Проект творческо-исследовательской деятельности на тему «Моя малая Родина. Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада

09.05.2019

Проект

«Моя малая Родина»

Составила воспитатель:

Низамова С.Г.

2014 г.

Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого-

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь

к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству.

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которое помогут ему стать человека и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Актуальность проекта

Всем родителям хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми, были отзывчивыми на духовную красоту. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно решать в рамках музейной педагогики. Термин «Музейная педагогика» появилась недавно, несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространство, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения их кругозора об окружающем мире. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширить и уточнить знания, формировать у него начальные чувства Родины- правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре- навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическому влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера- оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детского дошкольного возраста является включение в него культурно- исторического, духовно- нравственного, художественно- эстетического, эколого- краеведческого компонентов, знания истории и традиций Отечества. Для успешной работы с детьми необходимо применить проектный метод, направленный на изучение истории родного города, страны, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечение к сотрудничеству родителей.

Цель проекта

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу, желание сохранить традиции и обычаи края.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном городе: символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;

Знакомить с именами первооткрывателей и основоположников города;

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное;

Закреплять знания о знакомых улицах, где находиться дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Знакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами;

Знакомить с традициями, трудом и бытом горожан;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

Организовать общественно - полезную деятельность ребёнка на благо своей семьи, своего города;

Развивать бережное и созидательное отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Вид проекта : творческо- исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта :

Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

Предполагает: активное взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников.

Образовательные области :

Социализация

Коммуникация

Познание

Труд

Художественное творчество

Музыка

Социализация:

Организация экскурсий по введению детей в мир исторического наследия.

Развитие игровой деятельности детей;

Формирование семейной принадлежности, гражданских, патриотических чувств.

Коммуникация :

Развитие общение со взрослыми и сверстниками;

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

Познание:

Организация игр- занятия по ознакомлению с окружающим;

Создание условий для реализации проектной деятельности;

Обогащение знаний детей о родном крае.

Труд:

Формирование представлений о труде взрослых в нашем краю

Воспитание ценностного отношения к собственному труду.

Художественное творчество:

Организация выставок детских работ в мини – музее;

Развитие продуктивной деятельности детей;

Приобщение к изобразительному искусству местных художников, мастериц.

Музыка:

Воспитание интереса к слушанию татарской музыки, развитие эмоциональной отзывчивости;

Знакомство с Государственным гимном Республики Татарстан, развитие патриотических чувств;

Приобщение к татарским национальным праздникам.

Вид работы:

Сбор информации;

Подбор иллюстративного материала;

Подбор художественной литературы, историко- публицистического материала;

Организованная и неорганизованная деятельность;

Совместная и самостоятельная деятельность;

Создание в группе уголка «Моя Малая Родина»;

Презентация проектов.

Формы работы:

Беседы, НОД, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;

Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании с экскурсионной беседой о подвигах воинов-героев;

Экскурсии к историческим местам и памятникам района и города;

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей- о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов;

Использование аудио- видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показ детям фильмов о подвиге народа;

Музыкально- литературные композиции;

Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

Встречи с интересными людьми;

Выставки творческих работ детей и родителей. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.;

Дидактические, с/ролевые игры и т.д.;

Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности, отображение получены знаний в изодеятельности.

Региональный компонент :

В проекте отражено содержание образования детей, формируемое участниками образовательного процесса с учётом национально- культурных, демографических, социально- экономических, климатических и социокультурных условий Республики Татарстан. Проект направлен на всестороннее физическое, социально- личностное, познавательно- речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истока национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Приобщение к изобразительному искусству;

Знакомство с выдающимися произведениями деятелей изобразительного искусства республики(Х.Якупов, И.Зарипов, Р.Шамсутдинов и др.);

Знакомство с особенности русского национального костюма, с традиционным татарским костюмом (с особенностями головных уборов, одежды, обуви, украшений). Сравнения - сходство и отличия в национальной одежде.

Знакомство с искусством кожаной мозаики;

Знакомство с архитектурой родного города;

Знакомство с керамическим промыслом;

Формирование умения выделять элементы национального орнамента.

Рисование:

Знакомство с элементами национального орнамента и их творческого применение по декоративному рисованию на силуэтах одежды, головных уборов, обуви(тюбетейка, ичиги, фартук и т.д.).

Лепка :

Формирование умений лепить по представлению героев литературных произведений (Водяная, Шурале, Камыр-батыр и т.д.).

Образовательная область «Социализация»

Развитие умений общаться на родном языке с детьми в группе детского сада.

Образовательная область «Труд»

Приобщение детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Образовательная область «Познание»

Знакомство с историческими рассказами, легендами, мифами о родном крае;

Знакомство с символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн);

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в Республике Татарстан.

Образовательная область «Коммуникация»

Воспитание интереса к татарскому языку, желания говорить на языке, слушать песни, аудиозаписи, смотреть мультфильмы, телепередачи на татарском языке.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Приобщение к художественной и познавательной литературе, устному народному творчеству(сказки: «Глупый волк», «Лиса, ёж и ежиха», «три дочери» Поэзия: Г. Тукай, А. Кари, Р.Валеева и т.д.).

Образовательная область «Музыка»

Совершенствование певческих навыков детей на основе национального репертуара.

Знакомство с татарским (русским) хороводом, с танцами народов Поволжья.

Предполагаемые результаты:

Дети :

Дети должны знать и называть место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, республики, достопримечательности, флору и фауну города;

Дети должны называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, д/саду;

Дети должны знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь;

Дети должны иметь первоначальное представление о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта людей, населяющих «Малую Родину».

Взаимодействие с родителями:

Повышение интереса к работе ДОУ;

Активное участие в конкурсах, выставках совместных рисунков, аппликации детей и родителей по военной тематике;

Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;

Фото – выставка совместно с родителями «Наш любимый город»;

Изготовление альбомов «Семейный герб», «Моя семья»;

Развлечение «Конкурс знатоков родного города»;

Индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»;

Выставка семейных реликвий, «Семейное хобби»;

Изготовление макета «Мой дом», «Мой район».

Предметно – развивающая среда : создание уголка по краеведению.

Тематическое планирование

Раздел

Задачи

Путешествие в историю

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.

Вижу чудное раздолье…

Расширять представления детей о богатстве родной земли, родного края, воспитывать чувство ответственности за природу родного края.

Быт и традиции

Продолжать знакомить детей с жилищем людей, расширить знания об устройстве избы. Уточнить представление о предметах быта. Пробуждать интерес к национальному костюму. Объяснить роль вышивки. Дать понятия оберега. Рассказать о христианских и мусульманских праздниках.

Этих дней не смолкнет слава…

Воспитывать чувство гордости за героев-воинов. Объяснить назначение герба и флага России, Татарстана, символика родного города.

Как чуден наш родной язык

Приобщать детей к неистощимым богатствам народной литературы, произведениям местных авторов.

Руки – не для скуки

Расширить знания о народном искусстве. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам народных мастеров.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование национальных уголков в группах;

Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

Приобретение необходимого дидактического материала;

Создание игротеки игр разных народов;

Обеспечение условий для развития толерантности;

Создание сюжетно-ролевых игр;

Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

План реализации проекта

1этап – подготовительный:

Изучение методической литературы;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

Подбор игр и оборудования;

Анкетирование детей и родителей по проблеме;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

2 этап – практический (реализация проекта):

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о стране, республике, родном крае;

Разработка консультаций «Что такое генеалогическое древо?»;

Смотр оформления наглядной пропаганды для родителей по вопросам патриотического воспитания детей (февраль);

Выставка детских рисунков «Моя семья», «Мы дети твои, Россия», « Наши солдаты- молодцы, наши солдаты-удальцы!»(февраль), «Цветы- победителям!»(май);

Создание папки-передвижки «Тайн имени», составление с детьми альбома «Род войск»;

Семейный творческий конкурс «День Победы»- поделки, коллажи, рисунки по теме (апрель);

Заучивание стихотворений о Родине, Татарстане, Великой Отечественной войне;

Совместное изготовление детей с родителями сюжетно- ролевых игр, настольно – печатных игр «Наша армия»(разрезные картинки), «На суше, в воздухе, на море»(лото);

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом.

3 этап – завершающий:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов;

Родительское собрание;

Презентация проектов «Моя семья», «Мой край родной».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №18 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Проект

творческо- исследовательской деятельности на тему:

«Моя малая Родина»

(1 раздел «Путешествие в историю…»)

Составила воспитатель: Низамова С.Г.

2014 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта дети старшей группы;

воспитатель, родители

Проблема:

Проблема заключается в том, что дети не проявляют интерес к истории Родины, её традициям и обычаям, у детей недостаточный запас природоведческих, географических, социальных сведений.

Образовательные области:

    социализация

    коммуникация

    познание

    труд

    художественное творчество

Задачи образовательных областей:

Социализация

Развивать игровую деятельность детей;

Формировать гражданские, патриотические чувства.

Коммуникация

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.

Познание

Создавать условия для реализации проектной деятельности;

Продолжать обогащать знания детей о родном крае.

Труд

Формировать представления о труде взрослых в нашем городе;

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

Художественное творчество

Развивать продуктивную деятельность детей;

Приобщать к изобразительному искусству (на примере местных художников).

Задачи проекта:

    дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;

    познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

    воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу;

    закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

    воспитывать интерес к прошлому и настоящему Лениногорска;

    знакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами;

    знакомить детей с традициями, трудом и бытом горожан;

    воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

    организовывать общественно –полезную деятельность ребенка на благо семьи, своего города;

    развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

    Цели проекта:

    воспитание гражданина и патриота своей страны;

    формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;

    воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

    воспитание чувства гордости за город, в котором живем;

    обобщение и систематизация знаний о родном крае;

    ознакомление с краеведческим музеем г. Лениногорска, музеем Нефти.

    расширение детского кругозора.

    вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Актуальность темы

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Формы и методы реализации проекта:

Беседы: «Мой город», «Мой округ, в котором я живу», «Казань – столица Татарстана» и др.;

Экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, по улицам города, в пожарную часть, детскую библиотеку, в краеведческий музей, музей нефти;

Сюжетно- ролевая игра: «Путешествие по родному городу», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдёмте в гости», «Встреча гостей города», «Города рядом с нами»;

Дидактическая игра: « Узнай по фото», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку», «Найди флаг Татарстана»;

Творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города (Татарстана)», «Расскажи, каким будет Лениногорск через 1000 лет», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего»;

Игры народов Поволжья: Татарская народная игра «Хромая лиса», русская народная игра «Волк и овцы», марийская игра «Беляши», башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Луна и солнце»;

Фотовыставки «Я люблю Лениногорск», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьёй»;

Конкурс рисунков «Мой город», «Город моей мечты»;

Выставка семейного рисунка «Лениногорск глазами детей и родителей», «Каким бы хотелось бы видеть в будущем Лениногорск».

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах г.Лениногорска, приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

План реализации проекта

Первый этап – подготовительный:

    изучение методической литературы;

    составление перспективного плана;

    создание развивающей среды;

    подбор игр и оборудования;

    создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта:

    тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;

    разработка конспектов НОД.

Третий этап – презентация проекта:

    оформление альбома о городе;

    проведение открытого обобщающего занятия «Моя малая родина»;

    планирование мероприятий к проекту «Моя малая родина – Лениногорск»;

    путешествие по фотографиям;

    знакомство с достопримечательностями города, района.

    рисование на тему: «Дом, в котором я живу», «Мой город»;

    выставка детских работ;

    конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего города»;

    рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.

    знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея, музей нефти;

    сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых горожан, так и известных людей, участников войн.

Реализация проекта:

Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Лениногорске (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.

Целевые прогулки:

    по улицам города Лениногорска;

    экскурсия в краеведческий музей, музей нефти;

    беседы « Лениногорск – мой родной город»:

1. «Где работают наши родители».

2. «Улицы, по которым мы ходим».

Занятия:

    познавательное занятие «Наш город»;

    познавательное занятие «Что мы знаем о промышленности города Лениногорска?»;

    познавательное занятие «Известные люди моего города»;

Встречи:

    с интересными людьми;

    с ветераном ВОВ;

    с родителями.

Викторина

«Я знаю город, в котором живу»

Праздники

День города

Город мастеров

Чтение художественной литературы

В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Н.Забила «Путями-дорогами»

В.Степанов «Наш дом»

Ю.Ширяев «О городе моем»

Оформление альбомов

«Достопримечательности родного города»

«Дом, в котором я живу»

Самостоятельная художественная деятельность детей

Рисование «Наша улица»

Изготовление макета « Лениногорск - вчера и сегодня»

Изготовление коллажа «Памятники Лениногорска»

Рисование «Что мы видели в музее?»

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Народные умельцы» (поделки)

Выставка «Моя семья» (художественная деятельность)

Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе»

Конкурс изготовления макета «Мой город»

Примерная тематика занятий

месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

Беседа «Мой родной город», чтение худ. Литературы П. Воронько «Лучше нет родного края», рисование «Мой любимый город»

Октябрь

Экскурсия на почту, в магазин, беседа о профессиях родителей. Аппликация «дома на нашей улице». Художественная литература С. Прокофеев «Родина»

Ноябрь

«День народного единства» - беседа «Наша родина- Россия» знакомство с гербом и флагом России и Татарстана. Тематическая выставка в книжном уголке- «Русские богатыри»

Декабрь

Тематические беседы «Пословицы и поговорки». Рисование «Праздничный город»

Народные подвижные игры. Дидактическая игра « Сложи картинку»

Январь

Беседа «Семейные предметы старины» , рисование «Памятники родного города». Конструирование «Город будущего»

Февраль

Составление с детьми альбома «Рода войск». «Путешествие в историю»- знакомство с русскими богатырями: чтение былин, рассматривание иллюстраций и репродукций картин.

Март

Беседа «Моя мама». Изготовление альбома «Моя любимая мамочка». Чтение художественной литературы «Мамочка» У.Раджаб. рисование «портрета моей мамы». Прослушивание «мама» С. Прокофьева.

Апрель

Составление альбома «Дом, в котором я живу». Дидактическая игра « Закончи предложение». Беседа «Кем работают твои родители» лепка «Мебель для моей семьи»

Май

Фотовыставка « У нас в семье праздник – 9 мая» беседа «Где мы были во время праздника». Рисование «Наши солдаты- молодцы, наши солдаты- удальцы». Игра «Неприятель в море»(с постройкой корабля из напольного конструктора)

Июнь

Беседа «О чем рассказывают гербы и эмблемы». Рисование герба. Праздник «Сабантуй». Дидактическая игра «Моя семья»

Июль

Беседа «Древние образы в народном искусстве» изображение родной природы «Пейзаж родной земли»

Август

Знакомство с предметами народного быта в музее. Экскурсия в краеведческий музей. Конструирование « Сказочный домик для моей семьи»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Продолжительность проекта - краткосрочный

Тип проекта - информационно-творческий.

Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта:

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.

— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Для педагогов:

— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Форма проведения итогового мероприятия проекта -

Викторина, презентация.

Название итогового мероприятия проекта -

Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».

Продукты проекта:

Для детей:

Коллективные творческие работы

Для педагогов:

— Фотоальбом «Мое село».

— Ширма «Люби и знай родной свой край».

— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

— Консультация , анкета, беседа.

Для родителей:

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Ожидаемые результаты по проекту:

для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания.

II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Ознакомление педагога с методическими материалами по теме.

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Продуктивный

(непосредственная деятельность по проекту)

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу»

Рисование по теме

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Экскурсии:

Краеведческий музей:

Прошлое и настоящее села Истье

Консультации

Памятка для родителей

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов)

Презентация «Моя малая родина»

Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1-я неделя

Беседа с детьми о селе Истье:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу»

Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

Знакомим родителей с историей села.

2-я неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье».

НОД «Дом в котором я живу»

Рассказ воспитателя об истории развития села.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».

3-я неделя

НОД Тема: «Край ты мой любимый».

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село».

Экскурсия к памятнику

Акция «Памятник»- уборка мусора.

Рисование «Мой любимый детский сад».

Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье».

Консультации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

4-я неделя

Беседа «Праздник «Город кузнецов» ».

Рисование «Город мастеров».

Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу».

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

1-я неделя

Презентация к проекту «Моя малая Родина»

Викторина «Моя малая Родина - село Истье»

Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями).

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.

4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.

13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.

14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.

Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»

Актуальность темы :

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине , преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту , где родился человек . Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной , необходимо применить проектный метод . Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей . Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности . Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов . Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине .

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина » для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Тема проекта : «Моя малая Родина » .

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители , воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Цель проекта :

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;

Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

Воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Задачи проекта

Для детей :

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;

Формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России : истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;

Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;

Подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России ; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский : гербом, флагом, гимном;

Для родителей :

Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок» , стенгазеты «Где мы любим отдыхать!» , через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок» ; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия » ;

Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины » .

Прогнозируемые результаты проекта

Для детей :

Повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;

Развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;

Активизация познавательной деятельности в жизни детей;

Проявление творческого, патриотического самовыражения;

Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и

культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Для родителей :

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Улучшение работы по взаимодействию с родителями , активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Дети должны знать и называть :

Герб, флаг, гимн России, столицу;

Герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;

Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;

Называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;

Называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;

Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;

Проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Определение участников проекта , их роль в достижении предполагаемых результатов;

2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы) .

3. Изучение материалов по родному краю, поселку.

4. Сбор и систематизация информации :

Географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;

Символика города;

Предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,

Предметы быта народов;

Дидактические, подвижные игры;

Загадок, пословиц, занимательных упражнений;

Фотоальбомы.

5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.

6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта .

7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.

8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.

10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ .

Приложение №1

Перспективного плана работы по реализации проекта .

Направления

Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :

«История города» . Цель : уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине , к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

«Улицы моего города» . Цель : познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом , двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.

«Путешествие по родному поселку Некрасовской» . Цель : Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.

«Моя малая Родина » . Цель : воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.

Чтение художественной литературы (приложение №3) :

Рассказ М. Пришвина “Моя Родина” . Цель : уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Рассказ Н. Носова «Фантазеры» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.

Рассказ К. Ушинского «Наше отечество» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.

Заучивание стихотворений о родном городе, Родине .

Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему : «Моя малая Родина » .

Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :

Аппликация : «Строим дом многоэтажный» . Цель : познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.

Рисования : «Гжельская посуда» (Роспись гуашью) . Цель : продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.

«Наша – планета Земля» . Цель : углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

Лепка : «Строительство дома» . Цель : формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.

Конструирование : «Дома на нашей улице» . Цель : учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

ООД : «Моя малая Родина » . Цель : продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место , где родился , где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация) ; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Коммуникация «Мой город - моя малая Родина » . Цель : развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город» ; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с

устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине , родной земле.

Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)

«Наша Родина – Россия . Цель : закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России : флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России , к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.

- Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«Узнай и назови герб» . Цель : закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.

«Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

«Знаешь ли ты свой город?» . Цель : закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.

«Назови ласково» . Цель : закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Сюжетно – ролевые игры : «Дом, семья» . Цель : совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

«Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

«Школа» . Цель : расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Магазин» . Цель : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.

Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке) .

- Оформление стенгазеты : «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14) ;

Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия (приложение №7) ;

-Создание фотоальбомов : «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12) ;

Организация и проведение фотосъемок.

- Консультации : Мой город - моя малая Родина .

- Участие в акции : «Синичкин день» (приложение №13) ;

Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5) ;

Выставка детского творчества (приложение №6) ;

Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9) ;

Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10) .

в течении

учебного года

Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.

2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года) .

3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.

4. Организация просмотра тематических видеофильмов.

5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.

6. Консультационный материал для педагогов.

в течение учебного года

Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников : макет городка, картинки о г. Дмитрове;

Подборка и создание картотеки дидактических игр по теме : «Моя малая Родина » ;

Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Моя малая Родина » ;

Конспекты ООД, бесед.

Сценарии праздников, досугов и развлечений.

Консультационный материал для родителей

в течении

реализации проекта

Вывод :

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины , традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

МКУДО Оричевский Дом детского творчества

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Село Коршик - происхождение названия,

зарождение и развитие жизни на селе

Социальный проект по краеведческому направлению.

Вылегжанина Ирина Ивановна

музыкальный руководитель

Координатор:

Панагушина Елена аркадьевна

I Введение

Тип проекта

Актуальность и новизна проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Руководитель проекта

Участники проекта

Срок реализации

II Планируемые результаты

III Материально техническое обеспечение

Финансовое обеспечение

IV Эффективность проекта

V Предполагаемые результаты

VI Схема реализации проекта

Введение

Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время - это граница между прошлым и будущим. А история России - это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. История Вятского края интересна больше вятчанам, а история Коршика - коршанам. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.

Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.

Мы родились в Вятском крае, в селе Коршик. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.

Название села объясняют обычно от слова «коршевать», т.е. выкорчевывать корни деревьев и готовить почву под пашню. Основано оно было в начале XVIII века.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является - частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

Тип проекта

Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски - поисковый, творческий;

Актуальность и новизна проекта

Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:

В осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно - образовательном процессе ДОУ - естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

В определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;

В понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно - духовных качеств личности ребенка

(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Социальная значимость проекта

Проект поможет объединить усилия нескольких социально - культурных институтов: детский сад, администрация поселения, семья, школа, библиотека, ДК, церковь.

Цель проекта

Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.

Задачи проекта

Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая Родина».

Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.

Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.

Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.

Руководитель проекта :

Вылегжанина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.

Срок реализации

Сентябрь - май 2015 год

Планируемые результаты

Подготовка методических пособий:

По ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;

Подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.

Сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),

Подборка материалов о систематизированного художественного слова.

Сбор материала о характерных особенностях нашей местности,

Доступно показать связь родного села со всей страной.

Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.

Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.

Для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

Положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;

Активизация познавательной деятельности в жизни детей;

Проявление творческого, патриотического самовыражения.

Для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания

В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом - мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.

Материально техническое обеспечение

Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.

Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад с. Коршик работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной на основе программы «Радуга».

Финансовое обеспечение

Фотоальбом - 1 шт. 500р.

Фотографии 120р.

Фломастеры 100р.

Цветная бумага 150р

Итого: 890р

Критерии эффективности проекта:

Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;

Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогический опыт интересен коллегам;

Растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.

К деятельности привлечены родители.

Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности

Сроки

Цели, задачи программы

Виды детской деятельности

Ожидаемые результаты

сентябрь

Создание условий для развития игровой деятельности детей.

Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры.

Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции;

Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации

Игровая деятельность

1. Сюжетно - ролевые игры:

- «Детский сад»;

- «Правила движения» ;

- «Профессии моих родителей»;

- «Почта»

2. Дидактические игры: приложение№1

- «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»;

- «Найди предметы»;

- «День рождения»;

3. Коммуникативные игры:

- «Я расту»;

- «Пустим имя по ветру»;

4.Игра-беседа

- «Кем я буду и каким»,

- «Разные профессии»,

Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах - помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно - ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты.

октябрь

формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине

Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине - селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края

Познавательные занятия

- «Путешествие по родной сторонушке»

приложение №2; №2.1;

- «Прогулка с детьми по городу» приложение№3

- «Растительный мир родного края»

- «Животный мир Вятки»

- «Путешествие по городам Вятки»Сотворчество детей и родителей по темам проекта

Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях.

Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей.

Задачи:

Формирование бережного отношения у детей к природе родного края.

Развивать умение замечать изменения в живой природе.

Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.

Формировать умение работать в коллективе.

Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Экологическое воспитание

Беседа о климатических условиях села, города, области

Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Составление экосказки о городе Вятки.

ноябрь

Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме;

Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи;

Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами;

Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.

Изобразительная деятельность

и дизайн

1.Рисование:

- «С чего начинается Родина» приложение№4

- «Выходные в семье»

- «Портреты членов семьи»

- «Мой дом, моя улица»

2. Оформление выставок:

- « Королева осени»

- « Пасха»

- «Мамины руки не знают скуки» » приложение №5

3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.

4. Сотворчество детей и родителей:

Оформление газет, книжек - малышек, составление родословной

Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями.

декабрь

Цель, Организация пространства участка детского сада.

Задачи.

Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек.

Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников.

Расширять представления детей о способах использования снежных построек.

Трудовая деятельность

1.«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)

2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц

3.Конкурс на лучшую ледяную постройку приложение№6

4.Задание на лето: Собрать гербарий растений с. Коршик

5.Привлечение детей родителями для труда на огороде

6.Ручной труд: Поделки из природного материала

Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание.

январь

Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода,

Дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками,

- сформировать интерес к своей родословной,

расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками

Учебная деятельность

1.Познавательные занятия:

- «Состав семьи» (Семь Я),

- «Что такое родословная?», приложение №7 проект старшей группы - воспитатель Поцепкина Г.И.

-«Кто такие родственники и что их объединяет?»

2. Беседы:

- «Любимый отдых членов семьи»,

- «Имена, отчества, фамилии и их значение».

- «Домашний адрес»

3. Игры:

- «Моё семейное дерево»

- «Я путешествую с семьей»

- «Построй дерево и посели в него свою семью»

4.Экскурия

- по детскому саду,

По улицам села,

К памятникам архитектуры села

У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

февраль

Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

Помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

Социальное развитие

1. Экскурсии в лес

2.Экскурсии в библиотеку

3.Знакомство с выставками

4.Организация уголка краеведения в группе

5. Создание презентаций, библиотеки: о г.Кирове, Москве, иллюстраций, наборы открыток

март

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях,

Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Здоровье сберегающие занятия

1. Беседы:

- «Правила безопасного поведения на улице, дороге»

-«Микробы и мыло»

-«Что за чудо огород» проект средней группы воспитатель Скопкарева Н.Н. приложение №8

2. Дидактические игры:

- «Опасно - безопасно»,

- «Полезная и вредная еда»

Дети познакомились с культурными растениями

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород».

апрель

Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере;

Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

Развивать эмоционально - нравственную сферу ребенка средствами народного искусства;

Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

Осуществлять нравственно - эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка.

Художественно-эстетические занятия

Проведение праздников:

- «Праздник детского сада - нашего родного дома»

- «Посиделки на Покров» - посиделки с мамами приложение №9

- «Рождественские посиделки»

- «Масленица»

- «Сороки - встреча весны»

- «Пасха»

- «День защитников Отечества»

Разучивание стихов, песен : о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд.

Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают,

используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности.

Овладевают элементарными музыкально - теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал.

Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

задачи:

Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.

- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

Взаимодействие с родителями

1.Создание эмоционально - благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия.

2. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника»

приложение 11

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье.

4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим»

5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций

Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада;

Повышение педагогической культуры родителей;

Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Результаты работы в ходе реализации проекта:

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.

В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».

2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.

3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.

4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины - селе Коршик».

5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно - воспитательного процесса в частности.

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).

2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.

3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.

4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.

5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.

6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»

7. Интернет ресурсы.

8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.