Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.
Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.
Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:
Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.
Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:
Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.
Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.
Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.
Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:
Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.
В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.
Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.
Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.
С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.
Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.
Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.
Каждый человек сталкивается с понятием пенсионного возраста. По этой причине необходимо знать, каким должен быть возраст выхода на женщины уходят на заслуженный отдых раньше мужчин, несмотря на то, что, по статистике, первые живут дольше вторых на десять лет.
Больше восьмидесяти лет тому назад был установлен пенсионный возраст для мужчин и женщин, исходя из которого выход на отдых происходит в 60 и 55 л. соответственно. С тех пор возрастные границы не менялись.
Не так давно правительство предложило изменить пенсионный возраст. Это связано с тем, что практически каждый третий пенсионер продолжает трудиться после пенсии. По этой причине правительство предложило изменить возраст, чтобы позволить людям дольше трудиться в личных интересах.
В 2017 году возраст выхода на пенсию в России остается таким же, что был во время Советского союза: женщины уходят на отдых в 55, а мужчины - в 60. Однако с этого года вводятся некоторые изменения. Все граждане, задействованные на государственной службе, должны уходить на пенсию позже.
Возраст выхода на пенсию в России женщин зависит от типа назначаемых пособий и условий труда. Если женщина работает на опасной для здоровья работе, она может выходить на пенсию раньше.
Чтобы выйти в установленном возрасте на пенсию, необходимо также иметь соответствующий стаж. По новому закону к 2025 году минимальный стаж должен быть 15 л.
Новшеством стало введение балльной системы. По плану правительства, женщины к 2025 году смогут выходить на пенсию в 55, если у них будет 30 баллов и 15 л. стажа.
К этим показателям решено приближаться постепенно, увеличивая каждый год количество стажа и баллов. В этом году минимальный стаж равен восьми годам, а количество балов - 11. На следующий год стаж должен быть девять лет.
Возраст выхода на пенсию в России у мужчин больше, чем у женщин. По действующему законодательству, сильный пол вправе просить пенсию в возрасте 60. При этом условия назначения выплат почти такие же, как у женщин.
В последние несколько лет каждого гражданина интересует вопрос увеличения пенсионного возраста. Последнее предложение правительства озвучило необходимость повысить возраст выхода на пенсию в России до 65. Однако резкого повышения не будет. В плане - постепенное увеличение возраста граждан, которые собираются выходить на заслуженный отдых. Новые правила действуют только для госслужащих. Для лиц, работающих в других сферах, возрастные рамки останутся на прежнем уровне.
Для женщин предусмотрен ранний выход на пенсию. Льготами могут воспользоваться все, кто:
Если женщина постоянно проживает в районах Крайнего Севера и занята в оленеводстве, пенсионный возраст наступает в 45.
Возраст выхода на пенсию в России на Крайнем Севере отличается от общепринятого. Каждый гражданин, работающий в подобных условиях, может рассчитывать на льготы.
Год стажа в северных районах равен 9 месяцам работы в условиях именно КС. При выработке стажа в 15 лет можно отправляться на заслуженный отдых. При этом возраст гражданина должен быть 45 и 50 лет соответственно для женщин и мужчин. Однако некоторые виды трудовой деятельности позволяют отправиться на отдых раньше установленного срока (женщины в 40, мужчины в 45 лет), если их трудовая деятельность связана с опасностью для здоровья.
Возраст выхода на пенсию в России мужчины зависит не только от выслуги лет, но и от его звания. Адмиралы, генералы-полковники выходят на пенсию в возрасте 65 лет. На пять лет раньше могут отправиться на заслуженный отдых генерал-майор и контр-адмирал. Полковники и капитаны отправляются на пенсию в возрасте 55 лет. Остальные военнослужащие имеют право подавать документы для назначения пособий в возрасте 50 лет, но эти правила касаются только мужчин. Женщины-военные имеют право отправляться на заслуженный отдых в 45 лет.
В связи с увеличением пенсионного возраста на госслужбе работать могут отправиться люди более зрелого возраста, так как изменения в пенсионном законодательстве отразились и на возрасте кандидатов на открытые вакансии. К примеру, теперь могут брать на контрактную службу новичков без опыта в возрасте 30 лет. За 20 лет военной службы человек успевает получить необходимый стаж и спокойно отправиться на заслуженный отдых.
Выход на пенсию - процесс, с которым рано или поздно познакомится каждый гражданин. Это своеобразное получение статуса нетрудоспособного человека. Точнее, достигшего определенного возраста, способного получать помощь от государства в виде пенсионных выплат. В России пенсионная система постоянно терпит какие-то изменения. Поэтому ей необходимо уделить отдельное внимание. Что о пенсиях и выходе на залуженный отдых должны знать граждане? Как можно получить статус пенсионера в стране? Обо всем этом будет рассказано далее.
Первое, что должны усвоить граждане - это то, что выход на пенсию является законным правом каждого. При определенных обстоятельствах можно получать материальную помощь от государства ежемесячно. Речь идет о пенсионных выплатах. Поддержка пенсионеров - это ответственность государства. И на нее может рассчитывать каждый. На данный момент для выхода на пенсию (для получения выплат) гражданин должен:
Именно после соответствия данным критериям можно рассчитывать на поддержку со стороны государства. Для мужчин и женщин имеются разные возрастные ограничения. Дело в том, что женская половина населения сталкивается с таким процессом, как выход на пенсию, в России с 55 лет. Сейчас в правительстве хотят увеличить пенсионный возраст до 63. В любом момент, начиная с указанного периода, женщины способны оформить пенсию. И, соответственно, получать льготы, положенные за статус пенсионера в том или ином населенном пункте.
Для мужчин в России действуют иные правила выхода на заслуженный отдых. Дело в том, что им придется работать дольше, чем женщинам. Чтобы осуществить выход на пенсию, необходимо достичь минимум 60 лет. Планируется увеличить пенсионный возраст мужчин в России до 65 лет. Но пока никаких изменений относительно пенсионного возраста нет. Закон о его повышении уже принят. Только вот на практике он пока не имеет места. При определенных обстоятельствах и мужчины, и женщины имеют право на досрочное получение пенсии. Когда такое право предоставляется населению?
Выход на пенсию, как уже было сказано, может назначаться раньше указанных возрастных ограничений. Только для этого придется обеспечить соответствие тем или иным требованиям. На данный момент около 30 категорий населения имеет право на досрочное получение материальной поддержки со стороны государства. Например, наиболее распространенными случаями в стране являются:
Как оформить статус пенсионера и получать пенсию? Для этого гражданин должен прийти в Пенсионный фонд России и подать заявление установленного образца. К нему прикладывают:
Выход на пенсию позволяет получать определенные льготы. Обычно они регулируются на региональном уровне. Но чаще всего пенсионер имеет право на:
Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.
Гражданам, которые потеряли работу в связи с их сокращением или ликвидацией работодателя и встали на учет в службу занятости, пенсионное пособие может быть оформлено досрочно на период достижения ими возраста, дающего право на назначение . Такое назначение происходит:
Досрочное пенсионное пособие безработным назначается и выплачивается в соответствии с статьей 32 закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
.
Назначение досрочной пенсии таким гражданам имеет некоторые нюансы :
По достижению установленного законодательством пенсионного возраста получатели пенсионного пособия могут перейти на страховую пенсию по старости, для этого им заранее необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда.
Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :
Повышение возраста и минимального трудового стажа будет происходить постепенно
, с 2017 года они будут увеличиваться ежегодно на 6 месяцев
.
Возраст выхода на пенсию в России ниже среднего уровня по сравнению с другими странами, при этом пенсионеры составляют около 30% населения нашей страны.
Денег у нашего государства на выплату пенсионных пособий не хватает, поэтому в правительстве уже неоднократно обсуждался вопрос о повышении пенсионного возраста . Еще в 2016 году Министерство финансов разработало план постепенного увеличения возраста выхода на пенсию для и до достижения ими в итоге 65 лет . Но, поскольку это очень серьезный шаг, который может иметь негативные последствия, к нему нужно тщательно подготовиться.
На данный момент увеличение возраста выхода на пенсию по старости для остальных граждан законодательно не предусмотрено, однако оно неизбежно и рано или поздно это произойдет.
В целях экономии средств на пенсионное обеспечение, государство стимулирует граждан перенести оформление выплаты пенсионного пособия на более поздний срок .
В соответствии с законодательством при обращении за назначением пенсии позже наступления на нее права (после 55 лет женщинам или 60 лет мужчинам) к выплате устанавливаются специальные премиальные коэффициенты
, увеличивающие размер пенсионного пособия.
В зависимости от отсрочки установления пенсионных выплат, может применяться повышающие коэффициенты к страховой пенсии (СП), представленные в таблице ниже:
Коэффициент повышения к СП * | ||
---|---|---|
По возрасту | Досрочная | |
1 | 1,07 | 1,046 |
2 | 1,15 | 1,1 |
3 | 1,24 | 1,16 |
4 | 1,34 | 1,22 |
5 | 1,45 | 1,29 |
6 | 1,59 | 1,37 |
7 | 1,74 | 1,45 |
8 | 1,9 | 1,52 |
9 | 2,09 | 1,6 |
10 | 2,32 | 1,68 |
Помимо страховой пенсии повышающие коэффициенты применяются и к фиксированной выплате (ФВ) к ней:
Число лет, истекших со дня наступления права на назначение пенсии по старости | Коэффициент повышения к ФВ * | |
---|---|---|
По возрасту | Досрочная | |
1 | 1,056 | 1,036 |
2 | 1,12 | 1,07 |
3 | 1,19 | 1,12 |
4 | 1,27 | 1,16 |
5 | 1,36 | 1,21 |
6 | 1,46 | 1,26 |
7 | 1,58 | 1,32 |
8 | 1,73 | 1,38 |
9 | 1,9 | 1,45 |
10 | 2,11 | 1,53 |
Возраст выхода на пенсию российских граждан, установленный законом пока составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, кроме , у которых с 2017 года возрастные требования постепенно на полгода в год увеличиваются . Законодательством охвачен большой круг граждан, имеющих право при достижении определенных условий оформить пенсионное пособие раньше установленного возраста .
С учетом количества граждан, продолжающих трудиться после назначения пенсионного обеспечения, в целях экономии пенсионных средств, существует вероятность того, что правительство в ближайшие годы примет решение о повышении пенсионного возраста для всех категорий граждан, а также пересмотрит условия назначения пенсий досрочно. Агитируя и стимулируя граждан на оформление пенсионного пособия позже установленного срока, государство тем самым уже отодвигает в сторону увеличения возраст выхода на пенсию. Однако в 2018 году такая мера граждан не коснется.
В России активно ищут эффективные рычаги управления пенсионной системой. Принципы, заложенные в СССР, из-за демографического кризиса перестают работать, а новации 2000-х годов оказались малорезультативными. Чиновники уповают на повышение возраста выхода на пенсию, а экономисты с расчетами доказывают, что этот радикальный и болезненный для общества шаг не принесет ощутимых плодов.
Основанная на принципах солидарности поколений пенсионная система (ПС) советского государства, где пенсионный возраст выхода на пенсию был самым низким в мире, в силу ряда объективных причин исчерпала свои возможности. Необходимость реформирования этой сложной структуры была продиктована также процессом перехода РФ к рыночной экономике.
Первый шаг «новой России» к современному видению пенсионного обеспечения был сделан в 1995 году: тогдашнее правительство утвердило обновленную концепцию ПС (№ 790) для будущих поколений. Прерогативы остались благородными:
Также сохранился принцип солидарности поколений.
В Концепции было предусмотрено будущее построение ПС, которое устанавливало три уровня системы государственных пенсий:
Концепция предусматривала два вида негосударственных пенсий: дополнительные профессиональные пенсионные системы конкретных организаций, территорий и отраслей экономики, а также личное пенсионное страхование граждан, накопивших средства в пенсионных фондах либо страховых компаниях.
Перед утверждением очередной пенсионной реформы все понимали, что уменьшение возраста выхода на пенсию произойдет еще не скоро. Напротив, стоит вопрос о поэтапном его увеличении. В целом базовые постулаты системы остались прежними. Документ отличается новой формулой расчетов пенсий, где приоритетными являются:
Гражданам 1967 года рождения и младше дано право самим определиться, накапливать ли пенсионные средства дальше, либо возвратить в страховую часть. Самозанятым лицам придется увеличивать страховые платежи до общего уровня пенсионных выплат. Ожидаются изменения в порядке досрочных пенсий. Скорее всего, почувствуют изменения в ПС работающие пенсионеры. Минимальный трудовой стаж, оцениваемый по количеству лет оплаты страховых взносов, поэтапно будет повышен до 15 лет.
Заявления профильных министров, президента В. В. Путина и депутатов предполагают, что выход на пенсию, возраст которой у нас самый щадящий, будет увеличен. Процесс проходить будет поэтапно, но не безболезненно.
Минфин утверждает, что пенсионный возраст можно и не повышать, однако для этого придется заметно снизить уровень жизни стариков (за счет низких пенсий) и увеличить налоги, причем ощутимо. Первый вариант неприемлем и негуманен для страны, претендующей на роль мировой державы, второй не одобряет президент. Владимир Владимирович категорически против повышения налоговой нагрузки для несырьевого бизнеса (что логично на фоне эмбарго и общемирового кризиса). Большинство стран этот «Гордиев узел» разрубили увеличением сроков выхода на покой, и России, похоже, не избежать подобного.
Возраст, при котором пожилые люди смогут отдохнуть от производственно-организационных проблем, планируется увеличить, однако четкого сигнала и исчерпывающей информации нет. Предположительно, он постепенно повысится до 65 лет для обоих полов.
Только в 2016 году, согласно теоретическим выкладкам, общероссийский бюджет сэкономит 70 миллиардов рублей (более миллиарда долларов), если увеличится возраст выхода на пенсию мужчин и женщин на 1 год. В рамках страны – сумма несерьезная.
Об этом говорит и Оксана Дмитриева, зампред Комитета по бюджету Госдумы. По расчетам сэкономленных ресурсов для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) не хватит. Если новые инициативы пройдут все чиновничьи инстанции, то в 2016 году на год сместится выход на пенсию: возраст женщины для права получения пенсии составит 56 лет, мужчины – 61 год.
Экономия на этой возрастной группе за год составит 60-70 млрд рублей. Более существенная экономия ожидается только через 10 лет, когда возраст женщин для пенсионного обеспечения составит 65 лет. В 2015 году ожидаемый дефицит средств ПФР будет на уровне 623 миллиардов рублей, соответственно, сэкономленные ресурсы теоретически покроют лишь 10-12% бюджетного дефицита. На практике же эти суммы могут снизиться вдвое: одни люди уйдут по инвалидности на пенсию, другие не смогут в таком возрасте удержаться на рабочих местах, а тем более подыскать новую работу, соответственно, им придется выплачивать пособия по безработице. В итоге, приводит доводы Оксана Дмитриева, из теоретических 70 миллиардов останется около 30 млрд рублей экономии, что несущественно ни для федерального бюджета, ни для ПФР.
По мнению специалистов Комитета Госдумы, более продуктивной будет отмена накопительных пенсий. Данный шаг даст прибавку в ПФР от 300 до 400 миллиардов ежегодно. А если перевести в страховую пенсию средства, направляющиеся на ее накопительную часть и аккумулирующиеся в негосударственном ПФ и ВЭБ (Внешэкономбанке), сумма увеличится до 2 триллионов рублей! То есть проблема пенсионных обеспечений вообще исчезнет.
Не ускользнул от депутатов статистический факт, что для Российской Федерации характерна печальная тенденция уменьшения разницы между средней продолжительностью жизни мужчин и их выходом на заслуженный отдых. К сожалению, такая статистика неутешительна. Поэтому увеличение возраста выхода на пенсию демографически не оправдано. К слову, для женщин эта разница, наоборот, большая – 20,89 лет. Дискуссии по этим вопросам продолжаются.
Кстати, недавно россиянам предоставили право определять самим, когда выходить на заслуженный отдых: чем позже – тем большая пенсия будет предоставляться. Со временем эта альтернативная и продуманная инициатива частично покроет дефицит ПФР.
В Беларуси пенсионные сроки аналогичны российским: 55 и 60 лет (для женщин и, соответственно, мужчин). В связи с ближайшими выборами, разговоры об изменении сроков открыто не ведутся, но предполагаются. Возможно, власти желают унифицировать этот вопрос с Россией, соответственно ждут завершения пенсионной реформы. Возраст выхода на пенсию военнослужащих, силовиков с 45 лет планируется довести до 50 (то есть выслугу лет повысить с 20 до 25 лет) либо не засчитывать время, проведенное в учебных заведениях.
В других государствах СНГ и Балтии он давно повышен. Так, на 2 года увеличен возраст выхода на пенсию для всех в Молдове и Азербайджане, на 3 года – в Казахстане и Таджикистане. В Латвии он для обоих полов составляет 62 года. В Армении и Эстонии возраст, при достижении которого может устанавливаться пенсия по старости для мужчин, составляет 63 года. К 2016 году в Эстонии такой же критерий будет установлен и для женщин (в Армении уже принято аналогичное решение).
Зарубежные коллеги и чиновники непрестанно указывают, что в РФ и соседней Беларуси наблюдается самый минимальный возраст выхода на пенсию в мире. Однако авторитетные ученые на основе расчетов и исследований обоснованно доказывают, что для каждой нации (государства) есть свой пенсионный порог, обусловленный генетическими особенностями народов и условиями проживания.
На протяжении длительного времени органами власти и управления предлагается повысить пенсионный возраст с тем, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы. Однако ни биологические особенности, ни состояние здоровья лиц старших возрастных групп, ни социально-экономические факторы не дают оснований для повышения пенсионного возраста.
В России, как и в большей части остального мира, население стареет. Доля пожилых людей увеличивается, трудоспособных – сокращается. Если в 1985 году население старше 65 лет составляло 10%, то в 2007-м – около 15%. Кроме того, на пенсию по возрасту уже массово выходят «дети» послевоенного демографического бума. По мнению специалистов, говорить о необходимости сдвигания пенсионного порога следует при соотношении работающих и пенсионеров 1:2, а оно ожидается не раньше, чем через 20-25 лет. Ныне это соотношение составляет 1:1,6, что позволяет работающему населению прокормить пенсионеров.
Объективно – нет! Продолжительность жизни у нас короче, нежели в других развитых странах, в которых пенсионный возраст выше, и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями. О низком качестве жизни россиян отмечалось в докладе Всеобщей конференции профсоюзов, ООН и других организаций. В частности, в нем указано, что по прогнозам в России покупательская способность пенсий может достигнуть уровня счастливого 1990 года (при благоприятных условиях) к концу 2015 г. Но экономический кризис наверняка сместит эти расчеты.
Вопрос пенсионного возраста тесно связан с вопросом сохранения общей и профессиональной трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. Во второй половине XX века министр здравоохранения СССР Е. М. Чазов писал, что в возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться 80% людей, но при этом лишь ⅓ – на прежнем рабочем месте, а ⅔ – с неполным рабочим днем либо на дому. Данные выкладки актуальны и сейчас.
Одним из приоритетов должен стать вопрос о том, как сохранить трудоспособность. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) среди стран, население которых продолжает оставаться трудоспособным после достижения пенсионного возраста, лидируют Япония, Исландия, Швейцария и Ирландия. Самые низкие показатели в «рейтинге» трудоспособности населения – у Бельгии, Италии, Германии и Испании.
Даже если не учитывать такое печальное обстоятельство, что некоторые граждане не доживут до пенсионного возраста, ибо даже сейчас в России до этого момента не доживает половина мужчин, то следующей проблемой являются сложности с трудоустройством. Ведь уже сейчас трудно устроиться на работу в предпенсионном возрасте, так как некоторые работодатели оценивают лиц, принимаемых на работу, в первую очередь по возрастному цензу, хотя это не всегда соответствует реальной оценке их профессионализма.
Естественным образом возникает вопрос об источнике доходов этой категории граждан. Поднимая пенсионный возраст, государство должно принять меры на обеспечение занятости лиц предпенсионного возраста. По этому вопросу может быть использован опыт Новой Зеландии. Взвешенная экономическая политика этого государства позволила за 9 лет поднять уровень занятости населения, достигшего 60 лет, с 33% до 64% для мужчин, и с 16% до 42% для женщин, а в итоге – относительно безболезненно поднять пенсионный возраст до 65 лет.
В РБ и РФ пенсионный возраст дифференцирован по признаку пола. Для женщин он установлен на 5 лет ниже, нежели для мужчин. В большинстве развитых стран этот показатель одинаков. Политики и специалисты в области права соцобеспечения все чаще предлагают устанавливать одинаковый пенсионный возраст. Свои предложения они аргументируют тем, что в Японии, Германии, США, Канаде, Латвии, Эстонии и некоторых других странах пенсионный возраст не дифференцирован по признаку пола, а также тем, что продолжительность жизни дам в большинстве стран на 6-12 лет больше, чем у джентльменов, и они находятся на пенсии больший срок, нежели мужчины, то есть их заслуженный отдых более длительный.
Различий в возрасте не должно быть, если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании. Но, учитывая, что на женщин падает основная нагрузка по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, по мнению геронтологов, целесообразно сохранить для них пониженный возраст выхода на пенсию.