Фетисова Наталья Анатольевна
Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.
ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие - это:
Основная форма организации познавательной активности ребенка;
Динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
Элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия :
Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
Группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
Занятие проводится в заранее определенные часы дня;
В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);
Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).
Уровни проведения занятия:
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):
Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;
Умение прогнозировать свою деятельность;
Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;
Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);
Логика мышления;
Гибкость мысли;
Скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;
Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);
Поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).
Традиционные занятия и их классификациям
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с методами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности.
Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:
Информационные;
Практикумы;
Итоговые;
Познавательные рассказы;
Экскурсии;
- по музыкальной деятельности:
Доминантные;
Тематические;
- в программе «Из детства - в отрочество»:
Аналитические;
Творческие;
Теоретические и т. д.
Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.
Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.
Нетрадиционные занятия и параметры их оценки
Виды нетрадиционных занятий.
Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
Занятия-путешествия.
Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
Занятия-фантазии.
Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
Сравнение.
Метод моделирования и конструирования.
Метод вопросов.
Метод повторения.
Решение логических задач.
Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
Игровые и воображаемые ситуации.
Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
Игры-драматизации.
Сюрпризные моменты.
Элементы творчества и новизны.
Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)
Эмоциональная насыщенность окружения.
Мотивирование детской деятельности.
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
Игровые приемы.
Юмор и шутка.
Экспериментирование.
Проблемные ситуации и задачи.
Неясные знания (догадки).
Предположения (гипотезы).
Комплексные и интегрированные занятия.
«Словарь иностранных слов»:
комплекс -
интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:
комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;
интеграция - объединение в целое каких-либо частей.
«Советский энциклопедический словарь»:
комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;
интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Задачи:
Физическое развитие: поддерживать желание выполнять движения и подвижные упражнения правильно и четко, учить получать удовольствие от двигательной активности.
Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.
Эмоционально-ценностное развитие: развивать эмоциональную чувствительность малышей; воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям; учить малышей ценить тех, кто любит их и заботится о них.
Познавательное развитие: Уточните понятие о категории людей, которые окружают ребенка; формировать умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой.
Речевое развитие : развивать навыки повествовательной речи, пополнять словарный запас антонимами, учить малышей выражать свое отношение к другим людям.
Художественно-эстетическое развитие: продолжить учить детей воспроизводить впечатления от общения с разными людьми во время игр; дифференцировать красивое и некрасивое в человеке; передавать в имитационных играх род занятий того или иного человека.
Креативное развитие: формировать умение корректировать свое поведение в зависимости от категории, настроения, физического состояния собеседника; соотносить его с реакцией различных взрослых; замечать в общении людей несложные для восприятия проблемы.
Ход занятия в детском саду:
В начале занятия воспитатель напоминает детям, что людей в мире живет очень много и среди них есть разные - родные, друзья, знакомые, а также чужие и незнакомые нам люди.
Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»
Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Воспитатель объясняет детям правило игры.
Тот, кто мяч поймал, - отвечает на вопрос.
Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.
Варианты вопросов для игры:
Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)
Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)
Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)
С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)
Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)
Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)
Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)
Все незнакомые-это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)
Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки...)
А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)
С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)
С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)
Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.
Логическая игра «Скажи наоборот»
Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.
Чужие - родные;
Незнакомые - знакомые;
Дети - взрослые;
Старые - молодые;
Братья - сестры;
Бабушка - дедушка;
Враги - друзья;
Равнодушные - заботливые;
Расстроенные - радостные.
Беседа воспитателя с детьми «Как следует вести себя с людьми»
Как вы думаете, стоит ли заводить разговор с папой, который очень занят или торопится? Приставать с просьбами к маме, которая заболела? Будить дедушку, чтобы он немедленно вас выслушал? Почему вы так думаете? (Заслушивают ответы-рассуждения нескольких желающих детей.)
А как общаться с совершенно незнакомыми людьми? Каждый день на улице мимо проходит множество людей. Конечно, большинство из них - хорошие, и для кого-то они также являются родными, близким и самыми дорогими. Но для вас они - чужие. И могут оказаться людьми злыми, нехорошими. Поэтому вести себя с незнакомыми следует осмотрительно. Если вам хочется обратиться к незнакомцу, сначала надо попросить об этом разрешения у мамы, папы или другого родного человека. Если они не будут возражать, тогда можно обратиться к незнакомцу.
А бывают случаи, когда разговор с незнакомым просто необходим - например, если вам нужно о чем-то спросить: адрес, время, или что-то другое, очень важное. Конечно, во время этого разговора следует вести себя сдержанно и вежливо. Ведь никому не нравятся собеседники грубые и невежливые.
Можно общаться с незнакомыми людьми? О чем следует помнить, когда общаешься с незнакомым или малознакомым человеком? (Воспитатель помогает детям дать правильные ответы.)
Обсуждение ситуации с детьми
Детям предлагается обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1
Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. (Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)
Ситуация 2
Маленький Саша шел с бабушкой в магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? («Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).
Ситуация 3
Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)
Ситуация 4
Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)
Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»
Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.
Словесный материал для игры:
Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.
Подвижная игра «Что это за люди?»
Педагог показывает малышам подвижные действия, изображающие людей разного рода деятельности. Например: маму, которая качает младенца; дворника, который подметает двор; спортсмена, который занимается физкультурой; бабушку, которая идет, опираясь на палочку.
Задача малышей - отгадать, кого показывает взрослый, и как можно точнее повторить аналогичные движения.
Если дети затрудняются, можно им помочь подсказкой: «Это - дворник. Чем занимается он, что делает?»
Логическая игра «Подумай и сравни»
Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы.
Папа - взрослый. А мама? (Тоже взрослая.)
Моя бабушка - родная, а соседская? (Знакомая.)
Внучек маленький, а дедушка (Старенький.)
У девочки есть брат, а у братика? (Сестричка.)
Эта девочка - наша соседка, а мы ей кто? (Также соседи.)
На улице почти все - незнакомые, а в детском саду? (Все знакомые и друзья.)
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Классическое занятие
По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.
2. Комплексное (комбинированное занятие)
Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).
3.Тематическое занятие
Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.
4. Итоговое или контрольное занятие
Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).
5. Экскурсия
В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.
6. Коллективное творческое дело
Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.
7. Занятие–труд
Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.
8. Занятие-игра
«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.
9.Занятие-творчество
Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
10. Занятие-посиделки
На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.
11. Занятие-сказка
Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.
12. Занятие пресс-конференция
Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.
13. Занятие-десант
Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.
14. Занятие комментированного обучения
Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.
15. Занятие-путешествие
Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».
16. Занятие-открытие
(проблемное занятие)
Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».
17. Занятие-эксперимент
Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.
18. Занятия-рисунки-сочинения
Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.
19. Занятие-конкурс
Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.
Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.
Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.
20. Групповые занятия (вариант конкурса)
Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).
21. «Игра-школа»
Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.
Светлана Садырева
Что такое детский сад ? Это то место, где ребенок проводит очень много времени. Про это место мы все говорим "Наш второй дом".
Так вот,для того чтобы детям "дома" было интересно и нескучно , как правило, необходимо вносить "ярких красок" в будни маленьких людей.
Для того чтобы научить ребенка, нужно с ним поиграть. Ведь через игру дети дошкольного возраста познают мир. А мы, взрослые, должны помочь детям творить, не просто,а с интересом .
Творческие "безобразия" -форма взаимодействия с детьми .
Например,для того, чтобы нам что-то нарисовать,можно просто взять кисть и краску- првести по бумаге. и все,но--- скучно. Деткам это быстро надоест.
А можно применить для занятий нетрадиционные виды рисования. Такие как "Ниткография".
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки» , выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой , мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
Именно здесь ребенок может проявить свою фантазию.
Я - небесный верхолаз,
Я по небу лазаю,
А потом оттуда - раз! –
Опускаюсь на землю.
Ты не веришь? Ну и что ж.
Все равно это не ложь,
А моя фантазия.
Рисование влажными салфетками также доставляет детям удовольствие, и к такому виду рисования дети отнесутся с большой заинтересованностью . Это то рисование, где можно испачкаться и, опять же, фантазировать-с выбором цветов для смешивания. А что такое рисование влажными салфетками? Мы "размазываем" гуашь разного цвета по акварельному листу и потом все эти цвета смешиваем, а точнее- втираем салфеткой, "по пути" захватывая и смешивая все цвета. Так мы создадим фон- и пожалуйста,творите дальше!
Что же можно сказать про работу с крупами в детском саду ? -Безусловно, это Важно для развития мелкой моторики. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком .
Крупу можно просто перебирать, вспоминая при этом сюжеты из всеми любимой " Золушки". ЕЕ можно клеить, применять при лепке.
А можно красить крупу и создавать шедевры детскими ручками )
В нашем случае использовалось пшено. Очень легко красится,клеится.
Удачи всем в их труде!
Публикации по теме:
В нашем детском саду проводятся разные формы оздоровительной работы для укрепления здоровья детей и для обеспечения двигательной активности.
На прогулке. Ещё вчера было тепло, а сегодня мороз затрещал!Не уж-то мы замёрзнем?Не должны. Ребята, а горка-то у нас вся оттаявшая!У-У-У,.
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Краеведческий музей в детском саду» «Краеведческий музей в детском саду» Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями морской фауны, закрепить уже имеющиеся знания.
Мастер-класс с родителями и детьми «Игротерапия в детском саду» Цель: развития личности ребёнка с помощью родителей и при их активном участии. Задачи: 1. Упражнение «Волшебный клубок». Цель: установление.
Большое внимание в детском саду мы уделяем организации цветников. Разведение у себя на участке-наиболее доступное,радостное и полезное для.
Сценарий юбилея детского сада «Винни-Пух и Пятачок в гостях на дне рождения в детском саду» Винни Пух и Пятачок на юбилее в детском саду Для сценария требуется: 1. Костюм Винни Пуха и Пяточка 2. Украшение зала шарами и гирляндами.
Открытое занятие в ДОУ - это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует коллегам и родителям воспитанников своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим.
Точная формулировка цели - то, с чего нужно начать подготовку открытого урока. Цель открытого занятия - ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.
При постановке задач используется принцип «здесь и теперь». Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.
Для детей открытое занятие ничем не отличается от обычного, за исключением присутствия посторонних наблюдателей
Первый шаг - формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:
Примеры методических целей:
В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении.
Второй шаг - определение триединой цели урока. Её компоненты:
Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока.
Первый уровень формулирования целей и задач - общий. Примерно он выглядит следующим образом:
Второй уровень - непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:
Наконец, третий уровень - практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:
X, Y, Z - условные обозначения возможных тем, материала, навыков, умений и т. д.
Формулирование целей и задач открытого занятия - первый шаг на пути подготовки мероприятия
Во время открытого занятия обязательно используются методические приёмы. Их задача - актуализировать изучаемый или закрепляемый материал, вызвать интерес у детей к образовательному процессу, сделать его более увлекательным. К основным методическим приёмам относятся:
Умело орудуя всеми этими приёмами, педагог сможет сделать урок не только максимально полезным, но и интересным.
Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, хореография и т. д.), а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.
Такая предметная область открытых занятий, как развитие речи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ
Открытое занятие может быть направлено на:
Деятельность воспитанников может быть:
Согласно Федеральным государственным требованиям, выделяют следующие виды деятельности детей в процессе открытого занятия:
В дошкольном возрасте ребёнок стремится получить знания об окружающем мире и самом себе именно в процессе игры
В муниципальных ДОУ в группах может быть от 15 до 25 детей. У каждого ребёнка свои особенности, личностные качества, задатки, скорость обучения и т. д. Многие воспитатели и родители задаются вопросом: можно ли индивидуализировать виды деятельности в течение открытого урока? Точного ответа на этот вопрос нет. Педагог вправе самостоятельно определять ход занятия. Среди методических приёмов есть учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но зачастую воспитатель даёт одинаковые задания средней сложности, с которыми могут справиться все дети в группе.
К открытым занятиям в детском саду предъявляются следующие требования:
Практически каждый воспитатель знает, что подготовка открытого занятия - трудоёмкий и довольно продолжительный процесс. Лучше разделить его на несколько последовательных шагов:
Важно заранее подготовить все необходимые материалы для занятия
Важно: после подготовки и проведения открытого занятия обязательно следует его анализ. Воспитатель определяет результаты работы собственной и детей, определяет перспективы на дальнейшие подобные занятия, рефлексирует.
Даже воспитатели с многолетним опытом работы допускают досадные ошибки при подготовке и проведении подобных занятий. К самым распространённым недочётам относятся следующие:
Задания на занятии должны быть разнообразными по видам деятельности дошкольников
Чтобы избежать этих ошибок, необходимо опираться не только на теорию (дидактические материалы, пособия и т. д.), но и на практику предыдущих лет, т. е. опыт других воспитателей.
Занятия по развитию речи направлены на изучение родного языка, совершенствование умения рассказывать о своих эмоциях, чувствах, об окружающем мире в вербальной (словесной) форме. В первой младшей группе дети только знакомятся художественной литературой, учатся выражать свои мысли в кратких предложениях, во второй младшей группе целью занятий по развитию речи является систематизация и закрепление знаний. В первой и второй младших группах могут использоваться следующие темы открытых занятий:
В средней группе актуальны следующие темы, поскольку они направлены на расширение словарного запаса и кругозора, развитие коммуникативных качеств, изучение новых литературных произведений:
Старшим дошкольникам на занятии можно давать задания для выполнения в рабочих тетрадях
В старшей и подготовительной группах дети уже учатся самостоятельно читать по слогам, говорить довольно длинными сложными предложениями, чётко и ясно выражать свою мысль. Для воспитанников 5–7 лет подойдут такие темы, как:
Основная цель в детском саду - развитие математических навыков и логического мышления. В младших группах дети только знакомятся с этой наукой. Для них подойдут следующие открытые занятия:
В средней группе уже формируются элементарные математические представления, навыки устного и письменного счёта. Будут актуальны такие темы:
Любое занятие в детском саду включает физкультминутки или подвижные игры
Воспитанники старшей и подготовительной групп учатся решать простые алгебраические и геометрические задачи, совершенствуют навыки устного счёта одно- и двузначных цифр. В этом возрасте проводятся открытые занятия по темам:
Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:
От настроя педагога и эмоционального состояния детей зависит успех открытого занятия
В средней группе интерес детей познавать окружающий мир в процессе игры довольно высок. Для дошкольников 4–5 лет подойдут такие темы, как:
В старшей и подготовительной группах часто используются темы:
Открытый урок - заранее подготовленное занятие. Воспитатель поминутно расписывает план проведения мероприятия, оформляет специальную документацию.
Начало занятия занимает не более 5 минут, что составляет меньшую его часть. Но именно от экспозиции открытого урока зависит его дальнейший ход, вовлечённость детей в процесс. К основным приёмам, которые можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия, относятся:
Ведущая деятельность дошкольников - игровая, дети стремятся получать знания и умения именно в процессе игры.
Временной план занятия, согласно требованиям ФГОС, состоит из 3 частей:
Возраст ребёнка | Длительность занятий | Тип занятий | Максимальное количество занятий в день |
От 1,5 до 2 лет | 8–10 минут | Игровые занятия по подгруппам или индивидуальные | 2 |
От 2 до 3 лет | 10–15 минут | 2 | |
От 3 до 5 лет | 15–20 минут | Групповые занятия с различными видами деятельности | 2 |
От 5 до 7 лет | 25–35 минут | Групповые занятия с различными видами деятельности | 3 |
Приведём полезные примеры конспектов открытых занятий, на которые педагог может ориентироваться в качестве образцов при подготовке мероприятия:
Открытое занятие всегда волнительно как для педагога, так и для воспитанников
В протоколе обсуждения открытого занятия в ДОУ обязательно указывается следующая информация: