Процессуальная психотерапия. О процессуальной психологии. Теперь станьте этим животным, или этим ландшафтом, этой стихией, этим природным явлением. И попробуйте услышать словесное послание, которое может быть у этой энергии в ваш адрес. Что эта энергия мо

21.02.2019

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

«Процессуальный ум»

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы
International School of Processwork Russia (ISPWR), стандарт IAPOP.

Процессуальная работа - это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология - междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий - «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле - проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе "нельзя быть таким, это не принято". Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию "процесса", который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика - смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным - вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время - следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам - это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

- «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, "края", а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы "говорят" об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже "созревает" в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) - термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция - чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни - это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики - волновой функцией... В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. "дрим ленд") - страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) - это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, "двойными", или непреднамеренными сигналами, "призраками" (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня - пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода - «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык - «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык - «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык - осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Мы предлагаем Вам принять участие в уникальной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ – впервые в России программа проходит в полном объеме , с возможностью дальнейшего получения международного диплома* процессуального терапевта.

В Нашем институте программа проводится исключительно дипломированными * специалистами Процессуально-ориентированной психологии (из Швейцарии, США), имеющими право преподавания, и полностью соответствует требованиям Научно-исследовательского общества Процессуально-ориентированной психологии (Цюрих, Швейцария).

Основатели процессуальной терапии – Арнольд Минделл и Эми Минделл

Что такое процессуальная терапия? Сертификационная программа по процессуальной терапии

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work ) - теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы.

Процессуальная терапия была основана в 70-х годах доктором Арнольдом Минделлом , специалистом по юнгианскому анализу из Цюриха. Процессу­ально-ориентированная психотерапия − это междисциплинарный подход, гармонично соединяющий западную психологию и восточную философию. Часто обучающиеся психотерапии получают набор стандартных процедур, разрозненных навыков и мучаются, пытаясь определить – когда же какой прием необходимо применить в своей терапии. “Обычно терапевты гораздо более осведомлены о своих теоретических позициях, чем о реальном поведении с клиентами”. Процессуально-ориентированная психология дает ответы на эти вопросы в самом процессе терапии.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Минделл расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от общепринятых взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концецпию «бессознательного», чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется - с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым мы себя идентифицируем, и тот, который определяется как «чуждый» нам. Переживания, с которыми мы себя идентифицируем, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом нами уровне. Опыт, маргинализируемый нами в качестве «чуждого», называется «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом. Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии: “В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни”.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет – работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не “неразборчивость” и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

Попытаемся кратко описать философию процессуально-ориентированной психологии . Основные понятия процессуальной терапии – первичный и вторичный процесс. Первичный процесс – это то, что мы осознаем, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно – то, что мы в данный момент не осознаем, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несет в себе очень важную и полезную информацию, к которая мы может получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) идентичности человека.

Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.

Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.

Социальные : пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.

Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта – отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам дает бессознательное через вторичные процессы, дает ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и “промежуточной”, так называемой “краевой”, когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. “Край” может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. “Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства”. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, – задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии. “Мы развиваем способность ценить и принимать собственные чувства, с которыми сталкиваемся на практике.”

“Терапевт может обратить внимание на различные чувства и состояния, возникающие у него во время работы. Если он способен сознательно уловить эти “голоса” и может озвучить их в своей работе, то становится гибким практиком, который превращает свои чувства в пользу. Потом он замечает обратную связь клиента и может настроиться на нее. Он следует за процессом клиента и своим собственным, используя свои чувства, состояния и техники в работе.”

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

В процессе обучения техникам процессуальной терапии Вы:

    получите глубокие, необычные переживания и овладеете навыками глубинной и нетрадиционной работы работы с ними;

    овладеете техниками раскрытия посланий и управления сновидениями;

    научитесь работать с телесными симптомами и хроническими заболеваниями, а также предупреждать их;

    обучитесь техникам работы с личными и групповыми конфликтами, семейными и индивидуальными взаимоотношениями;

    различными зависимостями и депрессиями;

    обучитесь продуктивному планированию будущего и его использованию в настоящем;

    Вы обогатите свой профессиональный арсенал набором оригинальных техник доступа к глубинным и трансперсональным процессам человека, что позволит Вам эффективно работать с разнообразными запросами клиентов;

    на практике освоите новые техники ведения групп с использованием процессуальных техник.

    Вы узнаете о новом, оригинальном, продуктивном пути личностного и профессионального роста.

Вы сможете работать в следующих областях:

индивидуальная психотерапия, консультирование пар, семей, групповая ПТ;

– работа с физическими симптомами, включая соматические заболевания;

– патологические измененные состояния сознания (в т.ч. терминальные, бессознательные состояния), пограничные состояния, зависимости и заболевания, относящиеся к области психиатрии

– групповое и организационное консультирование и решение конфликтов

В Базовой программе освещаются следующие темы:

    Общая структура и динамика психики в Процессуальной терапии и связь с другими теориями личности. Философия процессуальной терапии. ПТ и восточные практики: даосизм, буддизм, шаманские практики.

    Первичные и вторичные процессы и идентичности. Край, фигура на краю и способы её формирования. Двойные сигналы.

    Каналы в процессуальной терапии. Занятые и незанятые каналы, переключение каналов. Первичные и вторичные процессы в каналах. Разворачивание вторичных процессов. Краевое поведение.

    Работа с вторичными процессами в психотерапии. Техники амплификации и разворачивания сигналов. Взаимодействие первичных и вторичных процессов в контакте терапевт-клиент. Послания. “Тело сновидений”.

    Внутренняя работа. Работа с каналом мира, “флирты”. Экстремальные события, катастрофы, травмы. Повторяющиеся события.

    Работа с симптомами. Послание симптомов. “Дух симптома”.

    Работа с различными хроническими и острыми симптомами.

    Работа с экстремальными и изменёнными состояниями сознания (ИСС), психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Работа с различными видами депрессий.

    Работа с зависимостями. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость.

    Работа с отношениями. Высокий и низкий сон отношений. Три уровня работы с отношениями. Мифы в отношениях. Смысл отношений. Отношения с “невыносимыми” людьми.

    Конфликты, публичные атаки, критики. Разрешение конфликтных ситуаций. Три уровня работы с публичными атаками и конфликтами, связь с личной историей человека. Публичные выступления.

    Работа с группами и процессуальный подход к групповой динамике. Линейная и нелинейная работа с группой. Теневые процессы в группе. Роли, ролевое поведение в группе, виды ролей.

    Ведение групповой работы в процессуальной терапии. Роль и линейные шаги работы фасилитатора группового процесса. Лидерство в групповом процессе.

Идет набор! Начало 14 октября 2017 года

Важно! Слушатели, не имеющие высшего психологического образования, могут пройти обучение на базе Высшей школы психологии Профессиональная переподготовка по программе “Современная практика психологического консультирования” .

Расписание

Форма обучения: очно – два выходных дня (суббота и воскресение) с 10.00 до 19.00

Первый год обучения (2017 – 2019 года)
I модуль: 14 – 15 октября 2017 года
II модуль: 25 – 26 ноября 2017 года
III модуль: 20 – 21 января 2018 года
IV модуль: 17 – 18 марта 2018 года
V модуль: 21 – 22 апреля 2018 года
VI модуль: 02 – 03 июня 2018 года
Каникулы!

Второй год обучения (2016 – 2018 года)
VII модуль: 16 – 17 сентября 2017 года
VIII модуль: 04 – 05 ноября 2017 года
IX модуль: 09 – 10 декабря 2017 года
X модуль: 03 – 04 февраля 2018 года
XI модуль: 24 – 25 марта 2018 года
XII модуль: 12 – 13 мая 2018 года

Продолжительность обучения

270 академических часа, включающие 12 (двенадцать) очных модулей (теория и практика) + Итоговая работа (зачет).

Описание программы

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) - это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Психологической основой метода является аналитическая психология Юнга. Уделяя ведущее внимание следованию процессу, метод интегрирует в стройную систему техники гештальт-подхода, телесно-ориентированной психотерапии, НЛП, арт-терапии, а также знания из квантовой физики, шаманизма и даосизма.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов:
– Проблемы личностного развития.
– Межличностных взаимоотношений.
– Хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания.
– Зависимости.
– Изменённые состояния сознания.
– Сновидения и жизненные сценарии и др.

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

Слушатели программы: люди, имеющие психологическое образование, которые смогут использовать приобретенные знания в своей профессиональной деятельности.

Первый год обучения (I – VI модули)

Теоретические основы и техники работы

– История создания метода.
– Теории и духовные (философско-религиозные) парадигмы, лежащие в основе метода.
– Связь с другими психологическими направлениями и подходами (юнгианская аналитическая психология, гештальт-подход, телесно-ориентированная психология, психодрама, арт-терапия).
Квантовая физика и процессуальная работа.
– Основные понятия и принципы работы процессуального подхода. Три уровня реальности. Принцип глубинной демократии. Первичный и вторичный процессы.
– Вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы.
– Концепция «сновидящего тела».
– Перенос и контрперенос, концепция поля в процессуальной работе.
– Терапевтическая осознанность по отношению к собственным процессам.
– Работа с личностными ресурсами.

Теоретические основы и техники работы. Продолжение

– Понятие края, краевой фигуры, признаки краевого поведения, способы работы на краю. Положительная и отрицательная обратная связь. Понятие каналов в процессуальной работе.
– Психофизиологические основы работы с каналами. Работа с целостным опытом, способы интеграции нового опыта в повседневную жизнь.
– Техники вербальной и невербальной амплификации в работе с движением.
– Особенность и этика работы с применением телесного контакта.
– Техники амплификации и «язык терапевта» в работе с другими каналами. Особенности применения техник амплификации при работе с психической травмой.

Сновидения. Детские сновидения и жизненные сценарии

– Детские сновидения или ранние воспоминания и долгосрочные жизненные сценарии.
– Понятие осознанного сновидения (сновидение в бодрствовании).
– Основные принципы и методы работы со сновидениями: сбор информации, работа с ресурсами, поиск «союзника», работа с символами и персонажами, фасилитация сновидения как группового процесса, «плетение истории», работа с «флиртами» в сновидении.

Работа с обвинениями, конфликтами, критикой

– Концепция трёх уровней сознания применительно к работе с отношениями.
– Конфликты как источник творчества и развития. Практика разрешения конфликтов. Работа с критикой: мишени критики, внутренняя и внешняя критика. Работа с фигурой критика.
– Роль ресурсной (поддерживающей) фигуры в работе с фигурой критика. Способы работы с фигурой критика. Трансформация энергии критика. Появление «невыносимых» людей в поле наших отношений.
– Проекции и возвращение проекций.

Искусство взаимоотношений. Работа с парами и семейными системами

– Способы работы с отношениями на различных уровнях.
– Внутрипсихический уровень: взаимоотношения внутренних фигур.
– Межличностный уровень: вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы, границы.
– Надличностный аспект отношений: «мифы взаимоотношений», «высокий и низкий сон отношений».
– Структуры формирования отношений с точки зрения первичного и вторичного процесса.
– Отношения между терапевтом и клиентом.
– Системный подход и концепция поля в работе с отношениями.

Теория рангов. Аутентичное лидерство. Публичные выступления

– Теория рангов: психологический социальный, духовный, структурный (ситуационный) ранги.
– Полный и неполный (компенсирующий) ранги: понятия первичного и вторичного процессов в теории рангов. Причины невозможности присвоения высокого или низкого ранга.
– Системы внутренних убеждений, стоящие за невозможностью достижения высокого ранга.
– Не осознавание собственного высокого или низкого ранга как причина конфликтов и препятствие на пути истинного лидерства.
– Понятия лидер, фасилитатор, старейшина. Лидерство и аутентичность: три уровня сознания применительно к теме лидерства, раскрытие собственного стиля и силы лидерства.
– Осознанность и работа с собственными двойными сигналами при публичных выступлениях.
– Нахождение индивидуальных ресурсов для публичных выступлений.

Второй год обучения (VII – XII модули)

Телесные симптомы как послания бессознательного

– Отношение к телесным симптомам в процессуальной психологии. Связь хронических симптомов с детскими / повторяющимися сновидениями.
– Отражение внутренних конфликтов в структуре и динамике соматического переживания.
– Способы практической работы с телесными симптомами. Основные принципы и этические положения психологической работы с применением телесного контакта.
– Особенности работы с симптомами психической травмы.

Работа с изменёнными и экстремальными состояниями сознания

– Различные концепции изменённых состояний сознания: биомедицинская модель, психологические модели Тарта, Мартиндейла, Диттриха, трансперсональные модели Уилбера, Бома, Грофа, Уолша/Вогана. Шаманизм как одна из основ процессуальной работы. Шаманский и другие стили работы с изменёнными состояниями сознания. Метанавыки, необходимые для работы с данной темой.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления изменённых и экстремальных состояний. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах). Теория процессуальной работы применительно к данной теме. Отличие изменённых состояний сознания от экстремальных.
– Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к изменённым и экстремальным состояниям сознания.
– Техники процессуальной работы с данной темой: инверсия, повторное подключение, работа с высоким краем, смена каналов, работа с ролями и ролями-призраками в системе и др. Применение техник процессуальной работы для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Работа с зависимостями и со зависимым поведением

– Теория процессуальной работы применительно к работе с зависимостями и со зависимым поведением. Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к данной теме.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления зависимого поведения. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах).
– Техники процессуальной работы с данной темой: медицинские вмешательства, работа с ролями и ролями-призраками в системе, конфронтация, повторное подключение к зависимостям, чувственный доступ к полям взаимоотношений.
– Применение техник процессуальной работы с зависимостями для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Внутренняя работа – самостоятельная работа с собственными процессами

– Понятие внутренней работы. Способы и творческие стили внутренней работы. Возможности применения внутренней работы для саморазвития и более глубокого понимания собственных процессов.
– Использование внутренней работы в процессе работы с клиентами. Применение метода с целью профилактики профессионального выгорания, для облегчения собственного состояния, нахождения ресурсов.

Групповые процессы

– Концепция поля в физике, философии и религии. Концепция глубинной демократии в работе с группами. Роли, роли-призраки, ролевое поведение. Теневые процессы и проявление измененных состояний сознания в групповой работе. Трансформация проблемных аспектов отношений в группе. Взаимное отражение и взаимосвязь внутриличностных и групповых процессов. Линейная и нелинейная работа с групповыми процессами. Внутренняя работа как необходимый аспект подготовки к работе с группами и ведения групповых процессов. Практические навыки фасилитатора группового процесса.

Индивидуальный стиль работы. Супервизия

– Изучение собственного стиля работы и способы расширения собственных возможностей: первичный, вторичный, глубинный стили. Выработка индивидуального стиля работы с учётом собственных ограничений и ресурсов. Терапевтическая осознанность. Работа с собирательным образом клиента: возвращение проекций. Внутренний учитель.

*Внимание! Ведущие оставляют за собой право изменения тематического порядка модулей.

Документы об образовании

При прохождении всех модулей программы вы можете получить два документа :
Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения.

1 документ: Важно! Для слушателей, не имеющих профильного образования (психологического или педагогического) – СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.

Для слушателей с профильным образованием (психологическим или педагогическим) по завершению обучения, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2 документ: Международный сертификат ISPWR IAPOP (при желании вы, также можете получить сертификаты ОППЛ и АПОПП) – выдаётся участникам при выполнении всех требований Международной Сертификационной программы, необходимо пройти 20 часов индивидуальной терапии, 20 часов супервизии и 5 встреч с адвайзером (обращаться к Николаевой Елене Владимировне).

Условия поступления

ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Резервирование места в группе по предоплате .