Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема. Творить по законам красоты. «Прекрасно то, что нравится всем»

27.02.2019

Источник: Л. Живкова. По законам Красоты. (Библиотека «Огонек» №40) Составитель В. М. Сидоров, редактор Ю. С. Новиков. - М.: Изд-во «Правда», 1979г.

В последние десятилетия жизнь человечества нашей планеты становится все более динамичной, напряженной, полной проблем. Политическая, социальная и культурная атмосфера, в которой протекает сегодня развитие разных стран и народов, обусловливает характер материальной и духовной среды, в которой происходит эволюция человечества на настоящем историческом этапе. Жизнь постоянно ставит человечество перед новыми испытаниями, определяются новые по своему характеру и тенденциям явления, параллельно протекает множество сложных и разнообразных процессов. Как единое целое они содержат в себе и раскрывают потенциальные силы и энергию, которыми человечество располагает как для преодоления нынешних острых и актуальных проблем, так и для формирования и развития содержания последующих этапов в жизни людей и планеты.

Современный этап человеческой эволюции можно с определенностью охарактеризовать как век истины и сотрудничества. Без сомнения, в существующих исторических условиях мы еще не исчерпали до конца потенциальные возможности этих понятий. Но самый факт, что они ежедневно раскрывают свою ценность и возникает цепь причинно-следственных связей, обусловливающих и формирующих процесс общечеловеческой эволюции, делает необходимым глубокое проникновение в их суть, их подлинную значимость. Сознательное и ответственное отношение к сотрудничеству даст ряд преимуществ последующим поколениям в деле ускорения развития человечества.

При внимательном анализе сущности понятия «истина» и рассмотрении в этом аспекте основных, ведущих процессов, протекающих сегодня в жизни народов и всей планеты, в нашем сознании фиксируются такие яркие явления, как целенаправленная организованная борьба человечества за утверждение всеобщего мира, за превращение разоружения в необратимый процесс, а также такие явления, как обострение классово-социальных противоречий, борьба за установление более справедливого в экономическом и социальном отношении порядка, преодоление на международной арене острых противоречий совместными усилиями всех заинтересованных стран и народов, превращение искусства и культуры в мощный фактор сотрудничества и сближения народов, бурное развитие науки и техники, выход мысли и человека за пределы Земли, все более глубокое проникновение его в космос и раскрытие тайн Вселенной.

Как уже проявившиеся или рождающиеся, эти тенденции лежат в основе перечисленных и других процессов, они отражают не только историческую предопределенность эпохи, но и более широкие и достоверные познания человеческим сознанием сущности и характера эволюционного спиралевидного развития. В своем внутреннем диалектическом единстве понятия истина и сотрудничество неделимы. Внешне они могут проявляться в различной форме, но их реальная сущность и значимость раскрывается в тесном взаимоотношении. Истина немыслима без сотрудничества, а сотрудничество – это и есть рождение истины, единства и все более глубокого проникновения и раскрытия основных законов и принципов, действующих во Вселенной.

Наш век называют веком науки. И само это определение характеризует возросшие интеллектуальные и духовные возможности человечества. Непрерывно возникают новые отрасли научных знаний, в том числе на стыке смежных наук – обстоятельство, которое настойчиво ведет к утверждению в общественной практике необходимости интегрального развития научного познания о науке и человеке. Экстенсификация и интенсификация жизни в различных сферах и областях вновь приковывают внимание человека к усвоению фундаментальных научных дисциплин, к комплексному и интегральному изучению и анализу процессов и явлений, протекающих в ходе эволюции природы, человечества и общества. Представления человека и науки о действительности, в которой существует индивид, постоянно изменяется и обогащается. Представления о масштабах orbis terraarum (сферы земли - мира) с каждым годом меняются и расширяются. Различные области науки постоянно открывают новые, более точные познания о человеке, физической природе и космосе. Человеческое сознание и современная наука уже в состоянии вместить знания об универсальном единстве жизни во Вселенной.

Экспериментальным и умозрительным путем постоянно доказывается внутреннее единство и обусловленность процессов и закономерностей, протекающих и проявляющихся в жизни человека и природы. Углубляется интерес к проблемам существования, устройства и функционирования сознания, исследуются взаимосвязи между макро- и микрокосмосом, между человеком и Вселенной. Со вступлением человечества в космическую эру неуклонно расширяются возможности проникновения и раскрытия тайн жизни и природы, выяснения зависимости, которая существует между скрытыми природными силами и потенциальной силой, заложенной природой в самом человеке, силой, обусловливающей процесс его эволюции.

Сегодня перед человечеством стоят такие острые проблемы, как энергетический кризис, нехватка основного сырья и материалов, неспособность ряда стран и регионов планеты удовлетворить самые насущные потребности большинства населения. Вот почему одной из значительных проблем, волнующих ныне науку и специалистов различных областей, является оправданный интерес к скрытым (латентным), непробужденным силам и возможностям, заложенным природой в человеческом индивиде.

Эта проблема давно волновала и волнует виднейших мыслителей всех эпох и цивилизаций. Но в наше время перспективы ее решения стали намного более реальными. Проникновение в суть и специфику основных процессов, лежащих в основе человеческой эволюции, позволит гораздо шире прилагать и использовать это познание в решении ряда самых актуальных конкретных проблем, вооружит человечество знаниями и опытом, которые оно сможет применить для осуществления контроля и руководства процессом формирования и развития индивидуального и общественного сознания. Без глубокого понимания этих закономерностей, без раскрытия специфики и сущности, лежащих в основе потенциального творческого начала, которое дано природой каждому человеческому индивиду, невозможно ускорить и сделать более динамичным развитие человеческого общества.

Бурный, непрестанный рост материальной базы приведет к неизбежному выводу о непропорциональном соотношении в развитии этой базы и человеческого сознания. Несоответствие, существующее в эволюции самой материальной базы, и отставание в развитии человеческого и общественного сознания ныне более чем когда-либо обусловливают историческую необходимость глубокого овладения фундаментальными законами и принципами, которые лежат в основе общечеловеческого эволюционного развития и в зависимости от которых происходят формирование и преобразование сознания.

Необходимость интегрального совершенствования сфер общественной жизни, комплексного и перспективного планирования социально-экономических процессов привлекла к ускоренному развитию в последние годы науки об управлении. Все шире и целенаправленнее осуществляется внедрение механизма управления и кибернетических систем в организацию и руководство различными общественно-экономическими сферами жизни.

Управленческая наука все более совершенствует свои формы и методы организации и планирования, и эта тенденция, без сомнения, будет расширяться и углубляться, охватит новые сферы деятельности.

Но независимо от эволюции общественной системы управления можно с определенностью сказать, что в следующие десятилетия будет неустанно возрастать интерес к науке о человеке, которая все решительнее утверждается в общественной практике. Эта наука приведет к более зрелому управлению и руководству индивидуально-творческими процессами развития и усовершенствования человека. Интерес к потенциальным силам человеческой личности еще больше привлечет внимание науки и специалистов к проблемам организации внутренних психических, умственных и эмоциональных процессов в движении человека и общества.

Единство процессов, которые обусловливают физическое формирование человеческого организма, его умственную, эмоциональную и психическую конструкцию, характеризующую объем и качество каждого типа и уровень сознания, ясная зависимость, которая существует между психическим балансом энергии отдельного человека и космическим балансом энергии, делают необходимым интегральное комплексное развитие науки о человеке и природе. Интеграция всех научных дисциплин, сосредоточение их внимания на сущности человеческой эволюции откроют новые неограниченные возможности для самой науки и прежде всего будут способствовать ускорению эволюции человечества.

Чтобы можно было действительно реализовать на практике интегральный подход при изучении проблемы человеческой эволюции, координировать усилия и возможности различных научных дисциплин и специальностей, необходимо овладеть научным подходом к изучению действительности в его глобальном аспекте, тщательно изучить и проанализировать взаимосвязи, существующие в макро- и микрокосмосе. Необходимо утверждать интегрально-синтетический метод в изучении формирования и эволюции человеческого индивида и его сознания.

Сегодня все больше ощущается необходимость интеграции таких областей человеческой деятельности, как наука, образование, искусство и культура. И такая закономерность вовсе не случайна. Она диктуется требованиями самой жизни, исторического этапа, на котором ныне находится человечество.

Во все эпохи и цивилизации человек всегда был самой значительной производительной силой. Этот неоспоримый факт превращает сферы искусства, культуры, образования, науки – сферы, наиболее тесно связанные с формированием и развитием индивида, - в важнейшие производительные силы, от которых все больше будут зависеть характер и качество создаваемого материального и духовного производства. Эта тенденция, вне сомнений, в силу содержащейся в ней самой истины, в последующие десятилетия будет все более усиливаться и утверждаться.

Проходившая в Народной Республике Болгарии Национальная партийная конференция обстоятельно, комплексно обсудила вопрос о повышении эффективности и качества общественно полезного труда. Естественно, для утверждения в практике и в процессе строительства развитого социалистического общества основного стратегического девиза партии «За высокое качество и эффективность» необходимо постоянно совершенствовать организацию общественного труда. Но проблема эффективности и качества связана не только с внедрением более совершенных форм и методов управления и руководства общественной системой. Это прежде всего проблема, которая тесно связана и зависит от культурного и духовного уровня нации, сил, возможностей и способностей каждого человеческого индивида осознать и взять на себя ответственность гражданина, неделимой частицы единого общественного организма. Сама суть понятия эффективности и качества самым непосредственным образом связана с отдельными личностями, с вопросом о силе и способности каждого человека организовывать и осуществлять руководство своей эмоциональной, умственной, психической и духовной жизнью. Это обстоятельство отражается на качестве и эффективности внешне проявляемого, реализуемого труда.

При рассмотрении вопроса организации и совершенствования общественного труда необходимо уделить особое внимание и вопросу организации и руководства процессом формирования и развития человеческого сознания. Многосторонние процессы, характеризующие развитие человечества на современном этапе, делают необходимым не только усвоение интегрального подхода к развитию общественной системы. Современные эволюционные тенденции требуют обязательного утверждения в образовательной и воспитательной практике интегрального комплексного подхода к развитию человеческой личности.

Человечество накопило огромные познания в различных областях жизни. Которые, без сомнения, будут расширяться. Будут усиливаться тенденции к комплексному и универсальному анализу протекающих природных процессов и явлений. Для того чтобы отдельный индивид был в состоянии усвоить и ассимилировать такой значительный объем знаний о природе, человеке и обществе, необходимо еще шире вводить в практику новые формы и методы обучения, начиная с раннего возраста, целенаправленно и постоянно пополняя и расширяя объем знаний и опыта человека.

Для реализации идеи интегрального и комплексного формирования сознания необходимо ставить основную цель, вокруг которой концентрировать отдельные элементы знания. Высшая и конечная цель человеческого существования непосредственно связана с необходимостью всестороннего и гармоничного развития человека и общества. Изучить и овладеть законами, принципами и закономерностями, действующими в природе, чтобы уметь изменять действительность по законам красоты, - это самая прекрасная цель
человека, достоянная его как разумного живого существа.

Когда мысли, стремления и действия человечества будут направлены к самому прекрасному в жизни, тогда утвердится подлинное знание, а сотрудничество станет необходимым условием сближения и приобщения человека и общества к идеалу прекрасного. Процесс развития невозможен без постоянного совершенствования. Эта насущная необходимость проистекает из самой сути понятия эволюции. Природа и человек будут неустанно раскрывать и развертывать свои потенциальные силы и возможности. Сама мысль о совершенствовании должна порождать радость, а творчество и труд – доставлять удовольствие.

На настоящем этапе социалистическое общество развивается по закону «От каждого – по способностям, каждому по труду». Основная цель зрелого социалистического общества связана с дальнейшим укреплением материально-технической базы и, в соответствии с общественными конкретными условиями и возможностями, со всесторонним удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей.

Вопрос повышения качества и эффективности общественно полезного труда – основная проблема развития нашей страны на данном этапе. И чем масштабнее, комплекснее будут выдвигаться задачи в ходе социально-экономического, политического и культурного развития страны, тем с большей остротой будет стоять вопрос о месте и роли субъективного фактора – человека. Уровень индивидуального человеческого сознания, характер и качнство индивидуальной отдачи человека в труде отражаются на качестве и производительности общественного труда. Вот почему большую актуальность приобретает сегодня вопрос об изменении характера труда. Этот вопрос связан не только с повышением уровня и качества производительности труда и вытекающими отсюда новыми формами и методами, которые необходимо вводить с целью совершенствования организации труда, но прежде всего и с проблемой характера, направлений и темпов эволюции человеческого общества вообще, с формами и методами, которые должны использоваться и утверждаться в общественной практике в процессе формирования и преобразования человеческого сознания.

В прошлом веке классики марксизма обстоятельно рассмотрели вопрос о характере труда и его производительности с точки зрения классового общества. И они предвидели, что в новых социальных условиях труд все более будет превращаться в творческую потребность, которая составит основу эволюции общества и отдельных индивидов. Не случайно основной закон, по которому будет развиваться коммунистическое общество, содержит качественно новую характеристику следующего этапа эволюции: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Эта формулировка, имеющая силу закона, касается прежде всего качественных изменений, которые должны произойти в сознании людей и в содержании их трудовой деятельности.

Этот закон не только связан с характером материальной базы, но непосредственно касается самого человека, он как бы прогнозирует эволюционный путь, который предстоит пройти человеку и человеческому обществу, чтобы жить в силу осознанной необходимости. А всякая объективная необходимость сама по себе является законом. Эволюция Вселенной, природы и человека протекает в соответствии с действующими универсальными законами. Но чтобы осознать и хорошо изучить сущность этих законов, человек и человечество прошли и продолжают идти длинным и трудным путем углубления человеческих знаний, совершенствования индивидуального и общественного сознания.

Основной закон общества, который будет действовать при коммунизме, в синтезированной форме содержит сущность перемены, которая должна произойти в характере и качестве человеческого сознания, в труде и взаимоотношениях в тот период, когда свободная человеческая воля и дух станут управлять и сознательно господствовать над стихийно протекающими природными и общественными процессами.

Наше социалистическое общество поставило перед собой задачу в конце текущего – начале следующего века постепенно вступить в стадию коммунизма. Следовательно, в новых социальных условиях обязательно должна проводиться последовательная и целенаправленная работа по созданию необходимых общественных условий для такого перехода, для качественных изменений в характере труда. Разумеется, эта проблема не должна абсолютизироваться. Не следует думать, что такой сдвиг может произойти уже в следующие десятилетия.

Сама организация общества нового, социалистического типа обусловила создание условий для массовых перемен в характере общественного труда, которые непосредственно связаны с уровнем и качеством нового сознания людей.

Изменение и трансформация сознания являются внутренним процессом, бесспорно, в известной мере зависящим от внешних условий. Однако в тот момент, когда желание развиваться и совершенствоваться станет осознанной необходимостью, начинает развиваться ускоренными темпами процесс самоусовершенствования. Эта объективная необходимость будет все больше привлекать внимание людей. Она неизбежно перейдет в потребность получения научно обоснованных знаний о сущности процессов, протекающих в сознании, изучения и овладения основными принципами и закономерностями, посредством которых возможны сознательный самоконтроль и динамичная трансформация человеческого сознания.

Необходимо всегда учитывать диалектическую обусловленность, существующую между качеством и уровнем сознания и характером и качеством труда, когда речь идет о развитии и формировании человеческой личности и, конечно, когда в международном и национальных планах ставится вопрос об улучшении организации труда. Качество, интенсивность и характер умственно-эмоционального и психологического мира человека обусловливают характер и подлинную ценность человека, отражаются на качестве и уровне реализованного общественного труда. Морально-этические нормы, способности эстетического восприятия, широта, глубина и точность знаний, присущие каждому индивидуальному сознанию, определяют и отражают суть мировоззрения каждого человека и общества, оказывают непосредственное воздействие на характер и производительность труда.

Чтобы человеческий индивид и общество в целом могли непрерывно раскрывать и совершенствовать свои потенциальные силы, возможности и способности, которые в них таятся, необходимо расширить базу, на которой формируется и развивается сознание; изучить и целесообразно использовать основные принципы и закономерности, действующие и проявляющиеся в процессе развития и эволюции человека; осознать природу и суть творческого начала, заложенного в каждом индивиде, путем пробуждения и целенаправленного раскрытия которого возможно непрерывное динамичное и неуклонное совершенствование человечества, превращение труда из внешне обусловленного принуждения в сознательную творческую необходимость и потребность. Такая трансформация труда в творческую внутреннюю потребность непосредственно связана с проблемой разностороннего и гармоничного развития личности, со всесторонним и универсальным формированием человеческого сознания, с разработкой научно обоснованного комплексного метода расширения и совершенствования способностей человеческой личности и сознания ее к восприятию.

Болгарский народ поставил перед собой высокую цель – разработать единую национальную программу эстетического воспитания. Чтобы правильно понять и вникнуть в суть понятия «эстетическое воспитание» и поставленной задачи, нужно прежде всего уяснить преследуемую нами цель.

Проблемы эстетики рассматриваются с разных точек зрения. Поэтому наша цель отнюдь не ограничивается задачей дополнить и внести некоторые новые аспекты в понятие эстетики. Конечной целью эстетического воспитания является формирование всесторонне развитой гармонической человеческой личности и общества по законам красоты, изменение и трансформирование действительности самим человеком по законам красоты. Эта масштабная цель позволяет нам рассматривать эстетическое воспитание не только как метод формирования способности к восприятию личностью некоторых художественно-эстетических ценностей.

Раз целью является формирование всесторонне развитой личности, общества и действительности, т.е. триединства, которое всегда должно рассматриваться в своей диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и цельности, то, следовательно, само понятие эстетического воспитания должно охватывать всю действительность – природу, человека и человеческое общество – с тем чтобы подготовить человека и общество к такой жизни, при которой в их сознании отражался бы весь ее комплекс.

Для практического претворения в жизнь комплексного метода формирования всесторонне развитых гармонических личностей и общества необходимо внедрить комплексно-интегральный подход к формированию и развитию человека. Пробуждение потенциального творческого начала, заложенного в каждом индивиде – необходимое условие непрестанного развития сознания, превращение труда в творческую необходимость, формирование необходимых качеств и особенностей личности, которая будет творить и созидать по законам красоты.

Стремление к истине и красоте дерзновения раскрепостит человеческую мысль и сознание, освободит от предрассудков прошлого, ограниченности мелочного и серенького эгоцентрического сознания, вооружит мужеством, призовет к лояльности. И в таких условиях у исследователя появится вера в собственные силы и возможности, и он сознательно будет защищать жизнь по законам красоты.

Никто не может определить предел развития эволюции. С утверждением необходимости совершенствования человека труд его превратится во внутреннюю потребность. С раннего возраста люди будут учиться раскрытию и организации своих способностей, целенаправленному управлению своей умственно-эмоциональной и психической жизнью, сознательному ее интегрированию с наивысшей целью и идеалом жизни. Неограниченные способности человеческого организма к восприятию, ибо сама природа одарила человека всем, что необходимо для его эволюции, будут последовательно и целенаправленно тренироваться. Соприкосновение с красотой станет необходимой предпосылкой, постоянно изменяющей и трансформирующей сознание, вносящей новый опыт и знания. Саморазвивающийся индивид, который будет неуклонно преследовать свою цель и во имя красоты и истины преодолевать неизбежные трудности и испытания, встречающиеся в процессе развития, будет организовывать и превращать в монолитную цельность отдельные элементы сознания, которые они несут, будет сознательно жертвовать всем лучшим, что у него имеется, во имя эволюции всего человечества, во имя общего блага. В ходе этого непрерывного процесса развития каждый труженик станет творцом и созидателем. В процессе коллективного сосуществования и общественного труда он сознательно будет вносить свой творческий вклад в изменение действительности по законам красоты.

В этом и заключается ответственная и благородная миссия искусства и культуры. Пора преодолеть ограниченный взгляд на эти понятия и деятельность как на области, оторванные и изолированные от широкой общественной практики, замкнутые в своей сфере. Универсальное единство жизни, диалектическая зависимость и обусловленность всех общественных сфер, необходимость комплексной увязки общественного развития – все это может совершиться и происходить только при участии человека. Интеграция научных знаний осуществляется только по каналам человеческого сознания. Следовательно, необходимо расширить базу понятий «искусство» и «культура».

Искусство всегда было, есть и будет мощным средством формирования и изменения индивида и всего общества. И как таковое оно всегда будет утверждаться и займет полагающееся ему место в развитии человеческого общества.

Само понятие «культура» содержит в себе многоаспектную природную и общечеловеческую деятельность, раскрывающуюся в процессе эволюции. Это бессознательное или сознательное стремление всех существ к свету, к истине и красоте. Культура неразрывно связана с понятием эволюции, а эволюция немыслима без стремления к истине. Оба понятия тождественны движению. Спиралевидный процесс эволюции, проявляющий свои возможности всегда на более высоком уровне, в неразрывной цепи развития можно рассматривать с различных точек зрения: с космической, природной, исторической, общественной, общечеловеческой, индивидуальной и т.д. но независимо от того, под каким углом зрения мы будем рассматривать эволюцию, она всегда немыслима без культуры, без принятия и утверждения развития и совершенствования в качестве неизбежных универсально действующих законов.

Переживаемый человечеством этап развития, возросшие интеллектуальные и духовные способности людей, бурное развитие науки и неизбежное развертывание всех этих процессов, с одной стороны, трудные и острые проблемы, с которыми планета столкнется к концу ХХ века, - с другой, естественно и неминуемо выдвигают на повестку дня вопрос о целостном и комплексном развитии человеческой личности.

История знает немало примеров разностороннего развития личности. И не будет преувеличением сказать, что за редкими исключениями интеллектуальные и духовные достижения этих личностей, их заслуги в развитии одной или нескольких областей жизни не всегда встречали полное одобрение и понимание современников.

Не будем останавливаться на причинах этих, так часто повторяющихся явлений в истории человеческого рода. Но можем с определенностью сказать, что это естественная закономерность эволюции, так как мысль и сознание передовых людей на десятилетия, а иногда и на века обгоняли развитие рядовых индивидов, которые были не в состоянии вобрать в свое сознание новое. Поэтому неизбежной и естественной реакцией в подобных случаях было или отрицание, или недооценка новшества, а в худшем случае борьба против всего нового и прогрессивного.

Но несмотря на все трудности, в которых развивались и творили эти личности, их стремление к постижению истины, их вера в высшую цель жизни всегда торжествовали. Уместно задать вопрос: из каких же источников черпали свою силу и мужество эти люди? Какая причина заставила их идти против течения, тех очевидных условий, в которых развивалось общество и остальные индивиды, чтобы раскрыть объективно существующие законы и закономерности природы, человеческой и общественной практики?

Ответ на эти вопросы может быть только один: реальное знание самих этих законов и процессов, осознание необходимости движения, понимание неизбежности эволюции, как и высокая моральная ответственность за судьбы человечества, бескорыстная самоотверженность и любовь к своему делу во имя торжества истины, красоты и гуманности.

Иллюзией было бы считать, что подобные примеры относятся только к далекому или недавнему прошлому. Рассуждать с таких позиций, по существу, равносильно незнанию ряда объективно действующих законов и закономерностей, связанных с сущностью и характером самого эволюционного процесса – как в природе, так и в обществе, нежеланию считаться с ними. Разумеется, сегодня существуют гораздо большие возможности для правильного и сознательного отношения к всестороннему и универсальному формированию личности, к индивидам, обладающим подобными тенденциями развития. О том же говорит и повышенный интерес представителей ряда научных дисциплин и специалистов в разных областях жизни к проблемам скрытых резервов человека и природы.

Этот оправданный интерес продиктован осознанием того факта, что человечество и наука стоят на пороге открытия больших тайн о сущности жизни и Вселенной, природы и человека. Бесспорно, что эти тайны с течением времени будут все более раскрываться перед наукой и человечеством. А это обязывает нас значительно лучше и целенаправленнее готовить настоящие и будущие поколения, чтобы они были в состоянии вместить в своем сознании такое представление о мире, которое значительно превосходят наши представления о нем.

Отсюда проистекает обусловленная настоящим историческим этапом развития необходимость внедрения новых форм и методов образования и воспитания, которые способствовали бы ускоренному формированию более развитых способностей человеческого сознания к восприятию. Это предполагает как более гармоничное физическое развитие человеческого организма, так и более совершенную способность человека к эмоциональному восприятию, а также более высокий уровень мыслительной и умственной активности и способности, целостной гармонии и координации психической стороны жизни человека.

Разумеется, эти проблемы представляют сложность для изучения, для внедрения в практику. Прежде всего необходимо вникнуть в глубокую сущность поставленных вопросов. Будучи сложными в своей совокупности, они нуждаются в последовательном и комплексном изучении с разных сторон и точек зрения – как гуманитарными, так и точными науками.

Наряду с этим следует преодолевать скептицизм в отношении возможностей человека и общества формироваться и развиваться всесторонне и гармонично. Трудность заключается еще и в том, что в развивающейся Вселенной параллельно действуют объективные и субъективные закономерности. Поэтому необходимо тщательно и глубоко, последовательно и терпеливо анализировать закон единства в многообразии и многообразия в единстве с тем, чтобы на базе эволюционного развития можно было прогнозировать природные явления, человеческую практику.

Универсальное единство человеческого рода не исключает возможности многообразного дифференцированного раскрытия дарований и способностей каждого индивида. Поэтому нужно считаться с тем, что общие принципы и закономерности будут действовать сообразно специфической характеристике и сознанию каждого индивида, каждой личности.

Каждый человек субъективно объективируется в действительности, и в то же время объективные условия оказывают свое влияние и воздействие на формирование и развитие каждого отдельного индивида. Диалектическая обусловленность субъективно-объективного в процессе эволюции выступает во всей подлинной сложности и многосторонности, когда этот закон должен исследоваться и анализироваться во всей его всеобъемлющей глобальной сущности.

Если учитывать этот закон, соответствующие принципы и закономерности, через которые он проявляется и действует, то становится ясным, что проблема всестороннего и гармоничного развития отдельного индивида всегда должна рассматриваться с точки зрения относительности. Любое всестороннее и гармоничное развитие всегда будет относительным как по времени, так и по месту, как по качеству, так и по объему. И в этом нет ничего ненаучного или странного, ибо проявление каждого закона и каждой закономерности обусловлено условиями развития общества на данном этапе. Рассматриваемое с позиций общего эволюционного закона развития (которое, в сущности, является непрерывным изменением как объективных, так и субъективных условий) любое проявление, следовательно, будет относительным по отношению к последующему эволюционному процессу и этапу.

Когда ставится вопрос о всестороннем и гармоничном развитии человека и общества, то речь не идет об абсолютизации понятий, а о том, чтобы в максимальной мере создавать необходимые исторические и общественные условия для более быстрого развития человечества, целенаправленного включения человеческого сознания, развития его сообразно наивысшей и конечной цели эволюции человека, заложенной в нем самой природой.

Без сомнения, на этапах зрелого коммунизма и его высшей стадии люди будут жить и развиваться по законам красоты. Труд станет внутренней потребностью, способности и задатки каждого человека найдут свое открытое и свободное проявление. Качественные перемены, которые наступят в сознании, будут обусловлены морально-этическими сдвигами, более точными и верными знаниями, которыми будут располагать люди, переосмыслением гораздо большего исторического опыта, более глубоким осознанием действительной ценности сотрудничества, устремлением творческих поисков в необъятные космические просторы Вселенной, торжеством стремления к вечному совершенствованию и гармонии.

Но чтобы эта вековая мечта человечества могла быть скорее реализована на нашей маленькой планете, необходимы сознательные усилия ряда поколений. И мы можем гордиться тем, что и нам, людям XX века, выпала историческая честь – свободно и открыто говорить и мечтать, трудиться и бороться во имя осуществления этого высшего коммунистического идеала.

Разработанная Комитетом культуры НРБ комплексная программа последовательного анализа творчества и жизненного пути ряда энциклопедически развитых личностей, таких, как Н.К. Рерих, Леонардо да Винчи, Тагор, Кирилл Философ, Ломоносов, Эйнштейн, Петр Берон, Гете, патриарх Евфтимий, Ян Коменский, как гениальный В.И. Ленин (этот перечень можно было бы продолжить до бесконечности, ибо каждый народ, каждая эпоха рождали гениальных людей), непосредственно связана с основными направлениями культурной политики, проводимой Народной Республикой Болгарией. Идея такой программы, ее осуществление непосредственно проистекают из масштабности цели эстетического воспитания. Не может быть сомнения, что она вооружит нас новыми познаниями, вдохнет в нас новые силы и уверенность, вселит в людей стремление к постижению высот прекрасного; она предоставит новый материал для научной мысли, поможет комплексно решить в национальном масштабе проблему эстетического воспитания.

Все эти гениальные личности в зависимости от социально-экономических и исторических условий, в которых они жили и формировались, в зависимости от целей и идеалов, к которым стремились, в своих поисках истины начинали не с одинаковых отправных точек. Каждому из них присущи специфические черты, каждый проявил себя в той или иной области жизни, получил ту или иную оценку и признание человечества и истории. Очень часто их жизнь и творчество получали неверную оценку, и они несправедливо обвинялись, но все это не умаляет ценности и важности их жизненного и творческого пути. Просто те, кто был не в состоянии вместить в свое сознание их непреходящие знания и заслуги, рано или поздно были отброшены ходом самой эволюции.

Тщательное и углубленное изучение творческого подвига титанов человеческой мысли, принадлежащих всем народам, обогатит не только наши знания, но и представления о действительности и жизни. Каждый, кто попытается проследить их путь, соприкоснется с чертами их индивидуальности, сможет перенять частицу их житейского и духовного опыта, почерпнет силы и мужество, знания, осознанные как реальная сила. Их пример всегда будет перед нами – сейчас и в будущем.

Может быть, некоторые спросят: для чего мы занялись таким культурным мероприятием, как всестороннее изучение личности и творческого пути Николая Константиновича Рериха? Что нас побудило к этому?

Такой вопрос, вероятно, задают и будут задавать. Едва ли можно дать на него один научный ответ. Каждый спрашивающий должен постараться ответить на этот вопрос сам. Именно это будет самым правильным подходом к проникновению в сущность этого творческого дела огромного значения, к индивидуальному самопознанию. Обычно нас привлекает то, что мы несем сами и что готовы воспринять. И в этом отношении знакомство с разносторонней творческой деятельностью Н.К. Рериха дает возможность многим из нас лучше узнать не только себя, но и приобщиться к чистой и высокогуманной мысли, устремить свои поиски к удивительно красивому и чистому миру, который в своем целостном звучании и выражении тесно связан с прекрасной целью сознательного самопожертвования во имя светлого и справедливого будущего.

В творческом пути крупного русского гуманиста преломляются и отражаются не только две эпохи – эпоха отмирающего капитала и зарождающаяся новая эпоха Октября. В его творчестве художника, писателя и поэта скрещиваются прошлое и будущее, рождаются вера и дерзновение нового, которое всегда является нашим настоящим. В творчестве художника неизменно присутствует исконно русский дух. Однако оно поднимается до уровня общечеловеческой необходимости сотрудничества и взаимопонимания, порождает новое стремление к поискам более высоких идеалов. В его творчестве звучит призыв к объединению человечества во имя будущего, во имя спасения человеческого рода от невежества и ужасов уничтожения.

Накануне второй мировой войны Н.К. Рерих высоко поднял знамя мира и призывал к объединению стран и народов под эгидой культуры. Он напомнил о необходимости сознательной борьбы, защиты материальных и духовных ценностей жизни, призывал к единению культур и цивилизаций, науки и искусства во имя будущего, которому угрожала опасность войны.

Рерих подходит к изучению действительности с различных сторон. Анализируя его творчество, трудно провести резкую границу между его делом художника, поэта, исследователя, общественника, писателя, философа, ученого. Ассимилятивные способности его сознания развиты в очень высокой степени. Он переосмысливает и подвергает анализу вековой опыт не одной культуры и цивилизации, не одной страны и народа. При исследовании действительности в его творческом методе постоянно присутствует конкретно-аналитический и синтетический метод.

Эта специфическая черта в подходе Рериха к проблема жизни присутствует не только в творчестве художника. Эта особенность ярко выражается в действиях и движениях его мысли и дает свое отражение в созданных им книгах и поэтических произведениях. Многие конструкции и формы его мыслей имеют силу обобщающих понятий-символов не потому, что представляют собой некую непонятную и абстрактную символику, а потому, что сила его мысли проникает в ряд закономерностей и посредством возможностей интеллектуальной интерпретации выражает существенные принципы и закономерности.

Творческая синтетическая деятельность Н.К. Рериха, жившего и работавшего в ХХ веке, достойна изучения и подражания. Можно сказать, что он – наш современник, потому что все мы близко связаны с проблемами и условиями, предоставленными этим веком для нашего формирования и становления. Чем ближе мы знакомимся с творческим подходом и сущностью многогранного проявления Н.К. Рериха, тем лучше и правильнее можем ответить на вопросы: Кто он? Каковы цель и смысл его жизни? В какой мере он отвечает нашим представлениям о всесторонности и гармоничности развития? Какой вклад внес он в развитие процессов культурной и общественной жизни ХХ века? Чем его мысль и творчество могут призвать нас, жителей ХХ века, стремиться к достижению большей красоты и гармонии в жизни?

Нет сомнений в том, что всех вас, участников настоящего симпозиума, являющегося частью комплексной программы, волнуют проблему творческого развития человека, и в процессе ваших научных дискуссий и разговоров вы внесете свой вклад специалистов в дело выяснения сложных и актуальных вопросов. И в этих благородных творческих поисках вы найдете моральную поддержку и благодарность Комитета культуры и всей болгарской культурной общественности.

До сих пор шла речь о функциях искусства, которые «дублировали» художественными средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой деятельности (наука, философия, мораль, футурология, педагогика, СМИ, гипноз). Сейчас речь пойдет о совершенно специфических, присущих только искусству функциях – эстетической и гедонистической.

Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четыре цели искусства: 1) вызывать восхищение богов; 2) создавать образы окружающего мира и человека; 3) доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; 4) служить источником наслаждения, радости, счастья и красоты. Индийский ученый В. Бахадур считает: цель искусства – вдохновлять, очищать и облагораживать человека, делать его прекрасным.

Эстетическая функция – ничем не заменимая специфическая способность искусства. Эта функция проявляется в трех планах.

1) Искусство формирует художественные вкусы, способности и потребности человека. Перед художественно цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство дарит людям ощущение эстетического богатства мира.

2) Искусство ценностно ориентирует человека в мире (строит ценностное сознание, учит видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентации человеку еще хуже, чем без зрения: нет возможности понять, как относиться к чему-либо, нельзя выстроить иерархию явлений окружающего мира и определить приоритеты деятельности.

3) Искусство пробуждает творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Речь идет вовсе не о пробуждении пристрастия к художественной самодеятельности, а о деятельности человека, сообразованной с внутренней мерой каждого предмета, то есть об освоении мира по законам красоты. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного. Эйнштейн отмечал значение искусства для духовной жизни, да и для процесса научного творчества: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Если вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!.. Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!». Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты, – эта цель искусства будет возрастать с развитием общества.

Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность. Эстетическая функция искусства пронизывает все другие функции искусства и приводит их в соответствие с природой художественного творчества.

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически”

Фридрих Шиллер

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал –представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.К. Дремов дает следующее определение: "Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Наше динамичное, переходно-кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все эти представления, так или иначе касаются характера отношений человека с миром. Сохранение прежней стратегии в этих отношениях становится всё более невозможным. Так, невозможно продолжение прежней политики всестороннего истощающего потребления ввиду невосстановимости ресурсов планеты, невозможно прежнее понимание развития и прогресса, связанное, прежде всего с расширением экспансии человека в природу. Наконец, исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.

Суть формируемого нового подхода в том, что в понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование его собственных резервов и возможностей.

Цивилизация потребления, как форма развития с преобладанием количественных, а не качественных параметров оценок, развила и оформила множество искусственных, мнимых, фиктивных потребностей, следование которым способно превратить не только большие города, но всю планету в большую свалку отходов потребления.

Что касается истинных человеческих потребностей, то, в самых общих словах, это, прежде всего такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, общение, любовь, познание, творчество и т.п. Именно эти потребности по мере развития общества приобретают все более человеческие, т.е. облагороженные культурой формы своего выражения и всё более одухотворенные способы их удовлетворения. И оказывается, что человеку нужно не совсем то и совсем не столько, сколько его сегодня уговаривают и заставляют потреблять реклама, торговля, мода, но это не значит, что человек должен, уменьшая свои потребности, возвратиться в пещеру. Это значит, что он должен отказаться от ненужного, избыточного, ибо это, разоряя природу, отвлекает и самого человека от истинного его бытия, истинного человеческого предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями. Это значит, что он должен осознать свои истинные потребности, те, которые не разрушают и не затемняют его истинную природу, а соответствуют ей и способствуют ее проявлению и развитию; их наличие и удовлетворение не ставит человека в непримиримую оппозицию к природе планеты, а позволяет им стать сотрудниками в совместном коэволюционном движении.

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были эстетические впечатления и переживания, которые способствовали оформлению у человека целостного восприятия, как мира, так и себя самого. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши – красотой и физическим развитием, рост молодежи – красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в мире посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творчество – свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности к творчеству, внутреннего побуждения, которое и выступает более действенным фактором, чей любое внешнее давление или принуждение.

Здесь обнаруживается, что многие из истинных потребностей человека либо имеют эстетическую природу, либо включают в себя необходимый эстетический компонент. Действительно, в плане возвращения человека к истинной своей природе, к истинному бытию, к осознанию действительных своих потребностей не последнее место принадлежит эстетической культуре и ведущим к ней (хотя и не обеспечивающим ее с необходимостью) эстетическому образованию и эстетическому воспитанию. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка – самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением.

Насколько естественной и истинной является потребность человека в красоте, настолько же естественна и истинна его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает – рационально и эмоционально – необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства. Действительно, современная жизнь с ее перегрузками, тип современного опыта приводят к снижению сенсорных способностей, что влияет на качество восприятия, его остроту и свежесть. Кроме того, ставшая продуктом предшествующего технического развития общества и характерная для многих сфер деятельности гипертрофия интеллекта, акцентуация рациональности приводят к потере многих чувствовательно-эстетических способностей; с другой стороны, отмирание последних обедняет интеллект, делает его механистичным, одномерным, что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления. Истинное творчество не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций. Для реализации творческих возможностей необходима живость мыслительных ассоциаций, нестандартность логических ходов, инициативность воображения, чего, как известно, лишены разумные электронно-вычислительные машины. Английский ученый Г.Осборн пишет, например, о том, что художественные впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности.

Развитие творческого потенциала – это достижение более высокого уровня управления в отношениях человека с миром, поскольку пересоздавая и пополняя мир, человек задает определенный тип и содержание взаимодействия с миром. От способности к творчеству зависит богатство государства, и государство, в принципе, должно стремиться к тому, чтобы человек умел реализовать эвристическую игру своих жизненных сил.

Реальная же ситуация такова, что творческой позиции противостоит нетворческое, непродуктивное отношение, разнообразию индивидуальных позиций – массовость усредненного обывателя, инициативе, изобретательности – узость, неразвитость, поточность мышления. Человек, все более становящийся бытием не целостным, а функциональным (и в сфере общественного производства, и в сфере культурного выражения), начинает характеризоваться доминированием в его психике фрагментарного, неполноценного восприятия мира, инфантильного отношения к нему. Даже позиция старательного исполнителя становится все более недостаточной с точки зрения современных требований. В самом деле, пока техника, обезличивающая продукт, нетребовательна к содержанию личности, до тех пор вполне приемлем просто хороший исполнитель. В новых же условиях должна делаться ставка на творческую личность, обладающую неординарностью мышления, оригинальностью в принятии решений, самостоятельностью в суждениях и т.п.

Действительно, с точки зрения социального процесса, функция воспитания заключается в том, чтобы подготовить человека к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. И потому чтобы ни общество не терпело ущерба, ни человек не ощущал своей ненужности в обществе, система воспитания стремится формировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социально потребному характеру, что взаимно оградит и человека и общество от внутренних конфликтов. Поэтому, к сожалению, как бы ни были прекрасны установки, воспитать можно только те качества, которые потребны обществу, а не просто входят в какой-то абстрактный набор пусть самых идеальных требований: если они не привязаны к реальным условиям жизни в данном обществе, то такую задачу реализовать почти невозможно. В этом мы вынуждены были убедиться на примере собственных воспитательных систем.

О серьезном отношении к эстетическому (гуманитарному) образованию в развитых странах говорят следующие цифры. К началу космической эры в истории человечества СССР тратил на образование и науку 12% бюджетных средств, а США всего 6% бюджета. Для США это послужило мощным стимулом для резкого увеличения объемов исследовательских работ и пересмотра почти всех образовательных программ, особенно, как ни покажется на первый взгляд странным, программ гуманитарного образования. Результат: сегодня Россия едва-едва дотягивает до 1,5% расходования бюджетных средств на образование и около 1,2% на науку, гуманитарное образование в России занимает 12% всего учебного времени в школе и еще меньше в высшей школе, в США гуманитарное образование занимает почти 30% учебного времени и в школе и в вузах. Стремительно развивающаяся Южная Корея расходы на образование довела до 27% бюджетных средств. Именно на этом пути Япония добилась в послевоенный период самых фантастических успехов: японская школа и дошкольные учреждения занимают первое место в мире по обеспеченности всеми самыми современными техническими средствами естественнонаучного и социогуманитарного образования. Эстетическое и художественное воспитания в японских системах дошкольного воспитания и школьного образования занимают столько времени, сколько в наших школах отводится всему гуманитарному образованию и воспитанию.

Германская школа (общая и высшая) по всем показателям занимает второе место в современном мире. Но и германская промышленность, образ и стиль жизни населения Германии по качественным показателям законно являются вторыми в мире. Но ведь в Германии каждая Земля (по нынешнему каждый субъект федерации) имеет свой институт эстетического воспитания, каждый из которых занимается не только теоретическими исследованиями в области художественного и эстетического воспитания, но и наделен полномочиями внедрения теоретических разработок в практику дошкольного, школьного и высшего образования. Причем практика эта строится таким образом, что в самом понимании сущности воспитания вообще, художественного и эстетического воспитания не возникает оснований для парадоксов. Воспитание – целенаправленный, но не навязываемый, управляемый, но не жестко контролируемый процесс создания старшими поколениями таких материальных и духовных условий существования, формирования и развития младших поколений, при которых дети естественно и органично входят в такое культурное пространство, которое пробуждает в детях их естественное стремление к красоте их бытования и бытия в мире, гармонизацию мира каждого ребенка с миром вне его.

Если в Японии и Германии, Финляндии и Франции на самых разных уровнях государственного управления процессами обучения, воспитания и образования полагают, что музыка, изобразительные искусства, дизайн, литература, театр являются наиболее эффективными средствами воздействия на ум, чувства и волю человека, на формирование в каждом гражданине его творческих способностей на основе его природных дарований, то они и в теоретическом плане делают все для того, чтобы с самого раннего детства, затем в дошкольном и школьном воспитании и образовании узнать, понять, кто с чем родился и что нужно сделать, чтобы природные дарования проявились и начали работать как на благо самого владельца дарований, так и на благо общества.

Проблема творчества, его природы и реализации – это проблема эстетическая, но решается она в конкретном социальном контексте и в определенных экономических условиях. Творческий человек – решающая сила современного производства, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и прагматические, деловые соображения заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества.

3. «ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ»


В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» встречается одно место, где Маркс, казалось бы, прямо говорит о красоте и роли ее «законов» в производственной человеческой практике. Стало непременной традицией всех пишущих о проблемах эстетики приводить эти строки с тем, чтобы далее продолжать развивать собственные идеи, молчаливо исходя как бы уже из марксового положения. Например, Л. Столович ссылается на мысль Маркса о творчестве «по законам красоты» и делает свой вывод: «Законы природы становятся законами красоты, когда посредством их человек утверждает себя в действительности» 14. Вроде бы, Маркс и в самом деле поддерживает достаточно спорную идею видоизменения объективных законов и зависимости от степени «самоутверждения» человека. Л. Зеденов, процитировав то же место, подверстывает к нему собственную фразу, смысл которой в том, что человек творит соотнесенно «с мерой человеческого рода» 15. Ю. Филипьев, упоминая о том же месте, отмечает в соответствии со своей концепцией что «смысл понятия, выраженного Марксом термином „мера“, очень близок к тому, который выражается в современной науке понятием сигнала» 16. К. Кантор пишет, что «„законы красоты" и есть как раз законы целесообразного труда» 17. Примеры можно множить, пока не окажется исчерпанным почти весь круг авторов, занимающихся проблемой эстетического.

Представляется, что перед нами тот самый случай, когда сложившуюся традицию (ни в коей мере не ставя под сомнение искренность побуждений предшественников) все же лучше нарушить, нежели продолжить. Приведем полностью абзац из «Экономическо-философских рукописей 1844 года», на который обыкновенно ссылаются.


«Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного родового существа, т. е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты» 16.

Общин смысл этого отрывка очевиден. Маркс говорит здесь о принципиальном отличии свободного, универсального творческого труда человека от животной жизнедеятельности. Несмотря на множественность выдвигаемых аспектов глубокого и всестороннего рассмотрения вопроса, каждый из которых мог бы составить предмет специального исследования, положение в целом изложено кристально ясно а не требует никаких комментариев. Исключение составляет лишь заключительная фраза, где как дополнение к сказанному вводится единственный рал прозвучавшая во всем колоссальном теоретическом наследии Маркса мысль о том, что человек «формирует материю также и по законам красоты» (курсив мой. - О. В. ). Как раз эту нигде ни раньше ни позднее не разъясненную мысль каждый эстетик и стремится истолковать по-своему.

Что же мог здесь иметь в виду Маркс на самом деле? Строго говоря, об этом остается только догадываться. Пока существовал перевод «Рукописей», где вместо слова «мерка» фигурировало «мера», можно было предположить, как это делает, например, Г. Поспелов, что формировать материю по законам красоты означает «создавать материальные предметы [...] в соответствии с соотношениями „качества" л „количества", лежащими в основе всей внутренней структуры предметов каждого вида, соотношением, вытекающим из назначения этого вида».

«Люди, - пишет Г. Поспелов, - сознают, что произведенные ими предметы по своей внутренней структуре и внешним пропорциям вполне соответствуют своему назначению, что они созданы по „мере" своею вида, что они даже в той или иной степени совершенны в своем, виде и поэтому могут с той или иной степенью совершенства выполнять свое назначение» 19.

Такое толкование производства «по законам красоты», хотя оно и приписывает молодому Марксу понимание красоты как совершенства в своем роде (что вряд ли оправданно), было бы возможно, если бы не появился новый перевод, где философское понятие «мера», выражающее взаимоотношение количества и качества, было заменено словом «мерка», точно соответствующим оригиналу. Слово «мерка» позволяет шире трактовать мысль Маркса. Судя по содержанию всего отрывка, под «меркой» имеется в виду собственная внутренняя закономерность любого вида. Умение прилагать к предмету во время его производства соответствующую мерку должно означать, очевидно, умение производить предмет в соответствии с его собственной познанной закономерностью. Это ведь и отличает сознательное и свободное, универсальное человеческое творчество от жизнедеятельности животного, которое не способно выйти за пределы своей «мерки», оставаясь тождественным собственной жизнедеятельности.

Но какую роль здесь играют «законы красоты», по которым человек «также» формирует материю? Не может быть никаких сомнений в том, что нужно сразу же отказаться от любых попыток увидеть в этой фразе открытие неких особых объективно-эстетических законов материального творчества, так или иначе действующих параллельно с законами истины, отражающими законы самой природы. Такая идея, хотя она и порадовала бы несказанно некоторых искателей «объективно-эстетического вне сознания», конечно, не могла бы вдохновить молодого Маркса, так как творчество по таким «законам» способно привести, лишь к созданию «параллельных* реальным явлениям особых, как мы помним, непознаваемых рационально, таинственных «объективно-эстетических» явлений. Думается, что и вообще, если говорить серьезно, нет оснований навязывать Марксу стремление принципиально по-новому для его времени разрешить в приведенном выше отрывке проблему прекрасного.

Не мог великий ученый позволить себе, задумавшись над столь сложной проблемой, а тем более найдя или хотя бы наметив ее решение, ограничиться лишь одной, раз брошенной фразой. Скорее всего, эту фразу мы имеем право рассматривать, как попутное замечание , констатирующее, что новое, чем он был действительно занят, находит подтверждение и в чем-то уже общепринятом.

В самом деле. Утверждая, что человек как родовое существо по-человечески, а не эгоистически «вопреки бытию и свойствам вещей» 20 преобразует действительность, Маркс внутренне полемизирует с гегелевским пониманием материального труда лишь как «конечной», «несвободной», «односторонней» деятельности человека, противостоящего природе. И чтобы еще раз подтвердить свою мысль, он сравнивает творческие возможности человека с возможностями самой природы, сделавшейся благодаря труду «неорганическим телом» человека. Для этого он обращается к гегелевской же, не являющейся предметом спора трактовке красоты природы и утверждает, что и с этой точки зрения человек формирует материю так же, как ее способна формировать сама природа.

«[...] Нас восхищает, - читаем мы у Гегеля, - природный кристалл своей правильной формой, которая порождается не внешним механическим воздействием, а собственным внутренним определением [...] В кристаллах формирующая деятельность является не чужеродной объекту, а такой деятельной формой, которая принадлежит этому минералу согласно его собственной природе»21. Как мы видим, красота природной формы рождается здесь как раз в результате формирования природного материала согласно собственной внутренней закономерности предмета. Иными словами, согласно той самой «соответствующей мерке», которую умеет прилагать к создаваемому им предмету и универсально творящий человек. Формируя материю по мерке любого вида, то есть так, как это делает и сама природа, завершает свою мысль Маркс, человек в силу этого делается способен формировать ее также и «по законам красоты».

Предлагая вниманию читателя данное толкование смутившей многие умы фразы, подчеркиваем еще раз, что это, конечно, только предположение, так как ни прямых, ни косвенных разъяснений ее значения до нас не дошло. Именно поэтому представляется теоретически некорректным привлекать замечание Маркса в качестве доказательства правильности наших рассуждений. Подлинный, неоспоримый смысл приведенного отрывка, включая, кстати, и заключительную его фразу, видится в том, что Маркс утверждает здесь неоднократно подтвержденную мысль: человеческий труд, создающий новые человеческие явления действительности, есть разумное творчество по познанным законам самой природы, есть разумное, целенаправленное природное творчество. «Труд, - читаем мы в «Капитале», - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы [...] В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» 22.

Из этой марксистской идеи о новом человеческом этапе сознательного и целеустремленного самопреобразования природы мы и исходили во всех наших рассуждениях.

Мир по законам красоты

Здесь прежде всего следует подчеркнуть, что восприятие, в результате которого возникает чувство прекрасного, есть творческий акт. В каждом явлении красоту надо открыть, причем во многих случаях она открывается не сразу, не при первом созерцании. Обнаружение красоты в творениях природы – явление вторичное по отношению к творческим способностям человека. «Чтобы человек мог воспринимать красивое в области слуховой или зрительной, он должен сам научиться творить» – утверждал А.В. Луначарский. Это, разумеется, не значит, что наслаждение от музыки получают только композиторы, а от живописи – только художники-профессионалы. Но человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием останется глухим к красоте окружающего мира. Для восприятия красоты он должен быть наделен достаточно сильными потребностями познания, вооруженности (компетентности) и экономии сил. Он должен аккумулировать в подсознании эталоны гармоничного, целесообразного, экономно организованного, чтобы сверхсознание открыло в объекте отклонение от нормы в сторону превышения этой нормы.

Иными словами, человек обнаруживает красоту в явлениях природы, воспринимая их как творения Природы. Он, чаще всего неосознанно, переносит на явления природы критерии своих собственных творческих способностей, своей творческой деятельности. В зависимости от мировоззрения данного человека в качестве такого «творца» им подразумевается либо объективный ход эволюции, процесс саморазвития природы, либо Бог, как создатель всего сущего. В любом случае сознание человека не столько отражает красоту, исходно существующую в окружающем его мире, сколько проецирует на этот мир объективные законы своей творческой деятельности – законы красоты.

Животные обладают положительными и отрицательными эмоциями как внутренними ориентирами поведения в направлении полезного или устранении вредного для их жизнедеятельности. Но, не будучи наделены сознанием и производными от него под- и сверхсознанием, они не обладают теми специфическими положительными эмоциями, которые мы связываем с деятельностью творческой интуиции, с переживанием красоты. Не обладают чувством такого рода удовольствия и дети до определенного возраста. Отсюда – необходимость эстетического образования и эстетического воспитания как органической части овладения культурой, формирования духовно богатой личности.

Образование предполагает сумму знаний о предмете эстетического восприятия. Человек, совершенно Не знакомый с симфонической музыкой, вряд ли получит наслаждение от сложных симфонических произведений. Но так как в эстетическом восприятии участвуют механизмы подсознания и сверхсознания, то невозможно ограничиться только образованием, то есть усвоением знаний. Знания должны быть дополнены эстетическим воспитанием, развитием изначально присущих каждому из нас потребностей познания, компетентности и экономии сил. Одновременное удовлетворение этих потребностей способно породить эстетическое удовольствие от созерцания красоты.

Основной формой развития сверхсознания в первые годы жизни служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих открытий в постижении ребенком окружающего его мира, Бескорыстие игры, ее относительная свобода от удовлетворения каких-либо потребностей прагматического или социально-престижного порядка способствует тому, чтобы потребность в вооруженности заняла доминирующее место.

Здесь мы вплотную приблизились к ответу на вопрос, почему не может быть красивой утилитарно негодная вещь, ложная научная теория, безнравственный поступок, ошибочное движение спортсмена. Дело в том, что сверхсознание, столь необходимое для обнаружения красоты, всегда работает на доминирующую потребность, устойчиво главенствующую в структуре потребностей данной личности.

В науке целью познания является объективная истина, целью искусства – правда, а целью поведения, продиктованного социальной потребностью «для других», – добро. Выраженность в структуре мотивов данной личности идеальной потребности познания и альтруистической потребности «для других» мы называем духовностью (при акценте на познании) и душевностью (при акценте на альтруизме). Потребности, непосредственно удовлетворяемые красотой, оказываются неразрывно связаны с мотивационной доминантой, исходно инициировавшей деятельность сверхсознания. В результате «чистая красота», по терминологии Канта, осложняется «сопутствующей красотой». Например, прекрасное в человеке становится «символом нравственно доброго», поскольку истина и добро сливаются в красоте (Гегель).

Именно механизм деятельности сверхсознания, «работающий» на доминирующую потребность, объясняет нам, почему «свободная от всякого интереса» красота так тесно связана с поисками истины и правды. «Красивая ложь» может некоторое время существовать, но только за счет своего правдоподобия, притворившись правдой.

Ну, а как быть с теми случаями, где доминирующая потребность, на которую работает Сверхсознание, эгоистична, асоциальна или даже антисоциальна? Ведь зло может быть не менее изобретательным, чем добро. У злого умысла есть свои блестящие находки и творческие озарения, И все же «красивое злодейство» невозможно, потому что оно нарушает второй закон красоты, согласно которому прекрасное должно нравиться всем.

Напомним, что сопереживание – отнюдь не прямое воспроизведение эмоций, переживаемых другим лицом. Мы сопереживаем только тогда, когда разделяем повод переживаний. Мы не порадуемся вместе с предателем, хитроумно обманувшим свою жертву, и не будем сопереживать огорчению злодея по поводу неудавшегося злодеяния.

Потребностно-информационная теория эмоций исчерпывающе отвечает и на вопрос об изображении искусством страшных, уродливых, отвратительных явлений жизни. Потребность, удовлетворяемая искусством, – это потребность познания правды и добра. Возникающие при этом эмоции зависят от того, в какой мере данное произведение удовлетворило эти наши потребности и сколь совершенна его форма. Вот почему истинно художественное произведение вызовет у нас положительные эмоции даже в том случае, если оно повествует о мрачных сторонах действительности. Лик Петра из пушкинской «Полтавы» ужасен для его врагов и прекрасен как божия гроза для автора «Полтавы», а через него – и для читателя. Итак, подчеркнем еще раз. Оценки типа «полезно – вредно» способствуют сохранению физического существования человеками в более широком смысле – сохранению его социального статуса, создаваемых им ценностей, и т.д., а «бесполезная» красота, будучи инструментом творчества, представляет фактор развития, совершенствования, движения вперед. Стремясь к удовольствию, доставляемому красотой, то есть удовлетворяя потребности познания, компетентности и экономии сил, человек формирует свои творения по законам красоты и в этой своей деятельности сам становится гармоничнее, совершеннее, духовно богаче. Красота, которая непременно должна «нравиться всем», сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, вновь и вновь напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.



Может быть, именно поэтому «красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский).

И последнее. Является ли красота единственным языком сверхсознания? По-видимому, нет. Во всяком случае, нам известен еще один язык сверхсознания, имя которому – юмор. Если красота утверждает нечто более совершенное, чем усредненная норма, то юмор помогает отмести, преодолеть отжившие и исчерпавшие себя нормы. Не случайно история движется так, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым.

Нам снова встретился красивый объект: вещь, пейзаж, человеческий поступок. Мы осознаем их красоту и стремимся привлечь к ней внимание других людей. Но почему данный объект красив? Объяснить это с помощью слов невозможно. Об этом нам сообщило сверхсознание. На своем языке.

Павел Васильевич Симонов – академик, специалист в области изучения высшей нервной деятельности. Ранее опубликовано: «Наука и жизнь» №4, 1989.


1 Уильям Оккам (1300-1349), "Doctor invincibilis" (непобедимый учитель) - виднейший английский философ-номиналист. Считал, что путем мышления невозможно познать Бога и дать неопровержимые доказательства его существования. В Бога следует просто верить. Что касается философии и науки, они должны освободиться от диктата теологии. Оккам и его ученики повлияли на развитие таких научных понятий и принципов механики и астрономии, как коперниканская небесная механика, закон инерции, понятие силы, закон падения, а также на применение в геометрии метода координат. Д: ФэнцСл, 1997.

Русская народная мудрость отобразила это в шутливой крылатой фразе: "Для чего козе баян?"