Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)
Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
(Дети стоят на улице возле центрального входа)
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?
Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.
Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И Ёлочек. Я … (Осень)
Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).
Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?
Хором : Тополь.
Сова:
Кто опять пришёл сюда?
Нет покоя никогда!
Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.
Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.
Итак! Какое сейчас время года? (осень)
А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)
А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)
А что вы о нём знаете?
Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.
Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?
1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.
2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.
3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.
Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?
Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»
«Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашёл его друзья?
Это я, это я, это я!
Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)
Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.
Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)
А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)
Как называется этот большой куст? (сирень)
А что вы о нём знаете?
1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.
2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.
3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.
Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.
Дыхательная гимнастика (по выбору)
Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)
Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!
(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)
Петрушка:
Здравствуйте гости дорогие,
Девки красные и парни удалые!
Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!
Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?
Дети : Берёза!
Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?
1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!
2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.
3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Хозяйка: А почему дерево не падает?
Дети : Корни держат.
Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!
(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)
Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?
Дети : Да!
Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?
Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.
Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.
Дети: Да!
(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)
«Мы капусту рубим, рубим!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту трём, трём!
Мы капусту жмём, жмём!
А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»
Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.
(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)
Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.
Игра «Собери овощи и фрукты»
(Дети расходятся по участку и собирают урожай)
Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».
«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»
Осень:
Так много вы сегодня узнали
Но, наверное, устали
Я вас конечно понимаю
И всех вас осенними гостинцами угощаю!
(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)
Задачи:
Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада;
Создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию;
Узнавать и называть по имени и отчеству сотрудников детского сада;
Владеть соответствующим словарем, отвечать на вопросы
Закрепить порядковый счет до пяти;
Познакомить детей с саленным тестом, сделать из него «сердечки» используя простые, доступные приемы в лепке, украсить изделия;
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход занятия:
I Беседа с детьми
Воспитатель: Дети, вы, куда ходите каждое утро?
Дети: В детский сад.
Воспитатель: После того, как разделись в приемной, куда заходите?
Дети: В группу.
Воспитатель: Как называется наша группа?
Дети: «Капитошка»
Воспитатель: В группе кто с вами занимается?
Дети: (Называют воспитателей и младшего воспитателя по имени и отчеству)
Воспитатель: Что же мы с вами делаем весь день?
Дети: Зарядку, играем, рисуем, лепим и т.д.
Воспитатель: А Елена Николаевна что делает?
Дети: Моет посуду, пол, кормит нас и т.д.
II Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в экскурсию по детскому саду. В начале вспомним правила поведения.
Дети: Нужно тихо разговаривать, не бегать, не мешать другим.
Подходим к кухне.
Воспитатель: Что это за кабинет?
Дети: Кухня
Воспитатель: Кто там работает?
Дети: Повара
Воспитатель: Чем они занимаются?
Дети: Готовят еду.
Воспитатель: Как звать наших поваров?
Дети: Елена Фагиловна и Зоя Николаевна.
Воспитатель: А это группа. Посмотрите на вывеску с рисунком и догадайтесь, как она называется?!
Дети: «Солнышко».
Воспитатель: Здесь дети, какого возраста, старшие или младшие?
Дети: Младшие.
Воспитатель: Они старше нас или младше? На сколько?
Дети: младше на один год.
Воспитатель: Дети, скажите, на каком мы этаже находимся?
Дети: На первом.
Воспитатель: Теперь мы будем подниматься по лестнице. Как мы должны подниматься по лестнице, чтобы не упасть?
Дети: Держаться за перила.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько ступенек?
Дети считают до пяти.
Воспитатель: На какой этаж мы поднялись?
Дети: второй.
Воспитатель: Сколько этажей в детском саду?
Дети: Два
Воспитатель: Значит наш детский сад, какой?
Дети: Двухэтажный
Воспитатель: А это что такое?
Дети: Аквариум.
Воспитатель: А кто здесь живет?
Дети: Рыбки, улитки, водоросли и т.д.
Воспитатель: А для чего нужен аквариум?
Дети: Для красоты, чтобы любоваться рыбками и.т.д.
Воспитатель: Понаблюдайте глазами за рыбками, как они плавают. По величине, какие рыбки?
Дети: Маленькие и большие.
Воспитатель: Давайте пройдем в группу, как она называется?
Дети: (Смотря на вывеску) Группа «Улыбка»
Воспитатель: Здесь, какие дети по возрасту?
Дети: Старшие.
Воспитатель: Они старше или младше вас и на сколько?
Дети: Старше на один год
Воспитатель: А малышей они насколько старше?
Дети: На два года.
Воспитатель: На этом этаже есть еще одна группа. (Идем в группу). Как называется эта группа?
Дети: «Улыбка»
Воспитатель: Эти дети пойдут осенью в школу, их называют подготовительными, по тому, что они готовятся к школе. Сколько на втором этаже групп?
Дети: На втором этаже две группы.
Воспитатель: А на первом этаже сколько групп?
Дети: На первом тоже две группы.
Воспитатель: А сколько в нашем садике всего групп?
Дети: Всего четыре.
Воспитатель: А это чей кабинет?
Дети: Врача
Воспитатель: А как зовут нашего врача?
Дети: Татьяна Николаевна
Воспитатель: Чем она занимается?
Дети: Лечит, ставит прививки, проверяет чистоту в садике и т.д.
Воспитатель: Это что за кабинет?
Дети: Кабинет заведующей.
Воспитатель: Как ее зовут?
Дети: Елена Павловна.
Воспитатель: А чем она занимается?
Дети: Она главная в детском саду. Руководит всеми.
Воспитатель: (дополняет ответы детей) А это чей кабинет?
Дети: Музыкального руководителя.
Воспитатель: Чем она занимается? А как ее зовут?
Дети: Она с нами поет, праздники проводит. Зовут ее Елена Анатольевна.
Воспитатель: А еще дети в нашем саду есть завхоз, ее зовут Галина Федоровна. Она занимается хозяйственными делами. А еще у нас работает кладовщик, зовут ее Ольга Викторовна, как вы думаете, чем она занимается?
Дети: (Варианты детей)
Воспитатель: (дополняя ответы детей) Принимает и выдает продукты. Еще здесь работает кастелянша, ее зовут Наталья Викторовна, она выдает постельное белье, шьет костюмы для праздников и т.д.
Спасибо всем сотрудникам детского сада, за их заботу. Всегда здоровайтесь с ними.
Мы с вами сейчас пойдем в группу и слепим из соленого теста «сердечки». Подарим их работникам нашего детского сада за их заботу.
Мезинова Юлия Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ д/с № 70 "Светлячок"
Населённый пункт:
город Белгород
Наименование материала:
конспект НОД
Тема:
Занятие – экскурсия в средней группе: "Труд взрослых – прачка".
Дата публикации:
23.11.2016
Раздел:
дошкольное образование
Занятие – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере
стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат)
;
рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной
очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать
полотенца).
Ход занятия:
Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения,
попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце,
если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник,
наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас?
(прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
II.
Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в
таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
III.
Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают
бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся
постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной
.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками
прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья.
Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
IV.
Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают
последовательность и выкладывают картинки.
Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он
бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
4. Трудовые действия;
промежуточный
результат.
3.Инструменты и
оборудование;
стиральные средства
2.Предмет (материал
труда) –
полотенце
1.Цель труда
(постирать)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 32»
Творческое
занятие – экскурсия
в средней группе «А»:
«Труд взрослых – прачка».
Составитель воспитатель: ЛеоноваС.В.
г. Нефтеюганск.
Программное содержание:
1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми пословиц и стихотворений о природе.
Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.
Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.
Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.
Оборудование:
По две одинаковые картинки с изображением объектов живой природы, детские рюкзачки, подстилки, мячи, обручи, вода, аптечка, бумажное полотенце.
Сценарий:
Участники похода выходят из детского сада и идут по заранее намеченному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.
Дети и взрослые располагаются на отдых.
Болейка: Наконец-то, пришли! Можно на траве поваляться, поорать во всю глотку, по цветочкам попрыгать.
Здоровейка: Ребята, вы согласны с Болейкой? (Ответы детей). Я так и знал, что вы не такие, как Болейка. Расскажите, как вы будете вести себя в парке. (Дети отвечают) . Правильно, нельзя ничего рвать или ломать. Нельзя кричать и разбрасывать мусор. Мы здесь в гостях у природы, а в гостях нужно вести себя вежливо и уважительно.
Воспитатель: Наши дети именно так ведут себя, ведь они изучают, любят и берегут природу. Даже пословицы знают о природе. Расскажите ребята.
«Для города каждое дерево дорого»,
«Срубить дерево – пять минут, вырастить – много лет»,
«Враг природы тот, кто лес не бережет»,
«Лес – богатство и краса, береги свои леса»,
«Кто с дерева кору снимает, тот его убивает»,
«Одна искра целый лес сжигает»,
«Не мудрено срубить, мудрено вырастить»,
«Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь».
Здоровейка: Молодцы ребята! Давайте играть!
Игра «Найди пару»
Детям раздаются картинки с изображением объектов природы. По команде: «Раз, два, три – себе пару найди!» каждый ребенок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка. Затем дети называют, что изображено на их картинке и что они знают об этом природном объекте.
Болейка: Что-то я устал уже, сил совсем не осталось.
Здоровейка: А вот ребята совсем не устали. Сейчас ты увидишь, какие они ловкие, быстрые, выносливые.
Проводятся эстафеты, в которых берут участие, разделившиеся на несколько смешанных команд дети и взрослые.
Эстафета «Не урони мяч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева, обогнать его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.
Эстафета «Бег парой»
Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.
Эстафета «Прыжки из обруча с обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
Эстафета «Пролезь, не задень обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи боком, держа мяч в руке. обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
Болейка: Вижу, что вы ловкие и сильные ребята. А вот сейчас загадаю вам загадки и проверю, умные ли вы.
Загадки о природе
Весной одевается, осенью раздевается (лес, парк).
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лишь солнца свет обогревал
И дождик поливал.
Он разостлался сам собой,
А называется … (травой).
Летом вырастают, а осенью опадают (листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек (дерево).
Дышит, растет, а ходить не может (растение).
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель, сосна).
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся (гриб).
Воспитатель: Ну что, Болейка, убедился, что наши ребята и загадки умеют отгадывать.
Здоровейка: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать.
Подвижная игра «Кто соберет больше шишек в обруч»
За минуту дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Воспитатель: А ведь наши ребята знают стихи о природе.
Здоровейка и Болейка: Расскажите, пожалуйста.
Дети и взрослые читают стихи о природе. Клоуны одаривают чтецов призами. Устраивается пикник. Затем организовывается сбор природного материала и игра в футбол с родителями (по желанию). Проводится фото и видеосъемка.
Здоровейка: Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Шиповник. А шиповник дерево или куст? Объясните Болейке, почему куст, а не дерево. Шиповник очень богат витамином С, который не позволяет нам болеть. Даже звери и птицы это знают и с удовольствием поедают плоды шиповника. Уж на что лиса мясо любит, а и то шиповник объедает. Малышка-мышка даже на камушек заберется, на цыпочки станет, а дотянется-таки до низко висящей ягоды. Так бы ни одной ягодки не оставалось бы на кусте, да есть у шиповника защита. Присмотритесь, может догадаетесь, какая. Верно колючие шипы. Даже в пословице про шиповник говорится: «Хорош цветок, да остер шипок».
Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад.
В последующие дни делаем фотогазету.
воспитатель 1 категории,
детский сад №16Минобороны России,
г. Вольск — 18, Саратовская область, Россия
Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе
ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .
ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние
осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,
провести наблюдение за осенней природой ,
закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,
вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,
развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.
Вводная беседа
Какое время года наступило?
Какие осенние месяцы знаете ?
Какой месяц осени сейчас ?
Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?
Основная часть (в парке )
Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами
будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.
Пришли в парк .
Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)
Что изменилось в природе с наступлением осени ?
Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?
Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзке на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…
Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.
А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.
А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.
Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой
Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.
Поэтому мы попробуем сделать это руками.
Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить
Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые
или тонкие?
А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,
оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)
А листья большие или маленькие?
Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.
Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом
коричневые, потом только зеленые).
Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие
листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и
предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,
опускаются на землю.
Давайте мы тоже покружимся как листики.
Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.
Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает
деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети
кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .
Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями
берут друг друга за руки и идут змейкой.
Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру
«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.
Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу
воспитателя дети бегут под зонтик.
Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель
Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .