Пословицы о семейном воспитании. Пословицы и поговорки про воспитание. Русские народные и современные пословицы о воспитании

27.03.2019

Пословицы и поговорки

Русского народа

О семье и семейном

воспитании

Пословицы и поговорки русского народа о семье и

семейном воспитании.

  1. Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи.
  2. Одному не страшно, двоим веселее.
  3. Один в поле не воин.
  4. Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.
  5. Дети - благодать Божья.
  6. Мальчик родится - на подмогу, девочка - на потеху.
  7. Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не на учишь.
  8. Умел дитя родить, умей и научить.
  9. Не учась, и лапти не сплетешь. 10.Дорог парень, да не учен.

11 .Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

12.Живи всяк своим умом, да своим горбом.

13.Блудный сын - ранняя могила отцу.

14.Добрый сын всему свету завидище.

15.Дай Бог деток, да дай Бог и путных.

16.Ласковое слово, что весенний день.

17.Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит.

18.Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

19.Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

20.Материнская молитва со дна моря вынимает.

21.Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами - не жить.

22.Корми сына до поры: а придет пора - сын тебя покормит.

23.Все купишь, а отца-матери не купишь.

24.У меня сын мой, да ум у него свой.

25.В сиротстве жить - слезы лить.

26.0т счастья ключи в семье ищи.

27.Один горюет, а семья воюет.

28.В дружной семье и в хмурый день солнце светит.

29.Не нужен клад, коль в семье мир и лад.

30.Нет милее дружка, чем родная матушка.

31.При солнышке тепло, при матушке добро.

32.Сердце матери лучше солнца греет.

33.Человек без семьи, что соловей без песни.

34.Всякой матери свое дитя мило.

35.При солнышке - тепло, при матушке - добро.

36.Родную мать ничем не заменишь.

37.Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.

38.Материнская ласка конца не знает.

39.Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

40.Семья сильна, когда над ней крыша одна.

41.Одному страшно, а семье все нипочем.

42.Семья в куче - не страшна и туча.

43.Краше изба пирогами, а семья любовью.

44.Семьей жить - не лукошко шить,

Семьей жить - обо всем тужить,

Дом вести - не лапти плести.

45.В большой семье, как в пчелином улье: всяк свое дело знает.

46.Семья, что пристань: где бы ни был, а домой тянет.

47.В семье у каждого свое предназначение: хозяином стены крепки, хозяйкой

горница красна, малые детки - всем на радость.

48.Дом вести - не рукавом трясти. 49.У доброй хозяйки и пустые щи вкусны,

а у жадной и медовый пирог горек.


Екатерина Гордеева


Пословицы и поговорки о воспитании детей могут быть использованы для работы с родителями в консультациях , родительских собраниях для повышения педагогических знаний родителей .

1. Добрые дети – делу венец,а плохие дети – делу конец.

2. Один сын – не сын,два сына – полсына,три сына – сын.

3. Маленькие дети тяжелы на коленях,а большие – на сердце.

4. Малые дети спать не дают,а вырастут, так и сам не уснёшь.

5. Человек без воспитания – тело без души .

6. Не чванься отцом – хвались сыном молодцом.

7. Умел сына родить – умей и научить .

8. Кому детей родить , тому их и ростить.

9. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

10. Гни дерево,пока гнётся,учи дитя, пока слушается.

11. Не учила,когда поперёк лавки лежал,а во всю вытянулся – не научишь.

12. Ум придёт да пора пройдёт.

13. От плохого семени не жди доброго племени.

14. Какие корешки,такие и ветки,какие родители ,такие и детки.

15. От свиньи бобры не родятся,а такие же поросята.

16. От яблони яблоко родится , а от ёлки шишки.

17. Сын мой,а ум у него свой.

18. Деньги потерял – ничего не потерял,время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.

19. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

20. Держи голову в холоде,живот в голоде,а ноги в тепле.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки для детей старшего дошкольного возраста» Задачи: Образовательные: 1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества. Развивающие: 1. Развивать навыки связной речи; 2. Способствовать.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Наша редакция составила подборку пословиц и поговорок на тему воспитания. Если вы знаете поговорки, присказки, пословицы, которые не вошли в список, обязательно поделитесь ими в комментариях.

Русские народные и современные пословицы о воспитании

  1. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
  2. Живое слово дороже мертвой буквы.
  3. Хорошему надо учиться три года, а дурному - одного часа достаточно.
  4. Воспитать ребенка - не выпустить цыпленка.
  5. Голодное брюхо к ученью глухо.
  6. Выкормил змейку на свою шейку.
  7. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  8. Побои мучат, а не учат.
  9. Смолоду прореха — под старость дыра.
  10. Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
  11. Человек без воспитания - тело без души.
  12. Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
  13. Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
  14. К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  15. Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
  16. Человек без воспитания - что тело без души.
  17. Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
  18. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  19. Что посеешь, то и пожнешь.
  20. Наказывать легче, чем воспитывать.
  21. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  22. Дурака учить — решетом воду носить.
  23. Сумел родить, сумей и воспитать.
  24. Повторенье — мать ученья.
  25. Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
  26. Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
  27. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
  28. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  29. Понукание - не воспитание.
  30. Не штука проучить, а штука научить.
  31. Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  32. Воспитывай лаской, а не таской.
  33. Не всё таской, нужно и лаской.
  34. Не хлебом единым сыт человек.
  35. Ум и воспитание - братья-близнецы.
  36. Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
  37. Учение образует ум, воспитание - нравы.
  38. Кто от кого, тот и в того.
  39. Не выучит школа, выучит охота.
  40. Верная указка - не кулак, а ласка.
  41. Воспитай старшего, а младший сам научится.
  42. Доброму одно слово пуще дубины.
  43. Человек не для себя родился.
  44. Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  45. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
  46. Капризен в детстве - уродлив в старости.
  47. Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
  48. Сын хорошим не родится, а воспитывается.
  49. У семи нянек дитя без глазу.
  50. Красна птица перьем, а человек ученьем.
  51. Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
  52. Написано пером — не вырубишь топором.
  53. Человек неученый — что топор неточеный.
  54. Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
  55. Детушек воспитать - не курочек перещипать.
  56. Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
  57. Диплом имеет, а дела не разумеет.
  58. Не гонкой волка бьют, а уловкой.
  59. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  60. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
  61. Учи других и сам научишься.
  62. У доброго батюшки добры и детки.
  63. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
  64. Один добрый пример лучше ста слов.
  65. Не выучит школа — выучит охота.
  66. Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
  67. Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
  68. Верная указка — не кулак, а ласка.
  69. Не силою дерутся, а умением.
  70. Детушек воспитать - не курочек пересчитать.
  71. По ученику и об учителе судят.
  72. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
  73. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
  74. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
  75. Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
  76. Кто много знает, с того много и спрашивается.
  77. Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
  78. Сытое брюхо к ученью глухо.
  79. И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  80. Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
  81. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  82. От умного научишься, от глупого разучишься.
  83. Воспитывай детей с детства.
  84. Неразумная опека хуже беспризорности.
  85. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  86. Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  87. Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
  88. И к худу и к добру приучаются смолоду.
  89. Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет - братом.
  90. Ум не имеет цены, а воспитание - предела.
  91. Умел дитя родить - умей и научить.
  92. Сперва аз да буки, а потом науки.
  93. Не учась и лаптя не сплетешь.
  94. Водила за ручку - получила белоручку.
  95. Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
  96. Недалеко от дерева яблочко падает.
  97. Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
  98. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  99. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  100. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
  101. Как постелешь - так и поспишь.
  102. Что посеешь - то и пожнешь.
  103. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
  104. Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется - трудно будет.
  105. Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  106. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  107. Хороший пример – наилучшая проповедь.
  108. Не корми калачом, да не бей кирпичом.
  109. Немой упрёк тяжелее сказанного.
  110. У семи нянек дитя без глаза.
  111. Без строгости и щенка не вырастишь.
  112. Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  113. Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
  114. Добрый пример лучше ста слов.
  115. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
  116. Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  117. Пожалеешь розгу - испортишь ребенка.
  118. Хорошая порка еще никому не помешала.
  119. Каков привет - таков ответ.
  120. Умному слово пуще дубины.
  121. Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
  122. Добро добро покрывает.
  123. На хотенье есть терпенье.
  124. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  125. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  126. Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
  127. Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.
  128. Любовь - это не обязательно дети, но дети - это обязательно любовь.
  129. На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
  130. Непросто поставить детей на ноги - особенно ранним утром.
  131. Родился сам - помоги другому.
  132. Счастливые родители - выспавшиеся родители.
  133. Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
  134. Хорошо воспитанные дети - это не клад, а клад из кладов.

Пословицы и поговорки народов мира (дополнение)

  1. Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)
  2. Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская поговорка)
  3. Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется. (арабская поговорка)
  4. Сильный победит одного, знающий — тысячу. (башкирская пословица)
  5. Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыгейская)
  6. О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)
  7. Хорошее воспитание - лучшее наследство. (татарская)
  8. Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)
  9. Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)
  10. Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся. (таджикская пословица)
  11. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
  12. Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)
  13. Глухой знает, что услыхал, слепой — что поймал. (туркменская пословица)
  14. Знание — венец на голове. (персидская пословица)
  15. Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
  16. Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)
  17. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армянская)
  18. Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная поговорка)
  19. Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)
  20. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать - и подавно. (лезгинская)
  21. Самое прекрасное - это учение и воспитание. (татарская)
  22. Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)
  23. Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)
  24. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. (азербайджанская)
  25. Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью - будет кроить халаты. (казахская)
  26. Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)
  27. Короли властвуют над людьми, а ученые — над королями. (арабская пословица)
  28. Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыгейская)
  29. Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)
  30. В науку нет коротких путей. (японская пословица)
  31. Одна речь — еще не ученость, одна буря — еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)
  32. Ум и воспитание - братья-близнецы. (узбекская)
  33. Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. (японская пословица)
  34. Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)
  35. С человека надо требовать — тогда он будет человеком. (немецкая пословица)
  36. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (монгольская пословица)
  37. Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. (грузинская пословица)
  38. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)
  39. Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
  40. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)
  41. Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
  42. Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

Пословицы начинают изучать еще в детском саду. Обычно их подбирают в соответствии с темой занятия, чтобы закрепить у детей полученные знания. Также народная мудрость помогает в формировании абстрактных понятий — добро, честность, справедливость и другие. Поэтому детей еще в дошкольном возрасте знакомят с пословицами о добрых делах.

  1. Обогащение словарного запаса — детей знакомят с устаревшими словами, которые теперь не употребляются вовсе или их используют редко. Тем самым они расширяют кругозор ребенка.
  2. Улучшают связную речь. Пословица — это краткое и емкое предложение. Дети на их примере учатся составлять лаконичные предложения, смысл которых будет понятен всем. А из-за того, что длина высказывания небольшая, ребенок должен подмечать самое важное в предмете или явлении.
  3. На примере пословиц дети учатся объяснять абстрактные понятия. Также это является хорошей подготовкой к дальнейшему пониманию смысла сказок и рассказов.
  4. Помогают в работе над улучшением дикции. Проще проследить за четкостью небольшого количества слов, чем во время пересказа. Поэтому педагоги часто используют пословицы на начальных этапах работы над улучшением темпа речи и дикции.
  5. Логопеды подбирают также пословицы в соответствии с отрабатываемым звуком. Таким образом, народная мудрость является прекрасным речевым материалом для отработки правильного звукопроизношения.

Конечно, дошкольников знакомят не только с пословицами о добрых делах. Просто с понятием «добро» детей начинают знакомить еще в раннем возрасте путем чтения сказок, стихотворений и народных мудростей.

Одна из самых известных пословиц о добре

Некоторые народные высказывания о добрых делах настолько часто употребляются в речи, что люди даже не задумаваются о том, что это часть устного народного творчества. И конечно, люди могут употреблять такие выражения, не задумываясь о том, уместно ли их использовать. Это можно просмотреть на примере одного известного выражения.

Что значит пословица «Доброе дело крепко»? Это означает, что дело, которое делается с хорошими мыслями или для благой цели, будет прочным. Потому что люди всегда долго помнят хорошие дела.

Народная мудрость о доброте

Ниже будет написано несколько пословиц о добре. Ведь нужно же понять, что означает это понятие, прежде чем решать, хорошее ли дело сделал человек.

«Добро наживай, а худое избывай» — это значит, что нужно помнить только хорошие вещи. А все худое надо забывать, потому что если только его вспоминать, то человек не будет чувствовать себя счастливым. А от хорошего весь мир и окружающие люди кажутся добрее.

«С добрым жить хорошо» — с хорошими людьми всегда хочется общаться. Они, словно лучик света, озаряют жизнь. Так же и знание того, что человек сделал полезное дело, согревает, потому что оно могло сделать жизнь других лучше.

Можно привести еще много пословиц о добре и добрых делах. Но они все помогают ребенку понять, что нужно делать хорошие вещи от всего сердца, заботиться об окружающих, только тогда дела можно считать добрыми.

О важности добрых дел

Конечно, взрослым нужно объяснять малышам, какое дело считается хорошим. Ведь у детей еще нет четкого понимания таких абстрактных понятий. Пословицы о добре и добрых делах помогают сформировать более четкое представление.

«Жизнь дана на добрые дела» — нужно стремиться делать в жизни хорошие вещи. Тогда о человеке всегда будут говорить хорошо, а жизнь станет счастливее от осознания того, что вы помогли другим. Пословицы о добре и добрых делах показывают ребенку всю важность таких дел. И так малыш с ранних лет старается заботиться и помогать окружающим.

Важнее всего быть добрым человеком

Пословицы о человеке и его добрых делах должны быть одной из опор в воспитании. Они являются отражением мудрости народа, накопленной веками. И важно познакомить ребенка с этой мудростью.

«Добрый человек придет — словно свет принесет» — про таких людей обычно говорят, что они словно светятся изнутри. Все знают, что одно хорошее дело или любая приятная мелочь способно поднять человеку настроение. Люди с хорошими чистыми помыслами кажутся красивыми, потому что их освещает внутренняя красота.

«Доброму человеку что день, то и праздник» — такие люди всегда радуются новому дню, потому что они делают хорошие дела, благодаря которым мир становится лучше. Они умеют находить приятное в мелочах и учат этому других. Поэтому для них любой день — это праздник.

Часто можно встретить в пословицах о добрых делах и упоминание о добром человеке. Поэтому очень хорошо познакомить ребенка с этой частью народного творчества.

Значимость слова

В пословицах о добре и добрых делах можно найти упоминание о том, что и словом можно творить добро. Все писатели знают, что правильно и вовремя сказанным словом можно помочь человеку. Об этом, конечно, знал и народ, поэтому среди пословиц и поговорок о добрых делах можно привести пример и о силе доброго слова.

«Ласковое слово, что весенний день» — когда человеку говорят хорошее, он начинает чувствовать, что о нем заботятся, жизнь начинает играть другими красками. Доброе слово согревает людей, словно солнышко.

Взрослые должны и своим примером показывать детям всю важность добрых дел. Чаще желайте людям добра, помогайте другим. И тогда мир станет добрее и лучше.

В науку нет коротких путей.

Всяк мастер на выучку берет, да не вякий доучивает.

Голодное брюхо к ученью глухо.

Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Диплом имеет, а дела не разумеет.

Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят.

Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг.

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь.

Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.

Мудрец известен знаниями, а не происхождением.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Не выучит школа, выучит охота.

По ученику и об учителе судят.

Повторенье — мать ученья.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь.

Сытое брюхо к ученью глухо.

Учи других и сам научишься.

Человек неученый — что топор неточеный.

Афоризмы и цитаты про воспитание

А.С.Макаренко «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему…»

В.А.Сухомлинский «Дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания».

В.Гюго «Быть полезным – это только быть полезным, быть прекрасным – это только быть прекрасным, но быть полезным и прекрасным – это значит быть великим».

А.С.Макаренко «Не может быть самоуправления, без коллектива и коллектива без самоуправления».

Восточная мудрость «Оглядываясь в прошлое – снимите шляпу; заглядывая в будущее – засучите рукава».

Д.С.Лихачев «Самая большая ценность – жизнь».

Катон Старший «Овладей делом, слова найдутся».

Д.Локк «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию».

М.Горький «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».

Д.И.Писарев «Воспитывать — значит приготовлять к жизни… Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы».

К.Прутков «Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание».

Платон «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Ж-Ж Руссо «Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость».

К.Д.Ушинский «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

И.В.Гёте «Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой».

С.Смайлс «Лучшая школа дисциплины есть семья».

А.Грамши «Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина».

В.А.Сухомлинский «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А.Сухомлинский «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».

Пословицы и поговорки о воспитании, собранные В.И.Далем

Грамоте учиться всегда пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не красна книга письмом, красна умом.

Написано пером, не вырубить и топором.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Идти в науку - терпеть муку.

Без муки нет и науки.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Корень учения горек, да плод его сладок.

На этой странице представлены пословицы и поговорки русского народа о детях и родителях, матерях, отцах, сыновьях и дочерях, собранные Владимиром Ивановичем Далем.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.
Сталась двоечка (т. е. чета), так будет и троечка.
Пошел весной заяц сам-друг в поле, а воротился сам-десят оттоле.
Бабенка не без ребенка. Не по-холосту живем: Бог велел.
Живот болит, а детей родит. Горьки родины, да забывчивы.
Взяли ходины (бабку), не будут ли родины.
Бабка походит - всему делу пособит.
Не довелось бы ей скоро поросенка манить (от сказки).
Бог с милостию, а бабка с руками.
При муках роженицы обводят ее трижды вокруг стола, растворяют царские врата, заставляют мужа песок боронить и пр.
Жена родит - муж песок боронит (от обычая).
Не крещен, так и Богдан (всех ребят до крещения зовут Богданами).
Бака на кашу зовет (т. е. на крестины).
Кашка на ложки, а молодец на ножки (приговаривают).
За кашку грош отдать, младенец жить будет.

Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить).

Как в поле туман, так ему счастье-талан (слова повитуха за кашей).
Положить роженице на зубок. Позолотить, посеребрить зубок.
Бабке на масло (от обычая на крестинах).

Крещение младенца. Картина П. И. Коровина

Родильная ложка с солью, с перцем (от обычая потчевать отца новорожденного ложкой каши, круто посоленной и наперченной).
Солоно и горько рожать (приговаривает бабка, подавая отцу новорожденного ложку каши с солью и перцем).
Если воск с закатанным волосом при крещении тонет в купели, младенец жить не будет.
Если дети умирают - пеленают после крещения на том месте, где стояла купель (нижегор.).
Беременная не идет в кумы (крестник умрет).
Если первые три месяца беременности легки - родится мальчик, тяжелы - девочка.
Если плод на правой стороне, если мать сидя протягивает правую ногу, коли ест хорошо всякую пищу - родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод о левом боку и причуд много - девочка.
Мать левой ногой вперед выступает - мальчик родится, правой - девочка.
Он не родился: его просто ворона в пузыре принесла.
Новорожденное в крещеную веру вводится от хлеба-соли.
Когда ребенка понесут крестить, то ставят на окне, как для покойника, стакан воды (курск.).
По воду для крещения ходят без коромысла, чтоб крестник не был горбат.
Наступил на ногу - кумиться будешь.
Имя преподобного (в крещении) - к счастию младенца; имя мученика - к несчастию (астрах.).
Детей отымать от груди в такой день, когда нет св. мученика.
Внучке на здоровье, а бабушке (шептухе) пирог.
Размыть руки (кончить дело: от обряда на крестинах, где бабка и роженица размывают руки, прислуживая друг другу, и вторая одаривает первую).
Это мое: купите, будете есть (говорит бабка на крестинах, подавая кашу).
Дарить бабушку за кашу (на крестинах).
Выкупай каждый свою ложку (от обряда каши при крещении).
Если гости на крестинах не доедят каши своей, то крестник будет рябой.
Как видели под крестом, так бы видеть и под венцом (поздравляют родителей кумовья).
Дай Бог вспоить, вскормить, богато запоручить (с новорожденною дочерью).
Стоять ему (новорожденному) и бодриться, как деньга торчмя торчит (на крестинах втыкают деньги в пирог. Твер.).
Чтобы крестник такой большой вырос (говорят кумы, кладя на полку коврижку. Ворон.).
Так бы наш Ванька подпрыгивал (говорят на крестинах, выплескивая часть вина на потолок. Астр.).
Чтобы дитя раньше ходило, провести его по полу во время утрени св. Пасхи.
На очеп (колыбельный) ничего не вешай, - ребенок спать не будет.
Для оката ребят водой, от крику, кладут в воды печины (золы) из трех печей: избной, горничной и банной (Чердынь).
От крику детей окачивают водой на родимом месте (Чердынь).
Щекотиха, будиха, вот тебе лучок (или: прялица): играй, а младенца не буди (от детского крика кладут ему под голову - мальчику лучок со стрелой, девочке прялицу. Чердынь).
Из баньки да в ямку (приговор злых людей к смерти новорожденного).
Кто, пообедав и перекрестясь, опять сядет есть, у того крестники мрут.
Коли дети не стоят - бери первого встречного в кумовья.
Не стоят (не живут) дети, так выбивать косяки (выбив косяки с дверью, заставляют хозяйку рожать в сенях: бабка подает младенца задом в избу и задом его принимают. Нижегор.).
У кого умрет ребенок, до Преображенья не есть яблок (чтобы дали детям на том свете).

О роженице в муках никто знать не должен.

Родильница должна мучиться за душу каждого человека, который знает, что она в родах (почему это и должно быть тайной).
Класть роженице под подушку.
На родильнице не должно быть ни одного узла (для чего даже и косу расплетают).

Не постилай скатерти вдвое: двойников (двойняшек) родишь.

Новорожденного принимают в решето (астрах.).
Новорожденного принять в отцовскую рубаху, чтоб отец любил, и положить на косматый тулуп, чтоб был богат.
Калач на сосок да мыла кусок (при поднесении родильнице денег).
Если рубашку, в которой крещено первое дитя, надевать по очереди на всех последующих, то все полюбят друг друга (белор.).
Плодятся и множатся, что голуби. Бойконько - детей многонько.
Ребята, что мокрицы, от сырости разводятся (о бедняках).
Был бы коваль да ковалиха - будет и этого лиха (детей).
Мальчик с пальчик. Мальчишко с пальчишко.
Малые ребята, косые заплаты, через напыльник повисли, слюни закисли.

Оленка в пеленках, Никитка у титьки.
Окульки в люльках, Оленки в пеленках.
Два сидня, два лежня, два поползня (дети).
Детки почаски, едят из одной чашки.
Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.
Хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу).
Татьяна хромонога, народила детей много.
Прежде одну свинью кормили, а теперь с поросятами (о снохе).
У кого детей нет - во грехе живет (чтобы Бог простил, приемыша берут).
Не умела родить ребенка, корми серого котенка.
Ласкай и кота, коли не родила дитя.

Деток родить - не веток ломить.

После родов женщина десять дней в гробу стоит (т. е. больна).
Дай, бог, кому детей родить, тому их и вскормить!
Чем терять, так лучше б не (так не дай, бог) рожать.
На смерть детей не нарожаешься.
На яму дрязгу не нахламишься, на смерть детей не нарожаешься.
На рать сена не накосишься, на смерть детей не нарожаешься.
У самой семеро по лавкам и все седуны. Мал мала меньше.
Много бывает, а лишних не бывает. Много есть, да лишних нет.
Рыбку да утку встанью взять, а малых деток Бог дает.

Дети, дети, да куда ж мне вас дети?

Хороши ягоды с проборцем, а дети с проморцем.
Детки - радость, детки ж и горе.
Без детей тоскливо, с детьми водлнво (вередливо).
С детьми горе, а без них вдвое.
Без них горе, а с ними вдвое.
Без детей сухота, с детьми перхота.
Первые детки - соколятки, последние - воро-нятки.
Когда меня мать рожала, как три года дрожала (похвальба).

Первый сын Богу, второй царю, третий себе на пропитание.
Один сын - не сын, два - не кормильцы.
Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын.

У кого детки, у того и заботы (и бедки).
Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи.
Детушек воспитать - не курочек пересчитать (перещипать).
Валяй, дети: отец в ответе.
Маленьки детки - маленькие бедки, а вырастут велики - большие будут.
Детки - на руках железа (или: мозоль).
Детки маленьки - поесть не дадут, детки велики - пожить не дадут.
Детки поспели - отца, мать до веку доспели.
Детки подросли - батьку растрясли.

Малые дети съесть, а большие износить не дадут.

Малые соткать, а большие износить не дадут.
Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.
С малыми детками горе, с большими вдвое.
Дети возмужают - батьку испугают.

Умел дитя родить, умей и научить.

Отнино (отеческо) слово и по сказке правдит (т. е. и в сказках об этом говорится).
Дай, бог, деток, да дай и путных!
Работные дети отцу хлебы.
Не вскормивши малого, не видать и старого.
Наказуй детей в юности, успокоят тя на старости.
Не съел дед отца, не съест отец и тебя молодца (т. е. журьбой или как нахлебник).
Розгой в могилу ребенка не вгонишь (не упрячешь), а калачом не выманишь.
Каковы где дядьки, таковы и дитятки.
У доброго дядьки (батьки) добры и дитятки.
Детям не порча игрушка, а порча худая прислужка.
Кормилица привередливей барыни.
Матушкин сынок. Матушкин запазушник.
Засиженное яйцо всегда болтун (т. е. баловень).
Детки за игрушки, а матки в ссору.
Дитятку за ручку, а матку за сердечко.

Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки пазухи (или: две) прорвали - от матки прячучи.
Подите-тко, дети, в чужие клети (т. е. воровать).
Здоровы б были детки, есть кому лезть в чужие клетки.
Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен.
Ребенок, что поросенок. Ребенок, что жеребенок.
У ребят, что у зайчат: по два зуба.
Он бога не знает, а бог его любит (младенец).
Растет, как пшеничное тесто на опаре.
Как тесто на опаре киснет. Растет - как из корня идет.
Лежень лежит, а все растет. Растет, как из воды идет.
Растут детки, как грибки (как дождевички).
У младенцев до году ногтей и волос не стригут.
Ребенок растет в день на одну мачинку, в год на пяденьку (а каждый раз, когда мать ударит его по голове, он на мачинку сседается, оттого упрямые малорослы).
Сосун - не век сосун, через год стригун, а там пора и в хомут.
Сын да дочь - красные детки.
Сын да дочь - домашние гости.
Сын да дочь - день да ночь (и сутки полны).
Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц.
Сын да дочь, да и тех кормить невмочь.
Сын - домашний гость, а дочь в люди пойдет.
Сын на сени не посадит, а дочь с сеней не ссадит (т. е. сын не обездомит, сын не презрит).
Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.
Сына корми - себе пригодится; дочь корми - людям снадобится.
Материна дочь - отцова падчерица (т. е. мать любит, так отец не любит).

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
Кто красен дочерьми да сынами в почете, тот в благодати.
На старость печальник, на покон души поминщик (т. е. сын).

Добрый сын всему свету завидище.

Который палец ни укуси - все одно: все больно (дети).
И змея своих черев не ест. Огонь горячо, а дитя - болячо.
У кошки котя - тоже дитя. У суки щеня, и то дитя.
У княгини ребя, у кошки котя - таково же дитя.
У книгяни княжа (княжата), у кошки котя (котята) - тоже дитя.
Узнала-де свинья свое порося.
Счастливая дочь - в отца, а сын - в мать.
Матушкин сынок, да батюшкин горбок (и баловень, и упрям).
Свое дитя и горбато, да мило. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
Не мы на детей находим (походим), они на нас.
На чужой горбок не насмеюся; на свой горбок не нагляжуся.

Свой дурак дороже чужого умника.

Дитя худенько, а отцу, матери миленько.
Свой бороноволок дороже чужого работника.
Сладка беседа чад своих. Всякому свое дитя милее.
У кого детки, у того и ягодки.
Каков ни будь сын, а все своих черев урывочек.
Болезнь утробы моея (сын или дочь).
Родился сын, как белый сыр.
У всякого первенец родится: во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды.

Кто девку хвалит? Отец да мать.

У кого девка хороша? - У матки. - У кого сын умен? - У батьки.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Не наказанный сын - бесчестие отцу.
Гладенькая головка (щеголь) - отцу-матери не кормилец.
Дети крадут, отец прячет. Дети воруют, мать горюет.

Народила, да не научила. Нарожать нарожала, а научить не научила.

Сын матери солжет, а старой бабе не солжет.
Любимого сына жезлом. Дал бог сыночка, дал и дубочка.
Одно чадо, да и то чало. От сына дурака не хлеба колоба.
Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь.
Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь.
Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Живем - не люди, а умрем - не родители.
Сам пьян, а дети голодны. Сам шатун, дети пошаточки.

Блудный сын - ранняя могила отцу.

Батька горбом (нажил), а сынок горлом (прожил).
Дети отца бьют, на себя запас пасут.
Не поживут дней своих, иже прогневят отца и мать.
Покояй матерь свою волю божию творит.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и бог тебя не оставит.
Родительское слово мимо (на ветер) не молвится.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына.
На старости две радости: один сын - вор, другой - пьяница.
Ни себе на радость, ни людям на послугу (нарожал).

Отцу-матери бесчестье - роду-племени покор.

Родилось чадушко, старше бабушки (умничает).
Матернее сердце в детках, а детское в камне.
Детки про щепки, а матка про детки.
Детки за клетки, а матки за ветки.
Детки за клетки, матки за детки, а батьки за матки.
Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.
Высидела курица утят, да и плачется с ними.

Детки хороши - отцу, матери венец, худы - отцу, матери конец.

Дай Бог батюшке здоровья, а детки все в промыслу.
У кого детки, у того бедки.
Мать деткам - да вижу их редко: сидят в разных клетках.
Уродила мать, что и земля не примат.
Уродила мама, что не примает и яма.
Сын запоет - и отец не уймет. Сын мой, а ум у него свой.
Что за уряд, чтоб отца, мать не унять?
Дал Бог отца, что и родного сына не слушается.
Уродился - ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Сударики-братцы, помогите с бачкой драться!
Наш Антон не тужит о том: мать умирает, а он со смеху помирает.
Отца похоронил, будто с поля убрался.
Отца-мать попрятал, в свою голову завякал.
Не до поросят свинье, коли самое палят (смалят).
На что отец, коли сам молодец.

Корми сына до поры: придет пора - сын тебя покормит.

Кормил до усов, корми и до бороды (из сказки: говорил сын отцу, т. е. корми до возмужалости).
В глупом сыне и отец не волен.
Глупому сыну не в помощь наследство (не впрок богатство).
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Будет с нас, не дети у нас; а дети будут - сами добудут.
Наследники плачут, что мало им осталось.
Плачет отец по сыну, что мало денег оставил.
Паси, чтоб вскормить; не паси, чтоб озолотить.
Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.
Тот не умирает, кто детей не покидает.
Отца с матерью Господь прибирает, а к детям пристателя приставляет.

Бог - заступник сирым и вдовым.
Сирый да вдовый плачут, а за сирого да вдового бог на страже стоит.
За сиротою сам бог с калитою.
Дал бог роток сиротинке, даст и кусочек.
В сиротстве жить - слезы лить.
Маленьких сирот кормить не хочется (не скоро отработают).
Сиротинка, поди на чужбинку! На сиротах свет стоит.
Не подавай за ворота, коли свой есть сирота.
Не строй церкви, пристрой сироту!
Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Хорошо, как и при старости отец.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Есть старый (отец) - убил бы его; нет старого - купил бы его.
Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.
Коли умер бачка, некстати и мачка.
Мать при сыне не наследница (не вотчинница).
Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота.
Отцов много, а мать одна (т. е. отца легче заменить).
Была кабы матка, была б и увятка (т. е. пища).
Пчелки без матки - пропащие детки.
Житье сиротам, что гороху при дороге: кто мимо идет, тот и урвет.
Тогда сироте и праздник, когда белую рубаху дадут.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Как Бог до людей, так отец до детей.
Бог до людей, а отец до детей.
Держись, как за родного отца!
Птица радуется весне, а младенец матери.
У кого есть матка, у того голова гладка.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Мой крута-гора высокая, крепка стена белокаменна (отец).
Днем денна моя печальница, в ночь ночная богомольница (мать).
Мать праведна - ограда каменна.
Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.
Молода жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.
Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матери.
Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
Живы родители - почитай, померли - поминай!
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Отцовская клятва сушит, а материна коренит.
Материнская молитва со дна моря вынимает (достает).
У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме).

Материи побои не болят. Мать и бия не бьет.

Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.
Мать и высоко подымет, да не больно опустит руку.
Наемная рука хорошо бьет ребенка, да плохо ласкает.
Своя матка и бьет, да не пробьет, а чужая гладя прогладит.
Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет.
Кулаком да в спину - то и приголубье сыну.
Умный сын - отцу замена, глупый - не помощь.
Как в поле трава растет, так бы твое добро росло (говорит отец, благословляя и оделяя сына, что всегда делается в новолуние).
В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется - трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Водила за ручку - получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.

Любовь - это не обязательно дети, но дети - это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги - особенно ранним утром.

Родился сам - помоги другому.

Счастливые родители - выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

(Иммануил Кант)

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

(Лев Толстой)

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

(Платон)

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

(Януш Корчак)

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

(В. А. Сухомлинский)

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

(Коменский Я.)

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

(Ушинский К. Д.)

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

(А.С. Макаренко)

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

(Ж.Ж. Руссо)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

(К.Д. Ушинский)

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО , предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний. Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» - останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени. Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца. На вопросы, обращенные к группе, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,- формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Средняя группа. Продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца. При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.

Старшая группа. Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его, и товарищей, работает, не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними . В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память. Например, игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка» и др.

Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполненном задании, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контролировать работу друг друга. Например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.

На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу - в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса. В каждом конкретном случае определяют, что должны сделать дежурные по занятию и что - каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.

Таким образом, в старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произвольного, внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Подготовительная группа. Дети подготовительной группы должны самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника на прогулке, провести подвижную игру. За успешное выполнение поручения ребёнка необходимо поощрить. Руководя развитием самостоятельности у детей, воспитатель учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия. Развитие самостоятельности связано с усложнением мотивов деятельности. В подготовительной группе мотивация её проявляется, например, в том, что ребёнок не только хочет выполнить задание хорошо, как учит воспитатель, но и получить высокую оценку, утвердиться в правильности решения задачи. Дети оценивают результаты своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду они приобретают достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности. Правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность её выполнения, рационально использовать время, работать в определённом темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр.

Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками.

Если ребёнок в дошкольном возрасте освоит доступные ему виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет заниматься ими в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществлением которого занимается физинструктор.

Основополагающим принципом современного обучения в ДОУ является воспитывающее и обучающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить её, умение действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задач, способность к самоконтролю, оценке и самооценке.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребёнка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определённые усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения, стремления добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определённом темпе, повышается работоспособность.

Большое значение в осуществлении принципа развивающего обучения имеет руководство взрослым процессом выполнения задания, его оценка. При оценке работы он должен интересоваться не только её результатом (рисунком, аппликацией, составленным рассказом и т. д.), но и с умственными усилиями, затраченными ребёнком, его старанием, самостоятельностью, увлечённостью делом. Правильная оценка всегда является воспитывающей. Важно также учитывать уровень овладения ребёнком данным видом деятельности, чтобы не только лучше видеть его продвижение, но и сказать ему об этом. Обдуманный анализ, проводимый в тактичном тоне, поможет ребёнку понять свои успехи и ошибки, добиваться лучших результатов.

Анализ и оценка работ вместе с исполнителем способствует формированию у него важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т. д.).

Более сложной становиться и организация коллективного труда. Дети работают по бригадам под руководством бригадира, назначенного воспитателем или выбранного дошкольниками. Правильно поставленное трудовое воспитание во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Но нельзя забывать, что основной деятельностью детей остаётся игра. Рекомендуется приобрести настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировке в пространстве, развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности и не забывать читать детям книги по возрасту.