Сценарий утренника по экологии в библиотеке. Экологические праздники в дошкольном образовательном учреждение. Викторина «знатоки родной природы»

08.03.2019

Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»

Ход праздника

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.

Кто я – сразу не поймешь,




Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

1 ребенок.


Деревьям у речки кричал я:
– Привет!



И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,


Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.




4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,

И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.



Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!


Хорошо поесть люблю всегда!

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?


Неужели он не знает

Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.



Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.




Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал

Лесовушка.


Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

(Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника



Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.


Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.

«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:




Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:



Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.



Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:



Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:


Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,

Со всеми нами!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»

Ход праздника

Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Дети проходят в зал и садятся на стулья.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.

Кто я – сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.

1 ребенок.

Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
– Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.

1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется – сосновый, еловая шишка и т.д.

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.

Хулиган.

Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!

Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.

Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Лесовушка подходит, видит мусор.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.

Входит, похрамывая белочка (девочка).

Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.

Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Заяц.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…

Лесовушка.

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

Игра – эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.

Собирает ветки, разжигает костер.

Гори – гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Лесовушка обращается к зверям.

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:

Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:

Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Песня «Мир похож на цветной луг».

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!


Приоритетное направление работы нашего детского сада - экологическое воспитание. Поэтому тема экологии проходит красной линией через всю работу ДОУ. На музыкальных занятиях дошкольники поют песни посвященные Природе, её сохранности. В танцах и ритмических движениях дети воспевают Солнце, Природу, Землю. В апреле проводится итоговый грандиозный праздник "День Земли".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 города Кропоткин муниципальное образование Кавказский район

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ

«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

для воспитанников старше – подготовительной группы

г.Кропоткин

2010

(Занавес закрыт. В левом верхнем углу экологическая эмблема: земной шар на ладонях ребенка. На сцене: на центральной стене панно:лес, макет дуба, папье-маше сова, пни, спилы, озеро из ткани.) Звучит музыка леса.

Дети сидят на стульях.

Ведущий : дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Сегодня наш детский сад

Отмечает праздник Земли – нашего общего дома, где живут люди и птицы, звери и рыбы, пчелки и мотыльки.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля, наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь

Что мы наш дом должны сберечь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля…

Выход

Земли (под тихое биение сердца ):

Я – Земля, Я – Земля, Я – Земля!

Усталость моя беспредельна,

О стоне моем не взыщите.

Хоть кто –то услышит биенье

Уставшего сердца в зените?

(удары сердца звучат громко)

Люди моей планеты! Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот.

Но вы еще попросите прощенья

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но вам об этом думать не охота,

Сейчас вам не до этого пока:

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без рек и реки без воды –

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Звук сердца затихает):

Земляне! Вы слышите меня?! Придите на помощь!

Под музыку «По секрету всему свету» дети выбегают и становятся полукругом.

Земля: Вы хотите спасти свою планету?

Дети: Да!

Земля : А вы знаете главные беды своей планеты?

Дети: Да, знаем и расскажем о них!

1 ребенок :

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

2 ребенок:

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут,

3 ребенок:

А чтоб построить нам заводы –

Рубят лес и губят воды.

Втроем:

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Земля: Знать проблемы мало. А можете вы их решить? Многие брались…

Какой путь выберете вы?

Ведущий : Мы хотим всех детей, всех людей научить любить родной дом, охранять леса родной земли и дружить с их красотой.

Земля: Задача нелегкая… А кто вы? Почему берете на себя такую ответственность?

Дети: 1. Мы дети Галактики.
2.Мы искорки радуги!

3. Мы дети твои – дорогая Земля!

(Звучит песня «Дом под крышей голубой» дети садятся на места ).

(Гаснет свет.)

Земля: Что такое? Свет погас. Дети страшно стало вам сейчас? Наверное, кто-то похитил мой волшебный кристалл, благодаря которому я могу сохранять в природе порядок и красоту, следить за чистотой рек, озер, прудов. Вовремя узнавать где случилась беда, кому нужна моя помощь.

(Вбегает Черный Смог)

Смок: Я самый Черный в мире Смог. Окутать в мире все я смог. Я здесь и не здесь, я везде и не где, на море, в пустыне, в огне. И если только захочу - весь белый свет я поглощу. Меня вы в гости не позвали и о веселье не сказали.

Я сам явился! Я злодей! Я повелитель Вселенной всей. Вот и свет погас. Наступил ваш горький час.

(Смог убегает.)

Ведущий : Теперь понятно, кто похититель! Ребята, посмотрите! Вмиг завяло все вокруг, серым, скучным стало вдруг. Как злодея нам унять? Как нам все расколдовать? Что же сделать для спасенья в это страшное мгновенье?

Земля : Ребята, есть у меня волшебное зеркало, попробую я с ним посоветоваться. Оно может указать, где сейчас беда, какой уголок природы нуждается в помощи. Ведь где беда, там и Черный Смог, и Тина Болотная, и Засуха.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

По какому же пути за кристаллом нам идти.

(Включить свет )

Зеркало: Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда

Где была река бурливой, там стоячая вода.

Вы на озеро идите, озеру скорее помогите.

Ведущий: Ребята, что стало с этим озером. Когда-то здесь жили очень веселые лягушата, а теперь только тина болотная. Что же делать, как помочь озеру?

Проводятся аттракцион: 1. Кто посадит кувшинки.

Ведущий: Ребята, гляньте, как теперь красиво на озере, я думаю, теперь лягушата вновь поселятся на озере. Эй, лягушата, где вы?

Лягушата: Мы здесь!

Исполняется «Танец лягушат».

Земля: Хорошо на этом озере, но не нельзя забывать о Черном Смог и его подружке – Злой Засухе.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

По какому же пути за кристаллом мне идти.

Зеркало:

Среди моря-океана, возле острова Буяна.

Льдина белая лежит, а на той, на белой льдине.

Живут веселые пингвины. К ним сейчас спешите, им сначала помогите…

Ведущий: Что на льдине там? Где же белая льдина? Где веселые пингвины?

Пингвины выходят понурив голову :

Эта льдина наш дом, но во что превратился он.

Ведущий: Да придется засучить рукава.

Аттракционы: «Кто быстрее соберет мусор» (пластмассовые бутылки, коробки и т.д.)

Ведущий: Ну что, довольны вы нашей работой?

Пингвины: так довольны, что хочется танцевать.

«Танец пингвинов».

Земля: Пингвинам мы помогли, а куда же нам дальше следовать?

Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,

По какому же пути за кристаллом нам идти?

Зеркало: Все озера и пруды здесь остались без воды. Высохли и реки и моря. Вы туда сейчас спешите. Там, ребята, помогите.

Ведущий: Что ж, нам не привыкать помогать и выручать из беды. Раз, два, раз – и в пустыне мы сейчас. (Оглядывается.) Посмотрите, все от жажды изнывает, сохнет бедная Земля и желтеют, засыхают все цветы и все поля. Что же нам делать? Придумала. Здесь должен быть родничок, нужно его расчистить.

Аттракцион: «Очистим родничок».

Находят кристалл.

Земля: Ты, волшебный луч кристалла, Сделай так,

Чтоб все сверкало, Чтоб запели снова птицы

И могли мы веселиться.

Исполняется «Задорный танец».

Смог: Это еще не все. Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу. Спрячет она Солнце, Земля заснет и природа умрет.

Свистит и выходит Туча.

Туча: Этот свет – мне лютый враг!

Напущу я тьму и мрак!

Не люблю я в мире жить,

Да и вам не дам дружить.

(Снимает с панно солнышко. Туча машет на Землю, Земля на троне засыпает. Смок и Туча радуются, довольные танцуют и уходят.)

Ведущий: Что же нам делать? Как помочь беде? Придумала! Надо на помощь позвать ласточкой. Уж они не испугаются злой тучи.

Под музыку появляются Ласточка. По окончании танца Земля просыпается.

Земля: Спасибо, что разбудили меня, а теперь еще и солнышко нужно разбудить. А как же его разбудить? Песней!

Песня о Солнышке.

По окончании песни выходит солнышко.

Солнышко: Я солнышко лучистое, тепло и свет несу,

Мечты я возвращаю вам и радость всем дарю!

Танец Солнца и лучиков

Ведущий: Ребята! А о чем вы мечтаете? Чего бы вам хотелось?

1.ребенок: Мы мечтаем, чтоб в пустыне вдруг пробился ручеек,

Чтоб прохожий и проезжий из него напиться смог.

2.ребенок: Мы мечтаем, чтобы море вдруг открылось нам вдали,

Облака и корабли,

Чтобы волны в берег били и по краю неба плыли.

3.ребенок: Мы мечтаем, чтоб однажды хлынул дождик золотой.

Чтоб художник легкой кистью,

Написал цветы и листья, Освеженные водой.

(Танец Цветов с бабочками)

Ведущий: Человеку важно знать свой дом. Весь дом, а не один свой уголок. Важно осмыслить: надо жить в ладу с природой, почувствовать ответственность за планету Земля – огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

1.ребенок: Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

2.ребенок: На тропинке солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба палящего над полем,

3.ребенок: Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Земля: За то,что Вы любите меня, ребята, и бережете, я хочу вас отблагодарить: принесла вам мои гостинцы. Угощайтесь пожалуйста.


Значение праздников и развлечений в процессе экологического образования детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не­возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. На современном этапе в дошкольных учреждениях ежегодно проводятся праздники и развлечения посвященные экологическим событиям, например это «День Земли», «День птиц» и др. Интересны праздники и развлечения, посвященные писателям и поэтам, пишущим о природе, например, А.С.Пушкину, В.Бианки, М.Пришвину и др.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, том числе и к природе.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. п.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сцена­рий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прий­ти на помощь тому или иному персонажу.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и развлечения следует проводить регулярно, завершая ими какой-либо сезон или содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).

Экологические праздники и развлечения несут в себе опре­деленную нагрузку в соответствии с особым содержанием, Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых му­зыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание за­гадок на темы природы, сколько включенность детей в пережи­вание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказ­ки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накоп­ление опыта решения экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или по­хожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое вос­питание детей в ходе праздников и развлечений, - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответ­ствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Подготовка к праздникам и развлечениям ведется воспита­телями совместно с музыкальным руководителем. Воспитатели берут на себя роль ведущего, а также отдельных персонажей. Праздники с участием педагогов приносят детям особенно много радости.

Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей.

Интерес детей к выполнению заданий и переживание интел­лектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовле­творением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза.

Разрабатывая содержание викторин, кроссвордов, воспитате­лю следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий.

Задание для самоконтроля:

1. Значение праздников и развлечений в экологическом образовании дошкольников.

2. Роль воспитателя в организации экологических праздни­ков и развлечений.

Цель:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Материал:
Цветок с заданиями, карты-схемы «Напоминающих знаков», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».

Ход развлечения:
Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?
Берет конверт. В нем диск.

Воспитатель : Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?
Воспитатель включает диск.

Голос: Здравствуйте, дорогие дети детского сада Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок — Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания.

Прочитаем.
1.Красный лепесток. «Назови художника».

Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
***
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…(Весна)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…(Лето)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?

2. Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.

Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.

Икринка – малёк – рыба.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – растение (одуванчик).

Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

3. Жёлтый лепесток. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
4. Зелёный лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Стихотворение:
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Стихотворение:
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение.
Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

5. Голубой лепесток. «Посади лес»

Воспитатель показывает картинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить.

Воспитатель читает пословицу:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Детям предлагается каждую фразу зарисовать – заколдовать. Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.
Что же на синем лепестке?

6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.

Фея Природы : Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.

7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу»
Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».
Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.

Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Post Views: 3 991

Экологический утренник

Классный час в 3 классе

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее; учить понимать закономерности происходяще­го в ней; учить оценивать свои поступки, поступки окружающих в природе; развивать любознательность и наблюдательность; воспи­тывать экологическую культуру; воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление: плакат с высказываниями; глобус.

Оборудование: презента­ция в формате PowerPoint .

    «Убивая природу, мы убиваем себя и будущее».

    «Охранять природу - значит охранять Родину».

Ход мероприятия

I .ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

    Эмоциональный настрой

Нашу маленькую планету освещает большая звезда Солнце. Она дарит свое тепло всему живому на Земле, согревая своим теплом все вокруг. Пода­рите свои улыбки друг другу! (Дети улыбаются.)

Видите , в классе сразу стало теплее и светлее. Запомните, что вы почувствовали, когда улыбались друг другу, и сохраните это настроение до конца урока.

II . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учитель. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар... Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игруш­ку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом про­странстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца...

Выходит ученик с глобусом в руках.

Дети читают стихи.

1-й ученик

На нашем шаре на земном,

Где родились мы и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

2-й ученик

Ты - тоже часть его чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться.

Учитель

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов полей и рек

Жить не может человек.

1-й ученик. Внимание! Внимание! Экологическая тре­вога!

2-й ученик. Нашей планете грозит беда! Виновники этой смертельной беды - люди. С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчи­нить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Он придумал смер­тоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отра­вил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.

Посмотрите на плакат: «Помоги мне», - про­сит природа.

Она не может больше терпеть.

III .СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Наш классный час - тревожный звонок для каждого из нас.

Дети (вместе). Сбережем наш земной природный дом!

Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружа­ет, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете окружающий мир и сможете ли вы его сберечь.

I V . АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель. Закончился XX век. Век, в котором чело­вечество приблизилось к грани экологической катастрофы. XX век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Учитель. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во вре­мена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океа­ны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как труд­но было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работ­ники заповедников, многие другие, - обнаружи­ли, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.

    Так что такое экология?

    Экология - это наука, обучающая нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Наука о связях между живыми существа­ми и окружающим их миром, между человеком и природой.

От слова «экология» произошло слово «эколог».

    Ребята, кто такие экологи?

Экологи - это люди, занимающиеся экологией, защищающие природу.

Мир вокруг нас разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов - зеленый. Он стал сим­волом защиты Земли.

«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зеленый дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», - гово­рят экологи.

Как много всего замечательного в этом доме! Эко­логи придумали прекрасный праздник - День Земли.

Люди всех стран отмечают его ежегодно 22 апре­ля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.

1- й ученик:

И снится нам не рокот космодрома

Не эта ледяная синева...

А снится, нам трава, трава у дома

Зеленая зеленая трава...

Нам жить в одной семье,

нам жить в одном краю, Идти в одном строю,

лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

V. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вступительное слово учителя

    Я предлагаю выяснить, кто у нас в классе лучшие экологи - мальчики или девочки.

    Скажите, нравится ли вам ваше село?

    А дом, в котором вы живете?

1-й ученик

У нас над головой одна общая

крыша - небо, под ногами общий пол - земля или почва,

общая лампочка и общая печка -

У нас один общий водопровод -

вода морей и океанов,

у нас общий вентилятор - ветер,

наши легкие - это наши леса.

Строительство города Экограда.

Учитель. Первое задание: постройте город, где при­рода будет жить в безопасности. А назовем наш город Экоград. Выберите «кирпичики», которые подойдут для нашего города.

У детей на партах - «кирпичики» со словами.

  • Кислотный дождь

    Зеленые деревья

    Затоптанные цветы

    Грибной дождь

    Горы мусора

    Грязные реки

  • Браконьеры

    Цветущие растения

    Чистый воздух

Посмотрите, какой красивый город у вас получился!

3.Игра «Экологический светофор»

Как и в каждом городе, в Экогороде также есть светофор, его сигналы обозначают то же самое, что и на дороге.

КРАСНЫЙ - когда человек приносит вред при­роде.

ЖЕЛТЫЙ - необходимо соблюдать определен­ные правила в природе.

ЗЕЛЕНЫЙ - наши добрые дела.

Вы должны показать сигналами светофора желающим посетить наш город, что можно брать с собой, а что - нет.

Учитель (достает рюкзак с вещами). Вот это взял с собой турист...

    Нож. (Турист собрался содрать кору с дерева ножом, чтобы разжечь костер .)

    Зажигалка. (Нужно разжечь костер .)

    Магнитофон. (Решил послушать новые хиты.)

    Ведерко. (Захотел полить кустики ивы.)

    Пакет с крошками хлеба и крупой. (Покормить уток в пруду.)

    Рогатка. (Пострелять птиц.)

4.Конкурс «театрально- художественный»

Учитель. В нашем городе существует свой музей, но картины там не только висят на стенах. Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников, а нашему жюри пред­стоит оценить ожившие картины.

Инсценировка по картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец (глядя из-под ладони вперед). Эх, полюшко) Ни живо, ни мертво! Будто после побоища!

Алеша Попович (кивая на камень). Тут что-то написано... Налево пойдешь - на химзавод попадешь, направо пойдешь - на свалку попадешь, прямо поедешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали!

Добрыня Никитич. Глядите, туча черная по небу сте­лется - не к добру это! Неужели силы темные поганые снова на Русь напасть хотят? Защитим землю-матушку! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец (глядя из-под ладони вперед). Погоди, пого­ди. Это не силы темные, а трубы химзавода дымят! Потому и трава на поле пожухла, измучили землю- матушку люди неразумные!

Алеша Попович. Так что же мы зря от врага русскую землю отбивали, зря кровушкой своей ее поливали?

Добрыня Никитич. Нет! Не зря! Видно опять наше время пришло!..

Учитель. Ребята, как мы можем сберечь нашу приро­ду, нашу планету? Неужели без богатырей русских нам не обойтись?

Инсценировка по картине В. Г. ПЕРОВА «ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ»

Действующие лица расположены в тех же позах, что и на кар­тине В. Г. Перова, но вместо убитой дичи на первом плане - авоська с консервами и несколько бутылок лимонада.

1- й охотник (продолжая рассказ). Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов - волчище! Пасть-то! Глаза горят!..

2-й охотник (перебивая). Ну ты и хватил, Петрович!

1- й охотник. А что?

2-й охотник (насмешливо). А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

3-й охотник. Да не спорьте вы! Петрович, давай даль­ше!

1- й охотник. Да... А этот волк... то есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда- сюда! Я ее на мушку взял...

2-й охотник (хохочет). Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

3-й охотник (примиряюще). Ну что ты к нему пристал?

2-й охотник (с вызовом). А что он! (Первому.) Может, ты лес с зоопарком перепутал?

1 -й охотник (смущенно). Ничего я не перепутал...

2-й охотник. Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из-животного мира одни туристы остались.

1-й охотник (смущенно). Ничего я не перепутал... А может, я того... и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который все от волка бегает.

3-й охотник. Заяц, что ли?

1-й охотник. Точно, косой такой...

2-й охотник (третьему). Не слушай ты его. Это он с муль­тиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал? (Довольно хохочет.)

1-й охотник. Ох и скучный ты человек!

2-й охотник. Не скучный, а трезвомыслящий.

1-й охотник (в сердцах). Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поган­ки и те уже не растут? Да я ружье-то с собой давно не "ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?

2-й охотник. Ладно, не сердись, Петрович! У самого муторно на душе. Давайте-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства!

5 Игра «Если я приду в лесок»

Учитель. По дороге из города нас встречает лес. Сей­час мы поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяй­ством. Строят города и села, шоссейные и желез­ные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев выруба­ют ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете все мень­ше лесов.

1-й ученик. Лес - это легкие планеты. 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек; 1 гектар хвойного леса за 1 сутки выделяет 5 килограммов особых веществ от которых погибают болезнетвор­ные микробы.

Небольшой лиственный лес за 1 год забирает 70 тонн пыли. За последние 20 лет человек выру­бил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее его существование. Невозможно пред­ставить нашу планету без лесов.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои дей­ствия, а вы отвечать, если я буду поступать хоро­шо - говорите: «Да!», если плохо - то все вместе кричите: «Нет!».

    Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

    Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

    Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

    Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)

    Если разведу костер, а тушить не стану? (Нет)

    Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет)

    Если мусор уберу, и с собой я заберу? (Да)

    Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

6. Познавательная страничка «По сказочному лесу»

Учитель. Молодцы, ребята! Сейчас вы заработали познавательную страничку.

Чтобы любить природу, ее нужно знать. Сейчас мы попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни лесных обитателей: зверей, птиц, насекомых.

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево- корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напо­минает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Ки­тае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических остро­вах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каж­дый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропиче­ских странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из неко­торых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоко­лад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побе­гов изготавливают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем туго­плавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, использу­емое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевель­ник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

7. Экологические ситуации

Учитель. Ребята, скажите, а без чего невозможна жизнь на Земле? (Без чистой воды и воздуха.)

2-й ученик. Наш общий водопровод - это вода рек и океанов. Вода занимает три четвертых части нашей планеты. На Земле существует соленая и пресная вода. Если всю воду Земли поделить на 100 частей, то соленая вода составит 97 частей. Она не пригодна, Только 3 оставшиеся части - это вода пресная. Но для человека доступна лишь одна часть и то только ее половинка, а две другие части находятся в замороженном состоянии лед­ников. Главное свойство воды - ее единство. Все, что происходит с водой в одном месте, отражает­ся и в другом месте. Вода - бесценнее полезное ископаемое. Вода нужна всегда. Человек без воды не может прожить и двух суток.

Учитель. Что же делать, чтобы на земле было много чистой воды?

1-й ученик. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. В больших городах воздух загрязнен. Ежедневно выбрасывают фабрики и заводы тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины.

Учитель. Как сберечь чистоту воздуха?

    Решение экологических ситуаций

Учитель предлагает командам по очереди экологическую ситуацию. Если команда отвечает неправильно, у команды- соперницы есть возможность ответить.

Ваш младший брат принес из леса ежика. Что вы посоветуете брату?

    Оставить себе и позаботиться о нем.

    Отнести в лес Дома он погибнет.

    Поиграть с ним и отпустить.

Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?

    Пройду мимо.

    Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.

Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия

    Пройду мимо.

    Понаблюдаю.

    Поглажу, покормлю птенцов

Весной ты пошел в лес и уви­дел, что на поляне распустились первые ландыши.

Что вы будете делать?

    Сорву только один цветок.

    Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.

    Нарву маленький букетик и подарю маме.

После похода остался мусор. Ваши действия?

    Закопать в яму.

    Унести домой и выбросить в мусоропровод.

    Оставлю все как есть, там и так много мусора.

Ученики (по очереди) 1.Что значит человек без трав и птиц И без любви к пчеле жужжащей? Без журавля над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? 2.Когда поймет он, наконец, Врубаясь в мертвые породы, Что человек - венец природы И без природы нам конец? 3.Садись на камень под сосну, Лесную слушай тишину: Журчит, лепечет ручеек О том, что путь далек-далек. 4.Упала шишка, скрипнул сук, Жужжит, жужжит тяжелый жук, Листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины. 8. Конкурс «Знатоки родной природы»

Ученики (по очереди)

1. Все-все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше Нужны, чем слоны.

2.Нельзя обойтись

И без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

3. Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед,

И кто делает яд!

4. Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Викторина «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

1.В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детены­ши рождаются голенькими, зато потом щеголя­ют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке под Киевом, оно способно почувствовать даже незначительное землетря­сение в Японии. (Кузнечик )

3.В России этого жучка издавна называли «сол­нышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

4.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они пре­красные звукоподражатели и часто поют зябли­ком, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям собирая личинок и насекомых. Летом поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. (Скворцы)

9.Познавательная страница «Из книги рекордов Гиннеса»

Учитель. Вот вы и заработали еще одну познавательную страничку. Эта страница взята у нас из Книги Рекордов Гиннеса. Вспомните!

1.Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голу­бой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

2.Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе озна­чает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5.Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная - 8 м 29 см).

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но раз­вивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчи­тывают 400-500 видов. Самые маленькие - величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый большой зверь на суше. (Слон. Индий­ский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6 м, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достига­ет до трех метров в высоту и до 12 м в длину.)

11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12. Самая большая черепаха. (Сноповая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев .)

13.Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14.Самый большой лежебока (Барсук. Летом спит весь день, а зимой – день и ночь. Большой зверь – примерно 1 м длиной. Полезный – уничтожает вредных, грызунов, ядовитых змей.)

Беседа о красной книге

Учитель. Из-за губительного отношения людей к природе, многие растения и животные исчезают, чтобы их сохранить, люди создают заповедники, разводят и сохраняют исчезающие виды животных и растений.

Что такое Красная книга:

В этой книге собраны все виды исчезающих животных и растений.

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель: Красная книга является официальным документом, в который заносится информация о состоянии животных, растений и грибов. Она содержит списки редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особом внимании видов, а также перечень объектов животного и растительного мира, исчезнувших с территории округа.

Учитель. Ребята, мы уже с вами сказали, что самую большую угрозу для нашей планеты представляют люди. Внимание! Следующий конкурс неспроста называется «Тревожный». Вы должны вспомнить и написать, какие действия человека разрушают экологию планеты.

Дети выполняют задание.

Загрязнение рек.

Пролитая нефть.

Вырубка лесов.

Выхлопные газы.

Непереработка вторичного сырья

Мусорные свалки.

Добыча полезных ископаемых.

Фабрики и заводы.

Радиоактивные отходы.

Кислотные дожди.

Ученик

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ – ПРИРОДА

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется - природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Всё это называется природа!

Давайте же сердца ей отдадим.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах,
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века,
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планеты мы останемся одни.

    Ребята, посоветовавшись, вы должны соста­вить правила для всех людей, которые помогут сохранить пашу планету для будущих поколений.

Изучение растений и животных.

Строительство заповедников и заказников.

Занесение редких растений й животных в крас­ную книгу.

Строительство очистных сооружений.

Строительство мусороперерабатывающих заво­дов.

Разумная добыча полезных ископаемых.

    А теперь вспомните правила о том, что нельзя делать в лесу.

VI . ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Молодцы! Много нового вы сегодня узна­ли! Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с при­родой, чтобы всегда любовались ее красотой, ведь сохранить природу для других поколений - это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком... и други­ми чудесами! Ведь чудес полна - могучая природа!