук , такие игры приносили радость и эмоциональное равновесие. «Найди пару» , «Составь картинку» , «Морское дно» , «Поможем Золушке» , «Собери бусы» и т. д.)

В средней группе, дети наблюдали, как природный материал превращается в поделку. Экопластика научила обращать внимание на особенности природного материала, фантазировать о возможностях его перевоплощения, способам работы с ним . Постепенно и дети стали включаться в процесс творчества и начинали мастерить поделки («Он на ежика похож» , «Веселые кораблики» , «Друзья лесного человечка» и т. д.) Первые поделки из природного материала объединялись в красочные композиции. («Семья ежей» , «Грибная полянка» ) С большим удовольствием дети создавали флористические картины и коллажи из цветочных лепестков и осенних листьев («Листопад и звездопад» , «Осенняя фантазия» , «Сказочный лес» и т. д., выкладывают картинки из семян («Мимоза для мамы» , «Чудо цветы» , расписывали морские камушки. Занятия с природным материалом помогали детям осознать, что такое сотрудничество. Совместный художественный труд и игры способствовали не только развитию воображения , но развивали способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.

Детям старшего дошкольного возраста экопластика предоставляла более широкие возможности для творчества - аранжировки из осенних листьев, композиции из цветов, овощные и фруктовые скульптуры, составление композиций- инсталяций, изготовление макетов с применением тестопластики. Много внимания уделялось выполнению заданий по замыслу. Детям предоставлялась возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы . В процессе творческой работы дети создавали забавные произведения, которые становились оригинальными подарками, украшали интерьер группы, дополняли игровую среду.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей , нельзя не подчеркнуть, что благоприятное развитие возможно только при непосредственном взаимодействии с семьей. С этой целью проводились совместные экскурсии и походы, выставки творческих работ и композиций из природного материала «Осенняя фантазия» , «Чудесные превращения» , «Зимняя сказка» , организовывались смотры-конкурсы «Вторая жизнь растений» , реализовывались совместные проекты «Предметы украшения интерьера» , «Мы цветоводы и огородники» , «Гербарии родного края» , «Эти чудесные ракушки»

По сей день поделка, сделанная своими руками очень актуальна. Художественное творчество высоко ценится во всем мире. Работы , создаваемые своими руками, служат украшением интерьера нашего ДОУ : групповых и раздевальных комнат, лестничных проемов, залов и фойе. Показателем творческих успехов воспитанников также являются дипломы победителей за участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсах.

Таким образом, чудеса экопластики способствуют максимальному развитию творческого потенциала дошкольников . Нетрадиционные формы работы стимулируют творческую активность , мышление, воображение,«погружают» ребенка в атмосферу творчества , раскрывают индивидуальность ребенка, формируют эстетическое отношение к миру, желание его преобразить. Вся практическая деятельность подтверждает, не теряющие актуальности слова скульптора Родена «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

Игры с природным материалом.


Опыты и эксперименты с природным материалом.





Продуктивная деятельность.










Выставка поделок.


Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев , С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

Использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

Недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №8 «РУСАЛОЧКА»

г.Кстово, 3-микрорайон, дом 27, тел. 2-11-93, 2-27-16,2-17-31

Доклад по теме: «Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника в плавании»

Плавание – важнейшее средство оздоровления. В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, при этом все более актуальными становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте имеет важное значение не только раннее обучение детей плаванию, но поиск новых форм, методов и нестандартных решений на занятиях в бассейне.

Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы и поэтому мы решили внедрить в свою работу проект «Плавание – это красота в движении», чтобы раскрыть скрытые возможности детей.

Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема. Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, физическая культура.

Для решения поставленных задач мы используем как традиционные, так и нестандартные формы работы с детьми дошкольного возраста:

  • синхронное (фигурное)плавание как средство развития творческих способностей детей
  • аквааэробика как средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста.

Через элементы синхронного плавания можно развивать психические процессы: внимание, память, а также раскрыть творческий потенциал у дошкольников, умение двигаться в воде красиво и синхронно помогает увидеть детям насколько они способны выразить красоту движений и очаровать зрителей.

Синхронное (фигурное) плавание - это детский театр на воде, с музыкальными композициями и использованием разных предметов (нудлы, обручи, мячи, круги и др.). В дошкольном возрасте у детей развивается творческий потенциал, формируется любовь к прекрасному, уважение к друг другу и творческого самовыражения.

Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом, но впоследствии они способны придумать свои интересные элементы. В этом и есть уникальность каждого ребёнка. А вместе все дети творят прекрасную композицию – это их творчество и результат.

Аквааэробика – это вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движений в воде под музыку, а также является одним из самых малотравматичных видов фитнеса.

Аквааэробика для дошкольников влияет следующим образом на детский организм:

  • Устраняет повышенную раздражительность и возбудимость
  • Гармонично развивает мышцы ног, спины, живота, груди, рук, плечевого пояса
  • Предупреждает сколиоз
  • Формирует правильный «мышечный корсет»
  • Приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект
  • Снимает стресс
  • Формирует здоровый образ жизни
  • Улучшает общее самочувствие

Цель:

Формирование творческого начала, самоконтроля ребенка, развитие творческих способностей у воспитанников во взаимосвязи с разными видами деятельности:

  • Плавание
  • Музыка
  • Хореография

Задачи проекта:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
  • Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни и повышение работоспособности организма.
  • Совершенствование плавательных навыков, развитие гибкости, чувства ритма, координации движений, чувство радости и удовольствия от движений в воде.
  • Воспитание нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства.

Взаимодействие с родителями :

  • информационный материал для родителей в группах
  • памятки-рекомендации

Ожидаемые результаты:

  • Эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, проявление чувства радости и удовольствия от движения в воде.
  • Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
  • Развитие гибкости, выносливости, ловкости, красоты и пластики в выполнении движений, умения слушать музыку при выполнении упражнений.
  • Оптимизация взаимоотношений между детьми, развитие умения организовывать деятельность в подгруппе сверстников.
  • Проявления творческой активности личностного роста ребенка.

Для развития творческого потенциала детей на занятиях по плаванию я включаю в свои занятия следующие элементы:

  • Элементы аквааэробики - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Особенно популярна среди старших дошкольников, вновь поступивших в детский сад и не имеющих плавательных навыков. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде;
  • Элементы фигурного плавания представляет собой комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, дети имеют возможность проявить свое творчество в «минуту свободного плавания»;
  • Элементы синхронное плавание – один из видов спорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.

Достигнутые нами результаты были бы невозможны без тесного контакта с родителями, которые являются непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса и нашими помощниками. Мною подготовлен ряд консультаций («Играя, учим плавать», «Наши достижения», «Познакомимся с водой», «Учимся плавать», «Обучение элементам сухого плавания», «Дыхательные упражнения», «Безопасное поведение на воде».

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Упражнения и игры в воде должны вызвать интерес, доставлять ребятам удовольствие и радость, побуждать их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

В детском саду перед ребенком открыты разные возможности для творческого осмысления действительности и его выражения и одна из них – синхронное(фигурное) плавание. Э то очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружение в такт музыки, танцы с различными предметами, построение разных танцевальных композиций. Все это позволяет ребенку выразить себя и доставляет при это м огромное эмоциональное удовольствие. Основы творческих проявлений детей закладываются уже в младшем дошкольном возрасте. И мы стараемся воспитать в ребенке эстетический вкус, развивать способность искать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно, то есть смело и свободно. Дети выполняют под музыку различные скольжения с предметами, подныривание в обруч . В старшей и подготовительной группе в зависимости от подготовленности дети знакомятся с различными композиционными движениями синхронного плавания. Это помогает детям самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций.

При выполнении детьми произвольных движений под музыку в воде, я веду наблюдение. Это важно, так как именно в такие минуты рождаются необыкновенные по красоте движения. Затем самые интересные из них мы разучиваем. Постепенно различные движения соединяем в композиции, подбираем музыкальное сопровождение. Так происходит рождение танца, который является плодом творчества и общих усилий. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом опытом, радуются своим успехам.

Освоенные элементы синхронного (фигурного) плавания позволяют детям перейти на другой уровень творчества. Они уже могут подготовить не только рисунки на воде, но и сюжеты для больших праздников, что позволяет нам планировать и осуществлять подготовку развлекательных представлений на воде.

Представленная в поекте «Плавание – это красота в движении» система работы по освоению элементов синхронного (фигурного) плавания и аквааэробики дает весомые результаты в развитии творческих способностей детей.

Литература:

1.Е.К. Воронова, «Программа обучения плаванию в детском саду», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г.

2.Пищикова Н.Г., «Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники», Издательство «Скрипторий 2003».

3.Яблонская С.В., Циклис С.А. «Физкультура и плавание в детском саду», издательство ТЦ Сфера, 2008.

4.Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ. / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2011

5.Маханева М.Д., Баранова Г.В. «Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2009

6.«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А.Чеменевой. – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

7.Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г

8.Д.Лоуренс «Аквааэробика – упражнения в воде»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности по плаванию

Образовательная область «Физическое развитие»

с элементами аквааэробики и синхронного (фигурного) плавания в

подготовительной к школе группе «Дельфин»

Подготовил: инструктор по физкультуре (плаванию) Беляшкина Светлана Викторовна

Программное содержание:

  • учить опускать лицо в воду при скольжении на груди;
  • продолжать обучать элементам фигурного плавания;
  • закреплять умение делать полный выдох в воду, лежание на груди, на спине;
  • совершенствование плавательных навыков, развитие гибкости, чувства ритма, координации движений, чувство радости и удовольствия от движений в воде;
  • воспитывать смелость и решительность.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Инвентарь : нудлы, обручи, мячи резиновые, надувные, пластмассовые, доски, круги по количеству детей.

ТСО: магнитофон, музыкальные диски

Май 2017г.

Части занятия

учебного материала

Дозировка

Методические указания

I. Вводная

1. Построение, приветствие.

Сообщение задач занятия.

2. Игра «можно - нельзя» (повторение правил поведения в бассейне).

3.Комплекс подводящих упражнений «сухого плавания»:

  1. И.п. – стоя, лицом к «линии воды»:

1 - сделать вдох и «нырнуть» под линию, задержать дыхание;

2 - вернуться в И.п., выдох.

  1. И.п. – тоже:

1-сделать вдох, отпустить лицо под «линию воды»;

2- сделать выдох

  1. И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

1- сделать вдох, присесть, плотно сгруппироваться, обхватив голени руками, наклонить голову к коленям;

2- вернуться в И.п.

  1. И.п. – тоже. Прыжок вверх «Прыжок дельфина»

1. Организационный вход в воду. Построение по ориентирам.

И.п. – встать лицом к бортику на расстоянии вытянутых рук, держать голову между вытянутыми руками, сказать: «водичка, водичка умой моё личико», затем медленно наклоняясь вперед, опуская лицо в воду.

2.Выполнение дыхательных упражнений в движении (с использованием мячей малого диаметра):

Дуть на мяч («подгонять ветерком»);

Толкать мяч носом («дрессированные морские котики»);

Выдох в воду (дети делают выдох в воду, произнося гудок парохода «у-у-у-у-у…»)

3 . Комплекс аквааэробики с нудлом « Я живу в России»:

1) «Прогулка»- И.п. – о. с.; ходьба на месте; имитация передвижений, как пингвины, нудл в руках.

2) «Потягушки» - И.п. – ноги врозь, руки вдоль тела:

1- подъем рук вверх, посмотреть на нудл;

2- вернуться в И.п.

3) «Подскоки» - И.п. – тоже, руки в стороны, опираясь на нудл; поворот подскоками вправо вокруг себя:

4) «Скольжение» - И.п. – ноги врозь, руки перед собой, опираясь на нудл:

1- наклон вперед, выпрямляя руки перед собой, скольжение по воде;

2- вернуться в И. п.

5) «Качалка» - И.п. – ноги врозь, наклон вперед, руки прямые, лежат на воде; движения руками вниз вверх, преодолевая сопротивление воды.

6) «Касалки» - И.п. - стойка ноги врозь, руки перед собой ;

Поочередное поднимание ног из воды, касаясь коленом нудла.

8 ) «Дыхалки» - И.п. – тоже;

1 - подъем рук вверх с нудлом, вдох;

2 – вернуться в И. п., выдох на мяч.

9) «Поклон» - И.п. – тоже;

1 - поворот туловища на 90 0 ;

2 – И.п. ноги на ширине плеч;

4. Плавание с поддерживающими средствами (нудлы, плавательные доски, круги):

- скольжение на груди («стрела»);

Скольжение с работой ног «кролем» («торпеда»);

Скольжение на спине с работой ног «кролем» («моторчики»).

5.Игровое упражнение «На буксире».

Дети разбиваются парами. Соединяют два обруча вместе. Держаться за обручи, стоя лицом друг к другу. Один из них ложится на воду (баржа). Другой – идет вперед (буксир), ускоряя шаг и везет за собой, лежащего на воде (буксир везет за собой баржу), до противоположного бортика. У бортика дети меняются местами.

6.Элементы фигурного плавания.

И.п. – дети образуют круг, держась за круги между собой. Упражнения выполняются одновременно группой.

«Водоросли»:

1 - руки вверх

2 - руки вниз

3- наклон вперед, руки вперед

4- вернуться в И.п.

5 – приседание, руки вверх

6 - вернуться в И. п.

«Ожерелье»:

1 - лежание «поплавком»

2 – вернуться в И.п.

7. Игровое упражнение « Иголка и нитка».

Дети – нитка, обруч – ушко иголки. Необходимо нырнуть в обруч, как бы продеть нитку в иголку.

8.Игровое упражнение «Карусель».

Дети становятся в круг, держась за руки. По команде они ложатся на спину через одного, продолжая держаться за руки. Те, кто стоит на дне, начинают двигаться по кругу. Затем дети меняются местами.

9.Подвижная игра «Водное поло».

Командная игра с бросками мяча одной рукой между игроками команды и бросками в ворота команды соперницы.

1 мин .

1 мин.

2-3 мин .

3-4 раза

3-4 раза

3-4 раза

4-5 раз

1 мин.

2 мин

3 мин.

10-15 с.

6-8 раз

6-8 раз

4-5 раз

9-10 раз

9-10 раз

10-20 с.

4-5 раз

3 мин.

1 мин.

1мин

1мин

1мин

3-4 мин.

1-2 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин

Натянуть длинный шнур на стойках - «линия воды».

Следить за правильной группировкой.

Следить за правильным положением тела.

Не помогать руками.

Выдох длиннее вдоха.

Губы вытянуты трубочкой

Нудл лежит на воде, хват сверху

Руки лежат на воде, подбородок касается воды.

Руки должны находиться в воде.

Лицо погружать в воду так, чтоб уши были в воде.

Выдох длительный.

Следить за правильным положением тела, ноги вместе носок вытянут.

Следить за синхронностью выполнения упражнений.

Следить за группировкой тела.

Положение тела:«стрелой» - руки прямые, голова лежит на руках, ноги вместе.

Лежать на спине: голова по уши в воде, тело ровное, живот подтянут к поверхности воды.

Разделиться на две команды («Морские котики», «Морские львы».

Грубо не играть. Закрывать ворота руками. В воде передвигаться бегом и прыжками.

II.Основная

III.Заклю-чительная

1.Малоподвижная игра «Море волнуется».

Выполнение морских фигур на воде.

2.Свободное плавание. Организационный выход из воды:

2 мин.

3 мин.

Задержку дыхания во время выполнения фигур выполнять, считая до пяти.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В.Н. Татищева» села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЬКА»

  • Воспитатель: Савельева Александра Николаевна
  • Старший воспитатель: Жирнова Оксана Николаевна

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности у детей дошкольного возраста. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Продуктивный вид деятельности невозможен без творчества. Творчество – это качество, которое ребенок вносит в деятельность.

Один из основных принципов дошкольного образования поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Поэтому нами была выбрана тема «Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель нашей работы: поддержка инициативы и самостоятельности детей в творческой деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно - творческих способностей.
  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительно, музыкальной) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Для того, чтобы обеспечить потребность общества, и реализовать государственный стандарт дошкольного образования мы применяем следующие современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Личностно – ориентированная технология;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровая технология.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления творческого развития детей, поэтому мы большое внимание уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления) .

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Во всех возрастных группах имеются центры развития – природы, строительно - конструктивные, художественного творчества, игрушки и предметы быта, картинки предметные и сюжетные, дидактические игры (настольные) для знакомства с искусством, профессиями и развитию художественного творчества. Педагоги стараются оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем – либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.

Развитию самостоятельной творческой деятельности у дошкольников способствует тесное сотрудничество всего коллектива детского сада. Наши усилия направлены на то, чтобы украсить яркими красками детство наших воспитанников, чтобы взрослея, они вспоминали наши праздники, развлечения, любимые занятия.

Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Цель методической работы состоит, прежде всего, в создании условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста, мотивация к использованию инновационных технологий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Мы регулярно участвуем в форумах и конференциях различного уровня, в ходе которых обмениваются опытом по развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми, которые мы используем для развития самостоятельной творческой деятельности.

В процессе НОД у наших воспитанников воспитывается самостоятельность и инициативность, формируется самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, ребёнок учить смело высказывать свои суждения. Детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх наши воспитанники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем детском саду воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В своей практике мы используем следующие виды проектов:

исследовательские-творческие проекты; ролево-игровые проекты; творческие проекты в детском саду. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В нашем детском саду работает кружок "Волшебная бумага", где дети изготавливают поделки из разных видов бумаги, развивая мелкую моторику рук, воображение, инициативность, творчество.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности – это организация праздника, развлечения. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Во время совместной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми работаем в это время. Ни один праздник не обходится у нас без театрализованного представления. Дети принимают активное участие в изготовлении атрибутов для праздников и спектаклей. В нашем детском саду работает театральный кружок «Сказка» .

В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, характер, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это помогает нашим воспитанникам ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими. Поэтому наш детский сад тесно взаимодействует с культурными и образовательными организациями района. Наши дети участвуют в различных творческих конкурсах, акциях, ходят на экскурсии, знакомятся с людьми творческих профессий.

Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Поэтому педагогу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Педагоги вовлекают родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами которой становятся выставки рисунков, поделок, участие в конкурсах.

Практикуется совместная подготовка и проведение праздников, (8 Марта, Новый год) , изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.

Наши достижения. Участие в областных и всероссийских конкурсах детского творчества.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Б.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции» .

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В связи с этим - задача педагогов найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала дошкольника.

Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению :

Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков;

Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике художественной деятельности). Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить;

Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изобразительной деятельности;

Небольшое число используемых детьми способов изображения;

Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации НОД (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).

Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

Изобразительная деятельность - это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе образования полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему

своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства образования на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

Формирование у детей алгоритма деятельности;

Развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

Формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

Развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

Для развития творческого потенциала в изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

    организация предметно-развивающей среды;

    создание ситуации успеха;

    сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

    выстраивание на занятии игрового сюжета;

    создание ситуации творческого поиска;

    стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

    применение разнообразных художественных материалов и техник;

    наличие творческих заданий;

    интеграция различных видов искусства;

    предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности;

    обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Немаловажным условием является создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки.

Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания .

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути образования и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы , используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Изобразительная деятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности художественной деятельности. Нестандартные подходы в организации художественной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования позволяет

развивать фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

И, конечно, успех в работе может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Только систематическая, планомерная работа даст положительные результаты.

Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши дети не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству.

Свое выступление хочется закончить словами Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой душиглавная цель воспитания.