Во сколько выходят на пенсию. Возраст выхода на пенсию в россии для мужчин и женщин разных профессий. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

05.04.2019

В России активно ищут эффективные рычаги управления пенсионной системой. Принципы, заложенные в СССР, из-за демографического кризиса перестают работать, а новации 2000-х годов оказались малорезультативными. Чиновники уповают на повышение возраста выхода на пенсию, а экономисты с расчетами доказывают, что этот радикальный и болезненный для общества шаг не принесет ощутимых плодов.

Принцип солидарности

Основанная на принципах солидарности поколений пенсионная система (ПС) советского государства, где пенсионный возраст выхода на пенсию был самым низким в мире, в силу ряда объективных причин исчерпала свои возможности. Необходимость реформирования этой сложной структуры была продиктована также процессом перехода РФ к рыночной экономике.

Первый шаг «новой России» к современному видению пенсионного обеспечения был сделан в 1995 году: тогдашнее правительство утвердило обновленную концепцию ПС (№ 790) для будущих поколений. Прерогативы остались благородными:

  • гарантированное конституционное право на получение пенсий;
  • финансовая стабильность ПС;
  • устойчивое развитие системы на фундаменте бюджетного финансирования и страхования;
  • возраст выхода на пенсию оставался неизменным: мужчины 60 лет, женщины – 55.

Также сохранился принцип солидарности поколений.

Система уровней

В Концепции было предусмотрено будущее построение ПС, которое устанавливало три уровня системы государственных пенсий:

  • Первый уровень – базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную.
  • Второй – трудовая (страховая), размер которой пропорционально зависел от продолжительности страхования, величины взносов каждого конкретного лица и его заработка.
  • Третий уровень системы ПО – негосударственные пенсии.

Концепция предусматривала два вида негосударственных пенсий: дополнительные профессиональные пенсионные системы конкретных организаций, территорий и отраслей экономики, а также личное пенсионное страхование граждан, накопивших средства в пенсионных фондах либо страховых компаниях.

Новейшая реформа 2013-2015 годов

Перед утверждением очередной пенсионной реформы все понимали, что уменьшение возраста выхода на пенсию произойдет еще не скоро. Напротив, стоит вопрос о поэтапном его увеличении. В целом базовые постулаты системы остались прежними. Документ отличается новой формулой расчетов пенсий, где приоритетными являются:

  • стаж работника;
  • размер заработка;
  • возраст выхода на пенсию.

Гражданам 1967 года рождения и младше дано право самим определиться, накапливать ли пенсионные средства дальше, либо возвратить в страховую часть. Самозанятым лицам придется увеличивать страховые платежи до общего уровня пенсионных выплат. Ожидаются изменения в порядке досрочных пенсий. Скорее всего, почувствуют изменения в ПС работающие пенсионеры. Минимальный трудовой стаж, оцениваемый по количеству лет оплаты страховых взносов, поэтапно будет повышен до 15 лет.

Ожидать ли повышения

Заявления профильных министров, президента В. В. Путина и депутатов предполагают, что выход на пенсию, возраст которой у нас самый щадящий, будет увеличен. Процесс проходить будет поэтапно, но не безболезненно.

Минфин утверждает, что пенсионный возраст можно и не повышать, однако для этого придется заметно снизить уровень жизни стариков (за счет низких пенсий) и увеличить налоги, причем ощутимо. Первый вариант неприемлем и негуманен для страны, претендующей на роль мировой державы, второй не одобряет президент. Владимир Владимирович категорически против повышения налоговой нагрузки для несырьевого бизнеса (что логично на фоне эмбарго и общемирового кризиса). Большинство стран этот «Гордиев узел» разрубили увеличением сроков выхода на покой, и России, похоже, не избежать подобного.

Решит ли проблему более поздний выход на пенсию

Возраст, при котором пожилые люди смогут отдохнуть от производственно-организационных проблем, планируется увеличить, однако четкого сигнала и исчерпывающей информации нет. Предположительно, он постепенно повысится до 65 лет для обоих полов.

Только в 2016 году, согласно теоретическим выкладкам, общероссийский бюджет сэкономит 70 миллиардов рублей (более миллиарда долларов), если увеличится возраст выхода на пенсию мужчин и женщин на 1 год. В рамках страны – сумма несерьезная.

Об этом говорит и Оксана Дмитриева, зампред Комитета по бюджету Госдумы. По расчетам сэкономленных ресурсов для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) не хватит. Если новые инициативы пройдут все чиновничьи инстанции, то в 2016 году на год сместится выход на пенсию: возраст женщины для права получения пенсии составит 56 лет, мужчины – 61 год.

Экономия на этой возрастной группе за год составит 60-70 млрд рублей. Более существенная экономия ожидается только через 10 лет, когда возраст женщин для пенсионного обеспечения составит 65 лет. В 2015 году ожидаемый дефицит средств ПФР будет на уровне 623 миллиардов рублей, соответственно, сэкономленные ресурсы теоретически покроют лишь 10-12% бюджетного дефицита. На практике же эти суммы могут снизиться вдвое: одни люди уйдут по инвалидности на пенсию, другие не смогут в таком возрасте удержаться на рабочих местах, а тем более подыскать новую работу, соответственно, им придется выплачивать пособия по безработице. В итоге, приводит доводы Оксана Дмитриева, из теоретических 70 миллиардов останется около 30 млрд рублей экономии, что несущественно ни для федерального бюджета, ни для ПФР.

Разумная альтернатива

По мнению специалистов Комитета Госдумы, более продуктивной будет отмена накопительных пенсий. Данный шаг даст прибавку в ПФР от 300 до 400 миллиардов ежегодно. А если перевести в страховую пенсию средства, направляющиеся на ее накопительную часть и аккумулирующиеся в негосударственном ПФ и ВЭБ (Внешэкономбанке), сумма увеличится до 2 триллионов рублей! То есть проблема пенсионных обеспечений вообще исчезнет.

Не ускользнул от депутатов статистический факт, что для Российской Федерации характерна печальная тенденция уменьшения разницы между средней продолжительностью жизни мужчин и их выходом на заслуженный отдых. К сожалению, такая статистика неутешительна. Поэтому увеличение возраста выхода на пенсию демографически не оправдано. К слову, для женщин эта разница, наоборот, большая – 20,89 лет. Дискуссии по этим вопросам продолжаются.

Кстати, недавно россиянам предоставили право определять самим, когда выходить на заслуженный отдых: чем позже – тем большая пенсия будет предоставляться. Со временем эта альтернативная и продуманная инициатива частично покроет дефицит ПФР.

Пенсионный возраст у соседей

В Беларуси пенсионные сроки аналогичны российским: 55 и 60 лет (для женщин и, соответственно, мужчин). В связи с ближайшими выборами, разговоры об изменении сроков открыто не ведутся, но предполагаются. Возможно, власти желают унифицировать этот вопрос с Россией, соответственно ждут завершения пенсионной реформы. Возраст выхода на пенсию военнослужащих, силовиков с 45 лет планируется довести до 50 (то есть выслугу лет повысить с 20 до 25 лет) либо не засчитывать время, проведенное в учебных заведениях.

В других государствах СНГ и Балтии он давно повышен. Так, на 2 года увеличен возраст выхода на пенсию для всех в Молдове и Азербайджане, на 3 года – в Казахстане и Таджикистане. В Латвии он для обоих полов составляет 62 года. В Армении и Эстонии возраст, при достижении которого может устанавливаться пенсия по старости для мужчин, составляет 63 года. К 2016 году в Эстонии такой же критерий будет установлен и для женщин (в Армении уже принято аналогичное решение).

Объективная реальность

Зарубежные коллеги и чиновники непрестанно указывают, что в РФ и соседней Беларуси наблюдается самый минимальный возраст выхода на пенсию в мире. Однако авторитетные ученые на основе расчетов и исследований обоснованно доказывают, что для каждой нации (государства) есть свой пенсионный порог, обусловленный генетическими особенностями народов и условиями проживания.

На протяжении длительного времени органами власти и управления предлагается повысить пенсионный возраст с тем, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы. Однако ни биологические особенности, ни состояние здоровья лиц старших возрастных групп, ни социально-экономические факторы не дают оснований для повышения пенсионного возраста.

Старение населения

В России, как и в большей части остального мира, население стареет. Доля пожилых людей увеличивается, трудоспособных – сокращается. Если в 1985 году население старше 65 лет составляло 10%, то в 2007-м – около 15%. Кроме того, на пенсию по возрасту уже массово выходят «дети» послевоенного демографического бума. По мнению специалистов, говорить о необходимости сдвигания пенсионного порога следует при соотношении работающих и пенсионеров 1:2, а оно ожидается не раньше, чем через 20-25 лет. Ныне это соотношение составляет 1:1,6, что позволяет работающему населению прокормить пенсионеров.

Низок ли пенсионный возраст?

Объективно – нет! Продолжительность жизни у нас короче, нежели в других развитых странах, в которых пенсионный возраст выше, и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями. О низком качестве жизни россиян отмечалось в докладе Всеобщей конференции профсоюзов, ООН и других организаций. В частности, в нем указано, что по прогнозам в России покупательская способность пенсий может достигнуть уровня счастливого 1990 года (при благоприятных условиях) к концу 2015 г. Но экономический кризис наверняка сместит эти расчеты.

Вопрос пенсионного возраста тесно связан с вопросом сохранения общей и профессиональной трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. Во второй половине XX века министр здравоохранения СССР Е. М. Чазов писал, что в возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться 80% людей, но при этом лишь ⅓ – на прежнем рабочем месте, а ⅔ – с неполным рабочим днем либо на дому. Данные выкладки актуальны и сейчас.

В приоритете – повышение трудоспособности

Одним из приоритетов должен стать вопрос о том, как сохранить трудоспособность. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) среди стран, население которых продолжает оставаться трудоспособным после достижения пенсионного возраста, лидируют Япония, Исландия, Швейцария и Ирландия. Самые низкие показатели в «рейтинге» трудоспособности населения – у Бельгии, Италии, Германии и Испании.

Даже если не учитывать такое печальное обстоятельство, что некоторые граждане не доживут до пенсионного возраста, ибо даже сейчас в России до этого момента не доживает половина мужчин, то следующей проблемой являются сложности с трудоустройством. Ведь уже сейчас трудно устроиться на работу в предпенсионном возрасте, так как некоторые работодатели оценивают лиц, принимаемых на работу, в первую очередь по возрастному цензу, хотя это не всегда соответствует реальной оценке их профессионализма.

Зарубежный опыт

Естественным образом возникает вопрос об источнике доходов этой категории граждан. Поднимая пенсионный возраст, государство должно принять меры на обеспечение занятости лиц предпенсионного возраста. По этому вопросу может быть использован опыт Новой Зеландии. Взвешенная экономическая политика этого государства позволила за 9 лет поднять уровень занятости населения, достигшего 60 лет, с 33% до 64% для мужчин, и с 16% до 42% для женщин, а в итоге – относительно безболезненно поднять пенсионный возраст до 65 лет.

В РБ и РФ пенсионный возраст дифференцирован по признаку пола. Для женщин он установлен на 5 лет ниже, нежели для мужчин. В большинстве развитых стран этот показатель одинаков. Политики и специалисты в области права соцобеспечения все чаще предлагают устанавливать одинаковый пенсионный возраст. Свои предложения они аргументируют тем, что в Японии, Германии, США, Канаде, Латвии, Эстонии и некоторых других странах пенсионный возраст не дифференцирован по признаку пола, а также тем, что продолжительность жизни дам в большинстве стран на 6-12 лет больше, чем у джентльменов, и они находятся на пенсии больший срок, нежели мужчины, то есть их заслуженный отдых более длительный.

Различий в возрасте не должно быть, если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании. Но, учитывая, что на женщин падает основная нагрузка по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, по мнению геронтологов, целесообразно сохранить для них пониженный возраст выхода на пенсию.

Вопрос выхода на пенсию всегда актуален для различных категорий населения. Тип пенсионной системы, возраст выхода на пенсию, а также прочие особенности этой процедуры закреплены в Российской Федерации на законодательном уровне. Некоторые профильные Министерства утверждают, что следует увеличивать пенсионный возраст по экономическим, социальным и ряду иных соображений. Решение этого вопроса интересует, в первую очередь, тех граждан, которым осталось еще немного доработать до заслуженного пенсионного «отпуска».

В принятых правительственными структурами пенсионных реформах указывается, что увеличению все-таки быть. Планируется повышение пенсионного возраста в несколько этапов, начиная с текущего 2017 года до 63 и 65 лет. На заключительном этапе реализации программы возрастной ценз будет одинаковым для обеих полов и составит 65 лет. Исходя из плана, повышение возрастной планки запланировано с периодичностью 6 или 12 календарных месяцев. В начале лета минувшего 2016 года вице-премьер госпожа Голодец заявила, что в Правительстве не собираются поднимать возрастной параметр выхода на пенсию еще минимум на один календарный год.

В каком возрасте гражданин может выйти на пенсию по старости?

Согласно действующей нормативно-правовой базе Российской Федерации жители страны, достигшие определенного возраста, получают право на оформление пенсии по старости, которая станет для него некой компенсацией получаемой ранее заработной платы или какого-либо пособия. Введенные ранее пенсионные реформы закрепили понятие страховых пенсий. Так, выплаты пенсионерам осуществляются за счет внесения в ПФ Российской Федерации страховых взносов. Согласно действующему Федеральному Закону «О страховых пенсиях» мужчины в возрасте 60 лет, а женщины в возрасте 55 лет, приобретают право выхода на пенсию по старости.

В некоторых случаях граждане имеют право получать страховые пенсионные выплаты ранее. Так, имея определенный льготный стаж, можно сократить свой пенсионный возраст на 5, в некоторых обстоятельствах и на 10 лет. Для подачи заявления на получение этой категории выплат граждан должен иметь не менее 8 лет страхового стажа. Отметим, что введенные пенсионные реформы предусматривают увеличение срока страхового стажа в несколько этапов и к 2024 году он составит уже 15 лет. Также для назначения страховой пенсионного пособия учитывается и так называемый «индивидуальный пенсионный балл» (ИПК), минимальная величина которого на 2017 год составляет 11.4. Этот показатель ежегодно возрастает на 2.4 пункта, чтобы достигнуть итогового значения 30 единиц.

Пенсионные выплаты по государственному пенсионному обеспечению

Пенсионное пособие, выплачиваемое по условиям государственного обеспечения, делиться на несколько разновидностей исходя из категории получателя. Так, бывают пенсии за выслугу лет, социальные пособия, пенсия в связи с утратой кормильца, по старости, а также по инвалидности. Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» государственные пенсионные выплаты могут быть назначены:

  • Гражданам, занятым на федеральной государственной службе;
  • Военнослужащим, а также некоторым членам их семейств;
  • Гражданам, принимающим участие в ВОВ, проживающим в блокадном Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург);
  • Гражданам, которые получили вред здоровью от радиационного воздействия или по причине техногенных катастроф, а также некоторым членам их семейств;
  • Гражданам, занятым в космонавтике, а также некоторым членам их семейств;
  • Сотрудникам летно-испытательного состава;
  • Гражданам, утратившим свою трудоспособность.

Упомянутый ранее Федеральный Закон также определяет конкретные условия назначения такого рода государственных пособий, а также порядок их выплат:

  1. Государственный служащий может претендовать на пенсионные выплаты с определенного возраста, но с учетом его трудового стажа. Если в минувшем 2016 году необходимо было проработать на федеральной службе 15 лет, то начиная с текущего 2017 года стаж увеличат на 5 лет, повышая его каждые полгода;
  2. Военнослужащие могут обращаться на назначением упомянутого обеспечения с 45 лет, но при этом кандидат должен иметь определенный послужной список или же стаж на военной службе;
  3. Выплаты по инвалидности, которые были назначены военным по призыву, участникам ВОВ, проживающим в Ленинграде в период его блокады, назначаются этой категории граждан с момента ее приобретения. Пособие выплачивается в 100%-размере даже, если его получатель все еще работает где-либо;
  4. Пенсионные компенсации в связи с наступлением инвалидности могут получать лица, пострадавшие от радиации (во время аварии на ЧАЭС) независимо от их возраста. В 45 и 50 (в некоторых случаях в 55) лет женщины и мужчины соответственно могут претендовать на назначение пенсионного пособия по старости;
  5. Те лица, которые получали социальные пенсии (назначенные при достижении 65 и 60 лет) лишаются государственных выплат, если они получает новое рабочее место или ведут деятельность, приносящую им определенный доход. После увольнения социальная пенсия будет выплачиваться вновь.

Для определенной группы получателей пенсионный возраст назначения государственных выплат может быть сокращен, согласно некоторым нормам действующей нормативно-правовой базы России. Финансирование этой категории государственных пенсионных компенсаций осуществляется из федерального бюджета. Назначение государственной пенсии выполняется после подачи гражданином заявления установленного образца и пакета документов.

Особенности назначения пенсий некоторым категориям граждан

Суть новой пенсионной реформы сводиться к тому, что незащищенные категории населения имеют некоторые преимущества при назначении пенсионных выплат. Оформление пенсионного обеспечения для некоторых лиц возможно досрочно по социальным причинам или же медицинским показаниям. К числу граждан этой категории причисляют:

  • Женщин, которые родили минимум пятерых детей;
  • Родители или назначенные опекуны детей-инвалидов с раннего возраста;
  • Граждане, ставшие инвалидами в следствие участи в каких-либо военных кампаниях;
  • Нетрудоспособные инвалиды (то есть I группы), а также те, кто имеют ограничения, связанными с проблемами со зрением;
  • Граждане, которые по медицинским причинам имеют низкий рост (то есть карлики, лилипуты).

Особенности назначения выплат прописаны в нормах профильный федеральных законов. Так, для первых двух категорий льготников необходимо иметь официальное подтверждение воспитания детей (до 8 лет), к примеру, справка из ЖЭУ. Стоит отметить, что только один из родителей или опекунов инвалида детства может претендовать на досрочное назначение пенсионного пособия. Для остальных категорий граждан необходимо иметь справку МСЭ, которая будет служить подтверждением ограниченности трудоспособности. Этим гражданам помимо назначенного пенсионного пособия может быть назначена ежемесячная выплата дополнительной помощи.

Назначение пенсионных выплат на Крайнем Севере, а также иным регионам, приравненных к нему

Жители Крайнего Севера, а также тех районов, где условия проживания аналогичными ему, имеют законные основания обращаться за назначением упомянутого пособия заранее общепринятого возрастного ценза. Также к числу этой категории льготников относятся граждане, которые когда-либо работали в упомянутых регионах. Назначение пенсий для них осуществляется с учетом индивидуального стажа и размера ИПК, поэтому может быть выполнено ранее официального установленного пенсионного возраста Российской Федерации.

Так, граждане, проработавшие в суровых северных условиях не меньше 7.5 лет, могут рассчитывать на уменьшение возраста выхода на пенсию на 4 месяца за каждый год работы. То есть, минимум 30 месяцев. Для тех лиц, которые проработали в северных регионах и приравненных к ним местностям 15 и более лет, уменьшение возраста возможно на 9 месяцев за каждый проработанный год. На так называемое «северное» пенсионное пособие могут претендовать следующие группы граждан:

Досрочное назначение пенсий гражданам, занятым на вредном производстве и безработным в предпенсионный период

Помимо упомянутых ранее групп граждан досрочно получить право на пенсию могут и лица, которые:

  • Выполняли свои трудовые обязанности в тяжелых или вредных трудовых условиях;
  • Стали безработными в предпенсионный период и не могут найти новое рабочее место.

Сотрудникам, которые выполняли свои трудовые обязанности в тяжелых, вредных иди особо тяжелых условиях, предлагается досрочный выход на пенсию, предусмотренный действующими законодательными нормами таким образом:

Более подробный список профессий, условий и видов работы, а также требуемым возраст получателя, условия его страхового стажа закреплены в статьях Федерального Закона «О страховых пенсиях».

Лица, ставшие безработными в предпенсионный период по причине сокращения или же ликвидации места работы, должны встать на учет в службу занятости. Пенсионные реформы предусматривают досрочный выход на пенсию для этой категории граждан в том случае, если найти новое рабочее место не представляется возможным или же в таких случаях:

  • Сотрудники службы занятости населения предложили такой вариант кандидату, и он дал свое согласие;
  • Получатель имеет необходимый страховой стад и определенную величину ИПК или же льготный стаж для досрочного назначения выплаты;
  • Невозможно получить новое место работы.

Назначение такого пенсионного пособия выполняется не ранее, чем за 2 года до достижения пенсионного возраста, установленного в Российской Федерации, с учетом досрочного назначения пенсии. Процедура досрочного выхода на пенсию безработного имеет такие особенности:

  • Получение пенсионных компенсаций прекращается в тех ситуациях, когда получатель трудоустраивается на каком-либо рабочем месте или начинает получать доход от ведения деятельности;
  • Повторное назначение пенсионных выплат возможно по заявлению получателя после того, как он будет уволен или же прекратит ведение деятельности, приносящей ему какой-либо доход;
  • Безработный гражданин, который ранее был занят в федеральной государственной службе, может претендовать на дополнительные выплаты, помимо назначенного пособия, за выслугу лет.

После достижения установленного пенсионного возраста, получатель может оформить пенсию по старости, которая назначается по страховой пенсионной системе. С этой целью гражданин должен направить заявление в органы Пенсионного фонда.

Некоторые ведомости об изменении возраста для выхода на пенсию

Согласно регулярным отчетным публикациям ВОЗ, а также практическому опыту ведущих зарубежных государств, возрастание срока выхода на пенсию по старости не является исключением, а скорее – ожидаемой нормой. Отечественное Правительство, вслед за законодателями иных стран, пришло к тому периоду, когда увеличение пенсионного возраста – крайняя необходимость. Именно в России на сегодняшний день наблюдается наиболее низкий возрастной ценз оформления пенсионного пособия. В связи с этим были подготовлены специальные пенсионные реформы, прописанные в соответственных нормативно-правовых актах.

Так, в конце мая минувшего года Президент подписал законодательный документ, согласно которому были внесены некоторые изменения в действующую в России пенсионную системы. Возрастной ценз был увеличен, в первую очередь, для людей, занятых на государственной службе: для женщин – 63 года, а для мужчин – 65 лет. Помимо этого, нормами упомянутого документа принято увеличение минимального стажа для сотрудников муниципальных и государственных органов на 5 лет в срок до 2016 года.

Как отмечает госпожа Голодец, изменения возрастного ценза в текущем 2017 году не коснуться большинства пенсионеров, но уже в следующем 2018 году все же некоторые нормы наберут силу. Профильные Министерства уже готовят свои варианты законопроектов для реформирования действующей системы, так как нагрузка на Пенсионный Фонд весьма высока. Да, и проблема нехватки рабочих мест для молодых специалистов также остается актуальной для нашей страны.

Считается, что именно этот возраст оптимально подходит для того, чтобы отправить человека на заслуженный отдых. Однако специалисты все чаще говорят, что это не так. В среднем в мире на пенсию отправляют человека, если он старше 60-65 лет. Причем неважно мужчина это или женщина – условия для всех равны.

Оптимальный возраст для выхода на пенсию

Что касается мужчин, тут вопрос повышения порога пенсионного возраста довольно сложный. Связано это с тем, что средняя продолжительность жизни представителей сильной половины человечества в России составляет всего 60 лет. А это значит, что многие даже и на пенсию-то выйти не успеют. Поэтому повышать пенсионный возраст для мужчин попросту нецелесообразно.

Что касается дам, их средняя продолжительность жизни около 73-75 лет. А это значит, что выход на пенсию в самом расцвете сил – в 55 лет – не всегда оправдан.

Естественно, речь не идет о тех случаях, когда у женщины отмечаются тяжелые заболевания. Если же дама здорова и энергична, она может спокойно продолжать работать дальше.

Льготная пенсия

Около 34% от общего числа , по данным Министерства социального развития, относятся к категории льготников. Понятие появилось в связи с тем, что есть ряд производств, где возраст выхода на заслуженный отдых работниками заметно ниже общепринятого.

Так, например, стандартный выход на льготную пенсию должен быть произведен на 5 лет раньше обычного, т.е. женщинами в 50 лет, мужчинами в 55. Однако есть такие производства, которые приравнены к категории вредных (горячие цеха, химическая промышленность и т.д.). Работникам таких предлагают еще более щадящие условия. Пенсионный возраст в этой ситуации датируется 50 годами у мужчин и 45-ю .

Однако, чтобы получить такую льготу, нужно отработать на производстве определенное количество лет. Для дам этот срок составляет 7,5, для мужчин – 10 лет.

Кроме того, право на льготную пенсию имеют многодетные матери, родители инвалидов, сами инвалиды, работники аварийно-спасательных служб и т.д. По данным статистики, 73% льготных пенсионеров продолжают работать, получая одновременно и пенсию, и заработную плату.

Что планируется сделать

Уже несколько лет в обществе муссируются слухи о том, что правительство планирует повысить пенсионный возраст. Сами же парламентарии стараются придумать другие различные схемы, которые позволят решить пенсионную проблему с минимальными потерями для бюджета и граждан.

Так, например, одно из предложений касается поиска способов стимулирования более позднего выхода на пенсию. В этом случае предлагаются варианты повышенных ставок к пенсионной части и т.д.

От части законодателей звучит предложение ограничить в выплате пенсий, пока они посещают работу.

Пока из всех предлагаемых инициатив народ не выбрал ни одной подходящей – такой, которая бы удовлетворила всех. Однако поиска идеального решения продолжаются до сих пор. И, возможно, скоро консенсус будет найден.

В отличие от некоторых стран в действующей в нашей стране пенсионной системе предусмотрен разный возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин , равный 60 и 55 лет соответственно.

Но данные показатели являются общеустановленными для всех граждан с некоторой оговоркой: для тех, у кого есть необходимый минимальный стаж и накопленная сумма индивидуальных баллов .

  • Для тех граждан, которые не смогли заработать этот стаж и набрать минимальное количество коэффициентов, будет установлена социальная пенсия в возрасте 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам .
  • Для граждан, которые трудятся на опасных и тяжелых работах, государство предусмотрело дополнительное снижение возраста с учетом требований к стажу на соответствующих видах работ.

Назначение пенсии по старости

Например, если гражданин решит оформить свою пенсию на 5 лет позже, то его фиксированная сумма будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии на 45%.

Причем такое право увеличения пенсионной выплаты предоставлено и действующим получателям пенсии. Они могут отказаться от получаемой суммы на срок не менее года , тогда при последующем установлении выплаты им также будут применены специальные коэффициенты.

Кроме того, новые правила расчета пенсии стимулируют граждан работать дольше и зарабатывать больше. От этих показателей напрямую будет зависеть размер будущей выплаты . Важно только, чтобы зарплата была официальная , с которой работодатель будет платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Навигация по статье

Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.

  • женщины с двумя и более детьми, проработавшие на Крайнем Севере от 12 лет или в приравненных к ним местах от 17 лет;
  • лица, которые отработали необходимый стаж на Крайнем Севере или в приравненных к нему районах;
  • граждане, постоянно проживающие на Крайнем Севере и работавшие оленеводами, рыбаками, охотниками на промыслах.

Пенсионное обеспечение безработных граждан

Гражданам, которые потеряли работу в связи с их сокращением или ликвидацией работодателя и встали на учет в службу занятости, пенсионное пособие может быть оформлено досрочно на период достижения ими возраста, дающего право на назначение . Такое назначение происходит:

  • по предложению службы занятости и с согласия безработного;
  • в случае невозможности устроиться на новое место работы;
  • не раньше, чем за два года до наступления пенсионного возраста, включая досрочное назначение пенсии;
  • при наличии требуемого для назначения пенсии по старости страхового стажа и величины индивидуального коэффициента, и наличии необходимого размера льготного стажа для досрочной пенсии.

Досрочное пенсионное пособие безработным назначается и выплачивается в соответствии с статьей 32 закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» .

Назначение досрочной пенсии таким гражданам имеет некоторые нюансы :

  • в случае трудоустройства или получения дохода от иной деятельности, выплата пенсионного пособия безработным прекращается;
  • при увольнении или прекращении деятельности, приносящей доход, пенсионное обеспечение может быть восстановлено;
  • если безработный был государственным служащим, то к назначаемому ему пенсионному пособию может быть установлена предусмотренная законом о пенсионном обеспечении госслужащих пенсия за выслугу лет.

По достижению установленного законодательством пенсионного возраста получатели пенсионного пособия могут перейти на страховую пенсию по старости, для этого им заранее необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда.

Повышение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :

  • у мужчин при достижении возраста 65 лет , у женщин в 63 года ;
  • при наличии минимального стажа работы в госорганах 20 лет .

Повышение возраста и минимального трудового стажа будет происходить постепенно , с 2017 года они будут увеличиваться ежегодно на 6 месяцев .

Повысят ли возраст выхода на пенсию по старости?

Возраст выхода на пенсию в России ниже среднего уровня по сравнению с другими странами, при этом пенсионеры составляют около 30% населения нашей страны.

Денег у нашего государства на выплату пенсионных пособий не хватает, поэтому в правительстве уже неоднократно обсуждался вопрос о повышении пенсионного возраста . Еще в 2016 году Министерство финансов разработало план постепенного увеличения возраста выхода на пенсию для и до достижения ими в итоге 65 лет . Но, поскольку это очень серьезный шаг, который может иметь негативные последствия, к нему нужно тщательно подготовиться.

На данный момент увеличение возраста выхода на пенсию по старости для остальных граждан законодательно не предусмотрено, однако оно неизбежно и рано или поздно это произойдет.

Обращение за пенсией позже установленного срока

В целях экономии средств на пенсионное обеспечение, государство стимулирует граждан перенести оформление выплаты пенсионного пособия на более поздний срок .

В соответствии с законодательством при обращении за назначением пенсии позже наступления на нее права (после 55 лет женщинам или 60 лет мужчинам) к выплате устанавливаются специальные премиальные коэффициенты , увеличивающие размер пенсионного пособия.

В зависимости от отсрочки установления пенсионных выплат, может применяться повышающие коэффициенты к страховой пенсии (СП), представленные в таблице ниже:

Коэффициент повышения к СП *
По возрасту Досрочная
1 1,07 1,046
2 1,15 1,1
3 1,24 1,16
4 1,34 1,22
5 1,45 1,29
6 1,59 1,37
7 1,74 1,45
8 1,9 1,52
9 2,09 1,6
10 2,32 1,68

Помимо страховой пенсии повышающие коэффициенты применяются и к фиксированной выплате (ФВ) к ней:

Число лет, истекших со дня наступления права на назначение пенсии по старости Коэффициент повышения к ФВ *
По возрасту Досрочная
1 1,056 1,036
2 1,12 1,07
3 1,19 1,12
4 1,27 1,16
5 1,36 1,21
6 1,46 1,26
7 1,58 1,32
8 1,73 1,38
9 1,9 1,45
10 2,11 1,53

Заключение

Возраст выхода на пенсию российских граждан, установленный законом пока составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, кроме , у которых с 2017 года возрастные требования постепенно на полгода в год увеличиваются . Законодательством охвачен большой круг граждан, имеющих право при достижении определенных условий оформить пенсионное пособие раньше установленного возраста .

С учетом количества граждан, продолжающих трудиться после назначения пенсионного обеспечения, в целях экономии пенсионных средств, существует вероятность того, что правительство в ближайшие годы примет решение о повышении пенсионного возраста для всех категорий граждан, а также пересмотрит условия назначения пенсий досрочно. Агитируя и стимулируя граждан на оформление пенсионного пособия позже установленного срока, государство тем самым уже отодвигает в сторону увеличения возраст выхода на пенсию. Однако в 2018 году такая мера граждан не коснется.