Грамотно простроенный труд - источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд - основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы.
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.
Виктор Гюго
Стратегическая цель трудового воспитания - формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
Мотивы детского труда могут быть разными:
Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.
В работе с малышами необходимо развивать у них элементарные навыки самообслуживания
Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:
https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc Video can’t be loaded: Трудовая деятельность в детском саду, группа № 8 (https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc)
Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:
Алгоритм работы со слабослышащими детьми:
Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):
Уровни оценивания:
Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках
Воспитатель:
Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель:
А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"
2. Мишка с мешком.
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).
Воспитатель:
Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка:
Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Воспитатель:
Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Основная часть
1. Игра "Стираем".
Физкультминутка (Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день.
И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
И снова на работу готовы ли идти?
2. Беседа о процессе труда.
Воспитатель:
Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка:
Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Воспитатель:
Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
3. Готовим рабочее место.
Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
4. Процесс труда.
Самостоятельный процесс труда.
Воспитатель:
Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Заключительная часть
Минутка тишины (стихи).
Воспитатель:
Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Воспитатель:
Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
3. Оценка результата труда.
Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель:
Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Мишка: Спасибо вам!
Конспект занятия по трудовому воспитанию "Золушка "для детей старшей группы
Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей ДОУ и хозяйственно - бытовой труд в старшей группе.
Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в
группе:
Вытирать пыль
Мыть игрушки
Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, палочки для
разрыхлителя.
Клеенчатые фартуки, Кукла Золушка.
Предварительная работа.
Чтение сказки
«Золушка»
После сна дети одеваются и выходят из спальни.
Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности.
Столы покрыты клеенкой. На одном столе тазик с водой
для мытья игрушки, а в другом тазик с водой для
протирания пыли, комнатные растения, палочки для
разрыхления, тряпочки. На спинках стульев клеенчатые
фартуки.
На кресле спит кукла Золушка.
Воспитатель: Дети, когда вы спали, наша Золушка хотела успеть
сделать уборку в группе и пойти в бал. Но видимо
она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или
сами попробуем за нее все сделать?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке
рассортировать крупу, убираться в доме.
Дети: Мыши и голуби.
Воспитатель: Правильно дети, давайте мы, тоже наденем фартуки
и превратимся в мышек и голуби. Мышками у нас
будут - мальчики, а голуби- девочки.
Мышки будут разрыхлять землю комнатных
растений, и протирать пыль с них. А голуби мыть
кухонную посуду и вставлять их по полочкам.
Вспомним, как надо выжимать тряпку (чтоб вода в
тряпке не осталось), как разрыхлять землю
(аккуратно, не повреждая корни).
Дети делятся и начинают каждое свое дело.
По ходе работы воспитатель подходит к мышкам (мальчикам и напоминает, что разрыхлять землю надо аккуратно, не сыпать на пол).
Подходит к голубям (девочкам) подсказывает поочередность работы. Двое-трое моет посуду, столько же девочек протирают сухими тряпочками, остальные красиво вставляют на полочки кухонного уголка.
После работы дети убирают за собой, тряпочки ставят сушиться.
Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.
Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня. Сейчас я
спокойной душой пойду на бал.
Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми смотрит за результатом работы, за чистой группы.
Воспитатель: Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке. А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.
1. А. М. Виноградова, Г. Н. Година. « Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду». Москва « Просвещение» 1987г.
2. В. Г. Нечаева. « Воспитание дошкольника в труде». Москва « Просвещение» 1983 г.
Занятие по трудовому воспитанию в средней группе. Тема: Посадка лука
Описание: Предоставленный конспект предназначен для проведения занятий с детьми среднего дошкольного возраста и будет полезен воспитателям ДОУ. Конспект разработан с учетом ФГОС и позволяет не только дать объяснение, чем полезен лук, но привить интерес к трудуХод работы.
1. Мотивационно-ориентировачный этап.Конспект комплексного занятия по нравственно-трудовому воспитанию в старшей группе "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"
Воспитатель: Коровинская Снежана Владимировна
Цель: Формировать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в трудовой деятельности, делать полезное окружающим.
1. .Продолжать расширять представления детей о труде, о значении труда в жизни людей.
2. Развивать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности, развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, аккуратнось, уважение к труду взрослых и сверстников.
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)
Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей.) Правильно, трудолюбивый человек.
Воспитатель: Как вы думаете, какому человеку интереснее жить: тому, кто трудится, чем-то занят или тому, кто любит побездельничать? Почему вы так считаете? (Ответы детей.)
2. Предлагаю послушать рассказ н. Носова «Заплатка» (чтение рассказа).
Что больше всего запомнилось в этом рассказе?
Какие были штаны у Бобки? Чем он хвастался? Почему ему завидовали ребята?
Что случилось со штанами? Почему рассердилась мама? Что сделал Бобка?
Почему над Бобкой смеялись ребята? За что ему было стыдно?
Что Бобка попросил у мамы? Удачной ли была первая попытка пришить заплатку? Почему?
Что сделал Бобка чтобы пришить заплатка лучше? Как отнеслись к этому друзья?
Понравилась ли Бобке его работа?
3 .Физкультминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки).
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
4. Воспитатель: А какие поговорки и пословицы о труде вы помните? (доскажи пословицу)
Без труда не вынешь и рыбку (из пруда.)
Поспешишь – (людей насмешишь.)
Кто любит трудиться, тому без дела (не сидится.)
Птицу узнают в полете, (а человека в работе.)
Семь раз отмерь –(один раз отрежь.)
Работа не волк – в лес не уйдёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
Сделано наспех – и сделано на смех.
Как вы их понимаете, что они означают?
Какие из пословиц подходят к рассказу Носова «Заплатка»? Почему вы так считаете?
5 .Воспитатель: Давайте нарисуем иллюстрации к понравившимся пословицам о труде и оформим выставку наших работ.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы (Дети по желанию рассказывают о своих работах)
Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей.)