Национальный праздник масленица. Масленица: традиции празднования. Традиции празднования Масленицы и обычаи

12.06.2019

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.
  • - 2 шт.

Есть простая детская загадка:

Праздник этот знаем мы

Время проводов зимы

Люди в этот день должны

Веселиться, печь блины.

Думаю, вы с легкостью ее отгадали, да, конечно, это народный праздник Масленица. Один из любимых праздников, который отмечается с давних пор.

Масленицу можно отнести к празднику-обряду, ведь в нем присутствуют определенные символы – проводы зимы, которые сопровождаются веселыми гуляньями, играми, сжиганием чучела Зимы, блины, которые символизируют Солнце. Очень похоже, что праздник Масленица сохранился аж с языческих времен.

История народного праздника Масленица

Во все времена люди с почтением относились к Солнцу, ведь оно дает жизнь и силы всему живому на Земле, поэтому и весна всегда воспринималась как начало новой жизни.

У древних славян, конечно же, был праздник, связанный с наступлением весны и назывался он Комоедица. Это было время начала астрономической весны – День весеннего равноденствия. Длился праздник Комоедица две недели, неделя до и неделя после дня весеннего равноденствия.

Традиции и обряды со временем менялись, так, например, обряд сжигания соломенного чучела Марены (Зимы) появился не сразу, но неизменным оставался характер праздника – это народный праздник, который сопровождался пиршеством, песнями, хороводами, играми, состязаниями.

Пытаясь привлечь милость Солнышка славяне обязательно выпекали круглые лепешки, а позже блины, когда научились делать заквасное тесто. Лепешка или блин считался символом Солнца – круглое, желтое, горячее и древние славяне верили, что съедая блин, они заряжаются теплом и могучей энергией Солнца.

Древние люди очень почитали славянского Медвежьего бога, и именно на праздник Комоедица было принято приносить великому зверю блинные пожертвования, ведь с приходом тепла медведь просыпается и выходит из своей берлоги.

Утром собиралась целая процессия, люди с песнями и прибаутками раскладывали в лесу на пнях блины и только после этого начинались пиршества. Помните наше знаменитое выражение – «первый блин комом», но изначально оно звучало так – «первый блин комам» — это значит медведям. Ком так называли древние славяне медведя.

После длительной зимы праздник Комоедица давал людям определенную бодрость, энергию, сытные пиршества укрепляли силу. Все это было им необходимо, ведь после дня весеннего равноденствия наступало теплое время года, а значит, наступало трудовое напряженное время.

С приходом христианства языческие праздники были запрещены, но приход Весны народ все равно праздновал, поэтому христианская церковь приняла решение внести его в список церковных праздников, сместив время празднования и сократив срок с двух недель до 7 дней.

Поскольку день весеннего равноденствия по времени совпадает с Великим Постом, то было принято решение, сделать праздник проводов зимы за неделю до начала поста.

Эта неделя называется Сырной седмицей, это последняя неделя подготовки к Великому Посту и на этой неделе уже нельзя есть мясо, но разрешается рыба, молочные продукты, сливочное масло. Потому в народе эту неделю называли масляной и, соответственно, праздник стал называться Масленицей.

Не смотря на то, что праздник перенесли по времени, характер праздника не изменился – это прощание с Зимой и встреча Весны, которое сопровождается веселыми гуляньями, обязательное сжигание чучела Зимы и блины – главное угощение народного праздника Масленица.

Традиции народного праздника Масленица

Традиции празднования, конечно же, изменились.

Первые три дня шла подготовка к основному гулянью – определялись с местом празднования, сооружались горки для массовых катаний, делали чучело Зимы, заготавливали дрова для костра, украшали дома к празднику, хозяйки начинали печь блины и первый блин отдавался нищему в память об усопших.

В среду уже были первые посиделки – тещи приглашали зятьев на блины, а для веселья приглашались и другие родственники.

Основной праздник начинался с четверга – работать уже не разрешалось. В этот день начинались народные гулянья. Чучело возят по всей округе, катания на горках, около горок устраивали бойкую торговлю различными сладостями, блинами, пирогами, горячем чаем. Народ веселили скоморохи. Очень было популярно катание на санях. Сани украшали шкурами, коврами, разноцветными лентами, бумажными цветами, бубенцами, колокольчиками. Устраивались кулачные бои.

В пятницу зятья приглашали тещу на блины, в субботу приглашала к себе в гости невестка.


Массовые гулянья продолжались. Популярна была забава – взятие крепости. Заранее строили снежную крепость на реке или пруду, народ делился на две команды, и одна защищала крепость, другая должна была ее захватить.

Последний день – воскресенье – называется прощенным днем. В этот день совершался обряд – сжигание чучела Зимы, предварительно провезя его по всей окрестности с песнями и прибаутками. Пепел от сгоревшего чучела развеивали по полю для лучшего урожая. Вечером ходили по домам и просили прощенье друг у друга за все причинённые обиды.

Вот такая история и традиции народного праздника Масленица.

Елена Касатова. До встречи У камина!

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

В древности Новый год (земледельческий) начинался с весеннего равноденствия — ночи с 21 на 22 марта. Именно к этому времени приурочены обряды Масленицы — "единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику и не получившего нового истолкования". Древность обрядов Масленицы подтверждается тем, что этот праздник (в том или ином виде) сохранился у многих индоевропейских народов.

Так, в Швейцарии Масленица связана с ряжением. Это, прежде всего, устрашающие маски, происхождение которых было связано с древними верованиями. К их числу относятся "дым", "пестрые", "лохматые", или "вышедшие из дымохода" (в повериях через дымоход проникали духи). Для праздника делались деревянные размалеванные маски с оскаленными зубами и клочками шерсти и меха, которые производили жуткое впечатление. Появлению ряженых на улице предшествовал звон колокольчиков, висевших у них на поясах. Ряженые держали в руках длинные палки с прикрепленными к ним мешочками золы и сажи. Звуки, издававшиеся ими, походили на рев, рычание или ворчание. Как считают швейцарские этнографы Р. Вейсс, К. Ханземанн и К. Мейли, эти маски служили в древности воплощением умерших, были связаны с культом предков и были принадлежностью мужских союзов. Ряженые мазали встречных сажей или обливали водой — действия, связанные в прошлом с магией плодородия.

В Польше ряженые одевались в вывернутые кожухи, водили по дворам "туроня" и "козу". Они также мазали лицо сажей.

В Чехословакии были распространены масленичные шествия ряженых. В Словакии это шествие возглавлял "туронь". Ряженые мазали прохожих сажей и обсыпали пеплом.

В Югославии ряженые одевались в одежды из овчины, мехом наружу, "украшенные" колючими ветками, хвостами животных, колокольчиками. Маски делали из кожи, дерева и даже из металла. Среди зооморфных масок особое распространение получили маски с рогами. Причем маски и колокольчики переходили по наследству от отца к сыну.

В Нидерландах на Масленицу фермеры собирают необъезженных лошадей. Их тщательно чистят, в гривы и хвосты вплетают яркие бумажные цветы. Затем участники праздника садятся на лошадей и скачут к морскому берегу, причем лошадь обязательно должна замочить ноги.

В Германии ряженые парни и девушки впрягались в плуг и ходили с ним по всем переулкам города. В Мюнхене при переводе учеников мясников в подмастерья в масляниный понедельник ученики были одеты в овечий мех, обшитый телячьими хвостами. Они старались обрызгать водой из фонтана всех стоящих вокруг. Прежний смысл этих действий — заклинание плодородия. В число масляничных ряженых часто входила супружеская пара или жених с невестой, а раньше включались и элементы свадебного обряда. (Безбрачие в народе часто воспринималось как порок, который мог повлиять на плодородие почвы). У лужичан в масляничных танцах считалось, что танцевать надо бойко, прыгать высоко, чтобы лен уродился высокий. В Сербии, Черногории и Македонии после масляничного ужина, когда вся семья собиралась вместе, подвешивали над столом на бечевке вареное яйцо и раскачивали его по кругу: каждый из присутствующих стремился прикоснуться к нему губами или зубами. Верили, что этот "обычай способствовал хорошему урожаю, увеличению поголовья скота и птицы. В Словении на Масленицу все, и стар, и млад, должны были плясать и прыгать, чтобы хорошо уродилась репа, причем, чем выше подпрыгивают танцующие, тем обильнее был урожай. С этой же целью плясали и подпрыгивали ряженые. Считалось, что качание на качелях, на канатах, сплетенных из растений, или непосредственно на ветвях деревьях, также способствует плодородию земли, здоровью людей и борьбе со злой силой.

В ряде мест Словении посуду, бывшую в употреблении в последний день Масленицы, не мыли, а во время сева сеяли из нее — верили, что это принесет богатый урожай. И, наконец, в Болгарии на сырной неделе качались на качелях, что по поверию, приносило здоровье. В течение всей сырной недели парни и девушки затемно выходили за село, садились на какое-нибудь ровное место, повернувшись к востоку, и пели песни. Затем водили хоровод и продолжали петь песни любовного содержания. Народное объяснение обычая — "для плодородия и здоровья".

Все эти факты свидетельствуют о том, что Масленица, как праздник начала года — весны, сложился еще в общеиндоевропейский период, не позднее рубежа IV — III тыс. до н.э. Об этом свидетельствуют не только традиции европейских народов, сохраненные вплоть до наших дней, но и традиции Индии, пришедшие из глубокой древности.

В древнеиндийской обрядности многие элементы Масленицы (и последующей Пасхи) прослеживаются в одном из самых ярких праздников порубежья зимы и весны — Холи, который отмечался в феврале-марте (окончание холодного сезона). Н. Р. Гусева подчеркивает, что "все ритуальные действия праздника неотделимы от магии плодородия и исторически восходят к доиндийскому периоду жизни арьев. Обрядово-магические проявления, связанные с весенним равноденствием, носят характер, чрезвычайно близкий пасхальным, восходящим непосредственно к язычеству, что и перешло в пасхальную обрядность славянских народов". Как пример таких общих обрядов Пасхи и Холи, Н. Р. Гусева приводит обычай красить яйца в красный цвету славян и обливать друг друга красками у индийцев. Причем: "и у тех, и у других красный цвет применяется обязательно как цвет воспроизводства людей и животных, и это служит одним из самых четких пережитков магии плодородия". Помимо пасхальных элементов, в индийском празднике Холи присутствуют в большом количестве обрядовые действия, характерные для восточнославянской Масленицы. Это целый ряд поведенческих проявлений, которые, судя по всему, сложились в глубочайшей древности: распевание непристойных песен эротического содержания, исполнение танцев плодородия, распитие алкогольных напитков, приготовление ритуальной пищи из теста и творога. В Индии во время праздника Холи обязательно сжигают чучело Холики, которое делают из соломы. Для костра собирают хворост, солому, старые вещи, коровий навоз. Костер поджигают огнем, который каждый приносит из дома, и все танцуют возле него.

Но, согласно русской традиции, на Масленицу разрешалось петь непристойные песни, полные эротических намеков. В. К. Соколова пишет: "на проводах Масленицы на реке Тавде главные распорядители раздевались донага и делали вид, что моются в бане. В Ишимском округе 60 лет назад был "масленичный король", который произносил "речи в костюме Адама". Интересно отметить, что обнажались даже при лютых морозах, и делали это не мальчишки, не отпетые озорники, а пожилые уважаемые люди". На Русском Севере на Масленицу, как и в Индии во время праздника Холи, жгли костры. Причем материалом для костра было сено, солома, старые вещи. В Белозерском уезде Новгородской губернии девушки сено и солому старались добыть тайно, украв у соседей. Здесь не добавляли в костер коровий навоз, но зато обмазывали им дно корзин и нижнюю часть деревянных плашек, на которых скатывались с ледяных гор. Чучело Масленицы, как и Холики, делали из соломы и сжигали. В Вологодской губернии такой обряд был распространен в Кадниковском, Вологодском, Кубенском и Никольском уездах. На Масленицу ряженые в Вологодской губернии нередко сыпали на пол избы пепел и золу и плясали на них, а также мазали сажей и посыпали пеплом и золой всех участников обряда. В индийской традиции существует обычай во время Холи брать горсть золы от костра, посыпать им пол в доме и бросать щепотки золы друг в друга.

Обрядовые действия на Масленицу на Русском Севере были разнообразны. Так В. К. Соколова, в связи с проводами Масленицы отмечает следующие основные моменты:

Зажигание костров;
Проводы — похороны;
Обычаи, связанные с молодоженами;
Катание на лошадях и с ледяных гор;
Праздничная трапеза — блины;
Поминание усопших родителей.

1. Зажигание костров. В некоторых сообщениях говорится, что материал для костра надо было обязательно украсть. Возможно, что это очень древний пережиток — собирать все для священных огней тайно (такой обычай соблюдался при сборе материалов для купальских костров украинцев и белорусов). Материал для костров свозили на паровое поле, на возвышенность и в сумерки зажигали костер. Под влиянием обычая красть материал для костра, стали красть и бревна для ледяной горки — "катушки". Так делали в селе Кокшеньга Никольского уезда Вологодской губернии.

2. Проводы — похороны. Масленица — праздник, связанный с поминовением покойников. Кулачные бои, которые устраивают на Масленицу — также один из элементов поминального обряда. Костры, которые жгут на Масленицу (из соломы и старых вещей) также в древности были связаны с культом предков, так как считалось, что ритуально человек обязательно должен был умереть на соломе. Среди персонажей Масленицы (как и святок) обязательно были: предки ("старцы", "покойник"), чужаки ("нищие"). Именно они "отпевали покойника", которого изображал кто-нибудь из мужчин. Всех девушек заставляли целовать его в губы. Это отпевание очень часто выражалось в самой изощренной "площадной" ругани, которая была ритуальной и, как считалось, способствовала плодородию. Ряженые рядились в изорванную одежду, лохмотья, в вывороченные шубы, приделывали горбы ("старцы"), накрывались пологом ("лошадь"), мазались углем, сажей. Придя в избу, плясали молча или имитировали голосом вой, звучание музыкальных инструментов. По деревне ряженые могли ездить на метле, на ухватах.

3. Обычаи, связанные с молодоженами. Д. К. Зеленин считал, что некоторые элементы масленичных обрядов "свидетельствуют о том, что когда-то этот праздник совпадал с окончанием периода свадеб. С одной стороны, в них содержатся величания молодых, вступивших в брак в течение последнего года, с другой — наказания для тех, кто не сумел воспользоваться только что закончившимся свадебным периодом". Он отмечал, что Вьюнишник, то есть пение песен с поздравлением новобрачных, в некоторых местах также приходится на Масленицу. Один из распространенных в XIX — начале XX в. обычаев — катание молодоженов с горы на салазках "прокатывание". Особенно устойчиво катание молодых с ледяных гор сохранилось на Русском Севере (Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии). Этому катанию здесь придавалось особое значение. Молодая, как правило, поднявшись на гору, низко кланялась три раза и, сев на колени мужа, целовала его. Скатившись с горы, молодая еще раз целовала мужа. Считалось, что для плодородия молодых необходимо сажать прямо на снег, на них наваливались все, кто скатывался с горы, их зарывали в сугроб. В этом обряде молодоженам наглядно демонстрировали истину: "Жизнь прожить — не поле перейти". Катанию с гор в древности приписывалось магическое значение. До начала XX века во многих областях России продолжали кататься с гор на прялках (или донцах прялок) "на долгий лен". Так в Кубенском уезде, с гор катались и замужние женщины.

4. В этот круг обрядов входит и катание на лошадях, которых украшали лентами, расписными дугами, дорогими колокольчиками. Сани традиционно закрывали овчинами мехом наружу, которые также считались стимулирующими плодородие.

5. Праздничная трапеза - блины. В. К. Соколова пишет: "Некоторые исследователи видели в блинах отголосок солярного культа - знак оживающего солнца. Но это мнение не имеет серьезных оснований. Блины по происхождению, действительно, ритуальная еда, но связаны они были непосредственно не с Масленицей и с солнцем, а с культом предков, который входил как составной элемент в масленичный обряд". Суббота перед Масленицей отмечалась как родительская. В этот день пекли блины (начинали печь). В некоторых деревнях первый блин клали на божницу - "родителям", этот блин мазали медом, коровьим маслом и посыпали сахарным песком. Иногда первый блин несли на погост и клали на могилу. Надо помнить, что блины - обязательная еда на похоронах и при поминовении душ умерших. Причем, знаком Масленицы блины стали только у русских, у украинцев и белорусов такого не было. В связи с обрядовыми блинами, стоит обратить внимание на то, что жители гор Афганистана - калаши, которых считают наследниками "древнейшей до-ведической идеологии первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте", во время праздника "chaumos" (аналога русской Масленицы) пекут три лепешки, предназначенные для душ умерших. И здесь стоит вспомнить текст Махабхараты, рассказывающий древний миф о том, как появилась жертва предкам и почему предки называются "пинда", то есть лепешки. Этот миф гласит, что когда "земля, опоясанная океаном, некогда исчезла", то Творец поднял ее, приняв образ вепря-кабана. (Вспомним, что один из христианских святых, заменивших древнего бога Велеса-Трояна, носил имя Василий и был покровителем свиноводства). Итак, подняв первоматерию из глубин космического океана, Творец увидел, что к его клыкам прилипли три кома земли. Из них он слепил три лепешки и произнес следующие слова:

"Я творец мира, себя воздвиг, чтобы произвести предков.
Раздумывая о высшем законе обряда жертвы, предкам,
Достав землю, я со своих клыков на южную сторону сбросил эти лепешки,
Из них возникли предки.
Эти три лепешки безвидны, пусть будут безвидны и вечные предки, созданные мною в мире.
Как отца, деда и прадеда пусть меня знают,
Пребывающего здесь, в трех лепешках. Певец, таков его устав, что предки познаются как лепешки.
И по слову Творца постоянно получают поклонение".

6. Поминание усопших родителей. Приготовление ритуальной пищи — блинов непосредственно связано с поминовением усопших родителей. Еще П.В. Шейн в XIX веке подчеркивал, что крестьяне считают "будто надежным способом связи с иным миром является обычай печь блины". Это обязательная еда похорон, поминок, свадеб, святок и Масленицы, то есть дней, в той или иной мере связанных с отправлением культа предков. В.К. Соколова отмечает, что: "В первой половине XIX века обычай отдавать первый блин покойным родителям или поминать их блинами, видимо, бытовал широко". Вероятно, здесь перед нами отголосок древнего мифа, приведенного выше, согласно которому первые предки возникли из трех комов земли, превращенных Творцом в лепешки. Таким образом, первый блин, судя по всему, является символом кома земли и прадеда, то есть Творца или Деда Мороза.

Поэтому ритуальное кормление блинами — прерогатива Деда Мороза и дней, связанных с его обрядовым почитанием. Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX — начала XX вв. некоторые архаические элементы поведения ряженых сохранялись в домашних обрядах. Уже отмечалось ранее, что ряженые "колдуны" могли ездить голыми на палке, метле, кочерге. Но на порубежье веков в Тотемском уезде существовал обычай, при котором нагие женщины до восхода солнца три раза объезжали дом на клюке (чтобы выжить клопов и тараканов). А в Череповецком уезде каждый хозяин дома обязан был "объехать утром избу на помеле, чтобы никто не видел, и в доме целый год будет всякого добра".

Будучи праздником, связанным с культом предков, подателей плодородия, Масленица в древности длилась не 8 дней, а 14, то есть знаменовала собой день предков (сутки предков — 28 дней или лунный месяц), которые возвращались в мир живых для помощи потомкам. О том, что Масленица длилась 14 дней свидетельствует сообщение одного из иностранцев, посетивших Россию в 1698 году. Он писал, что "Масленица напоминает мне Италианский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется". Приходя в мир живых всего лишь на день из своего мира, "родители", во главе с Трояном, не только увеличивают животворящую силу Земли, но и обретают новые силы сами. Ведь блины, овсяный кисель, мед, крашеные яйца, молоко, творог, каши — это пища не только живых, но и пришедших к ним в гости на Масленицу предков. Вкушая ритуальную трапезу, Дед Мороз превращается из владыки холода и ночи во Владыку весны и утра года — Трояна. Ему еще предстоит показать вновь все три своих лика: юность — весну — созидание; лето — зрелость — сохранение; зиму — старость — разрушение, а значит и возможность нового созидания.

Исходя из вышеизложенного, все мероприятия Масленицы не должны выходить за рамки традиции, это:
Ритуальные вечерние или ночные костры из соломы на возвышенностях, полях или шестах (возможны костры в виде "сегнерова колеса");
Качание на русских качелях, перекидных досках, кулачные бои;
Катание на лошадях верхом и в санях;
Катание с ледяных гор на донцах прялок, на прялках, в корзинах, на деревянных плашках, качание на русских качелях;
Угощение: блинами, овсяным киселем, пивом, медом, творогом, молоком, кашами (овсяной, ячменной, пшеничной);
Ритуальные обходы ряженых.

Персонажи ряженья Масленицы:

Предки — "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".

Ряженые "пекли блины", "сбивали масло", "молотили горох", "мололи муку", "меряли солому". Они "женили молодых", "отпевали покойника". "Деды" сажали девок на колени к парням, "женили их". Тех девок, которые не подчинялись им, "деды" били вениками, заставляли целоваться с собой. Всех обливали водой.

Таков этот древний праздник Масленица.

По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.

Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые.

Масляница — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.

В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели, их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем двором. А по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.

А когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поражавших своей ценой и редкостной красотой.

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощености, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».

Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.

Вторник — заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.

Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.

Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Масленица. Обращаясь к этому очень любимому народному празднику, нельзя не отметить одно очень странное, на первый взгляд, обстоятельство - ведь исконное название этого праздника большинству из нас совсем неизвестно. "Масленица". "Щедрая Масленица". "Жирная Масленица". И так далее. Но во всех этих названиях всего лишь констатация наличия обрядовой еды - блинов и масла. И не более?

В древнейшей традиции наших предков самые важные календарные точки года: зимнее (22 декабря) и летнее (22 июня) солнцестояния, весеннее (22 марта) и осеннее (22 сентября) равноденствия объединялись в символический «Крест года». Этот вывод подтверждают данные «Влесовой книги», где говорится о четырёх самых главных праздниках года: Коляде, Яро, Красной Горе и Овсени (Малом и Великом).

Коляда, безусловно, наши Зимние Святки с обрядовыми песнями - «колядками» и исполняющими их ряжеными - «колядками», «колядовщиками». Сам термин «Коляда» («колодающая», т.е. дающая круг» непосредственно связан с завершением круга божественных суток, когда на смену Ночи Богов, кончающейся в ночь с 21 на 22 декабря, приходит Новый День Богов, начинающийся с 22 декабря. Весь период Зимних Святок (19 декабря - 19 января) посвящен поклонению Божественному Свету - Творцу Вселенной, которого наши предки называли Законом Непреложным или Дедом. В течение этого месяца в мир людей возвращались те, кто сумел обрести световое тело («святье»), т.е. приобщившиеся к Абсолютной Истине Космического Закона. Таким образом, Зимние Святки - период поклонения Мудрости Творца, подведения итогов годового круга и встречи нового Коло-Солнца.

Яро или Ярилин день (Купало) - 22 июня - летнее солнцестояние и начало Ночи Богов. О нем нам еще предстоит говорить. Отметим только, что это праздник молодежи, тех, кому предстояло найти себе пару и пройти испытание Божественным Огнем на право вступить с избранником или избранницей в брак. А, вступив в брак, выполнять космический закон реинкарнации, давая жизнь новым людям - детям.

Следующий по значимости праздник в перечне «Влесовой Книги» - Красная Гора, а за ней Овсень (Авсень, Усень, Таусень), т.е. праздник осеннего равноденствия. Но здесь мы останавливаемся перед парадоксом - сегодняшняя Красная Гора никакого отношения к весеннему равноденствию не имеет. Праздник, приближенный к этой календарной дате - 22 марта у нас вообще отсутствует. Однако известно из исторических источников, что раньше такой обрядовый цикл как Масленица (или Масляница) длился не неделю, а целый лунный месяц, начинаясь с 21 февраля и завершаясь в ночь с 21 на 22 марта. Красная Гора сегодня - это праздник Пасхального сорокадневья. В большинстве случаев Красной Горой называют или Фомино воскресенье (следующее после Пасхи), или первые три дня Фоминой недели (включая воскресенье), или всю Фомину неделю. Этнограф И.П.Сахаров писал в 1848 г., что «Красная гора на Руси составляет первый весенний праздник. Великорусы здесь встречают весну, венчают суженых, разыгрывают хороводы».

Обращаясь к Масленице, мы можем отметить странное обстоятельство, что древнее название этого праздника нам до недавнего времени было неизвестно. «Щедрая Масленица, жирная Масленица» и т.д. всего лишь констатировала наличие обрядовой еды - блинов и масла. И не более. «Влесова Книга» все поставила на свои места. И сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что древняя священная Красная Гора и наша Масленица - одно и то же. Об этом свидетельствует то, что именно на Масляной неделе молодожены ездили к «теще на блины». Теща же в архаической традиции это не только мать жены, но и самая старшая женщина в доме. В обрядовой игровой песне (Вологодская область) говорится о дубе, на котором «сидит сова, она моя теща, коней пасла». Археолог Е.В.Кузьмина отмечает, что «конь играл большую роль в культе богини - матери». В индоевропейской традиции был широко распространен образ богини - хозяйки коней. «Ее представляли стоящей между двумя всадниками», олицетворявшими противоположные стихии - жизнь и смерть, над которыми властна Богиня - Мать. Иногда вместо всадников изображались просто два коня - черный и белый. Заметим, что одним из важнейших и красочных обрядов Масленицы был обряд катания по округе на лошадях верхом и в санях.

Стоит вспомнить, что в древнегреческой традиции, в самой архаической ее части Зевс (Дьяус) - глава пантеона богов олицетворялся в образе дуба у воды (Зевс Додонский). А его дочь, воплощение мудрости и сакрального знания Афина, выходила из головы Зевса и звалась Совоокой, так как ее зооморфным воплощением была сова. Образ совы в вологодской обрядовой песне гораздо архаичнее древнегреческого, так как здесь она не дева - воительница, а праматерь - теща. Отметим, что сова - ночная птица, связанная с древнейшим лунным культом, а Праматерь - та, кто воплощает божественную мысль в проявленном мире. На Русском Севере в археологических памятниках мезолита (10-7 тыс.до н.э.) часто встречаются фигурки женщин, выполненные из камня и кости, завершающиеся Совиной головой.

И, наконец, в обрядовом тексте, связанном с приготовлением к свадьбе, невеста - сирота обращается к своей умершей матери, называя ее «Моя Красная КрасиГора».

Масленица не только праздничный цикл, связанный с культом Праматери - Красной Горы, это и праздник прославления молодоженов, вступивших в брак в прошедшем году. Именно для них прежде всего строились ледяные горы, с которых каждая молодая пара после троекратного поцелуя должна была съехать вниз.

Таким образом, Масленица - Красная Гора «Влесовой книги» - обрядовый цикл, посвященный культу Праматери - материнского начала Вселенной, а также тем, кто служит проявлению этого начала на Земле - молодым супружеским парам.

Из года в год мы наблюдаем одну и ту же картину: как на городских, так и на традиционных Масленицах при расправе с чучелом звучат одни и те же слова о «сжигании» Зимы. Такое объяснение вполне закономерно на цивильных мероприятиях, стремящихся сгладить «острые углы» языческого праздника, для родноверов же игнорирование сути обряда считаю недопустимым.

Бессмысленно сжигать Зиму или её символ, так как она неистребима. Её можно поторопить с уходом, прогнать, но она вернётся в своё время, нравиться вам это или нет. Вспоминать о погибающем и возрождающемся божестве в ситуации с Зимой нелепо, так как мифы такого типа относятся к Богам плодородия, к каковым Зима не принадлежит. В некоторых местах остатки сожжённого чучела разбрасывали на полях. Это выглядит очень странно, если стоять на позиции сожжении Зимы.

Современные родноверы называют чучело Зимы «Марой», «Мореной», и на этом основании декларируют его связь с Зимой. И действительно, к Маре относятся холод, темнота, смерть, белый цвет и т.д. Однако в славянских традициях чучела, сжигаемые на весенние равноденствие назывались по разному, мало того, они могли быть и мужского пола!

Как нам быть с белорусским масленичным Дедом, может быть, это - Мороз? Тогда почему его изображали с ярко выраженными половыми признаками (морковь и бураки), такими же, как у Ярилы. Ясно, что к морозу и зиме персонаж с такими «причиндалами» отношения не имеет, он имеет отношение к плодородию. Этот Дед называется в Белоруссии по-разному. В одном из сёл - «Сидором». Собиратели фольклора догадались спросить у старожилов, почему именно Сидор? И получили ответ: «Жил в нашем селе очень уважаемый дед долгожитель, а когда он помер, его именем стали называть сжигаемое чучело» (Т. Кухаронок. «Гульни, забавы, игрища». Минск. На белорусском языке). Мы видим, что здесь сжигание чучела - символические похороны уважаемого земляка по древнему обряду кремации.

Возьмём другой пример. В западнославянской песне, сопровождающей сжигание купальского чучела, говориться:

Морена, Морена, за кого умрела?
…за старого дедка, чьи зубы редки.

Сжигание чучел в моменты Солнечных фаз - есть отправка «посланцев» к Богам с нашими пожеланиями, в частности, с просьбой о скорейшем завершении Зимы. Это не есть имитация человеческих жертвоприношений, но память о торжественной кремации наиболее уважаемых членов рода.

Спрашивается, откуда в древние времена бралось столько покойников именно в период солнечных фаз, ведь костры палили в каждом селе? Существует письменное свидетельство, что у племени пруссов знатные покойники что называется «ждали» своего часа, то есть не сжигались сразу после смерти, а хранились в специальных местах до ближайшей Солнечной фазы. То же мы можем предположить и у восточных славян. Напомню, что масленичные блины не только «символ Солнца», но и основная поминальная еда.

Зиму же на Масленицу прогоняли следующим способом. Делали большую Снежную Бабу и расстреливали её снежками. Так же большую магическую роль в этом деле играл обряд «гуканья Весны».

Разумеется, сведения о таких вещах в настоящее время по известным причинам не афишируется, хотя они и не закрыты для любопытствующих.

Кому как не нам, интересоваться такими вещами?

Такой праздник, как Масленица, знают все, когда во всех семьях пекут и едят блины. Но не все знают, откуда взялся этот праздник, как его отмечали в стародавние времена и каковы его обычаи. Празднуется он в то время, когда зима сдает свои позиции и уступает место весне. Чтобы весна пришла быстрее, славяне, пекли блины — олицетворение солнца, устраивали гулянья с песнями, плясками, веселыми играми, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали. Возник он в то время, когда люди были язычниками и на Руси еще не было Христианства, но не смотря на это, Масленицу празднуют до сих пор.





Масленица в России число

Точной даты, когда праздновать масленицу, нет. В современном христианстве, до наступления Великого Поста, в последнюю неделю и празднуется Масленица. Пасха наступает через семь недель после Масленицы. В Христианстве, такая неделя, называется сыропустная. Согласно церковным канонам, в эту неделю, необходимо от мяса отказаться, а есть только молочные продукты и рыбу. Это делается для того, чтобы каждый человек, готовился к Великому Посту. Так как, у Пасхи, в церковном календаре, нет постоянной даты, время праздника каждый год разное. Например, в 2016 году, Пасху отмечали 1 мая, а масленицу с 7 по 13 марта. В 2017 — 17 апреля, масленица — с 20 по 26 февраля. В 2018 — 8 апреля, масленица — с 12 по 18 февраля. А в 2019 году Пасха приходится на 28 апреля, масленица — с 4 по 10 марта.

Как празднуют Масленицу в России

Даже в наше время, Масленицу отмечают с большим размахом. Блины — символ праздника, которые пекут в каждой семье. Блинов, обычно, пекут много, чтобы и самим поесть и угостить других. Есть блины в эту неделю нужно в больших количествах. Существует предание, что от количества съеденных блинов зависит скорый приход весны. В масленицу на улицах городов устраиваются ярмарки, где пекут и продают блины. Блины принято есть с маслом и с различными начинками кроме мяса. Народ наряжается в маскарадные костюмы и принимает участие в уличных забавах.

  • Снежные мишени — нужно попасть снежками в цель, которую устанавливают на заборе или опорах.
  • Столб, облитый водой и заледенелый. На самый верх вешается приз. Нужно долезть до самого верха и достать приз.
  • Снежный лабиринт. Накануне масленицы из снега строятся стенки по кругу или квадрату, в виде лабиринта. Кто найдет выход, тот и выиграл.
  • Перетягивание каната — берется толстая длинная веревка, по оба конца веревки встают несколько человек. Каждая сторона тянет веревку на себя. Кто перетянет, тот выиграл.
  • Снежная крепость. В преддверии масленицы, из снега строится крепость. Участвуют две команды. Одна нападает, другая защищается.
  • Кидание валенка. Суть игры заключается в том, чтобы валенок бросить как можно дальше.
  • Жмурки — одному из участников завязывают глаза. Место игры ограничивается кругом, за который нельзя выходить. Участник с завязанными глазами, старается поймать других играющих в пределах круга. Остальные должны бегать и подавать звуки или хлопать в ладоши.
  • Хождение на ходулях — нужно пройти определенное расстояние, наступая в нарисованные кружки.
  • Бои — стенка на стенку и кулачные. В боях принимают участие мужчины. Если кто-то, в процессе боев падает, по правилам игры, бить его нельзя. Запрещены удары в голову и в жизненно-важные места.
  • Петухи — принимают участие два человека, каждый стоит на одной ноге. Задача — сбить соперника.

Во время праздника нельзя грустить и скучать. На улицах устраиваются кукольные представления с участием Петрушки, который смешит народ. Все жители в маскарадных одеждах. Женщины одевают русские платки. Молодожены должны всячески показывать свою любовь друг к другу, приветствуются поцелуи на людях. Многие повторяют испытание, которое принято на Крещение — купаются в ледяной проруби. Всю масленичную неделю народ катается с горок ледяных, на санях, запряженных лошадьми, распевают песни, водят хороводы и призывает весну быстрей прийти.

Весна-красна, приходи скорей. Принеси нам тепло. Растопи снежок. Солнце пусть ярче светит Радость нам принеси, а зима уйдет.

Считается, что того, кто в это время не принимает участие в празднествах, ждут неприятности и несчастья. А активное участие, поедание блинов, застолья — сулят процветание и хороший урожай. Богатые угощениями столы, на которых обязательно должно быть много блинов — основная идея масленицы. Есть блинов обязательно «на каждом углу», столько сколько влезет.

Каждый день недели несет в себе определенный смысл.

  • Понедельник — встреча масленицы. Начинается выпечка блинов, самые первые отдают бедным. Изготавливают Чучело-Масленицу, в основном, из соломы и наряжают его в женскую старую одежду. Затем устанавливают в центре гуляний. Иногда его проносят по всем улицам.

  • Вторник — заигрыш. Пора начинать гуляния. И стар и млад веселятся и радуются, распевают песни, ходят хороводом вокруг чучела. Лошадей запрягают в повозки, на которых все с удовольствием катаются. На санках-ледянках съезжают с горок. На улицах появляются ряженые, ходят по домам и устраивают представления.

  • Среда — лакомка. Обильно накрываются столы, приглашают гостей и сами ходят в гости. Теща (мать жены), готовится к встрече зятя, печет для него блины. Если зять не захочет придти в гости к теще, это считается неуважением. На улицах появляются торговцы, которые тут же пекут блины. Проголодавшись, можно съесть блинчик и выпить горячего чаю. Т

  • Четверг — начинается разгул. Середина праздника, когда начинаются основные игры и забавы. Всеобщее веселье, хороводы, песни, пляски, театральные представления — все это можно увидеть на улицах городов и деревень и по сей день.

  • Пятница — прозвана тещиными вечерами. Пары, которые недавно поженились, разъезжают нарядные на санях и посещают всех гостей, которые гуляли у них на свадьбе. Настало время зятю пригласить свою тещу поесть блинов. Зять с радостью готовится встретить тещу.

  • Суббота — золовкины посиделки. Жены-молодки должны накрыть на стол,и напечь блинов. Золовки (золовка — сестра мужа) приходят в гости к невестке и устраивается застолье с поеданием блинов. Так же в гости приходили многочисленные родственники «на блины».

  • Воскресенье — проводы. Еще этот день называется — прощенным воскресеньем. В этот раз, в гости идут, чтобы попросить прощения. Принято друг друга простить, после чего расцеловаться.

Сжигание на костре чучела, вместе со старыми вещами, происходит в последний день празднования. На этом праздник заканчивается.

Видео Масленица в России

Традиции Масленицы в России для детей кратко

Название праздника «Масленица», происходит от слова «масло», так как в этот праздник можно кушать масло и другие молочные продукты, а мясо есть нельзя. Масленицу празднуют перед Великим Постом, наедаются впрок.

Что такое пост? В этот период, верующие люди, едят только растительную пищу, а от мясных и молочных продуктов воздерживаются. Считается, что это полезно для здоровья.

Масленицу празднуют в то время, когда зима заканчивается, а весна еще не вступила в свои права. Чтобы позвать весну скорее прийти, выпекают блины, напоминающие солнышко. Блины кушают сами и угощают родных и друзей. Масленица длится неделю — 7 дней, в течении которых, веселится и гуляет весь народ. Все катаются с гор, устраивают игры и забавы. Из соломы делают чучело, которое символизирует Масленицу. Затем на чучело одевают одежду, в основном, старую. Вокруг чучела устраивают пляски и танцы, водят хороводы. Празднование заканчивается сжиганием чучела. По окончании масленичной недели, все просят друг у друга прощения.

Зачем сжигают чучело на Масленицу


Сжигание соломенного чучела, носит символический характер. С древних времен считалось, что с сжиганием символа зимы, уходят все напасти и печали. Через гибель приходит возрождение всего нового и хорошего. Вместе с чучелом, сжигали старые не нужные вещи. Пепел разбрасывали на поля, чтобы грядущий урожай был богатым.

Фото картина Кустодиева Масленица

Русский художник, Кустодиев, не один раз обращался в своем творчестве, к теме Масленицы. Известны его картины, написанные в разные годы.


План сочинения по картине Кустодиева Масленица

  1. Введение. Великий русский художник Б.М.Кустодиев. (Небольшое описание жизни художника, в тот период, когда писалась картина).
  2. Изображение природы в картине «Масленица» (Описание заснеженного города, колорит последних дней зимы).
  3. Атмосфера праздника. (Фигуры людей, на переднем плане, на заднем плане. Их настроение)
  4. Чувства и эмоции, вызванные изображенным на картине.

5 класс сочинение описание по картине Кустодиева Масленица

Один из известных русских художников, Б.М.Кустодиев, родился в 1878 году, в Российской империи. Картины, которые он писал в течение своей жизни — это портреты людей. Картина «Масленица» — является воплощением его мечты, совместить на одном полотне изображение природы, городского колорита и фигур людей. Не смотря на то, что на картине изображен праздник, сам художник, в этот период своей жизни, был прикован к инвалидному креслу.

Картина посвящена веселому славянскому празднику — масленице, которая празднуется перед Великим Постом. Смотря на картину, мы понимаем, что зима сдает свои позиции. Не смотря на то, что все вокруг в снегу, изображение облаков, пробивающиеся солнечные лучи, стаи птиц на голубом небе — все это говорит о том, что скоро придет весна.

Центральное место в картине занимают расписные сани, запряженные тройкой лошадей, которыми лихо управляет кучер. В санях едут знатные господа, спешат к кому-то в гости или просто катаются, радуясь солнечному дню. Упряжки лошадей видны с разных сторон. Преодолевая снежные сугробы, мчится в других санях, народ попроще. На втором плане — ребятня катается с горы, внизу виден шатер и собравшийся народ. Вдали видна панорама города с его церквями и храмами. Золотые купола припорошены снегом.

Ощущение праздника и веселья вызывает изображение на картине. Так и слышится звон бубенцов, смех и говор простого люда, Глядя на картину, хочется принять участие в этом веселом празднике.

Доклад на тему Масленица 6 класс

Масленица — это праздник, который широко отмечался язычниками. Возник он давно, когда Христианство славянскими народами не было принято. Не смотря на давность зарождения праздника, его традиции и обычаи сохранились до сих пор. Суть праздника заключается в проводах зимы и призыву весне побыстрее прийти. Такое название, праздник получил потому, что в масленичную неделю можно есть масло и молочные продукты. Символ Масленицы — блины, румяные и аппетитные, которые пекутся и поедаются в больших количествах. Так же в это время, принято гулять и веселиться. Длится Масленица целую неделю, перед Великим Постом, за семь недель до Пасхи. В каждый день недели, нужно выполнять то, что прописано обычаями.

  • Понедельник — встреча. Выпевают блины и изготавливают чучело, которое олицетворяет Масленицу. На чучело одевают женскую одежду и ставят на улицу, где будет проходить праздник. Вокруг чучела Масленицы, проходят основные гуляния, водят хороводы, поют песни.
  • Вторник — заигрыш, гуляния начинаются. Никто не должен сидеть дома и грустить. Народ выходит на улицы и веселится.
  • Среда — лакомка. Праздник в самом разгаре, принято есть блины и угощать других. В среду зять идет в гости к теще поесть блинов, а теща готовится к встрече с зятем.
  • Четверг — разгул. Весь народ принимает участие во всевозможных развлечениях -, перетягивание каната, хождение на ходулях, метание снежков в мишень и самое веселое — катание с ледяных гор. Среди мужчин популярны кулачные бои и бои «стенка на стенку»
  • Пятница — зять накрывает стол у себя дома и приглашает тещу поесть блинов.
  • Суббота — золовкины посиделки. Жена-молодуха приглашает в гости золовок и угощает их блинами.
  • Воскресенье — прощенное. Все просят друг у друга прощения и сами прощают другим свои обиды.

В конце праздника чучело Масленицы сжигают. Одновременно, в костер, принято бросать старые вещи, чтобы все плохое, что было ушло, сгорело, а новая, хорошая жизнь, возродилась.

Масленица - излюбленный народный праздник. Традиции и обычаи масленичной недели пришли к нам из глубокой древности и по сей день остаются неизменными. Последняя неделя перед Великим постом - время гуляний и веселья, сытных дней перед длительным воздержанием.

Народные традиции и обычаи сопутствуют многим праздникам, но Масленица — особое время, много значившее для наших предков. Это переломный период, когда зима встречается с весной. Наступление долгожданных погожих деньков и проводы надоевшей зимней стужи — одна из ключевых традиций.

Время перед Великим Постом названо Мясопустной неделей или Сырной Седмицей. Это период, когда на столах православных христиан отсутствуют мясные продукты, но изобилуют продукты сырные, блины и прочая вкусная снедь. Также масленичная неделя предшествует длительному духовному и физическому воздержанию от земных соблазнов, поэтому люди широко отмечали Масленицу и старались нагуляться и наесться впрок.

Народные традиции и обычаи на Масленицу

Одним из самых захватывающих и зрелищных действий, пожалуй, можно назвать сжигание чучела зимы. Соломенную фигуру, символизировавшую уходящие холода, наряжали в старую одежду. Сжигание чучела напоминало о скором потеплении, а также давало возможность избавиться от негатива в домах . В костер кидали ненужные поломанные вещи и старую утварь. Повсеместно люди зажигали костры, которые своим теплом топили остатки снега.

Блины — атрибут, без которого не было бы Масленицы. Они символизируют жаркое яркое Солнце, призывая его поскорее обрести полную силу. У каждой хозяйки был свой секретный рецепт масленичных блинов , который бережно хранился в семье и передавался из поколения в поколение. Блинами угощали всех, зная, что щедрость и приветливость дарует счастье в жизни и приумножает богатство и благополучие семьи. Мучные изделия свято чтились на Руси, а в дохристианскую эпоху были одним из способов уважить бога Перуна.

Праздничные гуляния на улице давали людям возможность объединиться и весело провести время, ведь совсем скоро наступала весенняя страда — пора, когда начинались посевные и земледельческие работы. Также во время гуляний старшее поколение договаривалось о скорых свадьбах, женихи присматривали невест, а девушки тайком гадали на суженого . Народные поверья гласят, что тот, кто не веселится в масленичную неделю, будет жить в беде и горе.

Каждый день Масленицы носит свое название . Люди чтили традиции и старались выполнить все, что надлежало, в эти дни. Тещи приглашали зятьев, они, в свою очередь посылали ответные приглашения. Молодые жены одаривали подарками золовок и всячески старались показать свое расположение родственникам мужа. Гуляния на улице сопровождались шуточными кулачными боями, игрой «стенка на стенку», демонстрации ловкости, катанием с гор на санях, а также в подводах с лошадьми под веселые песни и частушки. Традиционной была и забава лазания по гладкому столбу за призами. Родственники обходили каждый дом и одаривали друг друга небольшими сувенирами и подарками.

Детям взрослые мастерили деревянные и глиняные свистелки. Веселой гурьбой малыши бегали по улицам и свистели, подражая птичьим трелям. Эта традиция также относится к призыву весеннего пробуждения земли. Дети постарше ходили и колядовали с веселыми песнями, выпрашивая вкусное угощение. Взрослые отвечали им низкими поклонами, давали сладости и просили передать родителям пожелания здравия и счастья.

Последний день гуляний назван Прощеным воскресеньем. Люди ходили в гости друг к другу, просили прощения за все намеренно или невольно причиненные обиды. Дети кланялись в ноги родителям, прося извинить их, а родители, в свою очередь, отправлялись на кладбище, чтобы отдать дань уважения своим предкам. На могилах тоже оставляли блины и просили усопших родственников о помощи и защите всего рода для его процветания.

Еще одной интересной традицией было катание молодоженов на санях. Пары объезжали всех, кто был на их свадьбе, говорили слова благодарности за счастливый брак. Считалось что энергетика любви также заряжает землю плодородием, и радует хорошими всходами и богатым урожаем. Устраивали и всеобщий день поцелуев, когда молодых заставляли целоваться у всех на глазах. В этот день парни могли заходить в дома и целовать понравившихся девушек.

Наши предки свято чтили традиции. Почитание своих корней являлось залогом успеха и процветания семей. Сейчас масленичная неделя все так же заявляет о незыблемости традиций . Несмотря на языческие корни, она органично вошла в нашу жизнь. Желаем вам веселой Масленицы и счастья в личной жизни. Пусть удача не покидает вас, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.02.2017 04:03

Масленица - это последняя подготовительная неделя перед Великим постом. У этого праздника есть языческие корни, ...