Детский гипноз - народная и нетрадиционная медицина. Лечение гипнозом детей

22.05.2019

В начальной школе я была скромницей-отличницей, меня не обижали, но относились настороженно и в общие игры звали редко. Я от этого особенно не страдала, потому как моя "тусовка" была в музыкалке. Но загадки некоторых игр моего раздолбайского класса мучают меня до сих пор. Вообще-то тогда мы не знали слова "гипноз", и это называлось "заколдовывать".
Простейшему гипнозу-заколдовыванию меня все же научили. Заключался он в следующем: человечек закрывал глаза, его несколько раз обращали вокруг своей оси, потом ставили к стенке, просили расслабиться, брали его руки и поднимали - несколько раз вверх-вниз, несколько раз - в стороны и перекрещивая. Отпускали. Потом тихонечко начинали "манить" его висящие руки вверх - к рукам уже не прикасаясь (при этом пальцы "гипнотизера" собирались щепотью и делали движение типа "цыпа-цыпа"). Большинство детей с восхищенным ужасом уверяло, что "руки сами поднимаются". Были "неподдающиеся", которые вроде и верили, но с гордостью заявляли, что "на меня не действует". На меня, кажется, немного действовало - то есть руки не поднимались так, чтоб перпендикулярно телу, но немножечко все же шевелились, и "тягу" я чувствовала вполне отчетливо (хотя порой списывала эти ощущения на предупрежденность). Сама я была никчемной колдуньей и никого заколдовать почему-то не могла.

К более сложному гипнозу меня не допустили. Делали это "избранные", в строжайшей тайне, "заколдовываемый" был всегда добровольцем, а мне было попросту страшно "номинироваться". Как правило, на прогулках несколько девочек и мальчиков уходили за кусты, а потом вылетали оттуда с дикими криками и разбегались по окрестностям. Заколдованный выходил за ними и принимался бегать зигзагами, резко двигаться, порой замирал, при этом не говорил ни слова и не двигал зрачками. Это называлось "усыплять". Усыпленный ничего не соображал, забывал себя совершенно и проявлял явную агрессию к тем, кто попадался на его пути - то есть невезучих валил на землю и любил кусаться и душить (считалось, что именно задушить-цель усыпленного). Для того, чтобы от него спастись, нужно было не двигаться и стоять не на земле, а сидеть, положим, на буме, на горке или еще где-нибудь. Когда игра должна была закончиться, все делали друг другу условные знаки, вместе подходили к усыпленному, что-то говорили ему, опять же двигали его руки, и ребенок удивленно оглядывал всех вокруг и заявлял, что ничего не помнит. Случались и казусы - когда приходил конец прогулки и скоро должна была прийти учительница, а "усыпленный" сбегал, и выловить его вовремя не представлялось возможным. Как-то раз девочку против всякой конспирации усыпили в женском туалете - она принялась молча бросаться на стены, и все в страхе из туалета убежали.
Я до сих пор гадаю - это были всего лишь такие театральные представляения - дети иррациональны, и зачем они притворяются, порой определить сложно - или это все же был настоящий гипноз, тайные знания, передаваемые из класса в класс, но навсегда остающиеся в детстве.
Недавно поговорила об этом с десятилетней сестренкой - выяснилось, что у них усыпление и поднимание рук практикуется тоже, причем сестренка стопроцентно уверена, что все это правда. Механику усыпления внятно она передать не смогла.

Расскажите, были ли у вас подобные случаи в детстве?
Если были, то как все это делалось?


Гипноз очень эффективен для детей . Дети не боятся гипноза , так как доверяют людям и у них очень живое воображение. Эти особенности - идеальны для гипноза (особенно дети от 8 до 16 лет - идеальные объекты для гипноза).
Рассмотрите следующие требования для успешного проведения гипноза с детьми :
1. Ребенок должен доверять терапевту или родителям, которые работают с ним. Ребенок должен чувствовать, что терапевт волнуется за него и работает, чтобы помочь ему.
2. Ребенок должен верить, что достигнет поставленных целей. Некоторые родители делают ошибку, когда утверждают: "Тебе не на что рассчитывать. Ты тупой и ленивый", и т. д.. Следует избегать подобных заверений, чтобы ребенок был уверен в себе.
3. Гипноз должен приносить удовольствие и радость. Гипнотизер должен использовать игры, куклы и другие приемы для успешного и приятного проведения гипноза с детьми.
4. У ребенка должно быть желание решить какую-либо проблему. Одного желания родителей недостаточно. Существует простой подход для того, чтобы настроить ребенка на успех. Например, ребенок соглашается повысить свою успеваемость в школе, а вы разрешаете ему заниматься спортом (или чем-либо другим, что ему нравится). Подсознательно ребенок ставит эти две области на один уровень и считает их самыми важными.

При помощи самогипноза ребенок может избавиться от следующих проблем:

Перестать мочиться в постели.
Перестать сосать палец.
Улучшить успеваемость.
Избавиться от страхов.
Улучшить поведение.
Родители могут самостоятельно проводить упражнения, описанные в этой статье, с детьми. Предпочтительно сделать кассету с этими упражнениями.
Необходимо обеспечить развитие ребенка во всех областях. Если ребенок научится решать свои проблемы самостоятельно, он вряд ли станет агрессивным, импульсивным и т. д. Например, у чрезмерно импульсивных детей очень низкая самооценка, они подвержены депрессии и одиночеству в зрелом возрасте.
Очень важно, чтобы ребенок научился с самого раннего возраста разрешать проблемы и обсуждать их с другими. Сильная личность (ребенок) очень внимательно относится к чувствам других и принимает правильные решения на протяжении всей жизни.
См. статью: Нужны ли артисты на детских праздниках?
Правильное применение самогипноза может помочь ребенку
:

Оценить важность идеи.
Найти правильное решение проблемы.
Внимательно относиться к тому, как его действия отразятся на других.
Быть образцом для сверстников.
Научиться просить помощи в различных ситуациях.
Повысить самооценку и стать более сильной личностью.
Родители не должны ожидать от ребенка всего и сразу. Если вы будете "давить" на ребенка, у него разовьется низкая самооценка, и он будет очень беспокойным. С другой стороны, дети, которых не заставляют, становятся уверенными в себе и гармонично развивают свои способности.
Дети, которые изучают самогипноз, живут в гармонии со своим внутренним и окружающим миром. Гармония внешнего и внутреннего мира ведет к совершенству.
Эти дети энергичны и уверены в себе на протяжении всей жизни.

Упражнение по самогипнозу
Когда вы учите детей пользоваться самогипнозом, всегда помните об их интеллектуальном уровне. Вы можете сделать самогипноз веселым, проведя его например, в игровой форме. Это будет для них наиболее интересно, и они лучше будут усваивать информацию.
Вот элементарное упражнение для избавления от фобий.
Представьте, что вы сидите перед телевизором, смотрите его и видите себя звездой какой-либо программы. Вы видите, как выполняете ежедневные дела и иногда сталкиваетесь с ситуациями, которые вас пугают. Разница между реальной и визуальной жизнью в том, что у вас больше нет страхов.
Сконцентрируйтесь на этом чувстве, и вы заметите, как избавились от ваших страхов и счастливы.
Современная музыка звучит в течение трех минут. У вас нет страхов, и вы хорошо себя чувствуете в любых ситуациях.
Дети в возрасте от 8 до 16 лет лучше всего поддаются гипнозу. Ваши дети сочтут эти упражнения забавными и полезными.

ХОРОШАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Упражнение по самогипнозу
Каждый ребенок должен научиться концентрироваться при помощи подсчетов в уме 20 минут ежедневно в течение трех недель. Попробуйте попрактиковать это простое упражнение.
Глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите его до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Слушайте медленный отсчет от одного до пяти, а вы во время этого сделаете пять сильных вдохов. С каждым вдохом и выдохом вы расслабляетесь все сильнее и сильнее, вы входите в гипнотическое состояние все глубже и глубже.
1 - глубоко вздохните, расслабляясь все сильнее и сильнее. 2 - вдыхайте все глубже и глубже, все больше и больше поддаваясь гипнотическому состоянию. 3 - дышите еще глубже, еще сильнее расслабляйтесь, все сильнее и сильнее. 4 - еще сильнее расслабляйтесь, вы входите в глубокий транс. 5 - очень-очень глубоко вдохните, очень-очень расслабьтесь.
И снова глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите воздух до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Выдохните настолько быстро, насколько возможно, когда вы так сделаете, то почувствуете, как погружаетесь в кресло и расслабляетесь намного сильнее. Сделайте очень глубокий вдох, наполните грудь. Задержите воздух (сделайте перерыв на 10 секунд). Расслабьтесь.
Теперь представьте в своем воображении таблицу сложения, которая начинается с примера "1 + 1 =2", продолжайте постепенно складывать, пока не дойдете до девяти: "9 + 9 = 18". Сконцентрируйтесь на этом задании. Если вы не можете сконцентрироваться, вернитесь к началу таблицы и снова ее повторите.
Выйдите из транса как обычно или просто откройте глаза.
Существуют наиболее совершенные методы развития ребенка - ребенок должен находиться под гипнозом, думая о чем-либо в течение минуты. Затем попросите ребенка сконцентрироваться на каком-нибудь сложном школьном задании. Скажите ему, что очень бы хотели, чтобы он выполнил задание.
Теперь выберите наиболее интересные моменты из задания и попросите ребенка, чтобы он сконцентрировал свое внимание на выполнении задания. Похвалите успехи ребенка и повторите этот прием, пока ребенок не научится концентрироваться.

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ

У детей есть естественный талант воображения, следует использовать его для улучшения памяти.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет вам улучшить память:
У вас прекрасная память, и вы будете ее задействовать, чтобы удачно сдать экзамены. Когда вы выполняете упражнение ежедневно, ваша память постепенно улучшается. Вы можете с легкостью вспомнить все, что изучали.
Когда вы войдете в экзаменационную аудиторию, то будете уверенны, расслабленным и спокойным. Когда вы будете читать вопросы, ваша память сразу же активируется и вы легко и правильно ответите на поставленные вопросы.
Вы заметите, что повторяя 20, 20, 20, вы быстро войдете в глубокий гипнотический транс и сможете задействовать ваше подсознание для ответа на трудные задания. Ответы на все вопросы будут моментально приходить в вашу голову.
Представьте, как вы находитесь в классе и слушаете результаты экзаменов. Вы получаете "пять", а учитель говорит, что гордится вами (за вашу безупречную сдачу экзамена). Сконцентрируйтесь на том, как приятно быть подготовленным и показать свои знания на экзамене.
Современная музыка звучит в течение трех минут.
Выйдите из транса как обычно.

Техника открытого пространства
Вот еще один визуальный метод, который покажется вашим детям легким и забавным:
Пусть ребенок представит пространство в голове так, чтобы он мог с легкостью увидеть потолок или небо, если он на улице.
Затем скажите ему, чтобы он посмотрел на потолок, но его глаза закрыты и он не может открыть их. Когда он попробует посмотреть через воображаемое пространство в голове, он поймет, что физически невозможно открыть глаза.
Так как физически невозможно открыть глаза, когда ваши глазные яблоки направлены в другую сторону, то при помощи этого метода вы научитесь концентрироваться на гипнозе и получать от него пользу.


СОСАНИЕ ПАЛЬЦА

Сосание пальца у большинства детей обычно проходит к четырем годам. Некоторые дети неосознанно сосут палец, когда они уставшие, сонные, когда им скучно или они голодны.
Упражнение по самогипнозу
Примените следующее упражнение, чтобы избавиться от сосания пальца:
Представьте, что вы в классе и идете к доске. Вы видите яркую надпись на доске: "Я сосу палец".
Возьмите тряпку и сотрите эту надпись. С этого момента вы не будете сосать палец. Вы никогда не захотите сосать палец.
Рассмотрим следующее упражнение, чтобы избавиться от этой вредной привычки.
Ваши родители хотят, чтобы вы избавились от сосания пальца, но разве это честно? Мы всегда должны быть честны.
Я не вижу причины почему вы не можете сосать палец столько, сколько хотите. Разве вы не согласны? Вы должны сосать каждый палец. Не так ли?
С этого момента, когда бы вы ни сосали палец, не забывайте обо всех пальцах на ваших руках. Если вы этого не сделаете, вы больше не будете сосать ваш палец, так как это нечестно! Не так ли?


ЕСЛИ ВЫ МОЧИТЕСЬ В ПОСТЕЛЬ

Лужи в постели - это первый признак того, что у ребенка стресс. При помощи гипноза ребенок быстро избавится от этой нежелательной привычки.
Упражнение по самогипнозу
При помощи следующего упражнения вы избавитесь от этого:
Представьте, что вы смотрите вашу любимую телевизионную программу дома. Поставьте эту программу на перемотку и переключите на другой канал, по которому будут показывать вас.
Понаблюдайте за вашими повседневными делами на экране телевизора (как вы обедаете, возвращаетесь со школы, играете с вашими друзьями, ужинаете с семьей и т. д.). Представьте, что вы счастливы и уверены в себе.
Запомните, вы никогда не будете пить перед сном, а когда проснетесь, сразу же пойдете в туалет. Вы теперь будете знать, что ваша кровать - сухая.
Представьте, как вы просыпаетесь среди ночи, если вам нужно в туалет, и после туалета возвращаетесь и продолжаете спать. Представьте, как вы просыпаетесь утром в сухой постели и вас хвалят ваши родители. Приступайте к этому немедленно.

Выйдите из транса как обычно.

НЕПОСЛУШАНИЕ

Дети очень часто плохо себя ведут, так как хотят привлечь к себе внимание. Вызывающее поведение демонстрирует, что ребенок зол и не боится наказания или плохого отношения со стороны родителей.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет справиться с непослушным ребенком:
Представьте, как вы сидите перед телевизором и смотрите, как вы принимаете участие в телешоу. Этот эпизод будет связан с вашим поведением. Сначала представьте какую-либо ситуацию, из-за которой ваши родители всегда сердятся на вас.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
Теперь представьте, как вы просите у родителей купить что-нибудь или сходить куда-либо. Ваши родители из-за вашего отвратительного поведения отказывают вам. Они наказывают вас, оставляя без обеда, отправляя в вашу комнату, забрав из нее телевизор на целую неделю.
Теперь представьте, как вы исправились и ваши родители счастливы. Также вообразите, как они вас награждают подарками и т. д. Почувствуйте, как это приятно.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
С этого момента вы ведете себя так, как видели с экрана телевизора и теперь больше никогда вы не будете наказаны, а ваши родители - расстроены.
Выйдите из транса как обычно.

ВЫВОДЫ

Шаги, которые детям (и родителям) следует предпринять:
Практикуйте самогипноз ежедневно, используя приемы, описанные в этой статье.
Перепрограммируйте подсознание вашего ребенка при помощи внушений и визуальных образов.
Запрограммируйте ребенка на решение повседневных проблем и улучшите его поведение при помощи самогипноза.
Продолжайте использовать самогипноз даже после очевидного прогресса.
Как родителям, вам необходимо использовать эти методы для улучшения поведения и состояния ребенка.
Следует обратить внимание на задержку речевого развития ребенка. Причины задержки речевого развития могут быть как психологические, так и зависеть от физиологических особенностей ребенка. Лечение проводится детским психологом.

Далее - Омоложение организма
Статья:

Гипноз для детей: реальная помощь

Гипноз – эффективное средство для избавления детей от разнообразных проблем.

Применение гипноза во врачебной практике для лечения психогенных расстройств и избавления от проблем в психоэмоциональной сфере не является данью современной моде или каким-то новым психотерапевтическим методом. Еще в XVIII столетии, в период стремительного развития техник гипноза, проводилось воздействие на подсознание пациентов и взрослой возрастной категории, и детей. Сегодня официальная медицина широко применяет гипноз для решения разнообразных психологических проблем у детей, устранения психических и неврологических дефектов, стимуляции развития способностей и раскрытия талантов.

Техники гипноза – сильное средство, позволяющее ввести человека в полусонное состояние, в котором возможно оказать влияние непосредственно на сферу бессознательного. При гипнотическом трансе происходят изменения в работе головного мозга, благодаря чему устраняются защиты, выстраиваемые сознанием при бодрствовании.

При пребывании под гипнозом переключается концентрация внимания на процессы, происходящие внутри нас, что практически невозможно достичь во время бодрствования. В силу возрастных особенностей психики дети ориентированы на внешние события, они не могут сознательно рассмотреть проблемы внутреннего мира, провести оценку и анализ состояния, целенаправленно направлять усилия на корректировочную работу.

Широкое распространение и признание врачей получили щадящие, недирективные варианты гипнотизации детей, например: эриксоновский гипноз , основанный на использовании языка образов. Стоит отметить, что дети старше трех лет, в сравнении с взрослыми пациентами, идеально подходят для погружения в гипнотический транс и более восприимчивы к внушению.

Устранение болезней детского возраста с помощью гипноза

Гипноз – эффективное средство для избавления детей от разнообразных проблем, включая иррациональные страхи и патологическую тревогу, которые, как правило, формируются именно в период взросления и оказывают значительное негативное влияние на дальнейшее становление личности. Коварный недуг, отмечающийся у 10% детей в возрасте от 5 до 12 лет – энурез. Однако с помощью внушения в гипнотическом трансе удается преодолеть у детей эту серьезную патологию – недержание мочи. Не менее востребована гипнотизация детей, страдающих энкопрезом – недержанием кишечного содержимого, мучительного заболевания, создающего значительные неудобства для комфорта подрастающих чад.

В некоторых случаях только с помощью воздействия в состоянии полудремы получается устранить наиболее тяжелое расстройство инициации речи – полное молчание, называемое мутизм. Не менее важный аспект внимания родителей – наличие у детей логоневроза, и особое значение для преодоления заикания имеет ранний старт лечения гипнозом до окончания полного формирования речевого аппарата малыша.

К сожалению, не все родители придают значения, когда их дети демонстрируют «вредные привычки» и «некрасивые манеры»: накручивание на палец и выдергивание волосинок, сосание пальцев, откусывание кусочков ногтей или их полное обгрызание, сдирание корочек на заживающих ранках. Однако такие явления вовсе не «плохие повадки» детей: это явные признаки проблем психоневрологического спектра, которые требуют обязательного врачебного вмешательства.

Нередко после эмоционального потрясения или умственного перенапряжения взрослые замечают появление у детей нервных тиков: непроизвольные подмигивания глазами или быстрое подергивание мышц лица. Такие неврологические дефекты могут быть полностью устранены в результате сеансов гипноза.

Погружение детей в гипнотический транс и проведение внушения нашли широкое применение для ликвидации многих психосоматических заболеваний и соматоформных расстройств. Описано немало случаев успешного лечения гипнозом:

  • хронических воспалительных поражений кожи – экземы;
  • бронхиальной астмы;
  • патологий эндокринного характера;
  • не запущенных форм сахарного диабета;
  • метаболических нарушений, провоцирующих ожирение.

Особую роль играет применение гипноза для купирования болевого синдрома у детей как психогенного характера, так и физической природы. Иногда только после проведения гипнотизации удается избавить малыша или подростка от головной боли напряжения и неприятных проявлений нейроциркулярной дистонии. Отмечено поразительное влияние внушения при трансе на детей, проходящих лечение в ожоговых и хирургических отделениях, маленьких пациентов, страдающих онкологическими болезнями. Неоценимую пользу приносит гипноз детям, которые боятся выполнения уколов, хирургических манипуляций, посещения стоматологов.

Гипноз способствует уменьшению посттравматических реакций и устраняет расстройства у детей, возникшие на фоне стресса. Многие родители, избравшие проведение гипноза для преодоления проблем с бессонницей детей, отмечают значительное улучшение качества и продолжительности сна, быстрое засыпание, крепкий и глубокий сон, отсутствие у отпрыска ночных кошмаров. Гипноз проявил себя с положительной стороны для коррекции проблем когнитивной сферы: для формирования и развития учебных навыков, улучшения памяти и усиления концентрации внимания.

Однако следует четко понимать, что гипноз – отнюдь не панацея от всех существующих недугов у детей. Для преодоления серьезных заболеваний требуется индивидуальная программа лечения, включающая медикаментозную терапию, психотерапевтическую работу, применение физиотерапевтических методов. Гипноз не устранит сложных психических аномалий, однако в любом случае пребывание детей в гипнотическом трансе стабилизирует деятельность нервной системы и окажет влияние на сокращение продолжительности фармакологического лечения.

Особое достоинство техник гипноза – их безопасность, атравматичность, комфортность для пациентов маленького возраста. В гипнозе нет никакого волшебства и «вмешательств потусторонних сил». Чудеса творят раскрытые в состоянии транса ресурсы организма и заложенное фундаментальное свойство – полное соматическое и психическое здоровье, абсолютное психологическое благополучие.

Ликбез по гипнозу

Готовы набрать, остановитесь. Четко сформулируйте запрос. Пожалуйста, предварительно посмотрите статьи о гипнозе, дабы иметь ясное представление о явлении и быть может развеять страхи и мифы:

Отзывы, статьи о гипнозе на сайте medbooking.com

Что такое гипноз и гипнотерапия? Советская школа гипноза (1961).

Уличный гипноз. Как бросить курить с помощью курения?

УЧИМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГИПНОЗА

Воспитание детей “трудное, огорчительное, но и благодарное дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия, они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир, когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста, пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность, значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство, после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной раздражительностью центральной нервной системы, осложненной нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм. Необходимо четко разграничить психологические и физиологические причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу; избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас. Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.

Самогипноз для родителей

Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия. Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс. Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше спокойствие - это спокойствие ваших детей. Вот как использовал самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками, только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи. Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и называется она “Придумай сам”.
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием “Придумай сам”. Воспользовавшись вначале естественным детским любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело, например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох, задерживали дыхание, затем делали три “волшебных” выдоха и каждый по очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях. Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру “Придумай сам” приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда оставалось глубокое размеренное дыхание.

Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка

Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например, детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение, рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса. Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами “управляемого фантазирования” для того, чтобы избавить ее от связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран телевизора или киноэкран. Вот она включает “школьный канал”, проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала более уверенной в себе и стала лучше успевать.

Ребенок учится расслабляться

Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом, который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску об отце.

Изменение поведения с помощью неформального гипноза

В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать ему книжку, вставляя где можно слова “спать”, “устал”, “глаза слипаются” и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру “Попоем с закрытым ртом”. Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох, секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких, то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель “дать ребенку возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить, но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили смотреть с закрытыми глазами фильм “Все о Тейлоре”, а потом “нарисовать” все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не все дети охотно откликаются на предложение “порисовать”.
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.

Самогипноз для детей старшего возраста

Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку, как забавные выдумки или игру в “замри”. Поэтому вы можете честно сказать, что все это не что иное, как искусство направленного самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли термин “самогипноз” без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся “и вдруг мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими грузовиками. За это время они у него научились летать, останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой, в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема. Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий, можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без всяких комментариев и оценок.
Самое главное “добиться соучастия ребенка в этой игре (навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.

Гипнотизирование детей

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз ребенка

Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз

После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя.

Например, так:«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное.

Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно.

Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:

«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке.

Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:

«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас.

Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования

Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:

«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Введение в гипноз с помощью сказки

«Сегодня я расскажу тебе сказку. Это сказка про маленькую девочку, такую маленькую, как ты. Эта девочка совсем не хотела учиться. Ну-ка, ляг поудобнее на этот диван, закрой глазки и слушай...

Жила-была девочка, которая не хотела ходить в школу. И совсем не хотела делать то, что задал учитель. Ей хотелось бегать по улицам и играть. Родители были очень расстроены этим, ведь им хотелось иметь умную девочку. Однажды эта девочка повстречала умного старого человека. Она рассказала ему, что не любит ходить в школу. Старик покачал головой и сказал девочке: «Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но, когда станешь старше, тебе понадобятся все знания, которые дают в школе.

Тогда ты будешь плакать, что не слушала родителей. Ты не найдешь работы. Потому что ничему не училась, и у тебя не будет денег. Тебе не на что будет купить еду и красивые игрушки. Но пока ты еще маленькая, у тебя много времени и ты все можешь изменить. Если будешь прилежно учиться и хорошо делать задания, то потом станешь зарабатывать много денег и сможешь покупать себе все прекрасные вещи, какие только захочешь.

И однажды в твоей жизни появится красивый и умный человек, который тебе очень понравится, и вы поженитесь. Он будет очень гордиться, что у него такая умная и прилежная жена. Он будет очень любить и баловать тебя. Ты видишь, как важно ходить в школу и хорошо делать задания. И раз ты это поняла, то с сегодняшнего дня будешь охотно ходить в школу и прилежно учиться...»

Маленькая девочка пообещала мудрому старику прилежно учиться и всегда аккуратно выполнять домашние задания. Она поблагодарила за добрый совет, с удовольствием и радостью начала ходить в школу и стала умной девушкой, у которой исполнились все ее желания. Ты ведь тоже хочешь быть такой, как эта девочка. Ты охотно будешь ходить в школу и сначала делать уроки, а потом уже играть в игрушки. Родители очень порадуются. А позднее все твои желания исполнятся».

Вы убедитесь, что во время гипноза мало кто так охотно подыгрывает вам, как дети. Главное - проникнуть в их мир представлений. Тогда в каждом случае вам будет сопутствовать успех.