Ребенок боится посторонних людей. Если малыш боится врачей. Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

01.06.2019
Бывает, любознательный и общительный прежде малыш вдруг начинает бояться чужих людей или новых мест. А некоторые дети с рождения боязливы и осторожны, тяжело переносят новые впечатления и не хотят общаться ни с кем, кроме родных. Это очень неудобно родителям. Особенно, когда в семье есть старшие дети и дела, требующие походов в разные места, а няни, с которой можно оставить малыша, нет.

Почему так бывает, когда пройдет и как с этим жить?

То, что ребенок начинает опасаться нового и незнакомого – вполне закономерный и нормальный этап развития. Научившись ходить, малыш обретает самостоятельность и больше подвержен различным опасностям. Вместе с растущими физическими возможностями возникают сдерживающие психические факторы, помогающие использовать умения безопасно. Умение быстро бегать в норме уравновешивается осторожностью, а стремление к общению сдерживается пониманием, что в мире есть чужие люди и не все они могут быть настроены доброжелательно.

Именно в этом возрасте дети часто болезненно переживают разлуку с мамой и не хотят ее отпускать даже ненадолго. Часто именно тревогой и боязнью разлуки обусловлена боязнь новых людей и мест. Есть и другие причины неудобного поведения и нежелания посещать определенные места: различные страхи (например, ребенок чего-то сильно испугался когда-то и теперь его страх распространяется на все похожие места), протест, желание пойти в другое место. Прежде всего, стоит узнать причину – тогда будет понятнее, что делать. Но даже если причины не ясна, есть несколько общих рекомендаций.

Самое главное - уважительно относиться к потребностям ребенка. В нашей культуре есть мнение, что нужно вышибать клин клином и заставлять делать то, что страшно или не хочется. Но если ребенок плачет или сопротивляется – значит, у него есть реальная потребность, и наша задача – понять ее и удовлетворить.

1. Наблюдайте за ребенком

Внимательно следите, что именно его пугает, что не нравится, доставляет неудобства. Часто бывает, что мы сами усугубляем или игнорируем проблему, которая решается минимальными усилиями. У меня в практике был случай, когда у ребенка начиналась истерика на прогулке при попытке войти в парк. Это стало для мамы большой сложностью, потому что больше гулять было негде. Мама стала наблюдать, и вскоре выяснила, что ребенок боялся одной конкретной афиши, которая висела рядом со входом. Почему боялся – это уже другой вопрос. Но проблема была решена легко и быстро – всего-то заходить через другой вход.

2. Знайте, что это не навсегда

Постепенно страхи и тревожность сгладятся. Конечно, останутся особенности темперамента, но такую патологическую боязливость дети обычно перерастают, набравшись жизненного опыта и сил. Родители могут помочь им, оставаясь спокойными, надежными и устойчивыми.

3. Старайтесь учитывать особенности ребенка

И беречь его, когда есть возможность. Если получается остаться дома, когда он не хочет куда-то идти – пусть останется. Довольно часто это вопрос грамотного планирования и распределения задач. Не стоит тащить ребенка туда, где ему плохо, из воспитательных соображений, «чтобы привыкал». Обычно это имеет как раз обратный эффект. Надо понимать, что лишний стресс развивает не характер, а беспокойство. Развитие лучше всего происходит в спокойной и комфортной обстановке – когда ребенку не нужно защищаться и тратить силы на сопротивление, их можно пустить на рост. Нужно дать ему время и возможность мягко адаптироваться к некомфортным условиям.

Но иногда бывают ситуации, когда ребенку приходится столкнуться со стрессовой ситуацией. Например, оставить его не с кем, а пойти в страшное место обязательно нужно. Вот несколько рекомендация для такого случая:

Постарайтесь не нервничать и не прогнозировать ужасов. Чем спокойнее вы – тем спокойнее ребенок, он чувствует и перенимает ваше состояние.

- Сообщайте ребенку заранее, куда вы пойдете и зачем. Подробно рассказывайте, что там будет происходить. Даже те дети, которые еще не говорят, способны понять основную мысль. Неопределенность тревожит больше всего, а когда ребенок знает, чего ждать, он чувствует себя увереннее.

В процессе комментируйте то, что видите, спокойно рассказывайте, что к чему. Это поможет и вам самим не нервничать, и для ребенка будет показателем вашего спокойствия, возбудит его интерес.

- Если есть возможность – дайте ребенку постепенно привыкнуть к месту. Не кидайтесь в гущу толпы сразу, сначала посмотрите издали и подходите медленно. Не тащите его сразу в кабинет стоматолога, а дайте время поиграть в фойе и рассмотреть картинки на стенах.

Нужно понимать, что ребенку требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться в новой ситуации. Попробуйте посмотреть на все глазами ребенка, как будто в первый раз. Возможно, вы увидите что-то, чего раньше не замечали и сумеете лучше его понять.

- Ищите вокруг что-то интересное для ребенка. Обращайте внимание на забавные детали.

Подготовьтесь к выходу – возьмите с собой необходимый набор на все случаи жизни, чтобы не испытывать дискомфорта, если вдруг что-то понадобится. Небольшой перекус, вода, влажные салфетки, подгузники или немного сменной одежды сохранят нервы в случае неожиданностей.

- Обязательно возьмите с собой несколько любимых игрушек и книг. Если ему станет страшно, будет на что переключить внимание.

Хорошо работают всякие интересные мелочи – мыльные пузыри, маленькие воздушные шарики, наклейки и пр. Наблюдая за пузырями (и занимаясь любым другим веселым и интересным делом), ребенку проще будет адаптироваться к месту.

В освоении новых территорий для ребенка самое главное – ваша поддержка, любовь и спокойствие. Помните об этом и будьте, пожалуйста, терпимы и терпеливы.

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Содержание статьи:

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их чадо боится посторонних людей. Причем этот страх никак не обоснован. Взрослые волнуются за ребенка, не знают, нормально ли такое поведение, стараются помочь ему побороть боязнь. В тяжелых случаях под категорию посторонних людей могут попасть близкие родственники, например, бабушка или дедушка.

Как возникает страх перед людьми?

Зачастую, страх проявляет себя в возрасте 8-10 месяцев. Как правило, до этого дети даже тянутся к посторонним. Они рассматривают их, лезут на руки.

Чужие люди начинают пугать ребенка после 8 месяцев жизни малыша. Ребенок начинает капризничать по приближению посторонних, хочет на руки к матери. Может дойти до того, что обычный приезд бабушки приведет к истерике. Малыш не будет слазить с рук родителя.

В 1 год страх лишь возрастает. Дети еще больше привязываются к родителям. Даже короткая разлука с матерью может привести к панике ребенка. Однако в полтора года ситуация идет на поправку. В возрасте двух лет страх практически проходит, и ребенок чувствует себя комфортно с незнакомцами.

Однако бывают случаи, когда страх появляется в 2 года или даже позже. С возрастом эта неприязнь перед посторонними людьми может перейти в застенчивость и черту характера. Исчезнет это чувство спустя несколько лет, а может человек вообще никогда не избавится от него.

Важно выявить страх в детском возрасте. В противном случае, это может привести к серьезным психологическим отклонениям.

Почему ребенок боится посторонних?

Младенец привыкает к родителям. Когда появляются незнакомые люди, у ребенка появляется боязнь, что мама может уйти. Она не сможет защитить чадо, если незнакомец захочет нанести вред.

Ребенок плохо знает внешний мир. Он не понимает, что является нормой, а что нет. Если внешность и манера поведения постороннего резко отличаются от манеры родителей, то малыш будет воспринимать эти отличия, как серьезное отклонение от нормальности. Так как ребенок больше времени проводит с мамой, он чаще боится мужчин, чем женщин.

Страх может быть вызван редкими встречами с родственниками. Если встреча была неожиданной, ребенок испугается. Когда он постоянно видится с родственниками уже с малого возраста, дальнейшие отношения будут хорошими. Однако страх может появиться после долгой разлуки, например, когда отец постоянно уезжает в долгие командировки. Если мама долгое время не была с дитем по причине болезни или важной поездки - страх лишь усилится. Малыш будет думать, что мать снова его покинет.

Боязнь может появиться после неудачного опыта с посторонними. В прошлом чужой человек мог причинить физическую или психологическую травму. После этого ребенок будет воспринимать всех посторонних как источник опасности.

Можно сделать вывод, что страх перед посторонними - нормальное явление. До 1 года дети изучают мир, и боязнь чужих людей не страшна. Наоборот, если ребенок тянется ко всем посторонним, следует насторожиться. Важно обратить внимание, когда более взрослый ребенок испытывает страх перед чужими.

Как бороться с детским страхом?

Когда посторонние вызывают неприязнь у детей, важно знать некоторые правила:

Нельзя сближать малыша со взрослым, если он боится его (это может нанести серьезную психологическую травму);

Никакой критики в адрес ребенка (он должен чувствовать поддержку близких);

Нужно принять факт страха как норму, тогда и ребенок сможет понять, что его боязнь напрасна;

Важно поддерживать ребенка, создать все условия, чтобы он хорошо себя чувствовал.

Следует дать малышу время, чтобы он мог изучить объект своего страха. Он привыкнет к человеку и забудет о боязни. При этом мама должна постоянно находиться рядом с чадом, чтобы поддержать его. В плюс пойдет рассказ родителей об их страхах перед посторонними. Наглядный пример хорошо повлияет на ребенка.

Взрослые должны показать, что посторонние люди не несут никакого вреда. Мама может дружелюбно общаться с человеком, держа на руках малыша. Однако тут стоит показать различие между близкими людьми (бабушка, дядя, няня и др.) и чужими.

Пример можно показать в игровой форме. Знакомство детских игрушек друг с другом поможет чаду понять, что встреча с неизвестной личностью не принесет ему неудобств.

Пойдет на пользу малышу детский сад. Среди незнакомых, но похожих на него людей, он сможет понять, что посторонние - добрые. Однако нельзя резко отдавать малыша в ясли. Неожиданность сыграет злую шутку. Важно подготовить ребенка к большому скоплению незнакомцев.

Когда ребенок в 2 года волнуется при посторонних, причина заложена в кругу общения. Он просто привык к близким, а чужие люди пугают его. Малыш не знает, как вести себя с посторонними, потому что до этого находился с родственниками.

Родители должны приучить ребенка к общению с посторонними. Чаще выходить на улицу гулять с детьми, посещать массовые мероприятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть сверстники. На личном примере следует показать, что общение с посторонними людьми приятно.

Как показывает практика, страх вызван негативным опытом общения с незнакомцами. Психологи призывают родителей тщательно следить за поведением детей. Поддержка поможет ребенку побороть страх, а осуждение лишь подливает масло в огонь.

Специалисты утверждают, что страх перед посторонними не так опасен, как его отсутствие. Когда малыш не боится чужих людей, а, наоборот хочет поближе с ними познакомиться, нужно обратиться к психологу.

До года у ребенка формируется понимание "своих" и "чужих". Возникает инстинкт самосохранения. Родитель должен способствовать этому, привить малышу понимание вещей. Желательно предупредить ребенка, что придут посторонние люди. Можно обыграть сценку встречи, чтобы малыш был готов, показать пример на куклах. Необходимо предупредить и гостей, чтобы они вели себя осторожно. За смелость нужно хвалить малыша: поздоровался, улыбнулся, не заплакал и пр. Маленькая победа хорошо повлияет на будущее.

Психологи утверждают, что малыш боится неизвестности в новых людях или событиях. Красивые салюты или яркий праздник могут вызвать слезы и панику. Мама и папа должны показать, что фейерверк - это прекрасное явление. Когда родитель сам восхищается чем-либо, чадо копирует его поведение. На примере родителей он начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Нельзя говорить детям, что они слишком застенчивы или замкнуты. Когда ребенку говорят о его трусости, он еще больше погружается в себя. Это негативно повлияет на его будущий характер и поведение. Многие родители создают проблему, когда ребенок даже не поздоровался с кем-то. Они начинают навязывать ему общение с посторонними против воли малыша. Родитель не понимает, что страх перед чужаками - обычное явление, которое пройдет с возрастом. Если навязать, что ребенок плохо себя ведет, неправильно реагирует на взрослых, он вырастет замкнутым.

Детская травма может повлечь серьезные последствия: социофобия, негатив к посторонним, насилие и др. Чтобы избежать проблем в будущем, родители обязаны обеспечить ребенка любовью и заботой. Иначе последствия будут плохими, как для человека, так и для окружающих.

Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

Важно! До 3 лет кроха больше общается с взрослыми, и учится у них правилам поведения и манипуляциям различными предметами. Все, что происходит вокруг него, «впитывает» как губка.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

К четырем годам потребность именно в общении выходит на первый план. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по темпу развития индивидуален. Бывает и так, что он не «дорос» до данного этапа.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Психологи подметили, что боязнь ребенка чужих людей зависит еще от эмоционального состояния матери. То есть кроха считывает реакцию инстинктивно с проявленного беспокойства мамы на появление чужого человека.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов






Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша . Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации . Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах . Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу . Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным , а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Изгоняйте детские страхи вместе с ребенком! Будьте ближе к своему малышу, и это принесет вам хороший результат!

Ольга Королькова , Мужчина, 1 год

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Сын (1 год 7 месяцев) дома со мной, папой, бабушкой и другими родственниками, которых часто видел с раннего возраста активен, общителен. Улыбается, выказывает радость от встречи, играет. Любит, когда ему читают книги, узнает героев, имитирует их действия (дедушка играет на гармошке), любит музыку детскую. Играет с игрушками (например, кормит кота из ложки и говорит ням-ням), умеет управлять машинкой на дист.Упр, узнает себя и родных на фото...Но когда попадает в коллектив все меняется. На контакт идет плохо. От других детей дистанцируется, если подходят и хотят забрать его игрушку - всё отдает молча (если я не вмешаюсь в ситуацию и не скажу другому малышу, что нужно сначала спросить у сына, даст ли он свою игрушку). Если он поднимается по лесенке на горку и рядом залезает другой ребенок, будет стоять и ждать внизу, пока тот не уедет с горки или не уйдет из поля зрения. Когда другие дети даже младшего возраста подходят близко, проявляет беспокойство и хочет спрятаться за меня. Я не настаиваю на общении в таких ситуациях, т.К. Боюсь травмировать или напугать его. Мы уходим или отходим, если он говорит "пойдем" и показывает в другую сторону. Просто рядом с другими детьми на площадке или в детской игровой комнате играет со мной охотно, с ними - нет. С детьми более старшего возраста 5-6 лет и более ведет себя спокойно. Когда пришли в гости к моей подруге (у нее дочь 2,5 лет) с порога начал кричать "пойдем", рыдать и показывать на входную дверь, не отходил от меня, когда успокаивался и пытался играть девочка отбирала у него все игрушки и он снова начинал рыдать... Мы в итоге ушли домой. Хотя, когда подруга с дочкой к нам приходили вел себя спокойно, играл рядом с девочкой, но не вместе. Я очень переживаю, ведь детский садик уже не за горами. Переживаю, что мой сын испытывает испуг или дискомфорт. Подскажите, нормально ли это и что делать. Еще добавлю, что без меня он почти никогда не находился (не более 2-3 часов в день и то очень редко). Заранее большое спасибо!

Добрый день! Прежде всего уверяю Вас, что это совершенно нормально:). В таком возрасте ребенок еще не умеет самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Если при посредничестве взрослых, то да - иногда удается играть в одну игру, например, но скорее всего не ВМЕСТЕ, а рядом, как бы параллельно. Ребенок может с любопытством смотреть на других детей, а может и вовсе не интересоваться ими ПОКА. Лучше идти как бы "за" ребенком, то есть следовать ЕГО "плану" - хочет приблизиться к другому ребенку - идите вместе с ним и контролируйте "скользкие" моменты: когда другой ребенок забирает твои игрушки - ВОТ где травма может быть, тут взрослые за детей строят правильные "взаимовыгодные" отношения (меняемся игрушками, причем по обоюдному желанию детей:). Если не получается и кто-то из детей не хочет отдавать игрушку - не надо заставлять и рассказывать про жадность и прочее, лучше выйти из ситуации, отвлечь или просто отойти. На самом деле в этом возрасте детей оставлять играть одних рано, так как это неизбежно приводит к у какой-либо из сторон: младшие еще не могут защитить свои права, старшие не могут адекватно оценить возможности младших и могут нанести им вред. Когда ребенок на своей территории, он чувствует себя уверенно - значит, способен и делиться, и в перспективе, освоив правила общения и "практикуясь", общаться с товарищами по играм. Сад детям все же рекомендуется с 3, а лучше с 4 лет, когда ребенок уже и хорошо разговаривает, и обслуживает себя сам, и уже понимает значительно более сложные вещи, чем сейчас. Не торопитесь, все придет. Удачи, Светлана.

Ольга Королькова

Большое Вам спасибо! Похоже родителям, таким как я самим нужна помощь специалиста! Очень много переживаний по поводу ребенка. Хочется правильно его воспитать... а как и что правильно частенько не понимаю. Не хочу его стеснять или как-то ущемлять, заставлять что-то делать "насильно". А в итоге понимаю, что не получается правильно установить границы что ли... Он вовсю командует парадом! Бабушки говорят, что надо с детства приучать к тому, что правильно. Но в итоге, когда сидят с ним сами - все разрешают!

Родители часто предъявляют к СЕБЕ завышенные требования - быть "идеальными" , воспитать "правильно". Конечно, это только стереотипы и несбыточные мечты:). Мы все иногда ошибаемся, иногда не сразу нащупываем верные пути в отношениях с людьми, в том числе и с нашими детьми. Дайте себе возможность импровизировать: у Вас достаточно развито мышление и интуиция, чтобы понять, что и когда нужно именно ВАШЕМУ ребенку. Бабушки иногда дают неплохие подсказки, но "первую скрипку" в воспитании ребенка играют не они, а родители. ВЫ устанавливаете правила и просите бабушек их придерживаться РАДИ блага ребенка. Потому что если правила различаются, то ребенок учится манипулировать взрослыми (что иногда и пригодится в жизни), но и усваивает, что взрослые не такие уж и безоговорочные авторитеты (а это уже не очень полезно для развития и дальнейших отношений с родителями). Конечно, границы устанавливать нужно уже сейчас, но потихоньку:). Удачи, Светлана.