На чтение 7 мин.
Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.
Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?
На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.
Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.
Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.
В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.
Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.
Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.
Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.
Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.
Содержание:
Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:
Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:
Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:
Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.
Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:
Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:
Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.
Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:
В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.
Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.
Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.
Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.
В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.
Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.
Родители могут вздохнуть с облегчением и приготовиться к трем годам спокойствия и умиротворенности в жизни подросшего сорванца.
Ребенок в 4 года вступает в следующий этап своего взросления – младший дошкольный возраст. Шумный и капризный трехлетка превращается в послушного и улыбчивого малыша. Кризис негативизма успешно миновал. Отныне все поступки ребенка будут продиктованы стремлением понравиться и угодить родителям, близким людям.
Важные для ребенка взрослые должны особенно следить за своим отношением к нему, способами реагирования на его поступки и собственным эмоциональным состоянием в целом. Малыш становится уязвимым и беззащитным из-за своей привязанности к ним. Сейчас его легко ранить и обидеть неправильным действием, словом, интонацией. А это может навсегда разорвать тонкую нить связи и доверительных отношений между ребенком и окружающими его близкими родственниками.
Психическое развитие ребенка в 4 года наполняет его эмоциональную жизнь новыми оттенками чувств и впечатлений. Кроха может грустить, тосковать, печалиться, испытывать стыд. Подобные проявления, пугающие бдительных родителей, совершенно нормальны и являются результатом формирования душевной организации малыша. Несмотря на резко возросшую самостоятельность, важно продолжать уделять достаточно внимания, вовлекать в совместную деятельность и не забывать про волшебную силу похвалы, которая, конечно, должна оставаться адекватной и соизмеримой его достижениям.
Физическое развитие ребенка в 4 года характеризуется снижением двигательной активности. Если раньше потребность в движении была определяющим инстинктом в жизни, то сейчас в действиях на первый план выходит осознанность и контроль. На данном этапе специалисты рекомендуют много гулять и играть с малышом в подвижные игры. Хорошим подспорьем станет спортивная секция или танцевальный кружок. Ребенок в 4 года уже готов к регулярным организованным занятиям в коллективе сверстников. Это дисциплинирует его, помогает развивать волевой характер, учит добиваться поставленной цели.
Если задаться вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года, то на первый план, без сомнения, выйдет его способность правильно говорить. Богатый словарный запас и правильное произношение становятся частью общепринятой нормы для этого возраста. При наличии отклонений или отставаний в данной области, необходимо обратиться к логопеду, который протестирует и разработает специальный курс занятий. Важно сделать это сейчас, когда ребенку 4 года, поскольку в дальнейшем исправить подобные речевые ошибки будет намного сложнее.
Главным двигателем развития и формирования личности всегда выступала подражательная деятельность. Ребенок в 4 года начинает активно повторять слова и выражения, употребляемые родителями и близкими родственниками. Поэтому в одинаковой ситуации два малыша могут по-разному проявить личное отношение к происходящим событиям. Один скажет: «Хорошо! Прекрасно!», а другой использует набор нецензурных слов. И это не он «в 4 года такой невоспитанный грубиян», просто окружающие его взрослые люди забывают в присутствии ребенка контролировать свой речевой поток. Чтобы избежать подобных казусов, стоит постоянно помнить, что фразы, употребляемые родителями в повседневной жизни, записываются в сознание малыша и после очень тяжело поддаются исправлению.
Важное обстоятельство, стимулирующее речевое развитие ребенка в 4 года, - знание стихов и песенок. Многие дети, достигнув этого возраста, начинают проявлять небывалые артистические способности. Их привлекает сцена, выступление перед близкими взрослыми, их аплодисменты и похвала. Здесь как раз и пригодятся выученные с мамой стишки, которые ребенок с гордостью продемонстрирует под бурные овации слушателей.
Что должен уметь ребенок в 4 года? В первую очередь, полностью обслуживать себя: одеваться и раздеваться, купаться и вытираться полотенцем, завязывать шнурки, самостоятельно питаться и ходить в туалет. С точки зрения его бытовых навыков – это уже вполне самостоятельная личность. Функции родителей сводятся к помощи, наставничеству и обеспечению безопасности малыша.
Ребенок в 4 года продолжает принимать пищу в 4 подхода. Сейчас в рацион можно вводить сладости и жирную пищу. Делать это следует постепенно и умеренно. Организм маленького едока должен принять изменения и адаптироваться к ним.
Соблюдение режима отдыха остается важным условием успешного роста и развития в 4 года. Десять часов ночного сна и один-два часа дневного тихого часа позволяют быть бодрым на протяжении всего дня.
Родители часто задаются вопросом: что должен уметь ребенок в 4 года, чтобы оставаться в безопасности, когда рядом нет взрослых, способных защитить его. Сейчас малыш – это уже осознанная личность, способная запомнить определенный объем информации и использовать ее по назначению. Поэтому, когда ребенку 4 года, он уже в состоянии выучить с помощью взрослого основные правила дорожного движения, запомнить меры осторожности во время пребывания на улице, а при необходимости назвать свой точный домашний адрес.
Больная тема для всех неравнодушных родителей: что должен уметь ребенок в 4 года? И есть ли в этом вопросе вообще какие-то стандарты и критерии? Каждый решает это сам. Но в целом шаблонов и правил здесь нет.
Надо ли учить ребенка чтению? Надо. Если он сам изъявляет желание или хотя бы не против этого.
Нужна ли ему сейчас математика? Нужна. Опять же ориентируясь на интерес и настрой самого ученика. Все хорошо в свое время и в меру. Главное здесь – не отбить раньше времени охоту к познанию и исследованию. Информация не должна подаваться в готовом виде.
Чтение – это увлекательный процесс, а не принудительная пытка. Математика – это работа ума и абстрактность мышления, а не сухие цифры и примеры. Так все-таки, что должен уметь ребенок в 4 года? Радоваться самому процессу обучения, стремиться к получению знаний и никогда не отступать перед временными трудностями и препятствиями на этом пути.
На первый план в развлекательно-познавательной деятельности выходят сюжетно-ролевые игры. Ребенок в 4 года обладает удивительной фантазией, благодаря которой может разыгрывать целые театральные представления. В этом возрасте нередко у малыша появляется вымышленный несуществующий друг, с которым он может вести продолжительные беседы и часами играть, не выходя из комнаты. Родителям не стоит беспокоиться по поводу психического состояния своего чада – это нормальный этап его развития. Более того, наличие подобного друга говорит о творческих способностях и богатом воображении.
Часто товарищем по играм для малыша становится его любимая мягкая игрушка, что тоже является нормой. Ребенок в 4 года – это неутомимый выдумщик и фантазер. Роль родителей в его игровом поле сводится к придумыванию новых сюжетов, сценариев и активному участию в них. Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать четырехлетнего ребенка.
Тематические мини-сценки. Выбираем двух персонажей, например, плюшевого медвежонка и зайку. Распределяем роли между малышом и мамой. Затем с помощью зверюшек разыгрываем ряд разноплановых сценок. Примеры: медвежонок в гостях у зайки, медвежонок и зайка идут в поход, в театр, в лес.
Кукольный театр. Делаем из старых перчаток и носков несколько ручных кукол. Придумываем сюжетное представление с их участием. Такая игра может варьироваться от спонтанного минутного веселья до продуманного тщательно организованного спектакля с применением ширмы (для скрытия актеров) и присутствием зрителей (папы, бабушки, дедушки).
Театр одного актера. Обустраиваем самодельную сцену - занавески вместо кулис, декорации из рисунков малыша и, конечно, любая продолговатая игрушка в роли микрофона. А дальше - полет творчества. Можно придумать и показать целое представление с участием ребенка, либо ограничиться его одиночным выступлением. Как говорится, хозяин – барин. Главное – это полный зал восторженных зрителей (домочадцев) и искренняя заинтересованность самого актера.
Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.
Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.
Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).
Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.
Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.
Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.
Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.
Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.
Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.
Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.
От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.