Самостоятельная организация деятельности детей в старшей группе. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях доу

28.08.2019

Методические материалы "Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Быкова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 464

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ декларируется, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста .

Образовательная программа для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) должна включать ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС дошкольного образования) педагогические задачи должны решаться педагогами:

  • в ходе режимных моментов
  • в совместной деятельности детей с педагогом
  • в самостоятельной деятельности детей
  • в совместной деятельности с семьей.

Одной из основных форм организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является самостоятельная деятельность детей. Изучение проблемы самостоятельности детей дошкольного возраста сегодня ведётся в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, её природа (Г. А. Балл, А.Г. Хрипкова) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова) ; этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова) ; значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному учреждению

(Т. Н. Филютина) . Поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили цель исследования: теоретически изучить и практически проверить педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе ДОУ.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельной деятельности дошкольников возможно будет успешным, если создать следующие педагогические условия:

  • поддержание педагогом детской инициативы и самостоятельности;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды для саморазвития ребенка старшего дошкольного возраста;
  • использование в образовательном процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были определены следующие задачи.

  1. Проанализировать современное состояние проблемы организации самостоятельной деятельности у дошкольников в психолого-педагогической литературе.
  2. Определить педагогические условия, которые необходимы для организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.
  3. Проверить эффективность выявленных педагогических условий в познавательно-исследовательской самостоятельной деятельности у детей старшей группы ДОУ.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав (1 теоретической и 1 практической) , заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. 1. Современные подходы к организации самостоятельной

деятельности детей дошкольного возраста в педагогической

теории и практике

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Потому что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности .

Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного образования.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо, предоставить ребенку возможность заниматься разными видами детской деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. В связи с этим в теории дошкольного образования, а также в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в образовательной работе.

Это объясняется, во-первых, тем, что в истории становления и развития дошкольной педагогики на различных исторических этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы и предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников; во-вторых, представлением практических работников о том, что обучение дошкольников должно строиться на основе школьной дидактики и приближаться к классно-урочной, предметно-информативной модели обучения.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

В системе Фридриха Фребеля (1782-1852) главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Ф. Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Большое место в системе Ф. Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М. И. Лисина.) , либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин) либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже) . Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» .

В работах Н.Е. Вераксы говорится, что одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста при организации самостоятельной деятельности - является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

А.С. Микерина указывает в диссертационном исследовании «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» , что в практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

  • исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования)
  • творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения)
  • игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему)

Информационно-практико-ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов) . Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, в полном развернутом виде предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
  • предлагает возможные решения
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки
  • применяет выводы к новым данным
  • делает обобщения.

Большие возможности для познавательного развития дошкольников представляет экспериментирование. Как доказал H.H. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема организации самостоятельной деятельности дошкольников достаточно подробно представлена в теории дошкольной педагогики.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка – детский сад №34

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Консультация для воспитателей)

Подготовил:

Воспитатель второй

Квалификационной категории

Челябинск 2012

Введение

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (, и др.).

Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

· умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

· умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

· умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

· умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

· умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

· умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Аналитический обзор литературы позволил выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (, и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : в игре (), в труде (,), в познании (,), в обучении (, Л. В.артемова).

Позиция многих исследователей такова - самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (,) и нравственном (, А. О.кузина, идр.).

Старший дошкольный возраст.

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх , головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.
У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй , лексика. Совершенствуется связная речь.
В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка ». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

Это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время . Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. В целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

Функция воспитателя - создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Сочетание центров среды в группах.

Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей .

Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.

Информированность среды.

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы .

Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста может быть оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный мини-центр должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.

А вот месту для игр с правилами нужно отвести значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, Игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках-уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т. д.) Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик.

В центрах групп ДОУ могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так "неправильно".

Вариативность материала.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками.

На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов. Становление режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие из исследователей игры считают развитие творческой - одним из основных показателей готовности к школе. Для разыгрывания сюжетов данного вида игры можно использовать невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из любимого лакомства детей "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

К вариантам новых компонентов среды можно отнести:

· тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);

· мини-музеи (картин, игрушек, открыток);

· оформление по сезону;

· выставки детского творчества.

Они могут быть представлены в среде ДОУ:

· на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;

· в файлах на шкафчиках;

· в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;

· поделки по художественному ручному труду могут быть размещены практически во всех мини-центрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.

В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.

Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

· разделители пространства.

· емкости для хранения атрибутов.

· маркеры игрового пространства.

· мебель для различных центров.

· площадки демонстрации детского творчества.

Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.

Познавательно-речевое направление работы с дошкольниками характеризуют следующие условия:

Создание в группе необходимого количества предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр для ознакомления детей с изучаемым предметом или явлением, а также большое количество речевых игр, пособий, предметных и сюжетных картин, схем, а также литературы по развитию речи детей; речевые уголки (газеты) способствуют закреплению правильных речевых навыков, полученных детьми в ходе разных занятий, а также наблюдений, экскурсий и т. д.

Разработаны уголки познавательной активности:

Стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.

Мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа

Разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу,

Крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.

Самостоятельная деятельность в экологии

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

В «Детской лаборатории» выделяют:

· Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

· Место для приборов.

· Место для хранения материалов

· Место для проведения опытов.

· Место для неструктурированных материалов (стол «Песок - вода», емкости для мелких камней и др.)

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности. Не только ориентация в общении на более подготовленных детей. Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Список использованной литературы

1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.

2. Аксарина детей раннего возраста. - М., 1977.

3. Блонский возраст.//. Педология. - М., 2000.-с.89-119.

4. , Островская и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.

5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. - М.-1999.

6. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС с.

7. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.

8. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда.//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: /отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с.

9. Выготский трёх лет.//Д. образование.-2005.№15.-с.2-4.

10. Воспитание детей в игре/Под ред. .-М.:Просвещение.1979.

11. Година дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред. В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с

12. , Что такое самостоятельный ребёнок. //Д. в.-1988.-№11.-с.60-64.

13. Гуськова ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д. в.-№8.-с.65-69.

14. Дошкольная педагогика. Под редакцией. М., Просвещение.1988.-270с.

15. Игра дошкольника/, ёмова и др.; Под ред. ёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет. сада).

16. Каплан проявления самостоятеьности. //Каплан привычку-пожнёшь характер.-М., 1980, с.31-32.

17. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2.-с.5.

18. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/с. Кузнецова, г. романова//Ребёнок в д./с.-2004.34с58-65.

19. Кузавкова общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 1975-57с.

20. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 - с.4-6.

21. Мухина психология.-М.-1988.

22. Основы дошкольной педагогики/Под ред. ,-М., 1980.

23. , Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993.

24. Психологический словарь/Под ред. , -М.:Педагогика, 1983.

25. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//ДуброваВ. П., Милашевич практика в детском саду.-м., 1998.-с.93-100.

26. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б. Робинсона, И. Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д. в.-1995.№11._с.28-29.

27. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Д. в.1991.0№7.-с.67-71.

28. Усова игры в воспитании детей/Под ред. .-М.1976.

29. , Афонькина по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Пд ред. ,.М.:Просвещение: Владос, с.

30. Цыркун.//Цыркун воли у дошкольников. - Мн.,1991-с.81-82.

31. Цукерман самостоятельности //Цукерман Г. А Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.с.3-6.

32. Эльконин психология. - М.1988.

33. Юсупова Г. Воспитание самостоятеьности у детей. //Д. в.2002.-№8.-с.28-29.

34. ***** doshkolnik…3…let… deyatelnost …

35. *****/node/209

36. kea. *****/index/metodicheskaja_gostinnaja/0-12

37. *****/articles/504431

Аннотация: В работе раскрыта сущность понятия «самостоятельная деятельность детей» и роль воспитателя в организации данной деятельности. Материал будет полезен педагогам ДОУ при планировании своей работы с детьми.

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГТ

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально - художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ -это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно - развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы : мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка - весна, холодно - горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно - тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно - тематическое планирование ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. - С. 11-14

2. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192 с.

  • 1. Всё оборудование в группе подобрано согласно возрастным особенностям детей. Размещено оборудование рационально, удобно для детей.
  • 2. Во второй половине дня дети отдают предпочтение следующим играм - сюжетно-ролевым, строительным, подвижным, настольным.
  • 3. По инициативе воспитателя возникали сюжетно-ролевые игры: она предлагала новые игровые действия, новые роли, вносила дополнительное оборудование. Также воспитатель организовывала дидактические игры с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
  • 4. По инициативе детей возникали подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры. Дети увлеченно конструировали, мальчики строили различные гаражи, дома; девочки предпочитали строить замки, дома для кукол. Некоторые дети любят раскрашивать. Они располагаются так, чтобы было видно, как играют другие ребята.
  • 5. В играх дети чаще всего воспроизводили сюжеты из обыденной жизни (поход в магазин, парикмахерскую, больницу; праздники).
  • 6. Дети подражали домашним делам своих родных, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. В одной и той же игре часто сочетались элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу в больницу; родители с детьми идут на праздник и т.п.
  • 7. Часто структура сюжета была однотемной, но многоперсонажной.
  • 8. Иногда в настоящую работу дети вводили игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращался в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становился дворником.
  • 9. Роли распределялись исходя из половой принадлежности ребенка. Мальчики не хотели брать на себя роль девочек. Девочки также неохотно относились к ролям, где они могут играть роль персонажа противоположного пола.
  • 10. Ведущие игровые интересы детей: не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо был замечен интерес к играм с общественной тематикой.
  • 11. Своеобразие планирования руководства творческими играми в группе заключалось в том, что педагог старался организовать деятельность детей таким образом, чтобы в процессе игры дети познавали мир, всесторонне развивались.

Уровень развития умений в творческой игре

«От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Фактические игровые умения

Качалова Леонида

Желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Лёня часто проявляет желание организовать своих сверстников для сюжетно-ролевой игры.

Умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий.

Неоднократно замечала, что Лёня вносил в сюжет новые действия, приводив пример из своего восприятия окружающего.

Умение: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.

Лёня любит брать на себя ответственность подготавливать необходимые атрибуты для предстоящей игры. Проявлял чуткое внимание к своим сверстникам.

Уметь усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Чтобы не обидеть других детей недостаточным количеством ролей, Лёня придумывал и внедрял в игру новые роли. Или же отдавал свою роль обиженному, по его мнению, сверстнику.

Уметь коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Охотно принимал участие в возведении построек с другими ребятами. Лёня прислушивается к другим ребятам в коллективной работе.

Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

На протяжении практики не удалось пронаблюдать данное умение.

Уметь выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

На репетициях к предстоящему празднику удалось пронаблюдать его поведение в роли солиста.

Уметь выполнять правила игры.

Правила игры всегда соблюдает.

Уметь сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов.

Дидактические игры разного характера не вызывают затруднений. Любит подумать сам, а не просить помощи взрослых.

Иметь такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, у Лёни наблюдаются. В подвижных играх предпочитает честное соперничество.

На основании наблюдения за Леонидом Качаловым и беседы с ним я пришла к выводу о том, что его уровень развития творческой игры высок. Он обладает большинством игровых умений, которые рекомендованы программой «От рождения до школы». Умеет организовать сюжетно-ролевую игру, придумать для её обогащения новые роли и новые действия. Дисциплинирован в соблюдении правил игры. По отношению к другим детям проявляет дружелюбие. Охотно включается и активно работает в группе детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий. Во-первых, организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов. Во-вторых, использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности: самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты и др.

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности, например:

- «Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

- «Центр творчества», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

- «Игровой центр», который обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

- «Литературный центр», который обеспечивает литературное развитие дошкольников;

- «Спортивный центр», который обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной. Этому вопросу будет посвящена отдельная консультация.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора ее содержания, времени, партнеров. Условно она может быть разделена на два вида:

Самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач;

Свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге. Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности, является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержку интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.

Как организовать самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую педагогом?

Именно в самостоятельной детской деятельности прослеживается интерес детей к реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная деятельность детей, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослым деятельности, обеспечивает практикование в приобретенных умениях, переход к творческому решению задач деятельности. Например, самостоятельной деятельности детей способствует превращение уголка природы в «лабораторию» , где создаются условия для самостоятельного повторения опытов и экспериментов, совершаемых совместно с воспитателем, возможность их расширения и дополнения. Воспитатель в этом случае уточняет у ребенка цель опыта, но не вмешивается в его ход. Затем дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал, у кого из них что получилось. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить вопросы, противоречия, направленные на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов. После обсуждения у детей вновь возникает желание повторить опыт, происходит взаимообучение детей - опыт общения и сотрудничества в совместной деятельности. Таким образом, постепенно дети вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют проблемно-игровые вопросы и задания. Например, испытать кораблики, сделанные детьми из разных материалов, и определить, как они держатся на воде, который из них быстрее добирается до берега.

Самостоятельная деятельность детей может быть организована на основе заполнения рабочих тетрадей, дневников, содержащих задания для выполнения ребенком. Например, заполнение «Экологического дневника» ориентирует детей на выполнение самостоятельных заданий: «Нарисуй стихотворение», «Присмотрись» и др.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют ситуации общения, возникающие в естественной деятельности детей. Например, ситуации общения, в которых происходит практическое закрепление детьми освоенных речевых форм. Воспитателю важно, не нарушая деятельности детей, направлять ее на решение речевых задач. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально-оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными - в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Например, приход нового ребенка в группу может быть содержанием для организации многочисленных значимых для развития речи ситуаций общения. Это и упражнение детей в способах знакомства и приветствия, и упражнение в составлении рассказов о своей группе, игрушках, играх и занятиях, в умении задавать вопросы и выслушивать ответы других детей.

Ситуации общения планируются воспитателем на прогулках, во время игр, в процессе работы по развитию культурно-гигиенических навыков. Самостоятельная деятельность детей может быть организована по- средством проблемных ситуаций, созданных в предметно-развивающей среде. Например, через создание сюжетной ситуации для дальнейшего обыгрывания детьми; через внесение модели или пооперационной схемы для создания игрушки и постройки; через появление новых книг в книжном уголке и пр. В этом случае задача воспитателя - заинтересовать детей изменениями в среде, направить их активность.

Организации самостоятельной деятельности детей способствует постановка в позицию «мы самые старшие в детском саду». Например: «Мы играем с малышами в подвижные игры», «Мы учим малышей делать постройки из песка», «Мы помогаем перенести новый песок в песочницы» и пр. Как способствовать развитию детского сообщества в условиях самостоятельной деятельности детей? В среднем и старшем дошкольном возрасте источником динамичного развития детского общества выступает творчество как процесс групповой и индивидуальной самореализации.

Развитие детского творческого сообщества представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга видов совместной деятельности для решения коллективным способом, имеющих коллективный и индивидуально- значимый результат (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе). Проект решения детским сообществом (то есть коллективно) общей задачи может иметь следующую последовательность.

1. Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея может выдвигаться путем «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка коллективных идей.

2. Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки спектакля - костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на равных» - это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).

3. Выбор способа организации сотрудничества. Самое простое - объединение детей общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий каждый ребенок выполняет индивидуально (на пример, общая цель - сделать пригласительные билеты для родителей, каждый ребенок разрабатывает и выполняет свой вариант такого билета; результат - все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой вариант - общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности (например, при создании общего панно «Волшебная страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

4. Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя - организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчеркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выступает как режиссер и занимает разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия), участника (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных» детей, подчеркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству), консультанта (помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество). Важно правильно объединить детей в деятельности с учетом их поведенческих особенностей. Т. В. Сенько выделила несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные. Общительно-дружелюбных можно объединять со всеми детьми. Общительно-враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными. Два последних типа нельзя объединять друг с другом.

5. Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей - родителей. Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др. Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам? Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня ежедневно. В зависимости от возраста детей ее общая продолжительность в течение дня - от 15 до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка самостоятельности и творчества детей.

В чем особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются:

Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах;

Проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения семей («Очень бабушку мою, маму мамину, люблю» - в связи с празднованием Дня пожилого человека; «Папа может все!» - в связи с празднованием Дня защитника Отечества и пр.);

Привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах, сбору информации, подбору и оформлению вместе с ребенком наглядного материала (альбома, коллажа и пр.).