День хороших манер в детском саду старшая. «День хороших манер и поступков». Занятие для детей старшего дошкольного возраста по реализации ОО «Социализация. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь

21.03.2019

Комитет по образованию администрации г. Мурманска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия № 5

Внеклассное мероприятие по теме «Этикет»

«В Королевстве хороших манер»

Степанова Елена Анатольевна,

педагог-организатор

МБОУ г. Мурманска

гимназии № 5

«В королевстве хороших манер»

Сценарий

Цель мероприятия: повышение уровня общей культуры воспитанников, воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, развитие духа здорового соперничества.

Форма: конкурс-игра

Подготовка: организация команд, оформление кабинета пословицами и афоризмами об этикете .

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Действующие лица: Королева, Первая фрейлина, Вторая фрейлина, церемониймейстер (ведущий)

Элементы костюмов: Королевская корона, мантия

Церемониймейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам провести некоторое время в месте, которого нет ни на одной географической карте. Называется оно Королевством хороших манер. На его территории живут удивительные люди. Они добры, приветливы, образованны и очень хорошо воспитаны. Все граждане этого королевства с детских лет изучают хорошие манеры и придворный этикет. Моя должность при королевском дворе называется церемониймейстер, я слежу за строжайшим соблюдением всех дворцовых ритуалов. Хочу предложить вам возможность узнать что-то новое, проверить свои знания хороших манер и принять участие в королевском турнире по правилам этикета. Высокий королевский суд будет оценивать ваши ответы. Прошу всех встать и склонить головы, приветствуя главного судью – властительницу Королевства хороших манер.

Звучит фонограмма.

Входит Королева.

Церемониймейстер: А теперь попрошу аплодисментами поприветствовать фрейлин королевского двора.

Входят фрейлины и занимают свои места.

Церемониймейстер: Ваше королевское высочество, позвольте мне приступить к своим обязанностям.

Королева: Повелеваю, приступайте!

1. Конкурс «Дурные манеры»

Церемониймейстер: У древнегреческого философа Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.» Как вы думаете, что считается в обществе дурными манерами? Предлагаю командам составить так называемый список дурных манер. Чей список окажется длиннее, тот и победит!

Грызть ногти;

Громко разговаривать;

Неряшливо одеваться;

Громко хлопать дверью;

Ковырять пальцем в зубах, носу;

Сквернословить и т.п.

2. Конкурс «Ежели вы вежливы»

Церемониймейстер: Рассмотрим такую ситуацию: Мальчик кричит прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Услышав ответ, он спешит домой. Обращаясь с вопросом к прохожему, он допустил 4 ошибки. Какие? Напишите, пожалуйста.

1) в обращении не было слова «пожалуйста»;

2) правильно будет «который час»;

3) нужно поблагодарить, сказав «спасибо»

4) не кричать

3. Конкурс «Словарь вежливых жестов»

Церемониймейстер: В разговоре нам помогают не только слова, но и жесты. Я имею в виду не размахивание руками, а определенные, известные всем движения рук, головы. Предлагаю участникам конкурса показать жестами некоторые вежливые слова.

- «здравствуйте» - рукопожатие;

- «пока, прощай» - машет рукой;

- «спасибо» - кивок головы;

- «извините» - рука на сердце;

- «садитесь, пожалуйста» - показать рукой на место;

- «вы не правы» - покачать головой

4. Конкурс «Круговорот приветствий»

Церемониймейстер: Смею заметить, что одним из самых древних жестов человечества является приветствие. В разных уголках земного шара люди по-разному приветствуют друг друга.

Демонстрируется презентация «Приветствие в разных странах»

Церемониймейстер: Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

1 вариант

Церемониймейстер: Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. Участникам турнира предлагается ответить на вопросы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

2 вариант

Церемониймейстер: Кроме жестов для приветствия можно использовать различные слова и выражения. В этом конкурсе мы узнаем, в какой команде участники знают больше приветственных слов. Начинаем по очереди, по одному слову от каждой команды. И так далее, пока кто-нибудь не остановится.

5. Конкурс «Вставь словечко»

Церемониймейстер: Команды получают карточки, на которых написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета:
Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...».
Миша уходил от друга и сказал ему: «...» - а его родителям:«...».
Когда Катя узнала, что подругу Ксюшу положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...».
В школьной столовой Саша нечаянно толкнул Дашу и произнес:«...».
После еды сын сказал маме:«...».

6. Конкурс «Встречают по одежке…»

Церемониймейстер: Как церемониймейстер, я с уверенностью могу утверждать, что знание этикета позволяет человеку выглядеть уместно на королевском приеме, дипломатической встрече, в театре и т.д. Вот как представляет себе этикет Кролик из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» .

Пропали перчатки,

И веер пропал!

Ну, как же теперь

Мне явиться на бал?!

Ведь я не могу нарушать этикет!!!

Все скажут, что кролик разут и раздет

Уверена, что и к внешнему виду ученика есть определенные требования. В этом конкурсе мы проверим, знают ли их наши участники. Команды получают рисунки с изображением современных школьников, задача следующая - найти ошибки в этих рисунках.

7. Конкурс «Нужные слова»

Церемониймейстер: Этот конкурс – упражнение для тех, кто еще сомневается в пользе вежливых слов. Представьте себе такую картину в школьной столовой. Некая ученица кричит своему однокласснику: « Эй, ты там!... Передай-ка мне компот!...Шевелись быстрее!... Наконец-то!» Предлагаю командам вспомнить нужные вежливые слова и исправить грубость девочки.

Например: «Витя, извини! Передай мне, пожалуйста, компот. Спасибо!»

8. Конкурс «Рассуждения»

Церемониймейстер: Послушайте, пожалуйста, такую историю: «Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело». Права ли девочка? Что вы думаете по этому поводу? Чем объясните свой ответ? Напишите, пожалуйста, свои рассуждения.

9. Подведение итогов.

Церемониймейстер: Все конкурсные задания исчерпаны. Сейчас я предоставляю слово главному судье. Ваше королевское Высочество, соблаговолите оценить ответы наших конкурсантов.

Выступает Королева, комментирует ответы команд и объявляет результаты конкурсов.

10. Награждение победителей.

Церемониймейстер: На прощание хочу сказать: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть! До свидания! До новых встреч в Королевстве хороших манер!

Приложение

Таблица подведения итогов

п/п

Название конкурса

Критерии оценки

1 команда

2 команда

3 команда

Дурные манеры

1 балл за ответ

Ежели вы вежливы

до 4 баллов

Словарь вежливых жестов

до 3 баллов

Круговорот приветствий

до 2 баллов или 1 балл за ответ

Вставь словечко

до 5 баллов

Встречают по одежке…

до 5 баллов

Нужные слова

до 5 баллов

Рассуждения

до 5 баллов

Итого:

Странности этикета [ 8 ]

За нарушение придворного этикета полагалось наказание.
Порой, доходило до абсурда.
Так присниться принцессе считалось неслыханной дерзостью при марокканском дворе. За это могли высечь кнутом или даже отправить на плаху.

Обед при Эдуарде VI
Однажды Франсуа де Вьевиль - будущий маршал Франции, был приглашён на обед к английскому королю Эдуарду VI.
В своих мемуарах де Вьевиль с удивлением описывал увиденное:
"На обеде прислуживали рыцари ордена Подвязки. Они вносили блюда и, приблизившись к столу, опускались на колена.
Блюда у них принимал главный гофмейстер и обслуживал короля, тоже стоя на коленах.
Мы, французы, находили весьма странным, что рыцари, происходящие из самых именитых родов Англии, отличные мужи и военачальники, стоят на коленях, ведь у нас даже прислуживающие пажи склоняют колени только в дверях, входя в зал".

Чарльз II и граф де Гиш
Такой диковинный этикет с коленопреклонениями во время обеденной церемонии сохранялся в Англии ещё и во времена Чарльза II.
На одном из таких обедов присутствовал Антуан де Грамон, граф де Гиш, и король решил похвастаться:
"Не правда ли, там, дома, Вы подобного не видели? Французского короля ведь не обслуживают, стоя на коленях?"
У де Грамона оказался острый язык:
"Я полагал, что эти господа стоят на коленях, чтобы испросить прощения за многие плохие блюда, поданные Твоему величеству".

Российский этикет

О европейском этикете в России узнали при Петре I.
Царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: "в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…".
Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол.
"Нельзя быть краше императрицы"
Это правило этикета при дворе Елизаветы нарушила фрейлина Лопухина, за что поплатилась… прической.
Императрица прямо на балу отрезала ей клок волос.
Но фрейлина еще легко отделалась. Часто немилость императрицы полностью исключала человека из светской жизни.
Очень строгий и временами абсурдный этикет сложился при дворе испанских королей.
Вот несколько примеров.

Лошадь Марии-Луизы
Известно, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля.
Однажды королева Мария-Луиза, жена Карла II, прогуливалась верхом, лошадь внезапно понесла, королева вывалилась из седла и её нога запуталась в стременах.
Королеве грозила верная смерть, но два молодых офицера, презрев этикет, остановили лошадь, подхватили королеву и высвободили её ногу.
Не дожидаясь благодарности, офицеры пустили своих коней в галоп и поспешили покинуть королевский двор.
Говорили, что им даже пришлось укрыться за границами Испанского королевства – ведь молодым людям грозила смертная казнь за то, что они посмели прикоснуться к телу королевы.

Как быть королеве?
Тяжёлая жизнь была у испанских королев.
Если бы королева упала во время прогулки или во время торжественной церемонии, то ей пришлось бы подниматься самой или дожидаться, пока не подоспеют некоторые придворные дамы, которым дозволено прикасаться к королеве.

Ожоги короля

Не лучше положение было и у испанских королей.
Рассказывают, что когда однажды Филипп III грелся у камина, ему стало плохо, и он потерял сознание.
Пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло, Филипп III получил довольно серьёзные ожоги.
В истории любой страны с легкостью можно обнаружить подобные абсурдные правила.

Если уж говорить о чудачествах придворного этикета, не упомянуть правление Людовика XIV было бы странно.
При Короле-Солнце абсурд перерос все границы.
Короля, как рой, окружало несметное число придворных.
Размах, с которым жил Людовик, не укладывался ни в какие рамки. Только вельмож, что управляли кухней, было 96 человек, а весь персонал при приготовлении трапезы и вовсе насчитывал 400 человек!
Столы ломились от изобилия вкусностей, но при этом Король-Солнце продолжал есть мясо и рыбу, приготовленную в вине, руками, так и не научившись пользоваться столовыми приборами.

В правила этикета могли быть включены и правила, которые кажутся просто настоящим самодурством.

Однажды в России наказали... колокол.
Его звон прервал послеобеденный сон царя Федора Алексеевича. За это колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь, чтобы не тревожил царя в неположенный час.

Наказание для реки
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II.
История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Что сделал Кир II? Он приказал казнить реку! Ему удалось осуществить свою бредовую идею: воины изрыли реку многочисленными каналами, и она прекратила свое существование.


В целом, в старых хрониках и мемуарах придворных можно найти множество свидетельств того, как из-за мелочей, связанных с этикетом, нередко вспыхивали ссоры, осложнявшие политические отношения между государствами. Безусловно, сегодня, узнавая о таких перипетиях этикета и курьезах с людьми, следовавшими или нарушавшими их, мы только улыбаемся и пожимаем плечами.

Вадим Левин « Учтивый разговор» (История очень вежливая и не слишком короткая)

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:








и сразу сказал: "Извините - нечаянно".

"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда англичанин толкнул англичанина!
И сразу сказал: "Извините, нечаянно!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.

Пословицы и афоризмы об этикете

По одежке встречают, по уму провожают.

Доброе слово и кошке приятно.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Список литературы и интернет-источников

1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск. Карелия.1991.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М. Молодая гвардия. 1987.

3. Колас И. Весело и просто. О правильном поведении девочек. М.

Омега-пресс. 2011.

4. http :// muzofon . com / search /% D 0% B 7% D 0% B 2% D 1%83% D 0% BA % D 0% B 8%20% D 1%84% D 0% B 0% D 0% BD % D 1%84% D 0% http :// nsportal . ru / shkola / stsenarii - prazdnikov / library /2014/09/28/ v - gostyakh - u - gnoma - etiketa - ili - prazdnik - vezhlivosti

9. В. Левин «Учтивый разговор»

10. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

Сегодня в нашем МДБОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.

Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «ПОЖАЛУЙСТА»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «СПАСИБО»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни – нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 – 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя – вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ПРЕРЫВАТЬ ВЗРОСЛЫХ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ИЛИ СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩИХ

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо – это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент – это всегда порадует другого человека!

5. УЧИМ РЕБЕНКА ЗДОРОВАТЬСЯ

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. УЧИМ РЕБЕНКА СТУЧАТЬСЯ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. УЧИМ РЕБЕНКА БЛАГОРОДСТВУ

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. УЧИМ МАЛЫША ИЗВИНЯТЬСЯ

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. ЕСЛИ КТО-ТО РАБОТАЕТ, НУЖНО СПРОСИТЬ, НЕ НУЖНА ЛИ ПОМОЩЬ

Вырастить трудолюбивого , отзывчивого ребенка не так уж сложно! Покажите малышу, что если он предлагает свою помощь, это может вылиться в интересное занятие и для него – шанс посмотреть, как взрослые выполняют какую-то увлекательную работу и даже принять в ней участие. А достижение совместного результата и радость по этому поводу закрепят хорошую привычку.

10. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детей 3, 4 и 5 лет следует учить аккуратному приему пищи. При этом малышей следует научить пользоваться салфеткой – ее нужно класть на колени (а не на голову себе или соседу), ею важно вовремя воспользоваться (прикладывая к уголкам рта). Зачем детям знать о правилах использования салфетки? Дошкольники часто попадают в общественные заведения такие, как ресторан или кафе (или же отправляются с родителями в гости). При этом дети, как правило, абсолютно не готовы к тому, чтобы «есть прилично на публике». При этом в 3 года малыш не вызывает у окружающих никаких негативных переживаний, а вот от пятилетнего ребенка уже ждут владения этикетом

Конспект занятия

«Школа хороших манер»

Конспект занятия, направлен на формирование у учащихся правильной культуры поведения.

Цели и задачи:

Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
- учить проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику, используя адекватные речевые формы;
- развивать умение активно участвовать в обсуждении, отвечать полными ответами;
- продолжать учить свободно и адекватно использовать в речи вежливые слова;
-употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развивать разнообразные качества и творческие способности ребёнка;

Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Раз­ви­вать ин­тел­ле­к­ту­аль­ные и твор­че­с­кие спо­соб­но­сти детей.

Индивидуальная работа :– помощь в рисовании волшебного цветка.

Предварительная работа:

    Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.

    Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.

    Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.

    Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, мяч, листы бумаги А 4 (пол-листа), краски, кисточки, подставки, аудиозаписи с детскими песнями.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В объединение приходит письмо от волшебника по имени «Этикет».

Учащиеся под звуки музыки (шум ветра) входят в кабинет.

Педагог : - Здравствуйте ребята! Добрый волшебник Этикет прислал нам письмо и волшебный цветок. Но подул сильный осенний ветер и разбросал все разноцветные лепестки этого прекрасного цветка по кабинету. Давайте прочитаем, что же написал нам волшебник в своем письме.

(Педагог читает письмо)

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Педагог: -А, вы знаете, что такое этикет?

(Учащиеся рассказывают.)

Педагог: - Лепестки необычные, они волшебные, давайте соберем их.

(Учащиеся соглашаются)

Педагог: - Тогда в путь, искать лепестки.

(Учащиеся с педагогом подходят к магнитной доске.)

Педагог: - А вот и первый наш волшебный лепесток – «Вежливость», чтобы его вернуть, нужно внимательно рассмотреть картинки и понять о чем говорят собеседники.

(Учащиеся рассматривают картинку.)

Педагог: - Как вы думаете, что говорит мышка слонику?

(Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье… и т.д.)

Педагог: -А как отвечает слоник мышке?

(Спасибо; благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне…)

(Педагог обращает внимание учащихся на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.)

Педагог: - Как друзья приветствуют друг друга?

(Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)

Педагог : - Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?

(Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

Педагог: - Ребята, посмотрите, а на этой картинке никто не разговаривает, в автобусе все едут молча. Скажите, а мальчика можно назвать вежливым.

Учащиеся: - Нет.

Педагог: -А почему?

(Мальчик не уступил место старушке, он сидит и играет, а бабушка старенькая стоит.)

Педагог: - Да, ребята, такого мальчика можно назвать невежей.

Молодцы, вы назвали много вежливых слов, определили на картинке невежу и наш первый лепесток «Вежливость» возвращается к цветку.

(Педагог закрепляет первый лепесток под названием «Вежливость»

Учащиеся с педагогом подходят к доске.)

Игра «Этикет – школа изящных манер».

На доске - картинка с изображением столовой ложки.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим столовой ложкой?

Учащиеся: - Суп, каша…

Педагог: - А какие еще блюда мы едим ложкой?

(Учащиеся называют блюда.)

На доске – вторая картинка с изображением десертной ложки.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим десертной ложкой?

Учащиеся: - Торт, ягоды в компоте…

Педагог: - А какие еще блюда мы едим десертной ложкой?

Учащиеся: - Варенье, мороженое…

На доске появляется картинка с изображением вилки.

Педагог: - Ребята, а какие блюда мы с вами едим вилкой?

Учащиеся: - Салат, макароны, пельмени, овощи, яичницу…

На доске появляется картинка с изображением вилки и ножа.

Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим вилкой и ножом?

Учащиеся: - Мясо, рыбу, блины, оладьи, сыр, колбасу…

Педагог: - Да, дети, вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки.

На доске появляется картинка с изображением руки.

Педагог: - Дети, а какие блюда можно есть руками?

Учащиеся: - Конфеты, булочки, печенье, пряники, виноград, вишню, пирожки…

Педагог: - Правильно, молодцы, вы все знаете правила поведения за столом, знаете, какие продукты и блюда едят при помощи столовых приборов. И наш волшебный епесток «Культура» возвращается к цветку.

Учащиеся закрепляют лепесток к цветку.

Педагог обращает внимание детей на лепесток «Доброжелательность». Дети подходят к лепестку и читают название лепестка.

Психологический тренинг “Подари улыбку”.

Педагог предлагает учащимся встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку.

Музыкальная пауза.

(Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (2 куплета) (муз. Шаинского, сл. Пляцковского)).

Учащиеся танцует и поют.

Педагог: - Дети, а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.

Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»

Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.

Педагог загадывает учащимся загадки.

Среди кудрей гуляла

Зубчик потеряла. (Расческа)

Я из хлопка и из льна

Носовой бываю я,

Очень нужен он, друзья,

Его берите вы всегда. (Носовой платок)

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С пастой мятной дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)

Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас,
Я - ...

(Мочалка)

Педагог: - Молодцы, правильно отгадали все загадки и наш лепесток «Аккуратность» мы смело можем прикрепить к цветку.

Педагог обращает внимание учащихся на лепесток «Привычка».

Педагог: -А вот и лепесток привычек.

Игра с мячом “Назови привычку”.

Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Я буду называть привычку и бросать кому то из вас мяч, тот, кому я брошу мяч, говорит нам вредная эта привычка или полезная.

    Мыть руки перед едой – полезная привычка.

    Чистить зубы перед сном – полезная привычка

    Пользоваться носовым платком – полезная привычка.

    Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.

    Грызть ногти – вредная привычка.

    Стричь ногти – полезная привычка.

    Пользоваться столовыми приборами – полезная привычка.

    Быть грязным и неопрятным - вредная привычка.

Педагог: - Молодцы! Вы все привычки определили правильно, и наш лепесток возвращается к цветку.

Педагог закрепляет лепесток к цветку.

Педагог - Следующий наш лепесток «Эмоции». Мы разговариваем разным тоном. Тон в речи бывает разный и вызывает у людей разные эмоции. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок К.И.Чуковского разным тоном, а вы выберете рисунок с изображением лица, которое подходит к данному тону.

Учащиеся выбирают пиктограммы, воспитатель читает отрывки из сказок.

Радостный.

То – то стало весело,

То – то хорошо.

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра.

Злой.

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Удивленный.

Вдруг откуда – то летит

Маленький комарик.

А в руках его горит

Маленький фонарик.

Испуганный.

Вдруг какой – то старичок – паучок

Нашу муху в уголок поволок.

Педагог: - Молодцы, правильно выполнили задание, и наш лепесток эмоций возвращается к цветку.

Ребята, у нас остался последний лепесток нашего волшебного цветка, его название «Любовь». Без любви человек не может быть культурным, воспитанным и аккуратным.

Мы все любим своих близких, друзей, поэтому наш лепесток мы смело можем вернуть волшебному цветку.

Вот и собрали мы все лепестки. Ребята, вспомните названия лепестков.

Учащиеся называют названия лепестков.

Педагог: - Цветок будет находиться в нашем кабинете и, глядя на него, мы всегда будем помнить о каждом лепестке, будем вежливыми, аккуратными и культурными.

А сейчас я предлагаю вам всем нарисовать свой волшебный цветок, который вы возьмете домой и с любовью подарите свои близким.

(Учащиеся рисуют волшебные цветы.)

Действующие лица: Фея Вежливость, Старуха Шапокляк.

Атрибуты: книжка со стихами «Волшебные слова» , зеркальце, волшебный мешочек, массажные мячики, мяч, зонт, поясок, шляпа, накидка.

Фея Вежливость: Здравствуйте, ребята! Сегодня волшебный день, день вежливости! Давайте с вами поздороваемся:

Здравствуй, солнышко лучистое!

Здравствуй, речка серебристая!

Утро свежее росистое,

Одуванчик, колокольчик,

Незабудок островочек.

Шелковистая тропинка,

Тонконогая рябинка…

Появляется Старуха Шапокляк, всех щекочет, треплет, хихикает.

Шапокляк: Ха-ха, ребята тут и фейка здесь!

Фея Вежливость: Ой, ребята, кто это к нам пришел?

Дети: Старуха Шапокляк.

Фея Вежливость: Что ж ты, Шапокляк, не здороваешься, да еще и обзываешься? Так не хорошо себя вести! Нужно, поздороваться! Иначе мы с тобой не хотим иметь дела.

Шапокляк: Что и играть со мной не станете?

Дети: Нет.

Шапокляк: А если поздороваюсь и щекотать не буду, будете со мной играть? Мне так хочется поиграть с вами и повеселиться!

Дети: Да, будем играть.

Шапокляк: Ладно, послушаете: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Феечка!

Фея Вежливость: Вот молодец, Шапоклякочка! Все смеются.

Шапокляк: Ах, как приятно! Когда, тебя так ласково называют!

Фея Вежливость: Давайте, поиграем в игру «Назови себя ласково» , и познакомимся друг с другом.

Шапокляк и Фея кидают мячи детям, дети называют свои имена ласково.

Фея Вежливость: Молодцы, ребята, вот и познакомились!

Шапокляк: Как мне интересно было знакомиться с вами и как приятно видеть, ваши улыбки!

Шапокляк: Знаете, ребята мне какая-то ну очень воспитанная бабушка дала книжку почитать, и сказала что в ней я найду вежливые слова, но я там их совсем не нашла…Я хочу вам ее подарить.

Фея Вежливость: Ребята, давайте поможем Шапокляк найти в книжке вежливые слова. Шапокляк почитай нам книжку, а мы поможем найти тебе вежливые слова.

Шапокляк читает дети «отыскивают» вежливые слова:

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Просишь маму поиграть?

Вежливым ты должен стать.

Ей «пожалуйста» скажи,

Будете играть с ней вы.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем

«Спокойной ночи» говорим,

В кроватке глазки закрывая,

И поцелуй нам подарив,

Обнимет мама нас родная.

Шапокляк: О, какие же все-таки эти вежливые слова приятные! Буду теперь их стараться говорить. Обращается к детям: Сейчас постараюсь сказать фее вежливо, посмотрим, что будет. Обращается к фее: Уважаемая фея, можно мне примерить твою великолепную шляпку?

Фея Вежливость: Конечно, можно у меня есть еще волшебный мешочек. Давайте, ребята и Шапокляк, посмотрим, что в нем?

Фея держит волшебный мешочек, а Шапокляк достает шарфик, зонт, поясок и примеряет. Дети называют вещи.

Фея Вежливость: Ребята, посмотрите, как похорошела Шапокляк. Давайте дарить ей комплименты!

Дети по желанию подходят к Шапокляк и говорят ей комплименты (как вам идет этот замечательный шарф, какая вы красивая в этом наряде и т.д.)

Шапокляк: А у меня тоже есть, кое-что в сумке, хотя она и не волшебная. Хотите посмотреть?

Шапокляк достает мягкие массажные мячики. И предлагает поиграть с ними.

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

И потрем его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

«Ежик» я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

Не достанет его кошка. (берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик,

другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(катаем между ладошек)

(пальчиками крутим мячик)

(прячем мячик в ладошках)

(прижимаем ладошки к себе)

Шапокляк: Ребята, как с вами интересно играть, как много я сегодня узнала про вежливые слова, как приятно получать комплименты! К сожалению, мне уже пора.

Фея Вежливость: Шапокляк, добрая ты такая милая! Желаем оставаться всегда такой, доброй и с тобой обязательно захочется подружиться и поиграть!

Шапокляк: До свидания, ребята!