Процессуальная работа. О процессуальной работе. Процессуальная работа и даосизм

19.02.2019

Идет набор! Начало 14 октября 2017 года

Важно! Слушатели, не имеющие высшего психологического образования, могут пройти обучение на базе Высшей школы психологии Профессиональная переподготовка по программе “Современная практика психологического консультирования” .

Расписание

Форма обучения: очно – два выходных дня (суббота и воскресение) с 10.00 до 19.00

Первый год обучения (2017 – 2019 года)
I модуль: 14 – 15 октября 2017 года
II модуль: 25 – 26 ноября 2017 года
III модуль: 20 – 21 января 2018 года
IV модуль: 17 – 18 марта 2018 года
V модуль: 21 – 22 апреля 2018 года
VI модуль: 02 – 03 июня 2018 года
Каникулы!

Второй год обучения (2016 – 2018 года)
VII модуль: 16 – 17 сентября 2017 года
VIII модуль: 04 – 05 ноября 2017 года
IX модуль: 09 – 10 декабря 2017 года
X модуль: 03 – 04 февраля 2018 года
XI модуль: 24 – 25 марта 2018 года
XII модуль: 12 – 13 мая 2018 года

Продолжительность обучения

270 академических часа, включающие 12 (двенадцать) очных модулей (теория и практика) + Итоговая работа (зачет).

Описание программы

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) - это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Психологической основой метода является аналитическая психология Юнга. Уделяя ведущее внимание следованию процессу, метод интегрирует в стройную систему техники гештальт-подхода, телесно-ориентированной психотерапии, НЛП, арт-терапии, а также знания из квантовой физики, шаманизма и даосизма.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов:
– Проблемы личностного развития.
– Межличностных взаимоотношений.
– Хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания.
– Зависимости.
– Изменённые состояния сознания.
– Сновидения и жизненные сценарии и др.

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

Слушатели программы: люди, имеющие психологическое образование, которые смогут использовать приобретенные знания в своей профессиональной деятельности.

Первый год обучения (I – VI модули)

Теоретические основы и техники работы

– История создания метода.
– Теории и духовные (философско-религиозные) парадигмы, лежащие в основе метода.
– Связь с другими психологическими направлениями и подходами (юнгианская аналитическая психология, гештальт-подход, телесно-ориентированная психология, психодрама, арт-терапия).
– Квантовая физика и процессуальная работа.
– Основные понятия и принципы работы процессуального подхода. Три уровня реальности. Принцип глубинной демократии. Первичный и вторичный процессы.
– Вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы.
– Концепция «сновидящего тела».
– Перенос и контрперенос, концепция поля в процессуальной работе.
– Терапевтическая осознанность по отношению к собственным процессам.
– Работа с личностными ресурсами.

Теоретические основы и техники работы. Продолжение

– Понятие края, краевой фигуры, признаки краевого поведения, способы работы на краю. Положительная и отрицательная обратная связь. Понятие каналов в процессуальной работе.
– Психофизиологические основы работы с каналами. Работа с целостным опытом, способы интеграции нового опыта в повседневную жизнь.
– Техники вербальной и невербальной амплификации в работе с движением.
– Особенность и этика работы с применением телесного контакта.
– Техники амплификации и «язык терапевта» в работе с другими каналами. Особенности применения техник амплификации при работе с психической травмой.

Сновидения. Детские сновидения и жизненные сценарии

– Детские сновидения или ранние воспоминания и долгосрочные жизненные сценарии.
– Понятие осознанного сновидения (сновидение в бодрствовании).
– Основные принципы и методы работы со сновидениями: сбор информации, работа с ресурсами, поиск «союзника», работа с символами и персонажами, фасилитация сновидения как группового процесса, «плетение истории», работа с «флиртами» в сновидении.

Работа с обвинениями, конфликтами, критикой

– Концепция трёх уровней сознания применительно к работе с отношениями.
– Конфликты как источник творчества и развития. Практика разрешения конфликтов. Работа с критикой: мишени критики, внутренняя и внешняя критика. Работа с фигурой критика.
– Роль ресурсной (поддерживающей) фигуры в работе с фигурой критика. Способы работы с фигурой критика. Трансформация энергии критика. Появление «невыносимых» людей в поле наших отношений.
– Проекции и возвращение проекций.

Искусство взаимоотношений. Работа с парами и семейными системами

– Способы работы с отношениями на различных уровнях.
– Внутрипсихический уровень: взаимоотношения внутренних фигур.
– Межличностный уровень: вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы, границы.
– Надличностный аспект отношений: «мифы взаимоотношений», «высокий и низкий сон отношений».
– Структуры формирования отношений с точки зрения первичного и вторичного процесса.
– Отношения между терапевтом и клиентом.
– Системный подход и концепция поля в работе с отношениями.

Теория рангов. Аутентичное лидерство. Публичные выступления

– Теория рангов: психологический социальный, духовный, структурный (ситуационный) ранги.
– Полный и неполный (компенсирующий) ранги: понятия первичного и вторичного процессов в теории рангов. Причины невозможности присвоения высокого или низкого ранга.
– Системы внутренних убеждений, стоящие за невозможностью достижения высокого ранга.
– Не осознавание собственного высокого или низкого ранга как причина конфликтов и препятствие на пути истинного лидерства.
– Понятия лидер, фасилитатор, старейшина. Лидерство и аутентичность: три уровня сознания применительно к теме лидерства, раскрытие собственного стиля и силы лидерства.
– Осознанность и работа с собственными двойными сигналами при публичных выступлениях.
– Нахождение индивидуальных ресурсов для публичных выступлений.

Второй год обучения (VII – XII модули)

Телесные симптомы как послания бессознательного

– Отношение к телесным симптомам в процессуальной психологии. Связь хронических симптомов с детскими / повторяющимися сновидениями.
– Отражение внутренних конфликтов в структуре и динамике соматического переживания.
– Способы практической работы с телесными симптомами. Основные принципы и этические положения психологической работы с применением телесного контакта.
– Особенности работы с симптомами психической травмы.

Работа с изменёнными и экстремальными состояниями сознания

– Различные концепции изменённых состояний сознания: биомедицинская модель, психологические модели Тарта, Мартиндейла, Диттриха, трансперсональные модели Уилбера, Бома, Грофа, Уолша/Вогана. Шаманизм как одна из основ процессуальной работы. Шаманский и другие стили работы с изменёнными состояниями сознания. Метанавыки, необходимые для работы с данной темой.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления изменённых и экстремальных состояний. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах). Теория процессуальной работы применительно к данной теме. Отличие изменённых состояний сознания от экстремальных.
– Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к изменённым и экстремальным состояниям сознания.
– Техники процессуальной работы с данной темой: инверсия, повторное подключение, работа с высоким краем, смена каналов, работа с ролями и ролями-призраками в системе и др. Применение техник процессуальной работы для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Работа с зависимостями и со зависимым поведением

– Теория процессуальной работы применительно к работе с зависимостями и со зависимым поведением. Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к данной теме.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления зависимого поведения. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах).
– Техники процессуальной работы с данной темой: медицинские вмешательства, работа с ролями и ролями-призраками в системе, конфронтация, повторное подключение к зависимостям, чувственный доступ к полям взаимоотношений.
– Применение техник процессуальной работы с зависимостями для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Внутренняя работа – самостоятельная работа с собственными процессами

– Понятие внутренней работы. Способы и творческие стили внутренней работы. Возможности применения внутренней работы для саморазвития и более глубокого понимания собственных процессов.
– Использование внутренней работы в процессе работы с клиентами. Применение метода с целью профилактики профессионального выгорания, для облегчения собственного состояния, нахождения ресурсов.

Групповые процессы

– Концепция поля в физике, философии и религии. Концепция глубинной демократии в работе с группами. Роли, роли-призраки, ролевое поведение. Теневые процессы и проявление измененных состояний сознания в групповой работе. Трансформация проблемных аспектов отношений в группе. Взаимное отражение и взаимосвязь внутриличностных и групповых процессов. Линейная и нелинейная работа с групповыми процессами. Внутренняя работа как необходимый аспект подготовки к работе с группами и ведения групповых процессов. Практические навыки фасилитатора группового процесса.

Индивидуальный стиль работы. Супервизия

– Изучение собственного стиля работы и способы расширения собственных возможностей: первичный, вторичный, глубинный стили. Выработка индивидуального стиля работы с учётом собственных ограничений и ресурсов. Терапевтическая осознанность. Работа с собирательным образом клиента: возвращение проекций. Внутренний учитель.

*Внимание! Ведущие оставляют за собой право изменения тематического порядка модулей.

Документы об образовании

При прохождении всех модулей программы вы можете получить два документа :
Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения.

1 документ: Важно! Для слушателей, не имеющих профильного образования (психологического или педагогического) – СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.

Для слушателей с профильным образованием (психологическим или педагогическим) по завершению обучения, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2 документ: Международный сертификат ISPWR IAPOP (при желании вы, также можете получить сертификаты ОППЛ и АПОПП) – выдаётся участникам при выполнении всех требований Международной Сертификационной программы, необходимо пройти 20 часов индивидуальной терапии, 20 часов супервизии и 5 встреч с адвайзером (обращаться к Николаевой Елене Владимировне).

Условия поступления

ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Резервирование места в группе по предоплате .

«Процессуальный ум»

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы
International School of Processwork Russia (ISPWR), стандарт IAPOP.

Процессуальная работа - это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология - междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий - «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле - проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе "нельзя быть таким, это не принято". Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию "процесса", который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика - смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным - вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время - следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам - это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

- «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, "края", а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы "говорят" об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже "созревает" в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) - термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция - чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни - это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики - волновой функцией... В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. "дрим ленд") - страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) - это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, "двойными", или непреднамеренными сигналами, "призраками" (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня - пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода - «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык - «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык - «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык - осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Процессуально-ориентированная психология или процессуальная работа - достаточно молодое и при этом уже авторитетное направление в психологии. Оно было основано в конце 1970-х годов .
Процессуальная работа делает основной акцент на восприятии потока событий - и уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.
Процессуальная работа означает следование пути природы. Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека, - даже то, что он воспринимает как проблему, является одним из способов, которыми его бессознательное стремится объяснить, что именно ему необходимо для того, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром. Примерно так простыми словами можно передать основную идею этой психологической школы.

В этом разделе Вы можете ознакомиться с основами теории, практики и со структурой международной .

Если Вас заинтересуют прочитанные материалы, Вы можете присоединиться к программе на любом из предложенных модулей или стать , на котором студенты программы практикуются в овладении полученных методов.

Особенности процессуально ориентированной психологии делают спектр ее применения очень широким. Ее методы оказываются действенными на всем протяжении жизни человека - от перинатального периода развития до околосмертных состояний. Они применимы для личностного роста, работы с отношениями, коллективами, организациями, бизнес-структурами и мировыми проблемами. Эти методы оказываются результативны при работе с телесными и психическими заболеваниями. Особое внимание уделяется .

Понятие «терапевт» в процессуальной психологии уступает место понятию - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. При этом фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Глубинное «недуальное» или заличностное состояние сознания, которое становится доступно при этом, родственно духовным и религиозным переживаниям, дающим ощущения «вездесущности», «всеведения», «просветления». Здесь процессуально ориентированная психология смыкается с наследием мировых духовных и религиозных школ, а также постулатами квантовой физики.

Ключевое понятие психологической школы А. Минделла - По сути, это любой феномен, который уже происходит.

Процессы делятся на первичные и вторичные. Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.

Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той ипостаси человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах. Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

На «краю» - грани, отделяющей первичный процесс от вторичного - зачастую могут быть обнаружены одна или несколько «краевых фигур». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры. Затем поддерживается обогащение личного опыта клиента путём усиления и разворачивания переживаний вторичного процесса, чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.


Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне привычной нам реальности (ОР). Это состояние сознания названо А. Минделлом «процессуальный ум».

НАША ГРУППА ПО СНОВИДЕНИЯМ В ФЕЙСБУКЕ ГРУППА В ФЕЙСБУКЕ для тех, кому интересны новые знания и глубинные методы духовно-ориентированной психологии для помощи себе и близким.

Травмой является любое событие, которое повергло нас в состояние эмоционального шока, которое мы не смогли пережить. И тогда, когда в нашей жизни складываются ситуации подобные травматичной, мы либо избегаем этих ситуаций (реакция «избегания»), либо мы говорим, что это нам вообще не нужно, либо мы агрессивно отстаиваем свои границы. Но чаще всего, если у нас когда-то была травма, мы в это потом просто не идём. Например, если нам сказали, что мы плохо выглядим, что выбрали не нас, а другого партнера, то мы можем не идти в какие-то личные отношения.

Если в какой-то момент наш партнер сказал нам, что он не хочет ребенка, мы можем либо усиленно пытаться завести ребенка с другими партнером, либо, если мы сделали аборт, просто избегать контактов с мужчинами. И в момент, который для посторонних людей может казаться незначимым, мы можем принять решение, что мы вообще не пойдем в личные отношения, и будем развивать себя только в профессиональной деятельности, а личной жизнью заниматься не будем.

Или наоборот, мы долго шли по карьерной лестнице и очень много сделали для какой-то организации, но на повышение идёт другой человек, а не вы. Если человек не в силах пережить эту травму, он может сказать: «Я буду заниматься семьей и детьми, или буду заниматься другой профессиональной областью». И люди со стороны могут сказать: «Ты в этой области уже 15 лет. Ты просто потрясающий специалист. Как мы без тебя». А он в ответ скажет: «Нет, нет. Мне просто надоело заниматься работой». А на самом деле человек не смог пережить эту травму унижения и несправедливости.

То, что для одного человека может быть большой травмой, для другого человека травмой может не быть. Это очень интересный момент.
И на программе по травмотерапии мы будем разбирать свои травмы, будем делать это в группе. Помимо опыта, помимо того, что является травмой, а что - не является. У нас будет возможность получать ресурс группы, с людьми которые в течение года будут очень большой поддержкой.

Травмы делятся на:
- травмы насилия,
- травмы пренебрежения,
- травмы лишения.

Они несут чувства, по которым мы можем сами про себя понять, что травма у нас существует. Это чувства стыда и вины. Стыд может иногда проявляться как обида, а вина может проявляться как гнев. Очень часто за этим стоят внутренние высказывания: «Я ничего не стою», «Я не заслуживаю лучшего». И это может быть как внутреннее обесценивание, которое выражается в страхе: «меня не выберут», «меня не оценят», состояние ужаса, беззащитности, беспомощности.
Или это может быть состояние грусти, боли, одиночества, страха, что бросят, состояние отверженности. Всё это лежит в основе чувств обиды и гнева.
И вы можете взвесить, какие чувства в вашей жизни являются ведущими. Если вы сейчас взвесите, что сейчас в вашей жизни занимает большее место: чувство радости, любви к миру, удовольствие от своей жизни, либо чувства неуважения к себе, боли, грусти, одиночества, заброшенности, обесценивания себя и своих поступков,

***
Вся травматерапия построена на работе с ресурсами. И для того, чтобы встретиться с травмой (это называется «конфронтация с травмой»), мы должны провести человека через ряд ресурсных техник. Помимо работы с травмой с процессуальном залоге, мы сегодня немножко коснемся ресурсных техник.

Ресурсные техники направлены либо на то, чтобы вы вспомнили какие воспоминания, которые для вас хороши. Иногда у человека, у которого в жизни много сложных проблем, ресурсные воспоминания амнезированы.

Например, если родители были алкоголиками и драчунами, ребенку, когда он вырастает, кажется, что в его жизни не было ничего хорошего. Но когда мы в рамках травматерапии задаем определенные вопросы себе и друг другу, выясняется, что ресурсные воспоминания есть у каждого.

А наша психика устроена очень интересным образом. Она устроена так, что когда мы что-то вспоминаем, несмотря на то, что событие было в прошлом, или несмотря что мы это событие воображаем в будущем эмоции радости, удовольствия и любви, мы испытываем прямо сейчас.
И сейчас мы с вами сделаем одно интересное упражнение.
Напишите на листочке свое состояние по шкале от минус 10 (очень плохое), до плюс 10 (очень хорошее, радость, эйфория). Для чего? Чтобы после занятия сравнить, поменялось ли ваше состояние или нет.

Вспомните любое место, где вам было хорошо. Не важно, будет ли это ваша квартира, место на природе, на даче. Может быть это место, которое вы посещали некоторое время назад.

Представьте, что вы находитесь в этом хорошем или, как мы говорим в травматерапии, ресурсном месте. Представьте себя в этом месте. Оглянитесь по сторонам. Посмотрите, что вас окружает. Может быть это мебель, ели ресурсным местом является ваш собственный дом, или гостиная в доме вашей бабушки.
Если место хорошее, ресурсное, то вам очень удобно сидеть, стоять или лежать. Представьте себя в удобной позе. Находясь внутри своего тела, посмотрите, что расположено вокруг. Почувствуйте, что ваше тело приятно расслаблено. Может быть, вы услышите какие-то звуки. Это могут быть звуки природы, это могут быть звуки тишины. Или какая-то приятная для вас музыка. Может быть, вы почувствуете какие-то запахи, которые присущи тому месту, которое является для вас хорошим ресурсом.

И иногда мы даже не замечаем, что в наших воспоминаниях есть звуки и запахи. Но когда мы соединяем вместе звуки ресурсного места, запахи ресурсного места, картины, которые мы там видим, может быть, какие-то цвета, может быть какие-то телесные ощущения от травы, деревьев и цветов, или от дивана или кровати, на которой вы сидите или лежите в ваших воспоминаниях.
Попробуйте собрать это всё в себе воедино.

Может быть, вы увидите каких-то людей. И рассмотрите, во что они одеты. Может быть, это будут близкие люди. Может быть, это будут те люди, которых сейчас нет с вами. И я прошу, если к вам будут приходить какие-то ностальгические чувства, просто дышать чуть глубже и продолжать находиться в этом ресурсном воспоминании.
И сейчас я попрошу вас каким-то образом запомнить, маркировать, как вы это воспоминание можете в себе вызвать. Может быть, это будет какой-то символ. Может быть какой-то цвет, какой-то запах.

Может быть, вы запомните это воспоминание, и придет некий образ, какой-то знак. Что-то еще…
И после того как вы как-то маркируете это воспоминание, так чтобы вы могли его вызывать в будущем, вы можете написать мне про своё состояние. Стало вам лучше и хуже. Иногда оно улучшается. А иногда ухудшается, когда мы видим людей, которые нас покинули по разным причинам.

***
«Если сил стало больше, но тоска присутствует» - это часто связано с тем, что в воспоминаниях присутствуют какие-то люди, бывшие наши возлюбленные, бабушка, которой сейчас нет в живых. И очень важно отделить ресурсное состояние от этих людей. И в будущем на занятиях по травмотерапии, мы с вами будем этому учиться.

А пока я бы очень хотела, так как речь у нас сегодня идет о процессуальной работе, о ресурсах, чтобы вы написали о том, какие хорошие вещи были у вас в детстве, что хорошего было в вашем детстве и подростковом возрасте. За 5 минут написать 20 вещей (пунктов). Это может быть все, что угодно. Праздники, хождение на демонстрации и концерты, музыкальная или художественная школа, общение с родственниками и друзьями. И многое, многое другое. Напишите своё отношение к тому, как много хорошего было в вашем детстве.

И это упражнение можно продолжать. Некоторые мои студенты писали 200-300 очень хороших вещей о своем детстве.

Еще одна хорошая новость: то, что было забыто, можно повторять.
Например, люди, которые забыли, что они танцевали с 5 до 12 уже иногда во взрослом возрасте шли на танцы и с удивлением обнаруживали, что это очень большой ресурс, чтобы пережить расставание с любимым человеком или травму, связанную со смертью родителей или близких друзей.

Травматерапия – это исследование себя. Это возможность взять от своей жизни максимум радости.
Если у кого-то детство было трудное и такое детство не хочется вспоминать. Просто выполните задание и напишите… 17 событий, которые в этом трудном детстве стали очень хорошими – это не мало.

***
Чтобы понимать, были или нет у вас травмы, я расскажу, что такое с точки зрения травматерапии здоровые родители. Какие родители являются здоровыми родителями для ребенка. Может быть, тем из вас, кто является родителями и надеется быть родителями, это понадобиться.

1. Здоровые родители воспринимают ребенка как отдельную индивидуальную личность. (Сразу примеривайте это к себе. Ваши родители воспринимали вас как отдельную личность?) Если кто-то рассказывает о ребенке: «У нас выросли зубки», «Мы пошли в первый класс», «Мы поступили в институт», «У нас родился ребеночек», такого восприятия нет.

2. Здоровые родители удовлетворяют физические потребности ребенка. Ребенку нужно место, где спать, и желательно, чтобы постель была отдельной. Ребенку нужно есть, и желательно, чтобы это были хорошие продукты. Я сталкивалась с тем, что родители являются вегетарианцами, и считают, что можно кормить ребенка только вегетарианской пищей. Но вегетарианство для взрослых – это одно, а вегетарианство для ребенка в России (не в Африке) – это совсем другое. Это сильно влияет на его развитие. Желательно, чтобы у ребенка была отдельная территория, где он может делать свои уроки. И очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбирать, возможность делать выбор.

3. Теплая среда. Это такая среда, когда родитель верит, что у ребенка все получится, где он доверяет своему ребенку даже если что-то не тал. Но очень часто родители воспринимают детей как свою собственность, как средство для достижения своих целей. Я часто встречаю женщин, которые рожают детей в 40-45 лет. На его рожает, потому что боится в старости жить одна, потому что дальше нельзя тянуть, нужно родить ребенка. Причем, это не потому, что у человека одиночество и нет реального партнера, а потому что очень жалко тратить время молодости на ребенка. Если женщина в 45 лет его рожает, она считает, что она совершила подвиг и соответственно ребенок должен ходить во все кружки, на танцы, на танцы, музыку. Ребенок должен принести родителям все дипломы. И родители говорят: «Мы любим своего ребенка». На самом деле родители не пытаются разобраться, что нужно ребенку. Родитель пытается за счет ребенка создать свой имидж, престиж и прочее.

4. Здоровый родитель сам является ролевой моделью. Т.е. его убеждения, ценности, слово и дело, его поведение не противоречивы. Если отец отчитывает сына: «Петь, а чего это ты в 15 лет куришь?», а сам курит, он не является ролевой моделью. Или если отец говорит ребенку: «Чего разбросал свои вещи, надо убираться!», а у самого беспорядок и запустение, он не является ролевой моделью. Здоровый родитель является примером во всем. То, что говорит, совпадает с тем, что он делает. И ребенку не нужно врать.

5. Здоровый родитель позволяет ребенку нести ответственность за свои действия. Например, ребенок напроказничал, его наказали. Ребенок сделал что-то хорошее – его похвалили. Важно, чтобы для ребенка была четкая предсказуемость: вот за эти вещи меня наказывают, а вот за эти - хвалят. Важно чтобы не было такого, когда «шлея под хвост» маме попала, и она ребенка похвалила. А в другой день у неё плохое настроение, и она его поругала.

6. Здоровый родитель просит прощения за свои ошибки. (Ответьте сами себе: когда-нибудь ваши родители просили у вас прощения за ошибки?). Если родители просят прощения за свои ошибки у ребенка, в будущем ребенок сможет просить прощения за свои ошибки у своего партнера.

7. Здоровый родитель учит ребенка делать выбор. И одновременно учит нести ответственность за свой выбор. Есть родители, которые уже в 3 года спрашивают ребенка, ты хочешь в театр или кино, синюю игрушку и красную. Везде, где возможен выбор, он дает ребенку право выбирать. Потому что одна из проблем детей, которые растут у волевых, властных и контролирующих родителей – это неспособность самостоятельно сделать выбор. Чтобы не делать выбор, очень часто они вообще ничего не хотят. Если с детства папа и мама запрещали делать выбор, у ребенка нет опыта, как делать выбор. И может быть, в вашей семье это было так.

8. Здоровый родитель учит ребенка эмоциям. Учит ребенка тому, что тот имеет право испытывать как позитивные, так и негативные чувства. Учит тому, что это нормально – испытывать боль плакать, расстраиваться и огорчаться. Учит тому что, это нормально – радоваться и смеяться. Я сталкивалась с тем, что в очень многих семьях, эмоции расцениваются как что-то очень плохое. «Чего ты смеешься? Что люди подумают?» Если в семье есть запрет на эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям у ребенка. Как минимум к телесным зажимам.

9. Здоровый родитель помогает сформировать собственному ребенку свою систему ценностей. Как только ребенок начинает подрастать, родитель начинает уважать систему ценностей ребенка. Например, если мама – преподаватель музыки, но она здоровый родитель, она не будет заставлять ребенка обязательно заниматься музыкой. Она может ему предложить. И одновременно, если этот ребенок захочет заниматься боксом, она не будет его от этого удерживать. Она разрешит ему получить это опыт. И самому решить, что хорошо, а что плохо. И я еще раз подчеркну, здоровый родитель не только учит делать выбор, но и учит нести ответственность за свой выбор.

10. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка радоваться жизни. Здоровый родитель вдохновляет своего ребенка быть альтруистичным. Учит его отдавать, делиться. Но есть родители, которые перегибают в этом палку. Они внушают ребенку: «Ребенок должен отдавать всё на свете». И тогда вырастают люди, которые привыкли все отдавать, всем жертвовать, но ничего не умеют брать у других. Это тоже палка о двух концах.

11. Здоровый родитель не ожидает от ребенка, что ребенок вырастет, и будет почитать своего родителя как самого лучшего. Здоровый родитель рожает ребенка и растит его просто так, без претензий на последующую поддержку, последующее содержание родителя. Невозможно это сделать насильно. Если родитель имеет нарциссичную личность, для него дети как слуги. И пока такой родитель жив он считает, что он должен быть на самом главном месте у ребенка.

Мы с вами на курсе травматерапии будем проходить схему. Эта схема называется «Круги близости, ответственности и взаимного влияния». Так вот нарциссичный родитель всю свою жизнь считает, что он должен быть для своего ребенка в круге номер 1.

Нездоровый родитель считает, что ребенок с детства должен все знать, как ему себя вести, и что делать. Он воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого. И мы будет говорить о том, что есть определенные периоды развития. На курсе «Травматерапия» мы будем с вами разбирать, как развивается личность. Что ребенок может знать и уметь в одном возрасте и понятия не иметь о другом.

Когда взрослый воспринимает ребенка как уменьшенную копию взрослого, он полагает, что он имеет право раздражаться, когда ребенок чего-то не знает, или не умеет. А ребенок в этом случае подстраивается. Вы наверняка видели детей, которыми родители очень гордятся, которые в 4 года умеют читать стихи длинной 7 страниц. И родители просто кичатся, что у них такой ребенок. А на самом деле – это травмированный ребенок, который подстроился, чтобы угодить взрослым. И если родители заставляют угождать, то ничего хорошего из этого травмированного ребенка не получается.


Нездоровый родитель считает, что у ребенка не может быть своего мнения.

Нездоровый родитель дарит ребенку подарки, которые нравятся ему, а не ребенку.

Нездоровый родитель говорит ребенку: «Я тебе это дарю, но ты мне за это должен».

И это очень важная вещь. Если вам в детстве родители как-то говорили: «Ты мне за это должен», это фактически травма на всю жизнь.

Здоровых родителей я встречала. Но очень редко. Но я встречала людей, которые проходили у меня травматерапию и становились здоровее. И тогда если они не могли дать этого своим детям, они могли дать это своим внукам. Потому что здоровье или нездоровье родителей очень часто связано с обществом, в котором родители наши росли. И с той системой ценностей, которая передавалась им. И действительно здоровый человек – это зрелый человек, это сформированная целостная личность. И вообще травматерапия ведёт нас к тому, что мы с вами стали более здоровыми, более зрелыми и точно более целостными. В момент травмы наша личность подвергается расщеплению. Травматерапия направлена на то, чтобы мы снова нашли наши расщепленные части, и получили целостную личность. Потому что только целостная личность может получать удовольствие от жизни. Только целостная личность может понимать, что ей нужно. Только целостная личность может двигаться к целям и понимать, что эти цели её, а не чьи-то еще.

Процессуальная работа.

У нас в ближайшее время в Центре «Ольвия» будет процессуальная работа, которую будет вести специалисты международного уровня. Если у вас есть желание, у вас есть возможность посмотреть процессуальную работу в чистом виде. Анонс будет на сайте. Следите за новостями.

Один из принципов – это принцип полярности. И с точки зрения процессуальной работы, любой симптом, любые эмоции, которые у нас возникают (стыд, вина, чувство отверженности) – всё это связано с заблокированной энергией. И с помощью процессуальных упражнений, мы с вами можем увидеть качество этой энергии. И сегодня у нас с вами будет в завершение занятия, необыкновенная динамическая медитация.

Я прошу вас вспомнить состояние, которое вы считаете для себя неприятным. Состояние печали, грусти. Может быть, вы вспомните неприятное событие. Одиночество, грусть, печаль, отчуждение. Сейчас я попрошу вас сохранять это состояние и дать ответ на вопрос: «Как вы чувствуете это состояние внутри своего тела? Как вы понимаете, что это состояние у вас есть?» Может быть, у вас что-то болит, ноет. Потому что любые состояния как-то проявляются в нашем физическом теле.

А сейчас я попрошу вас подвигаться в комнате или подвигать правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Если бы вы показывали это состояние в движении, что это был бы за жест? Какое бы это было движение? И те, кто имеет возможность двигаться по комнате, вы можете двигаться. А те, у кого нет такой возможности, вы можете делать движения руками, головой, любой частью тела. От этого качество упражнения не изменится.

Теперь если вы уже поняли, какое есть движение у этого состояния, я прошу усилить это движение. В любом случае следите за тем, чтобы вы были в безопасности. Если, например, движение выражается кружением, не надо кружиться слишком быстро, чтобы вы не ударились о мебель и стены. Сохраняя безопасность, можете менять скорость и амплитуду движения.

Просто выражайте это состояние через движение. Постарайтесь стать этим движением. Вы и есть это движение. Как будто нет ничего, есть только движение. Движение головы, руки, или движение всем телом. Вы находитесь в пространстве и следуете за тем движением, которое внутри вас происходит.
Теперь я попрошу вас представить какому природному явлению, ландшафту, животному, может соответствовать это движение, которое вы делаете. На что это похоже? Может быть, это похоже на какую-то стихию, на дождь, на озеро. Может быть, это похоже на то, как шевелятся листья деревьев. Может быть, это похоже на то, как двигается какое-то животное. Ил похоже на что-то еще. Найдите аналогию этого движению в природных явлениях, среди животных. Теперь попробуйте издать звук, который будет символизировать эту энергию, энергию, которая из вас выходит. Может быть, это шелест листьев, а может быть это рев какого-то животного. Или это звук воды.

Теперь станьте этим животным, или этим ландшафтом, этой стихией, этим природным явлением. И попробуйте услышать словесное послание, которое может быть у этой энергии в ваш адрес. Что эта энергия могла бы вам сказать? Что она хочет? Она хочет спокойствия, созерцания, движения? Можете запомнить или записать эти слова.
В процессуальной работе это послание называется посланием сущностного уровня.
Может быть, кому-то нужно чуть больше времени, чтобы проявить это послание.

Теперь подумайте, если это послание вы сможете применить к своей текущей жизни, если вы будете следовать этому посланию, что в вашей жизни поменяется, что станет по-другому. Если в тех сложных ситуациях, которые есть у вас, вы примените это послание, если вы будете жить под этим девизом, что произойдет в вашей жизни? Может быть, будут по-другому складываться ваши отношения с близкими? Или, может быть, вы что-то поменяете в своей жизни? Или произойдет что-то еще?

И сейчас я попрошу вас вернуться в реальность. Если вы двигались, присядьте за стул. Почувствуйте как ваше состояние? Что дало вам это упражнение? Как вы себя чувствуете?

***
Прежде чем завершить занятие, поделитесь обратной связью, насколько у вас всё получилось?
Если у вас есть экзистенциальные переживания (слезы и др.) разрешите себе эти переживания.
Прежде, чем общаться сегодня с людьми, побудьте в этом состоянии.
Может быть, будут идти послания, которые приведут вас к каким-то мыслям.
Иногда это послание не сформулировано в виде слов. Иногда это какое-то состояние тела. Ощущение движения вверх, расширения тела или что-то еще…

***
В этом смысле процессуальная работа уникальна. И у меня есть надежда, что в рамках курса «Травматерапия» мы будем не раз соприкасаться с этим. Я вас научу тому, что мы с вами сейчас делали. В процессуальной терапии это называется внутренняя работа.

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.