Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии -- это показатель, который рассчитывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии Колесов С.В. Все о пенсиях-Конвертация и валоризация пенсионных прав 06.2013 г..
Закон №173-ФЗ устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: общий (19 лет, или 228 месяцев, который будет действовать, только начиная с 2014 г.) и сокращенный (14 лет, или 168 месяцев) См.ст.32 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». . Для его применения законодателем установлен переходный период, который длился с 2002 г. до нынешнего - 2013 г.
Ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т) -- количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста. От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.
С 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно повышался, пока не достиг 19 лет.
Ожидаемый период выплаты пенсии может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте.
При назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам -- после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет и т. д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.
Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. Это дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Данная норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленного пенсионного возраста.
трудовой пенсионный стажевой право
Валоризация (от фр. valorisation; valoir -- «ценить, подходить») -- это мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала.
Начиная с 1 января 2010 г. при расчете размера трудовой пенсии впервые пенсионные права граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, подлежат валоризации, т. е. увеличению за работу в советский период.
Общему трудовому стажу, выработанному до 2002 г., придается денежная оценка, т.е. за стаж работы в советский период будет дополнительно начислена страховая часть пенсии. Это означает, что граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 г., автоматически получили 10%-е увеличение к расчетному пенсионному капиталу, сформированному на 1 января 2002 г., независимо от даты выхода на пенсию. Плюс дополнительно по 1% за каждый календарный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Это касается всех, кто имеет дореформенный стаж.
При валоризации увеличивается расчетный пенсионный капитал тех, кому еще не назначена трудовая пенсия. У получателей же трудовых пенсий расчетный пенсионный капитал преобразуется в страховую часть и повышается страховая часть их трудовой пенсии, рассчитанная на 1 января 2002 г. Сумма валоризации не зависит от возраста пенсионера и определяется на основании только двух индивидуальных величин: стажа, выработанного до 1 января 1991 г. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого при валоризации, ограничению не подлежит; размера страховой части пенсии, установленной на 1 января 2002 г.
Страховая часть трудовой пенсии определяется исходя из продолжительности имеющегося стажа, выработанного до 01.01.2002 г. и заработка, из которого исчислялась пенсия, при этом отношение заработков у каждого пенсионера индивидуально -- от 0,01 до 1,2.
В настоящее время при начислении пенсии учитывается стаж для женщин не свыше 40 лет, для мужчин -- не свыше 45 лет.
Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полученная сумма валоризации индексируется на все индексы увеличения страховой части, которые применялись в период с 1 января 2002 по 2013 г. Коэффициент индексации за этот период составляет 5,18450283.
У пенсионеров, которые после 01.01.2002 г. не работали, процент валоризации определяется от всей суммы страховой части пенсии.
У пенсионеров, имеющих в составе страховой части пенсии увеличения за счет страховых взносов за 2002-2009 гг., процент валоризации определяется из страховой части пенсии за минусом той части, которая образовалась за счет реально уплаченных страховых взносов.
Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости производится согласно Закону №173-ФЗ по определенной методике См. ст.14,30,30.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но с учетом персональных данных каждого пенсионера.
В заключение, следует еще раз подчеркнуть, что все действия пенсионного органа по назначению, выплате, доставке пенсий инициируются на основании заявления. Прием заявлений относится к сфере государственных услуг, соответственно, данный вид деятельности регламентирован в соответствии с требованиями Закона №210-ФЗ. Отказать в приеме заявления территориальный орган ПФР не вправе. Вместе ч тем, пенсионный орган вправе вынести решение об отказе в назначении пенсии, по мотивированным основаниям. Заявитель, со своей стороны, вправе его обжаловать, в том числе, в суд. Выплату пенсии осуществляет пенсионный орган, доставку - организация или учреждение, выбранное пенсионером, закрепившим свой выбор в соответствующем заявлении. Несмотря на то, что законодатель установил правило выплаты пенсии в полном объеме, из пенсии могут производиться удержания, вне зависимости от желаний пенсионера.
Как видно из указанных выше формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 1 января 2002 г., так и с учетом уплаченных страховых взносов. Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 г. постоянно индексируется на показатель, определенный Постановлением Правительства РФ Последняя индексация размеров страховой части трудовых пенсий произведена с 01.04.2013 г. на основании Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 №264 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2013 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" // Российская газета. №69. 01.04.2013.. Эта индексация также учитывается при окончательном определении расчетного пенсионного капитала, как за счет общего стажа, так и за счет уплаченных страховых взносов.
Накопительная пенсия - денежная сумма, формируемая из взносов, произведенных работодателем, дополнительных страховых взносов по инициативе граждан, средства, перечисленные государством по Программе софинансирования пенсии.
Согласно статье 2 закона №360-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» существуют следующие виды данных начислений:
Застрахованные лица, которые получили пенсионные накопления как единовременную выплату, имеют право обратиться за повторной выдачей средств через пять лет с момента предыдущего обращения. Подобная выплата не производится лицам, которым ранее начислялась накопительная пенсия.
В случае смерти застрахованного лица, остаток средств имеет право получить правопреемник (материнский капитал - только отец или дети по достижении совершеннолетия).
В соответствии со статьей 7 « О накопительных пенсиях» ее размер зависит от суммы средств, накопленных на специальной части личного счета гражданина или на пенсионном счете, на день назначения пособия.
Размер данного вида пенсионного обеспечения формируется путем деления суммы средств, накопленных на счете застрахованного лица на количество месяцев всего времени отчислений (с 1 января 2016 года назначается федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни). Таким образом, формула для исчисления выглядит следующим образом:
НП = ПН / Т,
Ее размер может быть скорректирован в следующих случаях:
Перерасчет (корректировка) происходит один раз в год - 1 августа года без подачи заявления со стороны застрахованного лица.
2 июня 2015 года правительство РФ постановлением №531 утвердило методику ожидаемого срока выплаты, необходимого для расчета накопительной пенсии и корректировки ее размера. Она используется сотрудниками, занимающимися обязательным пенсионным страхованием и предусматривает методику расчета сроков начислений для граждан, которым начисляется страховая пенсия по старости . Так же данная методика применяется при изменении размера начислений, либо ее назначении позднее приобретения права на нее.
При назначении накопительной пенсии ожидаемый период выплаты рассчитывается по формуле:
Т = (S i x e i + S j x e j / S i + S j) x 12,
Численность мужчин и женщин, а также продолжительность жизни определяется по статистическим данным .
После расчета полученные данные сравниваются с максимальным значением предстоящего срока накопительных начислений на время с 2016 по 2020 год. В случае если рассчитанный период:
Максимальное значение ОПВ было рассчитано по статистическим данным для того, чтобы исключить резкого повышения периода выплаты пенсионных накоплений в связи с колебанием в численности населения пенсионного возраста. Такой максимум определяется приложением к постановлению №531:
Период дожития - установленный правительством и рассчитанный по статистическим данным средний срок жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых (время, в течение которого планируется начисление пенсии). Данное понятие используется для определения размера назначаемого пособия, таким образом, чем больше срок дожития, тем меньше ее размер.
Исходя из данных Росстата за 2016 год, численность мужчин пенсионного возраста составила 864 661, женщин - 1 222 988 человека, а предполагаемая продолжительность жизни - 16,08 и 25,79 года соответственно.
Согласно расчетам, произведенным по Методике, ожидаемый период на 2018 год получился 261 месяцев. Так как данное значение выше установленного Методикой максимального значения - 246 месяцев, то для определения размера накопительной части данный период выплаты был установлен в размере 246 месяцев .
Ежегодно устанавливаемый правительством период будет постепенно увеличиваться до приближения к действующим значениям продолжительности жизни. Предполагается, что данные меры позволят обеспечить граждан, имеющих право на накопительную выплату до приближения к реальным значениям продолжительности жизни будущих получателей.
Согласно закону, разработанному Министерством труда и социальной защиты, «Об ожидаемом периоде выплат накопительной пенсии на 2018 год» , срок дожития будет увеличен на полгода и составит 246 месяцев , вместо 240, установленных в 2017 году. Реальный ожидаемый срок, согласно подсчетам на основании разработанной Методики на 2018 год составил 261 месяц.
Данное повышение объясняется необходимостью продолжения доведения нормативного значения до реальных значений, который превышает на данный момент максимально допустимое значение на 21 месяц. В результате увеличения времени начисления пособие уменьшится на величину около 20 рублей у вновь назначаемых выплат пенсионерам, по сообщению Минтруда.
Необходимо заметить, что при применении реального ожидаемого периода выплаты в расчете ежемесячного размера накопительной пенсии, размер выплат получателю был бы еще ниже.
Возможно сокращение продолжительности ожидаемого времени начисления, данные для этого установлены частью 3-4 статьи 7 Федерального закона №424-ФЗ от 28.12.2013 года «О накопительной пенсии».
С целью поощрения более позднего выхода на заслуженный отдых разработана система, которая позволит сократить время данного периода при начислении этой части пенсии позднее установления права на нее.
Данное правило применяется также, когда накопительная выплата, право на которую возникло до достижения пенсионного возраста , начинается в более позднем возрасте.
Накопительная пенсия является бессрочной и выплачивается пенсионеру вместе со страховым обеспечением каждый месяц до конца жизни гражданина . При этом при расчете применяется особый показатель - ожидаемый период выплаты средств .
В отличие от расчета срочного обеспечения, где заявитель самостоятельно выбирает срок, в течение которого ему будут выплачиваться средства накоплений, этот показатель ежегодно устанавливается государством на основании официальных данных Росстата (Федеральной службы государственной статистики).
Данный показатель также называют «периодом дожития»
, так как он, согласно статистике, показывает среднюю продолжительность жизни граждан после достижения пенсионного возраста. Его расчет производится по определенной формуле в соответствии с особой методикой
, утвержденной Правительством РФ.
Помимо этого для данного показателя на законодательном уровне существуют определенные ограничения в виде максимальных значений . Также Законодательством разрешено уменьшение показателя , если гражданин обратиться за установлением обеспечения позднее.
Источник финансирования представляет собой сумму средств, которые накоплены на пенсионном счете накопительного обеспечения или на специальной части личного счета застрахованного лица. При его расчете определяется размер его ежемесячных выплат , который напрямую зависит от суммы накопленных средств и ожидаемого срока.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 года ежемесячное обеспечение определяется по следующей формуле :
НП = ПН / Т,
При расчете количество накоплений на счете учитывается на момент обращения пенсионера за установлением его обеспечения, а предполагаемый срок дожития устанавливается государством и ежегодно изменяется в зависимости от продолжительности жизни пенсионеров в России.
Кроме этого каждый год первого августа производится перерасчет суммы средств, в результате которого размер может быть скорректирован за счет инвестирования резерва накоплений или ранее не учтенных средств поступлений.
Рассчитать накопительную пенсию можно самостоятельно. Для этого необходимо сумму средств имеющихся на счете пенсионных накоплений, актуальную на день обращения за обеспечением, разделить на количество месяцев предполагаемого срока выплаты.
Предполагаемый период представляет собой определенный промежуток времени , который рассчитывается на основании данных, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики. Данный показатель зависит от средней продолжительности жизни населения и ежегодно устанавливается Правительством РФ.
До проведения пенсионной реформы, в результате которой трудовая пенсия разделилась на две самостоятельных - страховую и накопительную, предполагаемый срок применялся при расчете трудового обеспечения граждан. Однако с первого января 2015 года и по настоящее время данный параметр используется только для расчета накопительного обеспечения .
В соответствии с Постановлением № 531 от 2 июня 2015 года Правительством РФ утверждена методика расчета предполагаемого периода дожития. Данная методика применяется при расчете сроков начисления обеспечения гражданам и рассчитывается следующим образом:
Т = (S i × e i + S j × e j / S i × S j) × 12,
Численность граждан соответствующего возраста в стране, а также предполагаемая продолжительность их жизни определяется на основании официальных статистических данных , полученных из органов статистики.
Также расчет показателя имеет свои особенности. Перед тем, как предполагаемый период в данном году будет официально принят, его сравнивают с максимальными значениями , установленными на законодательном уровне. Если значение показателя будет:
Согласно Приложению Постановления № 531 от 2 июня 2015 года на 2016 - 2020 годы были установлены максимальные значения предполагаемого срока выплаты накопительного обеспечения:
Максимальные значения периода дожития далеки от реальных показателей. Но принятие данной меры было необходимо для сдерживания резкого повышения периода выплаты, которое может произойти из-за роста численности граждан пенсионного возраста. Предполагается, что ежегодное увеличение значения на 6 месяцев позволит обеспечить получателей накопительной пенсией до приближения к реальным показателям в будущем.
Согласно статистическим данным реальный предполагаемый срок выплаты в 2018 году превысил максимальное значение и составил 261 месяц. В связи с этим, с первого января 2018 года данный показатель был установлен в размере максимального значения - 246 месяцев .
В прошлом 2017 году реальный показатель предполагаемого периода также оказался выше максимального - 261 месяцев. И также в прошлом году в соответствии с Законодательством РФ был принят по максимуму, установленному на 2016 год - 240 месяцев.
Таким образом, по сравнению с прошлым годом ожидаемый срок выплаты увеличился на полгода. Также следует отметить, что при установлении реального показателя накопительная пенсия выплачивалась бы в меньшем размере, так как чем выше значение принятого предполагаемого периода выплаты, тем ниже размер ежемесячной пенсии.
Гражданин приобретает право на получение своих пенсионных накоплений тогда, когда ему устанавливается страховое обеспечение. Однако за ними не обязательно обращаться сразу после наступления пенсионного возраста, это можно сделать гораздо позже .
За каждый дополнительный год, который истек с момента приобретения права на назначение накопительного обеспечения, предполагаемый срок дожития сокращается на двенадцать месяцев . Однако, в то же время, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 года предусмотрен минимальный порог предполагаемого периода - не менее 168 месяцев (14 лет).
В связи с тем, что при более позднем обращении показатель предполагаемого срока дожития будет меньше, сумма пенсионных накоплений будет делиться уже не на установленный Правительством период, а на тот показатель, который относится непосредственно к данному гражданину (не менее 168 месяцев). В этом случае при расчете ежемесячная накопительная пенсия будет выше.
Таким образом, благодаря более позднему обращению за установлением накопительного обеспечения сокращается ожидаемый срок выплаты и, соответственно, увеличивается ежемесячная выплата, которая после ее начисления будет выплачиваться в повышенном размере. Данная мера стимулирует граждан пенсионного возраста позже обращаться за назначением своего обеспечения.
Это бессрочные выплаты, положенные любому гражданину до окончания жизни. При расчёте полагающихся перечислений применяется термин ожидаемый период выплат. Данный показатель не является статичным и постоянно подлежит корректировке. Новые формулы перерасчёта могут показаться сложными обычному человеку. Однако знать размер собственной пенсии должен каждый гражданин.
При подаче заявления на положенные по закону выплаты, гражданин может самостоятельно распоряжаться накопительной частью. Для этого существует срочное обеспечение пенсии, где человек самостоятельно указывает срок, во время которого он будет получать накопительную часть. Здесь вычисления происходят по элементарной схеме, где скопившуюся на счетах сумму делят на количество указанных заявителем месяцев расчётного периода.
Ожидаемые сроки устанавливаются государством и ежегодно коррелируется на основании предоставляемых данных статистики, предоставляемых Росстатом. В этом случае для вычисления положенных отчислений применяются специальные формулы, используемые сотрудниками ПФР.
Отметим, что рассматриваемая формулировка известна под термином «период дожития». По сути, ожидаемый период указывает на среднюю продолжительность жизни граждан после выхода на заслуженный отдых.
Важно! Период дожития непосредственно отражается на размере пенсии. Чем выше данные статистики, тем ниже будут ежемесячные отчисления. Отметим, что допускается и обратная ситуация.
После реформирования монолитная пенсия разделилась на две самостоятельные величины: страховую и накопительную часть. Рассмотрим их более детально:
Для накопительной части, согласно Ст. 7 Федерального закона № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 года, применяются собственные формулы расчёта, которые определяют размер ежемесячной пенсии.
Вычисляется сумма по такой схеме: НП=С/В, где
Отметим, что за основу берётся полная сумма, которую человек сумел скопить до выхода на заслуженный отдых. Последний пункт формулы и является периодом дожития, который считается средним сроком жизни пенсионеров на территории Российской Федерации.
Важно! Ежегодно 1 августа производится перерасчёт , где в сумму включаются новые инвестиции или учитываются ранее неустановленные суммы поступлений.
Согласно правительственному постановлению за номером 531, подписанному 2 июня 2015 года, устанавливается определённый порядок расчёта ожидаемого времени выплат. Для этого применяется такая формула:
T=(S1*e1+S2*e2/S1*S2)*12, где:
Данные для постановки величин в предлагаемую формулу берутся из официальных источников и определяются сведениями Росстата.
Выше упоминалось, что период дожития принимается ежегодно на правительственном уровне. Однако до официального подтверждения, данные сравниваются с максимально возможными значениями.
Если показатели будут:
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
В качестве примера, рассмотрим принятое и прогнозируемое увеличение ожидаемого периода выплат накопительной пенсии.
Выглядит это так:
Как видно из прогнозируемых данных, наблюдается ежегодное возрастание на 6 месяцев. Это сделано для того, чтобы максимально приблизить планируемые выплаты к реальным значениям.
Важно! Номинальные значения сроков дожития не соответствуют реальным показателям продолжительности жизни пенсионеров. Однако если не устанавливать сроки, возможно резкое повышение отчислений, вызванное увеличением количества получателей.
Основываясь на данных статистики, рассчитанный срок дожития в 2017 году должен составить 261 месяц. Однако эти значения превышают допустимый максимум. Поэтому на основании Федерального закона № 481 от декабря 2016, с января 2017 года период дожития установлен сроком на 240 месяцев. Чтобы вычислить актуальный размер пенсии, нужно сумму накоплений разделить на расчётное время получения выплат.
Возможно, для многих остаётся загадкой: зачем снижать данные статистики? Дело в том, что если накопительную часть пенсии делить на реальный срок её получения (261 месяц), ежемесячные выплаты, получаемые на руки, заметно снизятся.
Скачать для просмотра и печати:
Согласно действующему законодательству, допускается сокращение периода выплат накопительной пенсии.
Каждый гражданин с наступлением пенсионного возраста получает право на ежемесячное . При этом вовсе не обязательно обращаться с заявлением в ПФР сразу после определяемого законом срока.
Каждый год, который человек не пишет заявление об оформлении пенсии, период дожития сокращается на равноценный срок. При применении такой схемы, период выплат будет сокращаться, соответственно получаемая на руки сумма будет пропорционально увеличиваться.
Скачать для просмотра и печати: Важно! Здесь также предусмотрен установленный порог: минимальное значение не может быть ниже 14 лет либо 168 месяцев.
Такая практика преследует определённые цели, выгодные правительству и каждому отдельно взятому пенсионеру. Суть заключается в следующем: увеличение суммы, вызванное сокращением расчётного периода должно стимулировать граждан позднее обращаться за полагающими выплатами, что выгодно для федерального бюджета.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Согласно очередной редакции законодательства, период ожидания выплат для накопительных пенсий увеличен на полгода. Теперь он будет равен 246 месяцам вместо 240, используемых в расчетных формулах ранее.