Почему мать относится к детям по-разному? Эмоциональный компонент отношения родителей к ребенку Что связь матери с ребенком

28.06.2020

«Женщина может воспитывать двух детей, при этом мальчика она обожает, а девочку словно не замечает, - рассказывает психотерапевт Вероника Степанова. - Сын забрасывает учебу, рано начинает курить, выпивать, становится равнодушным и к социальным достижениям, и к самой матери. Дочь, соревнуясь за материнскую любовь, напротив, послушна, с отличием заканчивает школу и университет, строит блестящую карьеру. И тем не менее мать продолжает с нежностью относиться исключительно к сыну, которого изуродовала слепой любовью». Почему? Причин может быть несколько.

Противоположный пол

Порой именно с мальчиками у матери выстраивается более глубокая связь, обусловленная тем, что Карл Юнг описывал как эдипов комплекс. Бессознательное влечение ребенка к родителю противоположного пола, в свою очередь, может формировать и особую эмоциональную привязанность к нему со стороны матери или отца.

Раннее материнство

На ранних детей мать может бессознательно возлагать обвинения: ты украл мою молодость, красоту, свободу. Я вынуждена была выйти замуж и теперь не могу вырваться из этих отношений. Нередко женщина буквально спасается от ребенка бегством, переезжает в другой город и отдает на воспитание бабушке. И плохо сформированный материнский инстинкт усугубляется разрывом с малышом.

Зеркало себя

В ребенке можно видеть те качества, которые мы не любим прежде всего в себе. Часто это черты, которые не принимали в нас мать или отец.

Генетика

Женщина сталкивается с самостоятельной личностью, а не просто копией себя. Порой она чувствует, что этот маленький человек ей совсем не близок. Он может напоминать ей члена семьи, с которым у нее плохие отношения: мать, отца, свекровь. И только тот факт, что это ее дитя, вынуждает относиться к ребенку с терпением.

Перенос

Комментарий специалиста

Наталья Арцыбашева, гештальт-терапевт

Бессознательное обделение любовью одного из детей ведет к тяжелым последствиям в нескольких поколениях. Например, взрослая женщина при размене семейной квартиры отдает долю брату, просто потому что «ему надо» и «я привыкла так делать». И только потом осознает, что этот способ поведения у нее от матери, которая в свое время отдала часть жилья сестре. Потому что была нелюбимым ребенком и ее приучили все отдавать сиблингу.

В своей практике психологи часто сталкиваются с подобными историями. Если вы готовы остановиться и задуматься, то у вас появился шанс прервать этот негативный процесс. Первое, что необходимо сделать, - любыми возможными способами справиться с гневом, выйти из эмоционального потока и посмотреть на ситуацию со стороны. Важно вспомнить, что ребенок беззащитен, уязвим, зависим от вас и у него мало жизненного опыта. Он не может специально вас «доводить», «делать назло». Ответственность в ситуации лежит на вас.

Все мы неидеальны и иногда не справляемся

Однако нередко искажение родительской позиции, когда мать абсолютно искренне обвиняет дочь: «Я всю беременность с первых дней провела в обнимку с унитазом. Вот так ты меня сразу невзлюбила!» Чувства появились не случайно: в вас тоже говорит маленький страдающий ребенок, и вам, скорее всего, также нужна помощь. Но помощь эту вы можете получить, находясь в роли клиента психолога. А в роли родителя вы взрослый человек и несете ответственность как за собственного ребенка, так и за своего внутреннего страдающего ребенка.

Важно признать, что вы не справляетесь, но при этом не провалиться в состояние родительского стыда и ощущение бессилия. Все мы неидеальны и иногда не справляемся. Если с этим согласиться, то можно просить помощи и поддержки, искать выход. Если вы впадаете в состояние стыда, то замыкаетесь в тяжелых переживаниях, остаетесь один на один с ощущением несостоятельности и становитесь неспособны к контакту с ребенком. Чтобы этого не случилось, необходимо уметь себя поддерживать, искать не виноватых, а выход из ситуации. Если же вы пользуетесь правом сильного, то в будущем ваш ребенок станет сильнее вас, и вы пожнете то, что посеяли. Важно сделать сознательный выбор именно сейчас.

Практическая психология. Взаимоотношения матери и ребенка

Когда речь идет о взаимоотношениях матери и ребенка, на ум сразу же приходит материнская любовь. Однако существует еще один вид энергоинформационной связи между родительницей и ее отпрыском, который к сожалению, не часто принимают во внимание. Речь идет о так называемой материнской напасти.

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И ДЕПРЕССИЯ

Нередко случается, что спокойный и послушный ребенок, чаще мальчик, в возрасте 7-10 лет вдруг делается неуправляемым: никого не слушается, в ответ на замечания дерзит, дерется со сверстниками, хулиганит и в школе, и дома. Такое впечатление, будто в него вселился бес. В подобных случаях в народе так и говорят. Традиционные методы воздействия – уговоры, нотации, наказания и прочие арсеналы наших дедов и прадедов не помогают. Наиболее продвинутые родители ведут чадо к детскому психологу, благо их сейчас появилось немало. Какое-то время тот занимается коррекцией поведения маленького бесенка по научной методике, но результат оказывается более чем скромным.
Рассмотрим и другой, тоже достаточно типичный случай. В том же возрасте ребенок вдруг начинает часто болеть, хотя раньше был здоров. Его одолевают насморки, простуды, ангины – как говорится, все болячки к нему липнут. Малыша всячески оберегают, но постоянные недомогания не проходят. Иногда к ним добавляется еще и плохое настроение, вялость, потеря интереса к общению со сверстниками, учебе, даже мультикам и «стрелалкам». Одним словом, налицо все признаки настоящей депрессии. Причем в большинстве таких случаев советы детского психолога мало что дают.

СВЯЗЬ, ЗАЛОЖЕННАЯ ПРИРОДОЙ

Причина, по которой средства воздействия извне оказываются малоэффективными, проста: в том, что происходит с ребенком виновата мать. Точнее, ее подсознание, страдающее от различных комплексов. Дело в том, что у малыша с момента его рождения возникает энергоинформационная связь с матерью. Это заложено в генах, поскольку обусловлено биологической целесообразностью: родительница должна все время знать состояние своего отпрыска, чтобы в случае необходимости прийти на помощь. Известно, например, как чутко реагирует кормящая мать, если у младенца вдруг что-то заболит или он просто проснется ночью.
В первые годы жизни ребенка информация по такому биологическому каналу связи идет в основном к его матери. Но по мере того как малыш становится старше, усиливается и обратная связь. Причем энергетические параметры материнских «посланий» начинают все больше влиять на его психику и поведение. И чем самостоятельнее он делается в повседневной жизни, тем сильнее сказывается на нем то, что творится у матери на душе, как бы она не скрывала этого.

Психологи рекомендуют быть ровными и спокойными в общении с детьми, стараться действовать методами убеждения, а не наказания. Это абсолютно правильно. Но не менее важно и психическое состояние матери. Если ее мучают различные комплексы, которые она может и не осознавать, то в энергетическом потоке, идущем к ребенку, обязательно будут присутствовать патологические частоты, негативно влияющие на его психику, подсознание, а следовательно, и на поведение. И неуправляемость из-за повышенной агрессивности, и болезненность из-за душевной угнетенности – все это результаты энергетических травм, полученных от матери.

ТИПОЛОГИЯ НАПАСТЕЙ

Сказанное вовсе не означает, что всем матерям, дети которых страдают от различных проблем, необходимо срочно «раскаяться». Мы такие, какие есть, а чувство вины только ослабляет энергетику, лишает сил. Главное – осознать мучающие вас комплексы и постараться избавиться от них. Иногда это удается сделать только с помощью психолога, но чаще можно обойтись и без него.

Ниже приводятся наиболее типичные материнские «напасти», вследствие которых дети то и дело провоцируют конфликтные ситуации, болеют, теряют интерес к жизни, - в общем, проявляют те или иные симптомы жизненного неблагополучия.

Комплекс внутреннего протеста.

Причины его появления могут быть разными: серьезные проблемы в личной жизни, недовольство работой, конфликты с родителями и т.п. В этом случае мать постоянно живет с подавленным, загнанным в глубины подсознания возмущением, и негативная информация в ее энергетическом потоке вызывает такой же неосознанный протест у ребенка. Чаще всего он проявляется в непослушании, постоянных спорах по любому поводу, отказе от учебы.

Комплекс подавленной агрессии.

В повседневной жизни мать часто бывает чем-то возмущена, испытывает желание дать отпор. Но она загоняет эти эмоции внутрь, уговаривая себя, что не стоит конфликтовать «по пустякам», лучше терпеть, все как-нибудь образуется само собой. В итоге у ребенка образуется повышенная агрессивность, он постоянно со всеми ссорится, причем не только с ровесниками, но и со старшими. И возможен и другой вариант – гиперактивность, когда ваше чадо лезет буквально во все, даже в то, что его совершенно не касается.

Комплекс размытых страхов.

Он может возникнуть по причинам и характеризуется постоянным чувством тревоги, опасениями, что случится что-то плохое. Это состояние передается ребенку, который то же начинает всего боятся. Появляется страх темноты, опасение стать объектом для насмешек одноклассников, получить плохую отметку, попасть в какую-нибудь беду или неприятность. В итоге снижается жизненная энергия, страдает иммунитет, начинаются постоянные недомогания.

Комплексы завышенной или заниженной самооценки.
В первом случае возникает чувство неудовлетворенности, неосознанного дискомфорта, которое переносится на ближайшее окружение: «Все вокруг плохие, только я один хороший». А при заниженной самооценке кажется, будто вы все делаете не так, как нужно, и вообще ни на что не способны, поэтому счастья и успеха вам в жизни не видать. Любой материнский перекос в самооценке приводит к тому, что малыш либо начинает задирать нос и становится капризным, либо, наоборот, превращается в хлюпика, подчиняющегося всем и каждому. Для жизни ребенка одинаково плохо и то, и другое.

СЖИГАЕМ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ!

Как же бороться с материнской напастью? Прежде всего, надо проанализировать свое душевное состояние и постараться понять, что вас мучает, лишает внутреннего комфорта. Ведь первый шаг к устранению проблемы – это ее осознание.

После этого можно переходить к психологической корректировке. Есть много различных способов душевного самолечения, которые нетрудно найти в соответствующей литературе. Главное при этом – положительная установка, уверенность, что вы сможете справиться со своими болезненными комплексами.

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "отношения между матерью и ребенком" с комментариями нашего эксперта. Все вопросы вы можете задать в комментариях.

Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.

Какие условия воспитания способствуют формированию психологически здоровой личности? В этой статье я приглашаю вас рассмотреть нюансы взаимоотношений матери и ребенка в период младенчества. Может показаться, что в этом возрасте ребенок еще маленький и ничего не понимает, поэтому никаких психологических травм получить не может. Но, как показывают последние исследования психоаналитиков, именно в этот период закладываются основы отношения к миру, себе, другим. То есть будет ли он доверять миру, себе; сможет ли он опираться в этом мире на себя и других; будет ли закрыт, холоден, отстранен или открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отноения.

Что же является главным в этот период для воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Я уверена, что все более и менее вменяемые мамы прилагают массу усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, увы, ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания.

Взросление ребенка происходит вследствие естественного роста и развития на основе правильной родительской любви. Многое зависит от того, как и какие отношения складываются между матерью и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка. В свой первый год жизни ребенок беспомощен, полностью опирается на родительскую опеку, его выживание и развитие зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.

В младенчестве родительская любовь имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы. Основная задача матери в этот период открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка. Поддерживать с ним настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь правильно угадывать состояние и потребности ребенка и предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В психотерапии это называется эмпатическое вчувствование.

Тесная физическая, эмоциональная, чувственная связь глубоко необходима для ребенка в этот период, она является живительной силой для его выживания и развития. Благодаря этой связи, через контакт с матерью, ребенок начинает чувствовать и понимать себя, свое тело. Равнодушие взрослых в этот период – самый опасный враг для ребенка, это грозит остановкой в развитии, иногда даже остановкой жизни. Даже недостаточно внимательная мать, в чем-то неудовлетворительные, фрустрирующие для ребенка отношения с матерью – это все равно лучше, чем их отсутствие.

Основное общение, основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, а также и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции. Так он познает мир, знакомится с матерью и с собой, чувствует отношение матери к нему, начинает понимать, чувствовать про отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться.

Ребенок чувствует отношение матери к себе, впитывает его в себя. Чем внимательнее и заботливее мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим. Но забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка, то есть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.

Гиперопека и гиперстимуляция ребенка матерью, то есть когда мать дает больше опеки и заботы, чем он может выдержать, чем ему необходимо, может привести к апатичному, отчужденному и закрытому характеру ребенка. В отношениях с такой матерью единственной возможностью поддерживать комфортную для себя дистанцию – это прятаться внутри себя. Внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Так формируется замкнутый, закрытый характер.

Если забота матери в период младенчества была адекватна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, базовое доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко, словно рыба в воде. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым».

Лишь мать, способная на «первичную материнскую озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», дает здоровое начало развитию его личности. Причем ее воздействие столь реально, что личность ребенка будет сильным или слабым в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой. Согласно этой точки зрения, человеческая личность взращивается непосредственно в персональных «объектных связях» в качестве отправной точки всякой человеческой жизни.

Очень тесная связь вначале отношений, где мать просто зациклена на отношениях с ребенком постепенно ослабевает и у нее появляется, освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и к другим отношениям.

По мере взросления ребенка интенсивная эмоционально-психологическая, телесная включенность матери будет сокращаться до меньших пропорций. Она выполнит свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Позже, в латентный период и период юности, родители оказывают ребенку поддержку и побуждают думать, чувствовать и действовать самостоятельно, исследовать, экспериментировать, идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, и ему помогают «быть собой». Это, в конечном счете, приводит к замене ранних эротических связей, которые обусловлены зависимостью ребенка и поддержкой взрослого, зрелыми отношениями взаимного уважения, равенства и дружеской привязанности.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать--дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимостьстать матерью. Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвоиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери -- нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать--дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннеговозраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети -- после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и др.). Жизненная важность этих связей стала очевидной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка.

Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года.

Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого -- видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей.

Выше мы уже отмечали, что при дефиците общения у маленьких детей возникает болезнь, названая «госпитализмом». Наиболее тяжелые формы госпитализма сопровождаются «аналитической депрессией», симптомы которой были описаны выше. Представители психоаналитического направления впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидозных тенденций. Младенец рассматривался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.

В отличие от этого взгляда, в культурно-исторической концепции младенец рассматривается как «максимально социальное существо», живущее в совершенно уникальной социальной ситуации развития.

Итак, младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Но это не означает, что он является пассивным приемником внешних воздействий, исходящих от взрослого. Ребенок с самого начала вполне активно реагирует на мир и на окружающих взрослых.

Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, управлять ее действиями. Во взаимодействии матери и младенца наблюдается удивительная согласованность и взаимность. Множество исследований свидетельствуют о взаимозависимости между взглядами, вокализациями и мимикой матери и ребенка.

Опыты В. Кондон и Л. Солдер обнаружили способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи взрослых. Причем синхронизация движений младенца возникала только в ответ назвуки осмысленной речи. Ни бессмысленный набор слогов, ни чистый тон или музыкальная фраза не вызывали аналогичных движений младенца. Такие непроизвольные движения, синхронные звукам речи, автор назвал «неуловимым балетом».

Еще одна метафора, характеризующая гармонию взаимодействия матери и младенца, связана с образом вальса. Именно с этим танцем сравнивал В. Штерн ритмичное взаимное приближение и отдаление матери и младенца при их взаимодействии. В основе такого взаимодействия лежит обмен обращениями и чередование ролей: мать и младенец попеременно используют мимику, взгляд и вокализации, ритмично включая свою активность и останавливая ее при обращениях партнера.

Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка составляют важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

Симптоматика, изложенная ниже, связана с самыми ранними отношениями матери и ребенка и свидетельствует о формировании у ребенка ранней нарциссической недостаточности. Что такое нарциссизм и какое поведение матери приводит к его дефициту я писал в статье Недолюбленный ребенок

1. Гиперопекающая (тревожная мать)

Это мать, не дающая ребенку ни времени, ни пространства для формирования собственного желания у ребенка(он не успевает ее захотеть), соответственно, для образования собственного Я. Она «насилует» ребенка своей заботой и вниманием, своей грудью. Это мать, неудовлетворенная своими отношениями с мужем. Семья «мертва», а отношения держатся лишь на ребенке, то есть, муж нужен только для того, чтобы обеспечивать заботу о ребенке. Главная причина таких отношений в том, что такая мать не отделилась или не рассталась в своей душе со своей матерью и ее младенческая привязанность к собственной матери, как клише переносится на ее взаимоотношения со своим ребенком. В психоанализе это называют - непроделанной «работой горя».

Чем дольше в такой семье ребенок будет оставаться маленьким и нуждающимся в матери (то есть в «слитном с ней состоянии»), тем дольше сохраняется такая семья. Желания мужчины в этой семье не удовлетворяются (сексуальные отношения или нарушены, или их совсем нет). Любые влечения ребенка также будут отвергаться, поскольку мать все время «сует» ребенку себя и собственные неудовлетворенные влечения. Такая мать думает не о том какое счастье этот ребенок, а о том как она несчастна из-за того, что боится потерять этого ребенка. Мать олицетворяет для ребенка запрет на любые его влечения. А ее главное бессознательное желание - вернуть его в эмбриональное состояние. Ребенок находится в постоянном перевозбуждении, поскольку мать его беспрерывно возбуждает и «инъецирует» своей собственной тревогой и страхом.

У ребенка не имеется никаких иных возможностей сообщить о том ужасном перевозбуждении, которое он испытывает, кроме психосоматического симптома:

Колики и спазмы в желудке.

Это то возбуждение, с которым ребенок не может справиться. Но появление этих симптомов еще больше подхлестывает тревогу матери (клизмы начинаютставить и т.п.), что ведет к еще более сильному перевозбуждению ребенка.

Упорная бессонница.

Ребенок может всю ночь орать и просится на руки, а может молча лежать сс открытыми глазами. Это значит, что у ребенка нет пока в его психике, в памятиобраза удовлетворяющей его матери, с которым он мог бы остаться, закрывглаза, то есть отпустив реальную мать. Для него сон - означает исчезновениематери и как следствие, его собственную дезинтеграцию. За этим страхомсобственного исчезновения стоит материнский страх: «Я усну, а он в это времяумрет!». Симптомы бессонницы обычно мало беспокоят матерей, но это оченьважный симптом, который в перспективе приводит к формированиюпсихотической структуры личности.

Приступы удушья, учащенного дыхания, которое может переходить в круп.

За этим симптомом также стоит бессознательное желание матери вернуть ребенка во внутриутробное состояние, когда он еще не дышал отдельно отнее, и ее страх, что он умрет, если будет дышать отдельно. Сам симптомговорит об удушающих отношениях, когда воздух может принадлежать толькокому-то одному: «Дышать (жить) нельзя, иначе мама умрет!»

2. Отсутствующая мать, парадоксальная мать (удовлетворяющая невпопад)

О характере отношений таких матерей с ребенком я уже писал в статье «Недолюбленный ребенок». Главное, что отличает эти отношения от вышеописаных, в которых матери слишком много - то что ее слишком мало, а потому представления о ней лишаются смысла или она становится бессмысленной из-за парадоксальных реакций на просьбы ребенка. Иначе говоря, процесс формирования у ребенка внутренних представлений о заботящейся матери здесь тоже сталкивается с серьезными трудностями, выражающимися в следующей симптоматике:

Психотоксические расстройства: анорексия, отказы от груди, от еды.

Происходит это оттого, что ребенок отказывается разрушать бессознательныефантазии матери, внедряемые в его психику. Например, фантазия о том, чтоу нее плохое молоко, которое может отравить ребенка, или фантазия о том,что он может высосать из нее все соки. Если все же ребенок ест молоко вместес сопровождающими его фантазиями, то у него возникает рвота (врачи эточасто объясняют стафилококком). За этими фантазиями стоитбессознательная агрессия матери матери, которые ребенок не может принять ипереварить.Обычно и сама мать находится в среде, где ее тоже не принимаюти отвергают, но у нее при этом пропадает молоко, то есть агрессиянаправляется на ребенка.

Кожные нарушения (нейродермиты, псориазы, аллергические реакции)

Кожа ребенка - это граница между ним и его матерью и, в то же время, этограница между внутренним и внешним. В раннем детстве ощущение ребенкомсвоей кожи, как поверхности отделяющей его от кожи матери и от внешнегомира складывается постепенно, и надежность этого ощущения и самой кожисвязана с материнскими прикосновениями и уходом за ребенком. Мать можетслишком перевозбуждать (это слишком горячо) и теребить ребенка, либо,напротив, ее нежных прикосновений, как и ее самой может быть крайне мало(слишком холодно). Кожные нарушения, поэтому, могут иметь абсолютно противоположное символическое значение: защитная корка отперевозбуждающей и внедряющейся матери, или, напротив, кожныенарушения означают нужду в нежных прикосновениях и тепле материнскоготела, поскольку ребенок чувствует себя без матери, как без кожи.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок - существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.

Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.

1. Мать и дитя: общение до рождения

Мать и дитя начинают свое общение задолго до рождения ребенка.

Однако если поднять это общение на более продвинутый уровень, их взаимопонимание в дальнейшем будет более глубоким.

Гаптономия - это метод, благодаря которому мать и дитя смогут общаться на тактильно-вербальном уровне чуть ли не с первых месяцев жизни ребенка еще в утробе матери.

Первый этап.

Мать и дитя начинают общаться с первого шевеления ребенка. Общение должно проходить в те моменты, когда ребенок бодрствует - по 15-20 минут каждый день. Будущая мать должна находиться дома. В спокойной обстановке, лучше всего, в идеальной тишине. Если с ребенком общается и отец, то сеансы гаптономии лучше проводить с перерывом в несколько часов.

Нужно выбрать характер тактильного или голосового воздействия удобный для родителей: подойдут и легкие похлопывания ладонью, и поглаживания, и перебирания пальцами, и круговые движения, но их нужно сочетать со стихами или песнями, можно и с чтением сказок - главное четкий ритм и интонации. Лучше, если родители не вторят друг другу, а дают понять ребенку, что у каждого есть свои индивидуальные отличия и особенности.

Второй этап.

Мать и дитя общаются на более глубоком уровне. Когда ребенок шевелится, попробуйте воздействовать на него несколько раз подряд, но с небольшими интервалами (до 5 минут). В это время к общению можно подключить и других членов семьи. Но в этот момент вы должны почувствовать, как замирает дитя, пытаясь прислушаться и понять, кто же с ним общается: мать, отец или кто-то другой. Он уже умеет разбираться в этом. Со временем дитя начнет прижиматься к вашей руке, как бы благодаря вас за это общение. мать ребенок гаптономия тактильно-вербальный

Третий этап .

Общаются не только мать и дитя, но и все члены семьи. Если у вас есть старший ребенок, гаптономия поможет ему наладить отношения с младшим братиком или сестричкой. А как общаются с ребенком домашние животные! Ведь они могут видеть те движения ребенка, которые нам видеть не дано. Лучше всего животные общаются при помощи носа.

С 6 по 9 месяц плод уже учится слушать и даже плакать. Сейчас задача матери - услышать его крик внутри себя. У некоторых это получается.

Но только не слушайте с ребенком музыку - это ведет к психологическим расстройствам в будущей жизни. Лучшая музыка для плода - разговор матери, отца, бабушки, брата или сестры, дедушки.

2. Группы материнских функций

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного - специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако, именно ребенка являются одинаковыми для всех культур и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково, то есть ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры, присущими особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы соответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичными, а вторую - конкретно-культурными.

3. Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

Укрепление связи между матерью и ребенком.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.

Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаше всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь ребенка со взрослыми, призывает их к общению.

Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше, чем ребенок, который растет в детском доме.

Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт.

Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Материнская любовь.

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка.

В подростковый период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына.

Мать - первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

Соблюдение дистанции.

В период взросления сына от матери требуется тактичность - она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери.

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течение длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.

Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.

Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.

Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.

Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Заключение

Связь между матерью и ребенком безусловно важна. Кто как не мама дает нам все самое светлое и необходимое для существования в этом жестоком мире. В нашем докладе мы рассмотрели несколько немаловажных тем, общение до рождения и подростковом возрасте. Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери.

Список литературы:

1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984

3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991

4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. М., “ЦПП”, 1997

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.

8. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985

9. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996

10. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Исследование психологических аспектов формирования материнской сферы. Условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Воспитание в утробе матери, внутриутробное взаимодействие "мать-дитя". Уровень сенсорного восприятия плода. Эмоциональный след в формировании личности ребенка. Запись информации на клеточном уровне. Влияние тревожности за ребенка во время беременности.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Роль семьи в воспитании ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Привязаность ребенка к матери. Типы характера матерей. Влияние "фактора матери" на ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Типы взаимоотношения в семье. Типы характера матерей.

    научная работа , добавлен 24.02.2007

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат , добавлен 20.03.2009

    Рождение ребенка с нарушениями развития - сильный травмирующий фактор для всей семьи. Нарушении адаптации к сложившейся ситуации, связанной с рождением больного ребенка: депрессии, невротические и психопатические реакции, искажение родительских установок.