Как воспитать вежливость у детей и взрослых. Золотые слова: учим ребенка быть вежливым

19.05.2019

Любой взрослый хоть немного, но взаимодействует с маленькими детьми: у кого-то уже есть свои малыши, кто-то учит их уму-разуму в садике или школе, а кому-то просто изредка приходится с ними общаться.

Далеко не все дети радуют взрослых своей вежливостью и воспитанностью. Кто-то забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», кто-то не вкладывает в эти слова столько чувств, сколько хотелось бы взрослым, кто-то и вовсе общается со взрослыми как на равных, совершенно не ощущая дистанции.

Кого больше всех волнует детская воспитанность? И как научить ребенка вежливости, если он упорно не видит в ней смысла?

Вежливый вектор

– Машенька, что нужно сказать? – наклоняется мама к дочке, которой только что вручили подарок.

– И это все? – не задумавшись, спросило чадо.

Некоторым взрослым очень нравится рассказывать детям о вежливости, учить их быть воспитанными, вежливыми, культурными. Обязательно уметь пользоваться «волшебными» словами к месту, а также правильно подбирать слова и интонацию для общения со взрослыми и детьми (ведь это должны быть разные слова!).

Таким взрослым (а обычно они сами – весьма воспитанные люди) очень приятно разговаривать с вежливым ребенком. Встретив такого малыша, они невольно делают вывод о том, что родители – молодцы, и свое чадо правильно.

Если же на их пути встречается «невоспитанный» ребенок, который не здоровается с ними и не говорит «спасибо», скромно потупив взор, который называет их на «ты» и не меняет тона в разговоре (ощущая себя с таким взрослым на равных), им становится внутренне неуютно, некомфортно, и вообще пропадает охота общаться с таким ребенком. Не воспитывали его родители, не уделили внимания изучению правил вежливости для детей!

Почему я акцентирую ваше внимание на родителях, тогда как речь должна идти о детях? Потому что именно мы, взрослые, решаем, что прививать своим детям, что требовать от них. И некоторых из нас вопросы детской вежливости волнуют больше, чем остальных.

Этому есть объяснение. Согласно Юрия Бурлана, самыми вежливыми, воспитанными, часто извиняющимися (по поводу и без) людьми являются обладатели анального вектора . Их внутренняя потребность в справедливости (что-то вроде «око за око») выливается в непреодолимое желание обязательно благодарить словом «спасибо» и рассыпаться в извинениях при появлении чувства вины. Можно сказать, что такая вежливость восстанавливает их внутреннее равновесие, и это для них совершенно нормально.

Однако свои личные ощущения о том, что есть нормально, мы, не осознавая этого, переносим на других. В результате появляются требования к другим (в том числе к детям) этим требованиям соответствовать.

Взрослые с анальным вектором любят давать уроки вежливости для детей, полагая, что это умение – быть вежливым – окажется важным, полезным, приятным для каждого человека. Но это не так: мы все разные, и детям с другим набором векторов может быть непонятно, зачем употреблять эти слова, чтобы общаться с другими.

Как научить ребенка вежливости?

Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках . Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то другого так, чтобы ему не трудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы выглядеть воспитанными.

Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова – это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться не так просто.

Прежде, чем озадачиваться вопросом, как научить ребенка вежливости, стоит понять следующее. У детей с разным набором векторов может быть совершенно разная потребность в вежливых словах, как и способность учиться этой самой вежливости.

Ребенок с анальным вектором, как вы уже могли догадаться, быстро поймет смысл всех ваших притязаний. У него есть внутренняя потребность быть послушным ребенком, слышать похвалу от окружающих, а позже появится и необходимость ощущать внутренний баланс благодаря простым словам «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Кстати, именно таким ребятишкам адресованы стихи о вежливости для детей, рассказы и целые книги, написанные авторами с анальным вектором.

«Пожалуйста. Спасибо. Не за что.» — в от слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут - и должны - начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что подросток будет вести себя намного учтивее малыша.

Как научить малыша вежливости

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия - вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Манеры за столом

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается - обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Вежливость по отношению к другим людям

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около трех лет и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то - и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Манеры на публике

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо - встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, - немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Вежливость и телефон

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям - они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа - это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки - еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых - еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Источник — http://5psy.ru

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости?

Правила поведения в обществе

Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.

Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Вежливое общение с окружающими

Наверное, каждый из нас видел такую картину: на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо», хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать.

Обескураженная мама недоуменно спрашивает: «Что надо сказать, Петя?». Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами?

Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз.

Чтобы научить ребенка вежливости, следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости, можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит: «Дай!». Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку: вежливые слова «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя». Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей.

«Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей?» - вот каким должен быть разговор с ребенком.

Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо.

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься».

Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам.

Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка.

Как научить ребенка чуткости?

Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка.

Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку».

В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что что бы не чувствовал Коля – его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются.

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему.Научите ребенка чуткости

Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т.д. Фразы могут быть такими:

- «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»,

- «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас?».

Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости:

Показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,

Подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты,

Следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться к друг другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу,

Хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации,

Напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости?

Правила поведения в обществе.

Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе. Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Вежливое общение с окружающими.

Наверное, каждый из нас видел такую картину: на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо», хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать. Обескураженная мама недоуменно спрашивает: «Что надо сказать, Петя? ». Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами?

Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз. Чтобы научить ребенка вежливости, следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости, можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит: «Дай!». Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку: вежливые слова «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя». Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей .

«Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей? » - вот каким должен быть разговор с ребенком.

Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо.

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься». Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам.

Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка.

Как научить ребенка чуткости?

Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка.

Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку». В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что чтобы не чувствовал Коля, его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются.

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему. Научите ребенка чуткости.

Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т. д.

Фразы могут быть такими:

- «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»;

- «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас? ».

Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости:

Показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,

Подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты,

- следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться друг ко другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу,

Хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации,

Напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

Надо говорить:

Утром:

«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? »

За завтраком, обедом, ужином:

«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

Во время общения:

«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

После тихого часа:

«Как спалось? », «Как твое здоровье? »

Вечером:

«Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Секреты воспитания вежливого ребенка.

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;

Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

Уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др. ;

Не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т. д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

часто используете похвалу;

Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.