Как покрасить шелк – советы. Красим натуральный шёлк натуральными красителями

29.06.2019
  1. Любую ткань, и шелк в том числе, перед процедурой покраски следует привести в чистый вид. Попавшие на вещь загрязнения, пыль будут препятствовать ровному наложению краски. Слегка стряхиваете изделие, опускаете его в таз или ванну с теплой водой, которую сильно не нагревают. Шелк – деликатная ткань. Стирать ее рекомендуется вручную. Сильно не сжимая, не перекручивая. Мыло можно взять не только твердое хозяйственное, а и жидкое. Деликатно действует на шелковую ткань и стиральный гель. После стирки вещь выполаскиваете в нескольких чистых водах. Остатки мыла или порошка тоже не желательны: смажут результат процесса покраски.
  2. Перед тем как покрасить шелк, можно постирать его и в стиральной машине. Стирать шелк можно в автоматическом режиме. Самом деликатном. В комплекте с малыми оборотами выжимания.
  3. После стирки шелк лучше просушить, хотя можно дальше работать и с мокрым. Все равно придется опускать его в воду.
  4. Посуда для окраски шелка выбирается с эмалированной поверхностью. Желательно, чтобы вы запаслись сразу достаточным количеством теплой и холодной воды и не бегали потом, рискуя сорвать процесс покраски.
  5. Наливаете в выбранную емкость теплую воду. Засыпаете туда краску. Какую? Про искусство батика слышали? Заглянув в специальный магазин, где в продаже имеются краски для разных типов ткани, спрашиваете для шелка. Того оттенка, который хотите получить. Учитываете и предыдущие особенности шелкового рисунка. На темные, черные вещи светлая краска вряд ли ляжет, как положено. Придется взять с запасом, чтобы провести покраску повторно. На всякий случай.
  6. Краску разводите по инструкции. Перед тем как покрасить шелк имейте в виду, что не всегда добавить красителя побольше – это есть хорошо. Шелковую нежную ткань риску лучше не подвергать.
  7. Если вы собираетесь не просто окрашивать шелк, а разрисовывать его (это и есть популярное искусство рукоделия), предварительно вещь прополаскиваете в солевом растворе, не выжимая, высушиваете. Правда, на такой основе ярких красок не получится. Потому так приветствуется пастель. Зато держаться будет прочно и не даст контурам расплыться.
  8. Искусственный шелк придется еще и прокипятить в красящем растворе.
  9. На завершающем этапе шелк ополаскивают в прохладной воде с добавлением уксуса (столовая ложка на ведро воды). Это для закрепления краски и придания изделию блеска.

Вещи со временем теряют привлекательный вид. Причиной является несоблюдение правил ухода и воздействие внешних факторов. Непрактично выкидывать хорошую одежду только из-за того, что она стала менее яркой. Достаточно проявить немного фантазии и творческого подхода, чтобы краски засияли по-новому. Химическая промышленность предлагает обширный ассортимент анилиновых красителей. Однако покрасить ткань в домашних условиях возможно и с применением доступных средств.

В первую очередь следует сопоставить реальные возможности и желаемый результат. Не все типы тканей можно самостоятельно покрасить. Легче поддаются обработке натуральные и смешанные полотна: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетику невозможно качественно восстановить в домашних условиях. Ее волокна не способны впитывать анилиновые красящие компоненты. Цвет наверняка изменится, но после первой стирки вещь полиняет.

Синтетические волокна красят специальными красителями по особой технологии. Единственный выход из ситуации - обращение в химчистку.

Как выбрать краситель

В свободной продаже выбор красящих составов обширный. Различают порошкообразные, кристаллические, жидкие и в виде пасты. Воздействие химии дает стойкий результат при условии грамотного проведения процедуры. Если есть сомнения в получении положительного результата, лучше пользоваться натуральными красящими средствами. Пусть они менее интенсивны, но экологически чистые и безопасны для здоровья.

Варианты натуральных красок для ткани:

  • Придают коричневый оттенок светлым полотнам: табак, луковая шелуха, слабый кофе или чай, дубовая кора, хна, басма, корица.
  • Зеленый цвет получают с помощью: шпината, черемухи, ягод можжевельника, щавеля, листвы бузины.
  • Хорошо чернит крепкий натуральный кофе.
  • Красный: ягоды бузины, свекла, черника, волчья ягода.
  • Синяя гамма: краснокочанная капуста, ежевика, шалфей, соцветия иван-да-марьи, семя лебеды.
  • Оранжевый: куркума, кора яблони, чистотел, облепиха.
  • Желтый: зира, куркума, полынь, свежая морковь, корни крапивы, тополиные почки, кожура апельсина, кора и листья березы.

Подбирать краситель нужно в зависимости от степени восстановления, первоначального цвета и типа ткани . Материал определяют по отдельно выдернутым и подожженным волокнам. Искусственный шелк, хлопок и лен быстро воспламеняются. Шерсть и натуральный шелк начинает тлеть.

Немаловажно учитывать цель домашней реставрации. Сильно застиранные и выгоревшие вещи нуждаются в большей концентрации красящего вещества, нежели белые. В последнем случае достаточно взять натуральный либо химический краситель в малом количестве, чтобы с первого раза все получилось. Иногда следует повторить процедуру повторно. Так, даже белая футболка сразу не станет черной.

Правила окрашивания изделий

Перед началом работы, следует ознакомиться с некоторыми советами по окрашиванию:

  1. Изделия предварительно очищают от стойких пятен. При необходимости используют пятновыводитель, остатки которого устраняют путем стирки и глажки - иначе не получится равномерно прокрасить ткань. Если грязь не поддается, прибегают к темным тонам. Светлые красители не смогут скрыть пятна на поверхности. Пуговицы и металлические украшения убирают.
  2. Перед окрашиванием вещи кипятят в содовой воде. Для шелка добавляют нашатырный спирт — 0,5–0,7 г на один литр воды.
  3. Подходит эмалированная или огнеупорная емкость. Помешивают деревянной или пластиковой длинной палкой.
  4. Рекомендуют до и после покраски поместить ткань в раствор квасцов, чтобы закрепить конечный результат. Подобный прием называют протравой. Идеально подходят: любые квасцы, сернокислая медь или цинк, столовый уксус, рассол квашеной капусты, муравьиная кислота. Рецепт протравы: на литр воды берут 2–10 г вещества. Изделие взвешивают, чтобы понять расход протравы. На каждые 100 г ткани понадобится не менее трех литров раствора. Кипятят не менее 30 минут, после вынимают изделие, и без отжима погружают в краситель.
  5. Длительность окрашивания зависит от типа ткани, желаемой насыщенности цвета, количества добавок в жидком составе и температуры. Шерсть и шелк поддаются быстрее и легче. Раствор интенсивно кипятят на протяжении 50–60 минут, в конце вливают уксус. Для вискозы, льна и хлопка не подходит слишком горячая вода - она замедляет процедуру покраски и увеличивает время. Оптимальная температура - не выше 85 °C. Для закрепления краски в конце добавляют 1–2 ст. ложки поваренной соли.
  6. Цвет распределится равномерно, если соблюдать соотношение веса ткани и красящего раствора в пропорции 1:20. Для окрашивания джинсы и льна в краску сначала всыпают немного кальцинированной соли, а затем растворяют. Яркие разводы на поверхности получают путем скручивания ткани в жгут и фиксации.
  7. Закрепляют краситель уксусом либо солью, чтобы изделия не линяли в дальнейшем. Их добавляют в холодную воду при полоскании в конце процедуры.
  8. После покраски вещи сразу развешивают. В противном случае образуются пятна и потеки.
  9. Важно перед окраской испробовать средство на отдельном куске ткани.
  10. Исключит риск поражения кожи рук использование резиновых перчаток. Перед началом работы открывают окна для проветривания.

Не стоит волноваться, если изделие в мокром состоянии выглядит темнее, чем задумано. После просыхания все придет в норму. Неравномерный окрас выравнивают путем погружения в горячую воду со стиральным порошком. Чтобы одежда не подгорела, на дно рекомендуют разместить деревянную доску. Шерстяные вещи не сушат в подвешенном состоянии, а раскладывают на горизонтальной поверхности. Посуду, в которой красили, в дальнейшем нельзя использовать для приготовления еды.

Как видно, домашний процесс цветовой реставрации сложен. Он требует предельной осторожности и соблюдения точных пропорций. Необходимо учитывать наличие аллергической реакции на используемые натуральные и химические компоненты.

Чтобы окрашенная вещь долго радовала красивым внешним видом, не забывают про дальнейший уход. Недопустимо прямое попадание солнечных лучей во время сушки - это ведет к выгоранию. Первые несколько раз после окрашивания вещи стирают отдельно порошком для цветных тканей, а при полоскании добавляют уксус.

Перед покраской обязательно постирайте ткань. Лучше это сделать вручную. Растворите в ведре воды 250 г высококачественного мыла. Можно воспользоваться и стиральной машиной, если у нее есть режим «Деликатная стирка». В этом случае используйте специальные моющие средства, предназначенные для стирки изделий. Тщательно прополоскайте и отожмите ткань.

Окрашивать лучше всего специальными красками для батика. Продаются они обычно в магазинах товаров для художников, однако иногда встречаются и в крупных хозяйственных. Можно их приобрести и через интернет-магазин. К набору красок обычно прилагается инструкция, и отступать от нее не стоит. Разведите краску в эмалированной или пластмассовой посуде.

Опустите в емкость с красителем изделие. Время зависит от желаемой интенсивности. Светлую ткань, которой вы хотите придать не очень густой оттенок, можно просто опустить в раствор. В других случаях подержите изделие подольше. Следите, чтобы оно полностью погрузилось в краску.

Прополоскайте изделие. Разложите его на горизонтальной поверхности, можно даже на пол, постелив ненужную простыню. Вешать не рекомендуется, поскольку образуются некрасивые потеки.

Если вам не очень нравится однотонное изделие, и вы хотели бы получить причудливые узоры, используйте один из следующих способов. Например, перед погружением в раствор завяжите изделие узлами в нескольких местах. Участки, находящиеся внутри узлов, не окрасятся. Можно расписать изделие в технике батик.

Перед тем как , шелк лучше прополоскать не в обычной, а в соленой воде. Вам понадобится еще рама, в магазинах художественных товаров продаются специальные, но в принципе подходит любая, на которую можно натянуть ткань, в том числе и достаточно большие пяльцы. Использовать можно как живописные приемы, так и роспись с помощью трафарета. Последний способ хорош для не очень опытных художников – излишки краски останутся на картоне. Для того чтобы краски лучше держались, после окрашивания прогладьте ткань.

Вне зависимости от того, окрашиваете ли вы ткань в один цвет или наносите роспись, ее потребуется второй раз прополоскать. Сделайте это после того, как она высохнет. В воду добавьте немного уксуса. Это сделает окраску более стойкой.

Несмотря на большой выбор красок в магазинах, естественные красители не теряют популярности. Однотонное и к тому же сильно выцветшее изделие можно обновить с помощью черники, черноплодной рябины, аира, луковой кожуры, крепкого чая или даже марганцовки. Но учтите, что чай дает бежевый оттенок. Для ткани более темных тонов применять его не имеет смысла. То же самое касается аира - он дает розоватый оттенок, довольно светлый. Наиболее надежна черника, дающая глубокий сине-фиолетовый цвет.

Процесс окрашивания естественными красителями мало чем отличается от обработки шелка специальными красками. Изделие точно так же нужно выстирать, прополоскать и сушить на горизонтальной поверхности. Главное – раствор. Заварите 200 г чая в ведре воды. Дайте остыть до температуры 55-60°С, после чего погрузите ткань в раствор на несколько минут.

Из черники сделайте настой. Соотношение ягод и воды примерно 200 г на 1 л. Залейте ягоды кипятком, дайте постоять, пока вода приобретет темно-синий оттенок. Тщательно сцедите чернику. Опустите ткань в настой.

Луковой шелухи потребуется много. Ее предварительно сушат, затем варят и сцеживают. Отвар остудите и погрузите в него ткань. Дальше поступайте так, как и при любом другом способе. Естественные красители хороши еще и тем, что после них в уксусной кислоте полоскать не обязательно.

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

Отличным способом обновления старых, выцветших и надоевших вещей является покраска ткани, осуществить которую можно разными методами. Изделия светлых тонов можно покрасить в любой цвет. Яркие ткани окрашиваются только в более темные тона. Но их можно осветлить, если использовать специальные красители для тканей и правильно проводить процедуру.

Немного истории

Даже наши предки задумывались о том, как покрасить ткань подручными средствами. Доказательством тому являются найденные при раскопках фрагменты ткани, покрашенной натуральными растительными красителями.

Растворы на основе разных растений использовались для окрашивания тканей до 19 века. Тогда краска материй была мягкой и неяркой.

Немного позднее окрашивание производилось при помощи простых и недорогих анилиновых красителей. При появлении фабричных химических красителей стало возможным покрасить тканое полотно в любой насыщенный цвет.

Окрашивание растительными составами гарантирует хоть и нежные оттенки, зато очень устойчивые и естественные на вид. Их по сей день используют, чтобы покрасить ткани самостоятельно. Не менее популярна и фабричная краска, которую также возможно использовать в домашних условиях.

Прежде чем начать процедуру окрашивания ткани, необходимо провести подготовительные мероприятия. Если этого не делать, результат может оказаться плачевным: покрасить или осветлить вещь не удастся.

Подготовка к окрашиванию

Мало кому известно, как покрасить ткань правильно. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо определить тип материала. В зависимости от вида ткани выбирают красители и способ обработки.

Красители для ткани могут быть в виде порошка, пасты или кристаллов. Если вы приобрели их заблаговременно, храните до вскрытия в темном месте.

Если материал состоит из разных волокон, окрашивание осуществляется универсальным красителем . Им же можно покрасить шерстяные материи, имеющие бумажную либо шелковую подкладку.

Процедура подготовки тканей для окрашивания состоит из таких этапов:

  • Одежда, предназначенная для окрашивания, взвешивается. Это нужно для определения количества красящего вещества.
  • Краска разводится обязательно мягкой водой. Используется талая либо дождевая вода. Если таковой нет, то в обычную воду добавляют соду для смягчения из расчета 1 ч. л. на 10 л жидкости.
  • Чтобы покрасить ткань в домашних условиях, потребуется такой инвентарь: металлическая вместительная емкость, большая деревянная лопатка, дощечка с размером, равным диаметру дна емкости (нужна, чтобы ткань не пригорела ко дну), плита или печь.
  • Окрашивание грязных вещей недопустимо. Поэтому их нужно постирать, вывести с поверхности все загрязнения и пятна.
  • Если необходимо осветлить вещь, то на ней не должно быть выцветших участков. Окрашивание в светлые тона будет эффективным только при равномерном цвете изделия.
  • Все декоративные элементы перед окрашиванием с ткани удаляются.
  • Если изделие будет впоследствии перешито, то перед покраской его необходимо распороть по швам.

Краска разводится так : в небольшую эмалированную емкость высыпают содержимое пакета с красителем для ткани, добавляют горячую воду и перемешивают до получения пастообразной консистенции. После этого в посуду нужно добавить горячей воды. Когда вся краска растворится, раствор нужно процедить через чистую материю. Затем его вливают в металлическую емкость и добавляют горячую воду, чтобы жидкость полностью покрывала вещь.

Процедура окрашивания

Покраска материалов из искусственных и натуральных волокон имеет некоторые отличия от такой же процедуры в отношении синтетических полотен. Чтобы покрасить бархат, вуаль, шелк, велюр, вискозу, джинсовую, льняную и хлопковую материю, а также другие полотна с подобным составом, используется прямой краситель для ткани.

Окрашивание шерсти предполагает использование кислотного красителя ткани.


Чтобы правильно покрасить или осветлить изделие, следуйте основным рекомендациям. Как уже отмечалось, окрашивание во многом зависит от типа материала. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  1. Шерсть. Красители для тканей из шерсти разводятся в горячей воде. К готовому раствору добавляют немного поваренной соли и подливают уксуса. Намоченную ткань опускают в раствор и доводят до кипения, затем полощут в теплой воде до тех пор, пока она не станет прозрачной.
  2. Хлопок, лен и вискоза. Чтобы покрасить в другой цвет или осветлить вискозу, а также полотна из льняного или хлопчатобумажного материала (велюр, бархат, джинсовую материю и др.) красители для ткани смешивают с кальцинированной содой и только после этого разводят в горячей воде. 1/2 получившегося раствора вливают в емкость, кладут туда бархат, джинсовую одежду, велюр или шелк и нагревают состав до кипения на медленном огне.
    Как только жидкость начнет кипеть, нужно добавить немного соли. Через 15 минут велюр, вискозу, бархат, вуаль или другую натуральную или искусственную ткань вынимают из емкости, чтобы добавить туда оставшийся раствор с красителем. После перемешивания получившегося состава вещи вновь помещают в емкость и кипятят еще 15-30 минут.
  3. Чтобы качественно покрасить шелк, в воду для полоскания необходимо добавить уксус. Если вискоза, бархат, велюр, вуаль, лен или другие материи, содержащие целлюлозу, окрасились неравномерно, их нужно поместить в раствор горячей воды с обычным порошком для стирки. В результате краска ложится на материал ровно.
  4. Окрашивание дорогостоящих синтетических материалов в домашних условиях во избежание их порчи лучше не проводить. Чтобы покрасить обычные полотна из синтетических волокон, понадобится дисперсная краска, но допускается использование «прямых» красителей, если нужен спокойный оттенок.

Старая вещь имеет все шансы получить вторую жизнь в «новом цвете» благодаря возможности окрашивания материала. Главное – не испортить изделие. Чтобы этого не случилось, подбирайте красители правильно и следуйте инструкциям.