Чтобы забыть надо вспомнить. Как вспомнить, куда положил вещь? Сильные эмоции, страхи или привязанности

11.04.2019

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Для профессионалов. Как вспомнить забытое.

Этот метод будет полезен для того, чтобы помочь клиенту отыскать что-то в своей памяти или помочь вспомнить, куда он что-то положил. Этот процесс основывается на идеомоторной реакции, которую надо клиенту объяснить до того, как начать транс, чтобы клиент знал, что от него не ждут осознанного движения пальцами, его телом и его реакциями должно управлять подсознание.

Хорошо знать, что вы можете вспомнить мысли, которые вы когда-то забыли. Иногда какой-то пустяк может послужить толчком к тому, чтобы ваша нанять вернулась, например какая-то песня может напомнить вам о празднике, а аромат туалетной воды - о давнем знакомом. Все время вы вспоминаете самые разные вещи, и на самом деле это очень просто сделать, это происходит очень просто и всегда неожиданно. Эти мимолетные воспоминания приходят в такие моменты, когда вы наиболее расслаблены и меньше всего их ожидаете. Молниеносная цветная вспышка - и вдруг вот оно, то, что вы искали. Как вспомнить забытое. Вспомнить легко - и намного проще, когда вы расслаблены и позволяете мыслям вернуться к вам, и тогда вам даже не нужно пытаться вспомнить их, потому что ваш разум уже готов их воспринять, и вам всего лишь надо позволить им осторожно и плавно вернуться к вам обратно, и вы уже можете сообщить о них мне, прямо из вашего подсознания.

Ваше сознание может просто расслабиться и уснуть. Отключитесь, потому что тогда ваше подсознание будет готово для восприятия, и все те ответы, которые вы ищите, найдутся, это все равно как открыть сундук с сокровищем и найти в нем сверкающие бриллианты, которые были спрятаны там внутри. Сейчас ваше сознание отключено, обо всем, что касается вас, заботится ваше подсознание. Оно может, например, подавить ваши воспоминания, если сочтет, что для вас так будет лучше. И я знаю, что вы бы хотели вспомнить сейчас. (НАЗЫВАЕТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ.) Однако ваше подсознание своенравно и специфически реагирует на приказания.

Так что, возможно, сознательная часть вас может начать выходить на новый уровень взаимопонимания и уважения по отношению к вашему подсознанию, начать понимать и считаться с тем, что оно действует так, чтобы защитить вас.

Теперь, если в настоящий момент какая-то часть вашего сознания все еще бодрствует, отключите ее, я хочу говорить напрямую с вашим подсознанием, которое, возможно, но не обязательно, захочет выдать вам сознательное воспоминание о том, что вы хотите вспомнить.

(ПОДОЖДИТЕ ТРИ МИНУТЫ.)

Если вам удобно общаться со мной с помощью слов, тогда вы можете сказать мне сейчас голосом, не прерывая своего состояния релаксации, где находится (НАЗЫВАЕТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ).

Я сделаю паузу на 10 секунд. В течение 5 секунд вы можете решить, правильный ли способ коммуникации мы с вами выбрали, чтобы вспомнить (НАЗОВИТЕ ТО, ЧТО КЛИЕНТ ХОЧЕТ ВСПОМНИТЬ). В последующие 5 секунд вы можете мне ответить, если решите это сделать. Подумайте над этим сейчас. (ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПАУЗА.)

ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕ ОТВЕЧАЕТ, СКАЖИТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Спасибо, я понимаю, что вы хотите со мной общаться каким-то другим способом. Я хочу, чтобы вы использовали пальцы на своей левой руке, чтобы держать со мной связь.

Ваш указательный палец будет обозначать «да», когда вы хотите ответить «да». Средний палец вашей левой руки будет обозначать «нет», если вы хотите ответить «нет».

Поэтому, чтобы выразить «да» или «нет», вы будете показывать соответствующий палец, поднимая его очень четко и держа, не напрягаясь. Я запишу ответы, которые вы мне дадите, и сообщу вам о них, когда сеанс закончится. Я выясню у вас в конце моего опроса, хотите ли вы, чтобы я поделился полученной от вас информацией с ним (с ней), когда он будет в сознательном состоянии. Во время опроса я хочу, чтобы я напрямую общался с вашим подсознанием. Это означает, что (ИМЯ КЛИЕНТА,) не должен делать каких-то сознательных усилий, чтобы двигать его пальцами, его телом будет управлять подсознание.

(ЗАДАВАЙТЕ ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАПИСЫВАЙТЕ ОТВЕТЫ.)

Инструкция

Воскресить прошлое можно самостоятельно, если психика не поставила барьер. Им обычно ограждаются слишком тяжелые воспоминания, события, которые вызвали сильный стресс. Через этот барьер пробиться сможет только профессиональный психолог. Но большинство событий можно вспомнить самостоятельно, главное - правильный настрой.

Вам понадобится провести сеанс психоанализа самостоятельно. Для этого определитесь, какой период жизни вы хотите вспомнить. Постарайтесь найти предметы, которые окружали вас тогда. Соберите их вместе. Подготовьте тетрадь, ручку - вы будете записывать все воспоминания и ощущения, которые будут проявляться во время сеанса.

Проводить сеанс воспоминаний нужно в одиночестве. Плотно закройте дверь и окна, чтобы шум не отвлекал вас. Задвиньте шторы. Сядьте удобно - на кресло или диван. Рядом поставьте маленький столик или стул - там вы расположите вещи из прошлого, тетрадь, ручку.

Закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте тяжесть и тепло в конечностях. Отключите органы чувств - вы не видите, не слышите, работает только сознание. Начинайте двигаться в прошлое с сегодняшнего дня. Вы сидите в кресле, встали, подготовили все для сеанса, проснулись, потом ночь, вы спите... Дальше ускоряйте воспоминания, думайте о знаковых событиях, произошедших с вами за определенный период. Приближаясь к нужной дате, старайтесь вспоминать детали. Чем больше подробностей, тем лучше. Время от времени смотрите на вещи, которые перед вам. Все ощущения и воспоминания вписывайте в тетрадь. Когда поймете, что больше ничего не можете вспомнить - прекратите сеанс.

Следующий сеанс работайте с тетрадкой, целенаправленно настраиваясь на произошедшие события. Расслабьтесь, закройте глаза и обдумывайте каждое записанное предложение. В процессе вам будут приходить все более подробные воспоминания. Все помечайте в тетради. Таким образом можно практически полностью восстановить событие, казалось бы, стертое из памяти навсегда.

Вспомнить прошлые жизни – сама эта мысль кажется невероятной, но люди, разбирающиеся в эзотерике и древних восточных учениях, утверждают, что, достигнув определенного уровня знаний и развития, вспомнить свои жизни может каждый.
Существует ряд методик, основанных на длительных медитациях и работе с сознанием. Например, метод под названием «Радуга», эффективность которого проявляется при регулярных практиках.

Инструкция

Выберите положение тела, в котором вы чувствуется себя максимально комфортно (сидя или лежа). Закройте глаза и постарайтесь расслабиться.

Основа медитации - в очищении сознания от любых мыслей; представьте метлу, которая выметает их при первом же появлении. Поначалу достижение ясного состояния будет непростым, но полученное ощущение блаженства стоит того.

Работайте с дыханием, выравнивайте его, это тоже поможет вам в процессе медитации. На счет четыре делайте глубокий вдох, затем на столько же задержите дыхание и выдохните так же на на счет четыре.

Продолжайте дышать подобным образом и наслаждайтесь достигнутым состоянием. Вскоре вы почувствуете, какое ваше тело тяжелое, будто огромный ледник. Запомните это состояние. Затем представьте свое тело невероятно легким, легче облачка, парящего в небе.

Главная цель на этом этапе – не заснуть. Как только почувствуете возможность этого, продолжайте работать с . Взгляните в себя. Вспомните и сконцентрируйтесь на своей главной задаче – вспомнить свою прошлую жизнь. Эмоции и , которые возникнут у вас в этом момент, являются ключевыми в разгадке тайны вашего прошлого.

Теперь представляйте по очереди : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Зафиксируйте возникшие ощущения.

Затем остановитесь, в этот момент вы можете увидеть картины из своей прошлой . Конечно, видения придут к вам не сразу, но главное не останавливаться и продолжать практику.

Повторите предыдущее упражнение, представив цвета уже в обратном порядке.

Теперь приведите дыхание в его обычное состояние. Вдохните максимально глубоко и потянитесь телом.

Натрите свои ладони друг о друга, пока они не разогреются, и приложите их к закрытым глазам. Представьте и почувствуйте, как тепло от рук переходит к глазам и лицу.

Теперь откройте глаза и уберите от них ладони. Вставайте медленно, не совершая резких движений. Ваше состояние похоже на то, в котором вы выходите из сна, поэтому не нагружайте себя, отдохните некоторое время и займитесь чем-то легким.

Практикуя подобный метод длительное время, вы начнете замечать новые картины, не связанные с вашей нынешней , но явно связанные с вами. Услышите голоса, в том числе, свой и своего прошлого окружения. Главное, не останавливайтесь на начатом, и воспоминания ваших прошлых посетят вас этой.

Видео по теме

Обратите внимание

Полезный совет

Как вспомнить прошлые жизни. Опять задаю себе вопрос. Звучит он предельно просто – “Зачем я делаю эту работу?” Это влияние на механизм памяти эмоционального фактора, читай - астральные влияния. То же самое происходит, видимо, и с механизмом воспроизводства воспоминаний о прошлых жизнях, если его запустить в действие. Такие эксперименты известны и распространены в виде регрессивного гипноза, медитаций с уходом в “прошлое” и других техник работы с подсознанием.

Источники:

Память относится к одному из самых загадочных свойств человеческого мозга. Многочисленные исследования, проводимые во всем мире, лишь немного проливают свет на функционирование и законы памяти. Тем не менее, существует немало технологий управления памятью, например, способностью вспоминать те или иные события .

Вам понадобится

  • - помощь психотерапевта.

Инструкция

Независимо от того, когда произошло событие, вспомнить все его детали помогут ассоциации и всевозможные детали обстановки. Идеальный вариант - вернуться на место, где происходило событие. Когда вы увидите предметы, дома, которые окружали вас в тот момент, ресурсы памяти активизируются и вы вспомните некоторые подробности. Однако ассоциации можно получить и не перемещаясь в пространстве. Музыка, запахи, голоса, фотографии - все это поможет оживить воспоминания. Причем картина может возникнуть довольно ясно, если какая-то ассоциация окажется очень яркой. Например, вы услышите музыку, которая играла во время вашего медленного танца , и мгновенно вспомните все забытые подробности .

Если событие произошло совсем недавно, а вы уже не помните его, воспользуйтесь так называемым «методом клубка». Он особенно эффективен, если вы потеряли какую-то вещь или упустили детали недавнего разговора. Сядьте в спокойной, тихой обстановке, исключив все потенциальные раздражители. Расслабьтесь и вернитесь мыслями к тому моменту, когда вы видели вещь в последний раз. «Разматывая клубок», воспроизводите последовательно всю цепочку дальнейших событий. Так вы сможете понять, в какой момент упустили самое важное. Данный метод вы можете использовать и в обратной последовательности, двигаясь от настоящего момента к прошлому.

События давнего прошлого, важные для вас , можно вспомнить с помощью гипноза. Наша обладает удивительным свойством блокировки негативных воспоминаний. Особенно это касается событий раннего детства. Однако они могут быть крайне важными. Например, в раннем возрасте вы могли перенести какую-либо травму, которая оказала влияние на взрослую и формирование ряда комплексов. Опытный психотерапевт поможет вам вернуться в те времена и заново «пережить» прошлое. Так вы наверняка получите на все .

Обратите внимание

Имейте ввиду, что к воспоминаниям добавляются ваши сегодняшние эмоции, фантазии, опыт. Именно поэтому события прошлого вы можете вспомнить в искаженном виде.

Полезный совет

Старайтесь постоянно тренировать память, чтобы необходимость что-либо вспоминать постепенно снижалась. Запоминайте цифры, имена, стихи, изучайте иностранные языки.

Раннее детство забывается очень быстро. Пока взрослеешь, на это не обращаешь внимания. Но потом так хочется вспомнить время, когда был ребенком! К тому же, эти воспоминания могут пролить свет на фобии и страхи, которые не дают спокойно жить и радоваться происходящему.

Инструкция

Воспоминания о детстве сидят глубоко внутри подсознания. Помогут их оттуда вытащить предметы, которые окружали вас когда-то. Вы можете забыть, как звали воспитательницу в детском саду. Но при этом обязательно вспомните мишку, с которым спали до самой школы. Постарайтесь найти как можно больше вещей - игрушек, одежды, которые были у вас в детстве.

Когда вы собрали достаточную коллекцию детских вещей, поработайте с подсознанием. Вам нужно полное спокойствие. Закройтесь в комнате, задвиньте шторы, приглушите свет. Никакие звуки не должны отвлекать вас от процесса. Поэтому отключите телевизор, телефон, домофон, попросите домашних вести себя тихо. А лучше проводить сеанс, когда никого не будет дома. Тогда вы сможете полностью погрузиться в собственные воспоминания.

Сядьте на диван или в кресло, поставьте на столик рядом пакет с вещами и игрушками. Там же положите ручку и тетрадку - они будут нужны, чтобы записывать свои ощущения.

Расслабьтесь и закройте глаза. Почувствуйте, что руки и ноги тяжелые, теплые. Направьте взгляд внутрь себя. «Отмотайте» жизнь назад. Вот вы устраиваетесь на работу, заканчиваете институт, школу, вот первое сентября, ваш первый день во взрослом мире. С этого момента записывайте все ощущения. Что вы помните? Как старшеклассник нес на плече? Как вы знакомились со своей первой учительницей? Как получили первую оценку? Заносите в тетрадку все, даже самые незначительные мелочи.

Почти вся боль прошлого связана с людьми. Иногда человек делал вам плохо напрямую, иногда опосредованно. Если простить всех участников событий, если изменить к ним отношение, то воспоминания станут другими. Этот метод требует предельной честности с собой. Нужно будет написать письма всем участникам происшествия. Первое письмо тому, кто причинил больше всех страданий.

Освободите место и время, когда вас никто не потревожит. Приготовьте бумагу и ручку. И напишите первое обращение: "Ты виноват". И дальше перечисляйте все то, что негативного вам сделал человек. Обвиняйте его, говорите о той боли, что он причинил, детализируйте каждый момент, вспоминайте все подробности. Писать это неприятно, обычно бывают слезы, но это выходит та боль, что не была освобождена. Этот процесс приведет к облегчению состояния дальше.

Второе письмо можно писать не сразу, а по мере готовности. Оно посвящается тому же человеку, но в нем нужно написать о том, что вы сами просите прощения. Обычно все ситуации происходят при участии нескольких человек, и вина ложится на каждого. В процессе создания первого письма вы увидите, что есть и с вашей стороны неправильное поведение. Напишите о нем, извинитесь. После этого вам станет гораздо лучше. Стоит сделать это для каждого участника события. Если вы будете честны и расскажите все, сама ситуация перестанет казаться острой, вдруг она станет забываться.

Изменения ситуации

Трансформацию ситуации можно сделать в воображении. Необходимо расслабиться, для этого подойдет медитация или просто спокойная музыка. Представьте перед глазами момент прошлого, который причиняет боль. И переиграйте его, придумайте, как все пошло по другому сценарию, как все стало по-другому. Уделите внимание словам, поступкам, обратите взгляд на детали, запомните все это. Такой пересмотр помогает, так как в будущем вы будете вспоминать свой сценарий, который придумали. Если сразу не получится, проделайте упражнение несколько раз, пока не поверите в выдуманный сценарий.

Небольшие ситуации можно менять с юмором. Представьте прошлое, как все происходило. А потом «включите» на заднем плане веселую музыку. Можно мелодию придумать заранее, она должна вызывать лишь позитив. Вспомните картинку и наложите композицию. И сразу прошлое будет уже не таким страшным, а порой и смешным.

С юмором можно отнестись и к участникам события. Представьте, что все, кто присутствовал, вдруг стали одеты по-другому. Нарядите их в костюмы клоунов, и пусть они делают тоже самое, но в этом обличье. Можно представить балетные пачки, семейные трусы или обнаженные натуры, тут уже полагайтесь на свою фантазию.

Видео по теме

Ситуация, при которой приходится долго искать вещь, которую положили в неизвестное место является вполне обыденной и распространенной. Еще пару минут назад вы были точно уверены, что положили эту вещь в строго определенное место, но ее там не оказалось. Особую пикантность этой легкой неприятности часто придают обстоятельства, при которых вы очень торопитесь, а потерянная вещь просто необходима в данный момент времени. Как быть в этом случае и как вспомнить, куда положили вещь?

Чтобы найти нужные вещи, психологи предлагают несколько простых способов.

  1. Возвратный. Если необходимый предмет Вы только что держали в руках, а сейчас не можете вспомнить, где же он, воспользуйтесь полезным советом: вернитесь на то место, где Вы видели нужную вещицу в последний раз и еще раз повторите все те действия, которые совершали до того, как взять нужный предмет. Благодаря точно такой же последовательности выполнения, Вы, вероятно, тут же припомните, куда положили или хотели положить столь необходимый предмет.

    Например, Вы не можете найти пульт от телевизора. В последний раз Вы брали его в руки, когда сидели в кресле и смотрели любимый сериал... До тех пор, пока кто-то не позвонил к Вам дверь. Таким образом, Ваш пульт, скорее всего, будет в коридоре.

  2. Логический. Допустим, Вам нужен некий конкретный гвоздь. И держать его удобно, и вытащили Вы его очень легко из старого стула. Давайте мыслить логически - куда же Вы могли его положить? Гвоздь - вещица маленькая, а значит, легко может потеряться. Чтобы гвоздик не упал и не укатился в неизвестном направлении, куда его можно положить? В ящик стола? В маленькую коробочку? Ищите там, где ему было бы лучше всего находиться.
  3. Повторяющий. Представьте, что нужная вещь у Вас в руках. Прямо сейчас Вы держите ее, ощущаете ее форму и вес. Куда бы вы положили ее, будь она у Вас сейчас, в этот самый момент? А теперь сходите и посмотрите, не поступили ли Вы ранее точно также?
  4. Поднимающий. Если вещь мелкая, а у Вас дома ремонт, дети устроили кавардак или предыдущие поиски не увенчались успехом, попробуй искать новым способом. Подумайте и вспомните о тех местах, куда вы обычно кладете нужный предмет. Вспомнили? А теперь осмотритесь - нет ли в этих местах газет, листов бумаги, платков или других вещей, которые могут прикрывать или загораживать Ваш объект поиска. Возможно, нужная вещь лежит на своем месте, просто прикрытая чем-нибудь другим.
  5. Забывающий. Несмотря на свое название, этот способ поиска потерянных вещей очень эффективен. Часто, когда мы ищем некую вещь, мы детально воспроизводим ее в памяти. Порой даже слишком детально. Дело в том, что, когда мы слишком сильно хотим найти какой-то предмет, то визуально обрисовываем его, а наш мозг из-за такой детализации думает, что предмет уже нашелся. Этим и обусловлен известный феномен, при котором объект поиска лежит просто перед глазами, но мы его не замечаем и ищем дальше. Поэтому отложите поиски на пару минут, прогуляйтесь, займитесь другим, пусть и минутным, делом. Вероятнее всего, что, вернувшись к поискам, Вы сразу обнаружите потерянную вещь.
  6. Древний. Еще наши предки заметили, что находить забытые вещи - занятие сложное. Так и возникла древняя примета. Если Вы не можете найти необходимую вещицу, возьмите ножницы и раскройте их, а затем в таком виде положите на стол. Говорят, что после такого все моментально находится. А знаете, почему? Наш мозг отвлекается от поисков и переключается на ножницы. А здесь уже вступает в силу пятый, забывающий способ.
Используя эти способы, Вы без труда вспомните, куда же положили необходимую вещь и с легкостью ее найдете.