Гигиенические требования к одежде и обуви кратко. Гигиенические требования к одежде и обуви. Запорожский государственный медицинский университет

14.03.2019

К процедуре гемотрансфузии (переливанию крови, плазмы) нельзя относится беспечно. Для того чтобы манипуляция принесла ожидаемую терапевтическую пользу, важно правильно подобрать донорский материал и подготовить реципиента.

Успешность проведения данной манипуляции зависит от ряда незаменимых факторов. Весомую роль играет тщательность предварительной оценки показаний к гемотрансфузии, правильная поэтапность выполнения операции. Несмотря на развитие современной трансфузиологии, со стопроцентной долей вероятности исключить риск такого последствия переливания плазмы крови, как летальный исход, невозможно.

Вкратце об истории манипуляции

В Москве, начиная с 1926 года, функционирует НМИЦ гематологии - ведущий научный центр России. Оказывается, первые попытки переливания крови были зафиксированы еще в средневековье. Преимущественная часть из них успехом не увенчалась. Причиной тому можно назвать практически полное отсутствие научных знаний в области трансфузиологии и невозможность установления групповой и резус-принадлежности.

Переливание плазмы крови при несовместимости антигенов обречено на смерть реципиента, поэтому в наши дни от практики введения цельной крови врачи отказались в пользу имплантации ее отдельных составляющих. Этот метод считается более безопасным и эффективным.

Риски для реципиента

Даже если переливание крови чем-то напоминает введение физраствора или медикаментов капельным путем, эта процедура является более сложной. Гемотрансфузия - это манипуляция, приравненная к трансплантации биологической живой ткани. Имплантируемые материалы, в том числе и кровь, содержат множество разнородных клеточных составляющих, которые несут чужеродные антигены, белки, молекулы. Идеально подобранная ткань ни при каких условиях не будет идентичной с тканями пациента, поэтому риск отторжения присутствует всегда. И в данном смысле ответственность за последствия переливания плазмы крови лежат исключительно на плечах специалиста.

Любое вмешательство несет в себе риски, не зависящие ни от квалификации врача, ни от предварительной подготовки к процедуре. При этом на любом этапе переливания плазмы (пробы или непосредственной инфузии) недопустимо поверхностное отношение медперсонала к работе, спешка или отсутствие достаточного уровня квалификации. В первую очередь врач должен убедиться, что без этой манипуляции не обойтись. При наличии показаний к переливанию плазмы доктор должен быть уверен, что исчерпаны все альтернативные способы терапии.

Кому показана гемотрансфузия

Данная манипуляции преследует четкие цели. В большинстве случаев вливание донорского материала обусловлено необходимостью восполнения потерянной крови при обширных кровотечениях. Также гемотрансфузия может быть единственным способом повышения уровня тромбоцитов для улучшения показателей свертываемости. Исходя из этого, показаниями к переливанию плазмы крови являются:

  • смертельно опасная кровопотеря;
  • шоковое состояние;
  • анемия тяжелой степени;
  • подготовка к плановому хирургическому вмешательству, предположительно сопровождающемуся внушительными кровопотерями и осуществляемому с использованием приборов для искусственного кровообращения (операции на сердце, сосудах).

Эти показания являются абсолютными. Кроме них, послужить поводом к проведению гемотрансфузии может сепсис, заболевания крови, химическое отравление организма.

Переливание для детей

Возрастных ограничений к проведению гемотрансфузии нет. При объективной необходимости манипуляцию могут назначить и новорожденному. Переливание плазмы крови в раннем возрасте имеет аналогичные показания. Кроме того, при выборе метода лечения решение в пользу гемотрансфузии принимается в случае стремительного прогрессирования болезни. У детей первого года жизни переливание крови может быть вызвано желтухой, увеличением размеров печени или селезенки, а также повышением уровня эритроцитов.

Основным аргументов в пользу данной манипуляции считают показатель билирубина. Например, если у новорожденного он превышает 50 мкмоль/л (материал для исследований берут из за состоянием малыша начинают пристально следить, так как данное нарушение сигнализирует о необходимости введения донорской крови в ближайшем будущем. Врачи следят не только за показателями билирубина, но и за скоростью его накопления. Если она значительно превосходит норму, ребенку назначают гемотрансфузию.

Противопоказания

Определение противопоказаний — не менее важный этап в процессе подготовки к процедуре. Согласно правилам переливания плазмы крови, основными препятствиями к данной манипуляции относятся:

  • сердечная недостаточность;
  • перенесенный в недавнем прошлом инфаркт миокарда;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • врожденные сердечные пороки;
  • бактериальный эндокардит;
  • гипертонический криз;
  • острое нарушение мозгового кровообращения;
  • тромбоэмболический синдром;
  • отек легких;
  • гломерулонефрит на стадии обострения;
  • печеночная и почечная недостаточность;
  • склонность к аллергии на множество раздражителей;
  • бронхиальная астма.

В некоторых случаях, когда трансфузия - единственный способ сохранить больному жизнь, отдельные противопоказания могут игнорироваться. При этом ткани реципиента и донора с целью подтверждения совместимости должны пройти множество проб. Переливанию плазмы также должна предшествовать комплексная диагностика.

Донорская кровь для аллергиков

Для человека, страдающего аллергическими реакциями, действуют иные правила переливания плазмы. Непосредственно перед манипуляцией пациенту необходимо пройти курс десенсибилизирующей терапии. Для этого внутривенно вводят «Хлорид кальция», а также антигистаминные средства «Супрастин», «Пипольфен», гормональные препараты. Чтобы снизить риск ответной аллергической реакции на чужой биоматериал, реципиенту вводят минимально необходимое количество крови. Здесь акцент делается не на количественных, а на ее качественных показателях. В плазме для переливания оставляют только те составляющие, которых не достает больному. При этом объем жидкости восполняют за счет кровезаменителей.

Биоматериал для трансфузии

В качестве жидкости для переливания могут быть использованы:

  • цельная донорская кровь, что применяется крайне редко;
  • эритроцитная масса, содержащая мизерное количество лейкоцитов и тромбоцитов;
  • тромбоцитарная масса, которая может сберегаться не более трех дней;
  • свежезамороженная плазма (к переливанию прибегают в случае осложненной стафилококковой, столбнячной инфекции, ожогов);
  • компоненты для улучшения показателей свертывания.

Введение цельной крови зачастую оказывается нецелесообразным ввиду большого расхода биоматериала и высочайшего риска отторжения. К тому же, пациент, как правило, нуждается в конкретно недостающих компонентах, смысла в том, чтобы «нагружать» его дополнительными чужеродными клетками, нет. Цельную кровь переливают в основном при операциях на открытом сердце, а также в экстренных случаях при опасных для жизни кровопотерях. Введение трансфузионной среды может осуществляться несколькими способами:

  • Внутривенное восполнение недостающих составляющих крови.
  • Обменное переливание - часть крови реципиента заменяют донорской жидкой тканью. Данный метод актуален при интоксикациях, заболеваниях, сопровождающихся гемолизом, острой почечной недостаточностью. Чаще всего осуществляется переливание свежезамороженной плазмы.
  • Аутогемотрансфузия. Подразумевается вливание собственной крови пациента. Такую жидкость собирают при кровотечениях, после чего материал очищают и консервируют. Такой вид гемотрансфузии актуален для больных с редкой группой, при которой возникают сложности с поиском донора.

О совместимости

Переливание плазмы или цельной крови подразумевает использование материалов одной группы, совпадающих по резус-принадлежности. Но, как известно, у любого правила есть исключение. Если подходящей донорской ткани нет, в экстренной ситуации больным с IV группой разрешено вводить кровь (плазму) любой группы. При этом важно соблюдать только совместимость резус-факторов. Еще одна интересная особенность касается крови I группы: пациентам, нуждающимся в восполнении объема эритроцитов, 0,5 л этой жидкой ткани могут заменить 1 л отмытых эритроцитов.

До начала процедуры персонал должен убедиться в пригодности трансфузионной среды, проверить срок годности материала, условия его хранения, герметичность емкости. Оценить важно и внешний вид крови (плазмы). Если в жидкости присутствуют хлопья, странные примеси, свертки, пленка на поверхности, вводить ее реципиенту нельзя. Перед непосредственным проведением манипуляции специалист обязан еще раз уточнить группу и резус-фактор крови донора и больного.

Подготовка к переливанию

Процедура начинается с формальностей. В первую очередь больной должен ознакомиться с вероятными рисками данной манипуляции и подписать все необходимые документы.

Следующий этап - проведение первичного исследования групповой принадлежности и резус-фактора крови по системе АВО с применением цоликлонов. Полученные сведения фиксируются в специальном регистрационном журнале медучреждения. Затем изъятый образец ткани отправляют в лабораторию для уточнения фенотипов крови по антигенам. Результаты исследования указываются на титульном листе истории болезни. Для больных, имеющих в анамнезе осложнения переливания плазмы или других компонентов крови, а также беременных и новорожденных трансфузионную среду подбирают индивидуально в лаборатории.

В день проведения манипуляции у реципиента берут кровь из вены (10 мл). Половину помещают в пробирку с антикоагулянтом, а остальную отправляют в емкость для проведения ряда анализов и биологических проб. При переливании плазмы или любых других компонентов крови, помимо проверки по системе АВО, материал тестируют на предмет индивидуальной совместимости по одному из методов:

  • конглютинации с полиглюкином;
  • конглютинации с желатином;
  • непрямой реакции Кумбса;
  • реакции на плоскости при комнатной температуре.

Это основные виды проб, какие проводят при переливании плазмы, цельной крови или ее отдельных компонентов. Другие анализы назначаются больному по усмотрению врача.

С утра нельзя ничего есть обоим участникам процедуры. Переливание крови, плазмы совершают в первой половине дня. Реципиенту рекомендуется очистить мочевой пузырь и кишечник.

Как проходит процедура

Сама по себе операция не представляет собой сложного вмешательства, требующего серьезного технического оснащения. Для обменного переливания крови пунктируют подкожные сосуды на руках. Если предстоит долгая трансфузия, используют крупные артерии - яремную или подключичную.

Перед тем, как приступить к непосредственному вливанию крови, доктор не должен иметь ни малейших сомнений в качестве и пригодности внедряемых компонентов. Обязательно проводится детальный осмотр контейнера и его герметичность, корректность оформления сопроводительных документов.

Первым этапом при переливании плазмы крови является однократное введение 10 мл трансфузионной среды. Жидкость вводится в кровоток реципиенту неспешно, при оптимальной скорости 40-60 капель в минуту. После вливания пробных 10 мл донорской крови за состоянием больного наблюдают в течение 5-10 минут. повторяют дважды.

Опасными признаками, которые указывают на несовместимость биоматериалов донора и реципиента, являются внезапная одышка, учащение сердцебиения, сильное покраснение кожи лица, снижение артериального давления, удушье. В случае появления такой симптоматики манипуляцию останавливают и сразу же оказывают больному необходимую лечебную помощь.

Если никаких негативных изменений не произошло, приступают к основной части гемотрансфузии. Одновременно с поступлением в организм человека компонентов крови необходимо следить за температурой его тела, осуществлять динамический кардиореспираторный мониторинг, контролировать диурез. Скорость введения крови или ее отдельных компонентов зависит от показаний. В принципе допускается струйное и капельное введение со скоростью около 60 капель ежеминутно.

В ходе переливания крови иглу может застопорить тромб. В этом случае нельзя проталкивать сгусток в вену. Процедуру приостанавливают, тромбированную иглу извлекают из кровеносного сосуда и заменяют ее новой, которую уже вводят в другую вену и восстанавливают подачу жидкой ткани.

После трансфузии

Когда все необходимое количество донорской крови поступит в организм пациента, в емкости оставляют немного крови (плазмы) и хранят ее на протяжении двух-трех дней в холодильнике. Это необходимо на тот случай, если у больного внезапно возникнут посттрансфузионные осложнения. Препарат позволит выявить их причину.

Основная информация о манипуляции заносится в историю болезни. В документах отмечается объем введенной крови (ее компонентов), состав, результат предварительных проб, точное время манипуляции, описание самочувствия пациента.

После процедуры больному нельзя сразу вставать. Последующие несколько часов придется провести лежа. За это время медперсонал должен тщательно следить за сердцебиением, температурными показателями. Спустя сутки после вливания, реципиент сдает анализы мочи и крови.

Малейшее отклонение в самочувствии может говорить о непредвиденных негативных реакциях организма, отторжении донорской ткани. При учащении сердцебиения, резком снижении давления и болезненности в груди пациента переводят в отделение реанимации или интенсивной терапии. Если в течение следующих четырех часов после переливания плазмы или других компонентов крови у реципиента не повышается температура тела, а показатели давления и пульса находятся в пределах нормы, можно говорить об успешном проведении манипуляции.

Какие могут быть осложнения

При соблюдении верного алгоритма и правил переливания крови процедура абсолютно безопасна для человека. Малейшая погрешность может обойтись человеческой жизни. Так, например, при попадании воздуха через просвет сосудов возможно развитие эмболии или тромбоза, которые проявляются нарушениями дыхания, синюшностью кожных покровов, резкими падением артериального давления. Подобные состояния требуют проведения экстренных реанимационных мероприятий, так как являются смертельно опасными для пациента.

Посттрансфузионные осложнения, о которых было сказано выше, крайне редко угрожают жизни и зачастую представляют собой аллергическую реакцию на компоненты донорской ткани. Справиться с таковыми помогают антигистаминные средства.

Более опасным осложнением, имеющим фатальные последствия, является несовместимость крови по группе и резусу, в результате которой происходит разрушение эритроцитов, наступает полиорганная недостаточность и смерть больного.

Бактериальное или вирусное инфицирование во время процедуры - сравнительно редкое осложнение, но все же полностью исключать его вероятность нельзя. Если трансфузионная среда хранилась не в карантинных условиях, а при ее заготовке не были соблюдены все правила стерильности, минимальный риск заражения гепатитом или ВИЧ все же имеет место.

Переливание крови- это уже привычное дело для современного человека. В случае любого происшествия, когда у человека значительная кровопотеря- это фактически единственный шанс на спасение. Но что мы на самом деле знаем о крови? Недавно я наткнулся на рассказ, как человек после переливания крови открыл в себе новые способности и начал заниматься живописью. Но как так могло получиться? Давайте вместе постараемся найти ответ на этот вопрос...

Начнём наверное как всегда с небольшого экскурса в историю. Магическое действие крови- признавалось всегда. Фактически во всех обрядах она была неотъемлемым компонентом обряда. В своё время даже Клеопатра принимала ванны из крови молоденьких рабынь. Она верила, что это её омолодит. И стоит заметить, что она была не так уж далека от истины! Современный учёный Томас Рандо из Стэнфордского университета (Калифорния) убедился в этом сам.

Он провёл такой эксперимент. Взял старую мышь, перелил ей кровь молодой. И что Вы думаете? мышь омолодилась! Конечно, это не значит, что переливая кровь можно жить вечно, но вот у подопытной мыши после процедуры полностью регенерировались ткани печени и вернулась былая упругость мышц. По мнению Рандо, «молодая кровь активизировала «восстановительный» механизм клеток, который с годами погрузился в «спящее состояние». После, фактически идентичный эксперимент провели исследователи из Гарварда, которые так же получили фактически идентичный результат.

А после, кстати говоря, был проведён обратный эксперимент по переливанию крови более молодым мышам старых. И получился как раз обратный результат. О чём говорит данный эксперимент? Думаю выводы очевидны.

Так же был проведён опыт с тараканами. Была взята плазма крови у одного, который ориентировался в определённой местности и переливалита другому, который в этой местности первый раз. Последний с этого момента начинал ориентироваться без проблем.

А вот после революции, в Москве был создан первый в мире научно-практический . Где был проведён другой, не менее любопытный эксперимент. Группе добровольцев было проведено полное переливание крови. Среди добровольцев был и сын Александра Богданова (создателя института)- Александр Малиновский. В эксперименте отца он участвовал в возрасте 25 лет. Его собственную кровь заменили на кровь сорокалетнего атлета. Вскоре конституция Малиновского, который был хил от рождения, стала меняться. Он стал мощным ширококостным мужчиной. Стало очевидным, что кровь несет гораздо больший заряд информации, чем было принято считать.

В конце стоит заместить, что некоторые антропологи вообще полагают, что делить человечество на расы - это слишком уж просто. Мол, группа крови - гораздо более важный показатель индивидуальности, чем расовая принадлежность. В самом деле африканец и индоевропеец с группой А (II) могут обмениваться органами или кровью, иметь одни и те же привычки, функции пищеварения и иммунные структуры. Но у африканца с группой А (II) и у африканца с группой В (III), например, такие совпадения - большая редкость.

Согласны ли вы с таким мнением? Расскажите нам об этом в комментариях.

Популярные публикации сайта.

В медицине переливание крови называется гемотрансфузией. Во время этой процедуры больному вводят кровь или ее компоненты, полученные от донора или от самого больного. Этот метод сегодня используют для лечения многих болезней и для спасения жизни людей при различных патологических состояниях.

Люди пытались переливать кровь здоровых больным еще в древние времена. Тогда удачных гемотрансфузий было немного, чаще такие эксперименты заканчивались трагически. Лишь в двадцатом веке, когда были открыты группы крови (в 1901 году) и резус-фактор (в 1940 году), медики получили возможность избегать смертельных случаев из-за несовместимости. С тех пор переливать ее стало не так опасно, как раньше. Метод непрямой гемотрансфузии был освоен после того, как научились материал заготавливать впрок. Для этого использовали лимоннокислый натрий, который предотвращал свертывание. Это свойство цитрата натрия было открыто в начале прошлого века.

Сегодня трансфузиология стала самостоятельной наукой и врачебной специальностью.

Существует несколько способов переливания крови:

Используют несколько путей введения:

  • в вены – самый распространенный способ;
  • в аорту;
  • в артерию;
  • в костный мозг.

Чаще всего практикуется непрямой способ. Цельную кровь сегодня применяют крайне редко, в основном ее компоненты: свежезамороженную плазму, взвесь эритроцитов, эритроцитарную и лейкоцитарную массу, концентрат тромбоцитов. В этом случае для введения биоматериала используется одноразовая система переливания крови, к которой подсоединен контейнер или флакон с трансфузионной средой.

Редко применяют прямое переливание – непосредственно от донора больному. Такой вид гемотранфузии имеет ряд показаний, среди них:

  • длительные кровотечения при гемофилиях, не поддающиеся лечению;
  • отсутствие эффекта от непрямого переливания при шоковом состоянии 3 степени с кровопотерей 30-50% крови;
  • нарушения в системе гемостаза.

Такую процедуру проводят с помощью аппарата и шприца. Донор обследуется на станции переливания. Непосредственно перед процедурой определяют группу и Rh обоих участников. Проводятся пробы на индивидуальную совместимость и биопробы. Во время прямого переливания используют до 40 шприцов (20 мл). Гемотрансфузия проходит по такой схеме: медсестра берет кровь из вены у донора и передает шприц врачу. Пока тот вводит материал больному, медсестра набирает следующую порцию и так далее. Для предотвращения свертывания в первые три шприца набирают цитрат натрия.

При аутогемотрансфузии пациенту переливают его собственный материал, который берут во время операции непосредственно перед процедурой или заранее. Преимущества такого способа – отсутствие осложнений при переливании крови. Основные показания к аутотрансфузии – невозможность подобрать донора, редкая группа, риск тяжелых осложнений. Есть и противопоказания – последние стадии злокачественных патологий, тяжелые заболевания почек и печени, воспалительные процессы.

Существуют абсолютные и частные показания для переливания крови. К абсолютным относятся следующие:

  • Острая потеря крови – более 30% в течение двух часов. Это наиболее распространенное показание.
  • Хирургическая операция.
  • Непрекращающееся кровотечение.
  • Тяжелая анемия.
  • Состояние шока.

Для переливания в большинстве случаев используют не цельную кровь, а ее компоненты, например плазму

Из частных показаний для переливания крови можно выделить следующие:

  1. Болезни гемолитические.
  2. Анемии.
  3. Тяжелые токсикозы.
  4. Гнойно-септические процессы.
  5. Острые интоксикации.

Практика показала, что переливание крови – очень ответственная операция по пересадке ткани с вероятным ее отторжением и последующими осложнениями. Всегда существует риск нарушения важных процессов в организме вследствие гемотрансфузии, поэтому показана она не всем. Если больному требуется такая процедура, медики обязаны рассмотреть и противопоказания к переливанию крови, к которым относятся следующие болезни:

  • гипертония III стадии;
  • сердечная недостаточность, вызванная кардиосклерозом, пороками сердца, миокардитом;
  • гнойные воспалительные процессы во внутренней оболочке сердца;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • аллергии;
  • нарушение обмена белков.

Для переливания используют одноразовые системы

В случаях абсолютных показаний к гемотрансфузии и наличии при этом противопоказаний, переливание проводят с проведением профилактических мер. Например, используют кровь самого больного при аллергиях.

Есть риск получить осложнения после переливания крови у следующих категорий больных:

  • женщин, перенесших выкидыши, тяжелые роды, родивших детей с желтухой;
  • людей со злокачественными опухолями;
  • пациентов, имевших осложнения при прошлых переливаниях;
  • больных с септическими процессами длительного течения.

Заготовку, разделение на компоненты, консервацию и приготовление препаратов проводят в специальных отделениях и на станциях переливания крови. Существует несколько источников крови, среди которых:

  1. Донор. Это самый главный источник биоматериала. Им может стать любой здоровый человек на добровольной основе. Доноры проходят обязательную проверку, при которой обследуются на гепатиты, сифилис, ВИЧ.
  2. Утильная кровь. Чаще всего ее получают из плаценты, а именно собирают у рожениц сразу после родов и перевязки пуповины. Ее собирают в отдельные сосуды, в которых находится консервант. Из нее готовят препараты: тромбин, протеин, фибриноген и др. Одна плацента может дать около 200 мл.
  3. Трупная кровь. Берут у здоровых людей, которые внезапно умерли в результате несчастного случая. Причиной смерти могут быть поражения электрическим током, закрытые травмы, кровоизлияния в мозг, инфаркты и другое. Забор крови производится не позднее чем через шесть часов после смерти. Кровь, вытекающую самостоятельно, собирают в емкости, придерживаясь всех правил асептики, и используют для приготовления препаратов. Таким образом можно получить до 4-х литров. На станциях, где проходит заготовка, ее проверяют на группу, резус, наличие инфекций.
  4. Реципиент. Это очень важный источник. У пациента накануне операции забирают кровь, консервируют ее и переливают. Допускается использование крови, которая излилась в брюшную или плевральную полость во время болезни или травмы. В этом случае можно не проверять ее на совместимость, реже случаются различные реакции и осложнения, переливать ее менее опасно.

Из основных гемотрансфузионных среда можно назвать следующие.

Для заготовки используют специальные растворы, в который входит сам консервант (например, сахароза, декстроза и т.п.); стабилизатор (как правило, цитрат натрия), предотвращающий свертывание крови и связывающий ионы кальция; антибиотики. Консервирующий раствор находится в крови в соотношении 1 к 4. В зависимости от вида консерванта заготовку можно хранить до 36 дней. При различных показаниях используют материал разных сроков хранения. Например, при острых потерях крови используют среду малых сроков хранения (3-5 суток).

Трансфузионные среды находятся в герметичных контейнерах

В нее добавлен цитрат натрия (6%) в качестве стабилизатора (соотношение с кровью 1 к 10). Такую среду нужно использовать в течение нескольких часов после приготовления.

Ее хранят не более суток и используют в аппаратах искусственного кровообращения. Гепарин натрия используется в качестве стабилизатора, декстроза – в качестве консерванта.

Сегодня цельную кровь практически не используют в связи с возможными реакциями и осложнениями, которые связаны с многочисленными антигенными факторами, которые в ней находятся. Компонентные трансфузии дают больший лечебный эффект, поскольку действуют целенаправленно. Эритроцитарную массу переливают при кровотечениях, при анемии. Тромбоциты – при тромбоцитопении. Лейкоциты – при иммунодефиците, лейкопении. Плазму, протеин, альбумин – при нарушениях гемостаза, гиподиспротеинемии. Важное преимущество переливания компонентов – более эффективное лечение при меньших затратах. При гемотрансфузии используют следующие компоненты крови:

  • взвесь эритроцитарная – консервирующий раствор с эритоцитарной массой (1:1);
  • масса эритроцитарная – центрифугированием или отстаиванием из цельной крови удаляется 65% плазмы;
  • эритроциты замороженные, полученные центрифугированием и отмыванием крови растворами с целью удаления из нее белков плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов;
  • лейкоцитарная масса, полученная центрифугированием и отстаиванием (представляет собой среду, состоящую из белых клеток в высокой концентрации с примесью тромбоцитов, эритроцитов и плазмы);
  • тромбоцитарная масса, полученная легким центрифугированием из крови консервированной, которая хранилась не более суток, используют свежеприготовленную массу;
  • плазма жидкая – содержит биоактивные компоненты и белки, получают ее центрифугированием и отстаиванием, используют в течении 2-3 часов после заготовления;
  • сухая плазма – получают вакуумным путем из замороженной;
  • альбумин – получают путем разделения плазмы на фракции, выпускают в растворах разной концентрации (5%, 10%, 20%);
  • протеин – состоит на 75% из альбумина и на 25% из альфа- и бета-глобулинов.

Перед процедурой обязательно проводят пробы на совместимость крови донора и реципиента

При гемотрансфузии врач должен придерживаться определенного алгоритма, который состоит из следующих пунктов:

  1. Определение показаний, выявление противопоказаний. Кроме этого врач выясняет у реципиента, знает ли он, какая у него группа и резус-фактор, были ли гемотрансфузии в прошлом, имели ли место осложнения при этом. У женщин получают сведения об имеющихся беременностях и их осложнениях (например, резус-конфликт).
  2. Определение группы и резус-фактора пациента.
  3. Выбирают, какая кровь подходит по группе и резусу, и определяют ее годность, для чего делают макроскопическую оценку. Она проводится по следующим пунктам: правильность, герметичность упаковки, срок годности, внешнее соответствие. У крови должно быть три слоя: верхний желтый (плазма), средний серый (лейкоциты), нижний красный (эритроциты). В плазме не может быть хлопьев, сгустков, пленок, она должна быть только прозрачной и не красной.
  4. Проверка донорской крови по системе AB0 из флакона.
  5. Обязательно проводятся пробы при переливании крови на индивидуальную совместимость по группам при температуре от 15°C до 25°C. Как и зачем делают? Для этого на поверхность белого цвета помещают большую каплю сыворотки больного и маленькую донорской крови и смешивают их. Оценка проводится через пять минут. Если склеивания эритроцитов не произошло, значит, совместима, если произошла агглютинация, значит, переливать нельзя.
  6. Пробы на совместимость по Rh. Эту процедуру можно проводить разными способами. На практике чаще всего делают пробу с 33-процентным полиглюкином. Проводят центрифугирование в течение пяти минут в специальной пробирке, не подогревая. На дно пробирки капают две капли сыворотки больного и по капле донорской крови и раствора полиглюкина. Наклоняют пробирку и вращают вокруг оси, чтобы смесь распределилась по стенкам ровным слоем. Вращение продолжается пять минут, далее добавляют 3 мл физраствора и перемешивают, не взбалтывая, а наклоняя емкость до горизонтального положения. Если произошла агглютинация, то переливание невозможно.
  7. Проведение биологической пробы. Для этого реципиенту вводят капельно 10-15 мл донорской крови и следят за его состоянием в течение трех минут. Так делают три раза. Если больной чувствует себя нормально после такой проверки, начинают переливание. Появление таких симптомов у реципиента, как одышка, тахикардия, прилив крови к лицу, жар, озноб, боли в животе и пояснице, свидетельствует о том, что кровь несовместима. Кроме классической биопробы, существует проба на гемолиз, или проба Бакстера. При этом больному струйно вводится 30-45 мл донорской крови, спустя несколько минут у больного производят забор крови из вены, которую затем центрифугируют и оценивают ее цвет. Обычная окраска говорит о совместимости, красная или розовая – о невозможности переливания.
  8. Трансфузия проводится капельным способом. Перед процедурой флакон с донорской кровью в течение 40 минут необходимо держать при комнатной температуре, в некоторых случаях его подогревают до 37°C. Используется одноразовая система для переливания, снабженная фильтром. Трансфузия проводится со скоростью 40-60 кап./мин. За больным постоянно наблюдают. В контейнере оставляют 15 мл среды и хранят двое суток в холодильнике. Это делают на случай, если потребуется проведение анализа в связи с возникшими осложнениями.
  9. Заполнение истории болезни. Врачу требуется записать группу и резус пациента и донора, данные с каждого флакона: его номер, дату заготовления, фамилию донора и его группу и резус-фактор. Обязательно вносится результат биопробы и отмечается наличие осложнений. В конце указывают фамилию врача и дату переливания, ставят подпись.
  10. Наблюдение за реципиентом после переливания. После трансфузии пациент в течение двух часов должен соблюдать постельный режим и сутки находиться под наблюдением медицинского персонала. Особое внимание уделяется его самочувствию в первые три часа после процедуры. Ему измеряют температуру, давление и пульс, оценивают жалобы и любые изменения самочувствия, оценивают мочеотделение и цвет мочи. На другой день после процедуры проводят общий анализ крови и мочи.

Гемотрансфузия – очень ответственная процедура. Чтобы избежать осложнений, необходима тщательная подготовка. Имеются определенные риски, несмотря на научные и технические достижения. Врач должен строго придерживаться правил и схем переливания и внимательно следить за состоянием реципиента.

Переливание крови при онкологии: когда оно требуется и как процедура влияет на состояние больного

Переливание крови при онкологических заболеваниях - высокоэффективный метод восстановления ее состава и объема. Каковы показания к переливанию крови при онкологии, какие задачи помогает решить эта процедура и как она проходит?

Что такое гемотрансфузия и какие задачи решает переливание крови у онкобольных

Переливание крови, или гемотрансфузия, при онкологических заболеваниях применяется довольно часто. Переливание крови позволяет пополнить запас тромбоцитов, эритроцитов и белков. Сегодня эта процедура безопасна и для донора, и для реципиента. Все доноры в обязательном порядке проверяются на наличие ВИЧ, гепатитов и иных заболеваний, поэтому никакого риска для того, кому переливают кровь, нет.

При онкологических заболеваниях переливание крови чаще всего производят после курса химиотерапии, хотя для этой процедуры есть и другие показания.

Показания и противопоказания к переливанию крови при онкологии

В некоторых случаях гемотрансфузия необходима больным, прошедшим курс химиотерапии. Иногда у таких пациентов развивается анемия - уровень гемоглобина серьезно падает, и человеку необходимо его восстановление. Обычно о переливании крови начинают говорить, если уровень гемоглобина понижается до 70 г/дл. Показаниями к переливанию крови в этом случае становятся также такие симптомы малокровия, как быстрая утомляемость, ощущение нехватки воздуха и одышка даже при очень незначительных нагрузках, общее недомогание и сонливость.

Иногда анемия у онкологических больных развивается и без химиотерапии - таково воздействие самой опухоли.

Переливание крови жизненно необходимо и при такой форме рака, как лейкоз. Без регулярных переливаний крови исход болезни может быть трагическим, поскольку при лейкозе костный мозг почти перестает производить нормальные кровяные клетки.

Переливания также необходимы при внутренних кровотечениях, нередко сопровождающих онкологические заболевания.

Противопоказаниями к переливанию крови являются сердечная недостаточность, отек легких, серьезные нарушения мозгового кровообращения, гипертония III стадии, нарушения белкового обмена, клубочковый нефрит, тромбоэмболия, нарушения в работе печени.

При переливании донорской крови и ее препаратов также возможен риск аллергии, и его следует учитывать.

Первые попытки переливания крови делались еще в XVII веке, но большинство из них заканчивалось неудачей. Гемотрансфузию начали использовать только в XX веке, когда выяснили, что кровь имеет разные группы.

Требования к компонентам крови

Кровь содержит плазму и три типа клеток:

  • эритроциты, которые участвуют в транспортировке кислорода;
  • тромбоциты, способствующие заживлению ран и остановке кровотечений;
  • лейкоциты - «солдаты», которые сражаются с инфекциями.

Как правило, при онкологии переливают не цельную кровь, а ее компоненты. Выбор субстанции зависит от показаний.

При серьезных кровопотерях и снижении функции кроветворения обычно переливают плазму. Плазму для этих целей замораживают до -45 градусов и размораживают перед самым переливанием - это позволяет сохранить ее свойства.

При анемии, вызванной онкологическими поражениями, переливают суспензию, насыщенную эритроцитами. Это позволяет улучшить состояние пациента и подготовить его к курсу химиотерапии. После химиотерапии также показано переливание эритроцитарной суспензии.

Обычно проводят не одну процедуру переливания крови, а несколько. Продолжительность курса и частота переливаний зависят от конкретных показаний, а также от цели, которой врач пытается достичь.

Обычно вливания производят через каждые 3–4 недели, но при кровопотере из-за разрушения опухолей переливания требуются еженедельно и даже чаще.

Переливание крови при всей кажущейся простоте - серьезная манипуляция, и она требует подготовки.

Перед каждым переливанием крови онкологическим больным проводится проверка ABO-группы крови и резус-фактора. Кроме того, кровь донора и реципиента проверяется на совместимость в лабораторных условиях. Если кровь подходит, пациенту вводят небольшое ее количество и еще около 15 минут наблюдают за реакцией. Кроме того, проводится обследование самого пациента: врач проверяет температуру, пульс, дыхание и давление.

Если все в порядке, начинается собственно переливание. Пациент располагается в специальном кресле, над которым подвешен контейнер с препаратом крови. Она поступает в вену через иглу с катетером или через инфузионный порт, если он уже установлен. Кровь переливается медленно, по капле, так что придется подождать.

Как правило, за один сеанс переливают небольшой объем крови. Доза определяется врачом, она зависит от проблемы, состояния пациента и препарата, но редко превышает 300 мл.

Продолжительность процедуры также зависит от типа препарата крови и от его общего объема. Например, переливание эритроцитарной массы требует 2–4 часов, переливание тромбоцитов быстрее - до 1 часа.

Во время переливания крови врачи постоянно следят за состоянием пациента. При появлении аллергии или ухудшении состояния процедура немедленно прекращается. Врач продолжает контролировать самочувствие больного и после переливания крови.

Процедура переливания крови безболезненна, неприятные ощущения вызывает только введение иглы, однако многие эту манипуляцию вообще не ощущают.

Переливание крови онкобольным зачастую необходимо. Многие типы опухолей на поздних стадиях вызывают серьезные нарушения кроветворения, которые приводят к малокровию и проблемам со свертываемостью. Ситуация ухудшается, если больной проходит курс химиотерапии, который тоже плохо влияет на кровь.

С другой стороны, при анемии химиотерапия противопоказана, однако пройти курс такого лечения все же можно. Если у пациента, нуждающегося в химиотерапии, диагностировано малокровие, требуется курс гемотрансфузии - кровь будут переливать до тех пор, пока показатели не придут в норму. Лишь тогда можно начинать лечение.

Переливание крови требуется после проведения хирургических операций и во время распада опухоли, сопровождающегося кровотечением, - для восполнения кровопотери.

Нередко постоянные переливания крови и ее препаратов требуются для поддержания жизни онкологических больных на поздних стадиях развития болезни.

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012.Главный редактор - Сунгоркин В. Н. Шеф-редактор сайта - Носова О.В.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Курсовая работа.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Москва

17.04.2003 № 52

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения в действие санитарных правил "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03", с 20.06.2003 года считать утратившим силу "СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями", в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) — 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы — к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды — предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Функции одежды.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20—40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006—0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

В детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2—4 раза;

Кожа детей нежна и легко ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей — комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист — 0,1 мм, драп — 5 мм, натуральный мех — 30—50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин — 25 г/м 2 , драп — 77 г/м 2 , натуральный мех — 1000,0 г/м 2).

Объемная масса — масса 1 см 3 ткани в граммах, которая определяет соотношение плотных веществ и воздуха в ткани. Чем этот показатель меньше, тем легче ткань, даже если она имеет значительную толщину. Объемная масса является также критерием теплозащитных свойств ткани при одной и той же толщине. Материал с меньшей объемной массой более теплый (например, шерстяной трикотаж — 0,07 г/см 3 , брезент — 0,6— 0,7 г/см 3).

Пористость определяется отношением объема пор к общему объему данного материала, выраженным в процентах, и непосредственно связана с объемной массой. Пористость материала определяет тепловые его свойства (например, драп, диагональ — 50 %, шерстяной трикотаж — 93—95 %, ватин полушерстяной — 97 %, вата хлопчатобумажная — 99 %, ва-тилин хлопчатобумажный — 99 %).

Воздухопроницаемость измеряется в кубических дециметрах (дм 3) и означает способность материалов пропускать воздух через 1 м 2 в секунду путем фильтрации через поры. Ткань, используемая для разной одежды, должна обладать различной воздухопроницаемостью. Так, например, поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, т.е. большой воздухопроницаемостью (например, мадаполам хлопчатобумажный — 111 дм 3 /м 2 в секунду, шелк натуральный — 341 дм 3 /м 2 в секунду, капрон — 125 дм 3 /м 2 в секунду).

Паропроницаемость измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 ч через 1 м 2 ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододежном пространстве, путем диффузии их через волокна. Наибольшую паропроницаемость должна иметь одежда, используемая в местностях жаркого климата, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения (например, мадаполам хлопчатобумажный — 16,2 г/м 2 в час, шелк натуральный — 4,62 г/м 2 в час, капрон — 1,09 г/м 2 в час).

Гигроскопичность характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в процентах. Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает ее промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств (например, батист, вольта, ситец >90 %, мадаполам хлопчатобумажный — 18 %, драп облегченный — 17,2 %, шелк натуральный — 16,5 %, шерсть — 14 %, репс — 7—8 %, репс с водоотталкивающей пропиткой — 1,2 %, капрон — 5,7 %, лавсан — 0,5 %).

Влагоемкость определяет способность ткани впитывать воду при погружении в нее, выражается в процентах. Свойство ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, так как при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяются тепловые свойства данного материала.

Гидрофильность отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в процентах. Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с поверхности кожи (например, батист, вольта, ситец >90 %, репс с водоотталкивающей пропиткой — около 0 %).

Гидрофобность («несмачиваемость») — свойство, противоположное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у тканей, образующих верхний слой одежды и защищающих ее от снега, дождя, тумана.

Липофильность характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в процентах. Высокие ее показатели являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, так как капельки жира заполняют воздушное пространство между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материалов: чем она ниже, тем теплее материал.

Тепловое сопротивление — свойство, противоположное теплопроводности, оно определяется временем (в часах), в течение которого 1 ккал тепла пройдет через 1 м 2 ткани при перепаде температуры в 1°С, и является обратной величиной теплопроводности.

Для детской одежды разрешается использование тканей, произведенных из натуральных волокон, а также тканей с добавкой химических волокон, но в строгом соответствии с требованиями санитарных норм и правил Для изготовления других детских изделий могут быть использованы искусственный мех и синтетические утеплители (клееный, объемный и иглопробивной) для детской одежды (кроме детей ясельной группы Не допускаются ацетатные ткани с вложением ПАН (нитрон), ПА (капрон) и ПЭ (лавсан) волокон. Запрещается использование аппретов и пропиток в материалах бельевого ассортимента для детей раннего, ясельного и дошкольного возраста. При изготовлении одежды для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста (до 40-го размера) не допускается использование синтетических швейных ниток.

Белье

Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Основным назначением бельевых тканей является освобождение кожи от жидких (пот, содержащий большое количество минеральных и органических веществ), твердых (кожное сало, чешуйки эпидермиса) и газообразных (углекислота) выделений кожи. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Способность ткани к очищению кожи снижается в процессе загрязнения, прекращаясь через 5-7 дней. Бельевые ткани нуждаются в легкой, регулярной и тщательной очистке. Чему должна способствовать их структура. Разряженные, пористые ткани облегчают стирку. Чтобы не раздражать и не ранить кожные покровы, бельевые ткани должны быть мягкими, гибкими, эластичными; для впитывания пота- гигроскопичными и влагоемкими. Для вентилирования воздуха, непосредственно прилегающего к коже, удаления газообразных продуктов и испаряющегося пота бельевые ткани должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью как в сухом, так и во влажном состоянии. Лучшими тканями для изготовления детского белья, в т. ч. ночных рубашек и пижам, следует признать хлопчатобумажные ткани и хлопчатобумажный трикотаж. Ткани из натурального шелка, в некоторых случаях шерсти, также могут быть рекомендованы для детских бельевых изделий. Из синтетических тканей для изготовления белья может использоваться вискозный трикотаж. Бельевые изделия из нейлона, капрона и подобных тканей должны исключаться из детского ассортимента.

Одежда новорожденного состоит из тонкой и мягкой распашонки, фланелевой распашонки и пеленки.

С 2-х месяцев заметно удлиняется период бодрствования.С этого момента целесообразно пеленки заменять ползунками. Одежда для детей раннего возраста изготавливается из мягких, эластичных тканей, обладающих малой теплопроводностью и большой влагоемкостью. Этим требованиям такие сорта х/б ткани, как фланель и бумазея.

С 9 месяцев ребенок учится ходить, и пол становится основным местом его игр. Чтобы предупредить охлаждение. На ребенка надевают фланелевую рубашку с длинными рукавами и шерстяную кофточку, длинные штанишки, чулки, обувь.

Летняя одежда детей дошкольного возраста состоит из двух слоев: 1- рубашка, майка, трусы; 2- платье, юбка с кофточкой у девочек или рубашка с короткими штанишками на бретельках у мальчиков. Покрой одежды должен исключать пояса, стягивающую резинку, глухие воротники. Открытый ворот, широкая пройма, короткий рукав или его отсутствие обеспечивают хорошую вентиляцию одежды.

Ткани, употребляемые для изготовления летней одежды, должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью. Они должны быть проницаемы для ультрафиолетовых лучей, по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, натуральные шелковые ткани.

Зимняя домашняя одежда дошкольников включает: белье и платье или рубашку и штанишки для мальчиков. Для их изготовления могут быть использованы х/б, более толстые или ворсовые ткани, что усиливает их теплозащитные свойства (фланель, бумазея, вельвет, полушерстяные и шерстяные ткани). Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с примесью нитроволокон не более 30% и вискозолавсановой пряжи (не более 40% лавсана). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества тканей и в то же время увеличивают их носкость и несминаемость. В комплект домашнего платья дошкольников должны быть включены трикотажные шерстяные кофточки и жилеты, которые надевают на детей при значительных колебаниях микроклимата помещений. Покрой одежды не должен сковывать движений ребенка. Следует избегать излишней многослойности одежды, так как она препятствует движению и нарушает вентиляцию слоев воздуха, прилегающих к коже.

Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу — тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани. Второй — теплозащитный слой — должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (вата, ватин, ватилин, синдипон и др.), изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными покровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой — подкладка — изгопроницаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигроскопичности, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве.

Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный воздухообмен с окружающей средой. Это обеспечивается созданием большого количества замкнутых пространств в пододежном пространстве — наличием капюшона, манжет, поясов. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка.

Теплозащитные свойства одежды подлежат физиолого-гигиенической оценке. Наиболее полное представление о теплоизоляционных свойствах одежды дает определение энерготрат, изменения величин кожных температур и определения плотности теплового потока — количества тепла, теряемого путем радиации и конвекции в единицу времени с единицы поверхности тела.

Теплозащитная способность одежды — это ее способность к снижению плотности теплового потока. Тепловой поток реагирует на изменения температуры окружающей среды и теплозащитных свойств одежды.

Одежда должна быть чистой - это важный вопрос гигиенического и эстетического воспитания ребенка. Домашнюю одежду необходимо менять по мере загрязнения. Использованные пеленки, распашонки тщательно стирают детским мылом и затем хорошо выполаскивают в теплой воде. Недопустимо использование синтетических порошков, так как они могут стать причиной аллергических реакций у детей. Сушить детскую одежду лучше всего на воздухе. После сушки одежду необходимо тщательно прогладить, причем в первые месяцы жизни пеленки лучше гладить с двух сторон. Одежду ребенка нужно хранить отдельно от одежды взрослых. Грязное белье малыша складывают в отдельные закрытые корзины для белья и стирают в отдельном тазике. Сильно загрязненные вещи лучше сразу замочить.

Детское белье, включая постельное, нельзя крахмалить, так как оно делается более жестким, менее воздухопроницаемым и гигроскопичным.

Головные уборы. Шапочки, косынки, панамы должны отвечать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову ребенка покрывают панамой, девочкам можно повязать на голову тонкую хлопчатобумажную косыночку. Весной и осенью девочкам надевают береты и полушерстяные шапочки, Мальчикам - береты или кепки. Зимой, при отсутствии сильных морозов, детям подойдут теплые вязаные шапочки, в сильные морозы - шапки-ушанки, меховые шапки или вязаные шапочки поверх косынок. Нужно следить, чтобы шапка обязательно закрывала уши, так как дети очень подвержены воспалению среднего уха - отиту. Лучше всего шапочки на завязках. Удобны в холодную погоду капюшоны верхней одежды, которые утепляются мехом. Лучше приобретать шапку, шарф и варежки в комплекте, вязка должна быть прочной, двойной.

Носки, гольфы, колготы для детей должны быть хлопчатобумажными, что обеспечивает их гигроскопичность. Изделия из синтетических волокон вредны: летом в них очень жарко, а зимой ноги переохлаждаются, кроме того, у многих детей они вызывают кожный зуд.

Обувь является составной частью комплекта одежды. Она защищает организм от охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, содействует мышцам и связкам в удержании свода стопы в нормальном положении, тем самым способствуя сохранению рессорной, амортизационной функции. Обувь определяет удобство передвижения, влияет на двигательную активность детей, является причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.

Для детей выпускаются различные виды обуви: крутлосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим — повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и др.

Ноги у ребенка растут быстро, поэтому нужно постоянно следить, не жмут ли ботинки или туфли. Тесная и узкая обувь - это причина плоскостопия у детей. При покупке обувь следует примерять на обе ноги в положении стоя, когда на стопу приходится нагрузка всей массы тела, при этом расстояние от пальцев стопы до носка должно быть 0,5-1 см - для свободного движения пальцев ног и возможности дальнейшего роста стопы.

С гигиенических позиций обувь должна:

Охранять организм ребенка от неблагоприятных метеорологических воздействий и механических повреждений;

Соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма ребенка, в первую очередь его стопы;

Обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды.

Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, которые определяются особенностями строения стопы в период роста, а также требований и к материалам, из которых изготавливается обувь.

Детская стопа характеризуется радиальной формой с наибольшей шириной на концах пальцев веерообразной формы. У взрослых наибольшая ширина отмечается в области I— V плюсневых суставов. Для детской стопы характерны иное, чем у взрослых, соотношение пяточной и передней частей стопы, относительно более длинная ее задняя часть, что должно учитываться при конструировании обуви (особенно колодки). Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В связи с этим такие качества, как гибкость, толщина, масса обуви, а также теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию.

Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, определяемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. За единицу измерения принят миллиметр, разница между номерами составляет 5 мм.

Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задник, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Носочная часть обуви должна быть шире пучковой (часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов).

Низ обуви (стелька, подошва, каблук) должен иметь оптимальные показатели жесткости — сопротивление (выраженное в килограммах) изгибу по линии, соединяющей головки I и V плюсневых костей, до угла 25°.

Стелька — внутренняя деталь обуви, имеющая тесный контакт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температурно-влажностного режима во внугриобувном пространстве. Она должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи.

Подошва — основной элемент низа обуви. Подошва должна иметь оптимальные гибкость, толщину, массу и теплозащитные свойства. Гибкость обуви регламентируется и должна со-

Н/см, для мальчиковой школьной обуви — 9— 13 Н/см, для девичьей школьной обуви — 8—10 Н/см.

Толщина подошвы нормируется в зависимости от использованных материалов и типа обуви.

Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления, обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемости внутриобувного пространства.

При применении пористой резины, полиуретана и других материалов возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви.

Теплозащитные свойства обуви зависят от их теплопроводности. Чем ниже теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти (валенок) увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых резин для подошв, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую толщину, гибкость и противоскользящие свойства теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства.

Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Высота каблука: для дошкольников — 5—10 мм, для школьников 8—10 лет — не более 20 мм, для мальчиков 13—17 лет — 30 мм, для девочек 13—17 лет — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочками-подростками вредно, так как затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. При этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к уменьшению его продольного размера. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развиваются уплощение свода стопы и деформация пальцев. На рис.1 показано распределение нагрузки на различные отделы стопы в зависимости от высоты каблука.

Высота обуви нормируется в зависимости от ее вида и рода.

Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охранять пятку, предупреждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы кзади. Для изготовления задника используется более толстая натуральная кожа. Производство обуви без задника допускается для детей старше 11 лет.

Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов.

Подносок — деталь верха, расположенная между подкладкой и верхом в носочной части для сохранения ее формы. Он предохраняет пальцы стопы от травмирования, и его длина не должна превышать области плюснефаланговых суставов подошвенных.

Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообращение, препятствовать естественному развитию ноги.

Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, застежка типа «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви.

Масса обуви зависит от вида крепления, конструкции и используемых материалов. Нормы массы ботинок увеличиваются по сравнению с таковой полуботинок на 10 г — для гусариковой; на 15 г — для младшей детской; на 20 г — для детской; на 25 г — для школьной; на 30 г — для мальчиковой.

Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендована натуральная кожа. Для летней обуви наряду с кожей используются различные текстильные материалы целиком

или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.)- В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы.

Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные материалы с вложением химических волокон. Последнее регламентируется санитарными нормами и правилами.

Обувь после возвращения с улицы очищают специальной щеткой и просушивают. Нельзя сушить обувь возле нагревательных приборов. Стельки от обуви сушат отдельно. После просушки обувь натирают кремом.

Список использованной литературы

  1. Гигиена детей и подростков под редакцией В.Н. Кардашенко - М.: Медицина, 1988 год.
  2. Гигиена детей и подростков: Учебник для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских ВУЗов, автор В.В.Кучма - М.: Медицина, 2000 год.
  3. Гигиена и педиатрия.
  4. Молодым родителям: Сборник под редакцией М.Я. Студиникина, издание 3-е переработанное и дополненное - М.: Медицина, 1976 год.
  5. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов « Педагогика и психология дошкольников» ВУЗов. Ред. М.П. Дорошкевич, М.П. Кравцов - Минск « Университетское» 2002.
  6. www.crc.ru.

Санитарные правила и нормы 2.4.7.16-4-2006 «Гигиенические требования безопасности К детской одеждЕ и обуви»

Настоящие санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к одежде и обуви для детей в возрасте до 18 лет, направленные на обеспечение детского населения одеждой и обувью, безопасной для здоровья.

Основные термины и их определения

Дети – физические лица от рождения до достижения 18 лет.

Одежда, обувь – изделия или совокупность изделий, надеваемое(ых) человеком, несущие утилитарные и эстетические функции.

Химические волокна – искусственные и синтетические:

Изделия, контактирующие с кожей – изделия, контактирующие с кожей ребенка на большой поверхности тела (белье, блузки, сорочки, платья, брюки, чулочно-носочные изделия и т.п.).

Изделия, не контактирующие с кожей – изделия, которые имеют минимальный контакт с кожей ребенка (пальто, плащи и т.п.).

Допустимые количества миграции (далее - ДКМ), предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) – гигиенические нормативы, определяющие предельные уровни выделения химических веществ, элементов из изделий в модельные среды, не оказывающие неблагоприятного влияния на организм человека.

Местно-раздражающие свойства изделий – способность вытяжек из изделий в условиях однократного или повторного воздействия оказывать раздражающее действие на кожные покровы или слизистые.

Кожно-резорбтивные свойства изделий – способность вытяжек из изделий при однократном или повторном воздействии проникать через неповрежденные кожные покровы и вызывать интоксикацию организма.

Изделия эпизодического использования (кратковременной носки)изделия, используемые в особых случаях, не предназначенные для ежедневной длительной носки:нарядные одежда (платья, костюмы, колготки и т.п.) и обувь,карнавальные костюмы и т.п.

Одежда для новорожденных изделия или совокупность изделий, предназначенные для детей в возрасте до 28 дней.

Одежда для детей до 1 года – изделия или совокупность изделий следующих размерных групп: обхват груди 44-48 см, рост – 62-80 см.

Одежда для учащихся общеобразовательных учреждений– изделия или совокупность изделий, выполненные в деловом стиле и рекомендованные Министерством образования в качестве повседневной специальной одежды для учащихся общеобразовательных учреждений.

гигиеническая классификация

детской одежды и обуви

Гигиенические требования к детской одежде и обуви предусматривают возрастную принадлежность изделий:

Одежда: для новорожденных, для детей в возрасте до 3 лет (ясельная группа), для детей от 3 до 7 лет (дошкольная группа), от 7 до 15 лет (школьная группа), от15 до 18 лет (подростковая группа).

Обувь: пинетки (для детей до 1 года); ясельная, малодетская, дошкольная, для школьников-девочек, девичья, для школьников-мальчиков, мальчиковая.

Гигиеническая безопасность детской одежды определяется ее предназначением, составом сырья изделия, возрастом ребенка, площадью контакта с кожей ребенка (слоем одежды). Детская одежда распределена на классы по степени риска для здоровья:

одежда, контактирующая с кожей ребенка :

1 класс -

одежда для новорожденных, пеленки, постельное белье, белье для детей ясельного возраста;

2 класс -

белье для детей дошкольного, школьного возраста, спортивное белье;

3 класс -

чулочно-носочные изделия для ясельной, дошкольной, школьной групп;

4 класс -

изделия бельевые и чулочно-носочные для подростковой группы; изделия купальные;

5 класс -

изделия платьево-блузочного и сорочечного ассортимента швейные;

6 класс -

изделия верхние трикотажные (жакеты, свитеры, джемперы, платья, юбки, брюки, рейтузы и легинсы и т.п.) и изделия спортивные;

7 класс -

головные уборы, шарфы, перчаточные изделия;

одежда, не контактирующая с кожей ребенка :

8 класс -

изделия костюмного ассортимента швейные (костюмы, пиджаки, брюки, сарафаны, юбки, жилеты); конверты и одеяла детские

9 класс -

изделия пальтового ассортимента (пальто, плащи, куртки, комбинезоны).

Гигиеническая безопасность детской обуви определяется ее предназначением, возрастом ребенка и используемыми материалами (обувь из натуральной кожи, искусственной и синтетической кожи, текстиля, резинотекстиля, комбинированная и валенная).

Гигиенические требования безопасности

Детская одежда, обувь и материалы для их изготовления, в том числе отделочные и вспомогательные (далее – материалы), должны быть безопасны для здоровья ребенка.

Гигиеническая безопасность детской одежды и обуви оценивается комплексом гигиенических показателей (органолептические показатели – интенсивность запаха, физико-химические и физико-гигиенические показатели – воздухопроницаемость, гигроскопичность, напряженность электростатического поля. Исследования по показателям гигиенической безопасности детской одежды и обуви проводятся лабораториями учреждений государственного санитарного надзора и другими, аккредитованными в установленном порядке.

Детская одежда (материалы) не должны вызывать нарушений терморегуляторных функций и связанных с ними изменений теплового состояния организма, что обеспечивается показателями воздухопроницаемости и гигроскопичности.

Вложение различных видов химических волокон в материалы детской одежды должно обеспечивать выполнение физико-гигиенических показателей (воздухопроницаемость, гигроскопичность, уровень напряженности электростатического поля), установленных данными санитарными правилами.

Для всех классов детской одежды не ограничивается использование натуральных волокон, вискозы или их сочетаний .

При использовании в материале сочетания различных видов волокон – натуральное, искусственное (ацетат), синтетическое, вложение (массовая доля) каждого вида химического волокна должно быть в пределах указанного для него значения согласно гигиенических требований.

В изделиях для детей дошкольного, школьного возраста бельевого ассортимента (2 класс), чулочно-носочных (3 класс) вложение полиуретановых волокон (эластана, спандекса и др.) должно быть не более 3% .

В изделиях для детей подросткового возраста бельевого ассортимента (4 класс), в верхних трикотажных изделиях (6 класс) допускается вложение полиуретановых волокон не более 5%, в чулочно-носочных (4 класс) для детей подросткового возраста – не более 12% .

В подкладочные материалы для изделий пальтового ассортимента (9 класс) допускается вложение 100% синтетических волокон.

Для изделий, предназначенных для эпизодического использования, допускается вложение синтетических волокон до 100% (нарядная одежда, корнавальные костюмы и т.д.).

Детская одежда, обувь и материалы, используемые для их изготовления, не должны оказывать на организм местно-раздражающего и кожно-резорбтивного действия.

Материалы, используемые для изготовления одежды для новорожденных, не должны обладать ирритативным действием (вызывать раздражение слизистой оболочки).

Отдельные гигиенические требования к детской одежде.

Изделия для новорожденных должны изготавливаться из натуральных материалов.

Для детей до 3 лет бельевые изделия должны изготавливаться из натуральных материалов .

Текстильные материалы и изделия бельевой группы, предназначенные для детей до 1 года, не должны быть обработаны аппретами, содержащими ионы хлора, соединения азотсодержащих и фенолформальдегидных смол. Использование аппретов и пропиток в материалах бельевого ассортимента должно согласовываться с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

На маркировочных ярлыках готовых изделий бельевой группы, чулочно-носочных изделиях, предназначенных для детей до 1 года, следует предусматривать надпись: «Предварительная стирка обязательна».

Гигиенические требования к верхней одежде: з имняя одежда должна выполнять теплозащитные функции.

Гигиенические требования к повседневной специальной одежде для учащихся общеобразовательных учреждений (далее – школьная форма):

Школьная форма и текстильные материалы для ее изготовления по показателям гигроскопичности и воздухопроницаемости должны соответствовать оптимальным гигиеническим нормативам.

Допустимые вложения синтетических волокон и нитей в текстильные материалы школьной формы всех возрастных групп не должны превышать 30-35% в изделиях блузочного и сорочечного ассортимента и 55% – в костюмного, платьевого ассортимента. Подкладка должна быть выполнена из натуральных и (или) искусственных волокон (вискоза).

Школьная форма должна иметь удобный крой, исключающий сдавливание поверхности тела и обеспечивающий свободу движений, обеспечивать тепловой комфорт организма с учетом сезона года.

Отдельные гигиенические требования к обуви:

Вкладная стелька и подкладка обуви ясельной и малодетской групп должны быть из натуральных материалов (подкладочная кожа, натуральные ткани и трикотаж и др.); допускается использование подкладочных тканей и трикотажа с вложением химических волокон не более 20%.

В обуви для детей ясельного возраста допускается использование для верха обуви летнего и осеннее-весеннего ассортимента искусственных и синтетических материалов при условии применения внутренней подкладки из натуральной кожи.

Обувь всех видов должна соответствовать размеру по длине стопы.

Носочная часть обуви ясельной, малодетской групп должна быть шире пучковой и соответствовать уровню плюснефалангового сустава.

Детская обувь должна иметь низкийкаблук.Высота каблука обуви для ясельной, малодетской и дошкольной групп для повседневной носки должна быть 5-10 мм, школьной группы – до 20-25 мм, для девичьей допускается средний каблук высотой до 40-45 мм.

В детской обуви пяточная часть должна обхватывать пятку и быть устойчивой. В летней обуви допускается открытая пяточная часть при условии ее фиксации, обеспечении устойчивости стопы при ходьбе и удобном закреплении обуви на ноге.

В целях безопасности в детской верхней одежде и обуви целесообразно использование сигнальных и (или) световозвращающих элементов в виде отделки, эмблем и т.п., позволяющих повысить видимость и определить местонахождение ребенка.

Организация производства и РеАЛИЗАЦИИ

детской одежды и обуви

Гигиеническая экспертиза ввозимой и производимой детской одежды и обуви на соответствие гигиеническим требованиям безопасности проводится при проведении государственной гигиенической регистрации в установленном порядке.

Работники, связанные с изготовлением детской одежды и обуви, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в объеме, предусмотренном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» от 08 августа 2000 г. №33.

Работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

Продавцы детской одежды и обуви должны иметь данные о состоянии здоровья в объеме, предусмотренном действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение детской одежды и обуви должны соответствовать требованиям нормативной документации.