Психологические эффекты используемые в работе с родителями. Основные задачи и методы работы с родителями - детская психологическая служба - а.в. потапова, с.к. нартова-бочавер. Как же помочь ребенку вырасти уверенным в себе

11.10.2019

Проблемы семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, носят комплексный характер, проявляющийся в:

  • восприятии отклонений в развитии ребенка как трагедии всей жизни;
  • наличии стойкого конфликта между имевшимися ожиданиями родителей по отношению к ребенку и реальной ситуацией;
  • комплексе психоэмоциональных проблем:
  1. экзистенциальном вакууме;
  2. экзистенциальной тревоге и вине;
  3. депрессивном фоне настроения и восприятия жизненных перспектив;
  4. актуализированном страхе смерти;
  • развитии патологизированных ролей при взаимодействии с окружающими;
  • отказе от собственных жизненных планов и смыслов;
  • появлении комплексов неполноценности;
  • развитии общей семейной неудовлетворенности;
  • специфических защитных реакциях родителей и компенсаторном поведении;
  • снижении самооценки и оценки своего партнера по браку.
  • Проблемы родителей настолько глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы психолога с данной категорией является организованная многократная система встреч.

    Родитель склонен воспринимать психолога как панацею от всех своих бед, по мановению руки которого все проблемы исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном процессе. В этом случае психолог должен объяснить, что только активная двусторонняя деятельность способна принести результаты.

    Условиями для начала работы с родителем являются следующие положения:

    • многократность встреч психолога с родителем. Одноразовая встреча ничего не решает. Проблемы родителя накапливались длительное время и разрешить их за один раз невозможно;
    • активность родителя в коррекционном процессе. Родитель не должен выступать в роли пассивного и благодарного слушателя. Для достижения результата необходима мотивация, заряженность на успех и глубинная внутренняя работа, направленная на изменение собственных представлений, убеждений, чувств и стереотипов;
    • участие в коррекционной работе других членов семьи. Проблема, с которой обратился один из родителей, не является только его личной. Эта проблема общесемейная, а значит, решать ее необходимо всей семьей. В противном случае возможен обратимый процесс и эффективность работы будет очень низка.

    Предлагаемая нами программа коррекции родительских установок прежде всего ориентирована на формирование родительского оптимизма. Работая с семьями детей с особенностями психофизического развития, психолог отдает себе отчет в том, что состояние ребенка является константным, неустранимым психологическим фрустратором. Адаптация членов семьи к этому факту протекает медленно, болезненно и приводит к возникновению многочисленных комплексных семейных дисгармоний. Соответственно целью психокоррекционного вмешательства является изменение в семьях деструктивного отношения к сложившейся ситуации и развитие фрустрационной толерантности к проблемам ребенка с особенностями психофизического развития.

    Психокоррекционную помощь семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии, по нашему мнению, целесообразно разбить на отдельные блоки, каждый из которых выполняет самостоятельную коррекционную нагрузку, но в то же время синтезирован в общую систему помощи. Содержание каждого блока может изменяться в зависимости от проблем конкретной семьи и существующей в ней ситуации развития, от успешности выполнения того или иного блока. Успешное выполнение одного блока способствует успеху в другом.

    Итак, коррекционная работа с родителями ребенка с особенностями психофизического развития осуществляется в рамках следующих блоков:

    • Трансформация родительских ожиданий и представлений о ребенке.
    • Преобразование иррациональных суждений в рациональные.
    • Устранение чувства вины, депрессивного фона на строения, страхов и комплексов.
    • Расширение жизненного пространства родителя, помощь в организации его личной жизни, реструктуризация негативных ролевых стереотипов.

    Коррекция родительских ожиданий (I блок)

    Родители детей с особенностями психофизического развития подсознательно «цепляются» за систему ожиданий, которые существовали у них до появления такого ребенка, несмотря на то что эта ригидная система наносит им значительный психологический ущерб. Задача психолога при работе с этим блоком проблем состоит в том, чтобы прояснить родительские ожидания и найти им разумную альтернативу. Коррекционная работа в этом направлении может состоять из нескольких этапов:

    1-й этап. Родителям предлагается письменно или устно ответить на вопрос: «Почему люди стремятся иметь детей?»

    Родитель, записывая ответы на этот вопрос, возвращается в ситуацию, когда ребенка еще не было. Его записи представляют собой идеализированный конгломерат ожиданий.

    По окончании работы родителя просят прокомментировать свои ответы. Психолог проходится по каждому конкретному пункту и стимулирует развитие комментариев родителя: Что именно провоцирует появление того или иного желания? С чем это может быть связано? Почему именно этому ожиданию в списке соответствует именно этот порядковый номер? и др.

    После того как родитель прокомментировал свои ответы, психолог приближает его к собственной семейной ситуации: Попытайтесь вспомнить и проанализировать, какие именно ожидания были характерны для Вашего супруга/супруги?

    Психолог намеренно не должен на этой стадии касаться вопросов относительно собственных ожиданий родителя. Во-первых, родителю психологически легче говорить об ожиданиях других людей; во-вторых, вопросы, касающиеся собственных ожиданий на данном этапе могут спровоцировать появление сопротивления. Как правило, ожидания партнеров по браку совпадают, однако истинные мотивы появления этих ожиданий могут быть разными. Этот факт следует иметь в виду. В тот момент, когда родитель обозначает систему ожиданий супруга, психолог задает уточняющие вопросы: Как Вы считаете, почему именно эти ожидания были характерны для Вашего супруга?} Какие его действия, слова, чувства говорят в пользу этого предположения? После того как иерархия ожиданий выстроена, психолог проясняет, какие именно ожидания были реализованы, какие ожидания не реализованы, какие чувства вызывает этот факт у партнера по браку, каким образом это проявляется в реальной жизни, в реальных действиях, поступках и т.д.

    На данном этапе психолог может коснуться вопроса собственных ожиданий родителя в русле совпадения его ожиданий и ожиданий его партнера по браку, не вдаваясь в психологические детали.

    2-й этап. Работа с собственными реализованными и нереализованными ожиданиями родителя.

    В качестве подготовительной работы ко 2-му этапу может быть использована техника «Прогноз семейного развития». Это упражнение может быть предложено как домашнее задание. Родителю необходимо подумать и написать сочинение на тему «Моя семья через 5 лет».

    Задачами данного упражнения являются актуализация ожиданий родителей, определение места каждого члена семьи в ее развивающейся структуре, диагностика и коррекция имеющихся страхов, связанных с будущим, и купирование возможных деструктивных схем развития семейной ситуации. Кроме того, подобная техника косвенно оказывает корригирующее влияние на чувство бесперспективности и субъективное переживание статичности собственного негативного состояния и фрустрирующей жизненной ситуации.

    Обсуждение сочинения строится по следующему плану:

    • Почему Вы видите свою семью в будущем именно такой?
    • Почему именно эта роль отводится Вашим домочадцам?
    • Какие ожидания реалистичны, какие - нет?
    • Какие позитивные сдвиги произойдут в развитии семьи? Какие для этого есть предпосылки?
    • Каким образом будут преодолены негативные факторы? Какие возможности для этого есть?

    Психолог обращает внимание на временность некоторых проблем нынешней ситуации, их изменчивость, не только на возможность адаптации к сложностям, но и на перспективу их преодоления, может указать на определенный положительный экзистенциальный смысл выпавших на долю человека страданий, на множество фактов и перспектив личностного роста. Подобное упражнение позволяет родителю заглянуть в перспективу, проанализировать личностные особенности членов семьи, выделить в их и своих действиях позитивные и деструктивные начала с целью последующего наиболее приемлемого взаимодействия с ними. Это упражнение позволяет родителю задуматься над тем, что его нынешние действия способны оказывать влияние на весь ход семейного развития.

    «Идеальный ребенок» .

    Родителю предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. Лист бумаги делится на две части, в одну из которых и вписываются качества идеального ребенка.

    Психолог на данном этапе должен прояснить весь контекст отношений родителя к ребенку. По окончании работы следует система вопросов, касающихся каждого отдельного качества; Почему именно эти качества представляют для Вас ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок? Какие качества характерны для Вашего ребенка? Какие качества у него отсутствуют? Какие эмоции вызывает у Вас то или иное несоответствие ребенка Вашим идеалам? Что должен сделать ребенок, чтобы у Вас не появлялись по отношению к нему негативные чувства? Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать Вашему идеалу?

    По ходу обсуждения психолог постоянно прибегает к уточнениям: Действительно ли у Вашего ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в Вашем ребенке в банный момент?

    Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Родитель просто не пытался анализировать эти задатки, не вдавался в детали их развития, комплексно и утрированно подходя к ребенку в оценках его личности и его жизненных перспектив; ребенок имеет положительную динамику развития. Это формирует родительский оптимизм. Психолог обращает внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И этот ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность данного ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него родителем. Родитель постепенно подводится к мысли о том, что его идеал ребенка — это всего лишь его идеал. Гнев, обида, раздражение – это наше нежелание мириться с уникальностью ребенка. Следовательно, мы подстраиваем ребенка под свою схему, не желая согласовывать ее со схемами и возможностями ребенка. Далее родителю предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Родители привыкли глобально, комплексно оценивать ребенка, отметая в нем то или иное качество. Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия своего ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Если родитель полностью отрицает у ребенка наличие того или иного качества, психолог обращает на это внимание родителя: Вы уверены, что этого качества и даже его задатков нет в Вашем ребенке? Откуда такая уверенность? Чего не хватает для его проявления? и т.д.

    Таким образом, постепенно трансформируется отношение родителя к ребенку. В основе же негативно действующих ожиданий лежит проблема восприятия собственного ребенка. Подобное упражнение, как нам кажется, является необходимым звеном в коррекционной работе с родителями, которые так или иначе негативно оценивают качества и будущее своего ребенка с особенностями развития.

    Трансформация ожиданий родителя. Родителю предлагается в одной колонке написать конкретные краткосрочные ожидания, связанные с развитием ребенка и отношением к нему, в другой – долгосрочные. Данное задание обладает для родителя острым аффективным зарядом. Поэтому, чтобы избежать переживания боли, родитель может проявить реакцию сопротивления. Задача психолога – преодолеть сопротивление и прояснить весь спектр эмоций, мыслей, действий. Этот этап работы тесно связан с системой приятия или неприятия родителем собственного ребенка. Родитель осознанно либо неосознанно страшится обнаружения этого факта, поэтому может демонстрировать реакции избегания и сопротивления. Признаком сопротивления может быть целый комплекс вербальных и невербальных реакций родителя: уход в общие рассуждения, поза, жестовые реакции и др. Психолог удерживает родителя в русле данной проблемы, не давая ему уходить от ответа и «растекаться» на иные темы: А почему Вы не хотите обсудить эту тему? Если сопротивление достаточно сильное, психолог может отступить, но лишь на время: Хорошо, к этим вопросам мы вернемся позже.

    Между тем однажды поставленные вопросы психолога провоцируют у родителя эффект незавершенного действия и являются пусковыми для начала его внутренней работы. Отказ от ответов на эти вопросы нельзя трактовать как отказ от работы в целом. Это скорее проблема готовности родителя к разработке данной темы. Родитель должен внутренне созреть для того, чтобы общаться на эту тему с кем-либо еще.

    После того как родитель составил список, ведется обсуждение по каждой позиции: Как Вы считаете, это ожидание реализуемо в Вашей ситуации? Если реализуемо, то как близки Вы к цели? Что мешает окончательному его воплощению? Какие Ваши чувства стоят за этим ожиданием? Почему именно оно имеет такое значение? На сколько процентов реализовано это ожидание? и т.д.

    Это упражнение позволяет показать родителю, что многие его ожидания по-прежнему остаются реалистичными, просто для реализации некоторых из них необходимо больше затрат и терпения, а для других – меньше. В качестве подтверждения этого тезиса психолог указывает на тот факт, что многие из ожиданий уже реализовались или начали реализовываться, обращает внимание родителя на конкретные проявления этого. Кроме того, психолог объясняет родителю, что даже если какие-либо ожидания нереализуемы, то это не должно быть причиной трагедии. В качестве подтверждения этого тезиса психолог может обратиться к жизненному опыту родителя: Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые, как Вам кажется, живут полноценной, насыщенной жизнью? (Наверняка родитель вспомнит несколько таких людей.) Как Вы считаете, все ли их жизненные ожидания были реализованы? Неужели все?

    При помощи подобных вопросов родитель подводится к мысли о том, что даже часть нереализованных человеческих желаний не может оказать существенного влияния на переживание человеком чувства полноты и спокойствия. В конце концов, ожидания так же изменчивы, как и сам человек. Например, то, что субъективно ценно в подростковом возрасте, в зрелые годы может не представлять особого значения. Кроме того, ожидания – это лишь субъективно значимые элементы реализации жизненного пути. То, что важно для одного, абсолютно не интересует другого. Следовательно, важен не просто смысл, ожидание, иллюзия, сколько нахождение новых смыслов, соответствующих реалиям ситуации, и наше отношение к ним.

    Таким образом, подобный подход призван снять остроту переживаний родителей относительно собственных нереализованных планов и косвенно подготавливает их к коррекции иррациональных установок и суждений.

    Коррекция иррациональных суждений (II блок)


    В основу работы психолога на данном направлении нам представляется целесообразным положить принципы рационально-эмотивной терапии. В качестве базисных для психокоррекционного воздействия представители данного направления выдвигают следующие тезисы: мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. Для описания этих когнитивных ошибок используется термин «иррациональные суждения». Иррациональность суждений выражается в их алогичности и чрезмерности обобщений, которые провоцируют появление неадекватных негативных установок и эмоциональных проявлений по отношению к себе и окружающим.

    Большинство иррациональных суждений можно отнести к одной из следующих основных категорий:

    1. мысли-катастрофизации, преувеличение негативных последствий событий (Все пошло прахом. Все пропало. Это конец). Отношение к реальности строится исходя из этого преувеличения, которое провоцирует появление немотивированных страхов, тревоги, состояния паники и др.;

    2. мысли-обязатели – это мысли, основанные на наборе правил и принципов индивида. Мысли-обязатели по отношению к окружающим чаще всего выступают в виде внутренних оценок окружающих и выдвижении неадекватных требований к ним («Ты должен», «Ты обязан», «Тебе следует» и др.). Мысли-обязатели обусловлены потребностями, чувствами и прошлым опытом человека. Однако чувства, потребности и опыт партнеров по общению иной. Соответственно у них есть свое представление о собственной системе долженствования. Мысли-обязатели призваны подчинить другого человека своим нормам и принципам, даже не глядя на несогласие партнера, что может приводить к возникновению межличностных конфликтов;

    3. выражение оценки ценности человека - как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие.

    Разновидности:

    • мысли-обвинители – это мысли, которые определяют, классифицируют, интерпретируют поведение человека как негативное. Даже нейтральное или необъяснимое поведение человека интерпретируется с отрицательных позиций;
    • дихотомия «хорошо – плохо» - это стремление оценивать поступки человека в черно-белых тонах. При преобладании подобных мыслей человек даже не замечает истинного поведения окружающих;
    • наклеивание ярлыков;

    4. условные предположения и выражения потребностей , т.е. субъективных условий для счастья или выживания («Если бы ты меня любил, то ты бы...», «Если бы ты делал..., то наша семья...» и т.д.). В состоянии эмоционального дискомфорта у человека появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных суждений и распознаются по таким ключевым словам, как «следует», «должен», «обязан», «необходимо», «приходится». Разновидностью условных предположений является предполагаемый умысел – интерпретация намерений (Он специально делает так, чтобы мне было плохо. Люди всегда стремятся сделать мне назло).

    Иррациональных суждений достаточно много, человек сталкивается с ними на протяжении дня постоянно. При этом он не только слышит их от окружающих, но и сам продуцирует их бесконечно как во внутреннем, так и во внешнем плане. Иррациональные мысли зачастую детерминируют появление проблем во взаимоотношениях с окружающими и могут усугублять психологическое состояние человека.

    На начальном этапе работы с иррациональными суждениями психолог знакомит родителей с их разновидностями и дает им характеристики. Объясняет, как следует их распознавать. Указывает на деструктивную направленность подобных мыслей, которые часто оказываются провокаторами внутренних и межличностных проблем человека. После того как просветительская часть работы закончена, психолог предлагает перейти к основной части работы над иррациональными суждениями.

    Упражнение «Мысли и чувства» .

    Родителям предлагается разделить лист бумаги на две части. В одной колонке они должны записать иррациональные суждения, которые слышали сегодня от окружающих либо продуцировали сами. Во второй колонке записываются чувства, которые испытывал родитель после того, как столкнулся с тем или иным суждением. Кроме того, он может указать реакцию окружающих на его иррациональные суждения.

    По окончании работы родителей происходит обсуждение. Данный этап представляется очень сложным и ответственным. Рассматриваемые проблемы могут носить острый аффективный характер для обоих родителей. Психологу необходимо четко вести посредническую линию с целью предупреждения конфликта между супругами.

    Родители зачитывают иррациональные суждения и чувства, которые были вызваны каждым из таких суждений.

    Какие эмоции вызвала у Вас эта фраза партнера? Почему? Чем Вас взволновала эта фраза? Как Вы хотели отреагировать на нее? Почему отреагировали так, а не иначе? Как часто Вы слышите от партнера подобную фразу? Всегда ли Вы испытываете именно такие эмоции после этой фразы? Добился ли партнер от Вас того результата, которого ожидал? Почему именно эту фразу он употребил в этой ситуации? Что он должен был Вам сказать, чтобы не вызвать у Вас такую реакцию? и т.д.

    Несмотря на аффективную остроту данного упражнения, проведение его необходимо, поскольку позволяет супругам прояснить психоэмоциональный контекст их взаимоотношений, то, о чем оба могли даже не догадываться, узнать друг друга лучше. В дальнейшем в совместной деятельности супругам рекомендуется очертить круг иррациональных суждений, которые травмируют друг друга, и стремиться ограничить их. Супруги могут составить список запретных суждений.

    В качестве домашнего задания родителям может быть предложено упражнение «Контроль иррациональности».

    Родителю предлагается в течение дня внимательно следить за своими мыслями, отслеживать иррациональные мысли, пусть даже внутренние и невысказанные, записать их и попытаться проанализировать, в связи, с чем они появились. На следующем занятии это обсуждается в начале беседы. Психолог выясняет, почему человек прибегает к тем или иным иррациональным суждениям: какие ценности, принципы, нормы, характер отношений с окружающими, желания, действия, стереотипы восприятия и т.п. провоцируют их появление. Задача психолога — показать, что эти мысли не только являются вредными, но и оказываются чаще всего чужими и навязанными.

    «Выдвижение альтернатив» .

    После того как закончилось обсуждение домашнего задания, психолог предлагает потренироваться в выдвижении альтернатив иррациональным суждениям. Альтернативы – это попытка подойти к рассмотрению с различных позиций без скоропалительности и аффектированных оценок, попытка взглянуть на проблему с позиций другого человека.

    На протяжении всего блока психолог акцентирует внимание родителей не только на взаимоотношениях между собой, но и на взаимоотношениях с ребенком.

    В заключение родителям предлагается составить перечень иррациональных суждений относительно своего ребенка с особенностями психофизического развития, привести доводы против их неразумности и составить им альтернативы. Вполне возможно, что в ходе предыдущей работы психолога с родителями этого ребенка данная тема уже звучала. Но все же предыдущие формы работы ориентировались больше на систему взаимоотношений родителей с окружающим миром и с собственным Я. Проблемы взаимодействия с ребенком затрагивались косвенно. А эта проблема – центральная. Ей следует посвятить отдельное занятие, поскольку она является важной не только для коррекции характера взаимоотношений с ребенком, но и призвана стимулировать появление родительского оптимизма. На этом этапе прежде всего должна использоваться такая психокоррекционная техника, как «терапия успехами». Доводы направляются прежде всего против всех типов иррациональных суждений. С целью успешного составления альтернатив и пропедевтики чувства оптимизма у родителей используется метод сравнения: Что раньше умел ребенок, а что умеет сейчас? Вспомните, какие мысли возникали у Вас тогда, какие сейчас? Обратите внимание на расхождение даже в иррациональных суждениях относительно ребенка: почему у Вас возрос уровень требований к нему? и т.д. Вопросы касаются областей, в которых у ребенка имеются значительные успехи. Не стоит сравнивать непреодоленные проблемы ребенка.

    Следует отметить, что работа в этом блоке может быть достаточно сложной и кропотливой, поскольку иррациональные убеждения являются стойкими, ригидными образованиями ценностной сферы, системы восприятия окружающих, Я-концепции. Однако преодоление иррациональных суждений – важный этап на пути принятия себя, своего ребенка и всей жизненной схемы.

    Психологу необходимо помнить о том, что человек сам ответственен за свою жизнь, поэтому его выбор, его свобода должны иметь решающее значение в психокоррекционном процессе.

    Устранение чувства вины и депрессивного фона настроения (III блок)


    Работа психолога в этом блоке с родителями детей с особенностями психофизического развития во многом сходна с предыдущим блоком. Однако предыдущий блок являлся пропедевтическим по отношению к проблемам чувства вины и депрессии. Тогда родители могли быть не готовы к обсуждению травматичных и аффективно значимых для них состояний, мог существовать страх друг перед другом, страх психологического приближения к глубинным внутренним проблемам. По завершении второго блока родители уже вскользь коснулись важных для них проблем, соответственно готовность к их преодолению значительно выше, так как косвенная работа по проблемам могла создать у них эффект незавершенного действия. Кроме того, второй блок создает предпосылки для нового уровня понимания собственных проблем, проблем друг друга и своего ребенка. Снижается страх супругов друг перед другом, на предыдущих этапах у них могла сложиться коалиция, ориентированная не только на совместную деятельность по разрешению семейных проблем, но и направленная на оказание помощи друг другу.

    Чувства вины и депрессия обусловливают следующие психологические проявления:

    • Человек считает себя неудачником, у него высокий уровень неуверенности в себе.
    • Испытывается гнев, ничем не мотивированный страх. Эти эмоции беспокоят людей больше, чем сама депрессия.
    • Самобичевание.
    • Чувство неадекватности.
    • Чаще используется стратегия ухода, бегства.
    • Ощущение непонятости, брошенности, покинутости окружающими.
    • Ощущение бесперспективности.
    • Невозможность найти выход из ситуации.
    • Ощущение безнадежности, пустоты, бесперспективности (и т.д.).

    При депрессивном состоянии присутствует комплекс внутренних (человек видит себя, будущее, окружающий мир в черном свете) и внешних проблем (денежные неурядицы, сложности во взаимоотношениях с партнером). Особенность мышления при депрессиях заключается в том, что люди берутся за устранение тех проблем, которые как раз и не спровоцировали депрессивное состояние.


    В основе чувства вины и депрессии лежит «искаженное мышление» (П.Гилберт):

    • «Всё или ничего». Если человек не идеален (а никто не идеален), он считает себя полным ничтожеством. Любая ошибка, сколь угодно мелкая и случайная, кажется фатальной и закономерной.
    • Навешивание ярлыков. Продолжение предыдущего нарушения – совершив ошибку, человек называет себя неудачником, никому не нужным, недостойным любви.
    • Чрезмерное обобщение. Заключается в необоснованно частом использовании слов «всегда» и «никогда».
    • Фильтрация. В сложных ситуациях, обычно включающих в себя позитивные и негативные стороны, человек видит только негатив.
    • Пренебрежение позитивными сторонами. Более мягкая форма предыдущего нарушения: индивид осознает хорошие стороны своих действий и обстоятельств, но не придает им значения («Это мелочь», «Это каждый может»).
    • Прыжок к заключениям. Вместо полного логического вывода человек делает «очевидное» заключение, основываясь на внешнем сходстве ситуации с тем, что случалось с ним раньше, или, хуже того, на где-то услышанном или прочитанном. Причем, как правило, предполагает наихудшее из возможного и считает его наиболее вероятным.
    • Преувеличение. Обычно преувеличиваются трудности, недостатки и неприятные ситуации.
    • Эмоциональное обоснование. Человек путает свои эмоции с реальностью (Это пугает меня, поэтому оно вредно и опасно).
    • Персонализация вины. Принятие на себя ответственности за события, которые не могли контролироваться.

    Таким образом, чувство вины и депрессия — сложные кризисные состояния. Работа по их преодолению является сложной и многоплановой. В рамках данной статьи мы лишь схематично коснемся отдельных ее аспектов.

    Примерная схема работы с проблемами вины и депрессии

    1. Поиски доказательств. Не делать поспешных выводов: «Достаточно ли у меня оснований для такого заключения?» Обычно человек много внимания уделяет мелочам, на основе которых и формирует свое негативное заключение, пренебрегая информацией, несущей положительный заряд.
    2. Выработка альтернатив негативным мыслям.
    3. Попытка предвидения ситуации.
    4. Выработка стратегий поведения на основе полученных гипотез развития событий.
    5. «Что бы вы сказали другу?» Люди обычно гораздо строже судят себя, чем своих близких. Человеку предлагается мысленно поставить своего друга в нынешнее положение, а затем постараться его утешить и приободрить. Затем родитель должен повторить эти аргументы себе и не думать, что то, что хорошо для его друга, не может быть хорошо и для него.
    6. Исследование фактов. Не полагаться слепо на чужие (и свои) слова и суждения они могут быть ложными или ошибочными.
    7. Внимание к частичным успехам.
    8. Опрос. Вы считаете, что поступили правильно, но не чувствуете эмоциональной уверенности в этом? Спросите своих друзей и близких, как бы они поступили в такой ситуации. Вполне возможно, они укрепят вашу самооценку.

      Проблема родителей детей с тяжелыми психофизическими нарушениями заключается в том, что они ограничивают себя и своих родных в формах проведения досуга. Формы эти стереотипны, однообразны и ограничены пространством вокруг ребенка. Родители зачастую отказываются от личных интересов: культурных мероприятий (походов в кино, театры), от встреч с друзьями, мотивируя это тем, что не могут оставить ребенка без присмотра, или тем, что окружающим неинтересны их проблемы. Это своеобразная психологическая защита, которая направлена на стимулирование жизни в «скорлупе». Однако очень редко бывает и так, что семья с появлением ребенка с отклонениями в развитии сразу же оказывается в изоляции по вине окружающих. Скорее всего, она сама стимулирует эту изоляцию. Близкие семье люди вряд ли откажут, если их попросят посидеть с ребенком какое-то время, и даже будут рады помочь. Родителям следует отринуть роли мучеников, которые ведут аскетическую жизнь и сами себя вознаграждают за это похвалами. Значительно важнее для себя и для близких людей будет реальное вознаграждение – полноценный отдых.

      Формы и методы психологической работы с семьей .

      Если говорить о взаимодействии психолога с родителями, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

      Беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

      Большие возможности дает работа с коллективом родителей – это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса, группы детского сада. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры родителей и более совершенному в связи с этим выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.

      К коллективным формам взаимодействия относятся: работа с родителями в группе, в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации. К индивидуальным формам относятся индивидуальное консультирование, беседа и т.д., они описаны в книге Н.В.Клюевой «Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг».

      Первоначально групповая работа входила составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов решения и генерирования идей. Большинство школ групповой работы возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии. Многие современные формы работы являются модификациями зарубежных моделей. Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет, особенно в 90-е годы, специалистами в области управленческого консультирования, социально-психологического тренинга.

      Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (А.Я.Лейманн). Проблемы групповой психологии – проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений – принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.

      Коррекционные родительские группы .

      Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

      Причины неэффективного родительского отношения:

      Педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

      Ригидные стереотипы воспитания;

      Личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

      Влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

      Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

      В этих целях используются родительские группы.

      Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

      Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр. «Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель - ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. » Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

      Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

      В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу.

      Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.

      Важно осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку и следовать основным принципам взаимодействия с детьми:

      Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

      Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

      Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

      Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

      С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

      Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

      Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

      Авторитарные методы "воспитания" родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения педагогов с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.


      Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения - тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности - социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

      В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

      Итак, что же это за феномен - психологические эффекты?

      Что такое психологические эффекты?

      Психологические эффекты (социально-психологические эффекты ) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты - это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

      Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

      Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

      Эффект плацебо

      Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

      Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство - растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

      Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете .

      Эффект Веблена

      Эффект Веблена - это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

      Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

      Больше информации об эффекте Веблена можно найти .

      Эффект Зейгарник

      Эффект Зейгарник - это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончании экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

      Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

      Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке .

      Холодное чтение

      Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

      Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

      Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке .

      Эффект Пигмалиона

      Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя - это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники - в том, что их нет.

      Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

      Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте .

      Эффект Барнума/эффект Форера

      Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) - ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

      В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

      Узнать больше об эффекте Барнума можно .

      Эффект аудитории

      Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

      Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

      Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете .

      Эффект последовательности

      Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

      В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

      Эффект Хоторна

      Эффект Хоторна это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

      При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

      Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте .

      Эффект доктора Фокса

      Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

      Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

      Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда .

      Эффект первого впечатления

      Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

      При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дельнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

      Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти .

      Эффект очевидца

      Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

      Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

      Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке .

      Эффект ореола

      Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

      На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

      Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по этой ссылке .

      Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность - это предмет глубокого и тщательного изучения.

      Желание разобраться в особенностях человеческой натуры - это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

      Психолог – человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами детей и взрослых. Для этого помимо консультаций психолог использует разнообразные формы организации. К традиционным формам относятся лекции, беседы, семинары. Нетрадиционные формы работы основаны на использовании активных методов обучения - психогимнастики, тренинга, ролевых и деловых игр. При большом разнообразии форм работы психолога с детьми и взрослыми их можно разделить на индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы психолога в образовательном учреждении относят индивидуальные консультации, индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми. К групповым формам организации работы психолога относят групповые консультации, консилиумы, педсоветы, семинары, лекции, тренинги, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Разнообразие форм работы психолога с детьми, родителями и педагогами представлено в таблице (табл.7).

      Таблица 7

      Формы и методы организации работы психолога образовательного учреждения

      Работа с детьми

      Работа с педагогами

      Работа с родителями

      Психодиагностика

      Индивидуальное

      обследование;

      Групповое

      тестирование;

      Анализ продуктов

      Деятельности.

      Индивидуальное

      и групповое

      тестирование;

      Анкетирование;

      Анализ урока;

      Наблюдения.

      Анкетирование;

      Тестирование.

      Психопрофилактика

      Для дошкольников:

      Развивающие занятия;

      Для школьников:

      Тренинги, факультативы;

      Уроки психологии, лекции;

      Семинары, практикумы;

      Ролевые игры.

      Тренинги;

      Лекции, семинары;

      Практикумы;

      Консилиумы;

      Деловые игры.

      Родительские

      собрания;

      Групповые

      консультации;

      Тренинги;

      Ролевые и деловые игры.

      Психокоррекция

      Групповые коррекционно-развивающие занятия;

      Индивидуальные

      коррекционные занятия.

      Индивидуальные беседы;

      Релаксационные

      Тренинг общения.

      Игровые занятия с детьми и родителями;

      Родительские группы.

      Консультирование

      Консультативные беседы;

      Индивидуальные

      консультации;

      Профконсультации для

      старшеклассников;

      Групповые консультации.

      Групповые консультации;

      Индивидуальные

      консультации;

      Тренинги;

      Ролевые игры.

      Индивидуальные и групповые консультации;

      Родительские

      собрания.

      Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений.

      Традиционные формы обучения дают знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки. При рассмотрении активных методов обучения целесообразно остановиться на тренинге. Социально-психологический тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг - это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, детьми, которая является эффективным методом обучения и коррекции, и вызывает большой интерес детей и взрослых. В условиях образовательного учреждения целесообразно использовать тренинг с целью групповой профилактики нарушений психологического здоровья у детей и подростков.

      Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг общения, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг самостоятельности и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую и развивающую задачи, которые решаются не столько ведущим, сколько самими участниками. Назанятиях психолог может ставить ряд задач:

      Дать ребенку или взрослому знания о нем самом, развивать рефлексию как процесс позна­ния и понимания себя и других;

      Способствовать личностно­му росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей;

      Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности;

      Дать некоторые сведения о психологических функциях и процессах;

      Совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал человека, помочь ему стать социально адаптированным.

      Психолог является руководителем малой группы и ее участником одновременно. Он дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем, он грамотно осуществляет все процедуры, их анализ и интерпрета­цию таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях.

      Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек-человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда - общение. И, тем не менее, педагогическое общение - камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

      Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) - развитие социального интеллекта, навыков профессиональ­но-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие - неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события.

      Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

      1. Самопознание: получение конкретных сведений о себе; выяснение, каким человек предстает в глазах других; выяснение степени самостоятельности идеального «Я».

      2. Диагностика: развитие самоанализа; развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими.

      3. Проверка установок на образы других: развитие понимания позиции другого; формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; развитие умения слушать и понимать другого; психотерапевтическое воздействие.

      Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга:

      1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.

      2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу).

      3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.

      4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя).

      5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.

      6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией.

      Принципы поведения в группе: 1) каждый участник группы может высказывать о каждом все, что хочет; 2) каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы; 3) нельзя говорить о группе за пределами занятий.

      Программа обучения в группе состоит из трех частей:

      Первая часть - вводная (участники знакомятся);

      Вторая часть- тренировочная (отрабатывается система упражнений);

      Третья часть- анализ тренировочной части.

      Ведение группы социально-психологического тренинга - особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необ­ходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека - своеобразная форма власти над ним. Отсюда ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать, и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и на­сколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник.

      Еще одна форма работы психолога - сеансы психологической разгрузки, которые проводятся психологом с детьми, с педагогами, с родителями. Для этого в образовательном учреждении предусмотрена специальная комната отдыха или уголок релаксации. Немаловажное значение здесь имеет создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха), создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха), стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки).

      Выделяются следующие типы сеансов психологической разгрузки:

      1. Вводно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде).

      2. Восстановительно-профилактические (снятие утомления, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции).

      3. Лечебно-оздоровительные (помощь в лечении начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний).

      4. Социально-психологические (улучшение социально-пси­хологической среды деятельности в коллективе).

      5. Информационные и учебно-воспитательные (осуществление профессионально-прикладного и воспитательного влияния).

      Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлексии.

      Развивающие групповые занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, могут проходить в форме факультативов, «уроков общения», с элементами тренинга. Занятия проводятся психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для дошкольников – 30-35 мин., для младших школьников - урок, т.е. 45 мин, для старшеклассников – 1 час (факультатив). Такие занятия являются наилучшим средством профилактики нарушений и отклонений в поведении и общении и обеспечивают формирование психологического здоровья и выполнение воз­растных задач развития. Вследствие этого, учитывая компоненты психологического здоровья, можно определить следующие ос­новные направления в планировании психопрофилактических и развивающих занятий:

      Аксиологическое направление - формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

      Инструментальное направление - формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии;

      Потребностно-мотивационное направление - формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

      Развивающее направление - формирование умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека, развитие произвольной регуляции поведения, формирование чувства компетентности, переориентация детей с оценок взросло­го на группу сверстников.

      Вся профессиональная деятельность психолога должна отражаться в его документации. Годовой план - перспективный план работы психолога на учебный год состав­ляется по всем основным направлениям его деятельности: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа и психопрофилактика. Запланированные мероприятия фиксируются в календарном плане работы психолога на месяц. В циклограмме деятельности психолога на неделю фиксируется хронометраж рабочего времени и на каждый день определяется конкретный объем работы (табл.8).

      Таблица 8

      Примерная циклограмма деятельности школьного психолога на неделю

      Дни недели

      Поне-дельник

      Психодиагностика, наблюдения за детьми на уроке

      Консультации для педагогов

      Психодиагностика (индивидуальная)

      Факультатив (тренинг)

      «Телефон доверия» (консультирование)

      Индивидуальные консультации для родителей

      Консилиум (семинар, совещание, педсовет)

      Психологическая гимнастика (факультатив)

      Психодиагностика, посещения уроков

      Факультатив (тренинг)

      Обработка результатов, оформление документации

      Психодиагностика

      Обработка результатов диагностики

      Коррекционно-развивающие занятия с детьми

      Консультации для родителей

      Представленный в циклограмме хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени психолога образования, где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю.

      Елена Казакова
      Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду

      Работа педагога- психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает , что дети практически не имеют собственных психологических проблем , их проблемы - отражение проблем родителей . Поэтому работая с личностью родителей , меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка .

      Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно . Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители . Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой , он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель , а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

      Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей , не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов , педагогов и, естественно, родителей .

      И отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей . Однако привлечь родителей к сотрудничеству , часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос : «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию ? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»

      Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки . Семья является тем самым «маленьким миром» , в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

      В нашем детском саду «Клубничка » применяются разные формы работы с родителями . Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний , уже несколько лет функционирует семейный клуб .

      Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей , учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

      Основными целями работы семейного клуба в нашем детском саду являются :

      Объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

      Повышение психолого -педагогической компетенции родителей ;

      Обмен опытом семейного воспитания ;

      Укрепление детско- родительских отношений ;

      Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

      В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи :

      1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

      2. оказание всесторонней психолого -педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

      3. психолого -педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей ; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом , социальном развитии детей дошкольного возраста.

      Формы работы семейного клуба варьируются от темы , состава участников и задач : круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания , видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др . Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого -педагогические знания, развивать креативные способности.

      Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены :

      на индивидуальную работу с родителем и ребёнком ;

      работу в мини-группах ;

      групповую работу с родителями ;

      групповую работу с родителями и их детьми .

      В нашем детском саду предпочтение отдаётся коллективным формам работы .

      Правила проведения семейного клуба :

      Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.

      Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей .

      Количественный состав – до 8-10 пар.

      Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада .

      Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.

      Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.

      В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.) .

      Семейный клуб в нашем дошкольном учреждении – структура динамичная : встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

      В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов :

      1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители .

      2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.

      3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.

      4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей . Вместе мы преодолеем все трудности.

      5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе , дома, на улице.

      Организация проводилась в три этапа.

      Первый этап : организационный.

      Цель : подготовка к работе по данному направлению.

      Задачи :

      Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого -педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.

      Изучить литературу по данной теме.

      Подобрать практический материал.

      Результат : разработка перспективного плана работы семейного клуба .

      Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей , данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.

      Второй этап : внедренческий.

      «В мире развивающих игр» (интеллектуально развитие) .

      «Секреты общения» (коммуникативные навыки) .

      «Семейная гостиная » (художественно-эстетическое развитие) .

      «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей) .

      Цель третьего этапа : определение эффективности проделанной работы , сопоставление начального и конечного уровней психолого -педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.

      Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей , педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год , обсуждение удачных и неудачных форм работы , моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности .

      Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал , что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому , как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

      Кроме того, работа семейного клуба показала , что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду , переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать» .

      Итогом работы семейного клуба в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. На 9 % увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, на 7 % увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Рефлексивные отчеты родителей , принимавших участие в работе семейного клуба , позволяют фиксировать положительную динамику в построении продуктивного детско- родительского взаимодействия .

      Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам , создалось детско-взрослое сообщество , работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого -педагогическая компетентность родителей . При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.

      Литература :

      1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования . - 2008. -№ 2.

      2. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

      3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка : учебно-методическое пособие. 2012.

      4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.