Дидактическая игра собери матрешку по цвету. Дидактическая игра «Наряди матрёшку. Дидактическая игра «Разноцветные матрешки»

20.06.2020

Анна Терещенко

10 игр с матрёшкой

Дидактическое пособие воспитателям для индивидуальной работы с воспитанниками 3-4 лет.

Пособие помогает формировать понятия : цвет, форма, размер. Развивает память, речь, логическое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику. Воспитанники чувствуют успешность и радость общения с взрослым.

«Раставь по росту» (Матрёшек следует раставить по росту)

«Найди такую же» (Сравнить матрёшек , найти одинаковых)

«Найди матрёшке домик » (Найти соответствие между размером матрёшки и трафаретом домика )

«Собери по частям» (Собрать матрёшку из разрезанных частей)

«Построй матрёшку » (Построить матрёшку из пронумерованных полосок от 1 до 10)

«Помоги сестрёнкам встретиться» (Пальчиком по дорожкам добраться до сестрёнки)

«Собери по цвету» (Найти соответствие между цветом матрёшек и домика )

«Найди недостающую матрёшку » (Сравнить матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую)

9игра. (Выстроить геометрические фигуры по цвету и размеру)

«Весёлая математика»

«Наряди матрёшку » (Вставить части-украшения в подходящие отверстия)










Публикации по теме:

С этой игрушкой можно играть по разному. 1. Сухой бассейн. (Чудесный мешочек) В непосредственно образовательной деятельности: Дети вытаскивают.

Вряд ли наша гусеница С кем-то в красоте сравнится Как фотомодель стройна, Веселья, яркости полна. Ей ума не занимать, Предложит в игры.

Назначение: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия. Основное назначение фланелеграфа - проведение различных.

Известный факт, что речевое развитие находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Именно поэтому развивая мелкую.

Дидактическое пособие "Пирамидка" Цель: обучение последовательному одеванию, развитие восприятия цвета и величины; развитие речи,глазомера,.

Цель: развитие мелкой моторики, формирование умения соотносить число с количеством. Оборудование: поросенок, сделанный из пластиковой.

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину. Им предлагается русская народная игрушка - матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер.

В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал .

Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую , дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! - говорит воспитатель. - Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай , т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. - Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка,- тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Сюжетная игра

«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»
Особенности игры и ее воспитательное значение.

В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.

Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины , зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Игровой материал.

Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры и приемы ее проведения .

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек , и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,- говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Правила игры.

1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.

2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.

Яна Семёнова
Дидактические игры с матрёшкой для детей старшего дошкольного возраста

Д/и «Угадай, какая матрешка спряталась

Цель : Учить различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую, Вятскую и авторскую матрёшку . Развивать внимание, зрительную память, умение описывать матрешку по памяти .

Ход : Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек , назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек . Дети угадывают, какая матрёшка исчезла , и обосновывают свой выбор. Ребенок должен описать пропавшую матрешку .

Д/и «Собери матрёшкину семейку »

Цель : Продолжать учить различать разные виды матрешек

Материал : Несколько видов матрешек

Ход : Матрешки разбираются и перемешиваются, дети ищут матрешку – маму , а потом к ней подбирают всю её семью. Игру можно проводить, как соревнование между детьми.

Д/и «Кто в мешочке?»

Цель : Учить узнавать наощупь деревянные игрушки, описывать их, рассказывать, как можно с ними поиграть. Развивать интерес к русским народным промыслам. Развивать воображение.

Материал : Чудесный мешочек, матрешки и другие деревянные игрушки (шнуровки, пирамидки, вкладыши, куколки, конструктор, кубики, машинки и т. п)

Ход : Дети, по очереди вытаскивают из мешочка игрушки, отгадывая наощупь, что они достали и как можно поиграть в эту игрушку. Отмечаются самые оригинальные придуманные детьми игры .

Д/и «Какая матрешка лишняя »

Цель : продолжать учить находить общие признаки предметов и вычленять один предмет, не обладающий этими признаками. Учить обосновывать свой выбор, анализировать. Развивать логическое мышление.

Материал : Несколько видов матрешек

Ход : воспитатель создает группы матрешек , с одинаковыми признаками (рост, цвет, размер, роспись) и добавляет в группу матрешку не соответствующую признакам группы. Дети должны выделить лишнюю матрешку в группе . Затем, дети сами составляют такие группы друг для друга.

Д/и «Матрешка с сюрпризом »

Цель : вызвать положительные эмоции, развивать умение спокойно общаться в детском коллективе, вызвать желание проявить себя творчески.

Материал : семейка матрешек , по количеству детей , фишка

Ход : Воспитатель, или ведущий кладет в одну из матрешек фишку , перемешивает матрешек и раздает их детям . Тот ребенок, кому попалась матрешка с «сюрпризом» должен рассказать стишок, спеть песенку, станцевать, загадать загадку или как-то, по другому творчески проявить себя. Затем этот ребенок становится ведущим.

Д/и «Угадай, что в матрешке »

Цель : Развивать логическое мышление, связную речь, учить задавать вопросы.

Материал : большая разборная матрешка , небольшие предметы или игрушки, которые могут в ней поместиться.

Ход : Воспитатель или ведущий прячет в матрешке игрушку или предмет , дети задают вопросы, выясняя, что лежит в матрешке . Например : То, что лежит в матрешке округлой формы ? Это игрушка? У этого предмета есть колеса? Этот предмет зеленого цвета? Это машинка? Выигрывает ребенок , который первым догадался, что лежит в матрешке . Он же становится ведущим.

Д/и «Собери и назови»

Цель : Продолжать развивать умение собирать картинку из 8-12 частей, и называть какая матрешка получилась (Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская)

Материал : разрезные картинки – матрешки 3-4х видов

Д/и «Угадай, про какую матрешку рассказываю »

Цель : учить отгадывать матрешку по описанию и называть её, описывать внешний вид матрешки , различать виды матрешек

Материал : несколько видов матрешек

Ход : Воспитатель, а в последствие ведущий, описывает матрешку , её размер, детали, формы, элементы узоров, а дети должны догадаться, о какой именно матрешке идет речь и назвать её.

Д/и «Одежки для матрешки »

Цель : учить создавать узоры по мотивам знакомых видов росписи, правильно располагать их на переднике или сарафане матрешки

Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенными сарафанами и передниками, карандаши, кисти, гуашь

Ход : Воспитатель с детьми рассматривают альбомы с разными видами росписи (Городец, гжель, хохлома, семёновские матрешки , полхов-майданские, загорские и т. п). Отмечают характерные элементы росписей, расположение узоров.

Затем дети на своих шаблонах создают различные узоры и раскрашивают их.

Д/и «Укрась матрешку »

Цель : совершенствовать аппликативные навыки, развивать умение вырезать цветы, листики, завитки, учить правильно располагать узор на фартуке, сарафане матрешки , чередовать элементы узора

Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенным сарафаном, заготовки для вырезания, круги, квадраты, ножницы, клей кисти, салфетки.

Ход : воспитатель сообщает детям, что на фабрике по производству матрешек требуются мастера для украшения матрешек , и предлагает детям попробовать украсить сарафан матрешки при помощи аппликации. Воспитатель предлагает придумать свой узор для сарафана из цветов, листиков, завитков. Рассматривают узоры на матрешках . Вырезают, наклеивают узор на свой шаблон. В конце игры каждый мастер рассказывает о своей работе.

Д/и «Где спряталась маленькая матрешка

Цель : Развивать логическое мышления и навыки порядкового счета.

Материал : набор из 8-10 матрешек

Ход : Воспитатель выставляет в ряд всех матрешек , а самую маленькую прячет в одной из больших, и сообщает детям : «Маленькая матрешка спряталась в 4й матрешке слева , или в 5й справа», - дети должны угадать, где спряталась матрешка . Задания можно усложнять, например : «Маленькая матрешка спряталась между 2й и 4й матрешкой справа , в самой низкой матрешке из первых 5ти , в самой высокой из последних 3х, и т. д.» Ребенок, который правильно отвечает, становится ведущим, и сам прячет матрешку и задает вопросы с помощью взрослого.

Публикации по теме:

Хочу представить вашему вниманию, свои пособия которые были куплены в магазине изготовлены с душой воспитателем и родителями. Бесспорно.

Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.«Составь из палочек» Цель игры: Развивать логическое.

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения.

Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Великая Отечественная война1941-1945гг».

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

Игра «Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

Геометрическое лото

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

Дидактическая игра для старших дошкольников "Веселые матрешки"

Цель :развивать у детей чувство ритма.
Задачи :
1. развитие ритмического слуха.
2. развитие интереса к музыкальной игровой деятельности.
3. закрепить знания о длительности звуков.

Сначала задается загадка про матрешку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)
Потом дети знакомятся с правилами игры, играют в игру с музыкальным руководителем в музыкальном зале, а затем игра проводиться в группе вместе с подгруппами детей. Эта игра может использоваться воспитателями детских садов и музыкальными руководителями с детьми старшего дошкольного возраста.
Если продолжать работать с детьми в этой же тематике, то можно провести физкультминутку "Матрешка":

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)



В группе можно разучить стихотворение про матрешку
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой- будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри шестая в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд, сестры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы: – Восемь!
Эту куколку открой
С. Маршак