Существует ли проблема патриотизма среди молодежи. Патриотизм: позитивное или негативное чувство? Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

23.04.2019

Ещё в ноябре прошлого года в Госдуму был внесён проект закона «О патриотическом воспитании в РФ». В Иркутской области Молодежным парламентом в 2016 году был разработан проект закона «О патриотическом воспитании в Иркутской области». Однако, ни региональный, ни федеральный законы так и не были приняты. В то же время в среде общественности не утихают обсуждения законопроекта в целом и отдельных вопросов патриотического воспитания в частности.

«Клуб Публичной Политики» также решил разобраться в этом вопросе и обратился к эксперту Общественной палаты Иркутской области Татьяне Токаревой.

Согласно федеральному законопроекту, «патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

Как Вы считаете, необходим ли закон «О патриотическом воспитании в РФ»? И можно ли вообще «воспитывать» патриотизм?

Патриотизм – это чувство (не нравственный принцип). Чувства поддаются воспитанию. Только сомневаюсь, что Закон сможет сформировать правильные подходы к воспитанию патриотических чувств. Законы, скорее, это нормы, которые поддаются подсчету, планированию, могут выполняться или нет. Это нормы, о которых люди договариваются, нормы, которым можно следовать или их нарушить. Нельзя, по моему мнению, законодательно обязать людей испытывать чувства.

- Можно ли дать однозначное и исчерпывающее определение таким понятиям, как «патриотизм» и «патриот»?

Думаю, что патриотизм, как чувство, это глубоко индивидуальное чувство человека по отношению к месту рождения и проживания. По определению, если человек живет и работает где-либо, на благо того сообщества, которому он принадлежит, знает и проводит культурные ценности определенной страны, при необходимости готов защитить ценности территории, народа, культуры, он уже испытывает патриотические чувства.

Мне очень близко определение патриотизма, данное на одной из европейских встреч молодой девушкой, совсем недавно работавшей послом Польской Республики в Москве. По ее мнению патриотизм – это взаимная ответственность человека перед государством (Родиной) и государства перед человеком.

Это, как в семье, вступая в которую, мы несём обязательства и ждем выполнения обязательств от другой стороны. К слову сказать, чаще всего, это приятные обязательства, которые, если все хорошо, не напрягают.

Как Вы относитесь к тому, что патриотизм в нашей стране строится преимущественно на военных победах нашего Отечества? И как иначе можно воспитать патриотическое чувство?

Очень давно я проходила стажировку в американском штате Вермонт. Очень много общалась с молодыми американцами. Мы много говорили обо всем: история, политика, будущее, пели русские и американские песни, размышляли о наших различиях. Так вот, у меня создалось впечатление, что каждый из них знает и относится с уважением к каждой исторической странице Соединенных штатов. Практически, помнит каждый день из 200-летней истории государства. Тогда это меня поразило. Ведь НАША история еще весомее (даже по годам), интересней и ярче! А на уроках истории переписываются параграфы, пересказываются учебники и нет того захватывающего интереса, который позволяет формироваться чувствам. Конечно, не везде и не всегда.

Немного отвлекусь и расскажу о некоторых своих наблюдениях женской дружбы. Бывают подруги, которые не способны разделить с тобой радость, а вот, когда ты попадаешь в жуткую ситуацию, они – лучшие помощники.

Вот у нас на Родине почти так. Когда в мирное время мы не способны адекватно хорошо и светло относиться к ней, творить, приумножать, радоваться счастью «быть дома», а зато, «если снова война, если завтра в поход» - мы мобилизуемся, мы проявляем героизм, мы вспоминаем про патриотизм. И это, на мой взгляд, не совсем верно. Любить спокойно и уверенно, знать, что ты всегда под защитой, что ты нужен, что ты актуален – это позволяет мобилизоваться в момент опасности с чувством справедливого патриотизма. В труде, в творчестве, в конфликтах.

Мой супруг – офицер, участник боевых действий. После увольнения в запас организовал Детский оздоровительный лагерь, где одной из программ стала программа ФСКН «Неприкосновенный запас – дети Отчизны». Сначала, казалось, чтобы ощутить силу и патриотический подъем важно обучить девочку или парня стрелять, метать оружие, штурмовать препятствия, защищаться в рукопашной схватке. Но не получается так! Куда он или она направят оружие, кого защитит, на кого нападет, накачает физическую силу – для чего? Поэтому родился профессиональный союз военных специалистов, историков, педагогов, психологов. И, бывает, не важно, стали ли наши повзрослевшие воспитанники военными, сотрудниками правоохранительных органов (которых не мало). Важно, что побывав в программе, они научились ценить себя, родных, свой мир, свое будущее, быть верным другом, ответственным человеком, рассматривающим свое настоящее и будущее здесь в России.

- Преподаватель журфака МГУ и соучредитель фонда «Галчонок» Татьяна Краснова в своей статье «У нас так не принято» предложила «крайне важной составляющей истинного патриотизма» чувство стыда за свое Отечество. Допускаете ли Вы такой подход к формированию патриотических чувств?

Я согласна с Татьяной Красновой лишь в том, что патриотизм это не приоритет чиновников. Патриотизм – это чувство каждого, в той реальности, в которой он проживает, которую, если нужно, он сможет защитить, и не обязательно с оружием в руках. Защитить достойно и спокойно, сознательно и твердо, без шума и гама.

Текст: Валентина Макаревич

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 4

    Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

    Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику .

    Представления о патриотизме связываются с любовью к родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное . По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают .

    В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

    Генезис идей патриотизма

    Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [ ] .

    Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма [ ] .

    Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

    Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

    В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время [ ] .

    В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм », патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации) [ ] . Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

    Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

    Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм , как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» . В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

    С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» .

    В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

    Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

    Страна - это единство народа, природы и культуры.

    Природа, родник, родина, просто доброта, 1984 г.

    А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» указывает:

    Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

    Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.

    Патриотизм и религиозные учения

    Христианство

    Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев : в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

    По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

    Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

    Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

    <…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

    И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

    Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о "пределах обитания", установленных Богом для народов (Деяния 17:26) .

    В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: "Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам" .

    С другой стороны, по мнению [значимость факта? ] православного богослова игумена Петра (Мещеринова) , любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

    Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает [значимость факта? ] патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

    В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так : «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

    Патриотизм в государствах

    СССР

    После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский . Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал-патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции .

    В конце 1960-х - начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания . Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества . В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей и т. д.

    Великобритания

    1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
    2. Особое отношение к прошлому своей страны.
    3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
    4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

    Россия

    По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами - 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

    Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

    Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме", «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

    Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр» и ФГБУ «Роспатриотцентр» ), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

    Общественными организациями России на протяжении нескольких лет реализуются общественные проекты: Гордость России , Бессмертный полк , Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов , Волонтёры70 , Российское военно-историческое общество , «Поисковое движение России» , Моя страна - моя Россия , Ассамблея народов России

    В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет .

    Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

    Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

    Федеральные законы

    • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
    • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
    • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
    • Федеральный конституционный закон о государственном гербе Российской Федерации.
    • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
    • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
    • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
    • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
    • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».

    Постановления Правительства

    • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
    • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
    • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
    • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
    • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

    Япония

    В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм [ ] .

    Критика патриотизма

    Примечания

    1. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм»
    2. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 19).
    3. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
    4. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
    5. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
    6. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок: российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила? (неопр.) . Радио «Эхо Москвы » (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
    7. Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа .
    8. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
    9. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
    10. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
    11. Семиозис городского патриотизма: опыт осмысления теории и практики (неопр.) . Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Проверено 9 июля 2016. Архивировано 9 июля 2016 года.
    12. Гуманитарный ежегодник (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    13. А. Махлаюк. РИМСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
    14. Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города (неопр.) . Проверено 12 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
    15. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
    16. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    17. Политический журнал - ТЕМА НОМЕРА - Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
    18. Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.) (неопр.) . "Электронная библиотека по философии". Проверено 21 июля 2014.
    19. Межуев, Борис Сотворение космополиса (неопр.) . Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
    20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    21. «Природа, родник, родина, просто доброта»
    22. Ислам и проблемы национализма и патриотизма
    23. Идеи раннего христианства (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.

    Консультация для педагогов.

    «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

    Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

    Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

    Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

    Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому: 30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

    Знания о себе, своей семье, роде;

    Знания о людях, живущих в нашей стране.

    Знания о людях разных национальностей,имеющих особую значимость для формирования толерантности;

    Знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;

    Элементарные знания о правах человека;

    Знание о русских традициях и промыслах;

    Знание о России и ее столице;

    Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

    Знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.

    Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет «патриотическое чувство.»

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

    Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

    Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.

    Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

    1. Особенности дошкольного возраста.

    2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

    3. Отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

    В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.

    Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

    Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

    Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

    Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

    Формировать представления о своем городе;

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

    Формировать элементарные знания о правах человека;

    Формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

    Расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;

    Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

    Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

    Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию».

    Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность.

    Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.

    Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).

    Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д)

    Развлечения.

    Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «Моя семья» мы сделали выставку рисунков « Портрет моей семьи» и приурочили к празднику.

    Чтение стихов, рассказов

    Фото выставки.

    Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

    Консультация для воспитателей детского сада по патриотическому воспитанию.

    «Люблю тебя мой край родной!»

    Цель: воспитание любви подрастающего поколения к родному краю.

    Задачи : Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда; воспитание в детях толерантности.

    Родина у каждого своя.

    С первых шагов до последнего вздоха.

    С первых дорог до последнего взлёта.

    С первых лучей и до заката.

    Помни, Родина – это свято!

    Л.Г. Свинина.

    Старший дошкольный возраст период активного патриотического воспитания. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно вводить детей в мир краеведения, воспитывать нравственно-патриотические чувства. Задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку - занятие сложное и неэффективное. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет. В дошкольном образовательном учреждении педагогический совет - площадка, где проявляется новаторство, осуществляется поиск решения методических проблем и обобщается опыт коллег.

    О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А начинать надо с воспитания любви и уважения к членам своей семьи, своему городу, своей «малой родине».

    Расширить интересы детей, вывести их из узкого мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания любви к родному краю. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частицы Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну.

    Исследовательское поведение- один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить- значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

    По своей природе дети – исследователи. Важно научить наблюдать, сравнивать, воспитать желание найти ответ.

    В настоящее время, важность этого вопроса, отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

    Где подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Свою работу по нравственному воспитанию мы строим так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

    Федор Иванович Тютчев "Нам не дано предугадать:"

    Нам не дано предугадать,

    Как наше слово отзовется.

    Посеять в душах благодать.

    Увы, не каждый раз дается.

    Но мы обязаны мечтать

    О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

    Сумеет личность человека.

    И мы обязаны творить.

    Презрев все тяготы мирские,

    Чтоб истин светлых заложить

    Зачатки в жизни молодые.

    Чтоб верный путь им указать,

    Помочь в толпе не раствориться...

    Нам не дано предугадать,

    Но мы обязаны стремиться

    Введение элементов краеведения в структуру проектов способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому. Изучение краеведения становится основой для гармонического всестороннего развития старших дошкольников, создает тот стержень, который поможет юному человеку сохранять богатые традиции родного народа, своего города.

    Знакомя детей с родным городом, обращаем внимание на достопримечательности: памятники, музеи.

    Свою работу по нравственному воспитанию строим так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

    Отбор и систематизация знаний, которыми должны овладеть дошкольники, проводятся с учётом их умственных возможностей: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Таким образом, уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

    Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

    Приобщение детей к традициям народа важное средство патриотического воспитания.

    Мы проводим экскурсии по городу, цель которых ознакомление с достопримечательностями Рязани, богатой культурой и историей города.

    Наша Родина- это наша Россия, наша Рязань, это наша малая Родина, место где мы родились и живем.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

    Консультация для родителей.

    «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

    Цель :- заинтересовать родителей данной проблемой;

    Дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста.

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

    Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

    Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

    С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

    Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

    Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

    Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

    Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

    При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

    Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

    Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

    Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

    При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

    Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.

    Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

    Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

    Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

    «Нравственно – патриотическое воспитание»

    Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

    Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

    1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

    2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

    3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

    4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

    5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

    6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)

    7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»

    8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

    9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

    10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

    Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию.

    « Моя малая Родина».

    То берёзка, то рябина,

    Куст ракиты над рекой.

    Край родной, навек любимый,

    Где найдёшь ещё такой!

    (А. Пришелец)

    Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника. Малая Родина… у каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все! В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Значимость этого объясняется просто: если ребенок испытал в детстве чувство гордости за своих родителей, восхищение местами, в которых он родился и живет, пережил минуты восторга от сопричастности ко всему этому, он приобрел важный эмоциональный опыт. Тем самым проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом для формирования более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного края, села. Во время прогулки расскажите ребенку о том, что на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Давайте представление о работе общественных учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству улицы, озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, правильное поведение в общественных местах, учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа, расширяйте собственный кругозор.

    Какое это счастье, что ты можешь ехать в поезде сутки, неделю, а за окном будут мелькать и тянуться леса, озера, болота, тайга – и это твоя родная страна! Какое счастье, что ты, слушая музыку Глинки, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича – композиторов, любимых во всем мире, можешь назвать этих великих музыкантов своими! Ведь стоит только представить себе, что у тебя отняли это все что эти моря, эти бесконечные леса не твои, что ты не можешь назвать Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Толстого писателями своей страны, что нет у тебя ни Москвы с ее Кремлем, ни Сибирских лесов, что нет ни речки Байкалюхи, ни Волги, что вся эта великая страна, ее великая культура, великий язык не твои… Что же тогда у тебя останется? Чем тогда тебе гордиться? Человек без Родины жалок. Он никто. И наоборот: даже в самые трудные минуты человеку придает силы мысль, что он сын великой страны.

    Анкета для родителей

      Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

      воспитание любви к Родине;

      воспитание уважения к старшему поколению;

      воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

      знание истории своей страны;

      другое - ________________________________________________________________

      затрудняюсь ответить.

      Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

      Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

      прививать детям уважение к людям своей страны;

      познакомить с обычаями и традициями своего народа;

      формировать бережное отношение к природе и всему живому;

      расширять представления о родной земле, её столице, городах;

      ознакомление с историческим прошлым России;

      воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

      Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

      да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

      Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо за сотрудничество!

    Родительское собрание на тему: «Гражданин воспитывается с детства».

    Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

    Предварительная работа:

    1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

    2. Изготовление памяток на тему собрания.

    3. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

    Ход собрания.

    Воспитатель благодарит родителей за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

    Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

    Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

    Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

    Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.

    Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

    В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

    Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

    Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

    Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

    Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

    1.Назовите дату образования Рязани. (впервые упоминание в 1095год)

    2.Кто основал наш город?

    Рязань основана черниговским Святославом Ярославичем.

    3.В каком году и кем был уничтожен город?

    В 1237 году город уничтожен монголо-татарским войском.

    4.Что изображено на гербе города и что этот символ означает?

    Герб Рязани представляет собой изображение Князя, стоящего в золотом поле в червленой епанче, в зеленых шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащего в правой руке серебряный меч, а в левой- серебряные ножны при таком же поясе. Герб увенчан Шапкой Мономаха. Щитодержатели – серебряный с золотыми гривой и хвостом. Щит окружен золотой церемониальной цепью- должностным знаком главы администрации города Рязани.

    5.Перечислите знаменитых горожан Рязани (Есенин С,А., Костычев П.А.- ученый по вопросам пчеловедения, Мичурин И.В.. Павлов И.П.. Пирогов А.С., Пожалостин И.П., Полонский Я.П.. Скобелев М.Д.. Циолковский К.Э.).

    6.Какие улицы города названы в честь этих людей? (Зубковой, Циолковского, Есенина и т.д.…).

    7.Назовите достопримечательности города.

    7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

    Любовь к Родине сильнее смерти.

    Человек без Родины - соловей без песни.

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

    Дома стены помогают.

    Без корня и полынь не растет.

    Всякая сосна своему бору шумит.

    Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

    "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

    "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

    "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

    "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

    «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

    Подведение итогов. Разное.

    Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

    1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

    2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

    3. Беседуете ли Вы о родном городе?

    4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

    5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

    6. Совершаете выезды на природу?

    7. Совместно читаете книги?

    8. Смотрите телевизор?

    9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

    10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

    Гордость за свою страну сплачивает и воодушевляет: достаточно вспомнить кадры кинохроники, где тысячи людей приветствуют Юрия Гагарина, или оказаться на улицах Испании после победы футбольной сборной. Но делают ли патриотические чувства нас счастливее? Социологи Тим Рискенс и Метью Райт (Tim Reeskens, Matthew Wright) решили понять, как влияют на самоощущение этнический патриотизм (основанный на общем происхождении, истории, религии) и патриотизм гражданский (который опирается на либеральные ценности, уважение закона и государственных институтов)*. Анализ данных опроса более 40 тысяч европейцев из трех десятков стран дал однозначный результат: только гражданский патриотизм делает нас оптимистами и повышает наше субъективное благополучие. Почему так происходит?

    Мнение экспертов

    Максим Руднев, социолог: «Чувство любви к Родине должно подпитываться гордостью, чтобы быть настоящим. Между тем россияне чаще испытывает стыд за свою страну, а повод для гордости дают разве что спортсмены. Возможно, поэтому многие говорят о «хорошем» прошлом и «плохом» настоящем, ищут утешения в великой истории. Разочарование и нелюбовь ко всему новому оборачиваются национализмом и не делают нас счастливее».

    Дмитрий Леонтьев, психолог: «Обживая пространство вокруг себя, мы расширяем понятие «свое» до границ страны, а потом и до всего человечества. Так возникает толерантность – признание ценности других людей и культур. Она исключает враждебность к чужому и уже поэтому делает жизнь лучше. В желании же видеть во всем превосходство своего (этноса, государства, религии) проявляется групповой нарциссизм – склонность абсолютизировать свои представления и считать любые иные заведомо ложными».

    Светлана Федорова, психоаналитик: «Этнический патриотизм означает сильную привязанность к Родине, которая может вызывать архаический страх симбиоза со всемогущей матерью, способной поглотить. И тогда любовь к Родине на бессознательном уровне может тревожить нас. Тот, кому недостаточно самого себя, самореализации в семье, сексе, работе, вынужден опираться на мифы о великой расе, истории или культуре. Эта искусственная «подпорка» не может заменить собственного «Я» и сделать человека счастливым».

    Акоп Назаретян, политический психолог: «Современный образованный человек все чаще мыслит себя не как часть конфессии или нации, а в масштабах цивилизации. Поэтому когда мы ограничены рамками этнической общности, то испытываем когнитивный диссонанс, проще говоря, мы несчастливы. Напротив, там, где слабее разделение на «наших» и «чужих», у граждан возникает чувство взаимного уважения и сопричастности ко всему происходящему в их стране. Снижается агрессивность и уровень насилия, появляются основания для оптимизма».

    Воспитание чувства патриотизма поставлено сегодня одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса. В национальной доктрине образования государством дан социальный заказ на воспитание чувства патриотизма, на формирование личности с активной жизненной и гражданской позицией.

    Фундамент чувства патриотизма закладывается еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем методы воспитания чувства гражданственности и патриотизма усложняются в зависимости от возраста детей и подростков.

    В нашем календаре много знаменательных дат, способствующих воспитанию чувства патриотизма. День Победы – это апофеоз, ежегодная кульминационная точка всей воспитательной работы. В этот день по главным площадям страны идет Бессмертный полк . День Победы – самый яркий праздник, он по праву вызывает особое чувство гордости и прилив чувства патриотизма у всех граждан нашей необъятной Родины.

    При работе с такой тонкой субстанцией, как детские чувства, педагогам необходим весь арсенал новейших методик, в том числе психологических. Как проводить мероприятия, направленные на воспитание чувства патриотизма? Как точно выявить баланс между формой и содержанием? Как не превратить праздники в формальность, ведь в воспитании чувства патриотизма любая фальшь недопустима.

    Психологический подход при воспитании чувства патриотизма

    Самые передовые и точные методы воспитания чувства патриотизма предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Эта прикладная методика приходит на помощь педагогам и воспитателям, давая универсальные знания, применимые к детям любого возраста.

    Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у ребенка – это сложный многоступенчатый педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Педагогами наработано множество методов воспитания чувства патриотизма, в том числе уникальных творческих подходов. Досадно, что эти методы не всегда срабатывают. Иногда сами педагоги чувствуют: «что-то пошло не так», надеялись вызвать одни чувства, а получилось иначе. Почему так происходит? Ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцируя людей по векторам – врожденным психическим свойствам, чувствам и желаниям.

    Итак, вектор – это совокупность бессознательных желаний, мыслей и чувств, с помощью которых человек адаптирует воздействие окружающего мира. Свойства вектора в сумме отражают особенности личности. Всего векторов восемь. Каждый вектор задает свои особые желания, мысли и чувства его обладателю. Именно знания бессознательных желаний позволяют педагогам проникать в самую глубь детского сердца и настраивать его чувства и ощущения на особый патриотический лад.

    Воспитание чувства гражданственности и патриотизма начинается с колыбели

    Главные ростки чувства патриотизма начинаются с первых впечатлений, восхищения тем, что видит перед собой карапуз, чему он радуется, изумляется и что вызывает улыбку и отклик в его душе. Прежде всего это, конечно же, мама и семья. Чувства и ощущения еще не осознаны, но, пропущенные через непосредственное детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, основой формирования будущей личности является именно это чувство защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы.

    Именно через маму происходит формирование нравственных основ личности, накопление опыта правильного поведения и гармоничных взаимоотношений с другими людьми.

    В дошкольном возрасте качество воздействия усложняется, ребенок попадает в детский сад, где проходит первичную социализацию: начинается общение с другими детьми и взрослыми, первые чувства, коллективная подготовка к первым патриотическим праздникам. Воспитатели дошкольных учреждений всегда стараются создать в детском коллективе атмосферу дружбы и взаимопомощи, что всегда способствует развитию нравственно-патриотических чувств.

    Уже с раннего возраста видно, что все дети разные: одни шустрые и подвижные, другие медлительные и более обстоятельные, третьи задумчивые, погруженные как бы «в себя», а четвертые – это просто фонтан эмоций, чувств и артистизма. Так проявляются врожденные качества (вектора), каждое свойство стремится вырваться наружу и выразить себя.

    Задача родителей и педагогов – помочь детям развить их врожденные таланты и ощутить вкус от реализации своих свойств на благо группы, действуя через принцип удовольствия .

    Воспитание патриотизма: отношения, качество, чувства. Младшая школа

    В младшей школе диапазон методов воспитания чувства патриотизма расширяется. К средствам патриотического воспитания добавляется множество новых инструментов: это окружающая природа, знание своего края, города, страны. Выстраиваются новые отношения с друзьями, ребенок начинает еще глубже осознавать свое место и роль в коллективе. Качество отношений, чувства и эмоции углубляются.

    Следует учитывать, что у нас общинный коллективистский менталитет . Поэтому гордость всегда возникает не только за свои успехи, но и за общие достижения.

    Даже в небольшом поселке есть чем гордиться, есть свои замечательные личности, герои труда, да и просто добрые, мудрые люди. Здесь же учителя начинают активно использовать весь широкий арсенал литературы, искусства, фольклора и вводят обязательную практическую деятельность.

    На простых примерах педагоги показывают ребятам, что в сложных испытаниях, которых наша Родина прошла немало, людям всегда помогала взаимовыручка, чувство общности, сплоченности и небывалого патриотизма.

    Когда мы действуем согласно нашему менталитету – коллективистскому, общинному, – формирование личности идет очень гармонично. Когда же мы пытаемся подстроиться под особенности чуждого нам менталитета, возникает огромное внутреннее бессознательное противоречие. И вместо формирования чувства патриотизма и гордости за свою Родину возникает критиканство и обесценивание заслуг своего народа.

    Разобравшись в хитросплетении таких разных желаний и чувств, педагоги и воспитатели получают своего рода секретный ключ к шкатулке бессознательных желаний ребенка. И в сложных ситуациях помогают ему выправиться в лучшую сторону его природных задатков.

    Педагогам необходимо самим хорошо ориентироваться в этой теме, тогда будет легко находить аргументы и обращаться именно к тем чувствам, которые пробуждают сердце конкретного ребенка.

    Знания системно-векторной психологии позволяют очень точно и практически безошибочно использовать все ранее наработанные методы воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения.

    Воспитание чувства патриотизма. Маленькими шагами к большому чувству

    Педагоги мастерски показывают зависимость между деятельностью одного человека и коллектива. Демонстрация того, как через ежедневные усилия, маленькими шагами общество приходит к глобальным достижениям. Это и прорывы в космос, и великая победа над фашизмом, и трудовые подвиги нашего народа. Показывать большое через малое – это один из ключевых моментов воспитания патриотических чувств у наших детей.

    На каждом этапе педагоги и воспитатели делают акцент на том, что в любой деятельности человек не одинок. Патриотизм многолик: он проявляется и в результатах труда человека, которые необходимы стране и обществу, и в его отношении к природе, родному краю, людям. На противоположностях очень четко видно, что если действия человека способствуют прогрессу и развитию общества, они и являются проявлением патриотизма, и человек при этом испытывает законное чувство патриотизма, гордости и радости за себя и свой вклад в общее дело. Если же по каким-то причинам человек действует наоборот, то он тормозит всеобщее развитие и, следовательно, его поступки далеки от патриотизма.

    Примерами пронизана вся наша жизнь, и каждый ребенок при должной подсказке взрослых способен взвесить свои поступки на воображаемых весах «что такое хорошо и что такое плохо».

    Чувство патриотизма — основа для формирования личности

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что чувство патриотизма, гордости и радости за свою страну – это всегда нечто большее, чем сам человек.

    Когда у человека есть такое ощущение, он всегда более устойчив в жизни, ему есть на что опереться даже в самые сложные времена. Чувство патриотизма дает человеку особую силу духа, способствует формированию здоровой психики. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма – приоритетная задача во все времена.

    Особое внимание педагогам и воспитателям следует уделить детям из неполных семей. Ведь основа их чувства защищенности и безопасности несколько подорвана, его можно усилить и дать ребенку опору и мощный фундамент для развития личности через воспитание чувства патриотизма, осознание своей уникальности, нужности обществу и государству. Таких ребят необходимо обязательно привлекать к участию в патриотических мероприятиях, учитывая их таланты и способности, обусловленные их векторами.

    Методы воспитания чувства патриотизма. Таланты каждого для общего дела

    И здесь как раз и проявляется разнообразие методов воспитания чувства патриотизма. Когда ребенок действует согласно своей природе, он испытывает наслаждение, его чувства положительны. Создание творческой, воодушевляющей, увлекательной атмосферы при проведение различных мероприятий патриотической направленности и есть главная задача педагогов и воспитателей.

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
    Раздел: