Мероприятия по патриотическому воспитанию средней группе. Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада. Пальчиковая игра «Дружба»

13.02.2019

Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ

Сентябрь

Мой город

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

Составление письма заболевшему товарищу.

Целевая прогулка к почтовому ящику.

Просмотр видеофильма «Наш город любимый».

Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?».

Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом».

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка».

Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона».

Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним.

Экскурсия на почту за посылкой.

Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали».

Изготовление атрибутов к игре «Почта».

Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу.

Аппликация «Почтовый ящик».

Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая».

Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон».

Художественная

литература

«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская)

Октябрь

Природные и культурные объекты города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятие «Река Кама».

Слушание рассказа «Наши реки».

Экскурсия на набережную Кама.

Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Волшебные картинки «Улица города».

Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки».

Лото «Город», домино «Мой город».

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.

Наблюдение за работой дворника.

Уборка листьев.

Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) .

Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки».

Конструирование моста из строительного материала.

Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны.

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин)

Ноябрь

Город и село

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

Беседа о труде хлеборобов.

Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни».

Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия.

Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома.

Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине.

Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине.

Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица».

«Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек».

Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе».

Песня «Строим дом».

Прослушивание записей народных мелодий.

Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка».

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) .

Декабрь

Транспорт нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям».

Сравнение автобуса и трамвая.

Наблюдение за светофором.

Слушание рассказов о транспорте.

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города».

Наблюдение за работой транспорта.

Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?».

Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…».

Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили».

Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи».

Наблюдение за трудом шофера.

Беседа с шофером детского сада.

Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик».

Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками».

Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта.

Конструирование транспорта из строительного материала.

Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) .

Инсценировка с правилами дорожного движения.

Досуг «Знай правила дорожного движения».

Художественная

литература

«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) .

Январь

Архитектура нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

Оформление альбома «Архитектура нашего города».

Экскурсия к строящемуся дому.

Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?».

Наблюдение за трудом маляра, строителя.

Беседа по картине «Маляр».

Аппликация «Строим дом».

Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику».

Конструирование «Домик из бревнышек».

Рисование «Домик для куклы».

Конструирование из строительного материала «Домики».

Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) .

Развлечение «Кто в домике живет?».

Художественная

литература

«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире».

Февраль

Воинская слава россии

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах».

Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия».

Слушание рассказа о российском флаге.

Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам.

Посещение музея боевой техники.

Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

«Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?».

Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких.

Помощь папе в трудовых действиях.

Рисование «Портрет папы».

Лепка «Значок в подарок».

Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет».

Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) .

Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) .

Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) .

Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) .

Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) .

Художественная

литература

«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков)

Март

Русская матрешка

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятие «Такие разные матрешки».

Рассматривание матрешек.

Сравнение матрешек и определение их настроения.

Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) .

Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?».

Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) .

Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки».

Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам».

Аппликация «Разноцветные матрешки».

Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка».

Частушки о матрешке.

Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) .

Развлечение «Матрешка ждет гостей».

Художественная

литература

«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов)

Апрель

Городская и сельская природа

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения».

Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) .

Наблюдения за катерами, лодками.

Просмотр видеофильма о природе города, села.

Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе.

Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк.

Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы».

Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички».

Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку».

Уборка мусора на участке.

Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу.

Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе».

Лепка «Мы гуляем», «На лугу».

Конструирование из природного материала.

Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) .

Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!».

Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) .

Развлечение «Солнышко - ведрышко».

Художественная

литература

Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) .

Достопримечательности нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов».

Экскурсия по городу.

Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов».

Просмотр видеофильма о городе.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов».

Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) .

Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города».

Аппликация «Флажки для украшения летнего участка».

Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) .

Слушание музыкальных произведений о родном городе.

Художественная

литература

«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова)

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Путешествие в Русь Богатырскую»

Составила и провела воспитатель: Иванова Екатерина Николаевна
Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:
приобщать детей к истокам русской народной культуры;
воспитывать патриотические чувства.
Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Предварительная работа:
Чтение былин о русских богатырях;
Просмотр мультфильмов о богатырях.
Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое железное яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка), три сундука, филин из бумаги с заклинанием. Сюрпризный момент: раскраски, конфеты «Петушки на палочках»
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, тетива, налучье, колчан, палица, булава).
Для экспериментальной деятельности: 1) ёмкость с водой, ножницы, спички, игла, изделие из железа и ткань.
Планируемые результаты. У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.

Ход занятия

Дети проходят в зал под музыку Э. Грига «Утро»
Воспитатель:
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так ребята раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Из древне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет тому назад основали они своё государство, названное Русью. Богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
И только защитить себя не может.
Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; хазары и монголы-татары часто ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: А кто такие защитники Отечества?

Дети: Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.

Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными. бесстрашными, решительными, героическими, доблестными, храбрыми.

Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеренную?

Дети: потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом

Воспитатель : О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины. Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины? Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давай поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое

Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»


Дружно встали 1-2-3
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Ноги шире, руки в бок
Защищать пойдем народ.

Воспитатель: А теперь давайте присядем, закроем глаза, закружимся волчком и представим, что мы в прошлом, Глазки открываем.
(пока дети с закрытыми глазами выполняют упражнение, появляется макет домика с филином у которого в лапах записка, звучит тревожная музыка и голос)

Воспитатель: - что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное.
- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

(подходим к домику на нем Филин, в лапах скрученная бумага)


На опушке дом стоит на дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.

Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем
Сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча. Ну – ка, дружина моя стройся!
(Дети строятся друг за другом и маршируют.)
- вот и первая преграда на пути,
по ущелью вам надо пройти


Пролезают через ущелье. В зале появляется следы змея Горыныча
Ребята смотрите это что такое?
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель : значит мы с вами на верном пути. Смотрите сундук, похоже мы с вами уже нашли его, давайте откроем его скорее. (открываем а там лежит задания). Ой, а что это? Выполнив задания, мы с вами сможем дальше идти искать силу Змея Горыныча.
Достаю из 1 сундука задание - картина Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Ребята здесь картина, какая то. Вы не знаете, это кто на ней нарисован?
Дети: Богатыри.
Воспитатель : А как, зовут знаете? Назовите пожалуйста имена русских богатырей.
(на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют в центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.).


Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше.

Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
Перейти реку по камушкам,


Включается музыка свист соловья разбойника.
Воспитатель: ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит
Пока дети отвлекаются, появляются следы.
Воспитатель: А вот и еще следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.
Находим сундук достаём задание
Из второго сундука задание.
-Здесь задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит, верный конь)


Самостоятельная работа «Одень богатыря»
Воспитатель : Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
Воспитатель : А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
- Давайте проверим?


Исследовательская деятельность «Свойства металла и ткани»
Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость.
Воспитатель предлагает намочить водой, разрезать ножницами, поджечь спичкой, проколоть иголкой.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу одежду и доспехи богатырей.
Давайте сначала попробуем расстричь ножницами (стрижём). Ребята, получается у нас стричь ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)

Дети делают вывод. Ткань можно расстричь, а метал, нет.

Воспитатель : А теперь попробуем поджечь. (поджигаем) Ребята, что произошло (дети делают вывод)
Дети: Ткань горит, метал, нет.
Воспитатель : А давайте, попробуем намочить. (мочим) Ребята промок у нас метал? А ткань?
Дети: (дети делают вывод) Ткань промокает, а метал, нет. Если его вытереть сухой тканью, то метал, снова становится сухим.
Воспитатель: Ребята, какая получается одежда у богатыря?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
Воспитатель: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)

Что тяжелее ткань или металл?
- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?

Дети: Вывод: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы свами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот вот найдем где спрятана сила змея Горыныча.
Ищем сундук.
Воспитатель : Ну вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем. (дети достают «яйцо» открываем и достаем иголку. Звучит музыка «Гусли»)
Читаю отрывок из былины:
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)


Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. А в награду нам, сундучок волшебный, дар припас. Берите, угощайтесь. (угощение детей конфетами)
Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе.

Сентябрь: Тема «Моя семья»

1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

2. Чтение стихов и рассказов о семье.

Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

3.Рисование на тему «Моя семья»

Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками.

4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов

семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»

1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

2. Чтение стихотворений о детском саде.

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Ц е л ь: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых.

4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»

Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду со трудников детского сада.

Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины .

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края

3. «Флаг России»

Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность р а с п ол оже н и я ц в е т н ы х п ол о с н а н ё м. В о с п и т ы ват ь у ва же н и е к государственным символам России.

4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.

Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси

– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.

Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»

1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара.

Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности.

Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

2. История названия города Самара.

Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;

3 Прослушивание песен и стихотворений о родном городе.

Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.

Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»

1. «Русский народный костюм»

Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник;

2. Рисование «Укрась сарафан»

Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

3. «Русская изба»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)

Февраль : « Все профессии нужны, все профессии важны»

1. «Чудо мастера»

Цель: Расширить представление детей о народных промыслах.

Во спитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.

2.«Наша матрешка»

Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству.

3. «Защитники Отечества».

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.

4.Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»

1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей.

2. Изготовление подарков маме.

Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме.

3. Пение песен о маме, чтение стихов.

Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать бе седу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

4. Рисование портрета «моя мама»

Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.

Апрель: Тема «Наши космонавты»

1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видео фильма)

Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.

2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».

Конструирование космического корабля.

Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений.

4.Рисование на тему «Планеты».

Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить про ст ранственно е расположение геомет риче ских фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Во спитывать любознательность.

Май: Тема «Этот День Победы»

1. Беседа о 9мае.

Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям

Великой Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.

Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.

3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов .

Ц е л ь: П о бу ж д а т ь у в а ж и т е л ь н о, о т н о с и т ь с я к п о д в и г у н а ш и х соотечественников.

Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине;

традиции преемственности поколений.

4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Ц ел ь: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.


Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на 2015-2016 учебный год

Сентябрь

Детский сад мой так хорош, лучше сада не найдешь

НОД Беседа «Наш детский сад».

Цель: уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Закреплять, углублять, расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Формировать понятия «я- воспитанник детского сада», «детский сад-мой дом родной».

НОД «Мои друзья»

Цель: формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побеждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Беседа «Воспитатель глазами детей».

Цель: знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.

«Утренний сбор».

Цель: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать навыки культурного общения, развивать коммуникативные умения, воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям.

НОД «Экскурсия по детскому саду».

Цель: формировать представления детей о детском саде, его предназначении, людях, работающих в детском саду. Воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

Беседа «Ваши права, дети».

Цель: дать детям представление о том, что дети имеют право на воспитание и образование в детском саду. Рассказать о труде воспитателя. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание работать в детском саду.

Беседа «Мы идем в детский сад».

Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Беседа «О дружбе и друзьях».

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Цель: учить детей обыгрывать реальные трудовые действия воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, кладовщика, повара и др., использовать в игре свои практические умения, учить намечать тему игры, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли. Отображать в игре положительные стороны действительности, обыгрывать различные ситуации проблемного характера.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Цель: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об орудиях труда, их назначении. Побуждать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Чтение художественной литературы, пение песен о детском саде.

Цель: воспитывать у детей интерес к детскому саду, развивать речь детей.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о детском саде, воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им.

Октябрь

Моя семья

НОД «Моя семья».

Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) ; мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи. Формировать представления детей о доброжелательных отношениях родных людей, расширять представления об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.

НОД «Дружная семейка».

Цель: формировать представления о составе семьи, прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым.

Беседа «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, подражать.

Беседы на тему «Интересное в нашем доме»:

-«Моя любимая игрушка»;

-«Самая интересная книга»;

-«Животные в доме» и др.

Цель: учить внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду. Развивать монологическую речь, желание рассказывать о своей семье, о событиях, происходящих в семье другим людям.

Рисование на тему «Моя семья».

Цель: формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; вызывать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления, полученные в семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Учить рисовать характерные черты внешности.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель: развивать и обогащать сюжеты игры, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети и т.д.), выполнять игровые действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

-К.Ушинский «Четыре желания»;

-С.Черный «Имя»;

-Л.Толстой «У бабки была внучка»;

-Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы»;

-Я.Сегель «как я был мамой»;

-П.Воронько «Мальчик Помогай»;

-Д.Габбе «Моя семья».

Развлечение «Наши бабушки» ко дню пожилого человека

Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ноябрь

«С чего начинается Родина?»

НОД «Мой город».

Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе: название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

НОД «Люблю тебя, мой край родной»

Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охранными видами растений и животных Саратовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь ее и охранять.

Беседа «Дома на нашей улице».

Цель: Познакомить с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные и многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.

Беседа «Добрая милая мама» (ко дню матери)

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о маме. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому. Указать на необходимость помощи мамам. Формировать ценные нравственные качества. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворений о маме.

НОД «Природа родного края»

Цель: обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Проект «Моя малая родина»

Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Педагогический проект по воспитанию любви к малой Родине.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления детей с родным краем. Расширять представления о родном городе, крае. Познакомить с достопримечательностями родного города. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения малой Родины.

Целевая прогулка «Что такое улица».

Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания детей о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут.

Беседа «Улицы нашего города».

Цель: дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Рассказать о людях, в честь которых названы улицы.

Экскурсии в учреждения города (библиотека, пожарная часть, магазин, почта) и беседы по результатам экскурсий.

Цель: воспитывать уважение к людям труда, интерес к профессиям библиотекаря, продавца, почтальона, пожарного.

Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города .

Цель: расширять знания детей о самых знаменитых местах в городе, истории их происхождения, прививать интерес и любовь к родному городу, району.

Рассматривание альбома «Наша Волга»

Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Дидактические игры: «Район, в котором я живу», «Кто больше улиц знает».

Цель: закреплять знания о родном городе и районе, в котором живут дети, знать названия улиц.

Конкурс рисунков «Город, который я люблю».

Цель: побуждать детей передавать в рисунке впечатления от окружающего, создавать яркие позитивные изображения.

Чтение художественной литературы:

-П. Воронько «Лучше нет родного края»;

-С.Маршак «Почта»;

-Я.Аким «Неумейка»;

-Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»

Цель: Формировать интерес и потребность в восприятии книг, понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Содействовать правильному восприятию содержания произведений, формировать способность сопереживать его героям.

Цель: знакомить детей с поэтами и прозаиками Энгельса, вызвать чувство гордости за людей, прославляющих родной город.

Изготовление альбома «Родная сторонушка»

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае, о достопримечательностях, людях, которые прославляют наш край, о природных ресурсах края.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Цель: развивать у детей интерес к родному городу, желание узнавать о нем больше: о достопримечательностях, о людях, которые прославили город, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.

Декабрь

«Наша Родина- Россия».

НОД «Наша Родина-Россия»

Цель: продолжать знакомить детей с родной страной (города, гимн, флаг России), развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.

Закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.

НОД «Столица нашей Родины»

Цель: познакомить детей со столицей нашей Родины – городом Москва. Знакомить с достопримечательностями столицы.

Беседа «Государственные символы России»

Цель: закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России: гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Беседа «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки»

Цель: познакомить с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, любовь к русскому народному творчеству.

Рассматривание альбома «Родина любимая»

Цель: вызвать интерес детей к истории возникновения исторических памятников города. Уточнить знания о названиях улиц, зданий, достопримечательностей, составлять краткие рассказы о них.

-В.Орлов «Родное»;

-Ф.Глинка «Москва»;

-И.Токмарова «Красная площадь»;

-А.Прокофьев «Люблю березку русскую»;

-М.Иссаковский «Поезжай за моря-океаны»;

-А.Прокофьев «Родина»;

-М.Лермантов «Родина»;

-З.Александрова «Родина», «Сарафанчик».

Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, Москвой. Дать представления о том, что это наша Родина, ее надо любить, уважать, восхищаться, гордиться ею.

Праздник «Новогодняя сказка»

Цель: создать у детей радостное настроение.

Январь

«Краса ненаглядная»

НОД «Краса ненаглядная»

Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Познакомить детей с народно-прикладным искусством России. Уточнить представление о понятии «ярмарка». Закрепить и обобщать знания детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник и др. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Цель: воспитывать уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Развивать эмпатию и толерантность.

НОД «Россия- страна мастеров»

Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине-России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свою страну.

Беседа «Что за праздник Новый год?»

Цель: выявить, что дети знают о любимом празднике всех взрослых и детей -Новом годе. Показать особенности подготовки к празднику (украшать помещение, улицы, ставить и наряжать ёлочку, дарить подарки, загадывать желания, накрывать праздничный стол и т.д.); вспомнить о героях праздника - Дед Мороз и внучка Снегурочка. Воспитывать познавательный интерес к традиционным праздникам. Развивать наблюдательность, обогащать словарный запас детей.

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

НОД «Наша добрая матрешка»

Цель: познакомить детей с народной игрушкой- матрешкой. Дать

представление о том, что матрешка является символом России. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес к народному творчеству.

Развлечение «Знакомство с бытом, традициями русского народа»

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

Цель: расширять представления детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Проект «Создание снежных построек» Цель: формировать эстетические и патриотические чувства, приобщать к участию в создании снежных построек; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.

Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»

Цель: создание условий для формирования основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок эмпатию, толерантность и уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Беседа «Семейные обычаи на Руси»

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры. Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи).

Цель: знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки, кружки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета.

Лепка «Барашек» (по образу филимоновской игрушки)

Цель: познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.

Лепка «Дымковский индюк»

Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес и уважение к народному искусству, желание передать в лепке колорит дымковской игрушки.

Беседа «Калейдоскоп игр и развлечений»

Цель: уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки («Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Палочка-выручалочка» и т.д.); расширять знания о русских народных сказках, песнях, прибаутках. Показать многообразие мест отдыха и развлечений (парки, Дома культуры, кинотеатры, театры, детские и спортивные площадки, цирк и т.д.). вызвать желание посещать их. Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.

Экскурсии в музей «Народно-прикладного искусства»

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, воспитывать эстетические чувства, чувства прекрасного, уважение к народным мастерам. Продолжать учить детей правильно вести себя в культурных местах.

Драматизация русских народных сказок

Цель: создание благоприятных условий для творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Учить драматизировать знакомые произведения, согласовывать слова и действия персонажей, четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Закреплять знания о театре, правилах поведения в нем.

Чтение русских народных сказок, произведений народного фольклора, современных поэтов и писателей.

Цель: учить понимать образное содержание и идею сказок, потешек, песенок, их жанровые особенности, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Февраль

«Защитники Отечества»

НОД «Наша армия»

Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

Беседа «Военные профессии»

Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества»(воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(летчик, моряк, танкист, артиллерист, пехотинец, ракетчики т.д.). Воспитывать гордость за наших воинов, патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Беседа «Солдаты России - защитники страны»

Спортивный праздник

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к Родине. Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой. Формирование чувства долга перед теми, кто защищает наше Отечество. Воспитание волевых качеств, выдержки, выносливости, воображения, кругозора. Обеспечить высокую двигательную активность.

Чтение художественной литературы:

-А. Гайдар «Сказка о военной тайне»;

-А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее»;

-А. Барто «На заставе»;

-З. Александрова «Дозор»;

-С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;

-О.Высотская « Мой брат уехал на границу»;

-С. Маршак «Пограничник».

Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, защитниками нашей Родины. Дать представления о том, что это наша Родина огромна и ее защищают доблестные военные, которых надо уважать, восхищаться, гордиться ими.

Сюжетно-ролевые игры « Мы военные», «Моряки»

Цель: развивать тематику военизированных игр, учить в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии. Учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, игровых навыков.

Рассматривание альбома «Защитники Родины»

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии (бегают, стреляют, прыгают с парашютом и пр.); сформировать представление о том, каким должен быть солдат(сильным, смелым, метким, быстрым и т.д.). Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чувство гордости за армию, солдат, желание стать в ее ряды.

Фотовыставка «Наши папы, наши дедушки-защитники Родины»

Цель: побуждать детей к желанию гордиться своими родными, быть похожими на них.

Март

«Моя мама»

НОД «Родной человек»

Цель: продолжать знакомить детей с праздниками: 8 Марта- международный женский день. Учить детей внимательно относиться к своей маме, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.

Беседа «Добрая милая мама»

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы)

Цель: закрепить знание детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважение к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке характерные черты ее облика (цвет волос, глаз). Учить правильно располагать части лица.

Цель: воспитывать у детей желание порадовать маму и бабушку, поздравлять их с праздником, вызвать эмоциональный отклик.

Чтение художественных произведений:

- Ю. Яковлев «Мама»;

-Е. Благинина «Вот какая мама»;

-Е. Благинина «Посидим в тишине»;

-Я. Купала «Матери»;

-В. Осеева «Сыновья»;

-В. Осеева «Просто старушка»;

-М.Родина «Мамины руки»;

-Е.Пермяк «Мамина работа»;

-В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;

-Л.Квитко «Бабушкины руки».

Цель: подводить к пониманию нравственного смысла произведений, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через художественные произведения.

Беседа «Масленица»

Цель: воспитывать национальную гордость, интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Фотовыставка «Моя любимая мама»

Цель: побуждать детей внимательно относиться к своей маме, гордиться ею, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.

Конкурс детских рисунков «Портрет мамы»

Цель: воспитывать желание порадовать свою маму, стараясь передать в рисунке образ любимого человека.

Апрель

«День космонавтики»

НОД «День космонавтики»

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики». Дать первоначальные сведения о планетах, космонавтах, космических кораблях. Воспитывать любознательность, интерес к общественным праздникам, чувство гордости за свою Родину (первый в космос полетел русский человек-Ю.А. Гагарин).

Беседа «Покорение космоса»

Цель: дать представление о космосе, о космическом пространстве; о ближайшем спутнике Земли- Луне, ближайшей звезде- солнце; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.

«День смеха»

Цель: дать детям представление о том, что за день-День смеха; подвести детей к пониманию того, что есть добрые шутки и злые, над чем можно смеяться, а над чем нет.

Творческий проект «Огород на подоконнике»

Цель: формировать эстетическое восприятие и бережное отношение к окружающему. Приобщать детей к участию в посадке семян цветов и созданию «Огорода на подоконнике». Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Цель: расширять тематику игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «открытый космос».

Чтение художественных произведений:

-Ю.Виеру «Ракета»;

-Ю.Яковлев «Трое в космосе»;

-А.Барто «Веревочка»;

-Ю.Гагарин «Вижу Землю».

В.Лысач, А.Рассошанский « Песня о Гагарине и о Саратове».

Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.

Май

«Праздники весны»

НОД «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»

Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать элементарное представление об истории Отечества, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.

НОД « Люди все на свете - солнышкины дети»

Цель: создание педагогических условий для становления духовно- нравственных качеств дошкольников. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я» через обеспечение каждому ребенку ситуации успеха в самореализации и самовыражении через передачу образов средствами мимики, жеста, пластики, музыки. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке; распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние.

НОД «Помним, гордимся!»

Цель: формирование патриотических чувств, погружение детей в события дней Великой Отечественной войне средствами поэтических и музыкальных произведений.

Беседа «Этот день победы»

Цель: донести до детей мысль, сто спустя много лет человечество помнит о событиях грозной войны, унесшей миллионы человеческих жизней, учить чтить память погибших и отдавать дань уважения оставшимся в живых.

Рассказ - беседа о дне Победы.

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у детей. Закреплять знания о том, что 9 Мая- день Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к своей Родине.

Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны, расширять представления о празднике Победы.

Цель: дать детям представление о празднике Весны и Труда; воспитывать уважение к людям труда.

Рассматривание альбома «НЕТ! ВОЙНЕ»

Цель: продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Воспитывать желание расти сильными, умными, честными, добрыми, чтобы сохранить мир на земле.

Беседа «Святой праздник пасхи»

Цель: духовно-нравственное воспитание детей, развитие лучших качеств, свойственных русскому человеку: отзывчивость, сострадание, доброта, трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Приобщение дошкольников к русской культуре и ее истории в форме театрализованного представления на основе устного народного творчества, ознакомление с бытом, обрядами и традициями народа. Учить различать добро и зло.

Чтение художественных произведений и стихов:

-С.Михалков «Служу Советскому Союзу!»;

-Е.Благинина «Шинель»;

-С.Баруздин «Шел по городу солдат», «Слава»;

-С.Маршак «Майский праздник в Москве»;

-С.Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»;

-М.Исаковский «Навек запомни»;

-А.Твардовский «Рассказ танкиста»;

-К.Симонов «Сын артиллериста».

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.

Рисование « Празднично украшенный дом»

Цель: учить передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, шарами, цветами, цветными огоньками.

Праздник «Весенний хоровод»

Цель: создать у детей веселое настроение, благоприятную атмосферу праздника. Развивать творческие способности.

«Праздник доброты и вежливости»

Цель: закрепить знания детей о значении слов «добро», « доброта», «вежливость». Учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Срок проведения занятий
Тема
Содержание занятия по развитию речи
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
«Моя семья».
1. Работа над понятием «родня»: чтение домовенком Кузей стихотворения Я.Акима «Моя родня».
2. Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.
3. Рассказы детей о членах своей семьи.
4. Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
1. Рисование на тему «Моя семья».
2. Беседа на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).
3. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь
«Мой любимый
детский сад».
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
2. Изготовление поделок из природного и утилизированного материала в подарок детям младшей группы.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.
1. Экскурсия в медицинский кабинет. Знакомство с трудом мед. сестры.
2. Уборка листьев на участке детского сада.
3. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Ноябрь
«Мой район и город, в котором я живу».
1. Экскурсия на Ольгин пруд: мимо больницы, поликлиники, собора Петра и Павла.
2. Игра «Магазин игрушек».
3. Чтение стихов о фонтанах.
1. Экскурсия по городу (по фотографиям). Рассматривание фотографий знаменитых фонтанов.
2. Оформление альбома «И я там был».
3. Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

Декабрь
1-2 недели
«Я и мое имя»
1. «Для чего человеку имя?» - беседа.
2. Полное и неполное имя (игра).
3. Этюд «Назови ласково».
1. Изготовление именных карточек.
2. Рисование «Мой лучший друг».
3. Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь
3-4 неделя
«Новый год у ворот».
1. Загадки о зиме.
2. Беседа о встрече Нового года.
3. Оформление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
4. Составление письма Деду Морозу.
1. Рисование «Новогоднее представление».
2. Аппликация «Елка».
3. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
4. Акция
·«Подкормим птиц».

«Наша Родина –Россия».

1. Рассматривание репродукций картин о родной природе.
2. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?».
4. Рассказ о Российском флаге; раскрашивание нарисованного силуэта флага.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
2. Рисование на тему «Моя Родина».
3. Рождественское развлечение, народные игры.

Февраль
«Наши защитники Отечества (к Дню защитника Отечества).
1. Рассказ о защитниках Отечества.
2. Просмотр иллюстраций военного характера.
3. Игры соревновательного характера.
1. Изготовление подарков для пап и дедушек.
3. Рассказы пап о службе в армии.

Март
«Очень я люблю маму милую мою».
1. Беседа о мамах.
2. Составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
1. Рисование портрета «Моя мама».
2. Изготовление подарка маме.
3. Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Апрель
«Наши космонавты».
1. Рассказ воспитателя о космонавтах.
2. Игра «Космонавты».
1. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
2. Рисование на данную тему.
3. Конструирование: «Космический корабль».

Май
«Этот День Победы».
Беседа с детьми на данную тему.

1. Экскурсия к Вечному огню.
2. Оформление праздничных открыток.
3. Высаживание цветов на аллее детского сада.
4. Оформление стенда.

Июнь - август
Петергоф – город фонтанов.
Экскурсии по городу: Ольгин пруд,
Пролетарский парк, парк Александрия, Нижний парк (фонтаны, аллеи, цветы).
Поливка цветов на участке.
Семейные экскурсии. Музеи города.