Какие психологические особенности свойственные мужчине и женщине. Особенности поведения мужчин и женщин

15.04.2019

Несмотря на широко рекламируемую эмансипацию, разумные люди понимают, что счастливыми и сильными они становятся благодаря правильной взаимозависимости. Крепкие и хорошие семьи отличаются тем, что супруги в них хорошо понимают и ценят различие природы друг друга. Что мы должны сделать, чтобы любимый человек чувствовал себя счастливым, находясь в нашем обществе? Что нужно делать, чтобы наилучшим образом позаботиться о нем? И чем именно определяются наши обязанности в семейных взаимоотношениях? А определяются они учетом особенностей природы мужчины и женщины . Мы настолько различны по своей природе, что порой кажется, что мужчины и женщины с разных планет. (Есть даже такая книга: «Мужчины - с Марса, а женщины - с Венеры».)

Нейрофизиологи объясняют эти различия существенным отличием в функционировании головного мозга. Левое полушарие у нас отвечает за аналитическое логическое мышление, речь (и за правую часть тела). А правое - за эмоциональное восприятие мира и образное, творческое мышление, за интуицию и фантазию (и за левую часть тела). У мужчин всегда работает только одно - или правое, или левое полушарие, у женщин же всегда работают оба, не выключаясь ни на мгновение. В этом заключаются их и сильные, и слабые стороны. Не обеспокоенный эмоциями мужчина всегда мыслит ясно и четко и способен принимать ответственные решения даже в самых сложных и экстремальных ситуациях. Мужчина силен в логической сфере, но зачастую беспомощен, когда дело касается чувств, и если его вывести из себя, то за свои действия он уже не отвечает. Поэтому успокоить детей, с любовью позаботиться обо всех членах семьи и создать атмосферу тепла и уюта лучше всего могут именно женщины, которые по своей природе более интуитивны, отзывчивы и сострадательны, так как всегда воспринимают мир с помощью эмоционально окрашенной логики. Женщины более мягки по своей природе, и именно из-за своей мягкости женщине сложнее принять правильное решение: она постоянно находится под воздействием многих субъективных эмоциональных факторов, понять которые мужчина просто не в состоянии. Зато, даже под воздействием самых сильных чувств и эмоций она никогда не теряет рассудка и в критический момент способна помочь потерявшему над собой контроль мужчине.

У женщин более сильные чувства, более развиты инстинкт самосохранения и способность выживать в любых ситуациях. И у мужчин, и у женщин есть свои слабые стороны, поэтому они так нуждаются друг в друге. У мужчины слаба чувственная область, вследствие чего на него можно легко воздействовать слезами. У женщины же слабее разумная составляющая, ее можно легко запутать аргументами и обмануть, чем часто пользуются недобросовестные мужчины. За эмоции отвечает левая часть тела, а за разум - правая. Поэтому на Востоке на свадебной церемонии невеста садится слева от жениха: муж и жена садятся слабыми сторонами друг к другу. Правильное понимание взаимозависимости друг от друга помогает им отказаться от ненужной борьбы за превосходство, так как у каждого есть своя слабая сторона, которая защищается сильной стороной его «второй половинки». Семья становится сильной, если в ней есть такое понимание, и слабеет, если его нет.

Правильная забота друг о друге может сделать горькую одинокую жизнь сладкой, поэтому на свадьбе кричат: «Горько!», вдохновляя молодоженов обменяться поцелуями как проявлением нежности, чтобы сделать жизнь друг друга слаще. Понимание своей природы и природы противоположного пола поможет семейной паре лучше заботиться друг о друге и сделать взаимоотношения действительно сладкими. Провозглашенное равенство полов, то есть непонимание мужчиной и женщиной своих сильных и слабых сторон, а точнее - непонимание своей роли в космическом мироздании привело к тому, что в семье и в обществе перепутались представления об обязанностях мужчин и женщин. Если нет четкого разграничения мужского и женского поведения, то мужчины порой ведут себя как женщины, а женщины копируют привычки мужчин. Самое удивительное, что никто этим недоволен, и оба пола упрекают в этом друг друга. Но природа устроила так, что счастья можно достичь, лишь выполняя в жизни свою роль, но никак не чужую. Удовлетворенность или самоактуализация - важнейший аспект психического, духовного и физического здоровья. Мужчине следует знать, что он достигает удовлетворения именно через мужественность, женщина же достигает удовлетворения через женственность. Здоровая семья - это место, где каждый из супругов старается культивировать качества характера, свойственные его полу, помогая тем самым своей «второй половине» развивать свои. Давайте же повнимательнее изучим наши отличительные черты.

Физические различия. Физическое тело мужчины более сильное, и это вполне очевидно: сколько бы женщина ни занималась каратэ, она никогда не превзойдет мужчину в силовом единоборстве. Кроме того, у мужчин более сильный разум и ярко выраженное стремление к лидерству. Поэтому их главная роль во взаимоотношениях - это оберегать и защищать женщин. Представительницы прекрасной половины человечества тоже являются сторонниками патриархата: даже на Западе 67% женщин твердо убеждены в том, что женщина-руководитель проигрывает руководителю-мужчине по большинству главных качеств.

Различия в мышлении. Мужчина проблему обдумывает, а женщина ее проговаривает. Поэтому мужчине нужно просто не мешать думать самостоятельно, а женщине нужно не мешать выговориться. У женщин центры речи находятся в обоих полушариях, а у мужчин - только в левом. По этой причине женщина может одновременно слушать нескольких собеседниц и при этом говорить сама. А мужчина может только либо говорить, либо слушать. Зная об этом, женщина не должна перебивать мужа с его односторонним стилем разговора, а мужчина не должен волноваться по поводу ее словесной гиперактивности: мужчины обычно произносят не более 3-4 тысяч слов в день, женщины же для хорошего самочувствия должны произнести около 15-20 тысяч слов. Если мужчина хочет что-то сказать, то он обязательно это скажет, но если не дать выговориться женщине, то каждое невысказанное ею слово превратится в стрелу, а речь - в стрельбу этими стрелами по живым мишеням. Поэтому секрет хорошего общения для мужчин и женщин прост: хотите сделать мужчину довольным - не мешайте ему думать и принимать ответственные решения самостоятельно; хотите удовлетворить женщину - поговорите с ней.

Различия в удовлетворении. По самой сути своей природы женщина не может жить одна. Мужчина более независим в жизни. Он стремится к женщине, но может жить и один, особенно если видит большую цель в жизни и идет к ней. Женщина же получает удовлетворение в жизни не от достижения цели, а от глубокой сердечной привязанности. Женщины нуждаются в том, чтобы муж постоянно подтверждал свою привязанность к ним и каждодневно оказывал им знаки внимания. Мужчины могут обходиться без постоянного внимания своих жен, но им в гораздо большей степени нужны признательность и внимание со стороны других людей, к чему женщины, окруженные заботой и вниманием мужа, как правило, безразличны.

Женщине важно, чтобы муж регулярно дарил ей цветы и маленькие подарки. Мужчине же нужны аплодисменты и восхищенные взгляды других людей, друзей, сослуживцев, публики. Говоря иначе, женщина психологически зависит от одного, самого близкого мужчины, а мужчина всегда зависит от многих, пусть даже не самых близких людей. Из-за этого возникает большинство семейных ссор: мужчина не понимает, почему он должен постоянно говорить своей жене, как он ее любит, ведь он однажды уже сказал ей об этом, а женщина не понимает, зачем мужу нужны друзья, товарищи, сослуживцы, поклонники и поклонницы (разве ему недостаточно того, что она его любит!), и сводит его с ума своей беспричинной ревностью. По своей природе женщина может чувствовать себя вполне счастливой в кругу семьи, мужчине же этот круг всегда кажется тесным. Мужчина удовлетворяется через внешние достижения, через карьеру, внешний успех, а женщина - через семейные отношения. Поэтому социально активными становятся, как правило, вполне благополучные в семейном отношении мужчины и несчастные в семейной жизни женщины.

Разумная женщина всегда учитывает амбициозную природу мужчин. Возвращаясь домой, мужчина в первую очередь должен осознавать, что он нужен. Ему обязательно надо дать почувствовать, что он очень важный, что он не просто герой, а спаситель всей семьи, и что бы мы без него все делали. Существует закон 15 минут: нельзя ничего требовать от мужчины в течение первых 15 минут встречи! 87% западных женщин критикуют мужчину сразу в первые минуты его возвращения домой. Это - роковая ошибка, в которой кроется одна из главных причин такого большого количества разводов в европейских странах. Первое, что нужно сделать - это с радостью встретить его и, не переставая его нахваливать, хорошо накормить. Соотношение усилий таково: 7 раз хорошо приготовленный вкусный обед вызывает в сознании мужчины желание сделать один подарок. Поэтому женщина не должна торопиться со своими просьбами, а лучше ей подождать накопления позитивного настроения в сознании мужчины. Торопливость в этом деле вызывает лишь ответное раздражение. Результаты исследований показывают, что рецепт борьбы с рецидивами преступлений до смешного прост: преступников нужно получше кормить! Например, в одной английской тюрьме улучшение питания молодых заключенных снизило число проступков и нарушений внутреннего режима на 25%. Что же касается тяжких преступлений, то их число снизилось на целых 40%! Чтобы защитить своего супруга от глупостей, его надо просто очень хорошо кормить, и он не захочет искать удовольствий на стороне.

Успех мужчины и женщины. Мужчине важен не просто успех, а осознание того, что он добился его самостоятельно, без посторонней помощи. Это - основа его самореализации как мужчины, и никто лучше женщины не старается разбить его надежду на самостоятельность. Она всегда старается помочь ему своим советом. Когда мужчина уже готов принять самостоятельное решение, и в его сердце уже появилась радость первооткрывателя, совет жены звучит как выстрел в спину. Почему это происходит? Из-за небольшого количества детей в семье. Помогать - естественное материнское чувство женщины по отношению к детям. Мало детей - муж станет ребенком для жены. Но муж давно уже не ребенок, и его раздражают опека и контроль. И если он потеряет свое главное удовольствие - самостоятельно находить решение проблемы, тогда он будет глубоко разочарован. С другой стороны, благодаря своей интуитивной природе, женщина, не задумываясь, очень точно выдает то же решение, которое мужчина вынашивал длительное время. Женщины, помните: ваша интуиция не должна проявляться раньше высказывания мужчины! Мужчина ради этого живет. Он хочет быть нужным, и тогда, с радостью в сердце и спокойным выражением лица, он подарит вам решение проблемы. И не ждите продолжения общения. Как только мужчина нашел решение, его интерес к этой теме тут же пропадает. Мужчина же должен помнить, что озвучивать свое решение следует только после того, как женщина выговорится, иначе это будет выстрелом в спину уже для нее.

по материалам из книги: Усанин Александр: "Пропуск в третье тысячелетие" .

Значимость общения для мужчин и женщин.

Аффилиация – потребность в общении и в эмоциональных контактах.

Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т.е. у женщин.

Установлено, что средний объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин.

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные.

Приводятся данные, согласно которым, многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у женщин – как норма.

Женщины редко ошибаются

в своих суждениях друг о друге.

А. Кристи

Если хотите узнать о недостатках девушки,

похвалите ее перед подругами.

Б. Франклин

Отношение к противоположному полу.

Во многих исследованиях показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

Дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное – как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков – как плохое. Роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. У девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружат с теми, кто добивается лучших результатов, чем они сами.

Круг общения у женщин и мужчин.

В круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части – на более старших представителей мужского пола.

Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партнеров общения является прагматизм.

В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только у мужчин, но и женщин. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину.

В пожилом возрасте женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, в то время как мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи.

Теснота общения и пол.

Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков.

Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу.

Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин.

Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем мужчины.

Сплоченность. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась на студенческих учебных группах.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

Мужской и женский стили общения.

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться.

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным.

Обмен взглядами. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, различаются. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Жест доверия – «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Жест «руки, прикладываемые к груди» еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Для женщины типичный жест неуверенности – медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом.

Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Объясняется это тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине – им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или рослому мужчине можно подходить почти вплотную – им это будет приятно.

Мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Занятие № 4.

Мужской и женский пол различаются в поведенческих стратегиях в различных жизненных ситуациях (табл. 3.14).

Индивидуальные половые различия в поведенческих стратегиях в различных жизненных ситуациях

Мужской пол

Женский пол

Коппинг-стратегии мальчиков и девочек 1 -5 классов в трудных и неприятных для них ситуациях

В 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще - к стратегии «дразню кого-нибудь», т.о. чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии

Достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу». Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия

Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

Пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение

Испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору

Конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу

Чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам

Проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов, скорее готовы заплакать

Стратегии поведения при психологической защите

Наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия

Разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален

При преодолении конфликтов

Больше выражены соперничество и особенно компромиссы

Приспособление и сотрудничество

Во время ссоры

Больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора

Чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом

В результате выполнения выпускной квалификационной работы студентки факультета психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Е. Б. Орловой на тему «Изучение гендерных различий в конфликтном поведении учащихся средних классов» (2009), под руководством А. Н. Томашева выявлено, что девочки более склонны урегулировать свои конфликты в виде соревнования (конкуренции) и стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Девочки отличаются умеренной общительностью, больше склонны к нравоучениям, часто занимают позицию «родителя». Стремятся к высоким показателям в любом деле. Предъявляют повышенные требования к себе, чувствительны к социальной справедливости. Более обидчивы, уязвимы, подозрительны, мстительны, ревнивы. Конфликтны, обычно выступают инициаторами конфликтов. В конфликте активны.

Мальчики характеризуются более агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию, чем девочки, более подвержены использованию физической силы против другого лица. Мальчики считают себя более конфликтными. Вместе с тем, мальчикам характерна добросовестность, аккуратность, серьезность в делах.

В результате выполнения выпускной квалификационной работы студентки факультета психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Н. С. Лом- заковой на тему «Изучение стилей поведения в конфликтах в супружеской системе в период первичной адаптации» (2009), под руководством Е. Л. Голенищевой, выявлено, что в первые годы совместной жизни супруги ориентируются в межличностных отношениях на стереотипы поведения, сформированные в добрачный период. Стремятся сохранить стиль взаимоотношений, характерный для периода ухаживания - романтическое ожидание вечной взаимной любви, ореол человеческих достоинств и их исключительности, присущих любимому (любимой). Однако реальные семейные отношения диктуют супругам необходимость соотносить, согласовывать, а зачастую корректировать собственные потребности и интересы, особенности личности и характера, модели ролевого взаимодействия в семье. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения.

Наиболее распространенные стратегии поведения в данной выборке сотрудничество и компромисс, которые являются конструктивными стратегиями разрешения конфликтных ситуаций. Молодые люди стараются не обострять конфликты. Они стремятся исключить такие социальные формы поведения, как соперничество и приспособление. В группе мужчин доминирующим стилем поведения в конфликтной ситуации является сотрудничество. У женщин тоже высокий показатель склонности к сотрудничеству, но женщины в данной выборке более склонны к компромиссу, чем мужчины.

Изучение степени удовлетворенности браком показало, что в данной выборке молодые люди оценивают брак, скорее, как благополучный. Однако мужчины демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности браком, чем женщины.

Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре выявило, что непосредственная удовлетворенность отношениями с партнером выше в группе женщин, косвенной - в группе мужчин. В данной группе обнаружена взаимосвязь на высоком уровне статистической значимости между показателями удовлетворенности браком и сотрудничеством, обратная взаимосвязь между соперничеством и удовлетворенностью браком. Таким образом, супруги, наиболее удовлетворенные браком характеризуются такими стилями поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс.

В психологической работе важно делать акцент на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, важный акцент - на формирование ценности значимых отношений, семьи. Психологическая работа также должна быть направлена на обучение клиентов навыкам саморегуляции, конструктивных способов поведения в конфликтной ситуации, навыкам разрешения конфликтов.

Существуют половые различия в производственных конфликтах (табл. 3.15)

В результате выполнения выпускной квалификационной работы студентки факультета психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина О. В. Догоно- вой на тему «Особенности взаимоотношениий военнослужащих мужчин и женщин, проходящих службу по контракту - коммуникативный аспект» (2009), под руководством Г. Р. Черновой установлено, что мужчинам свойственны реакции фру- стрирующих ситуаций направленные на окружающую среду, враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо, у них несколько заниженная самооценка, они часто конфликтуют с окружающими, так как недостаточно адаптированы к своему социальному окружению. У женщин фрустри- рующая ситуация интерпретируется как выгодная, приносящая удовольствие, но не исключаются ситуации, где враждебность направлена на окружающую среду. Женщины сами берутся разрешать фрустрирутощие ситуации, открыто признавая или намекая на свою виновность, у них адекватная самооценка, конфликты возникают только действительно в сложных ситуациях, следовательно, они лучше адаптированы к социальному окружению, чем мужчины. Мужчинам, как и женщинам, не свойственны ситуации, где осуждение направленно на самого себя с доминирующим чувством вины, собственной неполноценности, они не ждут того, что со временем проблема разрешится сама по себе.

В целом можно сказать, что военнослужащие мужчины в первую очередь направлены на выполнение задания, и только потом на взаимоотношения. Женщины наоборот настроены на межличностные отношения, они ждут удовлетворения от работы, заинтересованы в решении деловых проблем.

У военнослужащих женщин и мужчин представлены существенные черты андрогинного типа, в нем представлены такие черты, как маскулинного типа, так и фемининного типа - они гармоничны и взаимодополняемы, что повышает адаптивные возможности. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно- агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Военнослужащие женщины характеризуются готовностью к сотрудничеству, они готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, социальные контакты для них эмоционально значимы, возможны сложности отношений в коллективе, особенно если он женский. Они тревожатся о возможных своих ошибках, более оптимальное отношение к авторитетам, не навязывают свое мнение другим, боятся принятия решений. Женщинам свойственна социальная смелость, любовь и внимательность к людям, доброта. Военнослужащие женщины стабильны в поведении, эмоционально состоявшиеся, присутствует склонность к непостоянству, подверженности влиянию случая. Мягкость, утонченность, реалистичность суждений, а также артистичность натуры. Снисходительны к себе и другим, иногда им свойственны тревожность и беспокойство. Женщины хорошо контролируют свои эмоции и поведение, им свойственна расслабленность, спокойствие и невозмутимость. Мужчинам свойственна конкретность, примитивность в мышлении, они ориентированы на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяют внимание мелочам. Обладая социальной смелостью, не чувствительны к угрозе, решительные, имеют тягу к риску и острым ощущениям, держатся свободно, расторможено, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Мужчины характеризуются непосредственностью и прямолинейностью в общении, не соблюдают дистанцию в разговоре, стремятся к доминированию над другими, часто возникают проблемы в общении. Мужчины самоуверенны, берут на себя ответственность, реалистичны в суждениях, присутствует некоторая жестокость и черствость в отношениях, не обращают внимания на физические недомогания. Им свойственна подозрительность, расчетливость, цинизм. Они самоуверенны, стремятся к независимости, им свойственна мужественность, субъективность, чрезмерное спокойствие. Это говорит о том, что личностные особенности военнослужащих женщин, отличаются по сравнению, с личностными особенностями военнослужащих мужчин.

У женщин в конфликтных ситуациях тип поведения сотрудничество, компромисс и приспособление. Для них характерен поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон. Женщины конфликтные ситуации пытаются урегулировать через взаимные уступки. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Для мужчин характерным поведением в конфликте является соперничество, они открыто борются за свои интересы. В целом можно сказать, что в конфликтных ситуациях женщины ориентированы на сохранение межличностных отношений, они всегда стараются прислушаться к другим, ищут «золотую середину». Мужчины наоборот стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим.

Военнослужащие мужчины эгоистичны, работают для себя и на себя, не легки в общении. Могут возникать конфликты при попадании в другое общество, не любят перемен мест работы. В конфликтных ситуациях стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Они имеют на все свое мнение, если кто-то пытается ими управлять, то мужчины начинают агрессивно защищаться. Чем больше они претендуют на лидерство, стараются подчинить себе других, тем меньше у них проявляются такие качества как, уступчивость, способность к сочувствию, сопереживанию, для них не свойственно, принесение в жертву собственных интересов ради другого. С ними хотя и непросто, но можно договориться. Мужчины в целом способны достичь желаемого, как правило, тревога ситуативная, проявляется при неудовлетворении в достигнутом. У военнослужащих мужчин черты маскулинности и феме- нинности дополняют друг друга. Они независимы, напористы, доминантны, агрессивны, склонны к риску, самостоятельны, уверенны в себе, но могут быть и уступчивыми, мягкими, чувствительными и способными к сочувствию.

Военнослужащие женщины очень общительные, для них важны социальные связи. Они уступчивы, мягкосердечные, чувствительные, способные к сочувствию и сопереживанию, они значительное внимание уделяют эмоциональным аспектам. Но в сложных ситуациях могут быть напористыми, агрессивными, склонными к риску. Стремятся выполнять свою работу как можно лучше, не смотря на свои личные интересы. В конфликтных ситуациях предпочитают найти соглашение между участниками конфликта, могут принести в жертву собственные интересы ради другого. Хорошо взаимодействуют в коллективе, благожелательны по отношению к другим людям, совершенно свободны от зависти. У них великолепная интуиция, жажда знаний, позитивная установка ко всему новому, иногда присутствует непостоянство настроения. Они способны завышать свою самооценку, включаясь в общественную деятельность, предпочитают компромисс. Женщины стремятся к самостоятельным решениям, но устоявшиеся принципы иногда берут над ними верх. Высокая работоспособность сменяется апатией и расслабленностью. Более или менее они прислушиваются к авторитетам, импульсивны и в то же время рассудительны.

Проявляются половые различия в выраженности видов психологической защиты (табл. 3.16).

Индивидуальные половые различия в выраженности видов психологической защиты

Таблица 3.1 б

Установлено, что возрастом происходят изменения стратегий поведения (табл. 3.17).

Таблица 3.17

Индивидуальные половые различия стратегий поведения в старости

Существуют половые различия в альтруистическом поведении (табл. 3.18).

Мужской пол

Женский пол

Мальчики в ситуации угрозы наказания склонны отдавать предпочтение благополучию товарища. Однако эта закономерность проявляется только в ситуации группового взаимодействия. В ситуации наедине с экспериментатором все меняется

Девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманное отношение к сверстнице, их больше заботит собственное благополучие

У мальчиков группа катализирует их способность к действенной идентификации, вызывает соревновательный азарт, взаимовлияние

У девочек таким катализатором является взрослый (экспериментатор)

Для мальчиков большее значение имеет мнение сверстников

Девочки же более старательны и ответственны наедине с экспериментатором, в силу того, что у них больше выражена ориентация на позицию взрослого, стремление отвечать его ожиданиям

Оказание помощи зависит от типа помогающих действий, которые предписываются гендерными ролями (табл. 3.19).

Таблица 3.19

Индивидуальные половые различия в типах помогающих действий

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1 . Понятия маскулинность и феминность , определяют социальные, заранее определенные культурой роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур. Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные, ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины -- мужского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

Отделение друг от друга пола (биологического) и гендера (социального пола) произошло в рамках первобытного общества. Маскулинный и феминный способы существования гендерной картины реальности уже на ранних ступенях генезиса и становления человеческого общества могут как совпадать, так и не совпадать с чисто биологической идентичностью мужчин и женщин. Для гендерной идентичности решающее значение имеет не эмпирически фиксируемая половая принадлежность, а фактически выполняемая социальная роль мужа или жены. Это свидетельствует о самостоятельном характере гендера как именно социального (не биологического) пола. Их расхождение в современном мире детерминируется экономическими, демографическими и иными факторами.

Ввиду того, что маскулинность и феминность являются двумя основными способами существования гендера, они нуждаются в особом изучении. При этом следует учесть, что в переводе на русский термины маскулинность и феминность означают соответственно мужественность и женственность. Однако оперировать с категориальной парой маскулинность и феминность в теоретических исследованиях гораздо удобнее, чем с мужественностью и женственностью. Этим, в первом приближении, обусловливается предпочтительность употребления слов иностранного происхождения.



Итак, маскулинность и феминность являются атрибутами ГКМ, ее центральными образами. Сущность маскулинности и феминности свое адекватное выражение находит в понятиях мужественности и женственности. Иными словами, маскулинность и феминность следует определить как, соответственно, мужественный и женственный способы репрезентации, характерные именно для ГКМ. Взаимосвязь ее атрибутов – маскулинности и феминности – подчиняется закону дополнения противоположностей.


2. Термин «половая идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, - это установленный эмпирический факт.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями:

1. Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители.

2. Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за "мальчишеское" поведение и осуждают их, когда они ведут себя "как девчонки"; девочки же поощряются за фемининное поведение и порицаются за маскулинное. С позиций этой теории трудно объяснить отклонения от половых стереотипов, которые возникают стихийно, вопреки даже воспитанию.

3. Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества.

Таким образом,половая идентичность - это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь выходит из детства.

Несмотря на общий характер, в поведении подростков имеются и определенные половые различия. Мальчики и юноши в большинстве своем физически более активны, динамичны, агрессивны, ориентированы на соперничество, конкуренцию.Однако следует учитывать существенную роль индивидуальных особенностей каждого подростка.


Гендерные аспекты лидерства

Проблема лидерства изучается многими учеными более ста лет. Она стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет как в количественном отношении, так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.

Среди гендерных теорий лидерства (появившихся также сравнительно недавно, ибо фактор пола почти не учитывался ранее в психологии лидерства) к конкурентным можно отнести все те, что считают фактор пола доминирующим (теории гендерного потока, гендерного отбора лидеров, концепции токенизма и инграциации), а также те, что считают равноценными лидерскую позицию и пол (концепция информационной обработки, социально-ролевая теория). Кооперативными можно считать теории, которые не придают значения полу лидеров, а доминирующим фактором считают лидерскую позицию (ситуационно-должностной подход, статусная теория, модель LMX - leader-member exchange - обмен в диаде «лидер-последователь», а также модификация Ц.Шнейера фидлеровской модели).

Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели. Первая подчиняется принципу долженствования (поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее) и описывается следующими показателями: мужской пол (хотя лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками), зрелый (или просто старший) возраст, высокие конкурентность, маскулинность, сексуальность, доминантность, агрессивность. Различие в поведении лидеров - мужчин и женщин - по данным разных авторов, может быть, с нашей точки зрения, объяснено приверженностью их к маскулинной или фемининной модели.

Гендерные качества личности складываются под влиянием имеющихся в обществе представлений о том, как должны вести себя мужчины и женщины - возникают так называемые тендерные стереотипы. Эти стереотипы влияют и на поведение лидера - учет пола при выдвижении лидера, демонстрация маскулинного или фемининного лидерского стиля и т.п.

Таким образом, личность лидера складывается под влиянием различных факторов, и в ней можно проследить отражение ролевого (лидерского), гендерного и культурного стереотипов.


Психологические особенности мужчин и женщин

Мужчина и женщина не лучше и не хуже друг друга, просто они - разные! Даже обработка информации у них происходит по-разному, при помощи разных полушарий. Мужчина и женщина думают и действуют по-разному, у них разное поведение, восприятие, приоритеты. Мужчина - это логика, математика, голова. Женщина - это душа, эмоции, сердце. Женщины замечательны тем, что они привлекают, излучают энергию и обаяние, поощряют и воспитывают, любят новизну и обожают получать новую информацию, в том числе и в виде слухов.

Мужчина чаще прямолинеен, «достает» собеседника, любит спорить и соревноваться. Женщина же хорошо умеет слушать, ее успех - в отличных коммуникациях. Она разговорчива, отзывчива, не скрывает своих эмоций. Мужчин с детства приучали быть твердыми, неутомимыми, соперничать и побеждать. А смыслом жизни женщины всегда были и будут семья, муж, дети, благополучие. Мужчина добывал еду, властвовал, реализовывал свои желания, а женщина растила детей, руководила бюджетом, развивала ловкость и интуицию, обольщала и привлекала. Эволюция мужчины и женщины протекала в разных обстоятельствах, поэтому любое явление они видят поразному: мужчина - в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картину мира из мозаики, а женщина сразу «вбирает в себя» более широкую картину, отмечает в основном детали, ее интересуют взаимоотношения каждой частички с соседней, но не пространственная взаимосвязь частиц. Мужчина ориентирован на то, чтобы достигнуть своей цели, определить социальный статус, получить власть, победить в конкурентной борьбе, успешно достигнуть итоговой черты. Фокус интересов женщины - общение, сотрудничество, гармония, любовь и взаимоотношения. Отличия между мужчиной и женщиной столь велики, что непонятно, как они вообще могут уживаться вместе!

Женщина, как и большинство женских особей млекопитающих, наделена чувственным восприятием с гораздо более тонкой настройкой, чем мужчина. Эта способность необходима женщине - хранительнице детей, очага - для улавливания мельчайших изменений в настроении других

Сегодня для женщины мало тихого семейного счастья. Она хочет делать карьеру! Успешная, расчетливая, способная к быстрым решениям, она более эмоциональна, непредсказуема, чувствительна в критических ситуациях - это связано с работой левого полушария. Но и трезвый расчет, и логика сейчас также свойственна женщинам, как и мужчинам. Мужские качества помогают женщине стать истинным лидером.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общие вопросы специальной психологии

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

· - психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);

· - психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);

· - психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

· - психологию детей с нарушениями речи;

· - детей с ЗПР;

· (- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;

· - с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы;

· - с нарушениями поведения;

· - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения).

Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая психология, юридическая психология, психологическая диагностика и психологическая коррекция.

Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией, невропатологией и т.д.

Специальная психология основывается на ряде принципов, прежде всего, общепсихологических: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.