Курсы музейная педагогика в доу. Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста. Мини – музей «Волшебных вещей» гр

19.02.2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.

«Музейная педагогика в ДОУ»

(консультация для воспитателей)

План консультации

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

1.2. Результативность музейной педагогики.

1.3. Организация мини-музея в ДОУ

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

1.5. Оформление мини-музеев

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

I . Теоретическая часть

1.1 . Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности . Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.3. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

Родительские собрания;

Консультации

Индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.4. Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.5. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.6. Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
  • Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
  • Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Схема описания экспонатов в каталоге .

Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Музейная педагогика в ДОУ

Материал будет интересен педагогам, работающим в ДОУ.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).



Первый созданный нами мини-музей «Игрушки наших бабушек», посвящен старым новогодним игрушкам. Цель музея: изучить историю ёлочной игрушки. Новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево. Мы с детьми искали ответы на вопросы: кто придумывает ёлочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать ёлку, какими игрушками? Елку в нашем мини-музее украшали старинные, интересные и необычные елочные игрушки.





Дети из нашей и других групп услышали интересный, познавательный рассказ о первых елочных игрушках от экскурсовода Марьям Н.
Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Русская изба».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе: ухват, чугунок, коромысло, изделия из лыка, глиняные изделия.




Организована экскурсия по экспозиции мини - музея для детей детского сада в лице экскурсовода Софьи У. Очень понравилась детям-экскурсоводам и детям-посетителям такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала баранками и кусковым сахаром.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка». Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.




Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.

Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.


на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем”
Октябрь “Тульский самовар” Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар”
Ноябрь “Русская изба”
Декабрь “Народный костюм”
Февраль “Домашние духи и обереги” Знакомство с фольклором
Март “Русские музыкальные инструменты” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами
Апрель “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “В последний час!” В.О.В.
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль “Отчетная выставка в музее” Создание представления о работе нашего ДОУ

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.

Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.

Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.

На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями
Ноябрь “Алексин – страж московских рубежей” Приобщение к истории родного города
Декабрь “Игрушки-небалушки”
Январь “Храмы и церкви города”
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка”
Апрель “Природа нашего края” Знакомство с природным отделом музея
Май “В последний час!” В.О.В. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей
Октябрь “Обрядовая кукла” Знакомство с обрядовыми куклами
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами
Декабрь “Храмы и церкви города” Знакомство с понятием “архитектура”
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль Юбилейная отчетная выставка в музее
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Сила леса” Знакомство с природой родного края
Май “В последний час!” В.О. в. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Знакомство с народными играми

Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.

Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.

Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.

Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.

На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.

К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.

Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).

В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.

Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.

Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

“Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
А. Фирдоуси.

В наш век компьютерных разработок, инноваций, нанотехнологий, путешествий в космические просторы, богатства души и окружаюшего мира, перемещаются на задний план картины мироздания. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывание” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Освоение окружающего мира начинается с малого. С “путешествия” по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери.

Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного.

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества (энциклопедический словарь).

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:

Формированию художественных предпочтений;

Формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды;

Формированию навыков визуальной культуры;

Развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;

Развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу – это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике, обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.

Условия организации мини-музея:
- приоритетность регионального культурного наследия;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребностей в познании;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы мини-музея:
- наглядные;
- практические;
- исследовательские;
- игровые;
- словесные;
- опрос населения, анкетирование;
- встречи с интересными людьми.

Принципы построения музейной экспозиции:
- научности;
- любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;
- предметности;
основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху;
коммуникативно-информационный;
- дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

Цели и задачи мини-музея:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обогащение познавательного процесса новыми формами;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
- формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
- формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- экспериментирование;
- прогулки-походы;
- развлечения, досуги.

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В ходе подготовки экскурсии в мини – музей следует учитывать, что:

Информация должна быть объективной, научной, доступной;

Игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;

Эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;

Вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;

Рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;

Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;

Заключительная часть должна включать вручение подарков – сюрпризов, соответствующих выбранной теме;

Длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:

Занятий – диалогов;

Занятий – сомнений;

Занятий – фантазий;

Занятий – путешествий;

Занятий – соревнований,

Занятий КВН,

Занятий “Поле чудес” и др.

Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Это новая форма работы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми – мамами, папами, бабушками, дедушками. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Исходя из слов Д.И. Фельдштейна: “Существует в нашем Большом Человеческом Мире – Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка – из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника – доверенного человека из Взрослого Мира”. При конструктивном взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми; так как именно в этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых, т.е. как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Исходя их этого, можно предположить, что педагогический вклад взрослого состоит в том, чтобы раскрыть ребенку духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сначала взрослый выступает здесь как посредник, налаживающий и объясняющий нравственную сторону взаимодействия ребенка с интересующими его объектами: почему нельзя сорвать цветы на клумбе, а лучше ухаживать за ними и созерцать; почему нельзя брать бабочку в ладошку, а лучше не мешать ее радостному полету; почему мы решили коллекционировать альбомы о великих художниках, а не этикетки консервных банок и т.д. Потом взрослый помогает сформировать ребенку систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих поступках. И в идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир Взрослых. А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к “настоящему” музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.

Для детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.

Список использованной литературы

1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.

2. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.

3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.

4. Музейно-педагогическая программа“Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.

5. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.

6. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом “Карапуз”, 2000.

7. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.

8. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.

9. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

1.Введение.......................................................................................................................3

2.Основная часть...........................................................................................................3

3.Заключение..................................................................................................................5

4.Список литературы..................................................................................................6

1.Введение.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

2.Основная часть

С целью художественно – эстетического развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания, на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через сотрудничество с социальным партнером - Национальным Музеем Республики Адыгея.

Нами были определены следующие задачи:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народов;
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к национальной культуре, традициям, языку;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся с раннего возраста знакомить и приобщать детей к Музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.

Согласно плану совместной работы, сотрудники музея проводят интересные выставки и занятия на базе ДОУ:

1. «День национального костюма» - сотрудники музея рассказывают об особенностях национального костюма народов, живущих в Республике Адыгея.

2. «Сказка о лоскутной кукле» - во время работы этой выставки дети узнают о народных промыслах и традициях. Имеют уникальную возможность самим поучаствовать в народном творчестве (делают сами лоскутную куклу)

3. «Ко дню рождения В.И. Даля» - в 2015г был юбилей великого писателя. Воспитанники познакомились с его творчеством, героями его сказок, узнали об особенностях создания словаря русского языка Владимира Ивановича Даля.

4. «К 120 – летию Е.Л.Шварца»» - воспитатели ДОУ провели краткосрочный проект, посвященный творчеству нашего земляка, великого писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца. Воспитанники познакомились с героями его книг, участвовали в выставке рисунков по сказкам писателя, стали участниками инсценировки по мотивам «Сказки о потерянном времени». Сотрудники Национального музея организовали просмотр сказок и экспонатов к ним.

5. «Ко дню защитника Отечества» - Во время выставки дети стали участниками действий. Они смогли примерить на себя форму героев: врача, летчика. Услышали историю, каким нелегким путем нашим прадедам досталась победа. Рассуждали, что война не нужна. Мечтали о том, как повзрослев, станут защищать свою Родину.

Перед музейной выставкой, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Дети узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, национальным бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными экспонатами и делиться своими впечатлениями об увиденном. Детям очень нравятся музейные выставки, они с удовольствием рассказывают своим родителям о каждой встрече с сотрудниками музея, о том, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому после выставки дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.

В рамках социального партнерства МБДОУ № 2 и Национального музея был реализован краткосрочный проект - городской конкурс фотографий для воспитанников ДОУ «Родная сторонка». Целью конкурса было воспитание патриотических чувств к своей Малой Родине и развитие творческих способностей дошкольников. Воспитанники принимали участие в конкурсе совместно с родителями и педагогами. На конкурс было представлено 197 работ из всех садов города Майкопа.

3. Заключение

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к социальной культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У детей формируется ценностное отношение к национальной культуре, появляется интерес к литературе и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов культуры. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения воспитанников к природным, материальным и духовным богатствам общества.

4.Список литературы:

    Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - СПб. : «ООО Изд. «Детство - пресс», 2010. - 192 с.

    Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

    Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.